Брязгунова кучма синдром дефицита внимания
Брязгунов Игорь Павлович — доктор медицинских наук, профессор. Заведующий лабораторией психосоматической патологии Научного центра здоровья детей РАМН. Закончил в 1960 году Винницкий Государственный медицинский институт, лечебный факультет, аспирантуру в I клинике старшего возраста НИИ педиатрии РАМН СССР (г.Москва). В этом институте работал младшим, затем старшим и ведущим научным сотрудником кардиологического отделения. Кандидатская диссертация защищена в 1967 году, докторская диссертация — в 1978 году. В 1986 — 1989 г.г. — сотрудник отдела охраны материнства и детства в ВОЗ. С 1991 года — заведовал клиникой функциональной патологии, затем, по настоящее время, лабораторией психосоматической патологии НИИ педиатрии РАМН (Научного центра здоровья детей), специализацией которого являются: длительный субфебрилитет, ночной энурез, артериальная гипертензия и гипотензия, коллаптоидные состояния, нейрогенная одышка, цефалгия напряжения, посттравматическое стрессовое расстройство, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром хронической утомляемости, рецидивирующие боли в животе психогенного происхождения и др.). Опубликовано более 700 научных и научно-популярных работ, в том числе 16 книг. Автор 2 изобретений, 3 рационализаторских предложений. Под руководством Брязгунова И.П. защищено 13 кандидатских диссертаций,1 докторская диссертация. Отличник здравоохранения СССР. Специалист в области педиатрии, детской кардиологии, организации здравоохранения, психосоматических заболеваний, сертифицированный психотерапевт. Книги (3)Гипнотерапия детей и подростков Соавтор: Касатикова Е.В. Книга доктора медицинских наук, профессора, специалиста в области педиатрии, знакомит читателей с современными данными по гипнотерапии у детей с психосоматическими функциональными заболеваниями. В ней рассмотрены также возможные осложнения и побочные действия гипноза. Книга адресована психотерапевтам, психологам, педиатрам, которые могут использовать в своей работе гипнотерапию, студентам-медикам, а также широкому кругу читателей, которые интересуются вопросами немедикаментозных методов исцеления, в частности: самогипнозом, аутогенной тренировкой и др. Непоседливый ребенок Соавтор: Касатикова Е.В. Авторы рассказывают об одной из форм отклоняющегося поведения у детей — синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). За неуправляемым поведением и трудностями в обучении часто кроются симптомы нервно-психического заболевания. В книге изложены основные сведения о проявлениях, причинах, механизмах, диагностике и лечении этого заболевания. Приведены современные диагностические критерии и анкеты для родителей и педагогов. Психосоматика у детей В книге доктора медицинских наук И.П.Брязгунова обобщается многолетний практический опыт педиатров по работе с различными психосоматическими заболеваниями и симптомами у детей и подростков. Бронхиальная астма, повышенное давление, мигрени, боли в животе, обмороки, ночной энурез, ожирение и т.д. — все они могут являться следствиями психотравмирующего опыта ребенка. Психосоматика рассматривается как функциональная патология, лечение которой может осуществляться как медикаментозными так и оздоравливающими средствами (йога, акупунктура, ванны, массажи). Однако наряду с рекомендациями по применению лекарственных препаратов в книге приводятся рекомендации по использованию различных психотерапевтических средств (гипнотерапия, методы индивидуальной и групповой психотерапии — игровые занятия в группе, работа с родителями, медитация, аутотренинг и др.), даются различные психодиагностические методики и методики для отслеживания эффективности процесса терапии. Все это делает книгу комплексной и многофункциональной. Добавить отзыв |
Источник
Рейтинг 39 место 0,344 — 0,771 — | Аутизм и нарушения развития Пучинина О.В. Сидром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является
|
Источник
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Серёгина Ирина Николаевна
медицинский психолог, МБУЗ « Детская поликлиника № 2» ,соискатель,
г. Петропавловск-Камчатский
E—mail: irinavip88@bk.ru
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребёнка контролировать и регулировать своё поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность [7 с. 14].
Исследования И. П. Брязгунова, Е. В. Касатиковой (2003) для детей с синдромом выделяют многообразие клинических особенностей. Например, на первом месте стоят нарушения внимания – частота проявлений составляет от 96 до 100%, затем повышенная двигательная активность – от 80 до 84%, импульсивность – 63 – 84%. В 80 – 90% случаев ребёнку трудно усидеть на месте, он не заканчивает начатое дело, прерывает и вмешивается в разговор взрослых. В 73% случаев для него характерна частая смена деятельности, проблемы с учёбой отмечаются в 80% случаев; имеются затруднения в плане социального развития – в 64% случаев, болтливость – в 47% случаев; признаки агрессии – в 32% случаев; отмечаются нарушения сна – в 21 случаев [2; 3].
П. Уэндер и Р. Шейдер (1998) выделяют у детей с СДВГ, помимо невнимательности, гиперактивности и импульсивности, несколько категорий таких особенностей, как нарушение координации, эмоциональные нарушения, отношения с окружающими, парциальные задержки развития, поведенческие расстройства, другие особенности [9]. Рассмотрим их:
1. Нарушения координации.Выделяют примерно в половине случаев. Помимо двигательной расторможенности для детей с синдромом свойственны нарушения моторного контроля, проявляющиеся в виде «мягкой» неврологической симптоматики: дискоординации движений по типу статико-локомоторной и динамической атаксии, тиков и навязчивых движений [8].
Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дошкольники и младшие школьники нередко испытывают сложности при застёгивании пуговиц и завязывании шнурков, а также при занятии конструированием, лепкой и рисованием, пользовании ножницами, раскрашивании, в письме. При обучении письму могут проявляться дисграфии (неправильное написание элементов букв, «зеркальное» письмо, недописанные буквы) [11].
Г. Каплан и Б. Сэдок (1998) различают 3 типа нарушения развития координации движений среди детей, которые относятся к категории «неуклюжих»:
· нарушение последовательности движений;
· нарушение выполнения движений (нарушение равновесия, координации движений, мимики);
· нарушение развития всех двигательных умений.
Нарушения координации крупной моторики выявлены примерно в половине случаев СДВГ. Слабая моторная координация проявляется в беспорядочных хаотических движениях. Несмотря на то, что сама по себе грубая моторика у детей с СДВГ развита хорошо, они испытывают значительные трудности в выполнении движений, требующих высокой степени автоматизма. Это, например, повороты рук вовнутрь и наружу или быстрые попеременные движения [5].
2. Эмоциональные нарушения.При СДВГ наблюдаются часто. И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова (2003) считают, что чрезвычайно важным для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность, обусловленная дефицитом сдерживающего контроля и саморегуляции поведения. Для детей с синдромом характерна частая смена настроения. Они легко переходят от слёз к смеху, быстро забывают свои неудачи. Непоследовательность и непредсказуемость в поведении делают гиперактивных детей нежелательными членами детского коллектива [2].
Эмоциональное развитие ребёнка, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам. Они бедны в эмоциональном плане: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям. При дефиците материнского тепла, физического и эмоционального контакта, у детей страдающих СДВГ, возникают тревожность, неуверенность, возбудимость, негативные реакции, которые, в свою очередь, отражаются на умении ребёнка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным [1].
По мнению О. И. Романчук (2010) нарушение эмоциональной саморегуляции, является одной из нейропсихологических характеристик детей с СДВГ. Ребенок в один момент из спокойного состояния может перейти в состояние крайне озлобленное или, наоборот – в безмерно приподнятое. Обусловливает гиперэмоциональность детей с СДВГ, в частности, слабое регулирование влияние лобной коры на отделы головного мозга, которые связаны с эмоциональной сферой. Эта эмоциональность во многих аспектах жизни может иметь положительное значение – дети с СДВГ могут быть «эмоциональными донорами», заражающими других своими положительными эмоциями, энтузиазмом, жизнелюбием. Но когда ребёнок застревает на отрицательных эмоциях, то его жизнь и жизнь окружающих осложняется. Гиперэмоциональность становится наиболее проблемной при таких отрицательных чувствах, как злость, раздраженность, неудовлетворённость и т. п. Слабость регуляции эмоций, неразвитость способности иначе посмотреть на ситуацию, настроить себя на успокоение и более адекватную эмоциональную, когнитивную и поведенческую реакцию может осложнять выход из состояния отрицательного аффекта [7].
Многие дети с СДВГ испытывают трудности с контролем над своими агрессивными эмоциями и их деструктивными последствиями, как в социальных отношениях, так и в других сферах жизни. Сильная неуправляемость, неуправляемая злость имеет свойство «помрачать» сознание, заставляет необъективно воспринимать ситуацию как чрезмерно враждебную – и соответственно импульсивно действовать. В состоянии такой сильной злости дети с СДВГ могут прибегать к физической агрессии, направленной на других, на вещи и на самих себя. Наличие такого поведения является одним из отрицательных прогностических факторов относительно будущего ребёнка с СДВГ. Причём склонность к вспышкам гнева и агрессивного поведения во многих случаях не говорит об озлобленности ребенка как состоянии его души [3; 7; 10].
По оценкам Американской психиатрической ассоциации один из десяти детей в возрасте от 6 до 12 лет постоянно испытывает чувство печали — это признак депрессии. У многих из них есть и СДВГ. У ребёнка с СДВГ может развиваться депрессивное состояние на фоне низкой самооценки, помноженной на неприятие в кругу сверстников. Ребёнок может проявлять мало интереса к жизни, спать меньше или наоборот больше, чем раньше [2].
По данным R. S. Jensen (2002) дети с СДВГ испытывают состояние депрессии из-за конфликтных ситуаций дома и в школе, из-за постоянного неуспеха в учебе или в других видах деятельности. А также, по данным автора 25% детей с СДВГ имеют повышенный или высокий уровень тревожности. Если обнаруживается, что ребёнок тревожен, то его состояние может быть обусловлено неуверенностью и сомнениями в своих силах и неумением эффективно строить отношения с другими людьми, особенно со сверстниками. Дети с СДВГ гораздо хуже адаптируются в новой обстановке и более подвержены воздействию негативных стресс-факторов. Это тоже увеличивает тревожный фон настроения ребёнка [14].
3. Отношения с окружающими. Как правило, нарушены отношения и со сверстниками и со взрослыми. В психическом развитии дети с СДВГ отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей. На детей, страдающих СДВГ, обычные наказания и поощрения не действуют. Именно «невоспитуемость» в сочетании с импульсивностью – основной повод обращения к медицинскому психологу, психиатру. В отношении сверстников такие дети агрессивны и требовательны, эгоистичны. Не всегда умеют сочувствовать и сопереживать. Не любят уступать в чем-либо и никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими, другие дети чаще всего отвергают их дружбу [6; 3; 15].
Большая часть родителей и педагогов, выделяя самые сложные для них характеристики поведения гиперактивного ребёнка, обращают внимание на трудности общения и взаимодействия, нарушение контактов. И предполагают, что эти трудности непреодолимы, их невозможно избежать, а нарушение взаимодействия связано с особенностями ребёнка.
4. Парциальные задержки развития. Многие дети, страдающие СДВГ, плохо учатся в школе, не смотря на нормальный IQ. Кроме того, у детей с СДВГ часто встречаются задержки развития школьных навыков (письма, счета, чтения). Их основной признак – несоответствие между реальной успеваемостью и той, которую можно ожидать исходя из IQ. Несмотря на длительную историю исследований когнитивных процессов при СДВГ, данные об особенностях интеллектуального развития у гиперактивных детей противоречивы.
5. Другие особенности. У детей с СДВГ чаще бывает ночное недержание мочи (энурез), тики они хуже засыпают, а утром часто бывают сонливы (нарушение сна), бруксизм (скрежетание зубами во сне), энкопрез (недержание кала) и т. п. [3].
6. Поведенческие расстройства. При СДВГ наблюдаются часто, но не всегда.
По мнению Р.А. Баркли (1990, 2006) первичным дефектом в СДВГ является трудность поведения по правилам. Нарушения «поведения по правилам» трактуется этим автором достаточно широко, и включают дефицит таких функций, как распределение и поддержание внимания, рабочая память, планирование, подавление неадекватных реакций, подвижность установок. Поведенческие особенности, присущие данному синдрому, автор считает вторичным дефектом [12; 13].
Таим образом, СДВГ является полиморфным расстройством, которое имеет много проявлений. Особенности психического развития детей с СДВГ требуют специальных подходов в воспитании и обучении ребёнка. Также необходима семейная психологическая коррекция и по показаниям медикаментозное лечение ребёнка. На фоне протекающих физических и психических изменений в организме ребёнка происходят значительные изменения и в социальном плане. Неправильный подход к сопровождению детей с СДВГ приводит к развитию более тяжелой степени болезни и социальной дезадаптации.
Список литературы:
1. Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Попова И.В. Гиперактивный ребенок. – СПб.: НПК «Омега», 2010. 160 с.
2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2003. 96 с.
3. Брязгунов И. П. Психосоматика у детей. – М.: Психотерапия, 2009. 480 с.
4. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь / Под ред. М.М. Безруких. – М.: НПО «МОДЭК», 2009. 248 с.
5. Каплан Г., Сэдок Б. Клиническая психиатрия. — М.: Гэотар-Медицина, 1998. 506 с.
6. Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью удетей России: Распространенность, факторы риска и профилактика. М.: РАРОГЬ, 1997
7. Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Пер. с укр. – М.: Генезис, 2010. 336 с.
8. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986. 256 с.
9. Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью // Психиатрия / Под ред. Р. Шейдера. М., 1998. — С. 222-236.
10. Фесенко Е. В., Фесенко Ю. А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. – СПб.: Наука и Техника, 2010. 384 с.
11. Чутко Л.С. Гиперактивный ребенок /Л.С. Чутко // Педиатрия для родителей. – СПб: Терра Медика, 2006. — № 1. – С. 72-76
12. Barkley R. A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: a handbook for diagnostic and treatment. New York: Guilfred Press, 1990
13. Barkley R. A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. A clinical workbook. N.Y.: The Guilfred Press, 2006
14. Jensen P., Cooper J. Attention deficit hyperactivity disorder: state of science-best practices. Kingston (NJ): Civic Research Institute, 2002
15. Taylor E., Doepfner M., Sergeant J., Asherson P., Banashevski T., Buitelaar J., Coghiil D., Danckaerts M., Rothenberger A., Sonuga-Barke E., Steinhausen H., Zudda A. European clinical guidelines for hyperkinetic disorder – fist upgrade // European Child and Adolescent Psychiatry. V. 13. Sup. 1. 2004. P. 7-31
Источник