Брязгунова кучма синдром дефицита внимания

Брязгунова кучма синдром дефицита внимания thumbnail

Брязгунова кучма синдром дефицита внимания

Брязгунов И.П.

Брязгунов Игорь Павлович — доктор медицинских наук, профессор.

Заведующий лабораторией психосоматической патологии Научного центра здоровья детей РАМН.

Закончил в 1960 году Винницкий Государственный медицинский институт, лечебный факультет, аспирантуру в I клинике старшего возраста НИИ педиатрии РАМН СССР (г.Москва). В этом институте работал младшим, затем старшим и ведущим научным сотрудником кардиологического отделения.

Кандидатская диссертация защищена в 1967 году, докторская диссертация — в 1978 году.

В 1986 — 1989 г.г. — сотрудник отдела охраны материнства и детства в ВОЗ.

С 1991 года — заведовал клиникой функциональной патологии, затем, по настоящее время, лабораторией психосоматической патологии НИИ педиатрии РАМН (Научного центра здоровья детей), специализацией которого являются: длительный субфебрилитет, ночной энурез, артериальная гипертензия и гипотензия, коллаптоидные состояния, нейрогенная одышка, цефалгия напряжения, посттравматическое стрессовое расстройство, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, синдром хронической утомляемости, рецидивирующие боли в животе психогенного происхождения и др.).

Опубликовано более 700 научных и научно-популярных работ, в том числе 16 книг. Автор 2 изобретений, 3 рационализаторских предложений.

Под руководством Брязгунова И.П. защищено 13 кандидатских диссертаций,1 докторская диссертация. Отличник здравоохранения СССР. Специалист в области педиатрии, детской кардиологии, организации здравоохранения, психосоматических заболеваний, сертифицированный психотерапевт.

Книги (3)

Брязгунова кучма синдром дефицита вниманияГипнотерапия детей и подростков

Соавтор: Касатикова Е.В.

Книга доктора медицинских наук, профессора, специалиста в области педиатрии, знакомит читателей с современными данными по гипнотерапии у детей с психосоматическими функциональными заболеваниями. В ней рассмотрены также возможные осложнения и побочные действия гипноза.

Книга адресована психотерапевтам, психологам, педиатрам, которые могут использовать в своей работе гипнотерапию, студентам-медикам, а также широкому кругу читателей, которые интересуются вопросами немедикаментозных методов исцеления, в частности: самогипнозом, аутогенной тренировкой и др.

Брязгунова кучма синдром дефицита вниманияНепоседливый ребенок

Соавтор: Касатикова Е.В.

Авторы рассказывают об одной из форм отклоняющегося поведения у детей — синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). За неуправляемым поведением и трудностями в обучении часто кроются симптомы нервно-психического заболевания.

В книге изложены основные сведения о проявлениях, причинах, механизмах, диагностике и лечении этого заболевания. Приведены современные диагностические критерии и анкеты для родителей и педагогов.

Брязгунова кучма синдром дефицита вниманияПсихосоматика у детей

В книге доктора медицинских наук И.П.Брязгунова обобщается многолетний практический опыт педиатров по работе с различными психосоматическими заболеваниями и симптомами у детей и подростков.

Бронхиальная астма, повышенное давление, мигрени, боли в животе, обмороки, ночной энурез, ожирение и т.д. — все они могут являться следствиями психотравмирующего опыта ребенка.

Психосоматика рассматривается как функциональная патология, лечение которой может осуществляться как медикаментозными так и оздоравливающими средствами (йога, акупунктура, ванны, массажи). Однако наряду с рекомендациями по применению лекарственных препаратов в книге приводятся рекомендации по использованию различных психотерапевтических средств (гипнотерапия, методы индивидуальной и групповой психотерапии — игровые занятия в группе, работа с родителями, медитация, аутотренинг и др.), даются различные психодиагностические методики и методики для отслеживания эффективности процесса терапии. Все это делает книгу комплексной и многофункциональной.

Добавить отзыв

Источник

Аутизм и нарушения развития - №2 (13) / 2006 | Перейти к описанию

РИНЦ

Рейтинг
Science Index РИНЦ 2018

39 место
— направление «Психология»

0,344 —
показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,771 —
двухлетний импакт-фактор

 

Аутизм и нарушения развития
2006. Том. 4, № 2. С. 10–19
ISSN:
1994-1617 / 2413-4317 (online)

Пучинина О.В.
психолог, начальная школа N 1703 г. Зеленограда, Москва, Россия
e-mail: chaurangi@mtu-net.ru

Сидром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является
одной из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском
возрасте. В связи с широкой распространенностью он стал предметом изучения и
медиков, и психологов, и педагогов. Описанию расторможенных, импульсивных,
неугомонных, невнимательных, непослушных детей, испытывающих значительные
трудности в адаптации и обучении, посвящены работы как отечественных, так и
зарубежных неврологов, психологов и психиатров: Н.Н. Заваденко, Ю.С. Шевченко,
В.Р. Кучмы, И.П. Брязгунова, Е.А. Осиповой, Н.В. Панкратовой, Т.В. Ахутиной,
Н.М. Пылаевой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, R.Barkley, S.Clements, З.Тржесоглавы
и др. Несмотря на значительное количество работ в этой области, исследователи
до сих пор не пришли к единому мнению относительно этиологии синдрома, его
распространенности, а также диагностических критериев данного заболевания.
Аналогичным образом на данный момент нет единого мнения относительно
сочетаемости синдрома с запаздыванием процессов созревания высших психических
функций, которые приводят к специфическим трудностям обучения, в первую
очередь, в виде трудностей программирования и контроля деятельности. При СДВГ
высокий уровень интеллекта может сочетаться с низкой психоэмоциональной
устойчивостью, частыми колебаниями настроения, упрямством, вспыльчивостью,
агрессивностью, длительно сохраняющейся инфантильностью, незрелым поведением,
проблемами в общении, неуверенностью в себе, неустойчивой самооценкой. Однако
до сих пор остается невыясненным вопрос, почему у одних детей с СДВГ больше
выражены эмоционально-мотивационные нарушения, у других – когнитивные.
Существуют также разногласия относительно возможностей компенсации,
устойчивости проявления симптомов и сочетания СДВГ с другими клиническими
расстройствами.

  1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдром
    дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.
    В.М. Бехтерева. 1993. — № 3. — С. 74-90.

  2. Белопольская Н.Л. Дифференциально-диагностическое значение
    изучения самосознания у детей с ЗПР / Психология детей с задержкой психического
    развития (под ред. Защиринской О.В.). — СПб., 2003. – С. 240-244.

  3. Бихевиорально-когнитивная психотерапия детей и подростков
    (под ред. проф. Ю.С. Шевченко). — СПб., 2003.

  4. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка
    / Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972. — С.44-56.

  5. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или
    всё о гиперактивных детях. — М., 2002.

  6. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч. — М.,
    1982. – Т. 2.

  7. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. — М.,
    1983.

  8. Горбачевская Н.Л., Заваденко Н.Н., Якупова Л.П., Сорокин
    А.Б., Суворина Н.Ю., Григорьева Н.В. Электроэнцефалографическое исследование
    детской гиперактивности // Физиология человека. — 1996. — Т. 22. — № 5. — С.
    49-55.

  9. Гиперактивные дети. Под ред. М.Пассольта. — М.,
    2004.

  10. Грибанов А.В. и др. Синдром дефицита внимания с
    гиперактивностью у детей. — М., 2004.

  11. Демьянов Ю.Г. Пограничные с олигофренией состояния /
    Психология детей с задержкой психического развития (под ред. Защиринской О.В.).
    — СПб., 2003. — С. 101-132.

  12. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два
    разных мира. — М., 1998.

  13. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью
    и дефицитом внимания. — М., 2001.

  14. Заваденко Н.Н. Принципы диагностики и коррекции
    гиперактивности с дефицитом внимания у детей // Аутизм и нарушения развития. —
    2003. — №№ 2, 3.

  15. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. — СПб.,
    2000.

  16. Иванов Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости
    детей в школе / Психология детей с задержкой психического развития (под ред.
    Защиринской О.В.). — СПб., 2003. — С. 9-11.

  17. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия (в 2-х
    тт.). — М., 1994. — Т. 2.

  18. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Диагностика особенностей
    поведения учащихся. Программа наблюдения за аффективно-волевой стороной
    поведения учащегося / Психология детей с задержкой психического развития (под
    ред. Защиринской О.В.). — СПб., 2003. — С. 210-216.

  19. Ковалев В.В. (ред.) Неврозы и нарушения характера у детей
    и подростков. — М., 1973.

  20. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М.,
    1995.

  21. Ковтун О.П., Львова О.А., Сулимов А.В. Минимальная
    мозговая дисфункция у детей. Критерии диагностики и подходы к лечению. —
     Екатеринбург, 2003.

  22. Козловская Г.В. СДВГ как заболевание и как
    психолого-медико-психологическая проблема // Данные доклада на круглом столе
    «Гиперкинетический синдром как заболевание и как
    психолого-медико-педагогическая проблема». — М., 2004.

  23. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие
    дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших
    школьников. — М., 1997.

  24. Котягина С.Н. Особенности формирования психической
    деятельности у детей с резидуальной энцефалопатией. Нейропсихологическое
    исследование (автореф. канд. дисс.). – М., 2003.

  25. Кошелева А.Д., Алексеева Л.С. Диагностика и коррекция
    гиперактивности ребенка. — М., 1997.

  26. Крук И.В. Клиника церебрастенических состояний в детском
    возрасте, пути адаптации (автореф. канд. дисс.). — Л., 1985.

  27. Кучма В.Р., Брязгунов И.П. Синдром дефицита внимания с
    гиперактивностью у детей /Детская патопсихология. — М., 2001. — С.
    330-350.

  28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском
    возрасте. — М., 2003.

  29. Листик Е.М. Развитие способности к распознаванию эмоций в
    старшем дошкольном возрасте (автореф. канд. дисс.). — М., 2003.

  30. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. — М., 1961.

  31. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного
    взаимодействия с детьми. — СПб., 2001.

  32. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых.
    Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и
    аутичными детьми. — М., 2002.

  33. Мачинская Р.И., Лукашевич И.П., Фишман М.Н. Динамика
    электрической активности мозга у детей 5-8 лет в норме и при трудностях
    обучения // Физиология человека. – 1997. — Т. 23. — № 5. — С. 5-11.

  34. Многоосевая классификация психических расстройств в
    детском и подростковом возрасте, ВОЗ. — М., СПб., 2003.

  35. Микадзе Ю.В. Нейропсихологическая диагностика способности
    к обучению / Хрестоматия по нейропсихологии. — М., 1999. — С. 434-435.

  36. Молчанова Г.В. Динамика возрастных и индивидуальных
    особенностей умственного развития тревожности у импульсивных детей 6-8 лет
    (автореф. канд. дисс.). — М., 2000.

  37. Мурашова Е.В. Дети — «тюфяки» и дети — «катастрофы». —
    Екатеринбург, 2004.

  38. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая
    готовность к школе. — М., 2001.

  39. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. — М.,
    2002.

  40. Осипова Е.А., Панкратова Н.В. Динамика
    нейропсихологического статуса у детей с различными вариантами течения синдрома
    дефицита внимания и гиперактивности // Школа здоровья. Т. 4. — 1997. — № 4. -С.
    34-42.

  41. Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии. — М.,
    2001.

  42. Психическое развитие воспитанников детского дома (под ред.
    И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской). — М., 1990.

  43. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Если ребенок невнимателен…
    Методическое пособие. — Пермь, 1997.

  44. Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей
    5-6 лет с задержкой психического развития / Хрестоматия по нейропсихологии. —
     М., 1999. — С. 473-476.

  45. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика
    развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. — М., 1997.

  46. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
    —  М., 2002.

  47. Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей
    (нейроонтогенез и его нарушения). — М., 2000.

  48. Сприн О., Таппер Д., Райссер А., Туокко Х., Иджелл Д.
    Минимальная мозговая дисфункция / Хрестоматия по нейропсихологии. — М., 1999. —
    С. 482-484.

  49. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте.
    — М., 1986.

  50. Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Функциональная организация
    развивающегося мозга // Физиология человека. — 1991. — Т.17. — № 5.

  51. Филимонова О.Г. Психологические условия формирования
    произвольности поведения младшего школьника (автореф. канд. дисс.). — М.,
    1999.

  52. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в
    умственном развитии у детей. — М., 2001.

  53. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция в
    детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова № 9. —
    1998. —  С. 4-8.

  54. Хомская Е.Д. Нейропсихология. — М., 2002.

  55. Цветкова Л.С. (ред.) Актуальные проблемы нейропсихологии
    детского возраста. — М., 2001.

  56. Чубарова С.А. Он и она, а не просто дети: опыт раздельного
    обучения в МОУСШ № 3 г. Тулы / Данные доклада на круглом столе
    «Гиперкинетический синдром как заболевание и как
    психолого-медико-педагогическая проблема». — М., 2004.

  57. Шевченко Ю.С. Диагностика возбужденной мании,
    маскированной гиперкинетическим и психопатоподобным поведением у детей /
    Мамцева В.Н. Детская и подростковая психиатрия. — М., 2003. — С. 370-376.

  58. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью
    и психопатоподобным синдромом. — М., 1997.

  59. Шевченко Ю.С. Онтогенетические аспекты гиперкинетического
    синдрома / Данные доклада на круглом столе «Гиперкинетический синдром как
    заболевание и как психолого-медико-педагогическая проблема». — М., 2004.

  60. Шевченко Ю.С., Добридень В.П.
    Онтогенетически-ориентированная психотерапия (методика ИНТЭКС). — М.,
    1998.

  61. Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Радостное взросление:
    личностный рост ребенка. — СПб., 2004.

  62. Щипицына Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики
    детей в процессе коррекционно-развивающего обучения / Психология детей с
    задержкой психического развития (под ред. Защиринской О.В.). — СПб., 2003. — С.
    152-164.

  63. Якобсон С.Г., Сафонова Н.М. Анализ формирования механизмов
    произвольного внимания у дошкольников // Вопросы психологии. – № 5. —
     1999. — С. 3-10.

  64. Barkley R.A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: a
    handbook for diagnostic & treatment. — New York: Guilfred Press.,
    1990.

  65. Clements S.D. Minimal brain dysfunction by children //
    National J.Neurolog Bull. 1966 Vol. 9.

 
Читайте также:  Симптомы синдрома височно нижнечелюстного сустава

Источник

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТРАДАЮЩИХ СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Серёгина Ирина Николаевна

медицинский психолог, МБУЗ « Детская поликлиника № 2» ,соискатель,

г. Петропавловск-Камчатский

Emailirinavip88@bk.ru

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это полиморфный клинический синдром, главным проявлением которого является нарушение способности ребёнка контролировать и регулировать своё поведение, что выливается в двигательную гиперактивность, нарушения внимания и импульсивность [7 с. 14].

Исследования И. П. Брязгунова, Е. В. Касатиковой (2003) для детей с синдромом  выделяют многообразие клинических особенностей. Например, на первом месте стоят нарушения внимания – частота проявлений составляет от 96 до 100%, затем повышенная двигательная активность – от 80 до 84%, импульсивность – 63 – 84%. В 80 – 90% случаев ребёнку трудно усидеть на месте, он не заканчивает начатое дело, прерывает и вмешивается в разговор взрослых. В 73% случаев для него характерна частая смена деятельности, проблемы с учёбой отмечаются в 80% случаев; имеются затруднения в плане социального развития – в 64% случаев, болтливость – в 47% случаев; признаки агрессии – в 32% случаев; отмечаются нарушения сна – в 21 случаев [2; 3].

П. Уэндер и Р. Шейдер (1998) выделяют у детей с СДВГ, помимо невнимательности, гиперактивности и импульсивности, несколько категорий таких особенностей, как нарушение координации, эмоциональные нарушения, отношения с окружающими, парциальные задержки развития, поведенческие расстройства, другие особенности [9]. Рассмотрим их:

1.  Нарушения координации.Выделяют примерно в половине случаев.   Помимо двигательной расторможенности для детей с синдромом свойственны нарушения моторного контроля, проявляющиеся в виде «мягкой» неврологической симптоматики: дискоординации движений по типу статико-локомоторной и динамической атаксии, тиков и навязчивых движений [8].

Часто гиперактивность сочетается с недостаточной сформированностью мелкой моторики и навыков самообслуживания. Дошкольники и младшие школьники нередко испытывают сложности при застёгивании пуговиц и завязывании шнурков, а также при занятии конструированием, лепкой и рисованием, пользовании ножницами, раскрашивании, в письме. При обучении письму могут проявляться дисграфии (неправильное написание элементов букв, «зеркальное» письмо, недописанные буквы) [11].

Читайте также:  Как помочь себе при абстинентном синдроме

Г. Каплан и Б. Сэдок (1998) различают 3 типа нарушения развития координации движений среди детей, которые относятся к категории «неуклюжих»:

·     нарушение последовательности движений;

·     нарушение выполнения движений (нарушение равновесия, координации движений, мимики);

·     нарушение развития всех двигательных умений.

Нарушения координации крупной моторики выявлены примерно в половине случаев СДВГ. Слабая моторная координация проявляется в беспорядочных хаотических движениях. Несмотря на то, что сама по себе грубая моторика у детей с СДВГ развита хорошо, они испытывают значительные трудности в выполнении движений, требующих высокой степени автоматизма. Это, например, повороты рук вовнутрь и наружу или быстрые попеременные движения [5].

2.  Эмоциональные нарушения.При СДВГ наблюдаются часто. И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова (2003) считают, что чрезвычайно важным для понимания природы гиперактивного поведения и для коррекции его проявлений являются нарушения эмоциональной сферы. Прежде всего, это чрезмерная возбудимость и импульсивность, обусловленная дефицитом сдерживающего контроля и саморегуляции поведения. Для детей с синдромом характерна частая смена настроения. Они легко переходят от слёз к смеху, быстро забывают свои неудачи. Непоследовательность и непредсказуемость в поведении делают гиперактивных детей нежелательными членами детского коллектива [2].

Эмоциональное развитие ребёнка, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам. Они бедны в эмоциональном плане: у них не выразительны в цветовом отношении рисунки, стереотипны и поверхностны образы; беден эмоциональный отклик на музыкальные, художественные произведения; неглубоки эмоциональные проявления по отношению к другим людям. При дефиците материнского тепла, физического и эмоционального контакта, у детей страдающих СДВГ, возникают тревожность, неуверенность, возбудимость, негативные реакции, которые, в свою очередь, отражаются на умении ребёнка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным [1].

По мнению О. И. Романчук (2010) нарушение эмоциональной саморегуляции, является одной из нейропсихологических характеристик детей с СДВГ. Ребенок в один момент из спокойного состояния может перейти в состояние крайне озлобленное или, наоборот – в безмерно приподнятое. Обусловливает  гиперэмоциональность детей с СДВГ, в частности, слабое регулирование влияние лобной коры на отделы головного мозга, которые связаны с эмоциональной сферой. Эта эмоциональность во многих аспектах жизни может иметь положительное значение – дети с СДВГ могут быть «эмоциональными донорами», заражающими других своими положительными эмоциями, энтузиазмом, жизнелюбием. Но когда ребёнок застревает на отрицательных эмоциях, то его жизнь и жизнь окружающих осложняется. Гиперэмоциональность становится наиболее проблемной при таких отрицательных чувствах, как злость, раздраженность, неудовлетворённость и т. п. Слабость регуляции эмоций, неразвитость способности иначе посмотреть на ситуацию, настроить себя на успокоение и более адекватную эмоциональную, когнитивную и поведенческую реакцию может осложнять выход из состояния отрицательного аффекта [7].

Многие дети с СДВГ испытывают трудности с контролем над своими агрессивными эмоциями и их деструктивными последствиями, как в социальных отношениях, так и в других сферах жизни. Сильная неуправляемость, неуправляемая злость имеет свойство «помрачать» сознание, заставляет необъективно воспринимать ситуацию как чрезмерно враждебную – и соответственно импульсивно действовать. В состоянии такой сильной злости дети с СДВГ могут прибегать к физической агрессии, направленной на других, на вещи и на самих себя. Наличие такого поведения  является одним из отрицательных прогностических факторов относительно будущего ребёнка с СДВГ. Причём склонность к вспышкам гнева и агрессивного поведения во многих случаях не говорит об озлобленности ребенка как состоянии его души [3; 7; 10].

Читайте также:  Синдромы при нарушении органов дыхания

По оценкам Американской психиатрической ассоциации один из десяти детей в возрасте от 6 до 12 лет постоянно испытывает чувство печали — это признак депрессии. У многих из них есть и СДВГ. У ребёнка с СДВГ может развиваться депрессивное состояние на фоне низкой самооценки, помноженной на неприятие в кругу сверстников. Ребёнок может проявлять мало интереса к жизни, спать меньше или наоборот больше, чем раньше [2].

По данным R. S. Jensen (2002) дети с СДВГ испытывают состояние депрессии из-за конфликтных ситуаций дома и в школе, из-за постоянного неуспеха в учебе или в других видах деятельности. А также,  по данным автора 25% детей с СДВГ имеют повышенный или высокий уровень тревожности. Если обнаруживается, что ребёнок тревожен, то его состояние может быть обусловлено неуверенностью и сомнениями в своих силах и неумением эффективно строить отношения с другими людьми, особенно со сверстниками. Дети с СДВГ гораздо хуже адаптируются в новой обстановке и более подвержены воздействию негативных стресс-факторов. Это тоже увеличивает тревожный фон настроения ребёнка [14].

3.  Отношения с окружающими. Как правило, нарушены отношения и со сверстниками и со взрослыми. В психическом развитии дети с СДВГ отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей. На детей, страдающих СДВГ, обычные наказания и поощрения не действуют. Именно «невоспитуемость» в сочетании с импульсивностью – основной повод обращения к медицинскому психологу, психиатру. В отношении сверстников такие дети агрессивны и требовательны, эгоистичны. Не всегда умеют сочувствовать и сопереживать. Не любят уступать в чем-либо и никогда не признаются в своей неправоте. Стремятся к лидерству, но не умеют действовать совместно с другими, другие дети чаще всего отвергают их дружбу [6; 3; 15].

Большая часть родителей и педагогов, выделяя самые сложные для них характеристики поведения гиперактивного ребёнка, обращают внимание на трудности общения и взаимодействия, нарушение контактов. И предполагают, что эти трудности непреодолимы, их невозможно избежать, а нарушение взаимодействия связано  с особенностями ребёнка.

4.  Парциальные задержки развития. Многие дети, страдающие СДВГ, плохо учатся в школе, не смотря на нормальный IQ. Кроме того, у детей с СДВГ  часто встречаются задержки развития школьных навыков (письма, счета, чтения). Их основной признак – несоответствие между реальной успеваемостью и той, которую можно ожидать исходя из IQ. Несмотря на длительную историю исследований когнитивных процессов при СДВГ, данные об особенностях интеллектуального развития у гиперактивных детей противоречивы.

5.  Другие особенности. У детей с СДВГ чаще бывает ночное недержание мочи (энурез), тики они хуже засыпают, а утром часто бывают сонливы (нарушение сна), бруксизм (скрежетание зубами во сне), энкопрез (недержание кала) и т. п. [3].  

6.  Поведенческие расстройства. При СДВГ наблюдаются часто, но не всегда.

По мнению Р.А. Баркли (1990, 2006) первичным дефектом в СДВГ является трудность поведения по правилам. Нарушения «поведения по правилам» трактуется этим автором достаточно широко, и включают дефицит таких функций, как распределение и поддержание внимания, рабочая память, планирование, подавление неадекватных реакций, подвижность установок. Поведенческие особенности, присущие данному синдрому, автор считает вторичным дефектом [12; 13].

Таим образом, СДВГ является полиморфным расстройством, которое имеет много проявлений.  Особенности психического развития детей с СДВГ требуют специальных подходов в воспитании и обучении ребёнка. Также необходима семейная психологическая коррекция и по показаниям медикаментозное лечение ребёнка. На фоне протекающих физических и психических изменений в организме ребёнка происходят значительные изменения и в социальном плане. Неправильный подход к сопровождению детей с СДВГ приводит к развитию более тяжелой степени болезни и  социальной дезадаптации.

Список литературы:

1.            Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Попова И.В. Гиперактивный ребенок. – СПб.: НПК «Омега», 2010. 160 с.

2.            Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2003. 96 с.

3.            Брязгунов И. П.  Психосоматика у детей. – М.: Психотерапия, 2009. 480 с.

4.            Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь / Под ред. М.М. Безруких. – М.: НПО «МОДЭК», 2009. 248 с.

5.            Каплан Г.,  Сэдок Б. Клиническая психиатрия.  — М.: Гэотар-Медицина, 1998. 506 с.

6.            Кучма В. Р., Платонова А. Г.  Дефицит  внимания  с  гиперактивностью  удетей  России: Распространенность, факторы риска и профилактика. М.: РАРОГЬ, 1997

7.            Романчук О. И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей / Пер. с укр. – М.: Генезис, 2010. 336 с.

8.            Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986. 256 с.

9.            Уэндер П., Шейдер Р. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью // Психиатрия / Под ред. Р. Шейдера. М., 1998. — С. 222-236.

10.       Фесенко Е. В., Фесенко Ю. А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. – СПб.: Наука и Техника, 2010. 384 с.

11.        Чутко Л.С. Гиперактивный ребенок /Л.С. Чутко // Педиатрия для родителей. – СПб: Терра Медика, 2006. — № 1. – С. 72-76

12.        Barkley R. A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder: a handbook for diagnostic and treatment. New York: Guilfred Press, 1990

13.        Barkley R. A. Attention Deficit Hyperactivity Disorder. A clinical workbook. N.Y.: The  Guilfred Press, 2006

14.        Jensen P., Cooper J. Attention deficit hyperactivity disorder: state of science-best practices. Kingston (NJ): Civic Research Institute, 2002

15.       Taylor E., Doepfner M., Sergeant J., Asherson P., Banashevski T., Buitelaar J., Coghiil D., Danckaerts M., Rothenberger A., Sonuga-Barke E., Steinhausen H., Zudda A. European clinical guidelines for hyperkinetic disorder – fist upgrade // European Child and Adolescent  Psychiatry. V. 13. Sup. 1. 2004. P. 7-31

Источник