Дети с синдромом дауна реабилитация

Дети с синдромом дауна реабилитация thumbnail

Основной целью воспитания и обучения детей с синдромом Дауна является их семейно-социальная адаптация. Чем раньше родители начнут развивать своего больного ребенка, тем успешнее он будет добиваться успехов. Родители таких детей должны помнить, что ответственность за степень интеграции ребенка полностью лежит на их плечах, поэтому они не должны отказываться ни от какой помощи и использовать все имеющиеся методики.

Реабилитация детей с синдромом Дауна – это длинный путь, который нужно пройти очень мелкими шагами, поэтому придется запастись терпением и найти эффективные методики, позволяющие задействовать все существующие каналы восприятия:

· наглядность;

· осязание;

· слух;

· кинестетические ощущения.

Особенности методик диктуют определенные требования. Занятия должны обязательно вызывать интерес у ребенка, а результаты – постоянно поощряться. Поощряются групповые занятия для улучшения социальной приспособленности ребенка и его подготовки. Также приветствуется нахождение ребенка в детских коллективах (например, в детских садах), так как доказано, что находясь в коллективе, дети с синдромом Дауна быстрее и лучше приспосабливаются. Дети с синдромом Дауна могут проходить обучение в специализированных школах, но возможно также и посещение обычных школ, что так же способствует улучшению социальной подготовки ребенка.

Приветствуются занятия с психологами и логопедами в специальных реабилитационных центрах. При правильно организованном уходе и специальном обучении дети с синдромом Дауна осваивают те же навыки, что и здоровые дети, только несколько позже.

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться родители ребенка с синдромом Дауна это необходимость поставить в известность близких родственников и друзей. Очень часто это ставит окружающих в неловкое положение и стать причиной натянутости в отношениях. Выходом из этой ситуации является откровенный разговор, который помогает преодолеть все страхи и неуверенность и осознавать, что детям с синдромом Дауна также необходимы родительская забота и любовь.

Правильно организованный уход за детьми с синдромом Дауна, ранняя поддержка и психологическая помощь позволяют вырастить вполне адекватного ребенка, а родителям дает возможность вести обычный образ жизни и наслаждаться общением с крохой.

Большинство детей с синдромом Дауна имеет отклонения в умственном развитии, которые варьируются от легких до умеренных. Раннее вмешательство в эту проблему идет только на пользу детям с синдромом Дауна. Многие из них учатся читать, писать и участвуют в нормальной деятельности.

Когда ребенок с синдромом Дауна здоров, он нуждается в развивающих, общеукрепляющих и обучающих программах, коррекционных занятиях со специалистами логопедами-дефектологами. Ранние и последовательные усилия по закреплению моторных навыков и общему развитию ребенка приводят к хорошим результатам: ребенок не только обслуживает себя самостоятельно, но и способен посещать специализированную или даже обычную школу.

Так же как метод психофизиологической и социальной коррекции является анималотерапия, которая включает практически все методы медицинской реабилитации.

Множество современных и уже опробованных методик дают прекрасные результаты. Анималотерапия отличается формированием особо доверительного контакта больного ребенка и специально подготовленного животного. Игровая форма обучения фиксирует интерес ребенка, снижает его утомляемость. В тесном контакте с животным развиваются моторные навыки, тренируются слабые мышцы, расширяется кругозор и улучшается психоэмоциональное состояние ребенка с синдромом Дауна.

1) Дельфинотерапия.

В ряду особо перспективных обучающих программ с участием животных, стоит дельфинотерапия. Специально обученные дельфины погружают ребенка в мир чуткого тактильного контакта и ультразвукового общего воздействия. Игры и занятия с «улыбчивыми» дельфинами развивают мышечный корсет ребенка, его моторные и речевые навыки. Ультразвук из сонара дельфина благотворно воздействует на центральную нервную систему, укрепляет иммунитет, улучшает функцию внутренних органов и эндокринных желез.

Занятия с дельфинами обучают больного ребенка самостоятельности и независимости от посторонней помощи. Ребенок запоминает позитивные модели поведения в незнакомой обстановке и в дальнейшем легче адаптируется в социуме.

2) Иппотерапия — от др.-греч. ἵππος «лошадь» метод реабилитации, посредством лечебной верховой езды.

Использование метода иппотерапии в реабилитации детей с различными нарушениями в развитии, в данном случае детей с синдромом Дауна, уменьшает чувство тревоги, способствует достижению самостоятельности. Лошадь требует постоянного к себе внимания, и за счет этого возрастают способности ребенка адаптироваться к реальности.

Иппотерапия — является методом реабилитации, когда ребенок и не догадываться о том, что лечится, в результате чего снижается вероятность возникновения сопротивления. Кроме того, данный метод — безмедикаментозный, он не имеет побочных эффектов.

Однако важнейшим элементом иппотерапии, из-за которого ее эффективность в ряде случаев значительно выше других форм терапии — это сильная мотивация ребенка к занятиям, желание заниматься и общаться с лошадью.

Лошадь на занятиях иппотерапией является и посредником во взаимоотношениях иппотерапевта и всадника, и адресатом команды, и в свою очередь именно повиновение лошади показывает ребенку причинно-следственные связи (я командую — лошадь выполняет команду).

Дети с синдромом Дауна испытывают затруднения в понимании причинно-следственных отношений, их мышление конкретно, им крайне сложно перенести усвоенный опыт решения задачи в новые условия, они плохо понимают речь окружающих. Коррекционная верховая езда в какой-то мере компенсирует ситуацию, дает им возможность добиваться успехов, подружиться с доброй, отзывчивой на ласку лошадью, причем речевое общение для этой дружбы не нужно.

Что может обеспечить реабилитация детей с синдромом Дауна?

1. Развитие двигательной системы.

2. Навыки самообслуживания и поведения в быту.

3. Взаимодействие с окружающим миром.

4. Снижение барьеров инвалидности.

5. Развитие речи.

6. Сенсорные, эмоциональные и психологические особенности.

7. Навыки обучения и усвоения школьной программы.

8. Полноценное развитие личности.

Это самые основные и специфические методы реабилитации. Основные методы, такие как физиотерапия, может быть направлена на лечение и профилактику какого-либо заболевания которое требует лечения у пациентов с синдромом Дауна.

Показаниями для физиотерапии является:

· заболевания сердца и сосудов: стенокардия, гипертоническая болезнь, инфаркты, вегето-сосудистая дистония, облитерация сосудов ног, болезнь Рейно;

· болезни органов дыхания: бронхиальная астма, хронические бронхиты, пневмония, ОРВИ, грипп;

· ЛОР-заболевания: гайморит, хронический тонзиллит, ангина, ларингит;

· заболевания нервной системы: остеохондрозы, радикулиты, неврозы, последствия травм головы, детский церебральный паралич, инсульты, мигрени, головные боли;

· заболевания желудочно-кишечного тракта: язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, гастриты, колиты;

· урологические заболевания и патологии почек: циститы, пиелонефрит;

· гинекологические заболевания: аднексит, эндометриоз, миомы, кисты, бесплодие, климакс, поликистоз;

· мужские половые болезни: простатит, аденома, импотенция, бесплодие;

· кожные заболевания: нейродермит, дерматит, экзема;

· заболевания опорно-двигательной системы: артрозы, артриты, межпозвоночные грыжи, сколиоз;

· стоматологические болезни: зубная боль, пародонтоз, воспалительные процессы;

· гормональные и эндокринные патологии: заболевания щитовидной железы, лишний вес, ожирение.

Это как примеры, для того что бы понимать, что именно мы будем восстанавливать.

К огромному счастью в наше время есть множество методов реабилитации, которые помогут вырастить ребенка с синдром Дауна, который при огромной работе может жить в обществе здоровых людей.

ИНВАЛИДНОСТЬ

Социальная поддержка детям с инвалидностью и их семьям:

1 Если родитель не работает, то он может получать компенсационные денежные выплаты по уходу за ребенком-инвалидом. Которая составляет 1200 руб.

2. 50% на оплату услуг ЖКХ.

3. Льготное обучение в дошкольных, школьных и определенных высших образовательных учреждениях.

4. Льготы на получение жилья (льготы на очередь).

5. Льготный проезд в общественном пассажирском транспорте.

6. Отдых и реабилитация в санатории на льготных основаниях, а также бесплатный проезд до санатория и обратно.

7. Бесплатное обеспечение лекарственными средствами по рецепту врача.

Кроме этого, в отдельных регионах власти могут устанавливать дополнительные льготы.

Особого внимания заслуживает тот факт, что один из родителей ребенка-инвалида может досрочно оформить пенсию, если он ухаживал за ребенком с инвалидностью до 8 лет и имеет страховой стаж: отцы — 20 лет (досрочный пенсионный возраст 55 лет, матери — 15 (досрочный пенсионный возраст 50 лет).

Этапы оформления инвалидности:

Существуют некоторые особенности оформления инвалидности детям с синдромом Дауна.

К примеру, инвалидность детям с синдромом Дауна дают только с года и временную – на 1 год. Из этого следует, что родителям приходится ежегодно проходить процедуру переосвидетельствования инвалидности своего ребёнка. По истечение 3-4 лет можно претендовать на получение категории «ребенок-инвалид».

1. Посещение участкового педиатра, обход медицинских специалистов (окулист, невролог, хирург и другие), сдача анализов и обследование (ЭКГ, ЭЭГ). Получить от лечащего врача эпикриз и специальную форму, которые необходимо подписать у главврача.

2. Записаться и затем пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ). По итогам комиссии выдаётся справка о присвоенной инвалидности, специальный открепительный талон (его необходимо предъявить в местной поликлинике). Вторая (отрезная) часть справки об инвалидности предоставляется в территориальный орган Пенсионного фонда. Кроме того, ребенку определяется индивидуальная программа реабилитации (ИПР), о чем сказано в предыдущей главе.

Также в ИПР вписываются технические средства реабилитации.Среди технических средств реабилитации — лекарственные средства, ортопедическая обувь, корсеты, головодержатели, памперсы и другое.

3. Предоставить в ПФ следующие документы, необходимые для оформления пенсии:

· паспорта родителей;

· заявление;

· свидетельство о рождении ребенка;

· справка о составе семьи и месте регистрации;

· свидетельство о браке;

· трудовая книжка родителя;документ об образовании, если человек не работает – справку из Центра занятости населения;

· финансовый лицевой счет в банке;

· сберкнижку;

· справку МСЭ.

4. Эти же документы нужно предоставить в Управление социальной защиты для оформления льгот и пособий.

Пенсия назначается ребенку-инвалиду в сумме 12500 руб. 78 коп (в сумму входит ЕДВ – 2123, 92 руб.). По данным на 1 апреля 2014 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.

Современные исследования (см. приложение 3) показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, эффективностью программ ранней помощи, дошкольной и школьной помощи.

На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными людьми, обучались в обычных школах и даже могли получить высшее образование. Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.

Итак, не смотря на генетическую обусловленность заболевания и отсутствие эффективного лечения детей с синдромом Дауна, существует возможность их социальной адаптации.

Дети-дауны имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, нуждаются не столько в упрощенной, сколько в индивидуальной программе обучения. Малышам с синдромом Дауна сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, как правило, обладают хорошими способностями к визуальному обучению (например, им несложно выучить и использовать написанный текст).

При обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

Таким образом, находясь среди типично развитых сверстников, особый ребенок получает примеры нормального, соответствующего возрасту поведения. Посещая школу и детский сад по месту жительства, эти дети имеют возможность развивать взаимоотношения с детьми, живущими по соседству. Посещение обычной школы является ключевым шагом к интеграции в жизнь местного общества и общества в целом.

Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

Будущее детей с синдромом Дауна сейчас обещает больше, чем когда-либо и многие родители уже справились с теми проблемами, которые стоят перед ними.

В результате анкетного опроса родителей (по данным ДОУ Родник см. приложение3), было выяснено, что большинство детей относительно самостоятельны в пределах их возраста, относительно хорошо рисуют, лепят из пластилина, вырезают ножницами из бумаги. Большинство родителей считают, что их дети достаточно ответственны, усвоили правила поведения в общественных местах и полностью готовы к школе.

Все дети с удовольствием посещают детский сад. Родители всех 15-ти детей ответили, что считают их достаточно способными. Все родители проявляют заинтересованность в развитии своих детей и отмечают большую помощь педагогов и психологов в ДОУ в воспитании и обучении их детей. Таким образом, успешность социально-психологической адаптации детей с синдромом Дауна в семье зависят от благоприятных социальных условий и детско-родительских отношений.

К конечном итоге, мы выполнили поставленные задачи:

1. Проанализировали и изучили множество источников по теме данной курсовой

2. Раскрыли понятие о синдроме Дауна, указали виды и особенности данной патологии.

3. Рассмотрели методы реабилитации для детей с с. Дауна

4. Изучили особенности социально-психологической реабилитации

5. Изучили возможность инвалидизации и помощь государства

7. Рассмотрели роль фельдшера при реабилитации пациентов с синдромом Дауна.

Таким образом, на мой взгляд, цель курсовой работы достигнута, основные задачи раскрыты.

Источник

Автор Анна Антоновна На чтение 5 мин. Просмотров 46 Опубликовано 11.02.2020

Синдром Дауна относится к хромосомному синдрому, о котором заговорили еще в 1959 году. Диагностировать это заболевание не трудно.

У деток с этой болезнью Синдром Дауна имеется в наличии дополнительная копия 21 хромосомы. Это может спровоцировать физические нарушения, вплоть до пороков внутренних органов, а также нарушение умственных способностей (снижение интеллекта).

[content-wide]Синдром Дауна – это заболевание, вызванное проблемами с генетикой. Оно начинает развиваться у плода, когда он находится еще у женщины в утробе. У таких деток наблюдается плоское лицо и укороченная шея, еще один признак – наличие проблем с умственным развитием (слабой или средней степени). Эта болезнь считается хронической.[/content-wide]

Детям с таким диагнозом, в зависимости от физического состояния ребенка и индивидуальных симптомов заболевания, разрабатывается специальный комплекс лечения.

Если выполнять все предписания врача, приложив определенные усилия, можно помочь малышу адаптироваться к полноценной жизни.

Причины появления болезни синдрома Дауна

Нарушения в развитии хромосом тянут за собой их деформирование, и такие видоизмененные хромосомы появляются у ребенка задолго до его рождения.

Деформированные хромосомы появляются в каждой клетке организма малыша, и являются носителями ДНК.

У ребенка с этим синдромом, количество хромосом на одну больше, чем у здорового малыша (47). Это провоцирует к нарушениям в работе головного мозга и всего организма.

Наука еще не нашла конкретных оснований для появления сбоев в развитии хромосом.

[content-wide]Никто не может до сих пор расшифровать, откуда берет начало этого заболевания, но ученые склоняются к мысли, что свою роль все-таки играют мутагенные факторы внешней среды[/content-wide]

  • Больше всего рискуют женщины старше 35 лет, их яйцеклетка может быть подвержена воздействию разных негативных факторов. Чтобы вовремя определить генетические пороки у будущего малыша, мама должна пройти полное обследование на генетические отклонения.
  • Если возраст отца превышает 40 лет, если у кого- то из других детей в этой семье наблюдались симптомы этого заболевания. Мужчина этой возрастной группы должен перед актом зачатия обязательно пройти анализ на вероятность генетических изменений и определение качества спермы. После этого необходимо на протяжении месяца попить витамин Е и минералы.
  • Браки между родственниками, причем, чем ближе родство, тем больше риск развития патологии. Если у супругов встречаются изъяны 21 хромосомы или белка, который отвечает за развитие хромосом.
  • Наступление беременности при несформировавшемся организме будущей матери, которое менее 16 — 18 лет. Детородная система организма еще не подготовлена к вынашиванию ребенка, во время созревания яйцеклетки могут появиться генетические нарушения.
  • Если родители будущего ребенка каким-то образом подвергались радиационному облучению, сталкивались в работе с ядовитыми веществами, вибрацией, электромагнитным излучением.
  • Когда первых две попытки выносить ребенка, заканчивались гибелью плода.
  • Женщина забеременела с хроническими патологиями половых органов, опухолью в районе таза, переболевшая вирусными инфекциями (корью, краснухой эпидемическим паротитом, герпесом, токсоплазмозом), постоянно употребляющая спиртные напитки, наркотики или никотин, должна пройти полное обследование перед наступлением беременности, так как она очень рискует родить неполноценного ребенка.

Внимание! На появление синдрома Дауна не влияет сложное протекание беременности или тяжелые роды. Виновата только генетика.

Синдром Дауна cимптомы заболевания

У деток, появившихся на свет с таким тяжелым заболеванием, лицо имеет уплощенную форму с монголоидным разрезом глаз, маленькими ушными раковинами, снижением мышечного тонуса, у малышей присутствуют аномалии развития мизинцев кисти с одной – единственной сгибательной складочкой на ладонях.

У ребенка может быть врожденная патология межжелудочковой перегородки сердца, атрезия двенадцатиперстной кишки, врожденный гипотиреоз, нарушение дыхательной системы и даже потеря слуха.

По истечении некоторого времени, у малыша начинает четко выделяться задержка физического и психического развития. Больной ребенок отличается низеньким ростом, умственной отсталостью, у него происходят сбои  в иммунной системе, поэтому он чаще других подвергается воздействию бактерий.

Лечение синдрома Дауна

Медицина еще не располагает информацией о методе лечения этого заболевания. Могут использоваться курсы ноотропных и сосудистых медпрепаратов. С целью выявления проблемы заранее, всем женщинам, которые собираются зачать ребенка после 45 лет, проводится внутриутробное цитогенетическое исследование плода (изучение хромосом). Если будет найден аномальный кариотип, то женщине предлагают прервать беременность.

Детей, рожденные с синдромом, сразу же проверяют на наличие сопутствующих заболеваний (органов слуха, зрения, щитовидной железы). Чем раньше начнется лечение этих проблем, тем больше шанс на выздоровление. Такие дети должны постоянно находиться под наблюдением врачей.

Специалист предлагает родителям индивидуально подобранную программу лечения ребенка, которая будет соответствовать только его особенностей развития. Обычно требуется помощь врача логопеда и специалиста по врачебной физкультуре.

Реабилитация Синдрома Дауна

Чтобы адаптировать такого малыша c cиндром Дауна к жизненным условиям, важно проводить с ребенком комплекс воспитательных мероприятий:

  • Для начала родители малыша должны узнать всю информацию об этом заболевании. Это научит их правильному поведению и общению с больным ребенком.
  • Нужно следить за тем, чтобы малыш получал качественное медицинское обслуживание.
  • Очень важно с первых шагов научить ребенка делать что-то самостоятельно, необходимо помочь ему приспосабливаться к жизни в обществе, не изолировать его от людей, научить принимать себя таким, какой он есть.
  • Можно общаться с родителями подобных детей, консультироваться с ними, выслушивать советы.
  • В грудном возрасте деток стараются уберечь от различных инфекций, простудных заболеваний. Уже можно начинать проходить специальные курсы терапии.
  • У ребенка младшего и школьного возраста нужно держать под контролем рос и общее развитие, так как у таких детей все происходит в замедленном темпе. Появляются проблемы с поведением больного ребенка в обществе.
  • В течение всей жизни необходимо соблюдать диету, следить за физическими нагрузками.
  • Больных синдромом Дауна учат общаться с людьми, принимать самостоятельные решения.

Итак, от умственного развития ребенка и его физических способностей будет зависеть его дальнейшая жизнь, то как он ее будет воспринимать, как научится решать свои проблемы. И в этом ему должны помочь родители.

Источник