Что такое синдром стендаля 1996

Что такое синдром стендаля 1996 thumbnail

”La sindrome di Stendhal” (Синдром Стендаля) (1996). Синдром Стендаля – во многом уникальный вид психического расстройства, жертвами которого, однако, становится довольно много людей, в основном тех, кого можно причислить к лицам с нестабильной психикой, от художников и музыкантов до полицейских и врачей. Синдром вырывается из подсознания монстрами в виде обмороков и даже галлюцинаций в тот момент, когда жертва оказывается наедине с красотами природы или произведениями искусства.

Младший инспектор Анна Манни испытала это на себе, зайдя в легендарную флорентийскую галерею Уффици с собраниями полотен Боттичелли и других прославленных живописцев. Девушка оказалась там вовсе не из любви к искусству – телефонный звонок, по ту сторону – женский голос, буквально одна фраза – «Человек, которого вы ищете, будет в галерее завтра утром». И он действительно был там, но Анна, взглянув на «Падение Икара» авторства Брейгеля, потеряла сознание, а когда пришла в себя, то выяснилось, что у нее из сумочки пропал пистолет.

Позже тот, кого она искала, пришел к ней сам. Альфредо Гросси, психопат, изнасиловавший в Риме 15 женщин, нескольких из которых убил. Оставил он кровавый след и во Флоренции, именно поэтому начальство послало туда синьориту Мани. Однако прежде чем она успела обменяться информацией со своими коллегами в местном департаменте полиции, была и сама изнасилована тем, кого мечтала бы навеки посадить за решетку.

После этого Альфредо исчез, а что до Анны, то она получила новое оружие, обязательство два раза в неделю посещать штатного полицейского психолога и недельный отпуск – в родительском доме, где никогда не пахло любовью и лаской. Манни хватало и своих демонов, но Гросси возник вновь, ведь однажды испробовав вкус ее крови, он не захотел и не смог отпустить ее просто так. У Анны вновь получается сбежать и спасти собственную жизнь, при этом жестоко ранив Альфредо… почти убив его. Но покончила ли она с психопатом раз и навсегда? А если с ним – да, то нет ли поблизости еще одного, хуже чем десяток покойных Гросси?

Этот фильм никогда и никем не был упомянут в числе наиболее удачных работ Дарио Ардженто, во всяком случае если говорить об отзывах маститых критиков и многочисленных рейтингах хоррорманов. Там все просто и понятно: «Кроваво-красный», «Дрожь», «Суспирия», и так далее. Никаких «Синдромов Стендаля». Однако ж фильм интересен, и он на голову выше «Игроков» на пару с «Матерями слез». И с точки зрения техники, и с точки зрения сюжета.

Кто сказал, что в 90-х Дарио окончательно завязал с экспериментами с тенями, светом и цветами? Здесь немало сцен, чисто визуально выполненных на том же уровне, что и самые яркие моменты упомянутой выше «Суспирии». Обратите внимание хотя бы на эпизод с первым изнасилованием Анны и рассечением ее нижней губы. В плане жесткого «мяса» — почти ноль, но как насчет скрепки и ногтя? Вроде бы безобидно, почти сиюминутно, но меня, давнего любителя сплэттеров, чуть не вывернуло наизнанку. Сюжетно «Синдром» не менее интересен, чем та же «Дрожь». Конечно, это не giallo, но ведь у Ардженто на славу получалось не только «желтое кино»!

Великий итальянец всегда (во всяком случае, до позорной экранизации «Дракулы») работал с двумя темами: безумные убийцы и демонология. Таким образом, этот его фильм запросто можно поставить на ту же полку, где уже давно покоится почти безукоризненный «Феномен». Прежде чем перейти к техническим моментам и актерским работам, стоило бы отметить несколько исторических фактов. Во-первых, «Синдром» стал самой финансово успешной в Италии лентой Ардженто, собрав там без малого около четырех миллионов долларов.

Читайте также:  Моча цвета мясных помоев характерна для синдрома

Во-вторых, это первый итальянский фильм, в котором нашлось место CGI (см., к примеру, сцену с принятием главной героиней таблеток или эпизод с выстрелом в челюсть одной из жертв Альфредо). В-третьих, пролог снимался в самой настоящей галерее Уффици – в этом плане «Синдром» был первым. И последним. В-четвертых, это всего лишь один из пяти фильмов Дарио-режиссера с участием его дочери Азии-актрисы, вместо которой, кстати, роль Мари изначально должна была играть Бриджит Фонда, потом – Дженнифер Джейсон Ли. И вот теперь самое время поговорить об актерах. Азия здесь прекрасна! Так же ли она была хороша в других фильмах отца? Мой ответ – нет!

Работы остальных, к сожалению, разнятся от плохих до нормальных. Томас Кретчманн неплох в роли Альфредо, но не более того. А вот Марко (экс-бойфренд Мари) и ряд других исполнителей второстепенных ролей тянут максимум на уровень плохого телесериала. Впрочем, Азия их намертво затмевает, и этого достаточно. Теперь о «картинке». После самых ярких фильмов Ардженто родом из семидесятых и восьмидесятых, эта – однозначно номер один. Чего стоит хотя бы зыбкая грань между картинами и реальностью, что с такой легкостью переходит главная героиня?

Сюжет четко делится на две части, час – одной, час – другой. Но возможно именно за счет этого «Синдром» не кажется затянутым. Да и неудобоваримым тоже. Как и всегда в случае с Ардженто, на фильм тяжелым грузом упали кирпичи критики: «ничего не понятно», «сценарий безумному итальянцу не нужен», и так далее. Вы это серьезно? А если посмотреть фильм еще раз, чуть-чуть внимательнее? Черт возьми, да тут все просто и понятно, более того, что непривычно для Дарио, в чем-то предсказуемо. Это не делает «Синдром» хуже. Напротив – лучше! И, вкупе с множеством других плюсов, автоматом отправляет «Стендаля» в Top-10 лучших хорроров маэстро.

8/10

Источник

Синдром Стендаля – это психосоматическое расстройство.
У людей, страдающих синдромом Стендаля, наблюдаются галлюцинации и даже попытки уничтожить картину…

Синдром Стендаля – это психосоматическое расстройство, которому подвержены люди, входящие в контакт с произведениями искусства.

на фото: Стендаль

Симптомы этого расстройства – такие, как головокружение, тахикардия, паника, потеря рассудка и даже галлюцинации – могут возникать при внимательном рассмотрении предметов искусства и исторических артефактов или из-за попыток ознакомиться с большим количеством произведений за слишком короткое время.

Проявляются в местах высокого сосредоточения предметов искусства – в музеях, картинных галереях, древних храмах или в городах с многовековой историей и архитектурой.

Нередко описанные симптомы могут возникать и при созерцании явлений природы, редких животных или невероятно красивых женщин.

Своё название синдром получил благодаря классику французской литературы Мари-Генри Бэйлю, более известному как Стендаль. Однажды, в 1817-м году молодой писатель путешествовал по Флоренции и был поражён богатым историческим и культурным наследием этого города. Когда он впервые посетил церковь Святого Креста – где похоронены Макиавелли, Микеланджело и Галилей и которая славится знаменитыми фресками Джотто – его переполнили эмоции:

“Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…

Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти – после чего всё стало бессмысленным, маленьким, ограниченным – так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей”.

из книги “Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио”

 Синдром Стендаля фильм Италия Флоренция фото Грациэлла Магерини церковь Святого Креста Джотто Дарио Ардженто Эннио Морриконе
 Церковь Святого Креста во Флоренции, где похоронены Макиавелли, Микеланджело и Галилей
Читайте также:  Сын у татьяны дьяченко с синдромом дауна

Спустя 160 лет, в 1970-м году доктор Грациэлла Магерини, на тот момент глава психиатрического отделения флорентийского госпиталя Санта Мария Нова, заметила, что многие туристы, посетившие Флоренцию, подвергаются панике и по нескольку дней не могут прийти в себя. Она вспомнила, что и у Стендаля были похожие симптомы, и назвала это состояние “синдромом Стендаля”.

Конечно, Стендаль был не первым человеком, которого потрясла красота Флоренции – колыбели Ренессанса, где каждый камень имеет историю, каждый угол – легенду. И до и после Стендаля Флоренция буквально сводила с ума многих туристов.

 Синдром Стендаля фильм Италия Флоренция фото Грациэлла Магерини церковь Святого Креста Джотто Дарио Ардженто Эннио Морриконе

Джотто, “Запрестольный образ”, ок. 1310 года

Нарисовано для флорентийской Церкви Всех Святых — и на сегодняшний день хранится в галерее Уффици во Флоренции

Доктор Грациэлла Магерини провела работу с сотней туристов, у которых наблюдались симптомы синдрома Стендаля во время посещения Флоренции, и в одноимённой книге сделала следующие любопытные выводы:

– туристы из Северной Америки и Азии практически не подвержены этому синдрому, поскольку флорентийское искусство имеет весьма отдалённое отношение к их культуре;

– итальянские туристы также имеют иммунитет, ведь они живут в этой атмосфере с рождения.

 Синдром Стендаля фильм Италия Флоренция фото Грациэлла Магерини церковь Святого Креста Джотто Дарио Ардженто Эннио Морриконе
 Галерея Уффици во Флоренции

По мнению доктора Магерини, в группе риска находятся люди впечатлительные, образованные, понимающие ценность произведений искусства и имеющие сильно развитое и плохо контролируемое воображение. Бывают случаи, когда человек, страдающий синдромом Стендаля, мысленно переносится на полотно, становится участником изображённого сюжета, абсолютно теряя связь с реальностью. Часты случаи потери сознания, и даже попытки уничтожить картину.

Итальянский режиссёр Дарио Ардженто снял художественный фильм “Синдром Стендаля” по книге доктора Магерини. Сюжет картины развивается во Флоренции. Маньяк-убийца играет в кошки-мышки с полицейской-детективом Анной, страдающей синдромом Стендаля. Зная эту слабость Анны, преступник назначает ей свидание в картинной галерее. Леденящий душу триллер удачно дополнен изысканной атмосферой красивого города и впечатляющей музыкой композитора Эннио Морриконе.

автор: Юлия Сидимянцева

Источник

Базилика Санта-Кроче

Перед вами базилика Санта-Кроче (Святого креста) на одноименной площади Санта-Кроче во Флоренции. Это самая крупная францисканская церковь в мире. Ее строительство продолжалось с 1294-го по 1442 год, величественный мраморный фасад построен в 1857–63 годы. Во внешний вид и убранство базилики, известной прежде всего фресками Джотто, вложили силы многие итальянские деятели искусства эпохи Возрождения. Среди них архитектор Филиппо Брунеллески (автор знаменитого купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре), скульптор Донателло, архитектор, художник и писатель Джорджо Вазари. В базилике похоронены великие итальянцы Микеланджело, Галилео Галилей, Никколо Макиавелли, Джоаккино Россини и другие, их надгробья (а также кенотаф Данте Алигьери) тоже потрясают своей красотой.

Внутреннее убранство базилики Санта-КрочеЧто такое синдром стендаля 1996

Неудивительно, что французский писатель Стендаль, посетив базилику Санта-Кроче в 1817 году, почувствовал себя дурно. В дневнике он описал это так: «…Я был уже охвачен некой восторженностью при мысли, что нахожусь во Флоренции, в соседстве с великими людьми, чьи гробницы только что увидел. Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, я, можно сказать, осязал ее. Я достиг той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. На выходе из Санта-Кроче у меня было нерегулярное сердцебиение, жизненные силы во мне иссякли, я едва двигался, боясь упасть». Это и другие впечатления легли в основу его книги «Рим, Неаполь, Флоренция» («Rome, Naples et Florence»).

Читайте также:  Генетическое заболевание синдром голубой кожи

Фреска Джотто ди Бондоне «Смерть святого Франциска Ассизского» (около 1325 г.)Что такое синдром стендаля 1996

Стендаль был человеком очень чувствительным и безнадежным романтиком. Но разве таких людей мало? Итальянский психиатр Грациелла Магерини (Graziella Magherini) наблюдала за время своей практики в больнице Санта-Мария-Нуова (Santa Maria Nuova Hospital) в центре Флоренции 106 случаев ухудшения самочувствия, вызванных искусством. Она описала эти случаи как синдром Стендаля в одноименной книге, вышедшей в 1989 году. Магерини выделила три типа проявлений синдрома: расстройства мышления (изменения в восприятии звуков и цветов, деперсонализация, чувство преследования, вины или беспокойства) у 66% пациентов, аффективные расстройства (чувство неполноценности, чувство превосходства и др.) у 29% и панические атаки или соматические проявления тревоги (боль в груди, потливость, головокружение, тахикардия, дискомфорт в пищеварительной системе, обмороки) у 5%. Состояния могли длиться от нескольких часов до восьми дней. У половины пациентов в анамнезе были психические расстройства. В основном пациентами были туристы из западных стран, художники или люди, интересующиеся искусством. Cиндром могли спровоцировать подавленные сексуальные желания, усталость, недосып, конец поездки. Возможно, эти факторы имели место и у Стендаля. Увеличить вероятность психологического дискомфорта могут также суета и спешка, желание увидеть все достопримечательности за короткое время, отсутствие пауз на размышление и «переваривание» увиденного.

Вышедший в 1996 году фильм Дарио Ардженто «Синдром Стендаля» способствовал популяризации спорного расстройства, которое некоторые авторы называют гиперкультуремией. Есть сведения, что режиссер испытывал такие симптомы при посещении Парфенона в подростковом возрасте. Похожие симптомы испытывали при столкновении с искусством и другие известные люди, например Зигмунд Фрейд при посещении Афинского Акрополя, Федор Михайлович Достоевский при осмотре картины Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу».

Впрочем, синдром Стендаля пока не включен в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders). В 2008 году испанские неврологи провели небольшой опрос среди членов Испанского общества неврологов (знакомых с синдромом из лекции доктора Магерини): испытывали ли они какие-либо симптомы синдрома Стендаля при посещении семинаров в Риме, Флоренции, Падуе и Венеции? 25% респондентов признали у себя частичную форму синдрома, в основном проявляющуюся в интенсивных положительных эмоциях. А в 2009 году был описан эпизод возникновения параноидального психоза у 72-летнего художника во время тура по Флоренции. Симптомы проявлялись в виде приступа паники, дезориентации во времени, боязни прослушивания гостиничного номера и исчезали постепенно в течение трех недель.

Синдром Стендаля называют также флорентийским. Весь исторический центр Флоренции размером в 505 га признан памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Мимо достопримечательностей здесь пройти невозможно: кругом многочисленные соборы, базилики, церкви, поражающие своей красотой, особенно кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре. А в музеях, особенно в знаменитой галерее Уффици, — огромное количество шедевров живописи и скульптуры: Тициан, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли. Знаменитая картина Боттичелли «Рождение Венеры» тоже здесь: говорят, синдром Стендаля многих настигал именно во время ее созерцания. А встреча со скульптурой Давида работы Микеланджело оставляет у некоторых такой след, что доктор Магерини предложила такие случаи выделять отдельно и назвала их «синдром Давида». Он выражается в смешанных чувствах сексуального удовольствия, эстетического наслаждения, зависти к физическому совершенству.

Флоренция с воздуха

Аналогичные синдромы описаны и у людей, посещающих другие великие города. Например, в 1986 году японский психиатр Хироаки Отой описал Парижский синдром, проявляющийся головокружением, тахикардией, одышкой, зрительными и слуховыми галлюцинациями, деперсонализацией и другими симптомами. А у пациентов с Иерусалимским синдромом к симптомам синдрома Стендаля добавляются мессианские идеи и мания величия.

Фото с сайта britannica.com.

Юлия Михневич

Источник