Что такое церебрально астенический синдром у детей

Что такое церебрально астенический синдром у детей thumbnail

Церебрастенический синдром у детей

Церебрастенический синдром у детей – это неспецифический неврологический симптомокомплекс, обусловленный незрелостью, задержкой развития центральных механизмов нервной регуляции. Проявляется астенией: повышенной утомляемостью, истощаемостью психической и физической активности, сонливостью, снижением концентрации внимания, раздражительностью, головной болью. Диагностика основана на клинико-неврологическом обследовании, дополняется инструментальными исследованиями головного мозга, психологическим тестированием, лабораторными анализами. Лечение комплексное, включает прием медикаментов, физиотерапию и психокоррекцию.

Общие сведения

Слово «церебрастенический» в дословном переводе означает «слабость, бессилие головного мозга». Синонимичные названия синдрома – церебрастения, астения, астенический синдром, астеническое состояние. Распространенность среди детей составляет 3%.

Поскольку основной характеристикой церебрастении является нарушение адаптационно-приспособительных механизмов, синдром чаще диагностируется в стрессовые периоды жизни ребенка – при поступлении в детский сад, школу. Эпидемиологические пики определяются в возрасте 3-4 и 6-7 лет. Симптоматика более выражена в межсезонье – весной, осенью. Гендерные и географические факторы не влияют на распространенность патологии.

Церебрастенический синдром у детей

Церебрастенический синдром у детей

Причины

Церебрастения развивается при органическом поражении головного мозга. Причинами синдрома могут стать:

  • Осложнения беременности. Негативное влияние на ЦНС плода оказывает тяжелый токсикоз, гипоксия, резус-конфликт, интоксикации, внутриутробные инфекции. Высокий риск церебрастении существует при воздействии вредных факторов на поздних сроках гестации.
  • Осложнённые роды. Повреждения возникают при асфиксии, кровопотерях, травмах натального периода. Проявляются ишемическими, гипоксическими нарушениями, вертебрально-базилярной недостаточностью.
  • Нейроинфекции. Поражение центральной нервной системы наблюдается при менингитах, энцефалитах, полиомиелитах, миелитах. Астения развивается как симптом, долгое время сохраняется после выздоровления.
  • Черепно-мозговые травмы. Астенические нарушения определяются у 88% детей в отдаленном периоде ЧМТ. Выраженность зависит от тяжести и давности травмы.
  • Соматические заболевания. Симптомы отмечаются при недостаточности церебрального кровообращения. Причиной являются патологии сердечно-сосудистой системы, гиповолемия (уменьшение объема крови), гипоксемия (снижение кислорода в крови) на фоне заболеваний почек, шоковых и других тяжелых состояний.
  • Стрессовые факторы. Неожиданная интенсивная нагрузка на организм может стать пусковым механизмом церебрастенического синдрома. Симптомы возникают после длительного эмоционального напряжения или потрясения, в период возрастного физиологического криза, при нарушении дневного режима, частой смене часовых поясов.

Патогенез

Церебрастенический синдром развивается на фоне гипоксических, ишемических, инфекционных, травматических поражений головного мозга. Основные проявления – слабость, быстрая утомляемость, раздражительность, головные боли – возникают из-за недостаточного поступления кислорода к тканям, снижения скорости нервной передачи, появления патологических очагов.

Неврологическая рассеянная микросимптоматика объясняется повышенным внутричерепным давлением, легкими нарушениями ликвородинамики, изменениями электрической активности мозга по резидуально-органическому типу. Церебрастении свойственно регредиентное течение, редукция клинических проявлений. Возможны периоды декомпенсации, провоцируемые соматическими заболеваниями, стрессовыми ситуациями, возрастными кризисами.

Симптомы

Церебрастения проявляется физической слабостью, быстрой утомляемостью, сонливостью, вегетативными дисфункциями. Груднички беспокойны, часто плачут, много спят днем, бодрствуют ночью. Аппетит сниженный, набор веса медленный, определяется общее отставание в развитии. У детей раннего возраста снижен интерес к игрушкам. Они не любят подвижные игры, плохо адаптируются к незнакомой обстановке. При духоте, жаре, холоде, резких звуках самочувствие ухудшается, ребенок просится на руки, капризничает. Не любит поездки, катание на аттракционах, качелях.

Дети дошкольного возраста тревожны, имеют страхи (темноты, чудовищ, высоты). Частыми симптомами являются ночной энурез, метеозависимость, повышенная потливость или зябкость. Эмоции лабильны, неустойчивы – пациенты легко расстраиваются, плачут, гневаются, быстро успокаиваются. Редко принимают участие в играх, недостаточно любознательны. Стрессовые ситуации приводят к функциональным физиологическим нарушениям – рвоте, поносу, учащенному сердцебиению, головокружениям.

У школьников сохраняются симптомы физического недомогания, более отчетливо выступают признаки когнитивного дефицита. Отмечается невнимательность, сниженная устойчивость внимания, неспособность запоминать учебный материал. На уроках письма ребенок пропускает буквы, меняет их местами, не успевает записывать под диктовку, переспрашивает. При устных ответах с трудом выстраивает монолог, долго подбирает нужные слова, вспоминает информацию. Заметна суточная динамика работоспособности: уроки с утра даются гораздо легче, к вечеру наступает истощение.

Осложнения

Церебрастенический синдром у детей приводит к отставанию в физическом и психическом развитии. Младенцы, дети 1-3 лет позже осваивают двигательные и бытовые навыки, речь. Дошкольникам, школьникам тяжелее дается учебная программа, часто развивается школьная неуспеваемость. Осложнения эмоциональной сферы – повышенная тревожность, депрессия, страхи, фобии. В тяжелых случаях необходимо обучение на дому либо в специальных учебных учреждениях для соматически ослабленных детей. У подростков на базе астенического синдрома формируется органическое расстройство личности.

Диагностика

Диагностика церебрастенического синдрома включает клинические, физикальные, инструментальные и лабораторные методы. Необходимость широкого обследования объясняется неспецифичностью симптомов – должны быть исключены иммунологические, инфекционные, гематологические и другие заболевания. Применяются следующие методы:

  • Клинический. Подробный опрос, сбор анамнеза, катамнеза проводится терапевтом, неврологом, психиатром. Каждый специалист выстраивает беседу в соответствии с предполагаемыми диагнозами, назначает дополнительные объективные обследования.
  • Физикальный. Врач-терапевт выполняет общий осмотр, при жалобах на работу внутренних органов оценивает работу легких, сердца, желудочно-кишечного тракта. Невролог проверяет сформированность, симметрию, адекватность рефлексов, реакции на свет и звук, выявляет отставания в развитии.
  • Психодиагностический. Психолог использует методы исследования когнитивных функций – внимания, памяти, мышления. Для церебрастении характерно снижение аттентивно-мнестических процессов, быстрая истощаемость, проявляющаяся ухудшением показателей от начала к концу обследования.
  • Инструментальный. Выполняется ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, УЗДГ головы и шеи. При астеническом синдроме определяется сосудистая неполноценность, отклонение значений биоэлектрического потенциала, дисбаланс нервных импульсов.
  • Лабораторный. Назначается общий и биохимический анализ крови. По результатам исключаются инфекции, анемии, сахарный диабет и иные заболевания, способные вызвать слабость, утомляемость, головокружения.

Лечение церебрастенического синдрома у детей

Лечение церебрастении у детей – комплексное мероприятие. Методы терапии подбираются индивидуально с учетом возраста и выраженности клинических проявлений. Общая схема выглядит следующим образом:

  • Прием медикаментов. Назначаются лекарства, улучшающие кровоснабжение и метаболические процессы головного мозга, снимающие нервное напряжение, нормализующие режим сна-бодрствования. Показаны ноотропы, антиангинальные препараты, витамины группы B, аминокислоты (метионин, лецитин, глицин, глутамин).
  • Физиотерапия. Лечебный массаж, бальнеотерапия улучшают кровообращение, способствуют нервно-мышечному расслаблению. УВЧ, светотерапия повышают проницаемость сосудов, стимулируют кровообращение, обменные процессы.
  • Психокоррекция. Детям старше 4-5 лет показаны занятия с психологом, психотерапевтом. Коррекция направлена на развитие познавательных функций, восстановление эмоциональной уравновешенности.
Читайте также:  Как выйти из похмельный синдром

Прогноз и профилактика

При правильной медицинской и психолого-педагогической помощи прогноз церебрастенического синдрома у детей благоприятный. Клинические проявления становятся менее выраженными, к подростковому возрасту исчезают. Для предупреждения развития синдрома и его обострений необходимо тщательно следить за самочувствием ребенка: на ранних этапах выявлять повышенную утомляемость, определять причину дневной сонливости, головных болей, школьной неуспеваемости.

Важно создать в семье благоприятную, спокойную обстановку, избегать конфликтов, ссор. Стоит придерживаться правильного режима дня: обеспечивать ребенку полноценный сон ночью (не менее 8 часов), до 6-8-летнего возраста – дневной сон, чередовать периоды умственного и физического труда, ежедневно гулять на свежем воздухе.

Источник

Церебрастенический синдром у детей — заболевание, характеризующееся возникновением на фоне органического поражения головного мозга. У ребенка возникают повышенная утомляемость, нарушения памяти, головная боль и другие симптомы. Обследование неврологической сферы совместно лабораторными и инструментальными методами позволяет поставить точный диагноз. Лечение включает в себя лекарственные препараты, физиотерапевтические методики и психотерапию.

Основные причины

Церебрастенический синдром у детей: симптомы и терапия

К причинам развития церебрастенического синдрома в детском возрасте относят органические поражения структур ЦНС:

  • патологии беременности, приводящие к внутриутробной гипоксии плода. К ним относят острые инфекционные заболевания у матери, интоксикации, конфликт по резус-фактору и другим системам крови, эклампсию и др.
  • родовые травмы, характеризующиеся гипоксическими и ишемическими нарушениями;
  • развитие в детском возрасте нейроинфекций — менингита, энцефалита, полиомиелита и др.;
  • повреждения головного мозга в результате черепно-мозговых травм. Астенический синдром встречается у 90-95% детей с ЧМТ;
  • тяжелые заболевания внутренних органов, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Помимо органических изменений, врачи относят к причинам острый и хронический стресс. Длительное психоэмоциональное напряжение приводит к расстройству работы нервной системы и симптомам заболевания.

Как развивается заболевание?

Причины заболевания: травмы, нейроинфекции и другое

Указанные причины приводят к гипоксическим, инфекционным, травматическим или ишемическим повреждениям нервной ткани в головном мозге. Нехватка кислорода приводит к тому, что снижается скорость передачи импульсов по нервным волокнам и появляются участки их гибели. Патогенез приводит к быстрой утомляемости, общей слабости и головной боли.

Неврологический дефицит, представленный отдельными слабовыраженными симптомами, возникает на фоне повышения внутричерепного давления и изменений в оттоке спинномозговой жидкости. Церебрастенический синдром при этом имеет благоприятный прогноз, так как его клинические проявления постепенно уменьшаются. При тяжелом поражении головного мозга и сохранении факторов его развития, патология прогрессируют.

Клинические признаки

Проявления церебрастенического синдрома у детей на первых этапах развития заболевания носят стертый характер и могут не приводить к жалобам. Если заболевание возникает в период новорожденности, то оно сопровождается следующими симптомами:

  • постоянное беспокойство, сопровождающееся плохим сном с частым пробуждением;
  • отсутствие аппетита;
  • замедленное формирование психических и моторных навыков.

У детей старшего возраста патология начинает проявляться с явлений гиперактивности. Ребенок не может сосредоточиться на одном предмете или действии. В результате этого возникают трудности в обучении, невнимательность. Родители отмечают беспокойство ребенка и капризность с частой сменой настроения. При интеллектуальной работе (чтение, обучение письму или счету) дети быстро устают и жалуются на головную боль.

В отсутствии лечения заболевание прогрессирует. Помимо психоэмоциональных расстройств добавляются симптомы нарушения работы внутренних органов: тошнота, вздутие живота, лабильность артериального давления, потливость и др. У ребенка может возникать энурез, заикание и неврозы. Кроме того, симптомами болезни являются следующие проявления:

  • повышение чувствительности к свету, шуму;
  • агрессивность к окружающим;
  • снижение или полное отсутствие критики к своим поступкам.

У детей заболевание имеет различные клинические проявления, что затрудняет диагностику. Своевременное обращение за медицинской помощью помогает в постановке правильного диагноза и устранении симптоматики.

Негативные последствия

Органические повреждения головного мозга требуют комплексной терапии. При ее отсутствии у ребенка возникают осложнения различной степени тяжести. Если патология возникает в первые годы жизни, то возможно отставание в психомоторном развитии. Дети медленно осваивают речевые и двигательные навыки.

В дошкольном и школьном возрасте возникают проблемы с обучением. Ребенок не может справиться с обычной учебной программой и имеет плохую успеваемость. Это приводит к тревожности, депрессии и избеганию общения с другими детьми и взрослыми. Если симптомы не устраняются, то ребенка переводят на домашнее обучение, либо в специальное учебное учреждение.

Диагностические мероприятия

Патогенез и причины выявляются с помощью комплексного обследования

Диагностика церебрастенического синдрома основывается на комплексном подходе. Врач проводит ее по следующему алгоритму:

  • Сбор имеющихся жалоб у ребенка и родителей. Необходимо узнать информацию о давности наличия симптомов, успеваемости в школе и поведении в обычной жизни.
  • Внешний осмотр. Определяется реакция ребенка на звуки, зрительные образы, оцениваются антропометрические данные. Также специалист исследует состояние нервной системы и внутренних органов.
  • Обязательная консультация с психологом или психиатром. Врач исследует состояние когнитивных функций, в первую очередь способность к вниманию и мышление. Для церебрастенического синдрома характерно их прогрессирующее снижение.
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) входит в стандарт обследования. Процедура позволяет оценить активность отдельных участков головного мозга и выявить патологические изменения. Если у ребенка имеется судорожный синдром, то возможно проведение ЭЭГ со зрительной и другой стимуляцией.
  • Так как патология связана с органическим поражением головного мозга, проводится магнитно-резонансная томография. Процедура позволяет оценить его структурную целостность и выявить патологические изменения: опухолевый рост, изменения после нейроинфекций и др.

Дополнительно проводится реоэнцефалография, ультразвуковое исследование мозговых сосудов с допплерографией и др. Указанные методы позволяют уточнить причину развития церебрастенического синдрома и подобрать эффективную для ребенка терапию.

Подходы к терапии

В лечении церебрастенического синдрома используют комплексный подход. Он включает в себя лекарственные средства, методы психокоррекции и психотерапию. Кроме того, детям и родителям рекомендуют придерживаться следующих советов:

  • обеспечить ежедневный сон не менее 8 часов;
  • исключить тяжелые психические и физические нагрузки;
  • снизить влияние раздражающих факторов (яркий свет, громкий звук и др.);
  • регулярно гулять на свежем воздухе — 1-2 часа в день;
  • избегать стрессовых ситуациий и переутомления.
Читайте также:  Сп при геморрагической лихорадки с почечным синдромом

Профилактика заболевания также основывается на указанных рекомендациях. Также в терапии активно используют медикаменты:

  • средства, улучшающие мозговой кровоток и питание нервной ткани;
  • ноотропы, защищающие и восстанавливающие нервные клетки;
  • обезболивающие средства при головной боли;
  • аминокислотные препараты;
  • витамины группы В.

Физиотерапия носит вспомогательный характер. Ребенку проводится лечебный массаж, светотерапия и лечебная физкультура. Методы не влияют на имеющиеся проявления болезни, но улучшают общий прогноз. Всем детям проводится психокоррекция, включающая занятия с психотерапевтом и психологом. Они позволяют восстановить положительный эмоциональный фон, а также справиться с имеющимися трудностями в обучении и в общении со сверстниками.

Лекарственные средства имеют противопоказания к использованию. Они должны учитываться перед применением медикаментов у детей. При их несоблюдении возможно прогрессирование основной патологии или развитие побочных эффектов.

Выздоровление

Изучение патогенеза и факторов развития церебрастенического синдрома позволило разработать эффективную терапию заболевания. Клинические проявления болезни на фоне комплексного лечения постепенно исчезают, а полное выздоровление наступает к подростковому возрасту. Если родители не обращаются за медицинской помощью, а пытаются самостоятельно скорректировать нарушения, то прогноз существенно ухудшается.

Церебрастенический синдром у детей характеризуется снижением когнитивных навыков, изменением в эмоциональной сфере и трудностями в обучении. Дети с заболеванием нуждаются в комплексном лечении, включающем в себя лекарственные препараты, физиотерапию и психотерапевтические сеансы. Лечебные мероприятия всегда назначаются врачом после обследования ребенка. Такой подход позволяет предупредить прогрессирование нарушений и предупредить развитие осложнений патологии.

Читайте также: астено-невротический синдром у детей

Источник

Церебрастенический синдром – это нарушение неврологического характера, характеризующееся снижением способности к умственному труду и обучению. Встречается у людей любого возраста, включая детей и подростков. Заболевание развивается преимущественно вследствие органического поражения головного мозга. Церебрастения требует своевременного обращения к врачу и комплексного лечения, в противном случае патология негативно отражается на качестве жизни и профессиональной деятельности пациента.

Суть нарушения

Поскольку основной характеристикой церебрастении является нарушение адаптационно-приспособительных механизмов, синдром чаще диагностируется в стрессовые периоды жизни ребенка – при поступлении в детский сад, школу

Буквально слово “церебрастения” переводится как “слабость головного мозга”. В начале развития церебрастения может ошибочно приниматься за обычное переутомление или последствие многочисленных стрессов. Так как болезнь часто впервые проявляется после травм и недавно перенесенных заболеваний, люди ошибочно принимают симптомы этого нарушения за слабость, ожидая, что она пройдет самостоятельно. Тем не менее церебрастенический синдром может прогрессировать, негативно сказываясь на самочувствии и качестве жизни.

Нарушение относится к неврологическим расстройствам. В МКБ-10 оно обозначается кодом F06.6 – органическое эмоциональное или астеническое нарушение (расстройство).

С синдромом церебрастении может столкнуться человек любого возраста.

Обратите внимание! Опасность церебрастении у детей – отставание в развитии из-за нарушения нормального функционирования головного мозга.

Заболевание относится к нарушениям соматического характера. Основная причина патологии – это нарушение работы центральной нервной системы вследствие органических поражений мозга (травмы, инфекции тканей мозга и т.д.). При церебрастеническом синдроме у детей и взрослых наблюдается нарушение передачи двигательных и чувствительных импульсов от головного мозга по соответствующим нервным волокнам. Это определяет один из главных симптомов нарушения – резкие перепады настроения, сопровождающиеся рядом физиологических реакций.

Заболевание является одним из самых сложных неврологических нарушений, так как напрямую связано с функционированием соматической нервной системы, осуществляющей осознанное управление организмом. При церебрастении своевременное лечение определяет дальнейший прогноз. Если патологию не лечить, со временем она приведет к развитию различных нарушений и осложнений, так как сбой в работе нервной системы неизменно сказывается на функционировании всего организма в целом.

В чем причины церебрастении?

Основные причины развития церебрастенического синдрома у детей и взрослых:

  • травмы головы и спины;
  • сотрясение головного мозга;
  • воспалительные заболевания мозга;
  • тяжелые инфекционные заболевания.

Развитие церебрастенического синдрома у взрослых и пожилых пациентов нередко связано с атеросклерозом сосудов головного мозга. Заболевание может возникать на фоне тяжелых воспалительных и инфекционных болезней – менингита, энцефалита, арахноидита.

Церебрастения может диагностироваться у новорожденных с первых дней жизни. Причиной в этом случае является внутриутробная гипоксия плода, инфицирование во время беременности, нарушение развития нервной системы плода вследствие приема матерью некоторых групп медикаментов.

Симптоматика церебрастении

Церебрастения проявляется физической слабостью, быстрой утомляемостью, сонливостью, ухудшением концентрации внимания

Церебрастенический синдром, симптомы которого зависят от выраженности нарушения работы симпатической нервной системы, должен быть диагностирован вовремя.

Слово “синдром” в названии этого диагноза означает, что патология имеет целый комплекс характерных симптомов, которые могут проявляться как все вместе, так и по отдельности.

Церебрастенический синдром с легкими нарушениями характеризуется:

  • быстрой утомляемостью;
  • головной болью;
  • частыми перепадами настроения;
  • ухудшением концентрации внимания;
  • потерей интереса к жизни;
  • проблемами со сном.

Такие симптомы могут беспокоить пациента лишь периодически, например, на фоне стресса. Причем легкая форма церебрастении может проявляться всего несколькими симптомами, например, только головной болью и слабостью.

Выраженный церебрастенический синдром характеризуется тяжелой симптоматикой. Пациенты отмечают резкие перепады настроения. Выделяют гипердинамическую и гиподинамическую формы нарушения.

Гипердинамическая форма характеризуется суетливостью, раздражительностью, общей возбужденностью. Проявления и симптомы такой формы церебрастенического синдрома могут сопровождаться повышенной агрессией.

Гиподинамический церебрастенический синдром проявляется апатией и эмоциональной лабильностью. Пациенты теряют интерес к жизни, чувствуют себя разбитыми и постоянно уставшими, не высыпаются, даже если спят очень много. Эта форма нарушения сопровождается нарушением способности к усвоению новой информации.

Церебрастенический синдром характеризуется специфическим цефалгическим синдромом, или головной болью. Для этого неврологического нарушения характерна головная боль напряжения.

Чем опасно заболевание?

При церебрастении школьникам тяжелее дается учебная программа, часто развивается школьная неуспеваемость, появляются фобии и страхи

Посттравматический церебрастенический синдром, как и нарушение на фоне перенесенных инфекций головного мозга, опасен развитием осложнений.

У детей может наблюдаться отставание в умственном и психическом развитии. Если патология появилась у ребенка младшего школьного возраста, может наблюдаться низкая успеваемость по предметам, требующим концентрации внимания. Такие дети неусидчивы, быстро утомляются, не проявляют интереса к подвижным играм и часто стараются избегать общения со сверстниками.

Читайте также:  Бронхообструктивный синдром у детей по мкб

Церебрастения негативно сказывается на психике пациента. На фоне этого неврологического нарушения возможно развитие следующих осложнений:

  • невроз (неврастения);
  • депрессия;
  • панические атаки;
  • тревожные расстройства;
  • фобии.

Церебрастения приводит также к развитию ряда физических нарушений. В первую очередь наблюдаются проблемы с пищеварительной системой. Это проявляется ухудшением аппетита, тошнотой, запорами.

На фоне церебрастении часто происходит ослабление иммунитета, в результате чего человек чаще болеет ОРВИ и воспалительными заболеваниями.

Для взрослых людей церебрастения чревата возникновением проблем на работе, вплоть до заметного ухудшения профессиональных навыков.

Неврологическое нарушение потенциально опасно социальной дезадаптацией человека любого возраста. Церебрастения у детей и подростков может привести к асоциальному поведению в будущем. Такие дети склонны к опасным зависимостям, страдают от ипохондрии и могут даже попытаться совершить суицид.

На какие симптомы следует обратить внимание: первые признаки

Немедленно обратиться к врачу необходимо при появлении следующих симптомов:

  • ухудшение самочувствия в жару;
  • слабость и недомогание во время нахождения в душном помещении;
  • метеозависимость, которой ранее не наблюдалось;
  • сильная слабость;
  • ухудшение сна;
  • снижение работоспособности;
  • ухудшение памяти;
  • апатия и астенический синдром;
  • перепады настроения;
  • цефалгия.

Одним из первых симптомов церебрастенического синдрома является ухудшение самочувствия при перепадах атмосферного давления. При этом появляется ноющая или пульсирующая головная боль.

Диагностика

При симптомах церебрастении больному необходимо пройти обследование у психиатра

Диагностика церебрастенического синдрома требует комплексного обследования, так как симптомы нарушения схожи с признаками ряда других неврологических заболеваний. Следует провести дифференциальную диагностику для исключения невроза, неврастении, стресса, депрессии.

Как правило, для постановки диагноза проводится:

  • проверка рефлексов;
  • физикальный осмотр;
  • тестирование;
  • МРТ головы;
  • электроэнцефалография;
  • допплерография сосудов головного мозга.

Диагноз ставится неврологом. Пациенту дополнительно необходимо пройти обследование у терапевта и психиатра.

Принципы лечения

Признаки, симптомы и лечение церебрастении во многом зависят от ее причин и выраженности. Терапия церебрастенического синдрома у детей и взрослых включает:

  • назначение медикаментозных препаратов;
  • проведение физиотерапевтических процедур;
  • изменение режима дня;
  • ЛФК;
  • психокоррекцию.

Лечебный курс при церебрастении подбирается индивидуально для каждого пациента. В целом схема терапии зависит от выраженности нарушения.

Независимо от симптомов и возраста пациента лечение начинается с изменения режима дня. Пациенту необходимо соблюдать режим сна и бодрствования, причем на сон должно отводиться не менее 8 часов. Нервная система “любит” дисциплину, поэтому необходимо точно следовать режиму, принимая пищу, отходя ко сну и просыпаясь четко по графику.

Пациентам обязательно назначают курс лечебной физкультуры для уменьшения мышечного спазма. Занятия проходят в кабинете ЛФК под контролем врача.

Медикаментозное лечение

Принимают Циннаризин внутрь после еды: при нарушениях мозгового кровообращения – обычно по 25 мг (1 таблетка) 3 раза день или по 75 мг (1 капсула) 1 раз в день

Церебрастенический синдром лечится с помощью препаратов следующих групп:

  • ноотропы;
  • адаптогены;
  • препараты для улучшения мозгового кровообращения;
  • витамины.

Ноотропы – это лекарства для улучшения когнитивных функций головного мозга. Такие препараты улучшают память, повышают способность к концентрации, восстанавливают мозговой кровоток. Препараты этой группы – Билобил, Фезам, Церебролизин.

Адаптогены – препараты для повышения устойчивости нервной системы перед действием стресса. К таким лекарствам относят настойку элеутерококка, препарат Актовегин, настойки женьшеня и эхинацеи. Эти лекарства обладают тонизирующим действием и прибавляют сил.

При повышенной возбудимости на фоне церебрастенического нарушения целесообразно назначение седативных средств вместо адаптогенов.

Для нормализации мозгового кровообращения назначают Актовегин, Циннаризин, Винпоцетин. Наравне с этими препаратами может быть назначен препарат Глицин – аминокислота с седативным и ноотропным действием.

В терапии обязательно используются витамины. Для укрепления нервной системы и нормализации мозгового кровообращения показан прием витаминов группы В; А, Е и С; кислот Омега-3. Как правило, врачи назначают конкретные витаминные комплексы.

При мышечных спазмах и головной боли напряжения врач может порекомендовать прием спазмолитиков.

Физиотерапия

Церебрастенический синдром лечится с помощью физиотерапии, лечение при этом направлено на уменьшение нервного напряжения. При церебрастении применяют:

  • мануальную терапию;
  • иглорефлексотерапию;
  • минеральные ванны;
  • грязевые аппликации и др.

При выраженном цефалгическом синдроме рекомендован расслабляющий массаж. При наличии дополнительных показаний врач может назначить электрофорез с никотиновой кислотой на шейно-воротниковую зону, так как такая процедура расслабляет сосуды и способствует нормализации мозгового кровообращения.

Другие методы лечения

Гирудотерапия – эффективное народное средство для лечения церебрастенического синдрома

В терапии церебрастении успешно применяются нетрадиционные методы лечения – остеопатия, народные средства, гомеопатия, лечение пчелами (апитерапия), лечение пиявками (гирудотерапия). Все эти методы направлены на улучшение кровообращения и уменьшение напряжения мышц и нервной системы.

Гомеопатия и народные средства могут применяться наравне с консервативной медикаментозной терапией.

Психокоррекция при церебрастении направлена на устранение таких осложнений нарушения, как неврастения, депрессия, ипохондрия. Психотерапия позволяет предотвратить развитие фобий и панических атак на фоне соматического нарушения.

Армия и церебрастения

Берут ли в армию, если у человека диагностирован церебрастенический синдром, – вопрос, беспокоящий многих молодых людей и их родителей. Армия и церебрастенический синдром не исключают друг друга. Окончательное решение принимает специальная комиссия военного комиссариата. Несмотря на то, что прохождение срочной службы может усугубить течение неврологического нарушения из-за стрессов и сильной нагрузки, церебрастения не значится в списке заболеваний, освобождающих от армии. Как правило, отсрочка от службы в армии при церебрастении не дается, исключение составляют лишь случаи осложненного неврологического расстройства.

Прогноз

Несмотря на всю тяжесть нарушения, прогноз благоприятный. Своевременно выявленная церебрастении достаточно хорошо корректируется медикаментами и физиотерапией.  Своевременное лечение церебрастении у детей, восстанавливая когнитивные функции и устраняя симптомы, позволяет ребенку жить полной жизнью. В то же время человеку необходимо долгое время принимать препараты и всегда соблюдать режим дня, чтобы нарушение вновь не дало о себе знать.

Источник