Что такое синдром тотальной ретардации

Ретардация — это запаздывание или приостановка психического развития. При частичной (парциальной) ретардации страдает развитие отдельных психических функций. Нейрофизиологической основой этого явления становится нарушение темпов и сроков созревания отдельных функциональных систем. Выделяют также общую — тотальную — ретардацию. (Например у умственно отсталого ребенка, страдающего олигофренией, навыки ходьбы, речи, мелкой моторики формируются значительно позже по сравнению со здоровым ребенком.)

Асинхрония — это неравномерное, диспропорциональное психическое развитие, при котором наблюдаются выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств и значительная ретардация других. (Так, у ребенка с ранним детским аутизмом может быть раннее ускоренное и своеобразное развитие когнитивной сферы при задержке развития моторики и навыков самообслуживания.)

Г. К. Ушаков выделяет сложную асинхронию, когда ретардация одних функций способствует акселерации других. (Например, ребенок с дефектами опорно-двигательного аппарата, воспитывающийся в изоляции от сверстников, будет отставать от них в личностном развитии, но — вследствие вынужденной изоляции — может значительно опережать их в интеллектуальном развитии.)

Как в онтогенезе, так и дизонтогенезе, асинхрония развития наиболее заметна в периоды возрастных кризисов, когда начинается интенсивное формирование новых качеств психики индивида.

В.В. Ковалев, кроме ретардации и асинхронии, выделяет третий тип дизонтогенеза — регресс. Он связан с механизмом высвобождения и фиксации более ранних форм нервно-психического реагирования. В основе регресса — преходящая физиологическая незрелость, а также временный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования. Под влиянием неблагоприятных биологических и социальных условий среды может происходить задержка дальнейшего созревания «уже незрелых» структур и функций мозга. Это проявляется у ребенка в более ранних, примитивных формах нервно-психического реагирования.

В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии описаны различные варианты психического дизонтогенеза. Так, Г.Е. Сухарева выделяет три вида: задержанное, поврежденное и искаженное развитие. Л. Каннер называет два вида — недоразвитие и искаженное развитие.

Классификация психического дизонтогенеза, разработанная Г.В. Козловской, включает четыре основных типа:

— дисгармонию психофизического развития — парциальная задержка и реже акселерация созревания;

— дисрегулярность (неравномерность) развития — отсутствие плавности и последовательности перехода от одной ступени развития к другой, кратковременные остановки, «псевдозадержки», «скачки» развития;

— диссоциацию развития:

а) «переслаивание» или сосуществование в психофизическом состоянии ребенка разных по степени развития функций;

б) парадоксальность развития в виде сочетания сверхчувствительности к одним раздражителям и бесчувствия к другим;

в) амбивалентность — противоречивость всех психических проявлений;

— дефицитарность психической организации в целом — нивелированность всех психических реакций: эмоционально-волевых, коммуникативных, познавательных и др.

Представленные классификации в целом не исключают, а дополняют и уточняют друг друга. Но наиболее удобной для психологического анализа считают классификацию, предложенную В.В. Лебединским, выделившим шесть основных вариантов психического дизонтогенеза.

1. Общее недоразвитие — тотальное недоразвитие всех психических функций. Типичная модель общего недоразвития — олигофрения, врожденная или рано, до трех-четырех лет, приобретенная умственная отсталость.

2. Задержанное психическое развитие — замедление темпа развития психики. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости.

Читайте также:  Символ синдрома дауна в картинках

3. Поврежденное психическое развитие, связанное с перенесенными инфекциями или травмами, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями. В от-Н1Чне 01 общего недоразвития здесь всегда имеется более или менее длительный период нормального развития, но в результате патогенного воздействия психические функции, уже сформировавшиеся в основном к этому времени, распадаются, регрессируют. Однако страдают различные функции неодинаково, поэтому расстройства психических сфер неоднородны и парциальны, частичны. Типичная модель — приобретенная после трех лет умственная отсталость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Теоретический анализ проблемы взаимосвязи темперамента и межличностных
отношений в группе. Современное состояние проблемы изучения
межличностных отношений в группе

В качестве объекта воспитательного воздействия обычно выступает не столько отдельный ребенок, сколько различные группы ребят, объединенных по разнообразным признакам (с педагогическим коллективом, семьей, родительским комитетом и т.д.). Человек как личность формируется в группе, является непосредственным и опосредованным выразителем вну …

Мышление как высший познавательный психический
процесс. Характеристика мышления
как психологического процесса

Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредст …

Агрессия как самоутверждение

Важнейший вид псевдоагрессии можно в какой-то мере приравнять к самоутверждению. Речь идет о прямом значении слова «агрессия»: в буквальном смысле корень aggredi происходит от adgradi (gradus означает «шаг», а ad —»на»), т. е. получается что-то вроде «двигаться на», «на-ступать». Aggredi …

Источник

НЕГАТИВНО-ДИЗОНТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ

В основе синдромов данной группы лежит психический дизонтогенез с недоразвитием всех сторон психики.

Однако ведущая роль в структуре такого общего психического недоразвития принадлежит недоразвитию познавательных, когнитивных способностей.

Психопатологическим «стержнем» синдромов общего психического недоразвития у взрослых, подростков и детей школьного возраста является слабость абстрактного мышления

Слабость абстрактого мышления проявляется в виде (1) недостаточной способности к обобщению, (2) пониманию причинно-следственных отношений, ситуационного типа мышления [Выготский Л.].

Общее психическое недоразвитие в медицинской, педагогической и патопсихологической литературе обозначают терминами «врожденное слабоумие», «олигофреническое слабоумие», «умственная отсталость».

В зарубежной дефектологии, основными ее критериями признаются (1) интеллектуальная недостаточность и (2) слабость адаптивного (т. е. приспособительного) поведения.

Иными словами, ведущее значение в понимании сущности и диагностике умственной отсталости отводится психологическому и социальному критериям.

В отличие от этого в отечественной психиатрии общее психическое недоразвитие, т. е. состояние умственной отсталости, трактуется прежде всего с клинико-психопатологических позиций.

Г. Е. Сухарева (1965) относит к олигофрениям те формы общего психического недоразвития, при которых, (1) во-первых, преобладает интеллектуальный дефект и, (2) во-вторых, отсутствует прогредиентность.

Прогредиентность(лат. pro – вперёд, перед, против; gradier — идти вперёд) – тенденция многих заболеваний однажды начавшись, прогрессировать далее с той или иной скоростью, протекать крайне неблагоприятно

Нередко прогредиентные заболевания протекают непрерывно или с замедлением (ремиссиями)

Исходом прогредиентных заболеваний являются (1) их спонтанное прекращение или выздоровление, наступающее в результате лечения до окончания жизни пациента.

Читайте также:  Синдром позиционного сдавления правой верхней конечности

Ковалев В. В., 1979, 1982 олигофрении понимаются им как группы различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний

К их общим признакам он относит (1) врожденное или приобретенное в раннем возрасте (до 3 лет) общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности, а также (2) отсутствие прогредиентности.

Такое понимание олигофренического слабоумия позволяет принципиально отграничивать его от деменций как резидуально-органического, так и процессуального происхождения.

Преимущественно психологический и социальный подход к понятию умственной отсталости, свойственный многим зарубежным определениям, имеет следствием смешение и отождествление врожденного и приобретенного слабоумия, что может отрицательно влиять на прогноз и социальную адаптацию.

Недостаточность интеллектуальной деятельности при олигофреническом слабоумии сказывается на всех психических процессах, прежде всего познавательных.

Замедлено и сужено восприятие

Нарушено установление сходства и различий воспринимаемых объектов

Недостаточна избирательность восприятия объектов и явлении. Недостаточность восприятия тесно связана с нарушениями активного внимания: (1) затруднением его фиксации и (2) легкостью рассеивания. Отмечается (1) замедление и непрочность запоминания, (2) низкий уровень логической памяти.

Недостаточность «направляющей силы ума» [Корсаков С. С., 1957] сказывается и на состоянии (1) эмоциональной сферы и (2) волевой деятельности.

1 эмоциональная сфера в эмоциональной сфере имеются слабость, недоразвитие высших эмоций (интеллектуальные, эстетические, нравственные эмоции и интересы).
2 волевая деятельность В волевой сфере недостаточность «направляющей силы ума» проявляется в отсутствии устойчивой мотивации поведения, в большей ее зависимости от внешней обстановки, случайных воздействий среды, а также в выраженной зависимости мотивов поведения от недостаточно подавляемых элементарных инстинктивных потребностей и влечений.

Словарный запас беден

Речь с неточным и недостаточно обобщенным использованием слов, обилием штампов, неразвернутыми фразами, часто аграмматизмами и дефектами произношения.

Признаки недоразвития имеются и в психомоторике.

Недоразвитие в психомоторике проявляется (1) в запаздывании развития статических и кинетических функций, (2) в недостаточной продуктивности, целесообразности, и координированности движений, их угловатости, отсутствии плавности.

Особенно страдают (1) тонкая ручная моторика, (2) мимика и пантомимика.

В то же время в типичных случаях достаточно развиты зволюционно более древние «природно-психические» [Ковалев В. В., 1973, 1975] компоненты личности: (1) темперамент, (2) потребности, связанные с инстинктами

Указанные особенности психического дефекта складываются в индивидуальном развитии не сразу

Эти особенности становятся более отчетливыми к концу дошкольного — началу школьного возраста.

В более младшем и раннем детском возрасте недостаточность познавательной деятельности проявляется преимущественно (1) в недоразвитии нервно-психических функций и (2) тех видов деятельности, которые относятся к начальным этапам развития абстрактного познания.

1 Первый год жизни на первом году жизни отстает развитие психомоторики
 
Отмечается:
* замедленное и искаженное становление зрительных и слуховых условных рефлексов,
* недостаточность эмоционально-волевых реакций, выражающаяся в неполноценности «комплекса оживления», запаздывании появления эмоциональных реакций на окружающее (лицо матери, яркие и звучащие игрушки и т. п.),
* преобладание вялости, сонливости.
2 На 2-м и 3-м году жизни недостаточность познавательной деятельности выступает
* в особенностях поведения,
* игровой деятельности,
* в отставании развития речи (запаздывание первых слов, отсутствие фразовой речи, значительные дефекты произношения).
Затруднено освоение навыков самообслуживания.
 
Отсутствует или слабо выражен познавательный интерес к окружающему, свойственный здоровым детям.
Игра выглядит как бессодержательное однообразное манипулирование с предметами. Контакт со сверстниками эпизодичный, нестойкий.
3 Дошкольный возраст В дошкольном возрасте такие дети редко задают вопросы «что это такое?», «кто это?», не спрашивают «почему?».
Нет дифференцированного интереса к интеллектуальным формам игровой деятельности
Игры обычно нецеленаправленные, подражательные.
Слабо дифференцированы или отсутствуют высшие эмоции (сочувствие, сострадание, дифференцированное чувство привязанности и т. п.).
Недостаточен для возраста запас сведений и умений
Бедна и часто аграмматична фразовая речь.
4 дети школьного возраста на передний план все более отчетливо выступает недостаточность абстрактного мышления.
Обычно мышление конкретно-ситуационное
* со слабостью или невозможностью обобщения,
* неспособностью выделения существенных признаков предметов и явлений.
Особенно отчетливо интеллектуальная недостаточность выявляется в процессе обучения
Дети даже с неглубокой умственной отсталостью
* с трудом осваивают счетные операции, механически, не понимая смысла, заучивают правила
* не могут отделить главное от второстепенного
* не могут понять идею прочитанного рассказа.
При глубокой умственной отсталости усвоение отвлеченных знаний и школьное обучение могут оказаться вообще невозможными.
5 старшие подростки наряду с недостаточностью абстрактного мышления становится более заметной незрелость личности
Личностная незрелость выражается
* в некритичности,
* повышенной внушаемости,
* неспособности самостоятельно принять правильное решение в сложных житейских ситуациях,
* низком уровне притязаний,
* выраженной зависимости поведения от внешней ситуации, а также собственных аффектов и влечений,
* импульсивности поступков.
Читайте также:  Хроническая усталость или синдром хронической усталости

Общее психическое недоразвитие при олигофрении часто сочетается с разнообразными неспецифическими нарушениями: (1) отклонениями черепной иннервации, (2) пирамидной недостаточностью, (3) парезами, (4) нарушениями мышечного тонуса, (5) диэнцефальными расстройствами, в частности церебрально-эндокринной недостаточностью.

В соматическом статусе при олигофрении нередко отмечаются разнообразные аномалии развития и дисплазии — (1) деформации и нарушения соотношения размеров черепа, (2) аномалии строения и расположения ушных раковин, глаз, челюстей, зубов, (3) укорочение фаланг пальцев и т. д.

Несколько реже бывают дизрафические симптомы (заячья губа, расщепление неба, сращение пальцев — синдактилия и др.).

В случаях олигофрении, связанных с нарушением эмбрионального развития, часто встречаются пороки развития внутренних органов — сердца, легких, мочеполовых органов, желудочно-кишечного тракта.

При некоторых дифференцированных формах олигофрении имеется недоразвитие тех или иных систем организма, например костной системы, кожи и др.

Принципиально важным общим признаком олигофренического слабоумия является его относительная стабильность

Динамика имеет эволютивный, возрастной, но не прогредиентный характер [Сухарева Г. Е., 1965, 1972].

Развитие познавательных процессов подчиняется общим возрастным закономерностям психического созревания [Выготский Л. С., 1960; Рубинштейн С. Я-, 1971]

Однако развитие познавательных процессов у подобных детей происходит значительно медленнее, а потому никогда не достигает интеллектуального уровня, соответствующего паспортному возрасту.

Олигофреническое слабоумие в отечественной психиатрии традиционно подразделяется по выраженности интеллектуального и личностного дефекта на (1) дебильность, (2) имбецильность и (3) идиотию

Дебильность, имбецильность и идиотия соответствуют определенным уровням психометрического коэффициента интеллектуальности (1Р) по шкалам Стенфорда — Бинэ, Векслера, широко используемым за рубежом.

Дата добавления: 2015-05-19 | Просмотры: 1609 | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

Источник