Что развивать у ребенка с синдромом дауна в 4 года

Что развивать у ребенка с синдромом дауна в 4 года thumbnail

Полугодовалй малышРастить ребенка с синдромом трудная, но как это бы не казалось странным, интересная задача. Ведь мужественные родители, которые родили ребенка с генетическим заболеванием, а также поставили перед собой задачу воспитать полноценного члена общества, должны прикладывать многократные усилия для того, чтобы малыш не отставал в развитии. Конечно, заложенное природой отставание никуда не денешь, но и у здоровых детей этим процессом можно свободно распоряжаться, ускоряя его своими усилиями. Чтобы помогать ребенку развиваться, нужно знать месяц за месяцем, год за годом, как обычно развиваются такие дети.

До шести месяцев

Развитие — это физический и психологический рост ребенка. Оно зависит от особенностей, которые ребенок получил с рождения, а также от заботы окружающих и особенностей окружающей среды. Ребенок с рождения получает основу дальнейшего развития, но само развитие сильно зависит от усилий родителей и воспитателей. Фатализм, то есть опора на предрасположенность жизни — самая большая глупость, которые могут допустить педагоги, оправдывая этим свою бездеятельность. Ребенок с синдромом Дауна развивается так же, как и другие дети, но ему нужно больше помогать для достижения такого же уровня развития, что и у здоровых детей.

Девочка сидитСиндром Дауна — особенность, и вовсе не приговор, ведь дети, которые не имеют генетического дефекта, часто получают вредные привычки, создавая социальный дефект у себя искусственно. А дети с синдромом могут освоить сложнейшие умения, которые никогда не будут иметь их сверстники, и, таким образом, достичь социального преимущества. Это преимущество будет тем более ощутимым, чем более упрежденно относятся в обществе к детям с врожденными особенностями.

Моторика у детей с синдромом Дауна в первом полугодии жизни развивается с задержкой, от физического развития в раннем возрасте сильно зависит психологическое развитие, поэтому то, что ребенок не может сделать сам, нужно наверстывать с помощью физических упражнений.

Развитие малыша с синдромом Дауна от одного до трех месяцев:

  • ребенок должен звуками показывать, что он голоден, а также радоваться, когда получает пищу, гулит после еды;
  • воркованием показывает удовольствие, когда с ним общаются, эмоции должны выражаться разными звуками;
  • ребенок сосет соску и грудь, без проблем должен глотать жидкость;
  • если лежит на спине, быстро двигает по очереди руками и ногами;
  • малыш с синдромом Дауна может поднимать голову на 5 сантиметров от кровати и так ее держать десять секунд;
  • лежа на животе, может до минуты держать голову;
  • сжимает руки в кулаки и самостоятельно разжимает пальцы;
  • смотрит на руки, перебирает пальцами, дотягивается руками до рта;
  • может хватать и отпускать погремушку, только удерживает ее непродолжительное время;
  • двигает глазками и головой за ярким предметом;
  • рассматривает предметы, которые его окружают, задерживая взгляд;
  • может запоминать людей, которые часто присутствуют в комнате, может их узнавать;
  • улыбается, когда слышит голос мамы;
  • понимает интонацию, отвечает звуками, когда к нему обращаются.

Ребенок с синдромом Дауна от четырех до шести месяцев:

  • радостно смеется, когда ребенка взять на руки, помнит близких людей и узнает их, одновременно к посторонним может относится с подозрением;
  • спокойно реагирует, когда его одевают;
  • изучает свои ноги, лежа на спине;
  • самостоятельно переворачивается на живот и может без посторонней помощи держать голову, упираясь прямыми руками;
  • сидит, удерживая голову прямой, даже если его немного наклонить;
  • хватается двумя руками за предмет, короткий промежуток времени может играться погремушкой;
  • изучает руки, тянет их и предметы, которые в них находятся, в рот;
  • играет в прятки — удивляется и радуется, когда взрослый ладонями закрывает свое лицо;
  • реагирует на интересный предмет, поворачивая голову.

После полугода

В первом полугодии малыш много спит, хочет активно играться, изучать окружающий мир. Дети учатся устанавливать зрительный контакт, при этом что-то осмысленно лепечут. Ребенок с синдромом Дауна до одного года, как правило, еще не умеет говорить.

Ребенок с синдромом Дауна от семи до девяти месяцев:

  • уверенно узнает взрослых, которых видит часто;
  • на щекотку отвечает громким хохотом;
  • если сделать гримасу на лице, ребенок отвечает улыбкой;
  • привлекает внимание движениями рук, которые может протягивать к взрослому, при этом лепечет;
  • радуется играм в прятки;
  • может говорить дада, папа, мама;
  • умышленно роняет предметы, зная, что взрослый их поднимет;
  • расстраивается, когда у него отобрать игрушку, при этом может заплакать;
  • самостоятельно есть печенье;
  • пьет из кружки из рук взрослого;
  • встает, держась за пальцы;
  • самостоятельно сидит несколько секунд, упираясь руками, минутку сидит с опорой спиной на подушку;
  • неуверенно, но уже ползает;
  • подает себе игрушку из одной руки в другую, может держать предмет двумя руками одновременно;
  • играет ладушки — самостоятельно и с помощью взрослого;
  • способен наблюдать за летящим, падающим предметом;
  • рассматривает себя в зеркале;
  • изучает свойства предмета постукиванием и пробованием на вкус.

На осмотре у врача

От десяти до двенадцати месяцев:

  • если ребенка ругать, он реагирует хныканьем или плачем;
  • не отдает игрушку, злиться когда отбирают;
  • дает маме игрушку, если та попросит;
  • обнимает маму;
  • может указать на игрушку, которую хочет подержать;
  • по просьбе хлопает в ладошки;
  • ест с помощью рук;
  • делает первые попытки есть ложкой;
  • быстро ползает на четвереньках, играется, покачиваясь, стоя на четвереньках;
  • когда лежит на животе, может сесть, прогибаясь и переворачиваясь;
  • стоит, держать за опору, может немного ходить, если его водить за кисти или если он держится за что-либо, иногда ходит, если ребенка водить за одну руку;
  • пальцами может брать мелкий предмет, рассматривает игрушки;
  • может ставить игрушки в коробочку и доставать их оттуда;
  • следит за предметом, может найти его, если при нем спрятать;
  • понимает первые слова — если его позвать, что-то запретить или похвалить.

На втором году

Обычные дети первые слова говорят после 12 месяцев (более простые слова мама, папа может и раньше). После полутора лет дети осваивают более 20 слов каждый месяц, к пяти годам ребенок может сказать практически все, используя более двух тысяч слов.

КормежкаДети с синдромом Дауна говорят так же, как и здоровые, только развитие речи происходит с задержкой. Но малыши еще до того, как начинают говорить, пользуются жестами, так что их вполне можно понимать. Среди причин задержки языкового развития — проблемы со слухом, которые наблюдаются у 80 процентов детей с этим заболеваним. Потяря слуха может быть не постоянной, а периодической, связанной с инфекциями, но может также быть глухота нейро-сенсорного свойства, она не лечится. Поэтому, если есть проблемы с восприятием и речью, ищите причины прежде всего в слухе.

Одна из проблем восприятия слов, которая отображается на произношении — это трудноразличимость похожих слов, которые могут обозначать разные понятия. В ходе эксперимента, которые поставили британские ученые, ребят обучали не словам, а жестам, которые имеют определенные понятия — около половины осваивали более 20 слов в месяц, почти как здоровые дети, а половина учила менее десяти, но все равно прогресс в обучении наблюдался. Но несколько детей освоили за месяц почти 40 жестов, это говорит о индивидуальных особенностях детей. После того, как дети научились говорить, они перестали общаться жестами.

От 13 до 15 месяцев:

  • мимика ребенка может подражать мимике взрослого;
  • ребенок наконец-то не очень четко может повторять слова взрослого;
  • прощаясь, машет рукой или сопровождает гостя аплодисментами;
  • если что-то не хочет, покачивает по сторонам головой;
  • целует знакомого человека по просьбе родителей;
  • если ребенка одевать в одежды без застежек, поднимает руки;
  • может начать пробовать раздеваться — например снимает варежки;
  • из чашки пьет сам;
  • самостоятельно ходит;
  • сам встает с положения сидя на полу;
  • может бросать мяч из положения стоя;
  • берет мельчайшие предметы, даже крошки;
  • играется машинкой, катая ее по полу;
  • может играться простым конструктором — разбирать на части, вынимать палочки из отверстий;
  • может рисовать карандашом, правда четкой картинки не получается;
  • интересуется книгой, листает ее;
  • тянет игрушку за веревку;
  • ставит меньшую емкость, например, стакан, в емкость большего размера.

С папой и мамой

От 16 до 19 месяцев:

  • вместе с мамой убирает игрушки;
  • делает простые поручения — приносит и уносит знакомую вещь в другую комнату;
  • подает предмет, который просили;
  • делится предметами, которые у него в руках;
  • ест ложкой, но проливая жидкость;
  • снимает носки, тапочки, туфли;
  • можно научить мыться в умывальнике;
  • начинает ходить по лестнице, но с поддержкой и приставным шагом;
  • поднимает с пола вещь без приседания и поддержки;
  • может немного ходить назад;
  • указательным пальцем показывает, что ему подать;
  • если спрятать небольшой предмет под одинаковыми стаканами на его глазах, определяет где он именно;
  • понимает, для чего предназначены домашние вещи;
  • знает до пяти частей тела;
  • играет кубиками, пирамидкой (кольца с палочкой), может поставить небольшой стопкой;
  • выкручивает крышку бутылки;
  • вставляет веревку в отверстие.

Учится ходить

От 20 до 24 месяцев:

  • выбирает книгу, которую нужно ему почитать;
  • просит помощи, если у него что-то не получается;
  • может отказываться от навязчивого общения, а могут быть и безотказными;
  • моет и вытирает руки о полотенце;
  • мешает ложечкой чай;
  • снимает верхнюю одежду на пуговицах;
  • играет футбол;
  • ходит на носочках, прыгает;
  • играется кубиками, ставя их стопкой;
  • рисует прямую линию;
  • разворачивает сверток;
  • листает книги постранично;
  • высыпает сухое содержимое бутылки, вытряхивает, если горлышко узкое;
  • сравнивает предметы в комнате с аналогичными на картинках, показывая по просьбе;
  • вставляет квадрат в квадратную прорезь, треугольник — в треугольную;
  • по-своему поет детские песни;
  • выражает желание получить предмет, поесть;
  • называет предметы отвечая на вопрос.

Третий год

Первое полугодие

От 25 до 30 месяцев:

  • играется с другими малышами;
  • может пить через соломину;
  • еду из ложки еще может проливать;
  • вытирает руки;
  • просится на горшок, не писается, если садить на горшок периодически;
  • стоит несколько секунд на одной ноге, с опорой на одну руку или без нее;
  • подпрыгивает с двух ног и приземлятся на стопы;
  • без труда ходит по лестнице;
  • делает несколько шагов на носках;
  • подпрыгивает и приземляется не падая;
  • садится и встает со стульчика;
  • башня из кубиков состоит из более пяти этажей, строит кубики в ряд в виде поезда;
  • может надевать несколько шариков на веревку;
  • поймает мяч, если к нему подкатить;
  • ставит монетки в копилку;
  • рисует неровный круг, спираль;
  • можно научить складывать лист бумаги пополам, режет бумагу;
  • переливает жидкость из банки в банку;
  • объясняет, какие предметы принадлежат ему;
  • находит картинки по объяснению;
  • разговаривает с собой и игрушками при игре;
  • понимает некоторые предлоги, например «под», «на»;
  • использует отрицательные слова, говорит предложения из двух-трех слов, повторяет предложения из четырех слов;
  • говорит свое имя, но неправильно произносит звуки.

В семейном кругу

Второе полугодие

От 31 до 36 месяцев:

  • сочувствует, когда другой ребенок плачет;
  • может пожаловаться, выразившись фразами;
  • здоровается;
  • начинает неуверенно пользоваться вилкой, может испачкаться;
  • в туалете самостоятельно снимает штаны, сам садится на горшок;
  • самостоятельно моет и вытирает о полотенце руки;
  • может расстегнуть пуговицы большого размера, а также молнии, липучки;
  • может надеть брюки, но их трудно застегнуть;
  • ездит на велосипеде с тремя колесами;
  • может стоять некоторое время на одной ноге;
  • поднимается по лестнице по-взрослому;
  • быстро бегает;
  • далеко бросает мяч;
  • откручивает крышки на резьбе;
  • рисует неровные геометрические фигуры;
  • лепит из пластилина;
  • сортирует предметы по цвету, раскладывая их в разные места;
  • знает назначение распространенных бытовых предметов;
  • знает, что такое один, а что такое много;
  • может выучить стишок из трех строк;
  • предложения могут состоять из более, чем четыре слова;
  • может говорить сложноподчиненными предложениями.

Малыш на отдыхе

Малыш с синдромом Дауна может развиваться как обычный ребенок, только с небольшим отставанием. Но, как и в случае с большинством ребят, скорость развития очень сильно зависит от родителей. Любые конструктивные усилия, приложенные в раннем детском возрасте, в будущем будут иметь большие позитивные последствия.

Источник

Aлена Пушкарева
Проект коррекционно-развивающей программы «Сотворим чудо» для ребенка 3–4 лет с синдромом Дауна

Проект коррекционно — развивающей программы «Сотворим чудо»

для ребенка 3-4 лет с синдромом Дауна

Пояснительная записка

Проект коррекционно-развивающей программы «Сотворим чудо» составлен на базе программы Центра Даун синдром университета Маккуэри, программы «Маленькие ступеньки» и методического пособия «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна», — авторы специальные педагоги – Жиянова П. М., Гимадеева М. Ф., сотрудники Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Даунсайд АП».

Проанализировав результаты обследования всеми специалистами было сделано заключение: ребенок с синдромом Дауна с легкой степенью умственной отсталости, принимается в детский сад общего типа до семилетнего возраста (желание матери). Поскольку детей с синдромом Дауна в детском саду никогда не было, появилась необходимость создать индивидуальный проект для работы с данным ребенком, с учетом того, что возможности коррекционного обучения и восприятия у детей с легкой степенью умственной отсталости у всех разные.

На начальный период, взяв за основу результаты обследования ребенка специалистами, и проведя первичное тестирование по двух бальной системе, стало ясно, как и над чем надо работать с ребенком. Проект программы «Сотворим чудо» составлен с учетом специфических особенностей моторно — двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно. Данный проект дает надежду вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и определяет процесс интеграции его в общество здоровых детей. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна предполагает активное взаимодействие всех выше перечисленных специалистов. Синдром Дауна — самая распространенная на сегодняшний день форма хромосомной патологии, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью, которая получила название «монголизм». Такое определение впервые дал в 1866 году Джон Лэнгдон. Синдром Дауна встречается во всех странах мира довольно часто, особенно замечено в бедных слоях населения. Исходя из общего населения земли, которое составляет семь миллиардов человек, синдром Дауна встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола. Учитывая общее население нашей страны России, а оно составляет 143347059 человек, можно вычислить количество детей с синдромом Дауна, исходя из того, что ежемесячно рождаются 25000 тысяч детей с синдромом Дауна. Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась, так как дети с синдромом Дауна, а в нашем случае, с легкой степенью умственной отсталости, могут находиться не только в детских садах общего типа, но и учиться в общеобразовательных школах с слегка откорректированными программами, особенно по физике и химии. Это говорит о том. что данная категория детей обучаема. В целях изменить сложившееся годами мнение о безнадежности обучения детей с синдромом Дауна, Российская Федерация и правительственные органы приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в выживании, лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чем раньше родители таких детей и не мечтали. Конечная цель проекта «Сотворим чудо» заключается в нейтрализации действий первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка, на интеграцию его в детские сады общего типа и в общеобразовательные школы, на социализацию и адаптацию таких детей в общество здоровых людей.

Организация коррекционно- развивающей работы

Ребенок 3-х лет с синдромом Дауна посещает 2-ю младшую группу в детском саду общего типа вместе с мамой.Посещает все запланированные занятия специалистов:

1. Индивидуальные занятия учителя — логопеда—2 занятия. Продолжительностью 10-15 мин. (вместе с мамой). 2. Индивидуальные занятия педагога – психолога — 1 занятие продолжительностью 10-15 мин. (мама- ребенок) .

3. Индивидуальное занятие инструктора по физвоспитанию, 10-15 мин. (согласно сетке занятий). 4. Индивидуальное занятие с инструктором по плаванию в бассейне- 10 мин.

5. Присутствие на музыкальных занятиях (с мамой) со всеми детьми вместе,

выполняя по возможности доступное.

Работа, по активизации компенсаторных возможностей у ребенка с синдромом Дауна,опирается на сильные стороны его развития:

-относительная сохранность эмоций;

-сохранность зрительно-двигательного восприятия;

-сохранность тактильной чувствительности.

Двигательно-зрительные ощущения дают самый высокий уровень запоминания.

Не исключением является привлечение в работу родителей — матери, что способствует повышению ее компетентности в воспитании и обучении своего ребенка. Поскольку ребенок с синдромом Дауна в детском саду один, то контакт, например, учителя- логопеда и матери и других специалистов происходит ежедневно путем определенных бесед и консультаций, объяснений, рекомендаций, что в данной работе немаловажно и стимулирует выполнение определенных заданий дома.

Коррекционная работа по проекту «Сотворим чудо»предполагает два периода обучения:

1. период- сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

2. период- январь, февраль, март, апрель, май.

В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояние речи ребенка.

В октябре начинаются индивидуальные занятия с ребенком с синдромом Дауна.

Коррекционная работа с ребенкомстроится на материале лексических тем:

Игрушки, части лица и тела, одежда, семья, домашние животные, посуда, дикие животные.

Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой пальцевой моторики, необходимо оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий. Все, что необходимо иметь в логопедическом кабинете по ГОСТУ, все приемлемо для работы с ребенком с синдромом Дауна. Кроме того, в логопедическом кабинете должны иметься игры-помощники для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Необходимо создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирование представлений о цвете, форме предметов.

Задачи коррекционно-развивающего проекта «Сотворим чудо».

Проектпредусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих. Основной задачей в диагностическом блоке является комплексное изучение особенностей развития ребенка 3-х лет с синдромом Дауна на начало и конец года.

Блок развивающих задач предусматривает развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии. Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения и развития компенсаторных возможностей становления психики;

-на предупреждение вторичных отклонений познавательной сферы, поведения;

-формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, зрительная ориентировка, которые служат средством для становления

у ребенка целостной системы знаний, умений и навыков.

Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребенком. Реализация задач блоков зависит от тяжести умственной отсталости. Динамика изменений сформированности интегративных качеств ребенка с синдромом Дауна за весь учебный год, определяется путем сравнения результатов тестирования. Тестирование проводится по знакомым ребенку навыкам и умениям. В проектевыделены следующие разделы:

-социально-эмоциональное развитие;

-формирование общения, развитие речи;

-навыки общей моторики;

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-развитие навыков самообслуживания; пребывания

-восприятие речи.

Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна в течение первых трех лет пребывания в дошкольном учреждении.

На четвертом году воспитания и обучения акцент в работе смещается на формирование у детей образов — представлений.

Содержание коррекционно — развивающей работы с ребенком 3-х лет с синдромом Дауна.

Общие цели:

-стимулировать общее развитие ребенка;

-повысить уровень самостоятельности ребенка;

-развивать общую и мелкую моторику ребенка;

-обеспечивать психологическую и педагогическую поддержку родителей.

Социально-эмоциональное развитие

-формировать представления о частях собственного тела;

-формировать общение взрослого с ребенком, их сотрудничество;

-формировать адекватное поведение;

-формировать у ребенка интерес к игрушкам, предметам.

Примерный перечень игр

«Где же наши ручки», «Курочка моя», «Бабушка, купи курочку»,

Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок»,

«Курочка ряба», «Кошка и котята», «В гостях у ежика» и др.

Формирование общения, развитие речи.

-формирование общения «взрослый-ребенок»;

-расширение объема понимания обращенной речи;

Использование в общении вербальных и невербальных средств: сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью предметных действий, использование жестов и звуков.

-развитие правильных движений органов речи;

-поэтапная работа по вызыванию звуков.

Примерный перечень игр

«Буренушка», «У Аленки в гостях», «Травка-муравка», «Валенки»,

«Как у нашего кота», «Едем, едем на лошадке» и др.

Моторное развитие

-стимулировать двигательную активность детей;

-развивать ориентировку в пространстве;

-обогащать двигательный опыт;

-развивать основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание.

Примерный перечень игр

«Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Лошадки», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто тише» и др.

Развитие мелкой моторики

-совершенствование ладонного захвата, захват щепотью,

-координация «рука- глаз»;

-развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья.

Виды работ

Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, разминать пластилин в ладони,

делать колбаски, конфетки, блинчики, тарелочки, колобок, ягодки, мячик и др.

Развитие навыков самообслуживания

— культурно – гигиенические навыки;

— мытье и вытирание рук;

— умение раздеваться и одеваться.

Восприятие речи

— учить реагировать на слуховые раздражители;

— дифференцировать звукоподражание;

— воспроизводить в отраженной речи знакомые свойства и качество предметов (большой – маленький, кубик-шарик).

Примерный перечень игр и оборудования

«Дай мячик», «Возьми чашку», «Покажи, где такой кубик», «Покажи, где ту-ту (паровоз, «Дай, что катится», «Спрячь шарик», «Кто в домике живет»? Ленточки, мячи, шары, разноцветные флажки, матрешки, предметные и сюжетные игрушки, неваляшки разного размера и т. д.

Перспективный план индивидуальной работы с ребенком с синдромом Дауна

Социально-эмоциональное развитие:

-знакомство с пространственной средой группы;

-знакомство с воспитателем, помощником воспитателя;

-знакомство со сверстниками;

-рассматривание игрушек;

наблюдение за поведением детей, их общением между собой;

-вхождение в контакт с детьми с помощью воспитателя, мамы.

Формирование общения,развитие речи:

-зрительно-слуховой, эмоциональный контакт со сверстниками;

-введение ребенка в общество сверстников, совместное выполнение действий.

Воспитание речевого дыхания:

-упражнения «фокус», «надуваем шарик», «пускаем пузыри», дуем в баночку с водой через трубочку, дуем на листочки сказочного дерева, «дуем на занавески в окна необычного домика, «играем в футбол», «дуем на снежинки», вдох носом-выдох ртом, вдох ртом- выдох ртом, вдох носом-выдох носом, вдох ртом-выдох носом.

Упражнения для развития органов артикуляционного аппарата

Упражнения для губ:

«улыбка»-растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны верхние и нижние резцы;

«трубочка»(хоботок у слона) –вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты) ;

-попеременное выполнение»улыбки» и «трубочки»;

-поднимание нижней губы, закрывая ей верхнюю губу;

-вытягивание вниз верхней губы, закрывая ей нижнюю губу;

-отставление губ от зубов –«рупор»;

-втягивание нижней губы внутрь рта.

Упражнения для развития мышц языка

«болтушка»-движения языком вперед-назад;

«часики»-движения языком вправо-влево;

«качели»-движения языком вверх-вниз;

«лошадка»-щелкание язычком;

«блинчик»(лопатка) -расслабленный язычок лежит на нижней губе (10 сек.)

«вкусное варенье»-круговые движения язычком (облизывание варенья, в правую, затем в левую сторону.

«желобок» (трубочка) -высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх.

«присоси конфетку»-присасывающие действия язычком к небу.

«грибок»-присосать язычок к небу и держать 5 сек.

«чашечка»-широкий язык поднят кверху:

а) к верхней губе;

б) к верхним зубам;

в) к верхним альвеолам

«накажем непослушный язычок»-слегка покусываем кончик языка, затем

середину языка (массаж язычка) .

Упражнения для развития челюстей

«бегемотики»-широко открываем и закрываем рот.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я,

А потом закроем ротик-

Отдыхает бегемотик.

«Гармошка»-развиваем нижнюю челюсть и одновременно растягиваем уздечку,опускаем нижнюю челюсть вниз со словами:

На гармошечке играю

Раз и два, раз и два.

И косички заплетаю

Раз и два, раз и два.

Одновременно перебираем пальчики-движения пальцев вверх-вниз (развитие мелкой моторики)

Работа по вызыванию звуков

Побуждение ребенка с синдромом Даунак самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

-повторение ребенком имеющихся у него звуков;

-побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на картинку;

-использование усвоенных звуков в речи;

-включение звуков в слоги и слова;

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

-называние по подражанию (использование предметных, сюжетных картинок с использованием звукоподражания, жеста, слова).

Звукопроизношение

Постановка звуков — свистящих, шипящих, соноров, но не обязательно в данной последовательности, а так, как ребенку дается легче, и совершенствовать произношение тех звуков, которые произносит с нарушением артикуляции.

Навыки общей моторики

-выполнение движений по подражанию, наблюдение за сверстниками и повторение простых движений;

-прыжки со скамейки, лесенки (с помощью мамы) ;

— легкий бег (держа ребенка за обе руки) ;

-повороты вправо, влево;

Наклониться, подняться;

Присесть, встать.

Самомассаж кистей и рук

-грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп;

-растирание ладоней движениями вверх-вниз;

-разминание кисти правой руки пальчиками левой и наоборот, затем поочередное растирание;

-растирание ладоней карандашом, катаем карандаш вперед-назад.

Развитие мелкой моторики

-свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно;

-свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой рукой поочередно; -имитация игры на пианино;

-разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе) ;

«бегают человечки»— указательный и средний пальцы правой руки, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.

«Щелчки» пальчиками 3-4 раза.

«Фонарики» -поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два»; «моем ручки» -ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук;

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

-Флажки»-одновременно опускать и поднимать ладони сгибая их в запястье;

Я в руках флажки держу

И ребятам всем машу.

«стол»-левую руку сжать в кулак-это ножка стола, сверху накрыть «ножку» ладонью правой руки-это «крышка» стола.

Кулачок-это толстая ножка.

Сверху крышка-наша ладошка.

Маленький столик. Время идет…

Вместе с ладошкой и стол подрастет.

Заключение

Сравнивая диагностические данные на начало учебного 2011 года и на конец 2012 учебного года, наблюдается, что умения и навыки ребенка с синдромом Дауна при поступлении в детский сад были на нулевом уровне. По окончанию учебного года, благодаря систематическим индивидуальным занятиям специалистов и выполнение рекомендаций мамой, заметна некоторая динамика развития умений и навыков по шести проверочным таблицам. В таблице по развитию навыков самообслуживания по известным причинам, улучшений пока нет. В остальных таблицах при диагностике по двух бальной системе показатель по всем шести таблицам составляет в основном единицу. Но работа с ребенком с синдромом Дауна-это длительный процесс и нужно приложить максимум усилий, чтобы добиться положительных результатов.

Список использованной литературы

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. -Спб.:Издательство «Союз», 2001.

2. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. –Москва. 2002.

3. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.

4. Степанова О. А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. – Москва, 2008.

Источник