Что такое синдром политического развития

Что такое синдром политического развития thumbnail

 Я не претендую на роль лидера радикального молодежного движения, ведь я всего лишь писатель или наблюдатель, так сказать, который периодически встречается с различными людьми за чашкой кофе. Эти встречи могут происходить сегодня-завтра где угодно, в любой стране, в какой только душа пожелает. Эту книгу мне не надиктовывали под запись, не просил даже никто писать, не заказывал, напротив, препятствовали её написанию. Бывает такое, особенно, когда пишешь на наболевшие злободневные темы, оперируешь фактами, но больнее всего достаются “политические синдромы”. Ну, что ж…, поговорим о “политических синдромах”. Такое случается редко, но довольно таки метко, заражает за долю секунды, стреляет на поражение, пробивает насквозь. Вынесли средь всего этого перечисленного бреда что-нибудь хорошего для себя? Там и не было ничего и никогда не будет. Политика – это грязь, это драйв, это адреналин. Продолжаем бредить. Итак, вы больной человек, особенно если росли на Берроузе Уильяме и Роллинг Стоунз. Политика – это культура, это, черт возьми, контркультура! Политика – это наркотик! Политика – это молодое поколение XYZ! Спеши! Билеты раскупаются побыстрее горячих пирожков в вагонах электрички.

EXR1dbajbDY

Что я хочу этим всем сказать? Да нефига! Просто ищи в словах себя, вот и всё. Ищи в героях книги себя и найдёшь, непременно! Шестидесятые прошлого века миновали и на смену их пришли двухтысячные нашей эры! Наркотики остались в прошлом, а “политический синдром” вот-вот витает в воздухе, как птичий или свиной грипп, им может заразиться каждый, кто не предохранился специальными масками или респираторами. А лучше натягиваем на голову противогазы и шагаем в ряд, раз-два, в дом правительства, при этом по дороге чуть пританцовывая под музыку Стинга. Имейте в виду, в вас могут стрелять из пневматики резиновыми пулями, или поливать из шланга ледяной водой, или забрасывать дымовыми шашками. Наплевать! Когда будете уворачиваться от резиновых пуль или жестких дубинок танец станет резче, а на фоне водяных напоров намного экзотичнее!  Покрутив пальцем у виска, продолжаем писать! Сначала это может показаться смешным и весёлым, но со временем вы поймете, что я не шучу  и никогда не шутил, лишь изредка, по-черному. Я не буду упрашивать вас, чтобы вы мне верили или сопереживали герою, но нельзя считать вымыслом даже безумие. И поэтому я с уверенностью заявляю, здесь нет ничего надуманного. Просто в один прекрасный день контркультура проснулась не в подворотне в картонных коробках от телевизоров и стиральных машин, а на центральной площади своей страны с флагами, транспарантами, вооружившись стремлением переламывать гигиенически чистое “девственное”  правительство.

Что такое синдром политического развития

А что касается до “арабской весны”, то она произошла не только там, на восточном полушарии, но и в восточном полушарии нашего мозга, внутри нас. И это будет происходить периодически с нами, раз или два раза за столетие. Циклически. Наше время пришло. Нужно быть готовыми к этому, не бежать по первому зову в супермаркеты за сахаром и спичками, а присоединиться к новому молодежному движению, которое воспевает свободу и новую жизнь. Ты уже в ритме и тебя настиг “политический синдром”? Тогда эта книга будет для тебя, мой юный товарищ и друг! Это написано для твоего поколения, которое сменило давно застрявшее поколение консерваторов. Вскрываем консервные банки…!   Быть вне политики означало для меня просто существовать или быть вне жизни. Такое определение распространено в наше время, только относительно любви и дружбы между людьми. Вместе с тем назвать меня политиком нельзя, я многому из этой области не хочу учиться. Для себя же хотелось бы разобраться, что меня к ней влечет. Ну, во-первых, я всегда считал себя игроком, довольно азартным, хотя не переношу карточных игр; во-вторых, путешествие и свобода, два взаимодополняемых фактора. В-третьих, всеобщее признание. Но это только малость всего, самая малость. В процессе написания, наверняка, обнаружится больше.

aufm03_zoom

   Еще я точно знал, что рано или поздно разочаруюсь в политике, поэтому, чтобы она мне не надоела на ранних этапах, когда всё кажется таким розовым и сладким, я не окунаюсь в эту сферу с головой, а так, слегка, плаваю на поверхности близ лазурных берегов. Можно много раз разочаровываться в чём-то и также множество раз возвращаться к чему-то, такое со мной случалось неоднократно, что ещё раз доказывает цикличность нашей жизни, а точнее моей жизни. Поэтому, пока это актуально, я выбрал эту сферу, ведь всё же, она меня чем-то вдохновляет, чем-то восхищает, как ни странно, она остаётся до сих пор загадкой и чем-то неизведанным, в чем предстоит мне окунуться. Ой, кем я только не был в своей жизни: и продюсером, и режиссером, и журналистом, и даже гастарбайтером, электро-монтажником, радиомехаником, вот-вот. И это ещё не полный перечень всего. А как насчет аферист, предприниматель, телеведущий e.t.c., на моих примерах можно книгу по гельштату писать. Всё это вбирало в себя какую-то игру, интригу, добавляло адреналина в кровь, отчего мне становилось хорошо. Отними из всего этого хотя бы одну роль и это был бы уже не я; из жизни прошлого не украсть. Но, так или иначе, шаг за шагом или по ступенькам вверх, по извилистым ступенькам, это привело меня в политику. Возможно, своими действиями я сам её притянул.

kinopoisk.ru

   Проснувшись в один прекрасный день, я обнаружил, что всё в моей жизни политизировано, полностью. И это было раньше, но ранее я этого не замечал или не придавал этому особой значимости, как сейчас. Даже, подходя на улице к девушке для знакомства, общения и секса, узнаешь, что у неё прошлая личная жизнь как-то связана была с моими прямыми оппонентами, и ты уже начинаешь копать под неё. Или кинопроекты, это ведь только для хорошего пиара, для укрепления доверия у общества и блестящей репутации! Но не всё так идеально как хотелось бы, ибо на кинокарьере всё закончилось, и не так, как хотелось бы. Пиар приобрел совершенно другу окраску и сыграл против меня. Понимаете о чем я? И мне пришлось уйти с авансцены, на время, чтобы заново всё обдумать: что, для чего и как. Мне нужно достать всё из себя, очиститься от лишнего мусора в голове. Окружить себя нужными и представительными людьми, вызывающими хоть каплю доверия, съездить попутешествовать, вобрав в себя новые силы и энергетику, а потом заново реализоваться и воплотить в жизни свои идеи. Ну что ж, поиск уже начался, программа запущена. Дело теперь за тем, как и что будет выстреливать, с какой стороны ждать транша или снова реванша. Бумеранги запущены!  Начинать всегда тяжело, но это всегда дает новые возможности; возможность выстрелить первым и довольно таки метко, как профессиональный снайпер, хотя, потом обнаружится или скажут, что произошла случайность, что дуракам всегда везёт…, тем паче…

Читайте Далее = Диктатор внутри каждого из нас =

В материале представлены кадры из фильма «Мечтатели» от итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи

TAGS

Источник

Результаты опросов общественного мнения свидетельствуют, что значительная часть россиян видит идеал общественного устройства в советском прошлом.

Они негативно воспринимают начальный период становления демократических институтов в стране и смутно представляют себе ближайшее будущее России. Наряду с низким уровнем жизни и низким уровнем доверия, это обостряет чувство тоски по стабильному советскому прошлому. Такая ситуация является серьезным препятствием на пути политической, экономической, социальной и культурной модернизации страны. В данном контексте работа, посвященная анализу политических представлений о советском прошлом является чрезвычайно актуальной.

Тем более актуальным является обращение к политическим представлениям о прошлом тех групп населения, которым политическая ностальгия не должна быть свойственна. Так, в исследовании особое внимание уделено двум таким социальным группам. Первая – это представители молодого поколения, не имеющего собственного опыта жизни в Советском Союзе. Вторая — довольно специфическая группа священнослужителей, которые из-за насильственной секуляризации и гонений на религии в коммунистический период, должны были бы быть менее склонны идеализировать жизнь в СССР, чем остальные граждане. Однако распространённость ностальгических настроений в этих группах отражает степень укорененности идеализированных представлений о прошлом в коллективной памяти российского населения.

Главным предметом исследования является коллективная память россиян и преобладающий в ее структуре синдром политической ностальгии.

Целью данного исследовательского проекта является анализ коллективной памяти и выявление основных элементов синдрома политической ностальгии у россиян.

Основными методами исследования стали: вторичный анализ социологических данных; глубинные интервью, социологический опрос, дискурс-анализ, биографическое исследование.

В ходе выполнения проекта были получены следующие результаты:

  • Проанализированы основные теоретические и эмпирические исследования по изучению коллективной/культурной памяти и ностальгии в политической науке.
  • Определено понятие «синдром политической ностальгии» и выявлены основные его компоненты.
  • Проанализированы и систематизированы имеющиеся вторичные социологические данные, характеризующие исследуемый синдром политической ностальгии, свойственный россиянам.
  • Проведен сбор качественной информации. На основе собранной качественной информации выявлена специфика «синдрома политической ностальгии» среди российского студенчества и духовенства.
  • Разработан инструментарий для исследования миграционной ностальгии.

Проект разделен на 4 части.

В рамках первой, теоретической, части проекта рассматриваются политические аспекты коллективной памяти и концептуализируется понятие «синдрома политической ностальгии». Также в разделе анализируются основные характеристики коллективной памяти россиян и распространенность в ее структуре синдрома политической ностальгии.

Вторая и третья части исследовательского отчета посвящены выявлению специфики «синдрома политической ностальгии» среди российского студенчества и духовенства соответственно.

Четвертая часть отчета включает в себя описание разработанной в ходе реализации проекта методологии изучения коллективной памяти, основанной на сочетании дискурс-аналитического метода и биографического подхода. Исследовательский потенциал методологии продемонстрирован на примере анализа коллективной памяти и коллективной идентичности российских немцев.

Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем в рамках целого ряда научных направлений: в постсоветских исследованиях, в исследованиях динамики общественных изменений и межкультурных коммуникаций, в исследованиях миграции, а также в исследованиях коллективной памяти (Memory Studies).

Научная значимость работы заключается, в первую очередь, в том, что представленные в исследовании наработки, связанные с концептуализацией понятия синдрома политической ностальгии, позволяют наметить дальнейшие направления по изучению особенностей коллективной памяти россиян. Ранее отсутствие данного теоретического концепта затрудняло эмпирическое изучение особенностей коллективной памяти россиян, в частности, феномена ностальгии.

Практическая значимость работы связана с возможностью эмпирического изучения синдрома политической ностальгии на основе выделенных элементов и составлением прогноза дальнейшего развития ситуации.

Источник

      Ðàñïàä ÑÑÑÐ ïîðîäèë ìíîæåñòâî  ïîëèòè÷åñêèõ, ýêîíîìè÷åñêèõ è ýêçèñòåíöèàëüíûõ  ïîñëåäñòâèé.  Ñðåäè íèõ, íàâåðíîå, íàèáîëåå äåñòðóêòèâíûì äëÿ äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ ïîñòñîâåòñêèõ ñòðàí ÿâëÿþòñÿ ïñèõîëîãè÷åñêèå òðàâìû, ïîðîæäåííûå  ñîâåòñêèì ñèñòåìîé è åå ðàñïàäîì. Ïîñëåäñòâèÿ  ïñèõîëîãè÷åñêèõ òðàâì, ñâÿçàííûõ ñ ñîâåòñêèì ïåðèîäîì è ðàñïàäîì ÑÑÑÐ, ïîðîäèëè äâà ñèíäðîìà – ïîñòêîëîíèàëüíûé è ïîñòèìïåðñêèé. Îáà ïîñòñîâåòñêèõ ñèíäðîìà, íåñìîòðÿ íà òî, ÷òî íåñóò â ñåáå ïå÷àòü ìåñòíûõ îñîáåííîñòåé,  îòíîñÿòñÿ ê  ðàñïðîñòðàíåííûì â ìèðå ÿâëåíèÿì. Ïîñòêîëîíèàëüíûé ñèíäðîì õàðàêòåðåí äëÿ âñåõ áûâøèõ êîëîíèé, à  äëÿ íàðîäîâ  áûâøèõ ìåòðîïîëèé, â òîé èëè èíîé ñòåïåíè, õàðàêòåðåí – ïîñòèìïåðñêèé ñèíäðîì.
       Ïðîÿâëåíèÿ ïîñòêîëîíèàëüíîãî ñèíäðîìà õàðàêòåðíû äëÿ âñåõ íàðîäîâ  áûâøèõ êîëîíèé è îñîáåííî èíòåíñèâíî îí ïðîòåêàåò â ïåðèîä, êîãäà  áîëüøèíñòâî èõ æèòåëåé åùå íåñóò â ñåáå âñå ïñèõîëîãè÷åñêèå òðàâìû, ïîëó÷åííûå â êîëîíèàëüíûé ïåðèîä. Ñî âðåìåíåì îñòðîòà ïîñòêîëîíèàëüíîãî ñèíäðîìà ïðèòóïëÿåòñÿ è ñîîòâåòñòâåííî îòíîøåíèå ê áûâøåé ìåòðîïîëèè âñå áîëüøå îïðåäåëÿåòñÿ áîëåå ðàöèîíàëüíûìè, áîëåå ïðàãìàòè÷íûìè ïðè÷èíàìè. Òàêóþ ýâîëþöèþ ìîæíî ïðîñëåäèòü íà ïðèìåðå Èíäèè. Ïåðâûå ãîäû ïîñëå îáðåòåíèÿ íåçàâèñèìîñòè, ïðàêòè÷åñêè âñå âàæíûå ðåøåíèÿ î áóäóùåì íîâîãî ãîñóäàðñòâà, ïðèíèìàëèñü íà îñíîâå ïðîòèâîïîñòàâëåíèÿ áûâøåé ìåòðîïîëèè. Èððàöèîíàëüíîñòü óñòàíîâêè, îñíîâàííîé íà ïðîòèâîïîñòàâëåíèè, ÿðêî ïðîÿâèëàñü â ÿçûêîâîé ñôåðå. ßçûêîâîå ïðîòèâîñòîÿíèå áûëî íåèçáåæíûì ñ ìîìåíòà ââåäåíèÿ êîëîíèàëüíîé àäìèíèñòðàöèè, îñíîâàííîãî íà àíãëèéñêîì ÿçûêå. Äëÿ ìíîãèõ èíäèéöåâ àíãëèéñêèé ÿçûê áûë ñèìâîëîì êîëîíèàëüíîé ïîëèòèêè, èíñòðóìåíòîì óòâåðæäåíèÿ äîìèíèðóþùåãî ïîëîæåíèÿ àíãëè÷àí è ñîîòâåòñòâåííî óíèæåíèÿ äðåâíåé öèâèëèçàöèè Èíäîñòàíà. ×óâñòâà, ïðèñóùèå ìíîãèì èíäèéöàì, êîíöåíòðèðîâàííî âûðàçèë Ìàõàòìè Ãàíäè: «Èíîñòðàííûé ÿçûê ïðèâåë ê èñòîùåíèþ ìîçãà, ïåðåãðóçèë íåðâíóþ ñèñòåìó íàøèõ äåòåé, ñäåëàë èõ ïîïóãàÿìè è èìèòàòîðàìè, íåñïîñîáíûìè ñàìîñòîÿòåëüíî ðàáîòàòü è ìûñëèòü». Ïîñëå îáðåòåíèÿ íåçàâèñèìîñòè îí áûë îäíèì èç òåõ, êòî âîçãëàâèë äâèæåíèÿ çà îñâîáîæäåíèÿ èíäèéöåâ îò ãîñïîäñòâà àíãëèéñêîãî ÿçûêà, ñ÷èòàÿ, ÷òî îáó÷åíèå èíäèéñêèõ äåòåé íà àíãëèéñêîì, ïðèâåäåò ê ñîõðàíåíèþ èõ ïîðàáîùåííîãî ñîñòîÿíèÿ, ñîõðàíèò èíòåëëåêòóàëüíûé è äóõîâíûé êîëîíèàëèçì.
      Ïîçèöèÿ Ãàíäè â ÿçûêîâîì âîïðîñå â ïåðâûå äåñÿòèëåòèÿ ïîñëå îáðåòåíèÿ íåçàâèñèìîñòè áûëà õàðàêòåðíà äëÿ áîëüøèíñòâà èíäèéñêîé ýëèòû. Ïðîÿâèâ ïðàãìàòèçì â îòíîøåíèè ïðèíÿòèÿ ðÿäà ïîëèòè÷åñêèõ èíñòèòóöèé áûâøåé ìåòðîïîëèè, áîëüøèíñòâî ïðåäñòàâèòåëåé  èíäèéñêèé èñòåáëèøìåíòà  ñ÷èòàëè àíãëèéñêèé ÿçûê «îäíèì èç îñíîâíûõ ïåðåæèòêîâ êîëîíèàëèçìà». Íàñòðîåíèÿ, õàðàêòåðíûå äëÿ èíäèéñêîé ýëèòû, òî÷íî âûðàçèë îäèí àíãëèéñêèé ýêñïåðò, îïðåäåëèâ ïåðâîãî ïðåìüåð-ìèíèñòðà Èíäèè Äæàâàðõàðëàëà Íåðó, êàê ÷åëîâåêà: «îáðàçîâàííîãî â  àíãëèéñêèõ òðàäèöèÿõ, íî íàöèîíàëèñòà â âîïðîñå î ÿçûêå».  Íî â èòîãå àíãëèéñêèé ÿçûê, ïîñëå íåñêîëüêèõ äåñÿòèëåòèé åãî îòðèöàíèÿ, ïîñëå íåóäà÷íûõ ïîïûòîê óòâåðäèòü õèíäè êàê îáùåèíäèéñêèé ÿçûê,  âñå æå óòâåðäèëñÿ â èíäèéñêîì îáùåñòâå è ñåãîäíÿ ïðèçíàåòñÿ êàê îäèí èç èñòîðè÷åñêèõ ïðåèìóùåñòâ, ïîçâîëèâøèì Èíäèè âûéòè íà íîâûå ðóáåæè ýêîíîìè÷åñêîãî è íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ.
      Îòðèöàíèå ðóññêîãî ÿçûêà, â öåëîì ðóññêîé êóëüòóðû, õàðàêòåðíîãî äëÿ íàöèîíàëèñòîâ â áûâøèõ ñîþçíûõ ðåñïóáëèêàõ ÿâëÿåòñÿ íå ÷åì èíûì êàê ïðîÿâëåíèåì ïîñòêîëîíèàëüíîãî ñèíäðîìà, êîòîðûé ìû ðàññìîòðåëè ñåé÷àñ íà ïðèìåðå Èíäèè. Îäíàêî, ïðèâåäåííûå ïðèìåðû èç èíäèéñêîãî îïûòà, íå îçíà÷àþò, ÷òî áûâøèå  ñîâåòñêèå ðåñïóáëèêè  â âîïðîñå ñâîèõ îòíîøåíèé ñ áûâøåé ìåòðîïîëèåé ïîëíîñòüþ ïîâòîðÿò ïóòü Èíäèè.  ðÿäå ñëó÷àåâ ñòðåìëåíèÿ ê îòðèöàíèþ  ôàêòîâ ïîçèòèâíîãî âëèÿíèÿ ðóññêîãî ÿçûêà è ðóññêîé êóëüòóðû íà ðàçâèòèå áûâøèõ ñîâåòñêèõ ðåñïóáëèê ìîæåò òîëüêî óñèëèâàòüñÿ. Ïðè ýòîì äîâîäû, ïðèìåíÿåìûå ñòîðîííèêàìè ìàêñèìàëüíîãî îòäàëåíèÿ  ïîñòñîâåòñêèõ ðåñïóáëèê îò áûâøåé ìåòðîïîëèè, íå âñåãäà íîñÿò ÿâíî âûðàæåííûé àíòèðóññêèé õàðàêòåð. Òàêèå äîâîäû, âî ìíîãîì îñíîâàíû, íà ïëîõî ïðîäóìàííîé àïîëîãèè àíãëèéñêîãî ÿçûêà, ðàññìàòðèâàåìîãî  êàê ìàãè÷åñêîå ñðåäñòâî äëÿ ðàçâèòèÿ áûâøèõ  ñîâåòñêèõ ðåñïóáëèê.  Àïîëîãåòû ïðîàíãëèéñêîé ÿçûêîâîé ïîëèòèêè â ïîñòñîâåòñêèõ ñòðàíàõ ìûñëÿò êàòåãîðèÿìè, êîòîðûå ïðåäñòàâëÿþò áóäóùåå òîëüêî â ðàäóæíûõ êðàñêàõ, åñëè  êàê ìîæíî áûñòðåå ïåðåâåñòè ñâîå îáðàçîâàíèå  íà àíãëèéñêèé ÿçûê, à  ïèñüìåííîñòü  íà ëàòèíèöó. Íî ýéôîðèÿ, ñâÿçàííàÿ ñ àíãëèéñêèì ÿçûêîì, íå ìîæåò ïðèâåñòè ê ýêîíîìè÷åñêîìó ðàñöâåòó, òàê êàê ëþáîå ðàçâèòèå òðåáóåò êîìïëåêñíûõ ìåð è äëèòåëüíûõ óñèëèé. Òàê æå íå ïðèâåäåò ê îäíîçíà÷íîìó ïðèîáùåíèþ ê àíãëèéñêîìó ÿçûêó ïåðåõîä íà ëàòèíèöó, êîòîðóþ ñåãîäíÿ îæèäàþò êàçàõñêèå íàöèîíàëèñòû. Îïûò ïåðåõîäà ê ëàòèíèöå â Àçåðáàéäæàíå, Óçáåêèñòàíå è Òóðêìåíèñòàíå íå ïîçâîëÿåò ðàçäåëÿòü òàêóþ ýéôîðèþ. Òàì íå òîëüêî íå íàáëþäàåòñÿ ìàññîâîå âëàäåíèå àíãëèéñêèì, íî è ôàêòè÷åñêè ñîõðàíèëàñü ðîëü êèðèëëèöû  êàê ãðàôè÷åñêîé îñíîâû îáðàçîâàíèÿ è ÑÌÈ.
      Ïîñòêîëîíèàëüíûé ñèíäðîì âî ìíîãîì ïîäïèòûâàåòñÿ ïîñòèìïåðñêèì ñèíäðîìîì. Ïîñòèìïåðñêèé  ñèíäðîì ÿâëÿåòñÿ ïñèõîëîãè÷åñêèì ïîñëåäñòâèåì èñòîðè÷åñêîé  cèòóàöèè, êîãäà îïðåäåëåííûé  ýòíîñ òåðÿåò ñâîé äîìèíèðóþùèé ñòàòóñ ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì ýòíîñàì, íåêîãäà âõîäèâøèì â èìïåðèþ â ïîä÷èíåííîì ïîëîæåíèè. Íà ïîñòñîâåòñêîì ïðîñòðàíñòâå äàííîìó ñèíäðîìó ïîäâåðæåíû â îñíîâíîì ïðåäñòàâèòåëè ðóññêîãî ýòíîñà.  Äëÿ âûÿâëåíèÿ ãåíåçèñà ïîñòèìïåðñêîãî ñèíäðîìà, ïðèñóùèõ ðóññêèì, ñëåäóåò ïîíèìàòü, ÷òî êðàõ ÑÑÑÐ áûë ñâÿçàí íå òîëüêî ñ îáâàëîì ñîâåòñêîé ñèñòåìû óïðàâëåíèÿ è ýêîíîìèêè. Îí ïðèâåë ê ðàñïàäó ñîþçà «áðàòñêèõ ðåñïóáëèê», êîòîðûõ «ñïëîòèëà âåëèêàÿ Ðóñü».  Äëÿ ìíîãèõ ðóññêèõ ýòè ñòðîêè ñîâåòñêîãî ãèìíà èìåëè ñàêðàëüíîå çíà÷åíèå, òàê êàê îíè ïîä÷åðêèâàëè ãëàâåíñòâî ðóññêèõ â ñîþçå áðàòñêèõ ðåñïóáëèê. È â ñîâåòñêèé ïåðèîä èäåíòè÷íîñòü ðóññêèõ âî ìíîãîì îñíîâûâàëàñü  íà   îñîáîé ðîëè ðóññêîãî íàðîäà â Ñîâåòñêîì Ñîþçå.  Ïîýòîìó ðàñïàä  Ñîþçà Ñîâåòñêèõ Ñîöèàëèñòè÷åñêèõ Ðåñïóáëèê ñòàë äëÿ ìíîãèõ ðóññêèõ è êðóøåíèåì èõ ïðåäñòàâëåíèé î ìèðå, ãäå îíè èãðàëè îäíó èç êëþ÷åâûõ ðîëåé, à â òîé åãî ÷àñòè, êîòîðàÿ íàçûâàëàñü Ñîâåòñêèé Ñîþç – ðîëü ïðîòàãîíèñòà. Ïðè ýòîì â ñîâåòñêîå âðåìÿ ðóññêèå íå èìåëè îñîáûõ ýêîíîìè÷åñêèõ ïðåôåðåíöèé îò ñâîåãî ïîëèòè÷åñêîãî è ñèìâîëè÷åñêîãî äîìèíèðîâàíèÿ. Íàïðèìåð, ïî ñðàâíåíèþ ñ îñíîâíîé ìàññîé, íàñåëÿþùèõ ðóññêèå îáëàñòè,  æèòåëè êàâêàçñêèõ è ïðèáàëòèéñêèõ ðåñïóáëèê èìåëè ãîðàçäî áîëåå âûñîêèé óðîâåíü æèçíè. Íî çàòî ðóññêèå èìåëè ïðàâî íà ïîëèòè÷åñêîå äîìèíèðîâàíèå, áûëè ãëàâíûìè â ñîþçå. È ñåãîäíÿ ìû âèäèì, ÷òî áîëüøèíñòâî ðóññêèõ, ïî ñðàâíåíèþ ñ ñîâåòñêèì ïåðèîäîì,  èìåÿ, áëàãîäàðÿ íåôòåãàçîâûì äåíüãàì,  íåñðàâíåííî áîëåå âûñîêèé óðîâåíü æèçíè,  òåì íå ìåíåå, íå óäîâëåòâîðåíû ñâîèì ïîëîæåíèåì.  Èõ íåóäîâëåòâîðåííîñòü ñâîèì ïîëîæåíèåì âûçâàíà ðÿäîì ïðè÷èí, â òîì ÷èñëå è ôàêòîðîì ñëèøêîì íåðàâíîìåðíîãî ðàñïðåäåëåíèÿ ýêîíîìè÷åñêèõ áëàã. Íî íåóäîâëåòâîðåííîñòü  áîëüøèíñòâà ðóññêèõ ñóùåñòâóþùèì ïîëîæåíèåì âî ìíîãîì îáóñëîâëåíà è óòðàòîé èìè ñâîåãî ïîëèòè÷åñêîãî ñòàòóñà, êîòîðûé îíè èìåëè â ðàìêàõ ñîâåòñêîé  ñèñòåìû.  È îíè  íå õîòÿò ñîãëàøàòüñÿ  ñ ïîòåðåé ñâîåãî áûëîãî ïîëèòè÷åñêîãî ñòàòóñà, è îñíîâàííîãî íà íåì ñèìâîëè÷åñêîãî êàïèòàëà.  È  ïîýòîìó, äëÿ áîëüøèíñòâà ðóññêèõ,  âîññòàíîâëåíèå ñâîåãî áûëîãî ñòàòóñà  îçíà÷àåò è âîçâðàùåíèå  áûëîãî êîíòðîëÿ íàä áûâøèìè  ñîâåòñêèìè ðåñïóáëèêàìè,  åñëè íå ÷åðåç ïðÿìîå ïðèñîåäèíåíèå èõ ê Ðîññèè, òî, ïî êðàéíåé ìåðå, ÷åðåç óñòàíîâëåíèÿ íàä íèìè ðîññèéñêîãî ïðîòåêòîðàòà.  Íî, îäíàêî, ïðîáëåìà â òîì, ÷òî áûâøèå ðåñïóáëèêè íå ãîðÿò æåëàíèåì âîçâðàùàòüñÿ ïîä êîíòðîëü Ðîññèè, à îíà íå ìîæåò ïðåäëîæèòü èì íèêàêîãî ìèíèìàëüíî ïðèâëåêàòåëüíîãî ïðîåêòà, êîòîðûé áû ñïîñîáñòâîâàë èõ äâèæåíèþ â ñòîðîíó ðóññêîãî ìèðà. Íàîáîðîò, ìû âèäèì, ÷òî âûçâàííûå âîçäåéñòâèåì ïîñòèìïåðñêîãî ñèíäðîìà ïîëèòèêà ñèëîâîãî äàâëåíèÿ, ïðàêòèêóåìîãî ðîññèéñêèì ðóêîâîäñòâîì, è, ÷òî î÷åíü ïå÷àëüíî, ïîääåðæèâàåìàÿ áîëüøèíñòâîì ðóññêèõ, ïðèâîäèò ê óñèëåíèþ â äðóãèõ ïîñòñîâåòñêèõ ðåñïóáëèêàõ  àíòèðîññèéñêèõ è àíòèðóññêèõ íàñòðîåíèé. Ñïîñîáñòâóåò  ê óñèëåíèþ ó íèõ ïîñòêîëîíèàëüíîãî ñèíäðîìà ñî âñåìè åãî èððàöèîíàëüíûìè ïîñëåäñòâèÿìè.
     Îáîñòðåíèå ïîñòñîâåòñêèõ ñèíäðîìîâ ïîðîæäàåò   ñèòóàöèþ, êîãäà âñå ðåøåíèÿ, âñå îòíîøåíèÿ ìåæäó ñòðàíàìè íà÷èíàþò ðàññìàòðèâàòüñÿ ïîä óãëîì âçàèìíîãî íåäîâåðèÿ è óãðîç. Òîò æå ïåðåõîä îò îäíîé ãðàôèêè ê äðóãîé èëè ïîâûøåíèå, à òàêæå ïîíèæåíèå çíà÷åíèÿ òîãî èëè èíîãî ÿçûêà íå ñîïðîâîæäàëîñü áû áóðíûìè ïñèõîëîãè÷åñêèìè âîçáóæäåíèÿìè, åñëè áû ïîñòñîâåòñêèå íàðîäû íå áûë áû ïîä òàêèì ñèëüíûì âëèÿíèåì   ïîñòèìïåðñêîãî è ïîñòêîëîíèàëüíîãî ñèíäðîìîâ.   Èñòîðè÷åñêîå íåèçáåæíîå, à òàêæå è ïîëåçíîå âî âñåõ îòíîøåíèÿõ ñáëèæåíèå áûâøèõ ñîâåòñêèõ ðåñïóáëèê  åùå äîëãî áóäåò çàòðóäíåíî èç-çà âîçäåéñòâèÿ íà óìû è ÷óâñòâà íàðîäîâ ïîñòñîâåòñêèõ ñòðàí    ñèíäðîìîâ, ïîðîæäåííûõ èõ îáùèì ïðîøëûì. Ïîñòêîëîíèàëüíûé è ïîñòèìïåðñêèé  ñèíäðîìû  âçàèìíî ïèòàþò äðóã äðóãà, íî ñåãîäíÿ îñíîâíàÿ ïðè÷èíà èõ óñèëåíèÿ – ýòî ïðèâåðæåííîñòü ðîññèéñêîãî ðóêîâîäñòâà ê óïðîùåííîé ñèëîâîé ïîëèòèêå. Åãî ñòðåìëåíèå ê ñèëîâîìó ïðèíóæäåíèþ  áûâøèõ ñîâåòñêèõ ðåñïóáëèê  ê âûáîðó ïðîðîññèéñêîé îðèåíòàöèè. Íî òàêàÿ ïîëèòèêà áîëüøå ïîðîæäàåò â ïîñòñîâåòñêîì ïðîñòðàíñòâå àíòèðîññèéñêèå è àíòèðóññêèå íàñòðîåíèÿ, ÷åì ñïîñîáñòâóåò ôîðìèðîâàíèþ ó íèõ ïðîðîññèéñêèõ îðèåíòàöèé. Âçàèìíîå ñáëèæåíèå íàðîäîâ áûâøåãî ñîþçà ìîæåò áûòü îñíîâàíî ëèøü íà îáùèõ ýêîíîìè÷åñêèõ èíòåðåñàõ, íà îñîçíàíèè  èõ èñòîðè÷åñêîé îáùíîñòè. À òàêîå îñîçíàíèå òðåáóåò âðåìåíè è ïîñòîÿííûõ óñèëèé, ïðåæäå âñåãî, ñî ñòîðîíû îáðàçîâàííîé è øèðîêî ìûñëÿùåé ýëèòû  íàðîäîâ ïîñòñîâåòñêîãî ïðîñòðàíñòâà.  Òîëüêî  íà îñíîâå òàêîãî ïîíèìàíèÿ è óñèëèé ïî åãî óòâåðæäåíèþ ìîæíî îáåñïå÷èòü  âçàèìíîå ñáëèæåíèå ïîñòñîâåòñêèõ ñòðàí, òîëüêî òàê ìîæíî  ïðåîäîëåòü íåãàòèâíîå âîçäåéñòâèå ïîñòèìïåðñêîãî è ïîñòêîëîíèàëüíûõ ñèíäðîìîâ è âûñòðîèòü ïðî÷íûé ôóíäàìåíò áóäóùåé èíòåãðàöèè íàðîäîâ Åâðàçèè.

© Copyright: Äðóã Íàðîäà, 2017
Ñâèäåòåëüñòâî î ïóáëèêàöèè ¹217082000601

Источник