Дети с синдромом аспергера коррекция

Дети с синдромом аспергера коррекция thumbnail

Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм аутизма. Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Типичные симптомы синдрома Аспергера

Состояние при данном синдроме называют скрытой дисфункцией, так как по внешнему виду обычно невозможно понять, что с человеком что-то не так. Синдром не влияет на сохранность интеллекта, зачастую дети-аспи, как их называют, имеют значительные успехи в области точных наук или в творчестве. Проблемы проявляются в области социализации и межличностных коммуникаций.

Типичной для данного состояния является «триада нарушений»:

  1. Социальное взаимодействие
    Сложности проявляются в налаживании контактов с окружающими. Помимо редкого зрительного контакта дети-аспи не умеют поддерживать дружеские отношения, не воспринимают принятые в обществе социальные нормы, могут казаться бестактными или назойливыми. При этом же их отличает склонность к уединению и некоторой отстраненности от окружающих.
  2. Социальные коммуникации
    Эмоции — это то, что не доступно людям с синдромом Аспергера. Они все понимают буквально. Мимика, жесты, сопровождающие нашу речь, им непонятны. Сарказм и метафоры, анекдоты ими не используются. Кроме того большие затруднения вызывает вообще само начало разговора и умение вовремя его завершить.
  3. Социальное воображение
    Воображение в широком понимании Аспергер вовсе не исключает. Носители этого синдрома могут быть писателями, художниками, Однако эмпатия им не доступна. Они не могут предположить альтернативного разрешения ситуации, не опираются во мнении о другом человеке на его чувства и эмоции, выраженные невербально.

Еще характерные признаки синдрома Аспергера:

  • Приверженность к определенному порядку вещей, расписанию, традициям.
  • Ярко выраженная увлеченность определенной темой.
  • Особенности сенсорной чувствительности — чрезмерно повышенная либо, наоборот, сниженная.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения.
Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств — он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) — для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Лечение синдрома Аспергера

В настоящее время не существует абсолютного лечения данного состояния. Для коррекции тяжелых проявлений синдрома назначается медикаментозная терапия, в прочих случаях работу ведут психологи, педагоги и логопеды-дефектологи.
Несомненно, чем раньше удастся выявить симптомы и провести диагностику, а значит и начать применять коррекционные меры, тем больших успехов можно добиться. Однако говорить о полном излечении нельзя.

Стоит все же отметить, что взрослые с синдромом Аспергера живут вполне полноценной жизнью, создают семьи и находят для себя работу, добиваясь в ней немалых результатов. Конечно, это те люди, которые смогли адаптироваться в социуме и прошли некоторую коррекционную работу.

Психологи и педагоги помогают аспи-детям научиться вести себя в обществе, помогают выработать правильные стереотипы поведения.

Зачем ребенку с синдромом Аспергера логопед-дефектолог?

Большое значение имеет и логопедическая коррекционная работа. Несмотря на то, что речь у детей с синдромом Аспергера развивается вовремя, она отличается многими нарушениями, решить которые и должен логопед-дефектолог:

  • Ускоренное развитие речи приводит к наличию довольно обширного словарного запаса, однако даже такой «академический» словарь не дает ребенку возможности строить общение и иногда даже отпугивает сверстников. Кроме того, узкая направленность его интересов накладывает отпечаток и на словарный запас.
  • Многократное повторение отдельных слов или целых фраз — тоже отличительная черта синдрома Аспергера. Коррекционные занятия направлены на построение правильной устной речи.
  • Характерным симптомом синдрома является также семантическая дислексия (механическое чтение). Ребенок может хорошо и быстро прочесть текст, но не понимать его содержания.
  • Речь аспи-детей отличается ускоренным или, наоборот, замедленным темпом, монотонностью. Для того, чтобы устранить этот недостаток используются различные игры и задания, позволяющие ребенку взять под контроль эту область. В занятиях используются приемы логоритмики, заданий на сочетание движений и говорения.
  • Здесь мы подходим к еще одной характерной черте синдрома — нарушению моторики и координации. Дети-аспи имеют значительные проблемы с завязыванием шнурков, имеют плохой почерк, неуклюжи и неловки. Упражнения по развитию мелкой моторики и координации движений позволят им справиться с этими сложностями.
  • Большая часть логопедической работы — развитие коммуникативной речи. На занятиях используются дидактические игры, в которых дети учатся строить диалог, осознают правила общения и выстраивания социального общения.
  • Иногда у детей-аспи встречается дизартрия, которая тоже требует коррекции и развития артикуляционного аппарата.
Читайте также:  Флаг общества больных синдромом дауна

Синдром Аспергера называют также высокофункциональным аутизмом. Многие качества людей-аспи могут стать и их сильной стороной, позволяющей им добиться многого в жизни — логичность мышления, внимательность к деталям, независимость мышления, высокий интеллект. Родители, стремящиеся помочь ребенку скорректировать негативные проявления синдрома, дают ему возможность успешно построить свою жизнь. В принципе, он в хорошей компании — рядом с Ньютоном, Эйнштейном и другими выдающимися личностями.

Источник

В наше время люди с синдромом Аспергера (в народе аспергеры или аспи) встречаются достаточно часто. Зачастую окружающие воспринимают таких людей, как тяжелых в общении, несколько странных, но талантливых и неординарных. Что это за синдром, как его диагностировать и надо ли лечить?

Дети с синдромом аспергера коррекция

Синдром Аспергера — болезнь или норма?

Ганс Аспергер, немецкий педиатр и психиатр, в 1944 году описал некое расстройство личности, характеризующееся, главным образом, ограничением эмпатии. Позже это расстройство получило его имя и широко известно как синдром Аспергера. Считается, что синдром — одно из проявлений аутистического спектра. На самом деле, синдром Аспергера — это своеобразное развитие, которое характеризуется нарушением социального взаимодействия и эмоционально-волевой сферы при полностью сохранном интеллекте.

По каким признакам можно заподозрить синдром Аспергера?

Синдром Аспергера характеризуется:

1. Проблемами с социальным взаимодействием — отсутствие или ослабление глазного контакта, проблемы с невербальной коммуникацией (отсутствие жестикуляции, в том числе указательного жеста, бедная мимика), отсутствие спонтанности в проявлении эмоций, невозможность эмоционального ответа и т.д.

2. Проблемы с крупной моторикой, неуклюжесть (ребенок не может подпрыгивать, кидать мяч, бегать наравне со сверстниками, лазать и т.д).

3. Стереотипное поведение:

  • повторяющиеся действия (моторные стереотипы);
  • узкий интерес (человек концентрируется на одной теме и погружается в нее досконально. Например, если аспергер увлекается машинами, он будет изучать только машины — их устройство, виды, функции. Он будет о них читать, собирать их, говорить с вами о них. Именно эта особенность аспергеров как раз и дает им возможность прослыть гениями, ведь если все свое время и потенциал посвящать одной области, непременно станешь в ней экспертом. Некоторым повезло, и свой узкий интерес они могут применить для заработка. К сожалению, так бывает не всегда;
  • ритуальность (аспергерам, как и другим аутистам, необходимо четко придерживаться определенного ритма жизни. Даже небольшое отступление от привычной рутины может стать причиной огромного стресса).

4. Речь, опережающая интеллектуальное развитие. Если ваш малыш рано и хорошо заговорил, обратите внимание на характер его речи. Важно, пользуется ли он речью для общения с вами, легко ли отвечает на вопросы, вступает ли в диалог с незнакомыми людьми, не кажется ли вам его речь слишком сложной, книжной, не живой? Обращайте внимание на интонацию. Она может быть монотонной, несколько натянутой. Иногда аутисты говорят слишком громко. Люди с синдромом Аспергера часто склонны к эхолалии (механическое повторение слов или целых фраз, услышанных ранее, обычно без понимания смысла). Внутренние мысли также проговариваются, что делает речь аспи еще более громоздкой, запутанной и непонятной.

Дети с синдромом аспергера коррекция

Как и когда можно выявить синдром Аспергера у ребенка?

Диагностировать синдром Аспергера крайне сложно, многие живут с ним много лет и даже не догадываются о его наличие у себя. Говорят, как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых аутистов. То же самое относится и к людям с синдромом Аспергера. Мы имеем дело со сложным многогранным расстройством. Особенно сложно идентифицировать синдром у детей. Но внимательная мама рано или поздно заметит, что с ребенком что-то происходит. Конечно, правильнее всего показать его специалистам. В данном случае, это врач-психиатр.

Читайте также:  Отказ в инвалидности при синдроме дауна

Также существуют специальные тесты на определение синдрома Аспергера у детей и взрослых. Разумеется, результат не стоит воспринимать как истину в последней инстанции. Но прохождение теста поможет вам оценить, насколько критичны некоторые аутичные проявления у вашего ребенка.

Ведь часто дети с синдромом Аспергера считаются избалованными, невоспитанными, неудобными, эгоистичными.

Бывает, что родители из лучших побуждений пытаются давить на ребенка, проводить какие-то воспитательные мероприятия. Но они не имеют успеха, а часто даже ухудшают ситуацию, поскольку малыши аспи и сами не могут объяснить своих действий, не понимают, почему ими не довольны окружающие. С такими детьми нужно быть очень терпеливым и гибким. Если родителям сложно перестроиться, стоит поискать помощь извне, например, обратиться к психологу.

Как живется с синдромом Аспергера?

Чтобы лучше понять, каково людям с синдромом Аспергера, обратимся к ним самим. Вот что вспоминает о своем детстве уже взрослая участница одного из форумов для людей с аутизмом.

«Представьте, что вы попали в китайский глухой городишко, и все люди на одно лицо. Все от вас чего-то немедленно и постоянно хотят, говорят знакомые звуки, но они означают совсем другие слова, и вы никак не можете привыкнуть есть палочками! Вы повторяете за ними их ритуалы, вам кажется, что вы делаете очень похоже, но все смеются! Они считают вас странным и несколько тупым существом, поэтому не церемонятся и тычут постоянно в вас пальцами. А сами простой задачки не решат, постоянно делают ошибки в письме. Еда невкусная, острая, пряная, очень соленая! А все спокойно едят и еще присаливают! Да, вот так поживите неделю и получите расстройство, а через год — депрессию. А я живу 43 года. В реальной жизни я не могу пить чай — он очень горький. И сок не могу, он едкий, пью только воду. Ем простую пищу и только раздельно. Я закончила школу почти на все пятерки, кроме пения и физкультуры. Я не инвалид, нет, я художник-мультипликатор и даже имею международные награды. Но битьем синдром Аспергера не лечится, увы».

В связи с патологическим отсутствием эмпатии, аспергерам сложно поддерживать дружеские отношения с людьми. Помните об узких интересах? Аспи может увлеченно рассказывать вам о гончарном искусстве древних славян, нимало не интересуясь, занимает вас эта тема или нет. А рассказы такие могут длиться без преувеличения часами. Кроме того, он совершенно не сможет разобраться, говорите вы правду или лжете, расстроены или веселы. Шутки, намеки, скрытые смыслы — все это вне зоны понимания.

За свою жизнь аспергеры учатся понимать, как реагировать на определенные моменты, даже знают, какое выражение лица применимо к данной ситуации, но все это они постигают интеллектуально, а не интуитивно, как большинство. Просто заучивают, как мы учим иностранный язык и чуждые нам традиции.

Кроме того, в связи с разнообразными нарушениями восприятия, они подвергаются постоянной сенсорной перегрузке. Обыденный для нас с вами поход в магазин может обернуться для человека с синдромом Аспергера настоящей пыткой. Ведь он зачастую боится громких звуков, резких движений, случайных прикосновений. Многие родители жалуются, что их дети-аспи не дают стричь волосы и ногти, мыть голову, очень избирательны в еде, например, не переносят красные продукты, не пробуют нового, остро реагируют на запахи.

Дети с синдромом аспергера коррекция

Но самое главное, аспергерам очень тяжело общаться со сверстниками, в особенности это касается детей. Ведь они все воспринимают буквально (игру, шутки, дразнилки). Им нужен алгоритм действий для каждой ситуации, поскольку интуитивно они реагировать не могут. Но разработать такой алгоритм невозможно. Многие взрослые аутисты вспоминают, что в детстве боялись своих сверстников, потому что не знали, чего ожидать от них.

Вот что рассказывает уже взрослая девушка с синдромом Аспергера Вероника Беленькая о своем детстве:

«Если ребенок аутичен, то он не всегда сможет отделить источники шума один от другого. Другие дети, вероятнее всего, его напугают — в свое время мне показалось, что эти дети безумны, я совершенно не понимала их действия и не понимала, что им от меня надо. Правила не всегда понятные, не всегда ясно что можно, а что нельзя делать, как следует задать вопрос. Отвечать словами я тоже не могла. Для своего возраста я была довольно развитым ребенком, но в экстренной ситуации я не могла сформулировать даже очень короткий ответ. Часто я пыталась рассказать отцу о том, что происходит в садике. Мне удавалось пересказывать отдельные моменты, те, которые меня больше всего пугали. Он говорил мне, что отвечать в таких ситуациях. Но проблема была в том, что таких ситуаций больше не было. Каждый случай был уникален, а ответ был только один, тот, который отец дал мне для конкретного случая».

Читайте также:  Синдром тричера коллинза в легкой форме

Как помочь ребенку с синдромом Аспергера?

Вряд ли стоит считать людей с синдромом Аспергера больными. Это совершенно здоровые, высокоинтеллектуальные, работоспособные люди, которые испытывают ряд сложностей, в преодолении которых им можно помочь. Разумеется, на протяжении жизни они встречаются с непониманием, неприятием. Часто на проявления синдрома накладываются сопутствующие психологические проблемы, вызванные неблагоприятным окружением. И мы снова утыкаемся в столь актуальный сейчас вопрос — создание благожелательной среды для людей с особенностями развития.

На самом деле все не так сложно.

Заметив аспергера в нашем окружении и приняв его странности, мы дадим ему возможность нормально развиваться в социуме.

Так как, по сути, синдром Аспергера не является болезнью, вылечить его не получится. Но можно отлично его компенсировать, особенно, если рано распознать. С помощью различных терапий совершенно реально помочь ребенку побороть свои страхи, справиться с моторной неловкостью и повышенной тактильной чувствительностью, адаптировать его социально, показать, как правильно реагировать, общаться. Самое главное, чтоб ребенок научился уживаться со своей необычной природой, а нарушения развития не помешали ему находить близких людей и заниматься тем, что ему по душе. И этого можно добиться.

Для начала, неплохо пройти и общие обследования, посетить невролога и психиатра. Возможно, ребенку пригодятся некоторые поддерживающие препараты. Но при этом важно понимать, что никакие лекарства вылечить синдром Аспергера не смогут, они смогут подкорректировать некоторые проблемы, такие как излишняя импульсивность, утомляемость, тревожность. Но основное — это планомерные занятия по разным направлениям.

Синдром Аспергера — это комплекс различных нарушений. Поэтому и подход к компенсации должен быть комплексным.

И формироваться он должен исходя из особенностей каждого конкретного случая. Например, ребенок панически боится громких и резких звуков — вам может помочь музыкальная терапия. Ребенок не чувствует себя комфортно среди сверстников — игротерапия будет отличным подспорьем. Обратить внимание стоит на коммуникативные группы. В таких группах дети учатся взаимодействовать друг с другом под наблюдением психолога. Сенсорная интеграция, нейропсихологическая коррекция, сказкотерапия, песочная терапия, телесная и эрготерапия — все это может помочь. Скорее всего, придется найти хорошего психолога, который будет помогать ребенку.

Но самое главное в реабилитации аспергера — семья. Никто лучше самых близких людей не знает ребенка, и не сможет определить, как выстроить схему его реабилитации. Кроме того, кто, как не семья, принимает ребенка таким, какой он есть, и помогает ему адаптироваться в огромном, страшном мире. Иногда поможет правильно выбранная спортивная секция или понимающий учитель.

Кто из людей с синдромом Аспергера добился известности?

Часто люди с синдромом Аспергера обладают выдающимися способностями. Помните об узких интересах? Если направить навязчивое увлечение в нужное русло, можно добиться потрясающих результатов. Синдром Аспергера приписывают физику Альберту Эйнштейну, футболисту Лионелю Мэсси, актрисе Дерил Ханне, художнику Винсенту Ванн Гогу… Синдром нисколько не помешал им состояться в жизни, возможно, даже где-то помог. Тут важно не увлечься и не забыть, что основное — приспособить ребенка к реальной жизни, а не сделать из него угрюмого гения.

Где в Санкт-Петербурге помогут человеку с синдромом Аспергера

Во-первых, сейчас люди с синдромом Аспергера с помощью интернета могут находить друг друга и общаться на различных тематических форумах, делиться опытом и поддерживать друг друга. На этих ресурсах есть много полезного и для родителей. Начиная с тестов для определения у ребенка наличия аутичных черт, до специального «руководства» для учителя, помогающего понять ученика аспи.

Во-вторых, для ребенка с синдромом Аспергера очень важно, просто необходимо, найти место, где он почувствует себя свободным и успешным. Это может быть все, что угодно, от секции по плаванию и до кружка робототехники. Для многих такие увлечения становятся настоящей отдушиной, многим помогают определиться с будущей профессией.

И наконец, это центры, куда можно обратиться за помощью, поддержкой, консультацией:

Источник