Что такое школа 8 вида дети с синдромом дауна

Что такое школа 8 вида дети с синдромом дауна thumbnail

Школьным педагогам сегодня как никогда необходимо

учиться гибкости,  нестандартности мышления, трудному

преодолению его ригидности, ибо слишком сложен,

необычайно многогранен взаимозависимости мир человечества,

формирующий молодое поколение по своему образу и подобию.

Поэтому такими ценными становятся, сегодня для учителей

острое чувство нового, отказ от консерватизма, готовность                                                                                                                            

к пересмотру привычной педагогической философии,

 несостоятельность, которой дорого обходиться обществу.

 У.Глассер  

«Школа без неудачников»

     В ходе преобразований в обществе и модернизации системы специального (коррекционного) образования произошла смена приоритетов в задачах самой системы. Главной становится задача обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей с ограниченными возможностями интеллектуального и физического развития.

    Главной задачей на прошедшем в минувшем году городском родительском собрании было обозначено достижение ситуации в обучении, когда дети испытывают радость от посещения школы, когда им комфортно в стенах учреждения.

     В связи с этим главными принципами содержания образования должны стать: принцип жизненной необходимости

           принцип практической значимости

           принцип доступности

     Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем, которые стоят перед коррекционным обучением страны, а значит и перед Специальной (коррекционной) школой-интернатом VIII вида №29. Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков.

     Педагогическим коллективом во главе с директором Кмытюк Людмилой Владимировной в стенах Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида №29 ВОУО ДО г. Москвы восьмой год ведётся обучение детей с синдромом Дауна.

     На современном этапе полноценное развитие ребёнка с синдромом Дауна требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели, осуществляя неотъемлемое право человека и одну из важнейших задач образования. Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится областью деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов: различных социальных институтов, всего общества в целом. До недавнего времени считалось, что дети с синдромом Дауна имеют тяжёлую степень умственной отсталости и, вырастая, становятся зависимыми людьми с серьёзными трудностями в обучении. Существовала точка зрения, что только в редких, исключительных случаях такие дети смогут немного научиться читать, выполнять простую работу и сумеют достичь некоторой независимости. Однако с каждым годом появляется всё больше и больше сообщений о молодых людях, которые живут самостоятельно, работают, учатся водить машину, выступают на сцене и успешно трудятся в самых различных сферах нашей жизни. Эти изменения обусловлены, несколькими важными факторами: во-первых, у детей с синдромом Дауна сейчас появилась возможность приобрести семейный и социальный опыт, более близкий к общепринятому. Во-вторых, медицинское обслуживание и услуги специалистов в области ранней помощи стали лучше. В-третьих, в настоящее время у детей с особыми потребностями появилось больше возможностей для получения образования; и, наконец, изменилось к лучшему отношение общества к подобным людям.

     Поступающим в школу детям с синдромом Дауна присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умения, навыков и знаний. Дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счётом, чтением и письмом. Испытывая затруднения в произвольной организации деятельности, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. С течением времени ситуация меняется, у  детей появляется мотивация к обучению.

                                           

     Одним из эффективных средств развития интереса к учебным предметам у детей с синдромом Дауна является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

     Использование дидактических игр способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры  дети пытаются мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели, соединяясь, обеспечивали усвоение программного материала.

     У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения  в  речевом развитии разной степени выраженности. У детей с синдромом Дауна имеется нарушение всех компонентов речи. Уровень   развития диалогической речи, столь необходимой для социальной адаптации  человека,  у рассматриваемого контингента детей  крайне низкий, овладение  монологической речью  является для них  чрезмерно  сложной  задачей. В корректировке подобной ситуации огромная помощь приходит со стороны специалистов коррекционного блока, работающих в нашем интернате:  логопедов, дефектологов и психологов.                                    

Читайте также:  Картинки дети с синдромом дауна

    В работе с детьми с синдромом Дауна необходимо для  усиления яркости, эмоциональности, динамичности обучения применять технические средства обучения (ТСО), стимулирующие воображение и мышление учащихся.

      Одними из прогрессивных технологий последних лет, принятых на вооружение всеми педагогами российской школы, позволяющих оптимизировать процесс обучения и максимально сконцентрироваться на проблемах специальной педагогики и психологии, найти наиболее подходящие пути их решения являются информационные технологии. Их внедрение предполагает использование уникальных возможностей во всех областях специального образования, помогает в решении задачи максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Информатизация образования в школе-интернате №29 проходит по следующим направлениям:

  1. использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование Интернет ресурсов, и т. д.);
  2. проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
  3. осуществление проектной деятельности школьников с использованием ИКТ.

     Труд является составной частью воспитания детей с синдромом Дауна. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих «особенным» детям в трудовой и познавательной деятельности. Развития мыслительных процессов на уроках труда объясняется, прежде всего, тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своими желаниями и планом, а не только выполняют волю учителя.

    Трудовое обучение неразрывно связано с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием школьников.

    Таким образом, трудовое обучение в специальной коррекционной школе — это не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире и влияние на дальнейшую судьбу учащихся не примерно большее, нежели других предметов.

     В задачи обучения и воспитания детей с синдромом Дауна, входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (в том числе и правовых) норм и правил. Социальная адаптация открывает подобным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт нашего учебного заведения показывает, что учащиеся  школы-интерната способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.

     Коррекционно-воспитательная работа в школе-интернате представляет собой систему комплексных мер педагогического воздействия на личность в целом. Эта работа не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности учреждения. Нет такого мероприятия или любого другого коллективного дела, где бы ни участвовали наши «даунятки».  

   Цель коррекционного обучения ясна, задачи определены, это говорит о том, что  мы продолжаем работать, используя всевозможные методы и приёмы обучения,  ориентируясь на «зону ближайшего развития» ребёнка, определяя оптимальное содержание учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами; создавая оптимальные условия для реализации  потенциальных возможностей каждого учащегося.  

     На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Это высказывание в полной мере отражает тенденции, сложившиеся в СКОШИ VIII вида №29 в работе с детьми с синдромом Дауна.

Источник

Изображение взято из открытого источника yandex.ru

Основанием для определения ребенка в коррекционный садик, а затем в школу-интернат 8 вида (данная терминология на сегодняшний день утратила свою значимость, но для большего понимания, специалисты все равно употребляют градацию видов учебных заведений) , является умственная отсталость.
Выделяют следующие ее степени проявления: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. Интересно, что при легком течении может и не распознаться обывателем. Такие люди живут среди нас, они учатся, работают, влюбляются, создают семьи и рождают детей. В общем, ведут обычную жизнь.

Главное понимать и помнить, что умственная отсталость (олигофрения) либо остается на том же уровне, либо двигается в сторону улучшения со временем под влиянием обучения. Все зависит от причины появления данного недуга, а их, как известно, множество начиная от врожденного до приобретенного.

Причины:

Генетические причины, травмы головы, сердечные заболевания, алкоголь, наркотики, инфекции, сахарный диабет. Радиоактивные излучение, химические реагенты (в профессиональной сфере будущих родителей). Тяжелый токсикоз во время беременности, стремительные роды, родовые травмы.

Все возможные причины появления умственной отсталости учеными на сегодняшний день до конца не установлены.

Опасения родителей:

Первое, с чем родитель сталкивается — неадекватное восприятие самой проблемы. Речь идет о нежелании принять этого случившегося факта. Родителям кажется, что врачам, воспитателям, учителям самим нужен психолог, раз они смогли подумать, что с любимым и дорогим чадом что-то не так, раз они рекомендуют и выдают направление на медицинскую комиссию. Их можно сразу же заверить и успокоить (на основании многолетнего опыта), что ребенку в случае подтверждения диагноза действительно лучше быть со своими сверстниками, при этом не избавляясь от него, а принимая активное участие в жизни ребенка.

Читайте также:  Как называется синдром нехватки внимания

В случае, если проявить эгоизм и оставить ребенка в среде более развитых детей, над ним будут смеяться, унижать, ребенок закроется в себе и ни о каком развитии не сможет идти речь. Пребывая в садике или школе-интернате 8 вида, ребенок не будет чувствовать своей ущербности, так как они несамостоятельны, порой без инициативны, такие дети, как правило, поздно начинают говорить либо речь их непонятна, а под влиянием воспитателя, педагога есть шанс на ремиссию.

Специальный подход к обучению таких детей только увеличит возможность на удачную адаптацию к жизни. По сравнению с прошлыми годами получение дальнейшего образования (после среднего) было затруднительно. В качестве профессий выбор был значительно ограничен, поступление в училище на специальности-швеи, каменщики. По состоянию на 2017 год, есть реальная возможность на базе среднего образования (без ЕГЭ), поступить в техникум, например, на оператора АЗС.

Опыт родителей:

Начинается все с коррекционного детского сада, именно там воспитатель и психолог определяют способности ребенка, они дают ценные рекомендации для подготовки к школе. Таким детям сложно сконцентрировать внимание. Решать задачи, которые требуют воображения. Ребенок учится и развивается, так же, как и другие дети готовится к праздникам, да, конечно, такие праздники вытягиваются учителями, потому, что ребятки не всегда могут без запинок рассказать стишок или спеть песенку, но праздник все — равно состоится.

Труд, который вкладывают врачи (при школе интернат), воспитатели и учителя — бесценный. Спонсорская помощь, праздничные подарки для таких деток — были, есть и будут всегда. Дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями опекаемы заботливыми родителями, государством и просто обществом в целом.

В заключение хотелось бы добавить, что помимо развития ребенка, проводится медикаментозное лечение, которое назначает врач. Народная медицина тоже не отстает и успокоительные травы приходят на помощь пациенту. Соответственно при правильном и своевременном лечении возможно достижение хороших результатов.

Вам так же может быть интересно:
Синдром дауна
Приемы коррекции дислалии
Что такое афазия?

Не забывайте посетить наш блог, там много интересных статей????

Подписывайтесь на канал, это поможет его продвижению, ставьте лайки, если статья понравилась, делитесь своим мнением в комментариях и задавайте вопросы 🙂

Источник

Школьные годы — длительный, важный этап в жизни каждого человека. В школе мы учимся самостоятельности, учимся дружить, общаться, приобретаем разнообразные знания, умения и навыки. Трудно переоценить значение школы для ребенка и его семьи. Вопрос школьного обучения актуален для многих родителей, поэтому мы и решили дать место ему на страницах нашего вестника.

С этого номера мы начинаем описание существующих форм школьного обучения. Представленная информация не является исчерпывающей, каждая из форм получения образования требует отдельного рассмотрения и уточнения, и в будущем мы планируем продолжить публикацию материалов на школьную тему.

Что такое школа 8 вида дети с синдромом дауна

Итак, на сегодняшний день в России для ребенка с особенностями развития существует несколько возможностей получения школьного образования. 

Специальные (коррекционные) школы

Существует 8 видов специальных (коррекционных) школ для детей с различными особенностями развития:

I и II вида — для детей с нарушениями слуха;

III и IV вида — для детей с нарушениями зрения;

V вида — для детей с нарушениями речи;

VI  вида — для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII вида — для детей с задержкой психического развития;

VIII вида — для детей с нарушениями интеллектуального развития.

Специальные школы имеют целый ряд достоинств — таких, как специально составленная программа обучения, охранительный режим учебных занятий, подготовка к трудовой деятельности и многое другое. В таких школах работают специалисты, знающие особенности детей и владеющие специальными методами обучения. Выпускники специальных школ получают достаточно разностороннюю образовательную и профессиональную подготовку.

Исторически в нашей стране сложилось так, что специальная школа ориентирована на довольно высокий уровень знаний по различным учебным предметам и предъявляет к ученикам ряд определенных требований, вследствие чего раньше в них не всегда принимали детей с синдромом Дауна. Однако на сегодняшний день большинство детей с синдромом Дауна обучаются в школах VIII вида.

Нужно отметить, что специальные школы — это часто школы-интернаты. Это связано с тем, что они нередко находятся далеко от места жительства семей, и каждый день добираться до школы сложно. 

Что такое школа 8 вида дети с синдромом дауна

Интеграционные школы 

Интеграция — направление в области развития образования, существующее в разных странах мира. При интеграционном обучении дети с особенностями развития и обычные дети обучаются совместно.

Читайте также:  Показания плода на узи на синдром дауна

В последнее время в России появился пришедший к нам из западных стран термин «инклюзивное обучение», синоним термина «интеграционное обучение». Целью такой формы обучения является интеграция ребенка с особенностями развития в общество, что сегодня означает предоставление ему прав и возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая образование) вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих отклонения в развитии.

Для ряда стран инклюзия стала реальностью, однако в нашей стране и сейчас существуют причины, препятствующие ее внедрению.

Пожалуй, главной причиной является то, что в России интеграционное обучение появилось значительно позже, чем на Западе, и в принципиально иных условиях. На Западе процесс интеграции регулируется законодательством, в России же интеграционное обучение не имеет под собой четкой законодательной базы и существует только на уровне обсуждения, проектов и отдельных примеров. Отношение общества к интеграции детей с особенностями развития тоже является проблемой: наши сограждане еще не готовы к принятию повсеместной интеграционной практики. Кроме этого, к работе в условиях интеграционного обучения недостаточно подготовлены также и учителя обычных школ, и учителя-дефектологи.

При этом следует подчеркнуть, что существуют различные формы интеграционного обучения в системе специального и общего образования:

  • в обычном классе общеобразовательной школы с получением индивидуальной помощи учителя;
  • в коррекционном классе общеобразовательной школы;
  • в специальном классе в специальной (коррекционной) школе (фактически это интеграция внутри системы специального образования).

Важно, чтобы форма обучения соответствовала образовательным потребностям ребенка. Если этого не происходит и ребенок не получает необходимой психолого-педагогической поддержки, то условия не благоприятны для получения образования, что приводит к появлению у него дополнительных трудностей. Нужно об этом помнить и понимать, что простое помещение ребенка в обычный класс — это искаженная форма интеграции, которая не принесет ожидаемых результатов. 

Частные школы и образовательные центры 

Кроме специализированного и интеграционного обучения, существует возможность обучения в негосударственных частных школах и образовательных центрах. Часто в их работе используются нетрадиционные методы и приемы, например, приемы артпедагогики (театрализация, танец, керамика, рисование и др.) Подобное обучение обычно платное. 

Школы для детей с ослабленным здоровьем и школы надомного обучения 

Это имеющие свою специфику школы, не входящие в список специальных (коррекционных) школ.

Школа для детей с ослабленным здоровьем — это по сути общеобразовательная школа, но с особым, охранительным режимом занятий.

В школе надомного обучения учитель приходит к ребенку домой несколько раз в неделю либо с ним занимаются в школе индивидуально или в небольших группах не более 2-3 раз в неделю. При этом большую часть материала нужно проходить и отрабатывать самостоятельно.

В нашей стране есть редкие примеры обучения детей с синдромом Дауна в школах такого типа.

Отделения надомного обучения существуют также на базе нескольких специальных и общеобразовательных школ. 

Теперь, когда вы получили некоторое представление о существующих формах школьного образования, хотелось бы дать вам несколько советов.

Очень важно заявить в местное управление образования о своем желании отдать ребенка в школу. И сделать это нужно заблаговременно.

Помните, что во всем мире двигателем развития образования детей с особыми потребностями всегда были их родители, и поэтому ваша инициатива и готовность отстаивать право своего ребенка на образование очень важны! Право на образование — конституционное право каждого человека, и если в органы управления образования регулярно будут поступать заявления и вопросы о возможности обучения детей с синдромом Дауна, то наша образовательная система вынуждена будет их решать.

Кроме заявления в местное управление образования, мы рекомендуем семье ребенка самой активно заняться поиском подходящей школы. Узнайте, какие школы есть в вашем городе, районе. Подумайте, до ка­кой школы удобнее добираться. Это немаловажный фактор: если на дорогу в школу уходит много времени и сил, это отрицательно сказывается на процессе обучения. Предварительно оценив школы, побывайте в них, познакомьтесь с администрацией, с учителями. Расскажите о своем ребенке, о его особенностях, успехах, о трудностях, возникающих у него в процессе обучения. Задайте волнующие и интересующие вас вопросы. Это очень важно, потому что кроме официальной процедуры устройства в учебное заведение, многое определяется личным знакомством со школой и работающими в ней людьми. И в конечном итоге именно то, какие учителя будут работать с вашим ребенком, определит учебный процесс. Ваша заинтересованность и готовность помогать и участвовать в жизни школы, скорее всего, будет встречена с одобрением и благодарностью.

Что такое школа 8 вида дети с синдромом дауна

Подводя итог, можно сказать, что в настоящий момент в России существуют различные варианты школьного обучения детей с синдромом Дауна. Не всегда эти варианты нас устраивают, но в системе образования (в частности, специального) в России происходят изменения. И во многом то, какими будут эти изменения, зависит от вас, дорогие родители!

Источник