Депривационные синдромы при потере зрения и слуха

Депривационные синдромы при потере зрения и слуха thumbnail

Депривационные синдромы при потере зрения и слуха

1) Социальная депривация. У глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослыми деятельность, к частности, предметную. Затруднения в овладении речью приводят к отставанию процессов выделения свойств предметов (Т.В. Розанов, 1978).

Это, в свою очередь, приводит к тому, что ребенок не может свободно оперировать представлениями. Затрудняется включение восприятия в более широкий круг деятельности.

В то же время введение слов без опоры на сенсорный опыт у слепых детей, ведет или к чрезмерному расширению значения слова, или наоборот, сужающего уровень обобщения.

2) Психологическая депривация. Так, у слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы, в частности, связано с невозможностью восприятия таких выразительных средств как взгляд, жест, мимика. Это в свою очередь задерживает развитие основных форм общения.

У глухих детей в связи с отсутствием восприятия речи взрослого, ее эмоциональной интонации, отмечается недоразвитие эмоционального общения уже с первого года жизни. У них часто отсутствует комплекс оживления, позднее происходит различие близких и чужих людей. В более старшем возрасте проявляется дефект эмоциональной ориентировки, связанный с отсутствием восприятия интонационной стороны речи. Отмечается также замедление темпа развития мышления — процессов обобщения и отвлечения.

3) Сенсорная депривация. Вызывает, недоразвитие способности к приему, переработке и хранению информации. Что в свою очередь замедляет не только процессы восприятия, но и ее анализа, а также процессы внимания, памяти и т.д.

Одновременно с вторичными отрицательными симптомами возникают и симптомы компенсаторные, развивающиеся в результате приспособления аномального ребенка к требованиям среды. Происходит функциональная перестройка с мобилизацией резервных возможностей ЦHC и высокой пластичности в формировании ВПФ. Так, у глухих при отсутствии словесной речи формируется жестовая речь. У слепых развивается «шестое чувство» — способность определять наличие приближающиеся предметы даже при полном отсутствии зрения. Известна и повышенная способность слепых при помощи осязания различать размеры, форму предмета. Также обостряется слух, позволяющий ориентироваться в пространстве.

5. Изменения личности

Причинами патологического формирования личности по дефицитарному типу считается реакция личности на хроническую психотравмируюшую ситуацию, обусловленную осознанием своей несостоятельности в какой-то деятельности. Отмечается ограничение возможностей контактов вследствие сенсорной депривации. Психологическая структура данного типа личности включает в себя пониженный фон настроения, (депрессивность); астенические черты (общая слабость), нередко с явлениями ипохондричности; тенденция к аутизации как следствие обьективных затруднений контактов, связанных с основным дефектом.

Также наблюдается гиперкомпенсаторный уход во внутренний мир (интровертированность), нередко в мир фантазий. Такое стремление к аутизации, а также формирование невротических, иногда истероидных свойств личности нередко усиливается неправильным воспитанием ребенка в виде гиперопеки (Г.Е. Сухарева, 1959), инфантилизирующей его личность, еще более тормозящую формирование социальной адаптации. Однако, эти эмоциональные и личностные расстройства особенно часто в неадекватных условиях обучения и воспитания, а также при наличии врожденных особенностей личности (психопатии); цереброорганических поражениях, предрасполагающих к данным отклонениям.

6. Реабилитация и психокоррекция

1. Среди коррекционных мероприятий используют стимуляцию развития остаточных механизмов слуха и зрения.

2. Применяется также опора на сохранные функции, другие системы, не пораженные при данной аномалии. Так, при поражении слуха для формирования восприятия звуков речи используются зрительный, двигательный, тактильный анализаторы. Зрительный анализатор применяют и для чтения с губ. Для выработки представлений у слепых компенсация идет по пути сочетания слухового восприятия с тактильным осязанием, вибрационной, температурной чувствительностью.

3. Используется воздействие на аномалию по принципу «cвepxy — вниз». В частности, применяется метод интеллектуализации и вербализации сенсорного опыта применяется при нарушениях зрения. Процесс речевого общения со взрослыми позволяет слепому ребенку быстрее овладеть предметной деятельностью.

4. Используется опора на сохранные функции, которые находятся в сензитивном периоде. Это способствует образованию предметных действий, формированию представлений об окружающем, развитию мышления.

Вопросы и задания

1. Что такое сенсорный дизонтогенез?

2. Рассмотрите ведущие механизмы сенсорных нарушений.

3. Дайте характеристику основным депривационным синдромам.

4. Какие особенности пространственной ориентации вы знаете?

5. В чем заключаются личностные нарушения.

6. Проанализируйте общие особенности психокоррекции при сенсорных нарушениях.

Источник

Депривационные
синдромы при потере слуха и зрения.

Депривация
– ограничение отдельных функций
организма, ведущее к задержке их развития.
Данное ограничение может вызываться
как аномалией отвечающей на эту функцию
системы, так и отсутствием внешних
условий для реализации функций.

Виды
депривации:

-сенсорная

-социальная

-интеллектуальная

1.Социальная
депривация. У глухих детей из – за
речевых нарушений задерживается общение,
обеспечивающее совместную со взрослым
деятельность, к частности предметную.
Затруднения в овладении речью приводит
к отставанию выделения и фиксации
отдельных свойств предметов. Вследствие
этого страдает формирование предметных
представлений (Розанов Т.В.). Слабость
закрепления предметов в словах в свою
очередь приводит к тому, что ребенок не
может свободно оперировать представлениями,
возникают трудности в их актуализации.
Затрудняется включение восприятия в
более широкий круг деятельности.

Читайте также:  Сколько длиться синдром отмены от курения

В
то же время введение слов без опоры на
сенсорный опыт, как это имеет место у
слепых детей, ведет или к чрезмерному
расширению значения слова, или наоборот,
к закреплению за словом более узкого
круга понятий, сужающего уровень общения.

2.Психологическая
депривация.

Так
у слепого ребенка недоразвитие
эмоциональной сферы, в частности связано
с ограничением или невозможностью
восприятия таких выразительных средств
как взгляд, жест, мимика. Это в свою
очередь усугубляет недоразвитие основных
форм общения на ранних этапах развития
ребенка.

У
глухих детей, в связи с отсутствием
восприятия речи взрослого, ее эмоционального
тона, формы эмоционального общения
недоразвиваются уже с самого раннего
периода жизни. У них часто отсутствует
комплекс оживления, значительно позднее
идет дифференциация чужих и близких
людей. В более старшем возрасте проявляется
дефект эмоциональной ориентировки,
связанный с отсутствием восприятия
интонационной стороны речи. Отмечается
также замедление темпа развития мышления
– процессов общения и отвлечения.

3.Сенсорная
депривация. Вызывает, как уже было
отмечено, недоразвитие способности к
приему, переработки и хранению информации.
Что в свою очередь замедляет не только
процессы восприятия, но и ее анализа, а
также процессы внимания, памяти и тд.

Сенсорная
компенсация и пространственная
ориентация.

Наряду
со вторичными отрицательными симптомами
возникают и симптомы крмпенсаторные,
развивающиеся в результате приспособления
аномального ребенка к требованиям
среды. Происходит функциональная
перестройка с мобилизацией резервных
возможностей ЦНС и высокой пластичности
в формировании ВПФ. Так, у глухих при
отсутствии словесной речи в формируется
жестовая речь. У слепых развивается
«шестое чувство». Способность улавливать
наличие приближающихся предметов, даже
при полном отсутствии зрения. Известна
и повышенная способность слепых при
помощи осязания различать размеры,
форму и фактуру предмета. Также обостряется
слух, позволяющий ориентироваться в
пространстве.

Вывод:

Таким
образом, знание первичных и вторичных
отклонений в развитии детей с отклонениями
в развитии необходимо для выявления
структуры отклоняющегося развития.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Целью этой статьи является ознакомление с наиболее часто встречаемыми редкими синдромами, которые сопровождаются потерей слуха. Это нужно для того, чтобы родители «особенных» детей помнили, что обследование у сурдолога должно стать обязательным пунктом жизни ребенка.

История одной девочки, живущей в США, натолкнула на необходимость освещения темы редких заболеваний, которые сопровождаются потерей слуха.

Эдит Вейч страдает умственной отсталостью, имеет маленький рост и брахидактилию (короткие пальцы).

Из-за умственной неполноценности девочка занималась в специальной школе, имея ассистента.

Однако и это не позволяло ей быть наравне с одноклассниками.

Это продолжалось до тех пор, пока у Эдит не диагностировали потерю слуха. Позже выяснилось, что девочка страдает синдромом Myhre, заболеванием соединительной ткани, которое сопровождается множеством болезней и пороков развития.

Такие дети имеют множество проблем с дыхательной и кровеносной системами, пороками развития скелета и лицевого черепа, а также расстройствами поведения и интеллектуальным дефицитом различной степени.

Установка слухового аппарата сделала жизнь Эдит гораздо проще, побудила интерес к окружающему миру и увлекла в процесс обучения.

Более 300 миллионов человек во всем мире страдают от редких заболеваний. По данным исследований около 400 видов редких патологий среди симптомов имеют нейросенсорную или кондуктивную тугоухость различной степени.

При некоторых патологиях нарушения слуха имеют место уже с рождения, при других развиваются постепенно. Иногда слуховые аппараты способны решить проблему, а иногда нужны кохлеарные импланты.

Некоторые заболевания достаточно известны и легко узнаваемы (например, синдром Шерешевского-Тернера), а про некоторые многие из нас никогда не слышали.

Целью этой статьи является ознакомление с наиболее часто встречаемыми редкими синдромами, которые сопровождаются потерей слуха. Это нужно для того, чтобы родители «особенных» детей помнили, что обследование у сурдолога должно стать обязательным пунктом жизни ребенка, а также проверка слуха.

Нелеченная тугоухость лишь усугубит уже имеющие проблемы, оградит ребенка от социума, лишит его нормальной, качественной жизни.

Врожденная тугоухость

В случае с врожденным нарушением слуха все довольно просто. В большинстве городов России обследование слуха является обязательной частью скрининга новорожденного. При обнаружении тугоухости или глухоты, будет проведено комплексное обследование, в том числе и генетическое консультирование.

Дисплазия Мондини – врожденная аномалия развития костей и перепончатого лабиринта внутреннего уха с деформацией полукружных каналов. Такие дети имеют меньшее количество витков улитки, что приводит к частичной или полной утрате слуховой и вестибулярной функции.

Дети с КИТ-синдромом страдают нейросенсорной тугоухостью, пороком роговицы (кератит) и ихтиозом – избыточной продукцией клеток эпидермиса.

Синдром Донна-Барроу сопровождается множественными пороками развития: лицевые дизморфии, тугоухость, нарушения со стороны органа зрения и головного мозга, а также умственная отсталость.

Синдром Вильдерванка проявляется врожденной тугоухостью, пороками развития лицевого черепа, органа зрения.

Синдром Ушера – врожденная нейросенсорная тугоухость и прогрессирующая слепота.

Читайте также:  Диференційна діагностика інфекцій з синдромом екзантеми

Синдром Ваарденбурга проявляется тугоухостью, особенностью строения глаз, гетерохромией и наличием белой пряди волос.

Приобретенная тугоухость

Особенные трудности представляет диагностика тугоухости, которая развивается со временем. Особенно актуальна эта проблема при синдромах, сопровождающихся нарушением интеллектуального и психического развития.

Болезнь Краббе  — редкая болезнь накопления. Манифестация с рождения прогнозирует смерть ребенка до достижения возраста 2 лет. При позднем дебюте имеет место тугоухость.

Синдром Альпорта – наследственная нефропатия, которая может также проявляться нарушением слуха и расстройством зрения.

Синдром Альстрема – генетическая цилиопатия, которая проявляется ожирением, нарушениями зрения, пищеварения и кардиомиопатиями. В течение первых 10 лет жизни у ребенка развивается нейросенсорная тугоухость от легкой до тяжелой степени.

Расстройства спектра слуховой проводимости дают о себе знать только, когда ребенок жалуется на плохое понимание речи. Заболевание связано с нарушением передачи информации по нервным волокнам и не сопровождается явными нарушениями слуха.

Синдром Фогта-Коянаги-Харада дебютирует обычно к 30 годам и сопровождается хроническим увеитом, общесоматическими нарушениями и развитием тугоухости. Ранние симптомы заболевания могут включать шум в ушах и нарушения равновесия (головокружения).

Синдром Когана – это аутоиммунное заболевание, поражающее орган зрения и внутреннее ухо.

Нужно помнить, что симптомы могут разниться у людей с одним и тем же заболеванием. Так, например, при синдроме Карпентера, сопровождающемся нарушениями строения черепа, может быть умственная отсталость, а может быть тугоухость с сохраненным интеллектом.

Где взять информацию?

Существует множество сайтов, где Вы можете найти информацию о редких заболеваниях: Росминздрав, Генокарта, Rarediseases. Но лучшим решением все же будет обращение за помощью к специалисту. В нашем онлайн-каталоге Вы сможете найти квалифицированного врача по слуху  в Вашем городе и записаться на прием уже сейчас.

Источник

Определение внезапной потери слуха основывается на степени тяжести, продолжительности и результатах аудиометрического тестирования. Резкая или быстро прогрессирующая потеря слуха подходит под определение внезапной потери слуха.

  • Что такое внезапная потеря слуха?
  • Причины и симптомы внезапной потери слуха
  • Диагностика и лечение внезапной потери слуха

Что такое внезапная потеря слуха?

Потеря слуха в момент пробуждения, глухота, развивающаяся в течение нескольких часов или дней, избирательная высокочастотная или низкочастотная потеря слуха, а также внезапно наступившие искажения в восприятии речи могут быть квалифицированы как внезапная потеря слуха.

Большинство случаев внезапной потери слуха являются односторонними, то есть поражено только одно ухо.

Данных о распространенности внезапной потери слуха среди населения планеты нет, но в США этот диагноз ставится в 5-20 случаях на 100 000 человек. Также установлено, что это состояние встречается как у женщин, так и у мужчин. Несмотря на то, что внезапная потеря слуха встречается у пациентов всех возрастных групп, младенцы, дети и подростки не относятся к группе риска, в отличие от людей старшего и пожилого возраста. Средний возраст пациента с внезапной потерей слуха колеблется в пределах 40-54 лет.

Причины и симптомы внезапной потери слуха

Самыми распространенными причинами внезапной потери слуха являются:

— инфекция – бактериальная (менингит, сифилис), вирусная (цитомегаловирус, паротит, ветряная оспа);

— воспалительные процессы, вызванные саркоидозом, гранулематозом Вегенера, синдромом Когана;

— сосуды – гиперкоагуляционные состояния, эмболы и послерадиационная терапия;

— опухоли – вестибулярная шваннома, метастазы в височной кости, карциноматозный менингит;

— травмы – переломы костей, акустические травмы;

— токсины.

Большинство случаев внезапной потери слуха являются идиопатическими – то есть, беспричинными. Доказано, что нехватка антитромбина или белка С и S, а также наличие сердечнососудистых факторов риска (диабет, курение, высокий уровень холестерина), увеличивают риск развития внезапной идиопатической потери слуха.

К симптомам внезапной потери слуха можно отнести давление и/или звон в ушах, которые являются первыми признаками нейросенсорной потери слуха. Как правило, симптомы возникают только в одном ухе и прогрессируют в течение нескольких часов или дней. В самых тяжелых случаях наступает полная потеря слуха.

Примечательно, что боль в ушах является не самым распространенным симптомом внезапной потери слуха, а ее появление может указывать на воспалительную причину потери слуха.

К другим симптомам внезапной потери слуха можно отнести:

— тиннитус (звон в ушах);

— приступы головокружений.

Реже встречается потеря чувствительности тканей уха.

Диагностика и лечение внезапной потери слуха

Поскольку причинами внезапной потери слуха могут быть самые разные состояния и расстройства, диагностика будет включать:

— физический осмотр уха;

— тест РИФ-абс на сифилис;

— тесты на антиядерные тела, ревматоидный фактор и скорость седиментации эритроцитов, которые подтвердят или исключат аутоиммунные заболевания;

— анализ крови и липидограмму;

— МРТ и КТ уха.

Если врачу удалось установить причину внезапной потери слуха, он занимается ее устранением, что, в большинстве случаев, позволяет восстановить и слух.

Известно, что если причиной потери слуха были вирусы и инфекции, слух возвращается к норме примерно в 50% случаев. Как правило, это происходит в течение 10-14 дней после начала лечения.

Читайте также:  Хакамада ирина и ее ребенок с синдромом дауна

Внезапная идиопатическая потеря слуха может лечиться при помощи глюкокортикоидов, которые можно приниматься как перорально, так и вводить в барабанную перепонку. Инъекции гормонов в барабанную перепонку позволяют избежать большинства побочных эффектов, но при этом обеспечивают такую же высокую эффективность. Согласно последним исследованиям, прием глюкокортикоидов перорально и инъекционно повышает шансы на выздоровление.

Существуют непроверенные данные об эффективности лечения внезапной идиопатической потери слуха при помощи гипербарической оксигенации.

В целом, восстановление слуха наблюдается примерно у 50% с диагностированной идиопатической глухотой.

Смотрите также:

У нас также читают:

Источник

Сенсорная депривация. Зрение и его значение

Сенсорная депривация (чувственный голод) возникает в тех случаях, когда органы чувств, обеспечивающие центральную нервную систему необходимой информацией из внешней среды, лишаются привычной импульсации извне. Наиболее часто встречается зрительная или слуховая сенсорная депривация. Зрительная депривация возникает, например, при длительном пребывании человека в темноте. Слуховая сенсорная депривация развивается у человека, длительно находящегося в помещении, куда не проникает ни один привычный «жизненный» звук, знакомый с раннего детства. Установлено, что в условиях сенсорной депривации могут возникать различные нервно-психические нарушения, особенно у неустойчивых, эмоционально-лабильных личностей.

В связи с этим представляет интерес рассказ зарубежного ученого: на одном из предприятий, построенном по самому современному требованию инженерной техники, работающие были полностью изолированы друг от друга и до них не доносился ни один звук из внешней среды; в результате у ряда из них стали возникать нервно-психические расстройства, доходящие в отдельных случаях до уровня психотических.

Особенности психических нарушений при сенсорной депривации изучены пока еще недостаточно и преимущественно в экспериментальных условиях [Кузнецов О. п., Лебедев В. И.].

Отсутствие привычных социальных контактов, необходимых человеку для нормальной психической деятельности, способствует возникновению состояния социальной депривации, клинические особенности которой также еще мало изучены.

Важно отметить, что частичная и даже полная сенсорная (зрительная или слуховая и одновременно зрительная и слуховая) депривация встречается и в обыденной жизни: слепота, глухота, слепоглухонемота. Психологические особенности слепых описаны А. А. Крогиусом, а психологические особенности глухих детей— И. М. Соловьевым, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой и И. В. Яшковой. Однако в указанных монографиях нет информации о психопатологических нарушениях, наблюдаемых у данного контингента больных.

сенсорная депривация

Зрение и его значение

В процессе онтогенеза накопляемая зрительная информация усложняется, совершенствуется, дифференцируется, гармонически увязывается с функциями памяти, представлениями, речью и мышлением. Однако систематическое и последовательное изучение этой проблемы началось только в 20—30-е годы XX века [Крогиус А. А., Осипова В. Н., Мнухин С. С, Villey Р., Burklen К. и др.].

Понятие «бытовая слепота» применительно к категории практически слепых лиц, у которых остаточное зрение (острота зрения) не превышает 0,04.

Дефект зрения в форме абсолютной и бытовой слепоты — предмет рассмотрения на нашем сайте МедУнивер в ближайшие дни.

С позиций зрячего человека слепота представляется, по-видимому, одним из самых тяжких физических неудобств, так как окружающий больного мир погружается в непроглядную тьму и теряет свою многоцветную и многоформную прелесть. Однако с позиций слепорожденного человека или потерявшего зрение в раннем детстве благодаря большим компенсаторным возможностям организма отсутствие зрения не вызывает существенных неудобств и воспринимается вполне естественно. Многочисленные исследования показали, что выключение зрения не является тормозом для психического развития и совершенствования многих качеств ослепшего. Заслуживает внимания высказывание

А. В. Бирилева, который, сам будучи слепым, писал, что представление о слепоте как духовном и неотвратимом страдании вульгарно. По его утверждению, В. Г. Короленко в повести «Слепой музыкант» дал неправильное представление о характере слепого в целом. По его мнению, слепоту следует рассматривать не более как физическое неудобство. Такого же мнения придерживались и многие офтальмологи, тифлопедагоги и психологи. Однако несомненно многое при этом зависит от личностно-характерологических особенностей человека, воспитания и окружающей среды.

— Также рекомендуем «Получение информации о внешнем мире у слепых. Значение слуха для слепого»

Оглавление темы «Психология глухих и слепых»:

1. Психологическая помощь глухонемым детям и подросткам. Социализация глухих

2. Особенности развития слепорожденных детей. Психология слепых

3. Особенности развития глухонемых детей. Психология глухих

4. Сенсорная депривация. Зрение и его значение

5. Получение информации о внешнем мире у слепых. Значение слуха для слепого

6. Физиология слуха и вкуса у слепых. Шестое чувство слепого

7. Пространственное представление, внимание, память и мышление у слепого

8. Особенности мыслительной деятельности, речи у слепых детей и взрослых

9. Двигательная деятельность слепых. Особенности моторики слепого

10. Формирование личности слепого и их особенности

Источник