Депривационные синдромы при потере зрения

Депривационные синдромы при потере зрения thumbnail

Острый депривационный синдром у внезапно ослепших. Психическая реакция на возвращение зрения

У внезапно ослепших иная картина. Весь огромный запас информации, поступавшей на протяжении всего жизненного периода, предшествовавшего слепоте, был получен на основе постоянно развивающейся и совершенствующейся связи зрительного анализатора со всеми функциональными системами головного мозга. Неожиданный ее «обрыв» на уровне периферического анализатора, несомненно, не прекращает поток обратной афферентации, достигаемой с помощью функциональных связей зрительного анализатора с другими системами. Не исключено, что этот поток импульсов играет важную роль в нарушении общего гомеостаза у внезапно ослепших людей и способствует развитию реактивного состояния.

Глаза, являющиеся важнейшими адапторами организма во внешней среде, теснейшим образом связаны с центрами вегетативной регуляции и структурами круга Пейпеца, обеспечивающими адекватное эмоциональное функционирование. Внезапная слепота нарушает обычную функциональную связь с этими структурами. Клинически это проявляется бурными вегетососудистыми реакциями и тяжелой эмоциональной декомпенсацией вплоть до развития острого реактивно-шокового состояния с элементами помрачения сознания и глубокой депрессией.

Нарушение взаимосвязи зрительного анализатора с другими функциональными системами клинически проявляется симптомами дереализации, деперсонализации, нарушением схемы тела, появлением слуховых иллюзий и галлюцинаций.

При внезапно возникшей слепоте у взрослых вполне закономерно выделение нового клинического понятия — острого депривационного синдрома. Для него характерны следующие клинические признаки: развитие острых депрессивных состояний, по клинической картине приближающихся к реактивно-шоковым с элементами помрачения сознания; возникновение выраженных вегетососудистых нарушений; появление психосенсорных нарушений типа дереализации, деперсонализации и нарушения схемы тела; расстройства восприятия с появлением слуховых иллюзий и галлюцинаций.

В отдаленном периоде депривационные нарушения у лиц, ослепших в зрелом возрасте, отличаются по клинической картине от нарушений, наблюдаемых у слепорожденных. Вместе с тем их сближают наличие массивной невротической симптоматики с частыми вегетососудистыми декомпенсациями, развитие клинически сходных патохарактерологических изменений личности и преобладание угнетенно-подавленного фона настроения.

депривационный синдром у внезапно ослепших

Психическая реакция на возвращение зрения

Восстановление зрения у слепорожденных или ослепших в раннем возрасте, помимо сенсационной значимости этого факта, дает возможность ответить на ряд чрезвычайно важных вопросов в плане понимания патогенеза ряда состояний. Известно, что у слепорожденных или ослепших в раннем возрасте постоянно совершенствуются и достигают высокой степени диффе-ренцировки компенсаторные механизмы адаптации во внешней среде. К определенному возрасту человек настолько адаптируется к слепоте, что иного состояния он себе не представляет.

Естественно, возникает ряд вопросов: изменится ли психический статус слепого человека при частичном или полном восстановлении зрения? Как будет протекать процесс перехода с одного уровня адаптации (слепоты) на другой, совершенно новый и необычный (под контролем зрения)? Как воспринимаются окружающий мир и отдельные зрительные образы при «прозрении»? Полноценно ли будет функционировать многозвеньевая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая психический процесс зрительным восприятием, и не подвергается ли она при слепоте на определенном возрастном этапе необратимым изменениям?

Дать исчерпывающий ответ на все эти вопросы пока не представляется возможным, так как эта проблема не привлекла еще должного внимания психологов, психиатров, офтальмологов.

Ряд исследователей [Гиляровский В. А., Szersnovier L., Walvo A. и др.] наблюдали у слепых в послеоперационном периоде различные нарушения в виде выраженных невротических состояний, депрессий, галлюцинаторных явлений. Однако указанные наблюдения единичны, и симптомы этих болезненных нарушений изучены недостаточно.

Экспериментально установлено, что в условиях длительной сенсорной денривации (изоляции в специальных помещениях) у людей через определенный отрезок времени наступают психические нарушения в виде двигательно-речевого возбуждения, угнетенно-подавленного настроения, расстройств восприятия и др. [Банщиков В. М., Столяров Г. В., Кузнецов О. Н., Лебедев В. И., Еу Н. и др.].

Известно, что поток зрительных раздражителей вызывает возбуждение ретикулярной формации, подкорковых образований, других мозговых структур и тонизирует функциональную активность ЦНС. Блокада этого потока (сенсорная депривация) оказывает массивное стрессорное воздействие на ЦНС [Fuller J.]. Бесспорно, что после длительной депривации (слепорожденные) неменьшее воздействие оказывает неожиданно возникший поток раздражений зрительного анализатора.

Читайте также:  Что такое синдром гипер стимуляции яичника

— Также рекомендуем «Восстановление зрения после операции. Психология возвращения зрения у незрячих больных»

Оглавление темы «Развитие слепого в отдаленном периоде»:

  1. Психические нарушения в отдаленном периоде слепоты. Астенический вариант развития слепого
  2. Обсессивно-фобический вариант развития слепого. Астено-ипохондрия у незрячих
  3. Истерический вариант развития слепого. Депривации у слепорожденных
  4. Острый депривационный синдром у внезапно ослепших. Психическая реакция на возвращение зрения
  5. Восстановление зрения после операции. Психология возвращения зрения у незрячих больных
  6. Обсессивно-фобическая симптоматика у незрячих больных. Редепривация у слепых
  7. Психозы у слепых. Шизофрения незрячих
  8. Соматоневрологические особенности слепых. Походка слепых
  9. Невроз у слепых. Половое созревание и подростковый период у слепого
  10. Трудовая деятельность у слепых. Собственная семья и ожидание ребенка слепым

Источник

Депривационные синдромы при потере зрения и слуха

1) Социальная депривация. У глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослыми деятельность, к частности, предметную. Затруднения в овладении речью приводят к отставанию процессов выделения свойств предметов (Т.В. Розанов, 1978).

Это, в свою очередь, приводит к тому, что ребенок не может свободно оперировать представлениями. Затрудняется включение восприятия в более широкий круг деятельности.

В то же время введение слов без опоры на сенсорный опыт у слепых детей, ведет или к чрезмерному расширению значения слова, или наоборот, сужающего уровень обобщения.

2) Психологическая депривация. Так, у слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы, в частности, связано с невозможностью восприятия таких выразительных средств как взгляд, жест, мимика. Это в свою очередь задерживает развитие основных форм общения.

У глухих детей в связи с отсутствием восприятия речи взрослого, ее эмоциональной интонации, отмечается недоразвитие эмоционального общения уже с первого года жизни. У них часто отсутствует комплекс оживления, позднее происходит различие близких и чужих людей. В более старшем возрасте проявляется дефект эмоциональной ориентировки, связанный с отсутствием восприятия интонационной стороны речи. Отмечается также замедление темпа развития мышления — процессов обобщения и отвлечения.

3) Сенсорная депривация. Вызывает, недоразвитие способности к приему, переработке и хранению информации. Что в свою очередь замедляет не только процессы восприятия, но и ее анализа, а также процессы внимания, памяти и т.д.

Одновременно с вторичными отрицательными симптомами возникают и симптомы компенсаторные, развивающиеся в результате приспособления аномального ребенка к требованиям среды. Происходит функциональная перестройка с мобилизацией резервных возможностей ЦHC и высокой пластичности в формировании ВПФ. Так, у глухих при отсутствии словесной речи формируется жестовая речь. У слепых развивается «шестое чувство» — способность определять наличие приближающиеся предметы даже при полном отсутствии зрения. Известна и повышенная способность слепых при помощи осязания различать размеры, форму предмета. Также обостряется слух, позволяющий ориентироваться в пространстве.

5. Изменения личности

Причинами патологического формирования личности по дефицитарному типу считается реакция личности на хроническую психотравмируюшую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности в какой-то деятельности. Отмечается ограничение возможностей контактов вследствие сенсорной депривации. Психологическая структура данного типа личности включает в себя пониженный фон настроения, (депрессивность); астенические черты (общая слабость), нередко с явлениями ипохондричности; тенденция к аутизации как следствие обьективных затруднений контактов, связанных с основным дефектом.

Также наблюдается гиперкомпенсаторный уход во внутренний мир (интровертированность), нередко в мир фантазий. Такое стремление к аутизации, а также формирование невротических, иногда истероидных свойств личности нередко усиливается неправильным воспитанием ребенка в виде гиперопеки (Г.Е. Сухарева, 1959), инфантилизирующей его личность, еще более тормозящую формирование социальной адаптации. Однако, эти эмоциональные и личностные расстройства особенно часто в неадекватных условиях обучения и воспитания, а также при наличии врожденных особенностей личности (психопатии); цереброорганических поражениях, предрасполагающих к данным отклонениям.

Читайте также:  Препараты для лечить синдром сухого глаза

6. Реабилитация и психокоррекция

1. Среди коррекционных мероприятий используют стимуляцию развития остаточных механизмов слуха и зрения.

2. Применяется также опора на сохранные функции, другие системы, не пораженные при данной аномалии. Так, при поражении слуха для формирования восприятия звуков речи используются зрительный, двигательный, тактильный анализаторы. Зрительный анализатор применяют и для чтения с губ. Для выработки представлений у слепых компенсация идет по пути сочетания слухового восприятия с тактильным осязанием, вибрационной, температурной чувствительностью.

3. Используется воздействие на аномалию по принципу «cвepxy — вниз». В частности, применяется метод интеллектуализации и вербализации сенсорного опыта применяется при нарушениях зрения. Процесс речевого общения со взрослыми позволяет слепому ребенку быстрее овладеть предметной деятельностью.

4. Используется опора на сохранные функции, которые находятся в сензитивном периоде. Это способствует образованию предметных действий, формированию представлений об окружающем, развитию мышления.

Вопросы и задания

1. Что такое сенсорный дизонтогенез?

2. Рассмотрите ведущие механизмы сенсорных нарушений.

3. Дайте характеристику основным депривационным синдромам.

4. Какие особенности пространственной ориентации вы знаете?

5. В чем заключаются личностные нарушения.

6. Проанализируйте общие особенности психокоррекции при сенсорных нарушениях.

Источник

Истеродепрессивный вариант депрессии при внезапной слепоте. Стойкие депрессивно-невротические расстройства при утрате зрения

Истеродепрессивный вариант наблюдался у лиц, преморбид которых характеризовался повышенной эмоциональностью, театральностью, нарочитостью, вычурностью в поведении. По возрасту это были больные от 20 до 45 лет.

Наряду с выраженной депрессивной симптоматикой и определенными вегетососудистыми нарушениями, аналогичными тем, что были описаны в других вариантах, у больных данной группы наблюдались такие симптомы, как потеря чувствительности по типу «чулка»; «носка», «куртки», а также тошнота, рвота, диарея и др. На высоте аффекта у этих лиц обнаруживалось нарушение ориентировки по типу психогенного оглушения.

Дереализационно-деперсонализационная симптоматика усложнялась. Больные говорили, что находятся в незнакомой, пугающей их обстановке, жаловались на ощущение внутренней измененности, чуждости своего голоса. Психотерапевтические мероприятия давали в этих случаях хорошие результаты. Патологическая симптоматика довольно быстро купировалась.

Этап стойких депрессивно-невротических расстройств. Настоящий этап является как бы промежуточным между острым периодом, когда возникает бурная психогенная реакция в ответ на внезапную катастрофу, и стойкими изменениями, которые наступают в результате выключения одного из главнейших анализаторов, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность человека. Это по существу этап постепенной адаптации к новым условиям существования, психологически неприемлемым, пугающим, однако объективно неизбежным. В этом периоде нами отмечены определенные психопатологические особенности, в известной степени отражающие динамику психических нарушений, возникающих как реакция в ответ на внезапно возникшую зрительную депривацию, и постепенное формирование новых стереотипов поведения.

Известно, что эмоции обеспечивают тонкую адаптацию организма в окружающей среде. Они теснейшим образом связаны со всеми анализаторами, особенно зрительным и слуховым, играющими ведущую роль в интеграции адаптационно-поведенческих реакций и соответствующей коррекции вегетососудистых и гомеопатических функций.

В остром периоде зрительной депривации отмечались выраженные эмоционально-невротические реакции. Они имели место и на описываемом этапе, однако их характер и внешние проявления имели свои особенности.

депрессия у слепых

Ведущими нарушениями были аффективно-невротические, а именно астенодеирессивные. Как мы уже указывали, в зависимости от преморбидных особенностей личности астенодепрессивная симптоматика у отдельных лиц усложнялась ипохондрическими, обсессивно-фобическими или истерическими компонентами. Вся симптоматика принимала стойкий затяжной характер. Нельзя сказать, что эмоциональные нарушения напоминали депрессию, характерную для эндогенного процесса. По клиническим проявлениям это эмоциональное состояние правильнее было бы определить как невротическую депрессию. Основной причиной развития ее была внезапно возникшая слепота, выступающая в качестве массивного психогенного фактора. Больные, привыкшие вести определенный, годами и десятилетиями сложившийся образ жизни, ослеонув, долго не могли смириться, что зрение безвозвратно потеряно. У подавляющего большинства обследованных можно было наблюдать сохранение сознания светлых перспектив, надежду на какое-то «чудо», которое сделает их зрячими.

В этот период происходило своеобразное смещение акцептов в социально значимых установках личности. Больные хорошо понимали, что с прежними обязанностями, которые они легко выполняли, будучи зрячими, им теперь не справиться, однако потребность к деятельности по-прежнему сохранялась. Пациенты охотно брались за любую посильную для них работу: вытирали пыль, мыли посуду, готовили пищу и т. и.

Многие из обследованных отмечали утрату привычной ловкости и четкости при выполнении привычных движений и действий. Это возникало в результате двигательной заторможенности, обусловленной слепотой и отсутствием необходимого зрительно-двигательного контроля. В то же время обнаружить свою беспомощность в кругу знакомых им было мучительно тяжело. Они замыкались в кругу своих близких и практически обрывали контакты со своими прежними друзьями и знакомыми. Информацию о внешних событиях они черпали из бесед с близкими и из радиопередач, к которым проявляли очень большой интерес.

В наблюдаемой нами невротической депрессии не отмечалось проявлений идеаторной и двигательной заторможенности. Основным компонентом было угнетенно-подавленное настроение, иногда с элементами тоски. Последняя появлялась в различное время суток и больше была связана с ситуационно-психогенными факторами. Иногда элементы тоски возникали как бы пароксизмально на фоне угнетенно-подавленного аффективного состояния и сопровождались реакциями обиды, гнева, раздражения. Приблизительно 30% обследованных жаловались на чувство тоскливости, иногда неодолимой грусти, усиливающих общее угнетенно-подавленное настроение. Внешне больные производили впечатление нелюдимых, угрюмых людей. У подавляющего большинства обследованных эмоциональная лабильность сопровождалась повышенной слезливостью, для них ранее не свойственной. Неудержимые слезы выступали при прослушивании радиопередач, при беседах с больными на темы, затрагивающие их физический дефект, и пр.

Необходимо отметить, что в этот период довольно мучительными для больных были вегетососудистые расстройства в виде внезапно возникающей тахикардии, колебаний кровяного давления, спастических запоров, различных неприятных ощущений в брюшной полости. У многих больных нарушался ритм сна: они долго не могли заснуть, сон был коротким с частыми пробуждениями.

Характерно, что в ночное время, когда привычные шумы стихали, больные чувствовали себя хуже. Непроизвольно всплывали мысли на темы прошедшего дня, вспоминались обиды, возникала неудовлетворенность собой. В эти часы часто появлялись различные неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, являющиеся основой для различных ипохондрических построений. В тех случаях, когда реконструктивные офтальмологические операции дали благоприятный результат, аффективно-невротическая симптоматика постепенно затухала. Если же эффект отсутствовал или был нестойким, указанные расстройства оставались на прежнем уровне.

Затяжная невротическая депрессия у обследованных нами слепых в среднем продолжалась 3—3,5 года, и ее можно было рассматривать как предстадию следующего этапа — патохарактерологического развития личности.

— Вернуться в оглавление раздела «Психиатрия.»

Оглавление темы «Патологическое развитие слепых»:

  1. Депривационное развитие слепого. Невротическое развитие незрячего
  2. Астенический вариант невротического развития слепого. Обсессивно-фобическое (тревожно-мнительное) развитие слепого
  3. Истерическое развитие слепых. Ипохондрия у слепого
  4. Аутистический (шизоидный) тип развития слепого. Аутизм у незрячих детей
  5. Эксплозивный (возбудимый) тип развития слепого. Причины патологического характера у незрячих
  6. Внезапная слепота. Нервно-психические нарушения при внезапной потере зрения
  7. Острый реактивный этап на внезапную слепоту. Психоневротический комплекс у слепого
  8. Подострый реактивно-депрессивный этап реакции на внезапную слепоту. Депрессия при потере зрения
  9. Тревожно-фобическое состояние при внезапной слепоте. Депрессивно-ипохондрическое состояние при утрате зрения
  10. Истеродепрессивный вариант депрессии при внезапной слепоте. Стойкие депрессивно-невротические расстройства при утрате зрения

Источник

Читайте также:  Скачать книги по синдромам и симптомам