Делают ли пластические операции детям с синдромом дауна
Здравствуйте. Хочу затронуть тему пластических операций для людей с синдромом Дауна.
Сейчас так много всевозможных шоу по изменению внешности, устранению внешних недостатков, сбора денег для лечения от врождённых заболеваний.. Но никогда в СМИ не затрагивался вопрос об операциях по изменению внешности «Даунов»…
Родители стесняются своих «особенных»детей, из-за этого стеснения пытаются доказать обществу, что они «такие как все», навязывают их общество другим людям.
Картинка из интернета.
Почему я должна кого-то любить..??? В принципе…???? Кроме того, кого люблю и хочу любить…????
Я понимаю, что от этого никто не застрахован, но «простые, обычные» люди не навязывают своё общество в автобусе, во дворе и т.п., а люди с синдромом Дауна очень навязчивые ( на себе испытывала не раз) и родители таких детей обижаются, что окружающие равнодушны к ним или негативны.
Но ко мне же простой прохожий или попутчик не будет приставать..?
Или, если пристанет, то, в большинстве случаев, тоже вызовет негатив или равнодушие или вежливое молчание или натянутую улыбку..
Так почему же родители не хотят исправить своим «особенным детям», хотя бы внешние признаки этого недуга? Почему они занимаются с ними во всевозможных кружках и секциях, развивают их умственно, но не исправляют внешность?
Картинка из интернета.
Хотя бы для того, чтобы исправить дефекты речи. Сделать резекцию языка, форму губ, форму щёк. Исправить разрез глаз, форму носа. Чтобы окружающие не оценивали их по внешности, чтобы сразу в глаза не бросался их диагноз!
Картинка из интернета.
Сейчас мир повально делает пластику, а «Дауны» хотят, чтобы их любили такими как они есть? Хотя нет, оговорюсь, это их родители хотят, чтобы их детей любили такими какие они есть.
Так ведь мы все хотим, чтобы нас любили такими какими нас сотворила природа.. Но мы все всё равно понимаем, что эта дорога в пропасть..Мы все должны совершенствоваться, учиться, мыться, бриться, худеть….
Грязного, глупого, толстого, нищего никто не полюбит…и не говорите мне про боди позитив…это движение, по моему мнению, только для красивых людей, остальным там делать нечего…
Картинка из интернета. Эта группа представляет Финляндию на Евровидении.
Люди с синдромом «Дауна» в большинстве случаев не осознают свою непохожесть, умственную неполноценность, поэтому не задумываются о своей внешности и интеллекте, они добрые и ласковые, но не понимают, что они «другие»… Но вот пара историй, когда эти люди увидели себя со стороны…
Мэдлин Стюарт смогла кардинально преобразиться всего за полтора года! Она приняла безоговорочное решение — несмотря на синдром Дауна, преодолеть все установленные обществом стереотипы и стать самой настоящей моделью!
Картинка из интернета
Дело в том, что еще полтора года назад Мадлен весила на 20 килограммов больше, потому что любила заедать стресс, но все изменилось, когда она поняла, что лишний вес мешает ей заниматься любимым делом — танцами. Тогда Стюарт проявила силу воли и сделала невозможное — села на диету, занялась фитнесом и обрела чуть ли не идеальную фигуру! Результаты настолько вдохновили девушку, что она решила не останавливаться на достигнутом, а ставить перед собой новые цели — добиться успеха в модельном бизнесе. Первый успех к Стюарт пришел невероятно быстро — в ее кармане уже есть контракт с модным брендом Living Dead, который сотрудничает с совершенно разноплановыми моделями.
Самое главное взгляд!!! Другие глаза! Они умнее! Вдруг человек прозрел, увидел себя со стороны! Ей хватило ума оценить себя! Что не всегда под силу «обычным людям»…
И ещё один пример.
Несмотря на то, что Пабло всегда был упорным и трудолюбивым человеком, приживаться в обществе ему было непросто. Сам Пинеда узнал всю правду в 7-летнем взрасте. Тогда его учитель долго рассказывал о генетике синдрома Дауна, но для мальчика большинство его слов оставались непонятными, поэтому он задал только два вопроса. «Я спросил его: «Я глупый?» Он ответил: «Нет». «Могу ли я ходить в школу с моими друзьями?» Он сказал: «Без проблем». Я не обиделся и не расстроился, узнав правду о себе.
Картинка из интернета.
Пабло с успехом удалось пережить все нападки, насмешки, отказы и издевательства. Сейчас он — преподаватель, телеведущий, актер, работник муниципалитета и общественный деятель, к чьему мнению, безусловно, прислушиваются. Вот так 40-летний житель Малаги с синдромом Дауна и IQ в 162 пункта доказал, что нет ничего невозможного. Факты из жизни Пабло Пинеды говорят сами за себя: он не только закончил университет, но и получил степень бакалавра в области педагогической психологии и тем самым стал первым европейцем с синдромом Дауна, который смог получить высшее образование.
Поэтому всю вину за нелёгкую жизнь этих людей я полностью возлагаю на родителей. За то, что родили их, не смотря на предупреждения врачей ( не все), за то что навязывают своих детей, за то что не исправляют им внешность, ведь даже «обычным» детям нужно исправлять кривые зубы, неправильный прикус, картавость, плохие привычки…Детям с зайчьей губой, волчьей пастью делают же операции…Я не против, чтобы операции «Даунам» делали за счет государства…(но только, если синдром проглядели врачи).. От родителей зависит каким вырастет их ребёнок, с чем они его выпустят в этот мир. Ведь не каждый человек может идти напролом как Ломоносов, и не у каждого хватит ума, внутреннего стержня, удачи, чтобы достойно прожить эту жизнь…
Конечно можно далее говорить о геях, лесбиянках, трансгендерах и т.д. и т.п. Они тоже себя выпячивают назло обществу, так как их не любят и не принимают…Называется — назло врагам…
Спасибо, что дочитали до конца)
Источник
Ребенок Ñ ÑиндÑомом ÐаÑна Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½Ðµ замеÑаÑÑ Ð¾ÑобенноÑÑей Ñвоей внеÑноÑÑи и бÑÑÑ Ð´Ð¾Ð²Ð¾Ð»ÑнÑм Ñем,как он вÑглÑдиÑ.Ðменно ÑодиÑели,обеÑпокоеннÑе Ñем,ÑÑо иÑ
Ñебенок вÑглÑÐ´ÐµÑ Ð½Ðµ Ñак…как дÑÑгие…ÑаÑÑо обÑаÑаÑÑÑÑÑ Ðº Ñ
иÑÑÑгам Ñ Ð¿ÑоÑÑбой о леÑении,коÑоÑое могло Ð±Ñ Ð¸ÑпÑавиÑÑ Ð²Ð½ÐµÑний вид иÑ
Ñебенка.Ðомимо ÑлÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð½ÐµÑнего вида ÑÑÑеÑÑвÑеÑ,однако,и дÑÑÐ³Ð°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ,в коÑоÑой плаÑÑиÑеÑкие опеÑаÑии могÑÑ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑ-ÑÑо ÑлÑÑÑение ÑÑнкÑиониÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑзÑка,а ÑооÑвеÑÑÑвенно и ÑеÑи.
ÐÑи ÑиндÑоме ÐаÑна имееÑÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾ÑоÑое ÑиÑло Ñ
аÑакÑеÑнÑÑ
оÑобенноÑÑей лиÑа и конеÑноÑÑей:
1)ÑпиканÑ;
2)коÑой(монголоиднÑй)ÑазÑез глаз;
3)одноÑÑоÑоннее коÑоглазие;
5)ÑплоÑение ÑелÑÑÑей;
6)болÑÑой гипоÑониÑнÑй ÑзÑк;
7)гипоÑÐ¾Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÑÑÑ Ð½Ð¸Ð¶Ð½Ð¸Ñ
конеÑноÑÑей;
ÑеÑÑомикÑогнаÑиÑ;
9)ÑдвоеннÑй подбоÑодок;
10)оÑÑопÑÑеннÑе ÑÑнÑе ÑаковинÑ.
Ðомимо пеÑеÑиÑленного деÑи Ñ Ð¡Ð ÑÑÑадаÑÑ Ð¾Ñ Ð²Ñажденной ÑмÑÑвенной оÑÑÑалоÑÑи Ñазной ÑÑепени,Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ¿ÑавилÑного ÑелоÑложениÑ,полноÑÑ,одÑÑловаÑоÑÑи кожи,обÑие мÑÑеÑнÑе гипоÑонии,ÑÑезмеÑной подвижноÑÑи ÑÑÑÑавов,имеÑÑ Ð½Ð° ладонÑÑ
«обезÑÑнÑÑ ÑкладкÑ»,а на ногаÑ
ÑандалевиднÑÑ ÑелÑ-ÑвелиÑенное ÑаÑÑоÑние Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ 1-2 палÑÑами.
ÐÐÐÐÐÐТ
У деÑей Ñ ÑолезнÑÑ ÐаÑна ÑÐ¿Ð¸ÐºÐ°Ð½Ñ ÑаÑÑо веÑÑма вÑÑажен,ÑÑо в болÑÑенÑÑве ÑлÑÑаев меÑÐ°ÐµÑ Ð²ÑÑÐ°Ð²Ð½Ð¸Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑеноÑÑÑ.Ðднако опеÑаÑÐ¸Ñ Z-плаÑÑики обоиÑ
внÑÑÑенниÑ
Ñглов глаз необÑ
одима ÑолÑко в Ñом ÑлÑÑае,еÑли ÑÐ¿Ð¸ÐºÐ°Ð½Ñ Ð²ÑÑажен оÑÐµÐ½Ñ Ñезко и импланÑÐ°Ñ Ð½Ð¾Ñа ÑолÑко ÑÑ
ÑдÑÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑÐ¸Ð»Ñ Ð±Ð¾Ð»Ñного.
Ð ÐÐÐ ÐÐ ÐÐÐÐ
У 21 Ñебенка пÑÑÑм опÑÑÐºÐ°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑÑжного Ñгла глаза бÑл иÑпÑавлен коÑой ÑазÑез глаз.
ÐбÑие ÑезÑлÑÑаÑÑ Ð¿Ð»Ð°ÑÑиÑеÑкой Ñ
иÑÑÑгии ÑпиканÑа и ÑазÑез глаз веÑÑма обнадÑживаÑÑ.У 22 из 25 деÑей (88%)ÑÐ¿Ð¸ÐºÐ°Ð½Ñ Ð¿Ð¾Ñле опеÑаÑии ÑÑал ÑовÑем незамеÑен,а Ñ 3 (12%) — виден лиÑÑ Ñлегка.РазÑез глаз полноÑÑÑÑ ÐºÐ¾ÑÑигиÑован Ñ 20 из 21 болÑного (95%).ТолÑко Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾ из деÑей (5%) коÑÑекÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ ÑдалаÑÑ.
СÐÐÐÐÐÐÐÐЫРÐÐС
ÐипоплаÑÑиÑное и неÑедко запавÑее пеÑеноÑÑе иÑпÑавлÑÑÑ Ð¿Ñи помоÑи пÑÑмого Ñиликонового импланÑаÑа,коÑоÑÑй вÑÑавлÑеÑÑÑ Ð² Ð½Ð¾Ñ ÑеÑез веÑÑибÑлÑÑнÑй ÑазÑез.СиликоновÑе импланÑаÑÑ Ð±ÑваÑÑ ÑазнÑÑ
ÑазмеÑов и ÑоÑмÑ.ÐÑи опеÑаÑии иÑ
индивидÑалÑно подгонÑÑÑ Ðº ноÑÑ Ð¿Ð°ÑиенÑа.ÐÑла пÑоизведена 51 опеÑаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾ иÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÐµÑеноÑÑÑ.У 40 болÑнÑÑ
(78%) оÑмеÑено знаÑиÑелÑное ÑлÑÑÑение внеÑнего вида,Ñ 7 (17%) импланÑÐ°Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°Ð»ÑÑ ÑлиÑком велик,Ñ 4 (8%) импланÑÐ°Ñ Ð¿ÑиÑлоÑÑ ÑдалиÑÑ.
ÐÐÐÐ ÐÐÐÐÐЯ
Ðайболее легкий ÑпоÑоб ÑвелиÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð°Ð»ÐµÐ½Ñкого,гипоплаÑÑиÑного подбоÑодка ÑвÑзан Ñ Ð¿Ñименением Ñиликонового импланÑаÑа,коÑоÑÑй вÑÑавлÑеÑÑÑ Ð² ÑазÑез Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð¸Ð¶Ð½ÐµÐ¹ гÑбой и деÑной.Ð¢Ð°ÐºÐ°Ñ Ð¿Ð»Ð°ÑÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑаÑÐ¸Ñ Ð½ÐµÑедко ÑоздаÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑаÑление,ÑÑо ÑÐµÑ Ñ Ñебенка ÑÑала более длинной и Ñонкой,а Ñаздвоение подбоÑодка ÑменÑÑалоÑÑ.
ÐÐÐÐТÐÐÐЯ ÐÐÐÐÐÐ ÐУÐЫ
23 деÑÑм Ñ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½ÑÑ ÐаÑна поÑÑебовалоÑÑ Ð¸ÑпÑавление оÑвиÑаÑÑей нижней гÑбÑ,и Ð´Ð»Ñ ÑÑого бÑло вÑбÑано ÑигаÑÑалÑное клиновидное иÑÑеÑение.Ðайболее замеÑное ÑлÑÑÑение внеÑнего вида деÑей доÑÑигалоÑÑ Ð¿Ñи ÑоÑеÑинаа ÑÑой опеÑаÑии Ñ ÑезекÑией ÑзÑка и одновÑеменной плаÑÑикой подбоÑоÑка.
ÐÐÐÐÐÐÐÐÐЯ СÐУÐÐÐЫХ ÐÐСТÐÐ
У болÑÑинÑÑва деÑей Ñ ÐолезнÑÑ ÐаÑна оÑмеÑаеÑÑÑ ÑплоÑение ÑкÑловÑÑ
коÑÑей.РоÑделÑнÑÑ
ÑлÑÑаÑÑ
Ð´Ð»Ñ ÑлÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð½ÐµÑнего вида лиÑа иÑ
неÑколÑко пÑиподнимаÑÑ Ð¿Ñи помоÑи ÑиликоновÑÑ
импланÑаÑов.
ÐТТÐÐЫРÐÐÐЫРУШÐ
У 1/4 деÑей иÑпÑавлÑлиÑÑ Ð¾ÑÑопÑÑеннÑе ÑÑнÑе ÑаковинÑ.У болÑÑинÑÑва ÑÑиÑ
болÑнÑÑ
лиÑо бÑло ÑиÑоким,а оÑÑопÑÑеннÑе ÑÑи ÑаÑÑиÑÑли его еÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÑÑе,пÑÐ¸Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ ÐµÐ¼Ñ Ð³Ð»Ñпое вÑÑажение.ÐÑÐ¾Ñ Ð´ÐµÑÐµÐºÑ Ð¸ÑпÑавлÑлÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из многиÑ
меÑодов плаÑÑиÑеÑкой Ñ
иÑÑÑгии.
ÐСÐÐÐÐÐÐÐЯ
Ðо ÑиÑ
Ð¿Ð¾Ñ Ð±Ñло заÑикÑиÑованно поÑле пÑоведÑннÑÑ
опеÑаÑий 8 оÑлонений в вмде диÑлокаÑий(ÑмеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸Ð¼Ð¿Ð»Ð°Ð½ÑаÑов)или же инÑекÑий.Ðднако ÑодиÑели бÑли пÑедÑпÑежденÑ,ÑÑо ноÑовой или подбоÑодоÑнÑй импланÑаÑ,вÑÑавленнÑй в Ð ÐÐÐÐÐ ÐÐÐÐ ÐСТÐ,Ñ Ð³Ð¾Ð´Ð°Ð¼Ð¸ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ ÑмеÑаÑÑÑÑ.У 12 деÑей Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ 3-6 днÑми пÑоизоÑло ÑаÑÑ
ождение Ñвов на конÑике ÑзÑка и поÑÑебовалоÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑоÑÐ½Ð°Ñ Ð¾Ð¿ÐµÑÑиÑ.
ÐÐ ÐÐЯ ÐÐÐÐ ÐЦÐÐ
Ðайболее благопÑиÑÑнÑм возÑаÑÑом Ð´Ð»Ñ Ð¿Ð»Ð°ÑÑиÑеÑкиÑ
опеÑаÑий ÑÑиÑаеÑÑÑ Ð´Ð¾ÑколÑнÑй,Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ 4 и 6 годами.ÐÑи Ñанней коÑÑекÑии внеÑний вид деÑей Ñ ÑиндÑомом ÐаÑна не ÑÑÐ¾Ð»Ñ Ð±ÑоÑаеÑÑÑ Ð² глаза в деÑÑком ÑадÑ,а позднее они менÑÑе ÑÑÑадаÑÑ Ð¾Ñ Ð½Ð°ÑмеÑек ÑвоиÑ
одноклаÑÑников.
ХиÑÑÑгиеÑеÑкое вмеÑаÑелÑÑÑво по Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸ÑпÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñедловидного ноÑа,ÑпиканÑа,ÑазÑеза глаз,микÑогении пÑоизводиÑÑÑ Ñ Ð´ÐµÑей под обÑим наÑкозом.ÐÑи ноÑмалÑном ÑеÑении ÑÑи опеÑаÑии длÑÑÑÑ 30 минÑÑ.ÐоÑпиÑализиÑоваÑÑ Ð´ÐµÑей лÑÑÑе на 2-6 дней.Ð ÑлÑÑае ÑеÑной пÑивÑзанноÑÑи Ñебенка к маÑеÑи гоÑпиÑализаÑÐ¸Ñ Ð½Ðµ ÑекомендÑеÑÑÑ.
Источник
Невротический синдром самозванца (в англоязычной литературе также упоминается как синдром мошенника) — это психологический феномен, при котором человек не может встроить опыт своих достижений в свою Я-концепцию. Несмотря на внешнее подтверждение своих компетенций, человек с таким синдромом остается с ощущением, что он мошенник и не заслуживает тех успехов, которых добился. Получение успеха в таком случае объясняется везением, случайным совпадением, а так же тем, что окружающие люди заблуждаются относительно истинного положения вещей. Не следует путать это явление с «ложной скромностью». Синдром самозванца является бессознательной когнитивной ошибкой, а не чем-то демонстрируемым сознательно.
Синдром самозванца не является психическим расстройством личности, хотя западные исследователи неоднократно рассматривали этот синдром в своих работах именно в таком ключе. На данный момент синдром самозванца рассматривается как черта характера, или чаще как специфическая реакция на события и ситуации. В России об этом феномене написано гораздо меньше.
Впервые его упоминает, хотя и не погружается в исследование этого явления Ирвин Ялом в своей книге «Теория и практика групповой психотерапии»: на первой встрече он просит участников группы принять участие в эксперименте «самая страшная тайна». В задачу участников группы входило написать на листке бумаги анонимно ту самую вещь, рассказывать о которой в группе им меньше всего хочется. Наиболее часто встречающаяся тайна — глубокое убеждение, что где-то в самой своей основе человек неадекватен, чувство, что чего-то главного в этой жизни он не понимает, что он лишь скользит по поверхности жизни, не живет, а умело блефует.
Сам термин «синдром самозванца» (Impostor Syndrome) появился в 1978 году благодаря профессору психологии университета штата Джорджия Паулине Клэнс и психологу Сюзанне Аймс. В своей первой работе они исследовали поведение и внутреннее состояние более 150 женщин, признанных профессионалов, докторов наук, занимавших высокие научные и производственные посты. И обнаружили, что несмотря на объективные доказательства их компетентности большая часть участниц не могли адекватно оценить собственные достижения, свои успехи они объясняли удачей, случайностью, невнимательностью коллег, связями, личным обаянием и даже хитростью.
За первой работой последовало множество научных статей и диссертаций. Было выяснено, что этот синдром поражает не только женщин, но и мужчин. Повторные исследования профессора Паулины Клэнс позволили сказать о том, что двое из пяти успешных людей ощущают себя самозванцами. Работы других исследователей говорят о том, что до 70% людей чувствовали себя мошенниками один и более раз за период своей учебной и профессиональной деятельности. Подразумевается, что они никого не обманывали в действительности, но получив высокие результаты, новые должности и другое признание своих заслуг ощущали свое несоответствие этим высоким результатам…
Методы работы и инструменты помощи людям с синдромом самозванца
Практика показывает, что наиболее успешными в отношении преодоления синдрома самозванца становятся методы когнитивно-бихевиоральной и позитивной психотерапии.
Даже придя в терапию, для человека с синдромом самозванца довольно серьезным шагом является признаться в своих ощущениях ненастоящести. Чаще всего, самозванцы приходят с другим запросом и выходят на свой синдром в ходе работы, либо уже окончательно отчаявшись, говорят о том, что чувствуют себя мошенником. Как правило, для них становится новостью, что их страхи не уникальны и что довольно большое число успешных людей испытывают сходные эмоции. Так более двух десятков звезд кинематографа, известных бизнесменов и нобелевских лауреатов в разное время в англоязычной прессе признавались, что испытывают на себе проявления синдрома самозванца. Среди них американская писательница, нобелевский лауреат Майя Ангелу, голливудская актриса Мерил Стрип, успешный голливудский сценарист и продюссер Чак Лорри, сценарист, автор нескольких бестселлеров, писатель Нил Гейман, актер-комик Томми Купер, судья Верховного суда США Соня Сотомайор и актриса Эмма Уотсон.
Нередко первым «всплывает» именно страх успеха, о котором мы говорили, как о спутнике синдрома самозванца. Проработка страха успеха может идти параллельно с остальной работой, мы коснемся этого вопроса отдельно, перечисляя инструменты, используемые в терапии.
Признание проблемы — первый шаг к ее решению. Разъяснить человеку , что такое синдром самозванца, как он проявляется и почему в определенные моменты он испытывает те или иные ощущения и эмоции. Зачастую, люди с синдромом самозванца талантливы и довольно одарены в интеллектуальном плане, поэтому признание наличия такой когнитивной ошибки уже становится первым шагом к преодолению синдрома.
Дальше необходимо определить круг «опасных» ситуаций. В какие моменты он чаще всего чувствует себя самозванцем. В каких ситуациях? Рядом с какими людьми? Как правило, это ситуации, когда важно приступить к какому-то новому делу, выступить в непривычной ранее роли. Понимая перечень ситуаций, когда он оценивает себя необъективно, важно подготовить человека к рациональному и трезвому осознанию своих способностей и слабых мест в каждой из опасных ситуаций. Насколько это возможно в недирективной терапии, вместе с клиентом оценить адекватность его претензий к себе и своим достижениям.
Учитывая то, что на первых порах у такого клиента не получается опираться на внутреннюю устойчивую уверенность, необходимо создать список объективных фактов, подтверждающих его компетентность в тех областях, где он чувствует себя самозванцем. Помочь человеку прийти к пониманию, что чувства, эмоции и ощущения не равны реальным фактам, что представления окружающих о нем не тождественны его ощущениям. При этом важно отслеживать, где объективные факты, а где имеет место проявление синдрома.
Одним из следующих шагов может быть возможность поделиться с кем-то из близких людей, которым клиент доверяет мучающими его страхами и попросить поддержки. Наверняка, есть близкие люди, мнению которых он доверяет. Именно они могут стать его «спасательным кругом» в моменты, когда его одолевает страх разоблачения и он обесценивает успехи или неадекватно оценивает собственные достижения. Справляться со страхами гораздо проще, когда есть поддержка. К тому же учитывая распространенность симптомов синдрома самозванца не исключено, что близкие клиента испытывают сходные ощущения.
Внутри у «самозванца» в наличии специфический свод правил, сверяясь с которым он себя и оценивает. Опираясь на признания клиентов в терапии, можно сформулировать их следующим образом:
- Я всегда должен знать ответ.
- Я не имею права на ошибку.
- Если я совершила ошибку, значит, я ничто — пустое место.
- Просить о помощи — значит, расписаться в своей некомпетентности.
- Если не можешь стать лучшим — нечего и начинать.
Каждое утверждение можно опровергнуть во время сессии, однако гораздо важнее здесь обучить клиента кропотливо и последовательно отслеживать внутри эти мысли и чувства, которые они вызывают, после чего сознательно заменять их на более гуманные. Поскольку самозванцы обычно довольно внимательные и вдумчивые люди, сам процесс отлавливания мыслей и внутренних установок будет занимать их сознание и отвлекать от безумного страха совершить ошибку и, тем самым, выдать себя.
Учитывая то, что человек с синдромом самозванца — настоящий мастер обесценивания успехов, то здесь необходимо вместе с клиентом шаг за шагом «перемерить» и внимательно рассмотреть уже заслуженные им успехи. При сравнении себя с кем-то другим, он всё время меняет критерии, поэтому свои достижения кажутся совсем незначительными. Сравнить его достижения с его предыдущими показателями в этой же области. Т.е. если доход увеличился на 30% по сравнению с прошлогодним, то с фактами не поспоришь.
Необходимо научить его адекватно оценивать реальный масштаб собственных заслуг. Например, научиться кататься на велосипеде — это достижение. Не каждый умеет это делать. Защита кандидатской диссертации по ядерной физике — еще более редкое явление, и действительно, серьезная победа. Обстоятельства, в которых были получены те или иные достижения тоже играют роль. Понимание этого условия тоже важно обсудить с клиентом.
Одним из самых эффективных инструментов является довольно простой прием «фиксирования звездочек на фюзеляже». Заведение новой привычки фиксировать все победы от мелких до самых крупных, желательно, чтобы это был отдельный «Дневник достижений», и клиент каждый вечер подводил результаты прожитого дня. Можно обозначить условие, чтобы за день было не замечено и обозначено менее трех успехов. Трудоголикам всегда есть за что себя похвалить.
Отличным решением для клиента будет завести для более крупных побед правило вручения самому себе более ощутимых наград. Это могут быть как некие физически ощутимые предметы, так и традиция похода на массаж, выставки, кино и т.д. Постепенно клиент научится ассимилировать свои достижения, начнет привыкать признавать свои успехи маленькие и большие.
Очень полезным домашним заданием является ведение «Бортового журнала комплиментов». Оно состоит в том, чтобы клиент записывал положительные высказывания и похвалы своей компетентности — и, главное, те слова, которыми он отказывается это принять. После того, как он осознает свои отказы, ему предлагают экспериментировать с противоположным образом действий — выслушивать, принимать положительные высказывания и извлекать из этого как можно больше ресурсов.
Следующим заданием здесь будет обучение слову «Спасибо!» и умению произносить это слово с достоинством каждый раз, когда кто-то выражает ему благодарность, восхищение, поздравления. Это самый настоящий тренинг способностей, учитывая, что невротические самозванцы, слыша положительные слова в свой адрес, неизменно начинают оправдываться за свой успех, списывая его на какие-то угодно причины.
Эффективным инструментом показал себя гештальт-эксперимент, когда клиента просили вспомнить всех, тех людей, которых, по его мнению, он обманул и сказать им в воображении, как именно он их одурачил, и вообразить вслух, что ответит ему каждый из этих людей. «Я не присудил вам награду по английскому, потому что вы меня очаровали. Вы нравитесь мне, как человек, но моя высокая оценка была вам дана за вашу выдающуюся работу». Или «Я сержусь, что вы думаете, что я настолько глупа, что не могу оценить компетентную работу, когда ее вижу». Или «Мне не нравится, как вы не считаетесь со мной и моими мнениями».
Еще одна продуктивная техника из гештальт-терапии отлично работает и в индивидуальной терапии, и в группе. В этом случае клиента просят сыграть противоположность невротическому самозванцу — человека, который ведет себя как выдающийся ум современности, блестящий гений — и всячески выражать это вербально и невербально в присутствии группы или психотерапевта. Реакции на эту ролевую игру бывают разные. Чаще всего, человек вступает в контакт и может открыть спрятанную до сих пор свою грань, мысль о собственной уникальности, которая скрыта под всеподавляющим чувством сомнения в себе.
Дальше можно работать со страхами и чувством вины, которые сопровождают такое представление о своей особенности, и двигаться навстречу реалистичным представлениям о своих способностях, не преувеличивая и не преуменьшая их. Некоторым клиентам эта ролевая игра помогает взглянуть в глаза своей боязни успеха. Обычно это бывает с теми, кто особенно сопротивляется такому упражнению, им трудно вести себя «нагло» и «самоуверенно». Разобравшись с сопротивлением клиента в этом упражнении, можно обратить его внимание на то, какие ужасы в его представлении ассоциируются с успехом. Как правило, этим страхам обычно сопутствуют воспоминания о конкретных случаях, например, как другие дети начинали его дразнить, если учитель хвалил и выделял за отличную работу, или как его избегали друзья, когда чувствовали, что глупее его, или как высмеивали его родители, нивелируя школьные успехи.
Что именно заставляет человека бояться грядущих успехов? Безусловно, это и ожидание новых трудностей, и негативный прошлый опыт, и сопротивление переменам, и бессознательно усвоенные родительские предписания, и архетипические мифы о зависти богов, и многое другое. Во время индивидуальной терапии эти составляющие страха успеха можно снимать слой за слоем, формируя у клиента позитивный образ ближайших перспектив. Тщательно прорабатывая образ будущего, как клиент будет себя чувствовать, и что будет делать в новом статусе с новыми достижениями.
Социальные стереотипы, как правило, предсказывают беды, грядущие за успехом: «не будет времени на детей», «станешь жертвой грабежа и вымогательства», «станешь беспринципным эгоистом», «чем выше залезешь, тем больнее падать» и так далее. Вместе с клиентом важно найти именно те установки, которые тормозят его движение вперед, и отдельно развенчивать каждую из них вместе с клиентом, находя примеры в окружающей действительности.
Результативным упражнением в работе, как со страхом успеха, так и с синдромом самозванца является так называемое «Прощальное письмо», автором которого является доктор Пезешкиан, основатель позитивной психотерапии. Письмо адресуется непосредственно страху успеха или другому адресату, как его сформулирует клиент. Письмо имеет трехчастную структуру и пишется в эпистолярном жанре. Первая часть письма — Чему ты меня научил?; вторая часть — Почему я хочу расстаться с тобой?; третья — Чему я научусь новому? Что займет освободившееся место в моей жизни? Каждая из частей обсуждается вместе с клиентом на консультации. После того, как письмо написано психотерапевту необходимо его проверить и, возможно, скорректировать какие-то моменты, обратить внимание клиента на более четкие формулировки. После чего текст письма используется как аутотренинг, первые две недели клиент его перечитывает каждый день, а потом в тех случаях, когда опасается возвращения симптомов.
Подводя итог, можно сказать, что основные направления работы — проработка страхов и негативного прошлого опыта, работа с негативными установками, отчетливая визуализация нового жизненного этапа, научение новым моделям поведения, опора на собственные внутренние оценки и на опыт собственных достижений.
Один из самых важных выводов, к которым необходимо подвести человека с синдромом самозванца во время терапии — четкое понимание, что его достижения не просыпались на него словно манна небесная, а что это заслуженные плоды его собственных усилий.
Источник