Цель профилактики синдрома профессионального выгорания

Система работы

по профилактике профессионального выгорания педагогов

Автор-составитель педагог-психолог Чукалова Н.Г.

Оглавление.

  1.             Пояснительная записка.

Актуальность

Научная обоснованность, основные принципы

Направленность (цель, задачи, адресат)

Исполнители, участники

  1. Методы и средства оценки эффективности (результативности) программы:

Ожидаемые результаты

  1. Характеристика целесообразной методики построения курса
  1. Срок реализации
  1. Условия проведения
  1. Тематический план
  1. Список литературы

Приложение

  1. Презентация с содержанием материалов  
  1. Наглядная информация, раздаточный материал
  1. Пояснительная записка

Актуальность

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия — одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность.

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, постоянно изменяющимися нормативными требованиями.

Исследования Н.А. Аминовой, Федоренко Л.Г. (2003) доказали, что через 20 лет у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное «сгорание». Кроме того, даже у начинающих педагогов показатель степени социальной адаптации оказался ниже, чем у пациентов с неврозами, что в поведении проявляется в несдержанности, грубости, неуверенности, тревожности. Многие педагоги вынуждены брать на себя дополнительную нагрузку, работать в две смены, а зачастую и дополнительную работу, связанную с репетиторством или уходом за детьми. Ко всему этому представители данных профессий часто не испытывают удовлетворения от своей деятельности: им кажется, что несмотря на все усилия дети, с которыми они работают, недостаточно хорошо владеют необходимым материалом.

Под профессиональным (эмоциональным, психическим) выгоранием понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы. Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и творческих ресурсов работающего человека.

Эмоциональное истощение проявляется как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность эмоциональных ресурсов, притупленность эмоций, возможны эмоциональные срывы. Снижение чувства удовлетворенности своей работой, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное восприятие профессии.

По данным исследований синдром формируется (проявления хотя бы одной из фаз синдрома) у 80% педагогов.

Цель: профилактика профессионального выгорания педагогов

Задачи:  

  1. Изучение стадий и факторов синдрома профессионального выгорания для своевременной профилактике развития этого синдрома.
  2. Работа с личностными особенностями, позволяющими предотвратить профессиональное выгорание

— Изучение целеполагания. Постановка целей.

— Освоение способов психической саморегуляции или самовоздействия

— Освоение способов контроля эмоций

— Формирование способов эффективного поведения в конфликтной ситуации

Адресат: педагогические работники ДОУ

Исполнители, участники

Педагог-психолог  в форме беседы и тренинга проводит занятия с подгруппами педагогов во время тихого часа воспитанников 1 раз в неделю с каждой подгруппой.

Характеристика целесообразной методики построения курса

Характеристика целесообразной методики построения курса:

Беседа, тренинг, самостоятельная работа

Рекомендуемый стиль общения и взаимодействия участников: партнерский

2.Диагностика и параметры эффективности программы

 Ожидаемые результаты:

— Формирование у педагогов понятия «Профессионального выгорания»

— Освоение педагогами методов целеполагания (смарт)

— Освоение способов саморегуляции

— Усвоение эффективных способов поведения в конфликтной ситуации

       Формы, методы и сроки диагностики.

— выбор цитаты о целях – показывает, что актуально для педагога в данный момент

Анкетирование, тестирование

4. Временные и материальные ресурсы. Время 13.00 – 14.00 во время тихого часа воспитанников 1 раз в неделю с каждой подгруппой педагогов.

 Срок реализации  6 недель

5. Организационно-педагогические условия:

Наличие помещения, столы, стулья, ковер,  интерактивного комплекта, компьютер аудиомагнитофона, наглядного материала, раздаточного материала

Требования к квалификации педагога, реализующего данную программу: Высшее профессиональное образование, квалификация педагог-психолог, владение ИКТ.

6. Тематический план

Тема

Кол-во часов

Оснащение

Целеполагание

Желания и цели

1

Интерактивный комплект

Актуализация желаний

1

Интерактивный комплект

Постановка целей

1

Интерактивный комплект

Целеполагание смарт

1

Интерактивный комплект

Саморегуляция

Осознанное дыхание

1

Интерактивный комплект, ковер, аудиомагнитофон

Релаксация

1

Интерактивный комплект, ковер, аудиомагнитофон

Контроль эмоций. Сохранение позитивной точки зрения

Осознание и принятий эмоций

1

Интерактивный комплект

Отстраниться и отпустить

1

Интерактивный комплект

7. Литература:

  1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996. – 256 с.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М.: Информац. Изд. Дом Филин, 1996. – 256 с.
  3. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов[Текст] /Борисова М.В. Вопросы психологии. -2005. -№ 2.
  4. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: Издательство «Речь». 2004. – 162 с.

3.Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя // Прикладная психология. 2001, № 6, С.55-65.

4. Ларенцова Л.И. Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов // Клиническая стоматология, 2003, №4, С.82-86.

5. Ларенцова Л.И., Максимовский Ю.М., Соколова Ю.Д. Синдром «эмоционального выгорания» (burnout) у врачей стоматологов // Новая стоматология, 2002, № 2, С.97-99.

6. Мальцева Н.В. проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя.[Текст]: Дис.канд.псих.наук./Мальцева Н.В. Екатеринбург. 2005-С.190

7. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. [Текст]:Статья 1978.

8. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование // Телефон Доверия / авторы–составители: Федотова О.Ю., Суховерхова З.И. М.: Государственный Комитет РФ по молодежной политике, Институт молодежи «Демократия и развитие», 1999. С.133-138.

9. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал, 2001, Т.22, № 1, С.90-101.

10. Практическая психодиагностика. Методы и тесты. Учебное пособие.  Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. – 672 с.

11. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога.[Текст]: Психологическая наука и образование. -№2.-2008.С.103

12. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998, № 8 , С. 84-89.

13. Формалюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии, 1994, № 6, С.57-64. 

14. Эйала Пайнс Кристина Маслач ПРАКТИКУМ по социальной психологии

4-е международное издание ≪Питер≫ Санкт-Петербург 2001

15. Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя[Текст]Народное образование.- 2009.-№2 -С.127-137.

https://4brain.ru/time/celi.php

https://manprogress.com/ru/methods/setting-goals.html

https://asbseo.ru/lichnostnyj-rost/postanovka-i-dostizhenie-celej-zachem-nuzhny-celi.html

https://www.bestreferat.ru/referat-147722.html

Диагностика с методиками https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/12/02/sistemnaya-diagnostika-professionalnogo

Содержание программы

  1. Выступление на педсовете

Профилактика профессионального выгорания

Под профессиональным (эмоциональным, психическим) выгоранием понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога

Эмоциональное истощение ощущается как эмоциональное перенапряжение, опустошенность, исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов

чувствует приглушенность, притупленность собственных эмоций, возможны эмоциональные срывы.

снижение чувства удовлетворенности своей работой, недовольство собой, уменьшение ценности своей деятельности, негативное восприятие профессии.

Читайте также:  Первый помощь при двс синдроме

Стадии

— на первой начальной стадии наблюдаются отдельные сбои на уровне выполнения функций:забывание каких-то моментов

нервно-психическая напряженность;

— на второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе, и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть», «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели; головные боли по вечерам; «мертвый сон без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность (любая мелочь начинает раздражать);

— третья стадия – собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, нежелание видеть людей и общаться с ними, ощущение постоянного отсутствия сил.

Три основных направления профилактики:

1. развитие креативности у педагогов, т.к. одним из признаков выгорания является ригидность мышления, сопротивляющееся изменениям. Креативность – это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Креативность является мощным фактором развития личности, определяет ее готовность изменяться, отказываться от стереотипов.

2. Устранить влияние негативных профессиональных и личностных факторов, способствующих профессиональному выгоранию.

Развитие умения разрешать конфликтные ситуации, находить конструктивные решения, способности достигать поставленные цели и пересматривать систему ценностей и мотивов, препятствующих профессиональному и личному совершенствованию и др. Для этого могут быть использованы разного рода тренинги, например, тренинги уверенности в себе, самораскрытия, личностного роста, принятия решений.

3. Снятие стрессовых состояний, возникающих в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно (т.е. на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания), так и произвольно с участием сознания. Этот второй вид саморегуляции обычно называют психической саморегуляцией, под которой понимают целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и в целом психоэмоционального состояния и осуществляется с помощью естественных или специально сконструированных приемов и способов саморегуляции.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

— эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

— эффект восстановления (ослабление проявления утомления);

— эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Многие используют такие естественные способы саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Но существуют приемы, которые можно использовать во время работы.

Важно разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса мы уже владеем, но делаем это бессистемно, от случая к случаю, не осознавая, что они являются своего рода техникой безопасности для его работы;

—   осознать их;

— перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием;

—   освоить способы психической саморегуляции или самовоздействия.

Выделяют следующий банк естественных приемов регуляции организма: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения, типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение за пейзажем за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; мысленное обращение человека к высшим силам  (богу, вселенной, великой идее); «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Произвольные способы саморегуляции появились как результат работы ученых на основе изучения психологии и физиологии человека, закономерности и развития механизмов развития напряженности и утомления, обобщения опыта поведения людей в стрессовых ситуациях, накопленного столетиями.

Круг методов и способов психической саморегуляции достаточно широк. Одни из них достаточно понятны и просты в освоении, другие довольно сложные, их освоение требует методического руководства со стороны подготовленных специалистов, третьи весьма необычны, оригинальны и могут даже показаться странными, тем не менее, эффективно работают, и много людей в мире их с удовольствием используют. Использование способов саморегуляции является эффективным средством профилактики напряженности, предотвращения синдрома профессионального выгорания. Это – своего рода, техника безопасности для педагогов.

Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния и, при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда педагога.

Приложение: раздаточный материал

ПАМЯТКА-РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И УСТРАНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей — успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность «выгорания» значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

3. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны «тайм-ауты», т. е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к «выгоранию». Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению «выгорания».

5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.

При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к «выгоранию».

Читайте также:  Синдром боли в животе хирургия

7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома «выгорания». Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

Способы саморегуляции

Упражнение в группе. Каждый называет свой способ, все вписывают его в свою таблицу и оценивают

Способ

Возможность использования

Как часто используете

Источник

 МКДОУ ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»

Тренинг для педагогов:

«Профилактика синдрома профессионального выгорания, или как жить полной жизнью и не «сгореть» на работе»

Подготовил:

Педагог-психолог Панова С.М.

28 апреля 2016 год

Предварительная работа: 
Цель: изучить психоэмоциональное состояние педагогов ДОУ.
До мероприятия с воспитателями и специалистами проводится диагностика педагогов ДОУ. Результаты демонстрируют уровень профессионального выгорания в дошкольном учреждении.
Используемые методики:
Методика Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов МДОУ (автор В.В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).

  Форма: тренинг.

Цели: Повышение уровня компетентности педагогов по профилактике профессионального выгорания.   

Задачи:

  • Знакомство с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными причинами и симптомами.
  • Получить опыт практических способов борьбы с синдромом профессионального выгорания.
  • Развитие толерантности и эмпатии друг к другу.

Оборудование: мультимедийное оборудование: ноутбук, проектор, проекционный экран; 3 листа А3, листы бумаги, цветные маркеры, фломастеры, столы объединены в три мини-группы. 

Участники: педагоги дошкольных образовательных учреждений.

— Здравствуйте, уважаемые педагоги! Мы очень рады приветствовать вас сегодня на нашей встрече.  А начать хотелось бы с продолжения следующей фразы по кругу: “Здравствуйте! Меня зовут …, И я уверена, что сегодняшний день подарит мне…”.      

Определение понятия «Эмоциональное выгорание».

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

Синдром «эмоционального выгорания» — это выработанный личностью механизм психологической защиты, который предполагает исключение эмоций в ответ на некоторые психотравмирующие факторы. СЭВ — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Данный синдром оказывает негативное влияние на профессиональную деятельность человека, мешает установлению адекватных отношений не только с детьми, их родителями, но и с близкими людьми. Состояние «эмоционального выгорания» является сигналом психологического неблагополучия самого педагога.

Синдром профессионального выгорания формируется на фоне постоянного стресса. Он ведёт к истощению личностных и эмоционально-энергетических ресурсов организма работника. Такая проблема возникает из-за того, что накопившиеся отрицательные эмоции не находят выхода. Такому человеку просто необходима некоторая разрядка, которая позволит «выпустить пар». Причины профессионального выгорания могут быть самые разные.

Основные стадии синдрома профессионального выгорания

1 стадия:

Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.

2 стадия:

Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с полоборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.

3 стадия:

Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми.

    Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.

Факторы, способствующие возникновению синдрома:

Группа внешних факторов:

  • Хроническая напряженность психоэмоциональной  деятельности ( активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию);
  • Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация  и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования);
  • Повышенная ответственность  за исполняемые функции (самоотдача и самоконтроль столь высоки, что к следующему рабочему дню психические ресурсы не восстанавливаются)
  • Неблагополучная  психологическая атмосфера (конфликтность по вертикали «руководитель- подчинённый», и по горизонтали «коллега- коллега»);
  • Психологически трудный контингент (дети с аномалиями в развитии, нервной системе и т.д).

Группа внутренних факторов:

  • Склонность к эмоциональной ригидности (кто неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан);
  • Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (повышенная ответственность за порученное дело, «отдаётся делу без остатка»)
  • Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.    Не привык  и не умеет поощрять себя за  проделанную  работу.
  • Нравственные дефекты и дезориентация личности. Включенность при работе такие моральных аспектов, как совесть, честность, уважение прав и достоинств других, добропорядочность.

Синдром включает в себя 3 компонента:

Эмоциональное истощение —  чувство опустошенности, усталости, вызванное  собственной работой, перенапряжения, исчерпанности.

Деперсонализация – чувства равнодушия и негативного отношения к людям, циничное отношение к труду и объектам труда.

Редукция профессиональных достижений —  недовольство собой, чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Три фазы синдрома эмоционального выгорания:

1. нервное (тревожное) напряжение  его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая  обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента

2. резистенция (сопротивление) человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 

3.     Истощение оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

Читайте также:  Механизм общего адаптационного синдрома по г селье

Диагностика «эмоционального выгорания» педагогов.

Цель обследования: определить уровень нервно-психической устойчивости и симптомы «эмоционального выгорания» воспитателей.
Сроки проведения: март-апрель 2016 г.
В диагностике принимали участие педагоги и специалисты  МКДОУ  ХМР «Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»

Диагностический комплекс: Диагностика «эмоционального выгорания» у педагогов МДОУ (автор В.В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).

Выявление симптомов «эмоционального выгорания» является первым этапом в сохранении и укреплении психологического здоровья педагогов.

В диагностике по данной методике принимали участие 24 педагога с различным трудовым стажем.

«Эмоциональное выгорание» возникает поэтапно. По итогам мониторинга можно сказать, какие фазы данного синдрома сформировались, и какие симптомы являются доминирующими

 Первая фаза – «Тревожное напряжение» — предвестник синдрома «эмоционального выгорания».

Данная фаза в стадии формирования у 17% педагогов. Здесь также важно обратить внимание на развитие отдельных симптомов, составляющих содержание тревожного напряжения.


  • Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств формируется у 13% педагогов, уже сложился у 8% педагогов. Для него типично понимание трудно устранимых психотравмирующих факторов профессиональной деятельности.

  •  Симптом неудовлетворенности собой находится в стадии формирования у 14% воспитателей, уже сложился у 4% педагогов, а у 13% является доминирующим. Можно предположить, что они недовольны какими-либо своими личностными качествами или профессиональными умениями.

  • У  педагогов не наблюдается ощущение загнанности в клетку.

  • Крайней точкой в формировании тревожной напряженности является симптом тревоги и депрессии. У 25% педагогов находится на этапе формирования.

 Вторая фаза – Резистенция, или сопротивление: профессионал осознанно или неосознанно стремится восстановить психологический комфорт, уменьшая влияние внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Другими словами, человек ищет любые пути выхода из стрессовой ситуации. Попытки оградить себя от неприятных впечатлений наблюдаются у 13% педагогов. В стадии формирования данная фаза находится у 33% педагогов. Рассмотрим варианты сопротивления профессиональному стрессу.


  • 34% педагогов ограничивают включение эмоций в профессиональное общение.

  •  Симптом эмоционально-нравственной дезориентации находится в стадии формирования у 21%. У некоторых педагогов (21%) этот симптом уже сформировался, а у 8% является доминирующим. Не проявляя должного эмоционального отношения к человеку, педагог защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или не достаточно стимулируют нравственные чувства.

  •  Симптом экономии эмоций прослеживается у 8% педагогов, у 17% может быть сформирован в скором времени. Педагоги устают от профессионального общения настолько, что отказываются от любых контактов вне работы.

  •  Сокращение профессиональных обязанностей наблюдается у 61% педагогов. В основном они упрощают деятельность, требующую больших эмоциональных затрат. Данный симптом находится в стадии формирования у 25%, а уже сформирован у 34% педагогов. .

Третья фаза – Истощение. У 29% педагогов данная фаза находится в стадии формирования. На этой фазе эмоциональная защита в форме “выгорания” является неотъемлемым атрибутом личности.


  • Симптом эмоционального дефицита. 12% педагогов испытывают ощущение, что не могут сопереживать окружающим. Постепенно симптом может усиливаться, в результате чего положительные эмоции заменяются на отрицательные. Данный симптом находится на этапе развития у 21% педагогов.

  • Симптом эмоциональной отстраненности. 13% педагогов практически полностью исключают эмоции из профессиональной деятельности. В случае формирования данного симптома развивается эмоциональная защита, проявляющаяся в отсутствии эмоционального отклика на какие-либо события. Человек постепенно начинает работать как робот. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом “выгорания”, который наносит ущерб профессиональной деятельности и общению. Симптом развивается у 33% педагогов.
  •  Симптом личностной отстраненности сложившийся симптом у 13% воспитателей. В этом случае человек воспринимается не как субъект профессиональной деятельности, а только как объект для манипуляций, который обременяет своими проблемами. В этом случае, профессионал может утверждать, что работа с людьми неинтересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности.

  • Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений сформирован у 4% педагогов, у 17% — в стадии формирования. Он проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – «выгорание» – самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами организма. Таким способом он спасает себя от разрушительной силы эмоциональной энергии.

 Количественный анализ данных представлен в таблицах и на диаграммах.Таблица 1. Фазы «эмоционального выгорания»

Название фазы «эмоционального выгорания»

Не сформирована

В стадии формирования

Сформировавшаяся фаза

1.

Тревожное напряжение

20 чел. – 83%

4 чел. -17%

2.

Резистенция или сопротивление

13 чел. – 54%

8 чел.- 33%

3 чел. –13%

3.

Истощение

17 чел. – 71%

7 чел. – 29%

Средний показатель

69%

27%

4%

Проведенное психологическое обследование эмоционального состояния педагогов позволяет предположить, что в ДОУ, большинство педагогов уже выработали собственную психологическую защиту, основанную на экономии эмоции и упрощении профессиональных обязанностей.

У некоторых педагогов наблюдается формирование фазы «тревожное напряжение». Данная фаза может сочетаться с другими, когда в ответ на постоянное нервное напряжение формируется защитная реакция организма, которая при крайних вариантах может нанести серьезный вред здоровью педагога.

В ДОУ на основании полученных результатов можно предположить, что 29% воспитателей также подвержены различным негативным изменениям в физическом и психическом самочувствии.

Доминирующими следует считать такие симптомы как неудовлетворенность собой, неадекватное избирательное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция (сокращение) профессиональных обязанностей и эмоциональный дефицит. В стадии формирования находятся симптом тревоги и депрессии, неадекватное избирательное реагирование, эмоциональная отстраненность (Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Данные по каждому симптому (в сравнении)

*Расшифровка аббревиатуры представлена в таблице 2. (см. ниже)

Также следует отметить, что у педагогов отмечается меньшее количество сложившихся и доминирующих симптомов «эмоционального выгорания», чем формирующихся на данное время. На основании этих данных можно предположить, что педагоги, работающие в ДОУ мало подвержены синдрому «профессионального выгорания», (Диаграмма 2.)

Диаграмма 2. Симптомы «эмоционального выгорания»

Вывод. Анализ полученных данных показал, что у 69% педагогов синдром «эмоционального выгорания» не сложился (низкий уровень). У 27% воспитателей отмечается средний уровень сформированности данного синдрома, у 4% наблюдается большинство симптомов «эмоционального выгорания» (высокий уровень). (Диаграмма 3)

Диаграмма 3. Уровень «эмоционального выгорания»

Таблица 2. Формирование симптомов «эмоционального выгорания»

<

Симптомы

«эмоционального выгорания»

Не сложился