Чутко козина синдром эмоционального выгорания
«Синдром эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности педагогов.
Многие молодые люди и педагоги, работающие достаточно длительный период в сфере образования, не задумываются о том, от чего появляются патологическая усталость или нежелание идти на работу. Для молодых педагогов это важный сигнал, связанный с тем, что данный вид профессиональной деятельности не приносит положительных результатов или внутреннего комфорта, что не является важным показателем для дальнейшей продуктивности. Для педагогов работающих достаточно длительный период появляется высокая степень утомляемости, связанная с рабочей нагрузкой, с новыми введениями в образование. Педагоги с большим опытом работы привыкают к стандартным видам деятельности, и для них фактором риска является внутренняя накопленная усталость и дискомфорт. Всё это несёт за собой признаки истощения и дальнейшего эмоционального выгорания. Выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций связанных с профессиональной деятельностью человека.
По мнению В. М. Лизинского, важнейшими причинами собственного профессионального выгорания являются те диапазально высокие и постоянно усиливающиеся напряжения, которые сплошь и рядом становятся непосильными для педагогов. Это вызвано не только собственно нагрузками, но и их многообразием, и информационным коллапсом, и возрастающими психологическими нагрузками, что в конечном счете приводит к появлению, проявлению и накапливанию разнообразных и чрезвычайно вредных усталостей [3].
Как цитируют в своей монографии Л. С. Чутко и Н.В. Козина «для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в излишне интенсивном, тесном общении с клиентами или пациентами, в эмоционально перенасыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи, используется термин «эмоциональное выгорание» (burnout). Проблема эмоционального выгорания стала предметом научных исследований после того, как ее описал H. Freudenberger в середине 70-х годов XX века. Данному патологическому состоянию наиболее подвержены представители гуманных профессий и управленческий персонал: медицинские работники, менеджеры, педагоги, психологи и сотрудники правоохранительных органов…» [8].
Термин синдром эмоционального выгорания впервые ввёл в 1974 году американский психолог Х. Дж. Фрейденбергером. Он описывал деморализацию (духовно-нравственный упадок), разочарование и крайнюю усталость, которую наблюдал у работников психиатрических учреждений [4]. «Эмоциональное выгорание» — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного, или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» (В.В. Бойко) [5].
Синдром выгорания — болезнь нашего времени, приобретающая национальные масштабы. Как правило, она настигает тех, кто совсем не брал ее в расчет, — по причине своей чрезмерной занятости. В особой группе риска находятся идеалисты, которые с полной ответственностью уходят в работу с головой [2]. К “группе риска” синдрома эмоционального выгорания, прежде всего, относятся те специалисты, которые по виду своей профессиональной деятельности имеют достаточно большой круг контактов с людьми (врачи, учителя, социальные работники). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый накопительный “лимит общения”, то есть за день человек может находиться в контакте лишь с ограниченным количеством людей. Если данный «лимит общения» превышен и их число контактов увеличивается за пределы нормы, неизбежно наступают признаки истощения, а со временем и выгорание, так как энергетический баланс человека имеет исчерпывающий ресурс.
«Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой. Выгорание приравнивается к дистрессу (таким как, тревога, депрессия, враждебность и гнев). К стадии общего синдрома дезадаптации, относится стадия истощения. Истощение – это снижение эмоционального тонуса, которое наступает, когда внутреннее сопротивление оказалось неэффективным. Выгорание – является не просто результатом стресса, а следствием неуправляемого стресса, а также постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, и в конечном итоге состояние эмоционального, умственного истощения и физического переутомления» [5]. К. Леонгард выделил три типа личности, у которых есть предпосылки к синдрому эмоционального выгорания:
1. Первый тип — «педантичный». Основные характеристики этого типа: добросовестность, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиваться образцового порядка. Основные симптомы переутомления — апатия, сонливость.
2. Второй тип — «демонстративный». Люди этого типа стремятся первенствовать во всём, быть у всех на виду, это тип лидеров. Вместе с тем, им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении однообразной, рутинной работы. У людей второго типа переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости, агрессии. На этом фоне повышается давление, возникают проблемы с засыпанием.
3.Третий тип — «эмотивный». Люди данного типа бесконечно и противоестественно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам. Люди третьего типа при стрессах страдают бессонницей, у них особо повышенный уровень тревожности [1].
Согласно статистике многие женщины больше, чем мужчины подвержены синдрому эмоционального выгорания.
Это связанно с тем, что женщины более эмоциональны, готовы проявить сострадание, эмпатию — умение сопереживать чужой боли. Мужчины как правило больше склонны к деперсонализации, некоему обесцениванию или цинизму. Поэтому они меньше подвержены синдрому эмоционального выгорания. Несмотря на то, что женщины больше, чем мужчины подвержены данному синдрому, они более выносливы. Так как женщина является не только работником, но ещё и матерью для своих детей, ведёт домашнее хозяйство. Таким образом, она легче, чем мужчина выходит из синдрома эмоционального выгорания (спасает переключаемость с одного вида деятельности на другой).
По исследованиям американского психолога Х. Дж. Фрейденбергером, синдром эмоционального выгорания имеет свои стадии:
стадия — «напряжение» — со следующими симптомами: неудовлетворенность собой; переживание психо-травмирующих ситуаций, тревожность, депрессия.
стадия – «сопротивление» — проявляется со следующими симптомами: неадекватное, (повышенная гневливость, раздражительность), эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций.
стадия – «истощение» — со следующими симптомами: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность, апатия.
стадия — кризисная стадия — психосоматические расстройства. На этой стадии необходима срочная медицинская помощь, помощь психотерапевта и медикаментозное лечение
Как и любое заболевание, синдром эмоционального выгорания имеет свои симптомы. Они делятся на физические, психологические и поведенческие симптомы.
К физическим симптомам относятся: повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня. Нарушения сна с затруднениями засыпания и ранними пробуждениями. Плохое общее состояние здоровья, в том числе по ощущениям (затруднённое дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость). Обострённая восприимчивость к инфекционным заболеваниям. Психосоматическое недомогание (головная боль, диарея, синдром раздражённого желудка, аритмия, гипертония). Уменьшенный или увеличенный вес.
К психологическим симптомам относятся: нарастающий негативизм по отношению к сотрудникам на рабочем месте. Агрессивные чувства на работе и дома (раздражительность, напряжённость, тревожность, беспокойство, гнев). Состояния упадка сил и настроение и связанные с ним переживания: цинизм (деперсонализация), пессимизм, чувство безнадёжности, апатия, чувство бессмысленности. Утрата чувства юмора. Безразличие, чёрствость по отношению к окружающим. Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться. Депрессия, постоянное чувство неудачи и вины. Нервные рыдания, истерики. Преобладание чувства одиночества.
К поведенческим симптомам относятся: Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть. Безразличие к еде; стол скудный, без изысков. Малая физическая нагрузка. Злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином. То и дело возникающая рассеянность, «детские» ошибки в работе. Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т. д.). Импульсивное эмоциональное поведение. Нет контроля над эмоциями. Формальное выполнение работы.
В состоянии синдрома эмоционального выгорания человек находится в состоянии дезориентации. У него портятся отношения с людьми, жизнь становится серой и бесцельной, ничего не радует, и на этом фоне может развиться серьёзное психическое расстройство — депрессия, человека могут посещать мысли о суициде, могут обостриться хронические заболевания или психосоматические расстройства, может возникнуть риск несчастных случаев [7].
«В последнее время отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Рабочие или профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов. Разрушающее воздействие психологического стресса отмечается даже в прогрессивных и хорошо управляемых организациях, поскольку развитие стресс-реакций имеет сложную многофакторную обусловленность: от структурно-организационных особенностей, организационной культуры, характера самой работы до личностных особенностей сотрудников, а также характера их межличностных взаимодействий. Негативно сказываясь как на конкретных людях – их соматическом и психическом состоянии, так и на внутренней организационной среде, стрессы на работе влияют на продуктивность работников, финансовую эффективность, стабильность и конкурентоспособность всей организации в целом» [5].
По мнению Т. Солодковой «эмоциональный интеллект» представляет собой совокупность ментальных способностей, обеспечивающих идентификацию, понимание причин и умение управлять собственными эмоциями, так и эмоциями других людей для успешного достижения целей и задач другой деятельности (профессиональной деятельности, общения). «Эмоциональный интеллект» является релевантным личностным ресурсом преодоления синдрома выгорания у педагогов, его целенаправленное развитие может способствовать снижению риска возникновения синдрома выгорания в процессе педагогической деятельности [6]. Однако, как отмечает
Т. Солодкова, необходима профилактика синдрома эмоционального выгорания, которая включает в себя:
Культивирование других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью;
Определение краткосрочных целей, для повышения долгосрочной мотивации;
Поддержание своего здоровья, соблюдение режима питания, сна, активного отдыха;
Овладение техниками медитации;
Расставлять приоритеты в соответствии со своими ценностями;
Научиться говорить «нет»;
Бережно относиться к своему времени;
Наличие нескольких друзей во взаимоотношениях, с которыми существует баланс;
Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
Открытость новому опыту (овладение новым видом деятельности);
Умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
Приобретение нового жизненного опыта (знакомство с новыми людьми, путешествия, посещение культурных мероприятий);
Хобби, доставляющее удовольствие;
Вечерние прогулки перед сном;
Смех и юмор зачастую «ломают» напряжённость, которая может возникнуть на работе и дома. Как известно, гормоны стресса подавляются смехом.
Для восстановления эмоционально-психологического баланса необходимо использовать:
психотренинг, психотерапия, арт-терапия, визуализация, музыкотерапия, ароматерапия.
соблюдение психогигиены: (настрой на позитив, расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида деятельности на другой; конструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта);
профессиональное развитие и самосовершенствование;
уход от ненужной конкуренции;
эмоциональное общение
эмоциональное общение
Методы саморегуляции, могут помочь в снижении внутреннего дискомфорта, связанного с профессиональным выгоранием, к ним относятся:
Релаксация
Дыхательные техники
Аутогенная тренировка
Словестные формулы (самовнушение)
Мышечная релаксация
Визуализация (расслабление через образ)
Для того, чтобы быстро определить наличие у человека эмоционального выгорания, необходимо провести экпресс – диагностику. Ответьте на вопросы «да» или «нет». За каждый положительный ответ начислите себе 1 балл [3].
1.Когда в воскресенье я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен.
2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, я сделал бы это без промедления.
3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети.
5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях.
6. Придя домой после рабочего дня я чувствую себя, как выжатый лимон.
7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям
10. За последние 3 месяца, я не прочитала ни одной книги, которая открыла бы для меня, что-нибудь новенькое.
Оценка результатов:
0 – 1 балл.Синдром выгорания вам не грозит.
2 –6 баллов.Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7 –9 баллов.Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов.Налицо синдром эмоционального выгорания.
Для профилактики эмоционального выгорания можно повести комплекс упражнений [3]:
Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Нарисуйте, пожалуйста, круг. В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметьте, в каком соотношении в настоящее время они находятся:
работа (профессиональная жизнь),
работа по дому
личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения).
Рядом нарисуйте второй круг. В другом круге – их идеальное соотношение.
Обсуждение:
-Есть ли различия? В чем они заключаются?
Почему так получилось?
-Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего?
-От кого или от чего это зависит?
И всё же, если Вы не можете самостоятельно справиться с синдромом эмоционального выгорания, действенный способ обратиться к психологу и получить квалифицированную помощь. Обратившись к специалисту, вы сможете справиться с проблемой и даже восстановить свой внутренний баланс, а также добиться успехов в профессиональной деятельности!
Список используемой литературы:
Е. А.. Алексеевич, И.В. Выбойщик, Л. П. Паршукова «Акцентуация характера»: Учебное пособие.- Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002.
Грабе М. Синдром выгорания-болезнь нашего времени. Почему люди выгорают и что можно против этого предпринять: пер. с нем. – СПб.: Речь, 2008.
Лизинский В.М. Профессионально-личностное выгорание и способности качественно выполнять свои профессиональные и социальные обязанности. М.: Изд-во Центр «Педагогический поиск», 2013.
Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Изд-во Учитель, 2009.
Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб: Питер, 2003.
Cолодкова Т. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс. Роль эмоционального интеллекта в преодолении синдрома выгорания у педагогов: автореферат. дис. канд. псих. наук: 19.00.07/ Иркутск, «Восточно-Сибирская государственная академия образования» — Иркутск, 2011.
Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб, КАРО, 2003.
Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. 2- е издание, М.: Изд-во «Медпресс-информ», 2014.
Источник