Что в мозге синдром дауна

Что в мозге синдром дауна thumbnail

Исследования строения и функционирования ЦНС у детей и взрослых с синдромом Дауна получили на Западе широкое распространение и ориентированы по большей части на поиск методов медикаментозного лечения, генной терапии и коррекции отдельных нарушений и особенностей, присущих синдрому. Изучение строения и работы детского мозга преследует также дополнительные цели: определение нейробиологической и нейрофизиологической основы специфики онтогенеза людей с синдромом Дауна. Комплексный взгляд на проблему обеспечивается благодаря проведению исследований на всех уровнях: генном, молекулярном, клеточном, органном. Значительное внимание в актуальных исследованиях уделяется вопросу о времени возникновения нейроанатомических и нейрофизиологических особенностей в онтогенезе.

До недавнего времени знания о присущих людям с синдромом Дауна особенностях строения ЦНС базировались на исследованиях биологического материала. Были получены данные, согласно которым вес головного мозга у людей с синдромом Дауна меньше среднестатистического; мозжечок, лобные и височные доли существенно меньше по объему; значительно уже, по сравнению с параметрами нормативной популяции, верхняя теменная извилина. Только в последние годы новые технические возможности (МРТ) позволили проводить качественные исследования влияния строения головного мозга на жизнь и развитие людей с синдромом Дауна. Подтверждены предшествующие данные о несколько меньшем объеме мозга в целом, диспропорционально малом мозжечке, стволовых структурах, лобной и теменной долях, гиппокампе.

В поисках ответов на подобные вопросы Дж. Пинтер и др. [1] обследовали группу детей и молодых людей с синдромом Дауна (возрастной диапазон 5—24 года, 11 мальчиков и 5 девочек) и сравнили полученные результаты с данными контрольной группы (15 человек), уравненной с экспериментальной по возрастно-половым характеристикам.

Ученые подтвердили известные ранее данные и показали, что у членов экспериментальной группы объем мозга в среднем на 18 % меньше, чем в контрольной группе. Сравнение областей мозга и мозжечка испытуемых двух групп показало присутствие у людей с трисомией-21 уникального паттерна различий мозговой морфологии по сравнению с контрольной группой (см. табл.).

 Показатели объемов различных зон и структур головного мозга

экспериментальной и контрольной групп

Что в мозге синдром дауна

Хотя абсолютные показатели объемов теменной и височной долей у людей с синдромом Дауна невелики, их размеры относительно объема всего мозга оказываются диспропорционально большими, при этом верхняя теменная извилина пропорциональна относительно общего объема мозга (хотя и меньше среднестатистической по абсолютным показателям). В то же время относительные размеры лобной и затылочной долей пропорционально соотносятся с показателями общего объема головного мозга.

Массовая доля белого вещества в верхней височной извилине значительно снижена, при этом объем субкортикального серого вещества относительно велик. Межполушарные различия не обнаружены.

Итак, у людей с синдромом Дауна имеются следующие отличия в морфологии мозга:

— меньший общий объем головного мозга как следствие снижения объема как серого, так и белого вещества;

— диспропорционально малый мозжечок;

— увеличенные относительные объемы субкортикального и теменного серого вещества и белого вещества в височной доле.

Специфика нейроанатомии ЦНС, присущая людям с синдромом Дауна, объясняет характерные для них особенности поведения и психики. Так, гипоплазия мозжечка обусловливает гипотонию и трудности координации движений, нарушения функционирования артикуляционной мускулатуры, а также связанных с ними беглости и плавности речи.

Специфическая анатомия лобных долей определяет такие особенности людей с синдромом Дауна, как склонность к персеверациям, дефицит внимания, снижение уровня произвольности.

Относительная сохранность зрительно-пространственных функций у людей с синдромом Дауна, вероятно, обусловлена близким к обычному строением серого вещества теменной доли.

Поскольку не обнаружено значимых различий в общем объеме височной доли, обращает на себя внимание относительно большой объем белого вещества в ней (увеличенная парагиппокампальная извилина у взрослых с синдромом Дауна), что, по некоторым данным, связано с нарушениями таких когнитивных функций, как память и речь. При этом отмечается малый относительный объем белого вещества в верхней височной извилине, что также может быть причиной речевых трудностей. В отличие от контрольной группы, в экспериментальной не было обнаружено асимметрии правой и левой височных долей. При этом паттерн когнитивного дефицита у людей с синдромом Дауна напоминает пациентов с левополушарными поражениями. Дихотическое прослушивание подтверждает нетипичную латерализацию речевых функций у людей с синдромом Дауна.

Особая область мозга, которая избирательно страдает при синдроме Дауна, — это гиппокамп. Наличие определенной специфики строения и функционирования этой структуры ЦНС подтверждается как изучением людей с синдромом Дауна, так и исследованиями биологической модели синдрома, воспроизведенной на мышах.

Как известно, гиппокамп является одной из ключевых зон головного мозга, ответственных за научение и память, и имеет обширные нейронные связи с множеством мозговых структур. Изучение гиппокампа и окружающих его нейронных сетей позволяет приблизиться к терапии и коррекции интеллектуальных нарушений у людей с синдромом Дауна.

Предварительные исследования позволяют ученым предположить, что эти нарушения являются результатом специфического строения и функционирования гиппокампальных синапсов.

Как известно, гиппокамп является одной из ключевых зон головного мозга, ответственных за научение и память, и имеет обширные нейронные связи с множеством мозговых структур. Изучение гиппокампа и окружающих его нейронных сетей позволяет приблизиться к терапии и коррекции интеллектуальных нарушений у людей с синдромом Дауна.

Последние исследования показали, что и функционирование мозга людей с синдромом Дауна отличается от работы обычного мозга. Отмечена сниженная активность ключевых зон системы так называемых зеркальных нейронов, которые задействованы в восприятии и понимании действий и эмоций других людей, и также в формировании речи. Кроме того, у взрослых с трисомией-21 значительно снижена активность моторных зон головного мозга. Активность в моторных областях и в основных зонах системы зеркальных нейронов значительно менее организованная, степень ее локализация существенно снижена.

Анализ возрастных особенностей нейроанатомии ЦНС у детей и взрослых с синдромом Дауна позволяет предположить наличие асинхронии формирования и развития корковых и субкортикальных областей. Эти данные подтверждаются и эмбриологическими исследованиями: не найдено какой-либо специфики строения ЦНС до третьего триместра гестации, когда формирование большей части базальных ганглиев завершено, но в коре продолжается развитие синаптической сети, дендритных разветвлений и послойной организации коры. Как показывают исследования, меньший в сравнении с нормой объем головного мозга отмечается начиная с шестимесячного возраста. Другие данные свидетельствуют о том, что некоторая специфика обнаруживается начиная с 22-й недели гестации. Все исследователи сходятся во мнении, что начиная с полугодовалого возраста возникают достаточно заметные отличия функционирования и формирования ЦНС. Это касается, например, задержки миелинизации, в частности волокон, соединяющих лобную и височную доли. Данная задержка миелинизации отмечается у 25 % младенцев 2—6 месяцев и более распространена среди младенцев после полугода.

Читайте также:  Программа с детьми с синдромом дауна

Разветвленность дендритов в зрительной коре у младенцев первого года жизни существенно превышает нормативную, но к 2 годам значительно снижается и становится недостаточной по сравнению с нормой.

Уже в 3—5 месяцев отмечается уменьшение лобно-затылочных размеров головного мозга, редукция роста лобной доли, сужение верхней височной извилины (35 % случаев), уменьшение размеров стволовых структур и мозжечка (у большинства детей с синдромом Дауна) и значительное уменьшение (на 20—50 %) количества корковых зернистых нейронов. Тем не менее, в перинатальный период структура головного мозга новорожденных с синдромом Дауна лишь незначительно отличается от нормальной. В то же время само функционирование ЦНС уже в этот возрастной период имеет существенную специфику, например по части слухового восприятия. Данные ЭЭГ показывают общую бедность дендритной сети, которая появляется только после рождения и преобладает в постцентральных областях и в левом полушарии.

Нейроанатомические исследования показывают, что возникшие в раннем возрасте особенности строения и функционирования ЦНС становятся более заметными и начинают отчетливо проявляться к раннему подростковому возрасту.

В частности, отмечается нарушение нейронного взаимодействия в лобной и теменной долях, а также между таламусом и корой височной и затылочной долей, что в совокупности может служить причиной снижения произвольной регуляции и концентрации внимания.

После 35 лет функционирование головного мозга подавляющего большинства людей с синдромом Дауна схоже с таковым у людей, страдающих болезнью Альцгеймера. Однако, деменция, характерная для болезни Альцгеймера, отмечается менее чем у половины из них. Тем не менее, с возрастом в ЦНС людей с синдромом Дауна происходят значительные негативные процессы: гибель нервных клеток в голубом пятне, стволовых ядрах, имеющих проекции в гиппокампе, изменения в височной доле, префронтальной коре и мозжечке.

Нейроанатомические и поведенческие исследования, проведенные на мышиных моделях синдрома Дауна (TS-16 и Ts65Dn), дают результаты, которые приводят ученых к выводу о том, что ключевым фактором, определяющим специфику психики и поведения при синдроме Дауна, является поражение гиппокампа.

Полученные нейробиологами данные, возможно, позволят разработать более эффективные подходы к обучению и лечению детей и взрослых с синдромом Дауна.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Neuroanatomy of Down’s syndrome: a high-resolution MRI study / J. D. Pinter, S. Eliez, J. E. Schmitt, G. T. Capone, A. L. Reiss // The American Journal of Psychiatry. 2001. Vol. 158, No. 10. P. 1659—1665.
  2. Nadel L. Down’s syndrome: a genetic disorder in biobehavioral perspective // Genes, Brain and Behavior. 2003. Vol. 2, Iss. 3. P. 156–166.

Источник

Фото с сайта pixabay.com.

Синдром Дауна – это генетическое нарушение, при котором количество хромосом у человека составляет 47 вместо обычных 46. Причина кроется в появлении дополнительной копии у 21-ой пары хромосом. Именно поэтому до сих пор специалисты изучали это расстройство в основном через призму генетики.

Команда, возглавляемая исследователями из Калифорнийского университета в Сан-Франциско и Медицинского колледжа Бейлора, выбрала иной путь изучения этой врождённой проблемы. Биохимики сосредоточились на исследовании связи синдрома Дауна с процессами производства белка в клетках головного мозга.

Для этого эксперты создали особых генетически модифицированных грызунов. Такие животные отображают хромосомные, поведенческие и когнитивные особенности людей с синдромом Дауна, то есть фактически представляют собой модель данного заболевания.

«Подавляющее большинство специалистов изучало отдельные гены двадцать первой хромосомы, чтобы выяснить, какие из них связаны с синдромом Дауна и характерными для него изменениями. Наш подход отличался. Мы пытались выявить связь между дефектами производства белка и этой генетической патологией», – пояснил один из авторов исследования профессор Питер Уолтер (Peter Walter) в пресс-релизе университета.

Учёные провели ряд биохимических исследований и выяснили, что в клетках гиппокампа мышей с подобием синдрома Дауна вырабатывается на 39% меньше белка.

Напомним, что эта часть мозга участвует в формировании эмоций и является ключевой в процессах обучения и долговременного запоминания.

Дальнейшие исследования привели американских специалистов к заключению, что дополнительная хромосома, вероятно, запускает в этой части мозга животных так называемую стрессовую реакцию (integrated stress response, или ISR), которая и снижает выработку белка.

«Клетка постоянно следит за своим здоровьем. Когда что-либо идёт не так, она начинает вырабатывать меньше белка. И обычно это достоверный признак того, что клетка испытывает стресс. Производство белка необходимо для поддержания нормальных когнитивных функций. Поэтому, если его выработка снижается, то мы видим нарушение работы памяти», – добавляет в пресс-релизе Университета Калифорнии в Сан-Франциско профессор Уолтер.

Авторы работы отмечают, что ISR активируется четырьмя различными ферментами. Однако эксперименты показали, что только один из них, названный протеинкиназа-R (PKR), запускает стрессовую реакцию в клетках гиппокампа при синдроме Дауна.

На следующем этапе работы биохимики заблокировали активность этого фермента в головном мозге «особенных» мышей с помощью специального препарата.

Оказалось, что «выключение» протеинкиназы-R привело не только к нормализации выработки белка в гиппокампе, но и к улучшению умственных способностей лабораторных животных. Учёные убедились в этом, проведя ряд тестов на обучение и запоминание.

Но будут ли нарушенные механизмы производства белка, наблюдаемые в мозге грызунов с подобием синдрома Дауна, идентичны патологическим процессам в нервных клетках людей с таким отклонением?

Чтобы ответить на этот закономерный вопрос, учёные проанализировали посмертные образцы тканей мозга людей, родившихся с синдромом Дауна. Оказалось, что и в человеческих клетках наблюдались признаки активной стрессовой реакции.

Кроме того, благодаря удачному стечению обстоятельств, исследователи получили образец ткани живого человека с данным генетическим нарушением.

Примечательно, что только часть его клеток содержала третью копию в 21-ой паре хромосом, остальные были генетически нормальными. Подобное явление специалисты называют мозаичной формой синдрома Дауна.

Детально изучив редкий образец, учёные выявили любопытную вещь. Стрессовая клеточная реакция, подавляющая выработку белка, была запущена только в клетках с дополнительной хромосомой. Обычные клетки функционировали совершенно нормально.

Таким образом, полученные данные убедительно свидетельствуют, что ISR участвует и, возможно, даже ответственна за определённые нарушения при синдроме Дауна, считают авторы эксперимента.

Профессор Уолтер подчёркивает, что его научной группе ещё многое предстоит изучить в данной области. Тем не менее полученные результаты являются важным первым шагом на пути к улучшению здоровья и качества жизни людей с данной хромосомной аномалией.

Читайте также:  Синдром эдвардса у кого было

Научная работа американских биохимиков опубликована в престижном издании Science.

Добавим, что ранее авторы «Вести.Наука» (nauka.vesti.ru) рассказывали о вызвавшем много споров методе лечения синдрома Дауна. Писали мы и о том, как биоинженеры «выключили» хромосому, ответственную за эту патологию.

Источник

Десятилетия опыта и результатов

В Доман Интернешнл принимают в своих стенах детей с разнообразными генетическими нарушениями, в том числе и прекрасных «солнечных» малышей, официальный диагноз которых звучит как «синдром Дауна» или «Трисомия по 21 хромосоме».

Вопреки расхожему мнению об их «необучаемости», эти дети демонстрируют серьезные успехи в интеллектуальном, физическом и социальном отношениях. Вместе со своими упорными и трудолюбивыми родителями они доказывают: преодолеть ограничения, обусловленные генетическими особенностями — вполне реально!

В ранние годы свой деятельности Гленн Доман не занимался реабилитацией детей с Синдромом Дауна. Объяснялось это просто: отсутствием опыта в лечении генетических заболеваний. Так продолжалось до тех пор, пока родители малышей с Трисомией по 21 хромосоме сами не пришли к нему.

Встретившись с одной из семей, Гленн Доман развел руками: «К сожалению, мы вряд ли сможем вам помочь, — сказал он. – Мы не умеем менять гены, ничем подобным мы не занимаемся».

Ответ родителей ребенка основатель метода Домана запомнил на всю жизнь: «Возможно, вы действительно не сможете нам ничего предложить, — отрезали они, – но и остальные не предлагают ровным счетом ничего. Все убеждены в том, что наш малыш безнадежен, и его нужно закрыть в четырех стенах. Мы не можем с этим согласиться. И так как терять нам нечего, мы хотим попробовать вашу программу».

Ключевую роль в том, чтобы убедить Гленна Домана обратить внимание на детей с трисомией по 21 хромосоме, сыграл доктор Раймундо Верас. Приехав в Америку в поисках помощи для собственного «особого» сына, вскоре он стал ближайшим соратником и другом Гленна. Именно Доктор Верас первым разглядел огромный потенциал детей с синдромом Дауна. В итоге он посвятил значительную часть своей жизни работе с этими малышами и написал о них прекрасную книгу «Дети мечты, дети надежды». 

Работу с первыми малышами с синдромом Дауна наши сотрудники начали с оценки их состояния по профилю развития (так у нас называют инструмент, позволяющий определить глубину и другие особенности повреждения мозга). Результаты этой оценки оказались довольно любопытными: профиль демонстрировал картину, характерную для повреждения среднего мозга. Но как такое возможно? Вот, что об этом говорит директор Доман Интернешнл, Дуглас Доман.

«Нас часто спрашивают: как вы можете заниматься лечением детей с синдромом Дауна, если ваша специализация — повреждение мозга? Что ж, мы наблюдали десятки тысяч малышей с различными повреждениями, тщательно изучая историю развития каждого. И знаете, что мы обнаружили? Дети с синдромом Дауна, как правило, появляются на свет в ходе очень сложных родов. Как бы ни готовила мать свое тело к процессу рождения ребенка, ему все равно непросто пройти через родовые пути. Тяжелые роды, недостаток кислорода и могут привести к повреждению мозга.
Кстати, ни один специалист не станет спорить с тем, что малыши с синдромом Дауна имеют проблемы с центральной нервной системой. Но раз эти проблемы связаны с генетикой, лечению они, якобы, не подлежат. Это совершеннейшая неправда! Мы уже 60 лет разрабатываем программы развития мозга, и в случае с синдромом Дауна они прекрасно работают».

Две проблемы: генетика и повреждение мозга

Оценив малышей с синдромом Дауна при помощи профиля развития, сотрудники Доман Интернешнл составили для них программу реабилитации, аналогичную той, которая разрабатывается для детей с другими повреждениями мозга.

И результаты не заставили себя долго ждать: эта группа продемонстрировала отличный прогресс как в физическом и физиологическом, так и в интеллектуальном и социальном отношениях. В том, что, помимо генетических особенностей, у малышей с трисомией по 21 хромосоме присутствует и повреждение мозга — не осталось никаких сомнений. Сегодня многие дети с синдромом Дауна, проходящие нашу программу, не просто способны функционировать на уровне своих здоровых сверстников, но и нередко превосходят их в той или иной области — например, раньше учатся читать, прекрасно справляются с решением математических задач, добиваются успехов в спорте.

Важно понимать, что занятия по программе никак не влияют на хромосомный набор. Зато они оказывают прямое воздействие на повреждение мозга, которое является следствием генетических изменений. У таких детей не одна, а сразу две проблемы: генетика и повреждение мозга.

И если гены изменить нельзя, то работать с повреждением мозга — можно и нужно.

Мозг — самый «пластичный» и «обучаемый» орган нашего тела. Работа Доман Интернешнл строится на принципе нейропластичности (способности мозга расти и развиваться по мере его использования).

Сегодня нейроплатичность активно изучается и уже не подвергается сомнению со стороны научного сообщества (хотя еще десять лет назад заявление о том, что мозг можно развивать, звучало очень смело!). Мозг малышей с синдромом Дауна устроен точно так же, как и мозг любого другого ребенка. Он прекрасно откликается на разного рода стимуляции, главное — чтобы поступающих стимулов было достаточно.

У детей с синдромом Дауна есть огромное преимущество перед другими малышами с повреждением мозга: их диагноз, как правило, известен уже в момент рождения. Соответственно, работу с такими детьми можно начинать вести с первых дней их жизни, когда мозг наиболее восприимчив к любым стимуляциям. Это одна из причин, по которой малыши с трисомией по 21 хромосоме демонстрируют прекрасные результаты в ходе проводимой реабилитации.

Каждый ребенок с синдромом Дауна — индивидуален!

К сожалению, общество и даже специалисты склонны считать всех детей с синдромом Дауна совершенно одинаковыми. И это — огромное заблуждение. Малыши с трисомией по 21 хромосоме могут демонстрировать лишь небольшое отставание в развитии, а могут быть парализованными, слепыми и глухими. Это объясняется тем, что некоторые дети получают… сразу несколько повреждений мозга.

Первое вызвано самой трисомией по 21 хромосоме. Еще одно может стать следствием проблем с внутриутробным развитием, которые приводят к осложненным родам или экстренному кесареву сечению. Также из-за сниженного иммунитета сразу после рождения ребенок рискует заболеть менингитом — и таким образом заполучить третье повреждение. Важную роль играет и то, какие отделы мозга ребенка повреждены. К примеру, если «задеты» затылочные области, малыш с синдромом Дауна будет демонстрировать так называемые «аутистические» черты. 

Читайте также:  Красивые фото детей с синдромом дауна

Вывод из вышесказанного можно сделать только один: подход к лечению синдрома Дауна должен быть индивидуальным. В Доман Интернешнл тщательно оценивается глубина, обширность и локализация повреждения мозга каждого ребенка. На основе полученных данных для малыша разрабатывается программа развития, соответствующая его индивидуальным потребностям.

12-летняя Лиза выполняет программу по методу Домана 4 года. За последний год Лиза ни разу не заболела — это дало ей возможность получить победу по здоровью. Она также научилась прыгать на одной ноге, значительно улучшились ее баланс и координация, теперь она может пробежать без остановки 300 метров. Лиза с удовольствием читает типографские книги, а ее любимый писатель — Роальд Даль. Лиза — заядлый театрал, с удовольствием слушает оперу, смотрит балет, ей нравится органная музыка, а любимый театр — Мариинский.

Энцо выполняет программу по Методу Домана с 6 месяцев, и прошел основные вехи неврологического развития также, как его нейротипичные соверстники, развенчивая мифы о развитии детей с Трисомией 21. Не смотря на множество проблем, которые были у Энцо сразу после рождения (респираторный дистресс, сепсис, операция, низкий мышечный тонус), сейчас он читает типографские книги, бегает по 2 км в день, имеет большой словарный запас, и даже завоевал приз за умение давать словесные команды лошади.

Несколько слов об интеллекте

Интеллектуальные способности детей с трисомией по 21 хромосоме всегда недооценивались. Их особый внешний вид, кажущийся многим даже забавным, сформировал в обществе стереотип: раз эти дети не похожи на других, значит, они хуже все понимают. Однако наш опыт говорит об обратном.

Если ребенкок с синдромом Дауна с рождения находится в среде, полной стимулов и возможностей, он демонстрирует способность прекрасно сосредотачиваться, легко откликается на обучение, с удовольствием общается с окружающими. С другой стороны, если такой малыш растет в среде, где все сомневаются в его интеллекте и обращаются с ним соответствующим образом, он будет отставать в развитии. Справедливости ради стоит отметить, что и здоровый ребенок, помещенный в подобное окружение, будет развиваться очень медленно. 

В Доман Интернешнл к детям с трисомией по 21 хромосоме предъявляются очень высокие требования. С самого раннего возраста они учатся читать, получают энциклопедические знания, занимаются математикой, музыкой, учат иностранные языки. Их огромный потенциал и способности заслуживают именно такого — и никакого другого отношения. 

ВАЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Малыши с трисомией по 21 хромосоме, как и другие дети с повреждением мозга, учатся ползать и ходить, бегать и выполнять гимнастические упражнения, читать и играть на музыкальных инструментах. Но есть и другие результаты, которых они добиваются и важность которых нам бы хотелось подчеркнуть отдельно.

Многие родители малышей с трисомией по 21 хромосоме, самозабвенно выполняющие программу Институтов, в какой-то момент с удивлением обнаруживают, что черты лица, а также общий внешний вид их детей начинают меняться. Признаки, характерные для синдрома Дауна, постепенно сглаживаются — язык больше не находится снаружи, вытягивается ранее приплюснутый нос, эпикантус — разглаживается, мышечный тонус — нормализуется. В данном случае в силу вступает закон, справедливость которого не раз была доказана Доманами: функция определяет структуру.

К примеру, окрепшие от соответствующих занятий мышцы позволяют малышу держать рот закрытым, что помогает ему дышать исключительно носом. Интенсивное носовое дыхание стимулирует рост носа и переносицы. А вытягивающаяся переносица расправляет носовую складку (эпикантус). Таким образом, равно как  тело спортсмена будет существенно отличаться от тела человека, ведущего сидячий образ жизни, внешний вид малыша с синдромом Дауна, выполняющего программу Институтов, отличается от внешнего вида ребенка с таким же диагнозом, но не проходящего реабилитацию. Нередко наши «опытные» родители слышат фразу: «У вашего ребенка синдром Дауна? А по виду никогда не скажешь!»

Малыш с синдромом Дауна обладает ничуть не меньшим потенциалом, чем его здоровые сверстники. Поэтому Институты категорически не поддерживают идею специального обучения. Основная задача нашей программы — сделать так, чтобы ее выпускники могли посещать школу вместе с обычными детьми и вести полноценную социальную жизнь. Но для этого очень важно, чтобы интеллектуальное и физическое развитие ребенка соответствовало его возрастному уровню — ведь только в таком случае ровесники будут воспринимать его как равного. Многие дети, ставшие выпускниками программы Институтов, ходят в обычные школы, посещают различные кружки и секции, участвую в общественной жизни класса — и не чувствуют себя в чем-то отличными от других. 

Среди выпускников программы Доман Интернэшнл есть немало молодых людей и девушек с трисомией по 21 хромосоме, окончивших высшие учебные заведения, и даже несколько — получивших степень магистра.

Письмо коучу — Спенсеру Доману — от Хелены, выпускницы программы Доман Интернэшнл с Трисомией 21.

Сейчас она ходит в обычную школу!

Перевод письма:

Дорогой мистер Спенсер,
Пишет Вам Хелена. Как у Вас дела? Как дела у Мелиссы? Я хожу в школу. Я хожу во второй класс. Мне очень нравится школа. Я хорошо учусь. Мои любимые занятия — родной язык, чтение, грамматика и диктанты. Я учу уроки с мамой. В школе у меня много друзей. Мы вместе играем на переменах. Я также занимаюсь балетом, и моя учительница по балету говорит, что я лучшая в классе. Я также учу английский, и у меня хорошо получается. Я быстро читаю тексты и перевожу их. У меня хорошо получается учить английские слова и грамматику. Дома я выполняю дыхательную программу, брахиацию и гимнастические связки. Я научилась выполнять «колесо» и стоять на руках. Папа водит меня на стадион, где я бегаю 3 раза в неделю по 50 минут. Я бегаю в помещении, потому что зимой я заболеваю, если много времени провожу на улице. Я надеюсь, что Вы и Мелисса здоровы.

С любовью,
Хелена

Гленн Доман «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга»

Гленн Доман, Дуглас Доман, Брюс Хаги «Как сделать своего ребенка физически совершенным»

Источник