Что такое синдром маленького принца

Что такое синдром маленького принца thumbnail

Что такое синдром маленького принцаСказка «Маленький принц» глазами юнгианского аналитика.

Мария-Луиза фон Франц » Вечный юноша. Puer aeternus.» 

(Мария-Луиза фон Франц — швейцарский психолог, психотерапевт, доктор философии, ученица и коллега К.Г.Юнга, преподавательница в институте Юнга).

»   — Прощайте, — сказал он.

     Красавица не ответила.

     — Прощайте, — повторил Маленький принц.

     Она кашлянула. Но не от простуды.

     —  Я  была  глупая,  —  сказала  она  наконец.  —  Прости  меня.  И

постарайся быть счастливым.

     И ни  слова упрека.  Маленький принц был очень удивлен.  Он застыл,

смущенный и растерянный,  со стеклянным колпаком  в  руках.  Откуда  эта

тихая нежность?

     — Да,  да,  я люблю тебя, — услышал он. — Моя вина, что ты этого не

знал.  Да это и не важно. Но ты был такой же глупый, как и я. Постарайся

быть счастливым… Оставь колпак, он мне больше не нужен.

     — Но ветер…

     — Не так уж я  простужена… Ночная свежесть пойдет мне  на пользу.

Ведь я — цветок.

     — Но звери, насекомые…

     — Должна же я стерпеть двух-трех гусениц, если хочу познакомиться с

бабочками.  Они,  должно быть,  прелестны.  А  то  кто  же  станет  меня

навещать?  Ты  ведь будешь далеко.  А больших зверей я не боюсь.  У меня

тоже есть когти.

     И  она  в  простоте  душевной  показала  свои  четыре  шипа.  Потом

прибавила:

     — Да не тяни же, это невыносимо!  Решил уйти — так уходи.

     Она не  хотела, чтобы  Маленький принц  видел, как  она плачет. Это

был очень гордый цветок…»

хороший психолог, аналитический психолог, психоаналитик, отзывы о психотерапевтах

Это совершенно поразительное описание любовных отношений, в которых любовники мучают друг друга. Оба слишком страдают внутри и чересчур горды, чтобы первым сделать жест примирения.  Или не знают, как это сделать: вот так в своих негативных проявлениях Анима и Анимус противостоят друг другу. Таким же образом молодые люди из-за нехватки человеческих чувств и недостаточного жизненного опыта зачастую не знают, как преодолеть временные трудности в отношениях, и разбегаются сразу после любой мелкой ссоры. Такова судьба множества ранних влюбленностей.

Вопрос: если бы Роза заплакала, а не пыталась скрыть от него свои слезы, осталась бы в таком случае возможность их взросления?

Да. Если бы они смогли поговорить о своем горе и выразить друг другу свою печаль, а не прятаться под маской напускной гордости, они могли бы взрослеть вместе. Но если вы не достаточно зрелый человек, вы не сможете говорить о том, что вас тревожит.

Сдерживание чувств не решает проблему – подавленный ребенок продолжает плакать или злиться в углу. Чувство нельзя просто так отделить от себя. Наоборот, необходимо быть как можно ближе к этому подавленному ребенку, т.к. потеря контакта с уязвимым может означать потерю контакта с подлинной личностью человека. Однако давать волю своему слабому месту тоже нельзя. Мой опыт говорит о том, что инфантилизм необходимо переживать в страданиях и муках до тех пор, пока эта часть твоей личности не возмужает. Обладая инфантильной Анимой, мужчина должен пройти через серьезные эмоциональные переживания и разочарования. Пройдя через них, он начнет понимать женщин и себя самого. Именно тогда он и становится эмоционально зрелым. Однако если он притворяется рассудительным и подавляет свои инфантильные чувства, никакого развития не происходит. Поэтому полезнее, если инфантилизм человека оказывается очевидным, и тогда пусть лучше он его выстрадает, чем подавит, став слишком рассудительным. Ибо в этом случае человек просто перестанет развиваться.  Следовательно, лучше, если человек ведет себя, как ребенок, и получает по шее от окружающих и тех, с кем часто общается: ответная реакция со стороны других заставляет его страдать и тогда prima materia медленно трансформируется. Таков груз, которая инфантильная Тень – божественный младенец – налагает на человека.

Можно сказать, что все то, что в человеке является подлинным и по-детски наивным, становится для него источником страданий. Многие взрослые отделили от себя эту часть личности и, тем самым, остались в стороне от процесса индивидуации. Ведь если человек принимает внутреннего ребенка вместе со страданиями, которые тот причиняет, это значит, что происходит процесс индивидуации.

прием у психолога, аналитический психолог, психоаналитик, отзывы о психотерапевтах»    — А как это — приручить?

     — Ты не здешний, — заметил Лис. — Что ты здесь ищешь?

     — Людей ищу, — сказал Маленький принц.  — А как это — приручить?

     — У людей есть ружья, и  они ходят на охоту. Это очень  неудобно! И

еще они разводят кур. Только этим они и хороши.  Ты ищешь кур?

     —  Нет,  —  сказал  Маленький  принц.  —  Я ищу друзей. А как это —

приручить?

     —  Это  давно  забытое  понятие,  —  объяснил Лис.  — Оно означает:

создать узы.

     — Узы?

     — Вот именно, — сказал Лис. — Ты для меня пока всего лишь маленький

мальчик,  точно  такой же,  как сто тысяч других мальчиков.  И ты мне не

нужен.  И я тебе тоже не нужен.  Я для тебя всего только  лисица,  точно

такая  же,  как  сто тысяч других лисиц.  Но если ты меня приручишь,  мы

станем нужны друг другу.  Ты будешь для меня единственным в целом свете.

И я буду для тебя один в целом свете…»

»   — Скучная у меня  жизнь.  Я охочусь  за курами, а люди  охотятся за

мною.  Все  куры  одинаковы,  и  люди  все  одинаковы.   И  живется  мне

скучновато.   Но  если  ты  меня  приручишь,  моя  жизнь  словно солнцем

озарится.   Твои шаги  я стану  различать среди  тысяч других.  Заслышав

людские шаги, я всегда убегаю и прячусь.  Но твоя походка позовет  меня,

точно музыка, и  я выйду из  своего убежища. И  потом — смотри!  Видишь,

вон там, в полях, зреет пшеница?  Я не ем хлеба.  Колосья мне не  нужны.

Пшеничные поля  ни о  чем мне  не говорят.   И это  грустно!   Но у тебя

золотые волосы.  И как чудесно будет, когда ты меня приручишь!   Золотая

пшеница  станет  напоминать  мне  тебя.  И  я полюблю шелест колосьев на

ветру…

     Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца.  Потом сказал:

Читайте также:  Синдром позвоночной артерии артериальная гипертензия

     — Пожалуйста… приручи меня!

     — Я  бы  рад,  —  отвечал  Маленький  принц,  —  но у меня так мало

времени. Мне еще надо найти друзей и узнать разные вещи.

     — Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис.   —

У людей  уже не  хватает времени  что-либо узнавать.   Они покупают вещи

готовыми в  магазинах.   Но ведь  нет таких  магазинов, где торговали бы

друзьями, и потому люди  больше не имеют друзей.   Если хочешь, чтобы  у

тебя был друг, приручи меня!

     — А что для этого надо делать?  — спросил Маленький принц.

     — Надо запастись терпеньем, — ответил Лис.  — Сперва сядь вон  там,

поодаль, на траву —  вот так. Я буду  на тебя искоса поглядывать,  а ты

молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым  днем садись

немножко ближе…

     Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.

     — Лучше приходи всегда в один и тот же час,  — попросил Лис. — Вот,

например,  если  ты  будешь приходить в четыре часа,  я уже с трех часов

почувствую себя  счастливым.  И  чем  ближе  к  назначенному  часу,  тем

счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю

цену счастью!  А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю,

к какому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды.»

хороший психолог, аналитический психолог, психоаналитик, отзывы о психотерапевтахТогда они стали близкими друзьями. Когда пришло время расставаться, Лис поведал Маленькому принцу свой секрет, как и обещал.

» — Вот мой секрет,  он очень прост:  зорко

одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

     — Самого главного глазами  не увидишь, — повторил  Маленький принц,

чтобы лучше запомнить.

     — Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

     — Потому  что я отдавал ей всю душу…  — повторил Маленький принц,

чтобы лучше запомнить.

     — Люди  забыли  эту истину,  — сказал Лис,  — но ты не забывай:  ты

навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

     —  Я  в  ответе  за  мою  розу… — повторил Маленький принц, чтобы

лучше запомнить».

Можно сказать, что Лис учит Маленького принца видеть ценность жизни здесь и сейчас, а вместе с этим – учит его чувствовать. Чувство придает ценность настоящему, поскольку без чувства человек не может себя связать с ситуацией «здесь и сейчас». Чувство порождает ответственность и благодаря этому у человека наступает осознание собственной индивидуальности.

Итак, мы снова встречаемся с часто повторяющимся мотивом помогающего животного, которое учит человека человечности, другими словами учит его процессу индивидуации.

В эссе «Предвечный младенец в предвечные времена» Карл Кереньи приводит следующие строки из татарской сказки:

психиатр, психолог, психоаналитик, отзывы о психотерапевтах«Однажды, давным-давно

Жил мальчик-сирота,

Рожденный Богом,

Рожденный Пайаной.

Без пищи,

Без одежды:

Так и жил,

И не было женщины, на которой он мог бы жениться.

Пришел Лис,

Лис спросил Юношу:

«Как ты собираешься стать мужчиной?»

А юноша ответил: «Я не знаю сам,

Как я собираюсь стать Мужчиной!»

И тогда точно так же, как Лис в нашей истории, животное из татарской поэмы учит мальчика сироту, как ему стать человеком.

Как и змея, лиса воплощает существующую в человеке инстинктивную энергию, и хотя эта энергия воплощена в образе животного, по существу она относится к человеку.

В мифологии и в средневековых аллегориях лиса играет весьма противоречивую роль… 

Григорий Великий пишет:  «Лисы – хитрые животные, которые всегда идут окольным путем, а следовательно, олицетворяют пронырливых коварных демонов.» Такое описание подтверждает поверье, существовавшее в южной Германии, Австрии и Швейцарии, где считали, что лисы – это ведьмины души. У нас в некоторых местах сохранились предания о том, что ведьма, покидая свое жилище, оставляют тело в полумертвом состоянии, а душа ее в обличье лисы выходит наружу и причиняет людям разные беды.

хороший психолог, аналитический психолог, психоаналитик, отзывы о психотерапевтахВ средневековой системе символов лиса имеет не только негативный смысл. Это животное бога Диониса, который среди множества прочих названий, носил имя Бассарей – однокоренное со словом лиса по-гречески. Идея связи лисы и бога нашла продолжение в христианской аллегории.

Пичинелли свидетельствует, что «лиса является символом веры и предвидения, ибо она обладает тонким слухом и воспринимает мир прежде всего на слух. Христиане также воспринимают божественное таинство только на слух – оно не воспринимается их зрением.» У Пичинелли таким образом, лиса – существо, познающее незримое.

Это интересно в связи с нашей историей, поскольку этими же качествами наделен и Лис у Сент-Экзюпери. (Совершенно независимо от Пичинелли! Трудно предположить, что Сент-Экзюпери читал столь далекие ему труды средневекового автора).  Лис говорит: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Лис верит в то, что есть вещи не очевидные, но постижимые чувством, а это противоречит статистической реальности.

Если бы Маленький принц понял, что сказал ему Лис, если бы он действительно это понял, а не просто автоматически повторял слова, явно в глубине души не приняв их, что с ним случилось бы тогда? Мальчик вдруг понимает, почему роза, оставшаяся на его планете, очень значима для него. Он говорит: «Я потерял слишком много времени. Так вот почему она так много для меня значит! Вот почему я в ответе за нее и никогда не буду относиться к ней как к одной из многих».

Такое осознание выглядит так, как будто мальчик правильно понял слова Лиса. Но что не хватает?

Ответ: Он хочет вернуться обратно на планету.

Это осознание помогает ему позже вернуться к розе, возможно, даже выбрать смерть. Однако он не замечает того, что у него на планете есть единственный друг, его роза, и у него есть единственный друг здесь, на Земле — это Лис! Если бы он действительно это понял, он не только настроился бы на то, чтобы вернуться обратно к своей розе, но у него должен был бы наступить внутренний конфликт, связанный с тем, как ему поступить. Лис находится здесь, на Земле, и эта дружба должна продолжаться, иначе она не имеет смысла: но теперь Лис доводит до его сознания то, что он несет ответственность перед розой.

Читайте также:  Синдром беспокойных ног при каких заболеваниях

Опять возникает роковая констелляция! Ему не следовало осознавать, что он должен вернуться к своей розе; ему следовало прийти к внутреннему конфликту, ибо теперь у него есть друзья на той и другой планете. Но до него даже не доходит, что этот конфликт может случиться из-за Лиса! Его единственное решение заключается в том, что он должен вернуться к своей розе. Поэтому все учение Лиса, которое действительно могло как-то привязать Маленького принца к Земле, оказывает на него прямо противоположное воздействие, а именно, оно освобождает его от всех земных отношений и вызывает страcтнoe желание вернуться обратно на астероид.

Это свидетельствует о том, что стремление Сент-Экзюпери к смерти было глубоким и роковым. Если бы он осознал, что здесь, на земле, он должен ответить Лису «да», и вместе с тем ответить «да» розе, оставшейся на его планете, это означало бы конфликт. Тогда он оказался бы в психологическом состоянии взрослого; в этом состоянии человек всегда находится в конфликте между своими обязательствами по отношению к тем, кто находится в Запредельном (т.е. к бессознательному) и обязательствами по отношению к человеческой реальности, т.е. к этому миру.

Например, если у мужчины есть обязательства по отношению к своей Аниме и вместе с тем по отношению к женщине, которая является его подругой или женой, то он оказывается в двойственной ситуации. В таком случае он постоянно будет находиться в состоянии конфликта, разрываясь на части; он всегда будет разрываться между обязательствами в реальной жизни и своими обязательствами и привязанностями, относящимися к внутренней жизни. Таким может быть осознание или распятие основной жизненной истины, а именно: жизнь — это двойное обязательство, и сама жизнь представляет собой внутренний конфликт, поскольку она всегда означает столкновение двух тенденций. Именно это составляет суть жизни, но как раз осознание этого и обходило стороной Маленького принца, или, возможно, он сам этого избегал. Это еще один из тех маленьких, но роковых поворотов в истории о Маленьком принце, которые указывают на ее трагический конец.

Маленький принц не покинул Сент-Экзюпери. Автор не смог перенести самого расставания, хотя совершенно невероятно поверить в то, что Маленький принц может когда-нибудь вернуться. Сент-Экзюпери не принес в жертву своих отношений с мальчиком, прилетевшим с далекой звезды. Это еще один намек на трагическую развязку, ведь если человек не пожертвовал своим уже случившимся переживанием, у него останется постоянное влечение к смерти, к бессознательному в надежде снова их обрести.

Это очень опасное переживание, характерное для страдающих неврозом puer aeternus. Обычно, вследствие близости с бессознательным, пуэр испытывает переживание невероятной силы, что  придает ему позитивное ощущение жизни. Но тогда человек не расстается с этими потрясающими переживаниями. Он просто сидит и ждет в надежде на то, что это переживание вернется к нему снова. Чем больше он сидит и ждет, тем менее доступно ему осознание, поскольку сущность этих переживаний каждый раз принимает новые формы. Переживание Самости повторяется не просто так, а обычно приходит в те отчаянные моменты жизни, когда человек уже теряет всякую надежду. Оно обращено к совершенно иной стороне личности и неожиданно предстает перед человеком в совершенно иной форме. Так как переживание есть сама жизнь, ее обновление и ее движение, оно не может повториться, это противоречило бы самой его сущности. Следовательно, если у человека возникает переживание Самости, единственная возможность не отравиться им и впоследствии не пойти по ложному пути заключается в том, чтобы с ним расстаться и от него отвернуться — повернувшись к следующей своей задаче и даже пытаясь забыть об этом переживании. Чем больше Эго цепляется за переживание, чем больше хочет его вернуть, тем быстрее его следует от себя отогнать вместе с соответствующими желаниями Эго.

Точно так же, например, следует поступать с положительными переживаниями — любовными или чувственными. Люди, предъявляющие инфантильные требования к другим, стремятся как можно дольше продлить возникшее положительное любовное или чувственное восприятие другого человека, вынуждая все время повторять события. Они говорят: «Давайте опять покатаемся на лодке, как в то чудесное воскресенье, когда прогулка была просто волшебной». Можно быть совершенно уверенным в том, что эта попытка обернется самой большой неудачей. 

Источник

Синдром принцессы в психологии определяется как комплекс, основанный на уверенности человека в собственной уникальности и превосходстве над другими. Такое явление берёт истоки в раннем детстве, в современном обществе ему подвержено немало девочек. С годами синдром угасает, но некоторые женщины переносят его во взрослую жизнь. Чрезмерная самоуверенность, зацикленность на себе, потребительское отношение к окружающим не дают «принцессе» выстраивать полноценные здоровые отношения с другими людьми.

Как и многие другие психологические проблемы, это явление легче предупредить или пресечь в раннем детстве, чем бороться с комплексом во взрослом возрасте.

Причины появления синдрома принцессы

Поведение девочки, позиционирующей себя в качестве принцессы, и более взрослой девушки, ведущей себя подобным образом, всегда обусловлено совпадением нескольких факторов. Все они берут свои истоки в детстве. Описываемый комплекс – порождение современности: ещё сто лет назад никто не говорил о такой проблеме в силу её незначительной распространённости. Основные причины, провоцирующие формирование особого типа поведения:

Синдром принцессы у детей

Воспитание и отношение родителей к ребёнку

Взрослые допускают ошибку чаще всего неосознанно. «Принцессами» нередко вырастают девочки, появившиеся в семьях, где долго не было детей. Мамы и папы пытаются окружить своё чадо заботой и вниманием, которых оказывается слишком много. Поскольку дочка была долгожданной, она, действительно, становится для родителей главной. Это воспринимается ребёнком как норма и проецируется на отношения с друзьями, родственниками и остальными людьми.

Своим отношением к девочке мамы и папы, дедушки и бабушки культивируют в маленькой личности идею об уникальности её ума, красоты, талантов. Если при формировании характера это подпитывается дополнительными факторами извне, малышка вырастает «принцессой».

Сегодня важным фактором становится также желание мамы продемонстрировать всему миру, что её дочь лучше всех. Это момент не воспитания ребёнка, а самоутверждения за его счёт. Девочку отдают в различные кружки, ей покупают самые дорогие игрушки и наряды, с малых лет водят в салоны красоты. Забота о ребёнке и эстетическое воспитание важны и нужны, но если это возводится в культ, ребёнок вырастает с определённым комплексом представлений о своём особом месте в этом мире.

Читайте также:  Синдромы двигательных расстройств в психиатрии

Влияние мультфильмов, сказок, журналов

Современные сериалы, мультипликационные и обычные фильмы часто не несут глубокой морали, воспевая растиражированные сегодня ценности – внешние атрибуты успеха. Красивая одежда, безупречные маникюр и причёска, много поклонников – вот что необходимо для счастья героиням некоторых сегодняшних кинофильмов, которые часто смотрят дети.

Если девочка не увлекается ничем, кроме мультиков про принцесс и прекрасных кукол, журналов про «звёзд», то её личность формируется с неверными ориентирами.

Проблема рассматриваемого комплекса стала настолько распространённой, что освещается даже кинематографом. Один из фильмов, демонстрирующий проблему синдрома принцессы, – дорама, которая так и называется: «Моя маленькая принцесса» (дорама – жанр японского телевизионного сериала, наиболее востребованный зрителем).

Окружение

То, что вкладывают в ребёнка дома родные, может культивироваться и окружающими. Нередко девочка находит себе подружек, поддерживающих идею о её уникальности, красоте и прочем. Такие отношения зиждутся на доминировании личности одного ребёнка над другими. «Принцесса» морально подавляет своё окружение, а эмоционально зависимые от неё дети с несформированной психикой подчиняются её прихотям.

Есть случаи, когда неповторимость юного дарования слепо подтверждают и утверждают педагоги. Такое случается, если родители девочки занимают высокое положение в обществе, находятся на хороших должностях, оказывают спонсорскую помощь школе и так далее.

Фактор компенсации

Порой встречается совершенно противоположная описанному в предыдущих пунктах ситуация: ребёнку не уделяют должного внимания, не проявляют к нему любви и заботы. Тогда, неосознанно пытаясь защитить свою психику от обиды, малышка сама надевает на себя «корону», пытаясь доказать себе и окружающим, что она хорошая, что она заслуживает любви и внимания.

Все вышеописанные причины развития комплекса либо напрямую связаны с поведением родителей, либо косвенно определяются им же. Соответствующие установки со временем стойко закрепляются в сознании и переносятся во взрослую жизнь. В социуме личности с таким синдромом адаптируются плохо, часто сами не осознавая причин.

Характерно, что описываемый комплекс чаще относится к представительницам женского пола. «Синдром принца» – явление редкое, и наиболее частый фактор его возникновения – компенсаторный.

Синдром принцессы у взрослых

Характерные симптомы патологического состояния

Отличить девочку или женщину с рассматриваемым синдромом довольно просто, и сделать это может не только специалист по психологии, но и обычный человек, имеющий возможность общаться с такой личностью и наблюдать за ней.

В детском возрасте

Заметить определённые повадки у своего ребёнка, сделать выводы и исправить ситуацию, пока не полностью сформирован характер и привычки – основная задача родителей. Проявления комплекса у детей:

  1. Капризы. Все дети периодически проявляют какие-либо прихоти – необоснованные желания и причуды. У девочки, подверженной синдрому принцессы, такие капризы – ежедневное явление. Характерно то, что родители, потакая дочери, лишь укрепляют в ней привычку командовать и требовать то, чего она хочет, сиюминутно.
  2. Пренебрежительное и потребительское отношение к окружающим. Для маленькой «принцессы» все люди – лишь «подчинённые», которые призваны помогать ей и реализовывать её потребности и желания. Родители покупают такой девочке всё необходимое, подружки дают списывать в школе, выполняют за неё её обязанности, мальчики носят портфель и так далее.
  3. Зацикленность на себе. Юные королевы считают, что мир вращается вокруг них, и всё, что происходит кругом, так или иначе связано с ними.
  4. Нездоровая ориентация на внешность. Одежда, украшения, аксессуары, уход за собой – вот всё, что по-настоящему увлекает ребёнка.
  5. Идентификация себя как героини сказки. В раннем возрасте девочка может говорить напрямую: «Я принцесса София», – кроме того, постоянно разыгрывать сценки из сказки или мультфильма, просить наряды, как у любимой героини.

Замечая у собственного ребёнка несколько из вышеописанных признаков, лучшее, что может сделать родитель, – проконсультироваться с детским психологом на эту тему.

У взрослых

Как уже было сказано, у мужчин комплекс проявляется гораздо реже. Основные признаки синдрома у представителей сильного пола – самолюбование, повышенное внимание к своей внешности (одежда, фигура), несколько пренебрежительное отношение к девушкам (уверенность, что большинство женщин его «недостойны»).

Синдром принцессы у женщин проявляется в следующем:

  1. Повышенное внимание к собственной внешности. Частые обновления гардероба, посещение салонов, спортзалы, постоянные процедуры красоты – основные интересы девушки. Во всех внешних проявлениях «принцесса» стремится к абсолютному идеалу.
  2. Потребительское отношение к мужчинам. Спутника такая девушка выбирает себе по принципу материального положения и высокого социального статуса.
  3. Инфантилизм. Женщина, подверженная синдрому принцессы, не может и не хочет что-либо делать сама, отказывается принимать важные решения, перекладывая ответственность сначала на родителей, после – на своего мужчину.
  4. Беспомощность в быту. Уборка квартиры и приготовление обеда часто становятся непосильными задачами.
  5. Тяготение к светской жизни. Показать себя окружающим – одна из основных задач женщины с описываемым комплексом. Сделать это, по её мнению, лучше всего можно на вечеринке, концерте, в телевизионном проекте. Часто принцессы переходят из одного проекта в другой, им не столь важна тематика, главное, продемонстрировать себя.

Строить отношения с такой женщиной сложно, будь то дружба, любовь или работа. Эгоизм, зацикленность на себе, пренебрежительное отношение к людям строят барьер между девушкой и окружающими людьми. Часто «принцессы» остаются одинокими.

Рекомендации по выявлению и лечению синдрома

Выявить комплекс принцессы несложно, особенно в детском возрасте. Достаточно проанализировать поведение ребёнка. Лечение в таком случае может быть эффективным.

Со взрослыми пациентами сложнее: женщины редко замечают за собой такую особенность и ещё реже признают необходимость коррекции собственного поведения.

Терапия в детском возрасте предполагает:

  • Закладку правильных ориентиров и ценностей с упором на идею, что все люди равны. Чтение ребёнку книг, раскрывающих общие моральные принципы.
  • Ограничение мультфильмов, книг, формирующих неверные поведенческие реакции.
  • Работу с психологом.

Во взрослом возрасте перебороть синдром сложнее, сделать это самостоятельно, без психоаналитика, невозможно.

Синдром принцессы, не являясь серьёзным заболеванием, приносит девочке или женщине много проблем. Вовремя выявив его и обратившись за помощью к психологу, можно избавиться от комплекса и в дальнейшем адекватно общаться с окружающими.

Загрузка…

Источник