Что такое синдром евгения онегина

Кто он – Евгений Онегин наших дней? Человек, который не видит в жизни новизны, не умеет любить, его не радуют деньги. Он одинок, и … беззащитен. Но выход можно найти.

Вспомним пушкинского Онегина. Что о нём известно? Вырос в обеспеченной семье. Учился он всему шутя. Никто не докучал ему «моралью строгой» Никто ничего вообще не требовал. Развлечения обеспечивались. Подросшему юноше – Онегину достаётся без хлопот приличное состояние. Кроме того, красивая внешность и приятный характер. Успех у противоположного пола гарантирован. Казалось бы, всё, что нужно для счастья есть. Не правда, ли?

Но судьба Онегина катится по наклонной. Спустя всего несколько лет его уже не радуют развлечения. Надоедают любовные романы. Его воротит от друзей. Всё кажется однообразным. Налицо депрессия. Вот он пытается найти счастье в простой деревенской жизни. Опять неудача. Кроме скуки, никаких эмоций. Ради того, чтобы, хоть, как-то себя встряхнуть, Онегин ввязывается в ссору с Ленским, и убивает его. Что называется – по глупости. Но даже такое кричащее событие не меняет его ни на йоту. Всё скучно. Сам себе скучен. Всё достало. Разве может человека, находящегося в таком состоянии тронуть любовь провинциалочки – Татьяны. Конечно нет.

Вся драма, как известно, «свершилась» в 19 веке. Есть ли Онегины сегодня? Да, сколько угодно. Их можно сказать производят пачками. Производители –

· школа, где умному ребёнку учиться скучно,

· любящие родители, которые создают для ребёнка все условия.

· Материальные блага, не заслуженные трудом,

· Проблемы и трудности, от которых ребёнка ограждают,

· Подарки, которые мы дарим просто так.

И вот вырастает человек, которому не надо ломать голову, где достать пропитание, где найти ночлег. Одежда, обувь, гаджеты – всё есть. Внешность что надо. Самооценка высокая. Умный с высшим образованием, иногда имеются даже 2 высших образования. Казалось бы, все потребности удовлетворены! Кроме одной!

У любого человека есть потребности в творческом труде. Не просто в труде за деньги (от забора до обеда), а именно от процесса работы, который приносит удовлетворение и интерес.

Если человек не находит свой интерес, и даже не допускает мысли о том, что труд может быть интересен – он обречён на скуку или, как называли такое состояние классики, хандру. Ни любовь, ни новые знакомства, ни развлечения, ни покупки, ни деньги не могут удовлетворить эту потребность человека.

Ведь потребностей у человека много, и каждая нуждается в удовлетворения. Только тогда можно ощущать внутреннюю гармонию. И если, например, у вас есть потребность в общении, а я вам скажу: ну идите, поработайте. Как вы отнесётесь к такому совету? Так и потребность в творческой реализации очень высока, и не может её заменить ни любовь, ни развлечение, разве что алкоголь…

И это кстати, одна из распространённых причин, того, почему человек становиться алкоголиком. Не такая уж и безобидная эта скука.

Как же можно помочь Онегиным? Легче всего ликвидируется эта проблема в детстве. Достаточно, для умного, схватывающего всё на лету ребёнка создать «проблемную жизнь».

· Не стоит оберегать и скрывать от него семейные трудности, наоборот лучше привлекать его к поиску решений.

· Если в школе учиться слишком легко – наймите репетитора с целью усложнения и углубления процесса учёбы. Умный и красивый ребёнок должен иметь возможность тратить свои таланты на дело.

· Не дарите подарки просто так, старайтесь чтобы до маленького человека дошла простая мысль – всего в жизни приходится добиваться, всё приходится добывать!

Если же речь идёт о взрослом человеке, помочь ему будет сложнее, но можно. Для этого потребуется придумывать для него трудные задачи, но выполнить которые можно быстро. Длинные дела наскучат ещё до того, как человек успеет их закончить. А как же учиться любить труд, если не удаётся насладиться его плодами? Думаете плоды труда — это деньги? И вовсе нет. Плод труда — его результат и человеку нужно учиться видеть результаты своих действий. От этого повышается значимость.

Я — хороший потому, что сделал то то и то то.

Если вы, читатель, и за самим собой подмечаете описанные в статье проблемы, не отчаивайтесь! От скуки можно и нужно избавиться. Конечно, не без усилий. Для начала придётся заставить себя доводить дела до конца. Но с каждой доведённой до логического завершения ситуацией будет уходить скука. А на место скуки придёт уверенность в своих силах, интерес и разнообразие эмоций. Ищите свой интерес! Это кстати, тоже интересное занятие)))

Источник

ß óäèâëÿþñü, êîãäà âñòðå÷àþ â ðåàëüíîé æèçíè ïîäîáíûõ ïåðñîíàæåé. Âåñüìà ñòðàííî, ÷òî íå õî÷åòñÿ ðàäîâàòüñÿ â óíèñîí ñî âñåìè, ñòðåìèòüñÿ ê ÷åìó-òî çàìå÷àòåëüíîìó è ñâåòëîìó. Êàê ìîæíî îñòàâàòüñÿ ðàâíîäóøíûì ê ëþáâè è äîáðîòå, íàïðàâëåííîé â òâîé àäðåñ, è âîçìîæíî ëè íå îòâå÷àòü âçàèìíîñòüþ íà âñå òå ïîçèòèâíûå ïîñûëû, ÷òî äàþòñÿ ñâûøå? Îêàçûâàåòñÿ, òàê òîæå áûâàåò. Ïðåíåáðåæåíèå è ñêåïñèñ ñïîñîáíû ãëóáîêî çàñåñòü âíóòðè. Îíè ïîñòåïåííî çàâëàäåâàþò îðãàíèçìîì è ðàçðàñòàþòñÿ, ïîäàâëÿÿ âñå îñòàëüíûå ýìîöèè è ñòðåìëåíèÿ. Ñàìîìó ÷åëîâåêó ïðåîäîëåòü èõ è ñïðàâèòüñÿ ñ ñîáîþ î÷åíü òðóäíî, ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíî, ïîñêîëüêó îí íå ðàññìàòðèâàåò èõ êàê ÷òî-òî ãðåõîâíî-ïðåäîñóäèòåëüíîå – ïîðîé îí äàæå ãîðäèòñÿ èìè. Ñ èõ ïîìîùüþ îí ñòàë íåçàâèñèìûì è íàäìåííûì, äîñòàòî÷íî êðóòûì, ÷òîáû òåïåðü ïîçâîëÿòü ñåáå ñâûñîêà ñìîòðåòü íà ïðîñòûå ÷åëîâå÷åñêèå ñóäüáû è ïåðåæèâàíèÿ. Âåäü â åãî æèçíè âñå óæå áûëî êîãäà-òî, îí ñïîñîáåí ñ òî÷íîñòüþ äî ìåëî÷åé ïðåäñêàçûâàòü âåñü õîä ðàçâèòèÿ ñîáûòèé. À êîãäà âñå ñëèøêîì óæ ïðåäñêàçóåìî, òî ïðîñòî ëåíü âëèïàòü è ïîãðóæàòüñÿ âî âñå ýòî ñíîâà è ñíîâà. Åìó çàðàíåå èçâåñòíî, ÷åì âñå ýòî ñóëèò, ïî êðàéíåé ìåðå, òàê îí äóìàåò.

Ïðîáëåìà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ýòî ñàìàÿ íàñòîÿùàÿ áîëåçíü, è ê òîìó æå îíà çàðàçèòåëüíà. Îíà ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ â ãåîìåòðè÷åñêîé ïðîãðåññèè, îñòàíîâèòü åãî î÷åíü ñëîæíî, à âîò ïîïàñòüñÿ íà åå óëîâêè äîâîëüíî ïðîñòî. Îíà äåéñòâóåò êàê êàïêàí, êîòîðûé ñî ñòîðîíû âûãëÿäèò áåçîáèäíî è äàæå äðóæåëþáíî, ÷àñòî çàâëåêàåò ñëàäêèìè ïðèìàíêàìè. Ðåàëèñòè÷íîå îñîçíàíèå òîãî, êóäà òû ïîïàë íà ñàìîì äåëå, íàñòàåò ëèøü òîãäà, êîãäà òû ãëóáîêî ïîãðÿç â åãî áåçâûõîäíîì ïëåíó.

Êàê íè ïàðàäîêñàëüíî çâó÷èò, íî ëåã÷å âñåãî ïîëîìàòü çàêîí÷åííûõ æèçíåëþáîâ è îïòèìèñòîâ, òåõ, êòî ïî æèçíè âñåãäà çàíèìàåò àêòèâíóþ ïîçèöèþ è çàðÿæåí ïîçèòèâîì äî òàêîé ñòåïåíè, ÷òî îò âñåé äóøè æàæäåò ïîäåëèòüñÿ íèì ñî âñåì ìèðîì, îòäàâ ñåáÿ äî ïîñëåäíåé êàïåëüêè âî èìÿ âñåãî ÷åëîâå÷åñòâà. Êîãäà õî÷åòñÿ ñäåëàòü òàê, ÷òîáû âñåì âîêðóã áûëî áû õîðîøî íàñòîëüêî, êàê è òåáå ñåé÷àñ, ïîòîìó ÷òî òû îáëàäàåøü âñåìè ðåñóðñàìè, êàê âîïëîòèòü â æèçíü ýòó ñâîþ çàâåòíóþ ìå÷òó.

Íî âîçìîæíî ëè îñ÷àñòëèâèòü ÷åëîâåêà ïðîòèâ åãî ñîáñòâåííîé âîëè. Òîò æå ñàìûé ïàòðèîòèçì – ïîíÿòèå îòíîñèòåëüíîå. Ñëåäóåò ïîìîãàòü àäðåñíî, è â òîì ñëó÷àå, êîãäà ê òåáå îáðàùàþòñÿ çà ïîìîùüþ. À òàê õîòü áû õâàòèëî ñèë, ÷òîáû îñ÷àñòëèâèòü ñåáÿ è òåõ, êòî íàõîäèòñÿ ðÿäîì. Ñêîíöåíòðèðîâàâøèñü, òàêèì îáðàçîì, íà ñåáå, òû äâèãàåøüñÿ â îïðåäåëåííîì íàïðàâëåíèè, íî ýòî äâèæåíèå íå ÷åòêî ïðÿìîëèíåéíîå, ïîñêîëüêó òû íå ìîæåøü çàëåïèòü ñâîè ãëàçà è àáñòðàãèðîâàòüñÿ îò ìèðà âîêðó㠖 õî÷åòñÿ ïîëó÷àòü ðåàêöèþ íà ñâîè äåéñòâèÿ. Íî åñëè áû âñå âîêðóã áûëè áû äîñòàòî÷íî èñêðåííè, ìóäðû è äåëèêàòíû: ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ êàòåãîðè÷íûå è æåñòîêèå, êîòîðûå äàëüøå ñâîåãî íîñà ñìîòðåòü íå æåëàþò. Íî îíè ïðîñòî âñåìè ñèëàìè ñòàðàþòñÿ çàùèòèòü ñâîé ìèð, êîòîðûé äîñòàëñÿ áîëüøèìè óñèëèÿìè.  ïðîöåññå æèçíè îíè âûðàáîòàëè ñîáñòâåííûå ñóæäåíèÿ î íåé, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ýôôåêòèâíûìè ïðè ôîðìèðîâàíèè æåëàåìîé äåéñòâèòåëüíîñòè. Âîò ëþäè è áîðþòñÿ çà ñâîå ìåñòî ïîä ñîëíöåì, âñåìè ñèëàìè îòñòàèâàÿ èõ. Ïðè ýòîì îíè òàê ãðîìêî è íåóñòàííî êðè÷àò î ñâîåé ïðàâîòå, ÷òî òû óæå â ñåáå íà÷èíàåøü ñîìíåâàòüñÿ.

Ó ìåíÿ æå íå ïîëó÷àåòñÿ áûòü â ñåáå óâåðåííîé íà 100%. ß ñòàðàþñü ïðèñëóøèâàòüñÿ ê ëþäÿì, âïèòûâàòü êàê ìíå êàæåòñÿ, ïîëåçíóþ èíôîðìàöèþ, ïðîïóñêàÿ åå ÷åðåç ñåáÿ, ÷òîáû ñäåëàòü ïðàâèëüíûå âûâîäû. Ýòî êàê ðàñïîçíàâàòü çíàêè, ïîñûëàåìûå âñåëåííîé. Æåñòêî ãíóòü ñâîþ ëèíèþ áåç îãëÿäêè ïî ñòîðîíàì – ýòî êàê-òî íå ìóäðî. Êðè÷àòü, äîêàçûâàòü, áåñêîíå÷íî ïîëåìèçèðîâàòü – ýòî íå ïðî ìåíÿ. ß ïðåäïî÷èòàþ âûñêàçàòü ñâîå ìíåíèå, íî íå íàâÿçûâàòü åãî äðóãèì. Âñå ðàâíî êàæäûé îñòàíåòñÿ ïðè ñâîåì, ïîñêîëüêó òàê ìûñëèò åãî ïðèðîäà. ß òîæå âñåãäà âîçâðàùàþñü ê ñåáå, äàæå ñïîòêíóâøèñü î ÷üè-òî ÷óæèå ñóæäåíèÿ. Óâåðåííîñòü â ñîáñòâåííîé ïðàâîòå ôîðìèðóåòñÿ ïîñðåäñòâîì ðåàëèçàöèè, à òàêæå íà îñíîâå îñîçíàíèÿ òîãî, ÷òî ðåàëüíîñòü äðóãèõ ëþäåé äëÿ òåáÿ ÷óæäà. Òâîÿ æå ñîáñòâåííàÿ æèçíü òåáå ãîðàçäî ìèëåå è ïðèåìëåìåå, ïóñòü îíà ïîêà è íå íàïîëíåíà âñåìè ñòàíäàðòíûìè ïîçèöèÿìè, êîòîðûå â ñîâîêóïíîñòè îáîçíà÷àþò ïîíÿòèå «ñòàáèëüíîñòü».

Ñëûòü ðûöàðåì ïå÷àëüíîãî îáðàçà âåñüìà íåëèöåïðèÿòíî äàæå ïî îòíîøåíèþ ê ñàìîìó ñåáå. Íåëüçÿ ìèíóâøèì ðàçî÷àðîâàíèÿì ïîçâîëèòü çàâëàäåòü òâîèì ðàñïîëîæåíèåì, âåäü íàäîåäàåò áåñêîíå÷íî äóòü íà âîäó. Òàê õî÷åòñÿ âíîâü àêòèâèçèðîâàòü âñå ñâîè âíóòðåííèå ðåñóðñû, è íà áîëüøîé ñêîðîñòè ðàçðåçàòü âîäíóþ ãëàäü, ñìåëî ïðûãíóòü ñ ñàìîé âûñîêîé ñêàëû. Âîò ýòî îùóùåíèå, ÿ ïîíèìàþ! Êàê â áûëûå âðåìåíà. Òîëüêî ãäå îíè? Îñòàëèñü â òîì ñàìîì ïðîøëîì ðÿäîì ñ òåìè æå ëþäüìè. Êàê-òî è íîñòàëüãèÿ íà÷èíàåò çàêðàäûâàòüñÿ ïîòèõîíüêó, íåêîòîðûå âîñïîìèíàíèÿ. Ìîæåò áûòü, âñå-òàêè ñòîèò âåðíóòüñÿ òóäà, ãäå êîãäà-òî áûëî ñîâñåì äàæå è íåïëîõî, äàæå õîðîøî. Ê òîìó æå òû ïîêà íàõîäèøüñÿ ëèøü â îæèäàíèè ñâîåé íîâîé ðåàëüíîñòè. À âäðóã ýòî òà ñàìàÿ òî÷êà, â êîòîðîé ñõîäÿòñÿ ïðîøëîå, íàñòîÿùåå è áóäóùåå. Îòêóäà ìû çíàåì, ãäå íàøà ñóäüáà: òî ëè íóæíî èñêàòü åå, èëè îíà ñàìà îòûùåò òåáÿ, ãäå áû òî íè áûëî?

 ëþáîì ñëó÷àå íóæíî ïðîâåðèòü ýòî ñîáñòâåííîðó÷íî, ÷òîáû áîëüøå íå îñòàëîñü íà ýòîò ñ÷åò íèêàêèõ ñîìíåíèé. È âîò òû ïîãðóæàåøü ñåáÿ â ïðîøëîå, ïðè÷åì â ñàìûé áîëåçíåííûé äëÿ òåáÿ ìîìåíò. Òû îêîí÷àòåëüíî ïîíèìàåøü, ÷òî ñáåæàòü îò âñåãî ýòîãî êîøìàðà áûëî äëÿ òåáÿ åäèíñòâåííûì ñïàñåíèåì. Òû ñåãîäíÿ áûë èñêðåííèì ñ íèìè, êàê è ïðåæäå, èíà÷å íèêîãäà áû íè ïðèøåë, à îíè, êàê îáû÷íî â îòâåò ëèøü ñíèñõîäèòåëüíî óëûáàþòñÿ. Ýòî áûë åäèíñòâåííûé ðàç â òâîåé ïðàêòèêå, êîãäà òû ðåøèëñÿ äàòü ëþäÿì âòîðîé øàíñ, íî òàêèì îáðàçîì ëèøü â î÷åðåäíîé ðàç ïîñìåÿëñÿ íàä ñàìèì ñîáîé.

Ëþäè â îñíîâíîì íå ìåíÿþòñÿ, îñîáåííî êîãäà èõ æèçíü òå÷åò â äîñòàòî÷íî ðàçìåðåííîì ðóñëå. Òû âñåãäà ýòî çíàë, ïîýòîìó ñòàðàëñÿ ïîñòîÿííî äâèãàòüñÿ âïåðåä, íå îãëÿäûâàÿñü íà â÷åðà. Íî ðàíüøå è âðåìåííîãî ëàãà íå âîçíèêàëî, à òåïåðü âðåìåíè-òî ïîáîëüøå áóäåò, âîò è çàêðàäûâàþòñÿ â ãîëîâå ìûñëèøêè, âðîäå «à åñëè áû…?», «à âäðóã…?». Ñêó÷íî ñèäåòü îäíîìó â ÷åòûðåõ ñòåíàõ, ðóêè ÷åøóòñÿ ñîâåðøèòü ðàòíûé ïîäâèã, ïðåèñïîëíåííûé îòâàãîé. Îò ýòîãî îùóùåíèÿ íèêàê íå èçáàâèòüñÿ, êàê îò íàçîéëèâîé ìóõè, ïîêà, íàêîíåö, íå ñõîäèøü, è òåáå íå íàñòó÷àò ïî ãîëîâå â î÷åðåäíîé ðàç æåñòîêèå äÿäüêè. Îíè íà ñàìîì äåëå íåïðîáèâàåìûå, ñëîâíî â æåëåçíîé áðîíè: òâîå îáàÿíèå, õàðèçìà, èíòåëëåêò è ðåñïåêòàáåëüíûé âíåøíèé âèä ïåðåä íèìè áåññèëüíû. À êðîìå âñåãî ýòîãî òåáå áîëüøå íå÷åãî ïðåäëîæèòü, óâû!  ðåçóëüòàòå êàæäûé òàê è îñòàåòñÿ ïðè ñâîåì.

Òàê ÷òî æå ìíå ñíîâà ðàçî÷àðîâûâàòüñÿ èç-çà âñåõ ýòèõ ïðåñëîâóòûõ äåæàâþ, è îêîí÷àòåëüíî ñâåñèòü íîñ, ñòàâ çàêîðåíåëûì ìàðãèíàëîì? Íó íå ïî íðàâó ìíå ýòà ðîëü, ñîâåðøåííî! Ìíå áëèæå ïðîòèâîïîëîæíîå ñîñòîÿíèå: èñêðåííå óëûáàòüñÿ ñâîèì ñåðäöåì, è ýòèì ñâîèì ïîçèòèâîì çàðÿæàòü îêðóæàþùèõ. ß ðàáîòàþ íàä ñîáîé, êàê ìîãó, äåðæóñü è íå ñäàþñü, íî íå êàæäûé äåíü ó ìåíÿ ýòî ëîâêî âûõîäèò. ß æåëàþ óëûáàòüñÿ â îòâåò ïî äîáðîé âîëå è ñîâåðøàòü ïîñòóïêè îò äóøè, ÷òîáû ìîè äåéñòâèÿ îòðàæàëè èñêëþ÷èòåëüíî âíóòðåííåå ñîñòîÿíèå. ×åðåç ñèëó íå áóäó, ïðîñòî äëÿ òîãî, ÷òîáû îáî ìíå õîðîøî ïîäóìàëè. Êîãäà ìíå íå î ÷åì ãîâîðèòü è ïðîñòî õî÷åòñÿ ïîìîë÷àòü, íàñëàæäàÿñü òèøèíîþ, ÿ íå ñòàíó çàâîäèòü ðàçãîâîðû î ïîãîäå ðàäè ïðèëè÷èÿ. Äåëî äàæå íå â ìîåì æåëàíèè èëè íåæåëàíèè: ó ìåíÿ íå ïîëó÷àåòñÿ. Êàê áóäòî áû âñå äî åäèíîé ìûñëè ðàçáåæàëèñü â ðàçíûå ñòîðîíû â ñàìûé íåïîäõîäÿùèé ìîìåíò, ïðåäàòåëüñêè îñòàâèâ ìåíÿ íàåäèíå ñ ñîáåñåäíèêîì, è, ìîë, âûêðó÷èâàéñÿ, êàê çíàåøü.  äðóãîé ðàç ñáåãóòñÿ, êàê íà ìåä, è, ïåðåáèâàÿ äðóã äðóãà, áåçóäåðæíî ðâóòñÿ íàðóæó, òîëüêî è ïîñïåâàé âñëåä çà íèìè òàðàòîðèòü â êñòàòè ïîïàâøèåñÿ ñâîáîäíûå óøè.

Ïî ïðîøåñòâèè ìíîãèõ ñîáûòèé îñîçíàþ, ÷òî ñòàáèëüíîñòü – íå ìîé êîíåê. Äàæå äåëî íå âî ìíå, à â îáñòîÿòåëüñòâàõ, êîòîðûå ìåíÿ îêðóæàþò. ×àñòî â æèçíè ïðèõîäèòñÿ äåëàòü ñåðüåçíûé âûáîð ïðîñòî âî èìÿ ñàìîñîõðàíåíèÿ, êàê íè ñòðàííî, óõîäèòü è íà÷èíàòü ñâîé ïóòü çàíîâî. Íåò, íå òàê óæ ÷òîá ñíà÷àëà, ïðîøëûé îïûò â ëþáîì ñëó÷àå ñî ìíîþ, íî ñ ÷èñòîãî ëèñòà, â íîâîé ðåàëüíîñòè, òàê ñêàæåì, âäîáàâîê, êîòîðóþ ïðèõîäèòñÿ ïðèäóìûâàòü è âîïëîùàòü â æèçíü ñàìîìó. Æèòü â ñâîåì ìèðå è ïî ñîáñòâåííûì ïðàâèëàì, êîãäà òâîé ïóòü îáóñëîâëåí ñîñòîÿíèåì äóøè, — ýòî èììóíèòåò îò ñêåïñèñà è ðàçî÷àðîâàíèÿ, ïîñêîëüêó ïðîöåññ ñàìîñîçåðöàíèÿ è ïîñòèæåíèÿ ÷åðåç íåãî îêðóæàþùåé ðåàëüíîñòè ìíîãîãðàíåí è áåñêîíå÷åí. Ýòîò ïðîöåññ íå ìîæåò íàñêó÷èòü, ýòî ëå÷åíèå è èñöåëåíèå äëèíîþ â öåëóþ æèçíü. Èìåþò çíà÷åíèå ëèøü òå ìîìåíòû, êîòîðûå íàïîëíÿþò ïîçèòèâîì è ñîçèäàþò ïðåêðàñíîå, à âñå îñòàëüíîå ìîæíî îñòàâèòü áåç âàøåãî äðàãîöåííîãî âíèìàíèÿ òîìó, êîìó îíî ïî íðàâó.

Источник

Для любящего человека нет ничего страшнее утраты своего объекта. Особенно когда возникает любовь-страсть, то есть, нетерпение не только «сердца», но и всего остального, наркотически зависящего от второй половины. Измена, смерть или даже самое банальное «любовь прошла» повергают любящего в едва ли не самый глубокий, глубинный кризис. Поначалу пропасть, в которую падает несчастный, кажется непреодолимой: утрачивается смысл жизни, ломается ежедневное (ежеминутное) расписание, поскольку все возможности и резервы влюбленного сознания были настроены на объект, который становится недоступным. Кто плавал, тот знает, насколько это невозможно тяжело – ценой всей операционной системы вытаскивать себя из невидимого другим внутреннего ада; сколько это требует времени и сил.

Ну, да, тут только «время лечит» и привычка находиться в одиночестве, обходиться отныне только своими силами, без возможности прикоснуться к объекту обожания и обожествления. Курочка по зёрнышу клюет, а то, что не убивает нас, делает сильнее: из праха мечты и соединения с любовью восстаёт новый, трезвый человек. С трещиной внутри, но более твёрдо стоящий на ногах. Такому человеку уже ничего не страшно, поскольку он прошёл через самое трудное, да и попросту чудовищное – утрату самого необходимого, что есть, точнее, было в его жизни. А вот теперь, постфактум, собрался, подпоясался и живёт, как может, дальше. Ибо жизнь от несчастной любви чаще всего не заканчивается.

Иммунитет, вырабатываемый в процессе такой вот бытийной привычки, делает нас самостоятельными и, на какое-то время, практически неуязвимыми. Это дальше, когда пройдёт много времени, человек устаёт постоянно держать стойку, расслабляется, его захватывают повседневные дела и, поэтому, возможен рецидив. Но мне, почему-то, кажется, что большинство из переживших ужас безответной страсти, более всего другого бояться повторения зависимости. Создают буферные зоны, дистанцируются, в общем, берегутся. Становясь, таким косвенным образом, невольными харизматиками, привлекающими к себе интерес сторонних людей, зело падких на проявления самостоятельности, самостийности.

Ещё со школы, между прочим, я называю такой путь «Синдромом Онегина», отвергнувшего Татьяну для того, чтобы через какое-то время, когда она уже практически выбралась из-под его обаяния, вновь впасть, как в ересь, в колею старинного выбора. Мы же смотрим на ситуацию, развивающуюся в пушкинском романе, с точки зрения заглавного героя. Хотя не менее интересно (и педагогически продуктивно) было бы проследить процесс восстановления Татьяны. У Пушкина есть об этом только намёки, намётки, что, как я понимаю, было единственно возможным, в ситуации до расцвета психологического романа, путём описания чувств как некой, каждый раз отдельно взятой, данности – автономных состояний, предлагаемых как снимки или слепки вне «диалектики развития». Именно поэтому «Евгений Онегин» дробен как какой-нибудь учебник истории.

Она в оставленную сень,
И в молчаливом кабинете,
Забыв на время всё на свете,
Осталась наконец одна,
И долго плакала она.
Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной

(7, 21)

Собственно, об истории и речь. О нашей сегодняшней истории: вдруг подумалось, что государство, занятое собственными задачами самосохранения (других нет), напрочь забыло о возлюбивших его людях. Помидоры повяли и власти просто некогда заниматься собственным электоратом, выживающим кто как умеет. И тут, видимо, главное выжить. Закалиться и выжить, так как отступать большинству из нас реально некуда. Приходится окапываться в существующей экономической и политической реальности и выживать в меру собственных разумений и сил.

Любые сложности и ограничения оборачиваются, в конечном счёте, становлением самостоятельности и зрелости. «Без удивления, без гнева», с полным пониманием прежней оставленности и нынешней самостийности, возникшей из необходимости самосохранения, которая ни обряд, ни ритуал, но ежесекундная осмысленная «забота о себе» (в такой ситуации, когда помощи ждать неоткуда, обращаться к глубинам своей личности просто необходимо – ведь только оттуда и может прийти спасение и кладка нового человека). Отныне ты сделал сам себя (раньше, до любовного провала, человек развивался по заданным природой колеям) и никому более не обязан, не подотчётен.

Нас созидают не радости, но горести, всевозможные бросания (лучше всего, конечно, если это бросание курить) и столкновения с невозможностями («…её он любит, но она не любит, и не понять, кто в этом споре прав…«) Советский коллективный мир имел виды и взгляды на каждого своего жителя: плановое хозяйство – следствие классовых, объединительных ценностей, сменилось равнодушием капиталистического индивидуализма. Тем более, что у нас и социализм был плох и в капитализме Россия вытащила себе самый тяжёлый, самый субъективный билет.

Как изменилася Татьяна!
Как твёрдо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приёмы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?

(8, 28)

Поскольку для самостоятельного человека главное – не «воля света» и не «правила тусовки», но правда внутреннего голоса, окрепшего в диалоге кропотливого ежесекундного самосозидания. Когда уже неважно, что вовне, как кривляется, бабачит и тычит верховная <какая угодно> власть. Ты – царь, живи один или, если хочешь, не один. Отныне только сам себе указ, переживший глобальное падение и заново восставший из пепла, можешь уже не дёргаться на мелочи информационного фона. Сам себе хозяин и сам себе фон.

Онегин, подъезжая к Татьяне, говорящей с испанским послом, ничего не знает об этой внутренней силе. Он исходит из старого расклада, абсолютизируя точку зрения закоренелого эгоиста, вокруг которого крутится Солнце и все остальные светила. Ну, исходит и исходит, думает, что крутятся, так и пусть думает, мне-то что? Ничто так не привлекает других, как самостоятельность; кажется, весь секс-эпил на том и держится: на ощущении правоты и незамечании влияния (потуг на влиятельность – а ручки коротки) других.

Я вам не нравилась…Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всем был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?

(8, 44)

Источник