Что такое синдром стендаля 1996
”La sindrome di Stendhal” (Синдром Стендаля) (1996). Синдром Стендаля – во многом уникальный вид психического расстройства, жертвами которого, однако, становится довольно много людей, в основном тех, кого можно причислить к лицам с нестабильной психикой, от художников и музыкантов до полицейских и врачей. Синдром вырывается из подсознания монстрами в виде обмороков и даже галлюцинаций в тот момент, когда жертва оказывается наедине с красотами природы или произведениями искусства.
Младший инспектор Анна Манни испытала это на себе, зайдя в легендарную флорентийскую галерею Уффици с собраниями полотен Боттичелли и других прославленных живописцев. Девушка оказалась там вовсе не из любви к искусству – телефонный звонок, по ту сторону – женский голос, буквально одна фраза – «Человек, которого вы ищете, будет в галерее завтра утром». И он действительно был там, но Анна, взглянув на «Падение Икара» авторства Брейгеля, потеряла сознание, а когда пришла в себя, то выяснилось, что у нее из сумочки пропал пистолет.
Позже тот, кого она искала, пришел к ней сам. Альфредо Гросси, психопат, изнасиловавший в Риме 15 женщин, нескольких из которых убил. Оставил он кровавый след и во Флоренции, именно поэтому начальство послало туда синьориту Мани. Однако прежде чем она успела обменяться информацией со своими коллегами в местном департаменте полиции, была и сама изнасилована тем, кого мечтала бы навеки посадить за решетку.
После этого Альфредо исчез, а что до Анны, то она получила новое оружие, обязательство два раза в неделю посещать штатного полицейского психолога и недельный отпуск – в родительском доме, где никогда не пахло любовью и лаской. Манни хватало и своих демонов, но Гросси возник вновь, ведь однажды испробовав вкус ее крови, он не захотел и не смог отпустить ее просто так. У Анны вновь получается сбежать и спасти собственную жизнь, при этом жестоко ранив Альфредо… почти убив его. Но покончила ли она с психопатом раз и навсегда? А если с ним – да, то нет ли поблизости еще одного, хуже чем десяток покойных Гросси?
Этот фильм никогда и никем не был упомянут в числе наиболее удачных работ Дарио Ардженто, во всяком случае если говорить об отзывах маститых критиков и многочисленных рейтингах хоррорманов. Там все просто и понятно: «Кроваво-красный», «Дрожь», «Суспирия», и так далее. Никаких «Синдромов Стендаля». Однако ж фильм интересен, и он на голову выше «Игроков» на пару с «Матерями слез». И с точки зрения техники, и с точки зрения сюжета.
Кто сказал, что в 90-х Дарио окончательно завязал с экспериментами с тенями, светом и цветами? Здесь немало сцен, чисто визуально выполненных на том же уровне, что и самые яркие моменты упомянутой выше «Суспирии». Обратите внимание хотя бы на эпизод с первым изнасилованием Анны и рассечением ее нижней губы. В плане жесткого «мяса» — почти ноль, но как насчет скрепки и ногтя? Вроде бы безобидно, почти сиюминутно, но меня, давнего любителя сплэттеров, чуть не вывернуло наизнанку. Сюжетно «Синдром» не менее интересен, чем та же «Дрожь». Конечно, это не giallo, но ведь у Ардженто на славу получалось не только «желтое кино»!
Великий итальянец всегда (во всяком случае, до позорной экранизации «Дракулы») работал с двумя темами: безумные убийцы и демонология. Таким образом, этот его фильм запросто можно поставить на ту же полку, где уже давно покоится почти безукоризненный «Феномен». Прежде чем перейти к техническим моментам и актерским работам, стоило бы отметить несколько исторических фактов. Во-первых, «Синдром» стал самой финансово успешной в Италии лентой Ардженто, собрав там без малого около четырех миллионов долларов.
Во-вторых, это первый итальянский фильм, в котором нашлось место CGI (см., к примеру, сцену с принятием главной героиней таблеток или эпизод с выстрелом в челюсть одной из жертв Альфредо). В-третьих, пролог снимался в самой настоящей галерее Уффици – в этом плане «Синдром» был первым. И последним. В-четвертых, это всего лишь один из пяти фильмов Дарио-режиссера с участием его дочери Азии-актрисы, вместо которой, кстати, роль Мари изначально должна была играть Бриджит Фонда, потом – Дженнифер Джейсон Ли. И вот теперь самое время поговорить об актерах. Азия здесь прекрасна! Так же ли она была хороша в других фильмах отца? Мой ответ – нет!
Работы остальных, к сожалению, разнятся от плохих до нормальных. Томас Кретчманн неплох в роли Альфредо, но не более того. А вот Марко (экс-бойфренд Мари) и ряд других исполнителей второстепенных ролей тянут максимум на уровень плохого телесериала. Впрочем, Азия их намертво затмевает, и этого достаточно. Теперь о «картинке». После самых ярких фильмов Ардженто родом из семидесятых и восьмидесятых, эта – однозначно номер один. Чего стоит хотя бы зыбкая грань между картинами и реальностью, что с такой легкостью переходит главная героиня?
Сюжет четко делится на две части, час – одной, час – другой. Но возможно именно за счет этого «Синдром» не кажется затянутым. Да и неудобоваримым тоже. Как и всегда в случае с Ардженто, на фильм тяжелым грузом упали кирпичи критики: «ничего не понятно», «сценарий безумному итальянцу не нужен», и так далее. Вы это серьезно? А если посмотреть фильм еще раз, чуть-чуть внимательнее? Черт возьми, да тут все просто и понятно, более того, что непривычно для Дарио, в чем-то предсказуемо. Это не делает «Синдром» хуже. Напротив – лучше! И, вкупе с множеством других плюсов, автоматом отправляет «Стендаля» в Top-10 лучших хорроров маэстро.
8/10
Источник
Синдром Стендаля – это психосоматическое расстройство.
У людей, страдающих синдромом Стендаля, наблюдаются галлюцинации и даже попытки уничтожить картину…
Синдром Стендаля – это психосоматическое расстройство, которому подвержены люди, входящие в контакт с произведениями искусства.
на фото: Стендаль
Симптомы этого расстройства – такие, как головокружение, тахикардия, паника, потеря рассудка и даже галлюцинации – могут возникать при внимательном рассмотрении предметов искусства и исторических артефактов или из-за попыток ознакомиться с большим количеством произведений за слишком короткое время.
Проявляются в местах высокого сосредоточения предметов искусства – в музеях, картинных галереях, древних храмах или в городах с многовековой историей и архитектурой.
Нередко описанные симптомы могут возникать и при созерцании явлений природы, редких животных или невероятно красивых женщин.
Своё название синдром получил благодаря классику французской литературы Мари-Генри Бэйлю, более известному как Стендаль. Однажды, в 1817-м году молодой писатель путешествовал по Флоренции и был поражён богатым историческим и культурным наследием этого города. Когда он впервые посетил церковь Святого Креста – где похоронены Макиавелли, Микеланджело и Галилей и которая славится знаменитыми фресками Джотто – его переполнили эмоции:
“Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шёл, боясь рухнуть на землю…
Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти – после чего всё стало бессмысленным, маленьким, ограниченным – так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей”.
из книги “Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио”
Церковь Святого Креста во Флоренции, где похоронены Макиавелли, Микеланджело и Галилей |
Спустя 160 лет, в 1970-м году доктор Грациэлла Магерини, на тот момент глава психиатрического отделения флорентийского госпиталя Санта Мария Нова, заметила, что многие туристы, посетившие Флоренцию, подвергаются панике и по нескольку дней не могут прийти в себя. Она вспомнила, что и у Стендаля были похожие симптомы, и назвала это состояние “синдромом Стендаля”.
Конечно, Стендаль был не первым человеком, которого потрясла красота Флоренции – колыбели Ренессанса, где каждый камень имеет историю, каждый угол – легенду. И до и после Стендаля Флоренция буквально сводила с ума многих туристов.
Джотто, “Запрестольный образ”, ок. 1310 года Нарисовано для флорентийской Церкви Всех Святых — и на сегодняшний день хранится в галерее Уффици во Флоренции |
Доктор Грациэлла Магерини провела работу с сотней туристов, у которых наблюдались симптомы синдрома Стендаля во время посещения Флоренции, и в одноимённой книге сделала следующие любопытные выводы:
– туристы из Северной Америки и Азии практически не подвержены этому синдрому, поскольку флорентийское искусство имеет весьма отдалённое отношение к их культуре;
– итальянские туристы также имеют иммунитет, ведь они живут в этой атмосфере с рождения.
Галерея Уффици во Флоренции |
По мнению доктора Магерини, в группе риска находятся люди впечатлительные, образованные, понимающие ценность произведений искусства и имеющие сильно развитое и плохо контролируемое воображение. Бывают случаи, когда человек, страдающий синдромом Стендаля, мысленно переносится на полотно, становится участником изображённого сюжета, абсолютно теряя связь с реальностью. Часты случаи потери сознания, и даже попытки уничтожить картину.
Итальянский режиссёр Дарио Ардженто снял художественный фильм “Синдром Стендаля” по книге доктора Магерини. Сюжет картины развивается во Флоренции. Маньяк-убийца играет в кошки-мышки с полицейской-детективом Анной, страдающей синдромом Стендаля. Зная эту слабость Анны, преступник назначает ей свидание в картинной галерее. Леденящий душу триллер удачно дополнен изысканной атмосферой красивого города и впечатляющей музыкой композитора Эннио Морриконе.
автор: Юлия Сидимянцева
Источник
Перед вами базилика Санта-Кроче (Святого креста) на одноименной площади Санта-Кроче во Флоренции. Это самая крупная францисканская церковь в мире. Ее строительство продолжалось с 1294-го по 1442 год, величественный мраморный фасад построен в 1857–63 годы. Во внешний вид и убранство базилики, известной прежде всего фресками Джотто, вложили силы многие итальянские деятели искусства эпохи Возрождения. Среди них архитектор Филиппо Брунеллески (автор знаменитого купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре), скульптор Донателло, архитектор, художник и писатель Джорджо Вазари. В базилике похоронены великие итальянцы Микеланджело, Галилео Галилей, Никколо Макиавелли, Джоаккино Россини и другие, их надгробья (а также кенотаф Данте Алигьери) тоже потрясают своей красотой.
Неудивительно, что французский писатель Стендаль, посетив базилику Санта-Кроче в 1817 году, почувствовал себя дурно. В дневнике он описал это так: «…Я был уже охвачен некой восторженностью при мысли, что нахожусь во Флоренции, в соседстве с великими людьми, чьи гробницы только что увидел. Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, я, можно сказать, осязал ее. Я достиг той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. На выходе из Санта-Кроче у меня было нерегулярное сердцебиение, жизненные силы во мне иссякли, я едва двигался, боясь упасть». Это и другие впечатления легли в основу его книги «Рим, Неаполь, Флоренция» («Rome, Naples et Florence»).
Стендаль был человеком очень чувствительным и безнадежным романтиком. Но разве таких людей мало? Итальянский психиатр Грациелла Магерини (Graziella Magherini) наблюдала за время своей практики в больнице Санта-Мария-Нуова (Santa Maria Nuova Hospital) в центре Флоренции 106 случаев ухудшения самочувствия, вызванных искусством. Она описала эти случаи как синдром Стендаля в одноименной книге, вышедшей в 1989 году. Магерини выделила три типа проявлений синдрома: расстройства мышления (изменения в восприятии звуков и цветов, деперсонализация, чувство преследования, вины или беспокойства) у 66% пациентов, аффективные расстройства (чувство неполноценности, чувство превосходства и др.) у 29% и панические атаки или соматические проявления тревоги (боль в груди, потливость, головокружение, тахикардия, дискомфорт в пищеварительной системе, обмороки) у 5%. Состояния могли длиться от нескольких часов до восьми дней. У половины пациентов в анамнезе были психические расстройства. В основном пациентами были туристы из западных стран, художники или люди, интересующиеся искусством. Cиндром могли спровоцировать подавленные сексуальные желания, усталость, недосып, конец поездки. Возможно, эти факторы имели место и у Стендаля. Увеличить вероятность психологического дискомфорта могут также суета и спешка, желание увидеть все достопримечательности за короткое время, отсутствие пауз на размышление и «переваривание» увиденного.
Вышедший в 1996 году фильм Дарио Ардженто «Синдром Стендаля» способствовал популяризации спорного расстройства, которое некоторые авторы называют гиперкультуремией. Есть сведения, что режиссер испытывал такие симптомы при посещении Парфенона в подростковом возрасте. Похожие симптомы испытывали при столкновении с искусством и другие известные люди, например Зигмунд Фрейд при посещении Афинского Акрополя, Федор Михайлович Достоевский при осмотре картины Ганса Гольбейна Младшего «Мертвый Христос в гробу».
Впрочем, синдром Стендаля пока не включен в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders). В 2008 году испанские неврологи провели небольшой опрос среди членов Испанского общества неврологов (знакомых с синдромом из лекции доктора Магерини): испытывали ли они какие-либо симптомы синдрома Стендаля при посещении семинаров в Риме, Флоренции, Падуе и Венеции? 25% респондентов признали у себя частичную форму синдрома, в основном проявляющуюся в интенсивных положительных эмоциях. А в 2009 году был описан эпизод возникновения параноидального психоза у 72-летнего художника во время тура по Флоренции. Симптомы проявлялись в виде приступа паники, дезориентации во времени, боязни прослушивания гостиничного номера и исчезали постепенно в течение трех недель.
Синдром Стендаля называют также флорентийским. Весь исторический центр Флоренции размером в 505 га признан памятником всемирного наследия ЮНЕСКО. Мимо достопримечательностей здесь пройти невозможно: кругом многочисленные соборы, базилики, церкви, поражающие своей красотой, особенно кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре. А в музеях, особенно в знаменитой галерее Уффици, — огромное количество шедевров живописи и скульптуры: Тициан, Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли. Знаменитая картина Боттичелли «Рождение Венеры» тоже здесь: говорят, синдром Стендаля многих настигал именно во время ее созерцания. А встреча со скульптурой Давида работы Микеланджело оставляет у некоторых такой след, что доктор Магерини предложила такие случаи выделять отдельно и назвала их «синдром Давида». Он выражается в смешанных чувствах сексуального удовольствия, эстетического наслаждения, зависти к физическому совершенству.
Аналогичные синдромы описаны и у людей, посещающих другие великие города. Например, в 1986 году японский психиатр Хироаки Отой описал Парижский синдром, проявляющийся головокружением, тахикардией, одышкой, зрительными и слуховыми галлюцинациями, деперсонализацией и другими симптомами. А у пациентов с Иерусалимским синдромом к симптомам синдрома Стендаля добавляются мессианские идеи и мания величия.
Фото с сайта britannica.com.
Юлия Михневич
Источник