Центр для детей с синдромом дауна в воронеже

Центр для детей с синдромом дауна в воронеже thumbnail

Героиней нашего сегодняшнего материала, посвященного 1 сентября, стала Ксюша Богатырева — девочка с синдромом Дауна, которая пошла в общеобразовательную школу и будет заниматься в классе с остальными детьми. В общем-то, это обычная история, но в действительности такие ситуации встречаются нечасто.

Закон давно провозгласил в нашей стране инклюзивное образование. Это означает, что дети с любым диагнозом имеют право ходить в простую школу. Однако в жизни возникает множество препятствий. В этом году в Воронеже всего два «солнечных» ребенка пошли в обычное учебное заведение. До этого на весь город было еще три человека…

Корреспонденты «КП» отправились на праздничную линейку вместе с Ксюшей, чтобы посмотреть, как начинается ее школьная жизнь.

Знакомьтесь — это Ксюша Богатырева. Ей 8,5 лет. Она очень подвижная и активная девочка. Любит рисовать, лепить и фотографировать (в подтверждение последнего уже через несколько минут знакомства Ксюша отобрала камеру у нашего фотокора и переснимала все игрушки в доме). Кроме того, она обожает физкультуру и подвижные игры. Как настоящей девочке Ксюше нравится гармоничная художественная гимнастика. Еще одна страсть — сказки. Специально для нее родные сшили из фетра пальчиковые игрушки, с которыми можно устраивать настоящие театральные представления.

Когда мы приходим в гости, на часах семь утра, но Ксюша уже проснулась и вовсю готовится к школе. Девочка хорошо знает, как надо собираться: до этого она с трех лет ходила в детский сад, два года провела в подготовительной группе. Ее мама Яна рассказывает, что сначала в садике не обходилось без конфликтов: девочка не сразу разговорилась, поэтому могла подойти и молча потянуть ребенка играть, «обиженный» пускался в рев. Но вскоре Ксюша стала бойко болтать и коммуникация с другими детьми наладилась. По друзьям из садика девочка до сих пор скучает: семья недавно переехала в новую квартиру на улицу Новосибирскую, а новыми товарищами Ксения обзавестись пока не успела.

Чтобы сделать красивую прическу, на ночь Ксюше заплели мелкие косички: так волосы стали виться. Первоклашке надевают банты и школьную форму, которую такой непоседе очень тяжело не запачкать до выхода.

— Ксюша — гиперактивный ребенок, и требует к себе много внимания, — рассказывает бабушка Ирина Александровна, заплетая девочке волосы. — Пока у нее есть интерес к делу, она работает, а если станет скучно, может заняться своими делами.

Теоретически, в инклюзивном образовании в помощь учителю должны давать специального помощника — тьютора. Его задача — не просто следить за тем, все ли успевает подопечный, но и постоянно вовлекать его в общие занятия и игры на переменах. Но в российских школах это большая редкость. Яна объясняет, что первое время дочку на уроки будет сопровождать сама. По образованию она врач-педиатр и работает в «Парусе Надежды», но сейчас сидит дома с младшим сыном Марком. Хорошо, бабушка вышла на пенсию и помогает присмотреть за детьми.

Последний штрих — яркий ранец — и Ксюша готова к выходу. Забыв обуться, девочка бежит в ванну за большим букетом гладиолусов для своей первой учительницы.

Школа находится буквально в соседнем дворе. Всю дорогу Ксюша старательно поднимает ноги, чтобы не сбить носки новых туфель. От переизбытка энергии девочка немного пританцовывает и рассказывает стихи. Мама смеется, что это привычный способ передвижения по городу.

Ксюша будет учиться в школе № 97 в 1 «Д» классе. Туда приняли еще 26 первоклашек.

Благодаря хорошему опыту общения в садике на линейке девочка нимало не смущается в кругу сверстников. Родные беспокоились, сможет ли она выдержать почти часовую официальную часть, но Ксюше это удается.

После линейки учительница Елена Анатольевна Козлова ведет детей в класс. Там для них проводят первый в жизни урок, на котором рассказывают о регламенте работы и самых простых правилах безопасности. Ксюшу вызывают к доске, и она распределяет по ней зверей, которых встречал колобок в известной сказке. Первое испытание пройдено!

Уже завтра девочку и ее новых товарищей ждут три урока. Ксюша пока будет сидеть в классе с остальными детьми. Школа должна обеспечить ей еще и индивидуальные занятия. Если что-то не получится, всегда можно будет перевестись на надомное обучение. Однако это самый последний вариант, и все надеются, что такого не произойдет. В школе для девочки важны не столько успехи в учебе, сколько возможность постоянно находиться в социуме и получать навыки общения.

ОФИЦИАЛЬНО

«Школа должна создавать условия всем детям»

— В соответствии с действующим законодательством родитель имеет право выбирать школу, в которую будет ходить его ребенок, — рассказывает директор школы № 97 Ольга Бирюкова. — Кстати, сейчас близкие могут не сообщать ничего о диагнозе ребенка, это тайна. Со стороны школы вообще не стоит вопрос: быть или не быть, брать или не брать. Если ребенок пришел, мы должны создать все условия для его обучения. Вообще, наша школа участвует в эксперименте по инклюзивному образованию. Но делается это совсем не ради опыта: сначала пришли такие дети, и мы отталкивались от их потребностей. Сейчас у нас учатся десять ребят с различными диагнозами. Мы стараемся создать доступную среду: в прошлом году сделали пандус, расширили двери для колясочников, поставили особое программное обеспечение. Кроме того, обучаем педагогов, участвуем в различных семинарах. Я сама, завуч и психолог прошли в 2014-м курсы повышения квалификации в рамках инклюзивного образования. Считаю, что мы не делаем ничего сверхестественного, не совершаем подвиг. Просто выполняем свою работу и пытаемся на практике реализовывать принцип индивидуального подхода к каждому ребенку.

Читайте также:  Что такое синдром smith magenis

ИСТОЧНИК KP.RU

Источник

27 мая в Центре спорта Калининского района Санкт-Петербурга общественная организация инвалидов «Даун Центр» совместно с московским благотворительным фондом «Синдром любви» провели открытую тренировку группы по футболу, в которой занимаются дети и подростки с синдромом Дауна. Мероприятие прошло в рамках проекта «Мини-футбол для детей с синдромом Дауна», при поддержке Фонда президентских грантов.
В открытой тренировке приняли участие 25 детей, 7 из которых впервые пришли на футбольные занятия в этот день. Все началось с разминки, потом ребята выполняли общеразвивающие упражнения, отрабатывали удары по воротам и сыграли в мини-футбол. Вели занятие тренеры санкт-петербургской группы Денис Гутников и Роман Дмитриев вместе с Алиной Куликовой, тренером московских групп по футболу для людей с синдромом Дауна.
«Прошло практически 7 месяцев с начала тренировочного процесса команды. Удивляют ребята — они стали более дисциплинированы, реально понимают правила игры и самое главное, что у них и их родителей сложилась команда. Очень рада, что на тренировку приехали ребята из ПНИ №7 Красносельского района, будем и дальше привлекать их к тренировочному процессу. Я видела улыбающиеся лица ребят из интерната, и еще большую радость их сопровождающего, она искренне болела за своих подопечных», — прокомментировала Татьяна Смирнова, куратор проекта «Мини-футбол для детей с синдромом Дауна» общественной организации инвалидов «Даун Центр».
«Футбол окрыляет! Дочь приняла участие в открытой тренировке: восторг, глаза горят, ноги бегут, мяч в ворота залетает, — рассказывает Татьяна Зобова, впервые пришедшая на тренировку с дочерью Яной. — Футболка мокрая. Два часа движухи, концентрации и взаимодействия. Приятное открытие и желание продолжать».
«Мой сын просто счастлив, что занимается с тренером, раньше мог играть только с ребятами во дворе, если примут в команду. Очень серьезно относится к занятиям», — говорит Татьяна, мама Ивана Ясточкина.

Целью визита Алины Куликовой и сотрудников БФ «Синдром любви» в культурную столицу стало изучение уровня подготовки санкт-петербургских ребят с синдромом Дауна к первым в нашей стране Московским открытым соревнованиям по мини-футболу среди команд людей с синдромом Дауна, которые фонд «Синдром любви» совместно с Департаментом спорта города Москвы проведет в конце 2019 года.

«Наш коллеги из Санкт-Петербурга порадовали качеством тренировочного процесса. На протяжении всей тренировки дети были под контролем тренеров, сохранялась заинтересованность и увлеченность занимающихся. Приятно порадовала ориентация детей в пространстве. Каждый игрок знал свою позицию и безукоризненно выполнял все задания тренера. Думаю, у ребят уже хороший уровень подготовки к предстоящим футбольным соревнованиям», — Алина Куликова, тренер московских групп по футболу для людей с синдромом Дауна.

Сейчас ребята из Санкт-Петербурга активно готовятся к этим соревнованиям. В группе уже занимается 22 мальчика и девочки в возрасте 7-24 лет. Тренировки строятся на основе методического пособия «Мини-футбол с детьми с синдромом Дауна», разработанного Александром Маховым, деканом факультета физической культуры РГСУ (Российского государственного социального университета) для тренеров и специалистов в области адаптивного спорта. В пособии изложены теоретические и прикладные аспекты методики технической и физической подготовки детей с данным диагнозом в мини-футболе.
Открытые тренировки по футболу стартовали этой весной в Рязани. Потом прошли в Москве, Уфе, Нижнем Новгороде и Ярославле. Закроет серию футбольных мероприятий Красноярск – 30 мая там пройдет последняя открытая тренировка по футболу в рамках гранта от Фонда президентских грантов. Следующий этап – осенние сборы и подготовка ребят в Москве и регионах к первым в их жизни соревнованиям по футболу.

Справка

С октября 2018 года санкт-петербургские мальчики и девочки с синдромом Дауна активно занимаются футболом по методическому пособию «Мини-футбол с детьми с синдромом Дауна», разработанному Александром Маховым для тренеров и специалистов в области адаптивного спорта.
В Санкт-Петербурге и других городах России некоммерческие организации обучают ребят с синдромом Дауна футболу в рамках большого проекта «Футбол для детей с синдромом Дауна». Это первая инициатива в России, связанная с данным видом спорта среди людей с синдромом Дауна. Футбольные группы организованы благотворительными фондами «Даунсайд Ап» и «Синдром любви» в содружестве с РГСУ (Российским государственным социальным университетом). С 2017 года инициативу поддерживает социальная программа FIFA по работе с сообществами. В московских группах по футболу занимается сейчас уже более 50 мальчиков и девочек с синдромом Дауна.
Футбол – это больше, чем вид спорта. Победа в нём завоевывается не столько за счёт индивидуального мастерства, сколько благодаря общению игроков между собой, с болельщиками, с тренером. Футбол — это игра для всех!
До недавнего времени в России не было команд с людьми с синдромом Дауна из-за устоявшегося стереотипа, что они не могут участвовать в командных играх. Однако опыт фонда и методика занятий мини-футболом говорят о том, что такие дети не только осваивают навыки командного взаимодействия, но и применяют их за пределами спортивной площадки. Футбол способствует социокультурной реабилитации, восстановлению умственных и физических возможностей ребёнка с функциональными ограничениями. Также он является средством коммуникативной реабилитации, нацеленной на восстановление взаимодействия ребёнка с окружающими, укрепление его связей в социальной среде.
В конце 2019 года фонд «Синдром любви» и Департамент спорта города Москвы проведут первые Московские открытые соревнования по мини-футболу среди команд людей с синдромом Дауна из самых разных регионов России.

Читайте также:  Психологическая диагностика детей с синдромом дауна

Источник

Необычный разрез глаз, короткие ручки, маленькие нос и уши – это признаки детей, родившихся с лишней хромосомой и получивших синдром Дауна. Однако наделённых генетической случайностью отличает не только внешность, но и внутренние особенности. Улыбка, открытость, добродушие – наверное, не зря их называют «солнечными детьми».

Что это за ребята, как найти к ним подход и могут ли они полноценно жить и работать в современном мире, рассказала психолог-педагог Воронежского областного центра реабилитации «Парус надежды» Инна Абаджян.

В лучшем свете

Дарья Вербицкая, «АиФ-Черноземье»: Инна Александровна, с ребятами каких возрастов вы занимаетесь?

Инна Абаджян: Основная моя работа связана с детьми с синдромом Дауна. Сейчас у меня семь групп и 53 ученика, большая часть из которых – это ребята, которым поставили диагноз синдром Дауна. Возраст разный – от трёх до 34 лет.

В самой младшей группе – дети от трёх до шести лет. С этой группой я занимаюсь вместе с родителями по методу арт-терапии. Через творчество познаём мир, развиваем познавательные способности ребенка: внимание, память, воображение, а также крупную и мелкую моторику.

В средней, от 12 до 18 лет, и старшей группах ставятся более глобальные задачи – раскрыть внутренний мир, рассказать через танец, что ребенок чувствует, чем живет, а также рассказать другим о своих возможностях, чтобы снять стереотипы об «необучаемости» этих детей. Этих ребят называют синдромальными, но за их душами и чувствами лежит такой богатый мир! Он открыт, когда ему дают право выразиться. Основная деятельность ребят – участие на различных концертах, фестивалях. Когда они выступают, зрители плачут от умиления и восхищения от самого искусства, которое демонстрируют дети с ограниченными возможностями здоровья.

— Сейчас люди привычнее относится к таким ребятам?

— За 18 лет работы в Центре реабилитации произошли большие изменения по отношению к ребенку с этим диагнозом: они посещают детские сады и школы порой не только коррекционные, но и общеобразовательные в рамках инклюзивного образования. Ребят с синдромом Дауна все чаще можно увидеть в песочнице во дворе, на улице, и это становится нормой. СМИ сделали свое положительное дело, больше освещая их победы, возможности и мечты. 

— Как вы считаете, нужно формировать отдельные коррекционные группы или всё-таки создавать смешанные классы?

— На этот вопрос могут ответить только родители, у которых есть право выбора, по какой программе будет обучаться их ребенок, пройдя тестирование у узких специалистов, выслушав их рекомендации. А вот детские сады, по-моему, для ребят с синдромом Дауна все-таки лучше выбирать общеразвивающего типа, так как эти детки — великие подражатели и наблюдатели. Находясь в среде нормотипичных детей, они быстрее усваивают материал, которым должны овладеть в определенном возрасте, а у них возникает огромное желание или, как принято говорить, мотивация к овладению речью.

— Чем отличаются дети с синдромом Дауна от остальных?

— Это обычные ребята, которые похожи на своих родителей. Отличаются, наверное, только тем, что они не умеют предавать, долго обижаться, они не злопамятны и очень открыты миру, в народе это называется «простодушием».

Иногда мне кажется, что это не они люди с ограниченными возможностями, а мы — с нашими закостенелыми душами, с алчностью и непрекращающейся агрессией по отношению к себе подобному.

Обучить и отпустить

— Есть такое мнение, что дети с синдромом Дауна должны постоянно чем-то заниматься, иначе будут терять полученные знания и навыки. Это так?

— Любой человек, прекращая чем-либо заниматься по какой-то причине, теряет интерес к жизни, соответственно теряются и навыки. Это применительно и к ребятам с синдромом Дауна. Если бы в нашей стране был выстроен маршрут их развития от нуля и до совершенолетия, то всё складывалось бы иначе. Но этого нет. Родителям приходится много сил и энергии тратить на развитие своего ребенка. И если до момента окончания школы ребенок постоянно чем-то занят, то после он вытеснен из жизни, социума. Программа 18+ в регионах практически не работает. Есть отдельные общественные организации, центры реабилитации и волонтеры, которые скрашивают досуг молодых людей, но это капля в море. Очень слаба система образования профессионального образования для людей с ограниченными возможностями. Из-за этого ребенок, закончив общеобразовательное или коррекционное учреждение, оказывается в полной изоляции, теряя базовые знания, полученные в процессе обучения.

Читайте также:  Синдром позвоночной артерии при шейном остеохондрозе мкб

— Вообще могут такие дети вести самостоятельную жизнь?

— Конечно, есть ребята, которые могут жить самостоятельно. Но это зависит от многих факторов. Во-первых, их должны обучать, как это делать. Во-вторых, такой ребенок сам должен убедить родителей, что он может это делать. В-третьих, должны быть организованы помещения, где они пробудут от одной недели до нескольких месяцев под патронажем социальных служб. Только после этого можно говорить о самостоятельности ребенка.

Просто счастливы

— Есть ли люди с синдромом Дауна, которые смогли получить работу?

— Очень многие получают специальности помощника повара, маляра, но они все равно не трудоустроены. А они могут качественно выполнять простые рабочие операции, так как у многих есть такое качество, как педантизм. Они аккуратисты во многом: если складывают вещи, то шовчик к шовчику, если гладят, то без складок… Если бы их обучали, это были бы ценные работники именно такого скрупулезного труда. Они могли бы работать в прачечной, гардеробной, в кафе, развешивать вещи в магазинах. И они были бы просто счастливы. 

Есть один пример. Женя окончил профессиональное училище №12 в Воронеже и сейчас работает в известной международной сети кафе. Помогла с этим общественная организация «Искра надежды» – она заключили договор с компанией, и в качестве эксперимента Женю взяли на работу. И вы знаете, его фотография по несколько недель висела на доске лучших сотрудников. 

— Насколько мы отстаем от других развитых стран по отношению к таким детям?

— Самое главное отставание от Европы — это все-таки отношение к самому человеку, который по какой-либо причине отличается от обычного. Если он не так говорит, не так одевается, не так ходит, он изгой общества. Как только мы научимся уважать различия, многое изменится в наших головах и душах. А считать годы, насколько мы отстаем, – дело некорректное и бессмысленное. Лучше находить силы для улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране.

— Когда у нас изменилось отношение к «солнечным» детям? Ведь раньше их даже соседям не показывали.

— Вы знаете, на самом деле, отношение к людям с синдромом Дауна меняется с каждым годом в лучшую сторону. Как я уже говорила, появились детские сады и общеобразовательные школы, которые дети с синдромом Дауна посещают совместно с нормотипичными ребятами. Многие наши ребята занимаются в различных секциях, кружках дополнительного образования. Есть много достижений в той или иной области, которые ребята завоевали своим усердием, эти достижения транслируются в СМИ. В связи с этим родителям, имеющим ребенка с синдромом Дауна, не страшно отпускать их играть в песочнице, ездить с ними в общественном транспорте, принимать участие в массовых гуляниях, ездить на отдых.

Вообще, ребята с синдромом Дауна — очень функциональные. Я познакомилась в Москве с мальчиком, который был прекрасным танцором, но ушёл со сцены, потому что вынужден ухаживать за своими пожилыми родителями. Они живут в частном доме в деревне, он носит воду, готовит еду и убирает в доме. Его можно ставить в пример.

Если раньше таких детей очень часто оставляли в роддомах (почти в 75% случаях), то сейчас их усыновляют, потому что видят перспективы в их развитии и дальней шей жизни. Иногда мне кажется, что это не они люди с ограниченными возможностями, а мы — с нашими закостенелыми душами, с алчностью и непрекращающейся агрессией по отношению к себе подобному.

В тему

В ответ на запрос редакции «АиФ-Черноземье» в департамент труда и занятости населения Воронежской области по вопросу трудоустройства людей с ограниченными возможностями выяснилось следующее. В 2017 году в органы службы занятости Воронежской области обратились 2 152 человека с ограниченными возможностями здоровья, из которых нашли работу 1 425 человек. Люди с синдромом Дауна могут рассчитывать на работу обувщика, сторожа или работу, связанную с лёгким канцелярским трудом. В первую очередь, им нужно обратиться в службу занятости населения. Адреса, телефоны и режим работы таких центров размещены на официальном сайте департамента труда и занятости населения Воронежской области: https://slzan36.ru/. Самостоятельно подобрать вакансию можно через интернет – на многих сайтах по поиску работы есть вакансии для людей с инвалидностью.

Источник