Что такое церебрастенический синдром у ребенка
Церебрастенический синдром у детей – это неспецифический неврологический симптомокомплекс, обусловленный незрелостью, задержкой развития центральных механизмов нервной регуляции. Проявляется астенией: повышенной утомляемостью, истощаемостью психической и физической активности, сонливостью, снижением концентрации внимания, раздражительностью, головной болью. Диагностика основана на клинико-неврологическом обследовании, дополняется инструментальными исследованиями головного мозга, психологическим тестированием, лабораторными анализами. Лечение комплексное, включает прием медикаментов, физиотерапию и психокоррекцию.
Общие сведения
Слово «церебрастенический» в дословном переводе означает «слабость, бессилие головного мозга». Синонимичные названия синдрома – церебрастения, астения, астенический синдром, астеническое состояние. Распространенность среди детей составляет 3%.
Поскольку основной характеристикой церебрастении является нарушение адаптационно-приспособительных механизмов, синдром чаще диагностируется в стрессовые периоды жизни ребенка – при поступлении в детский сад, школу. Эпидемиологические пики определяются в возрасте 3-4 и 6-7 лет. Симптоматика более выражена в межсезонье – весной, осенью. Гендерные и географические факторы не влияют на распространенность патологии.
Церебрастенический синдром у детей
Причины
Церебрастения развивается при органическом поражении головного мозга. Причинами синдрома могут стать:
- Осложнения беременности. Негативное влияние на ЦНС плода оказывает тяжелый токсикоз, гипоксия, резус-конфликт, интоксикации, внутриутробные инфекции. Высокий риск церебрастении существует при воздействии вредных факторов на поздних сроках гестации.
- Осложнённые роды. Повреждения возникают при асфиксии, кровопотерях, травмах натального периода. Проявляются ишемическими, гипоксическими нарушениями, вертебрально-базилярной недостаточностью.
- Нейроинфекции. Поражение центральной нервной системы наблюдается при менингитах, энцефалитах, полиомиелитах, миелитах. Астения развивается как симптом, долгое время сохраняется после выздоровления.
- Черепно-мозговые травмы. Астенические нарушения определяются у 88% детей в отдаленном периоде ЧМТ. Выраженность зависит от тяжести и давности травмы.
- Соматические заболевания. Симптомы отмечаются при недостаточности церебрального кровообращения. Причиной являются патологии сердечно-сосудистой системы, гиповолемия (уменьшение объема крови), гипоксемия (снижение кислорода в крови) на фоне заболеваний почек, шоковых и других тяжелых состояний.
- Стрессовые факторы. Неожиданная интенсивная нагрузка на организм может стать пусковым механизмом церебрастенического синдрома. Симптомы возникают после длительного эмоционального напряжения или потрясения, в период возрастного физиологического криза, при нарушении дневного режима, частой смене часовых поясов.
Патогенез
Церебрастенический синдром развивается на фоне гипоксических, ишемических, инфекционных, травматических поражений головного мозга. Основные проявления – слабость, быстрая утомляемость, раздражительность, головные боли – возникают из-за недостаточного поступления кислорода к тканям, снижения скорости нервной передачи, появления патологических очагов.
Неврологическая рассеянная микросимптоматика объясняется повышенным внутричерепным давлением, легкими нарушениями ликвородинамики, изменениями электрической активности мозга по резидуально-органическому типу. Церебрастении свойственно регредиентное течение, редукция клинических проявлений. Возможны периоды декомпенсации, провоцируемые соматическими заболеваниями, стрессовыми ситуациями, возрастными кризисами.
Симптомы
Церебрастения проявляется физической слабостью, быстрой утомляемостью, сонливостью, вегетативными дисфункциями. Груднички беспокойны, часто плачут, много спят днем, бодрствуют ночью. Аппетит сниженный, набор веса медленный, определяется общее отставание в развитии. У детей раннего возраста снижен интерес к игрушкам. Они не любят подвижные игры, плохо адаптируются к незнакомой обстановке. При духоте, жаре, холоде, резких звуках самочувствие ухудшается, ребенок просится на руки, капризничает. Не любит поездки, катание на аттракционах, качелях.
Дети дошкольного возраста тревожны, имеют страхи (темноты, чудовищ, высоты). Частыми симптомами являются ночной энурез, метеозависимость, повышенная потливость или зябкость. Эмоции лабильны, неустойчивы – пациенты легко расстраиваются, плачут, гневаются, быстро успокаиваются. Редко принимают участие в играх, недостаточно любознательны. Стрессовые ситуации приводят к функциональным физиологическим нарушениям – рвоте, поносу, учащенному сердцебиению, головокружениям.
У школьников сохраняются симптомы физического недомогания, более отчетливо выступают признаки когнитивного дефицита. Отмечается невнимательность, сниженная устойчивость внимания, неспособность запоминать учебный материал. На уроках письма ребенок пропускает буквы, меняет их местами, не успевает записывать под диктовку, переспрашивает. При устных ответах с трудом выстраивает монолог, долго подбирает нужные слова, вспоминает информацию. Заметна суточная динамика работоспособности: уроки с утра даются гораздо легче, к вечеру наступает истощение.
Осложнения
Церебрастенический синдром у детей приводит к отставанию в физическом и психическом развитии. Младенцы, дети 1-3 лет позже осваивают двигательные и бытовые навыки, речь. Дошкольникам, школьникам тяжелее дается учебная программа, часто развивается школьная неуспеваемость. Осложнения эмоциональной сферы – повышенная тревожность, депрессия, страхи, фобии. В тяжелых случаях необходимо обучение на дому либо в специальных учебных учреждениях для соматически ослабленных детей. У подростков на базе астенического синдрома формируется органическое расстройство личности.
Диагностика
Диагностика церебрастенического синдрома включает клинические, физикальные, инструментальные и лабораторные методы. Необходимость широкого обследования объясняется неспецифичностью симптомов – должны быть исключены иммунологические, инфекционные, гематологические и другие заболевания. Применяются следующие методы:
- Клинический. Подробный опрос, сбор анамнеза, катамнеза проводится терапевтом, неврологом, психиатром. Каждый специалист выстраивает беседу в соответствии с предполагаемыми диагнозами, назначает дополнительные объективные обследования.
- Физикальный. Врач-терапевт выполняет общий осмотр, при жалобах на работу внутренних органов оценивает работу легких, сердца, желудочно-кишечного тракта. Невролог проверяет сформированность, симметрию, адекватность рефлексов, реакции на свет и звук, выявляет отставания в развитии.
- Психодиагностический. Психолог использует методы исследования когнитивных функций – внимания, памяти, мышления. Для церебрастении характерно снижение аттентивно-мнестических процессов, быстрая истощаемость, проявляющаяся ухудшением показателей от начала к концу обследования.
- Инструментальный. Выполняется ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, УЗДГ головы и шеи. При астеническом синдроме определяется сосудистая неполноценность, отклонение значений биоэлектрического потенциала, дисбаланс нервных импульсов.
- Лабораторный. Назначается общий и биохимический анализ крови. По результатам исключаются инфекции, анемии, сахарный диабет и иные заболевания, способные вызвать слабость, утомляемость, головокружения.
Лечение церебрастенического синдрома у детей
Лечение церебрастении у детей – комплексное мероприятие. Методы терапии подбираются индивидуально с учетом возраста и выраженности клинических проявлений. Общая схема выглядит следующим образом:
- Прием медикаментов. Назначаются лекарства, улучшающие кровоснабжение и метаболические процессы головного мозга, снимающие нервное напряжение, нормализующие режим сна-бодрствования. Показаны ноотропы, антиангинальные препараты, витамины группы B, аминокислоты (метионин, лецитин, глицин, глутамин).
- Физиотерапия. Лечебный массаж, бальнеотерапия улучшают кровообращение, способствуют нервно-мышечному расслаблению. УВЧ, светотерапия повышают проницаемость сосудов, стимулируют кровообращение, обменные процессы.
- Психокоррекция. Детям старше 4-5 лет показаны занятия с психологом, психотерапевтом. Коррекция направлена на развитие познавательных функций, восстановление эмоциональной уравновешенности.
Прогноз и профилактика
При правильной медицинской и психолого-педагогической помощи прогноз церебрастенического синдрома у детей благоприятный. Клинические проявления становятся менее выраженными, к подростковому возрасту исчезают. Для предупреждения развития синдрома и его обострений необходимо тщательно следить за самочувствием ребенка: на ранних этапах выявлять повышенную утомляемость, определять причину дневной сонливости, головных болей, школьной неуспеваемости.
Важно создать в семье благоприятную, спокойную обстановку, избегать конфликтов, ссор. Стоит придерживаться правильного режима дня: обеспечивать ребенку полноценный сон ночью (не менее 8 часов), до 6-8-летнего возраста – дневной сон, чередовать периоды умственного и физического труда, ежедневно гулять на свежем воздухе.
Источник
Церебрастенический синдром у детей является важной проблемой в неврологической практике, требующей тщательного изучения и правильной терапии. Симптомокомплекс этого состояния неспецифичен.
Ваш ребенок часто жалуется на усталость?
ЧастоНе жалуется
Первые проявления заболевания могут быть отмечены в школьном возрасте, тогда вероятной причиной будут психоэмоциональные нагрузки или нервное перенапряжения в процессе обучения. Родители могут не обратить внимания на проблемы со здоровьем своего ребенка, связывая его состояние в нагрузкой в школе.
Что такое церебрастенический синдром?
Церебрастения у детей не является самостоятельным заболеванием. Это определенный набор симптомов, который формирует патологию. Он может сопутствовать многим заболеваниям неврологического происхождения, в том числе тяжелым поражениям центральной нервной системы.
У взрослых также может наблюдаться церебрастенический синдром, но все же чаще его связывают с детским возрастом. До 18 лет происходит окончательное созревание центральной нервной системы с формированием полноценных синаптических связей в коре головного мозга.
Причины патологии у детей
При воздействии неблагоприятных факторов на несовершенную нервную систему ребенка происходит сбой адаптационных механизмов с развитием развернутого клинического симптомокомплекса.
Причины развития | Примеры патологии | Патогенез формирования |
Перинатальные поражения головного мозга. Воздействие разрушающего фактора во время гестации, во время родов и первые 7 дней жизни. | 1. Антенатальные причины: повреждающее воздействие токсических веществ, лекарств, инфекций, дефицита кислорода, заболеваний матери во время беременности с момента имплантации оплодотворенной яйцеклетки до начала наступления родов. 2. Интранатальное воздействие: дистресс-синдром в родах, рождение ребенка в асфиксии различной степени тяжести. 3. Ранний неонатальный период: заболевания ЦНС в первые 7 дней жизни. | Механизм повреждения ткани головного мозга связан с последовательным развитием гипоксии и ишемии в нейронах. Гипоксия приводит к накоплению токсических веществ в клетках, вызывающих ацидоз, также запускается механизм повреждения свободными радикалами субклеточных структур при патологии беременности. |
Инфекционные причины. В эту группу включены инфекции, возникающие после рождения на протяжении всего периода детства. | 1. Генерализованные инфекции как проявление общего инфекционного процесса. 2. Нейроинфекции — заболевания, вызванные микроорганизмами, тропными к ткани нервной системы (менингоэнцефалит). | Инфекционные агенты влияют на ткань головного мозга, вызывая его повреждение. Это специфические триггеры воспалительного процесса. |
Черепно-мозговые травмы | 1. Сотрясение головного мозга. 2. Ушиб головного мозга. 3. Гематомы. 4. Кровоизлияния. 5. Нарушение кровообращения. 6. Острое нарушение мозгового кровообращения. | Травмы головы являются самыми деформирующими факторами, вызывающими органические повреждения ЦНС. Их последствия чаще всего бывают необратимыми. После травмы могут образовываться рубцы и дефекты в нервной ткани, которые препятствуют проведению нервного импульса. |
Соматические заболевания | Все патологические состояния, приводящие к нарушению снабжения церебральной ткани кислородом: 1. Анемии: дефицит гемоглобина, как следствие недостаточное поступление кислорода к органам. 2. Сердечно-сосудистые заболевания: нарушается транспорт кислорода по сосудам. 3. Патология почек: повышенное разрушение красных клеток крови, отвечающих за транспорт кислорода. | Соматические заболевания приводят к недостатку поступления кислорода в ткань головного мозга. |
Стресс | Фактором риска развития церебрастенического синдрома является стресс. Стрессом для ребенка является любое резкое изменение его образа жизни, распорядка дня, смена временного или климатического пояса. | Стрессовые факторы приводят к повышению психоэмоциональной нагрузки. Достигнув предела, она вызывает срыв адаптационных систем в детском возрасте. |
Симптомы церебрастенического синдрома
По своим проявлениям признаки церебрастении схожи с синдромом хронической усталости. Проявления заболевания можно разделить в две группы: начальные и прогрессирующие.
Начальные симптомы:
- Непреодолимая тяга ко сну в течение дня.
- Метеозависимость.
- Диспептические расстройства, не связанные с патологией желудочно-кишечного тракта.
- Снижение физических сил, слабость, потребность в отдыхе в течение дня.
- Неустойчивость настроения.
Симптомы при прогрессировании церебрастенического синдрома:
- Снижение работоспособности вплоть до ее потери.
- Нарушение концентрации внимания.
- Резкое снижение ментальных функций.
Клиническая картина церебрастенического синдрома в зависимости от генеза
При развитии церебрастении в неврологической практике четко прослеживается влияние первопричины на его формирование и проявление с преобладанием различных симптомов. По ведущему этиологическому фактору выделяют соматическую, посттравматическую, резидуальную, скрытую и выраженную формы церебрастенического синдрома.
Форма церебрастенического синдрома | Патогенез | Признаки церебрастении |
Соматическая | В основе лежит нарушение нервно-импульсной передачи в вегетативной нервной системе, отвечающей за функционирование внутренних органов. | 1. Перепады настроения, резкая смена апатии и гипервозбуждения. 2. Нарушения в работе ЦНС от возбуждения до торможения приводят к истощению резервных сил, что проявляется повышенной слабостью, утомляемостью. 3. Нарушение работы вегетативной нервной системы ведет к дисфункции всех внутренних органов. |
Посттравматическая | Любая травма головного мозга приводит к формированию в нем очага хронического возбуждения, который генерирует в постоянном режиме избыток нервных импульсов. | 1. Развернутая клиническая картина проявляется спустя несколько месяцев после перенесенной травмы. 2. Расстройство личности пострадавшего: агрессивность, вспыльчивость, немотивированная жестокость сменяется полнейшим безразличием. 3. Сочетается с патологией желез внутренней секреции. 4. Неврологические симптомы: фотофобия, фонофобия. 5. Головная боль. |
Резидуальная | Хронический очаг возбуждения в головном мозге, возникший после его травмы, с течением времени приводит к истощению резервов нервной системы. По сути это остаточные проявления последствий черепно-мозговой травмы. | Клиническая картина схожа с посттравматической формой. Отличия: длительность процесса, тяжело поддается лечению. |
Скрытый церебрастенический синдром | Патогенез зависит от формы церебрастенического синдрома | Вялое, длительное течение. Пациент долго живет с этим состоянием, частично к нему адаптируется. Последствия этой мнимой адаптации – хронизация процесса, проблема с окончательным излечением. |
Выраженный церебрастенический сидром | Патогенез в зависимости от формы церебрастенического синдрома | Яркая клиническая картина, определяемая формой цереброастенического синдрома и возрастом пациента. |
Осложнения и последствия
- Задержка психического развития ребенка.
- Задержка физического развития.
- Формирование девиантного поведения.
- Асоциализация ребенка.
- Развитие невроза, неврастении.
- Инсомния.
- Панические состояния.
Диагностика
Диагностика церебрастенического синдрома у детей имеет определенные трудности. Трудности связаны с дифференциальной диагностикой других состояний со схожей симптоматикой.
Диагностический алгоритм выглядит следующим образом:
- Опрос.
Выясняется информация, связанная с началом заболевания, его причиной. Очень важно уточнить пусковой момент развития патологии. - Осмотр.
- Рост, вес, соответствие физического развития возрасту.
- Обследование ЖКТ, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы.
- Неврологический статус.
- Оценка работы анализаторов (слух, зрение, обоняние, осязание).
- Психический статус.
- Соответствие психического развития возрасту ребенка.
- Оценка интеллектуального, поведенческого развития.
- Лабораторные методы обследования.
- Общий и биохимический анализ крови.
- Генетическое обследование.
- Инструментальные методы обследования.
- Электрокардиография.
- Электроэнцефалография.
- Реоэнцефалография.
- Нейросонография.
Лечение церебрастенического синдрома
Лечение церебрастении начинается с общих рекомендаций:
- Исключение факторов, негативно влияющих на нервную систему: действие резких звуков, яркого мерцающего света, изнурительные тренировки, психотравмирующие ситуации.
- Общие укрепляющие средства: лечебная физкультура, рациональный режим труда и отдыха, пребывание и активные игры на свежем воздухе, посещение бассейна, массажа;
- Санаторно-курортное лечение.
Медикаментозное лечение
Терапия лекарствами назначается неврологом или педиатром. Она направлена на устранение застойных явлений в головном мозге, активизацию обменных процессов, восстановление нейрональных связей.
Медикаментозная терапия представлена широким спектром лекарственных средств.
Группа препаратов | Лекарственные средства |
Ноотропные средства | Фенибут, винпоцетин |
Спазмолитики | Дузофарм, галидор |
Незаменимые аминокислоты | Глицин |
Адаптогены | Элеутерокок |
Антидепрессанты | Имипрамин |
Снотворне средства | Сонмил |
Мультивитаминные комплексы | Центрум, мультитабс |
Физиотерапия
Физиотерапия, как правило, входит в комплексное лечение церебрастенического синдрома. В стадии восстановления она используется как монотерапия. Назначаются :
- УВЧ-терапия;
- Светотерапия;
- Иглорефлексотерапия;
- Бальнеотерапия;
- Общий массаж.
Народная медицина
При лечении церебрастенического синдрома большой популярностью пользуется фитотерапия. Применяются целебные растения, обладающие седативным эффектом: сосновая кора, пустырник, мята, мелисса, березовые листья.
Противопоказаний к фитотерапии практически нет, но следует помнить о возможной индивидуальной непереносимости действующих веществ, входящих в состав растений.
Психокоррекция
Церебрастенический синдром у детей поддается лечению с помощью психокоррекции. Психологическая помощь ребенку специалистом обеспечивает его адаптацию в социуме.
Типичные проявления ЦАС
Особенности церебрастенического синдрома у детей определяются их возрастом.
Возрастной период | Симптомы |
Симптомы в младенчестве | Повышенная возбудимость, которая проявляется в этом возрасте нарушением сна (плохо засыпают, просыпаются с плачем), аппетита (плохо прибавляют в весе). |
Признаки церебрастении в раннем детском возрасте | 1. Отставание физического развития: не любят подвижные игры, медлительные, быстро устают при ходьбе, мышечная координация развита хуже , чем у их сверстников. 2. Отставание психического развития: умеренная задержка речи, интеллекта. |
Симптомы болезни у дошкольника | Проблемы возникают при поступлении в детский сад, когда отмечается более трудный процесс обучения. Ребенок устает от обычных нагрузок. Психоэмоциональное перенапряжение может стать причиной усугубления заболевания. Наблюдается нарушение концентрации внимания на одном предмете. |
Школьный возраст | Нарушение внимания при обучении в школе проявляется плохой успеваемостью, низким усвоением материала и плохим его воспроизведением. |
Разновидности церебрастении
- Астеноадинамическая форма.
Ведущими симптомами являются пассивность, медлительность, низкая способность к умственным занятиям. Дети характеризуются наличием возбудимой нервной системы.
- Астеногипердинамический вариант.
Неврологи у таких детей выявляют гипервозбудимость, дефицит внимания, девиантное поведение (агрессивность). Они также плохо учатся в школе. Низкая успеваемость связана с гиперактивностью, из-за которой дети не могут концентрироваться на изучаемом материале.
- Астенодистимический, смешанный тип.
Данная форма вобрала в себя признаки астенодинамической и астеногипердинамической форм.
Как определить ЦАС?
Важна этапность в постановке диагноза у детей.
Сбор анамнеза
Педиатр опрашивает мать и ребенка о перенесенных заболеваниях, травмах. Особое внимание уделяется гестационному, интранатальному и послеродовому периодам матери. Уделяется внимание описанию процесса обучения и усвоения материала ребенком.
Осмотр специалистами
В стандарт обследования входят консультации гастроэнтеролога, невролога, кардиолога, нефролога, психолога.
Лабораторная диагностика
Лабораторная диагностика проводится по назначению специалистов. Ребенком сдаются общий анализ крови, общий анализ мочи, биохимические исследования крови.
Инструментальные исследования
- Электрокардиография.
- Электроэнцефалография.
- Реоэнцефалография.
- Нейросонография.
5 признаков церебрастенического синдрома, по которым родители могут заподозрить заболевание у ребенка
- Обучающие занятия быстро утомляют ребенка, делают его пассивным;
- Обучающие занятия вызывают гипервозбуждение ребенка;
- Уставшие дети не могут логично отвечать на вопросы;
- Признаки дисбаланса вегетативной нервной системы (бледность или краснота в стрессовой ситуации);
- Метеозависимость.
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Источник