Бак терапия для детей с синдромом дауна
Биологическая обратная связь (БОС) – один из методов реабилитации детей с различными заболеваниями, в том числе и неврологической патологией. Во время сеанса БОС посредством специальных аппаратов происходит обработка некоторых физиологических параметров организма, и «возврат» этой информации, которая отображается на экране в доступном для ребенка образе (аудиовизуальной форме). При этом маленький пациент получает возможность управлять данными параметрами и видеть как они меняются.
Центральная нервная система регулирует положение тела на основе зрительной, вестибулярной и проприорецептивной информации. Нарушение в любой из систем организма сказывается на функции равновесия и может регистрироваться с помощью компьютерного стабилографа с биологической обратной связью. Используемая в нашей клинике профессиональная стабилоплатформа ST-150 с компьютерным стабилоанализатором позволяет оценивать состояние пациентов в процессе лечения, проводить реабилитационные занятия и оценивать эффективность реабилитации. Тренажер равновесия с компьютерными программами БОС позволяют развивать различные специализированные навыки координации балансировочных движений в основной стойке. Тренажеры равновесия имеют в своей структуре стабило-метрическую платформу, на которой устанавливается пациент, удерживающий вертикальную стойку, и компьютерный комплекс, преобразующий информацию о смещениях общего центра массы тела в визуальные сигналы на экране монитора. Основная задача пациента — удержание центра давления в определенной зоне на экране монитора или его перемещение путем переноса веса тела на правую или левую ногу либо на передние или задние отделы стоп. Таким образом решаются задачи восстановления, развития опороспособности конечностей, управления движениями тела и его балансом, тренировки точности движений, времени движений (достижение цели к определенному времени), стабилизации движений (удержание определенного положения определенное время) а так же укрепления мышечного аппарата.
Взаимодействие пациента с аппаратом реализовано в виде игровых моделей – ребенок выполняет какие-то действия, а итогом является воздействие на свой организм. Находясь на стабилографической платформе, пациент фактически выполняет функцию игрового манипулятора, что положительным образом сказывается на эмоциональном состоянии и двигательных возможностях.
В среднем требуется 10-20 сеансов продолжительностью 15-30 минут.
Достоинством этого метода лечения является наличие небольшого количества противопоказаний и в полном отсутствии побочных эффектов
Тем не менее БОС-терапия противопоказана пациентам со следующими заболеваниями:
острый психоз любой этиологии
фотосенситивная эпилепсия
острые инфекционные заболевания
обострения хронической патологии, сопровождающиеся выраженным нарушением функций систем и органов.
У детей с синдромом Дауна могут выявляться нарушения функции равновесия, сопровождающиеся снижением мышечного тонуса. БОС тренировки помогают развитию навыков координации и укреплению мышц ног и туловища, укреплению связочного аппарата голеностопных и коленных суставов.
У детей с синдромом Дауна в комплексе с БОС- тренировками применяются:
Источник
ВКонтакте
В своем центре мы применяем метод Томатиса, Биоакустическую коррекцию (БАК) и другие неинвазивные методы для помощи детям с особенностями развития.
БАК
Санкт-Петербургские нейрофизиологи Института экспериментальной медицины СЗО РАМН (отдел физиологии им. И.П.Павлова) разработали инновационный метод, позволяющий повышать активность естественных процессов саморегуляции организма. Этот метод назвали БАК (биоакустическая коррекция). В основе метода БАК используется концепция непроизвольной саморегуляции, содержание которой заключается не в компенсации, а в активации естественных процессов регулирования физиологических функций, которые в результате неблагоприятного сочетания факторов внешней среды и индивидуально-личностных особенностей оказались подавлены.
Процедуры БАК направлены на восстановление естественных процессов регулирования физиологических функций и повышение адаптивных свойств организма. Это происходит за счет нормализации работы центральной нервной системы (ЦНС), ее регулирующей функции.
БАК имеет множество лечебных эффектов:
— улучшение психоэмоционального состояния, нормализация сна, аппетита, снижение нервно-психической нагрузки и пр.
— стимулирующий и восстановительный (стимуляция и улучшение показателей речевого развития у детей с нарушениями развития, эффективное восстановление когнитивных и поведенческих функций)
— иммуномоделирующий и др…
ТОМАТИС
Ухо – многофункциональный орган, который связан со многими системами организма, а слуховая система связана со многими функциями психики.
Одним из самых актуальных моментов в развитии ребенка является развитие речи — основы мышления, интеллекта. А.Томатис открыл, что: «Голос воспроизводит лишь то, что слушает ухо». Другими словами, ребенок может воспроизвести только те звуки, которые он услышал. При формировании речи неправильное понимание или неверное представление (иррациональное представление) об акустической ситуации, не позволяет достигнуть нужного результата.
Задержка речи и проблемы обучаемости — очень часто встречающиеся сегодня отклонения. Эти нарушения, как правило, имеют нейробиологическое происхождение и возникают из-за неправильного развития некоторых участков головного мозга в пренатальный (предродовой) период вследствие, например, инфекций или сильного нервного напряжения матери. Другим фактором могут стать травмы во время родов, в результате которых мозг ребенка может получить повреждения, в том числе, органического характера. Метод «Томатис» помогает компенсировать это недоразвитие, стимулируя речевые центры головного мозга с помощью специально обработанной музыки. Происходит процесс адаптации мозга к этому воздействию. Он как бы «просыпается», активизируется, в нем формируются устойчивые нейронные связи.
Методы БАК и Томатис применяются при следующих речевых расстройствах:
— ЗРР (задержка речевого развития)
— дислексия (расстройство чтения)
-дисграфия (ошибки письма)
— дисфазия (нарушения устной речи)
— дислалия (нарушение звукопроизношения, в том числе ФФНР)
— ОНР ( общее недоразвитие речи — алалия, дизартрия и пр.)
Какие изменения происходят при применении метода БАК и Томатис?:
Задержка речи:
— лучшая расшифровка и анализ звуковых сигналов
— ускорение развития речи, правильного произношения звуков
-увеличение эффективности занятий с логопедом
Задержка развития:
— возрастает скорость умственного развития
— ускорение развития речи
— ускорение психического развития
— улучшение внимания, памяти
— улучшение навыка общения
— улучшение моторных навыков
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности):
— развитие функций мозжечка и вестибулярного аппарата
— развитие энергетического потенциала мозга, как следствие — снижение активности
— развитие контроля, снижение импульсивности
— развитие избирательного внимания
Аутизм:
— ослабление симптомов
— большая «включенность» в жизнь
— развитие речи, лучшее понимание речи
— уменьшается гиперчувствительность к звукам, тактильным ощущениям, всему новому
— уменьшаются гневные, тревожные реакции, страхи и повторяющееся поведение
— уменьшается боязнь тактильного контакта
— происходят изменения со вкусом, улучшается восприятие еды
— улучшаются социальные навыки: смотрят в глаза, следуют инструкциям, инициируют контакт, могут стать более любящими, нежными
— увеличение эффективности занятий с логопедом, дефектологом и т.д.
Синдром Дауна:
— улучшение слуховых и речевых навыков (лучше слушают, используют больше слов, улучшается речь)
— улучшается координация
— улучшается сон
— более сговорчивы, лучше следуют инструкциям
ДЦП:
— улучшение моторики, координации
— ускорение реабилитации
Источник
Основной принцип работы метода TOMATIS® заключается в нейросенсорной слуховой стимуляции с обязательным использованием специализированного оборудования TalksUp®. Звуковой сигнал передается пациенту с помощью специальных наушников двумя способами: посредством вибрационного датчика, расположенного в верхней части наушников и плотно прилегающего к костям черепа и динамиков, расположенных как у обычных наушников. Таким образом мы задействуем костную и воздушную проводимость звуков и стимулируем различные отделы наружного, среднего и внутреннего уха.
Ухо — это «входная дверь» в нашу нервную систему. Звуки различной высоты влияют на разные отделы уха, каждый из которых связан друг с другом и определенными отделами нервной системы. Многие помнят из уроков анатомии, что у нас есть наружное ухо, среднее и внутреннее и в их состав входят наружный слуховой проход, барабанная перепонка, наковальня с молоточком и стремечко, улитка и преддверие и т.д. Но что же скрывается за этими забавными названиями? Все это очень тонкие инструменты воспринимающие звуки, которые нас окружают, отвечающие за обработку и передачу полученной звуковой информации в головной мозг, а так же за положение нашего тела в пространстве. Каждый из отделов этой сложной системы более восприимчив к той или иной частоте звуков, каждый из них выполняет свою особую функцию и связан с определенными отделами Центральной нервной системы. Так например, низкие звуки стимулируют преимущественно преддверие и соответственно оказывают влияние на координацию, ориентацию в пространстве, регуляцию мышечного тонуса и т. д., а высокие звуки имеют наибольшую площадь воспринимающей поверхности в улитке, они стимулируют кору головного мозга, положительно влияют на внимание и память. При повреждениях и нарушениях со стороны нервной системы мы можем видеть обратную связь — повышение чувствительности к звукам различной тональности или наоборот плохое или избирательное восприятие звуков. Метод Tomatis® позволяет нам «тренировать» и гармонизировать работу слухового аппарата и тем самым оказывать обратное положительное влияние на нервную систему. Используя костную и воздушную проводимость, звуки различной высоты и неожиданное их чередование посредством системы TalksUp®, мы как-будто «удивляем» головной мозг, заставляем его работать активнее. В результате развивается познавательная и предметная деятельности, стимулируется речевая активность, пространственная ориентация, улучшается память и внимание, моторика, координация, реализуются творческие способности, стабилизируется эмоциональная сфера, ускоряется социальная адаптация.
В клинике РеаСанМед для проведения занятий используется оригинальные аудио программы, которые функционируют с помощью аппарата, снабженного уникальной технологией TalksUp®,это компактный и инновационный профессиональный инструмент, который обрабатывает в реальном времени музыку так, чтобы в точности воспроизвести «эффект Tomatis®». С момента создания электронного чередования (Electronic Gating®), разработанного Альфредом Томатисом, технология постоянно развивается для получения оптимальной точности и эффективности. TalksUp® интегрирует все параметры Метода Tomatis®. Это наиболее совершенный и законченный инструмент, имеющийся в распоряжении профессионалов Tomatis®. Более подробную информацию о методе Вы можете узнать на официальном сайте TOMATIS®
На реабилитационном отделении клиники РеаСанМед для каждого ребенка аудио программу подбирает квалифицированный специалист, который прошел подготовку по методу Tomatis®. После постановки задач по коррекции проблем ребенка, в зависимости от его состояния определяется продолжительность каждого сеанса и их количество для каждого этапа. Для особых детей со сложными состояниями, как правило, продолжительность каждого сеанса в начале занятий составляет не более 30 мин и может быть разделена на две части (прослушивание аудио программы — 15 мин, перерыв 1 — 2 часа, продолжение прослушивания аудио программы — 15 мин). Минимальное количество сеансов — 10, с периодичностью 3-4 раза в неделю. Перерыв между первым и последующим этапом может составлять 1-1,5 месяца. Количество этапов и временные промежутки между ними также зависят от состояния ребенка и его реакции на занятия. Если от этапа к этапу мы наблюдаем положительную динамику в состоянии ребенка, музыкальная программа становится несколько сложнее и постепенно увеличивается время и количество сеансов. Еще один важный принцип использования метода Tomatis® — занятия должны нравиться ребенку, ни в коем случае прослушивание аудио программы не должно быть насильственным и тем более вызывать стресс. Так же предпочтительно вертикальное положение ребенка во время сеанса, в большинстве случаев он сочетается с различного вида развивающими занятиями. Хотя метод Tomatis® относится к педагогическим, для него, как и в медицине действует главный принцип — не навреди. Такой избирательный и индивидуальный подход позволяет работать по методу Tomatis® даже с очень сложными детьми.
Однако для него существуют противопоказания:
опухоль головного мозга
кисты головного мозга среднего и большого размеров
острые психические состояния
тяжелая степень тугоухости
Так же нужно помнить, что метод Tomatis® не является отдельным реабилитационным методом, но служит помощником и повышает эффективность реабилитационных программ для особых детей.
Метод Tomatis® с помощью специально подобранных аудио программ у детей с синдромом Дауна в первую очередь позволяет воздействовать на те отделы внутреннего уха, которые связаны с поддержанием вертикального положения тела, регуляцией мышечного тонуса, через ухо происходит влияние на вестибулярный аппарат и координацию движений. На последующих этапах при помощи метода Tomatis® происходит воздействие на более тонкие структуры головного мозга, отвечающие за понимание, память и социализацию.
Как подготовить ребенка к наушникам вы можете прочитать здесь.
В комплексной реабилитации детей с синдромом Дауна наряду с Томатис-терапией применяется:
Источник
Это генетическое заболевание, при которой в кариотипе имеются дополнительные копии генетического материала по 21-ой хромосоме.
Дети с синдромом Дауна нуждаются в коррекции сопутствующих нарушений развития.
Коррекция и лечение синдрома Дауна
Излечение хромосомной аномалии на сегодняшний день невозможно, однако систематическое медицинское наблюдение и корректирующая помощь детям с синдромом Дауна позволяют добиться успехов в их развитии, социализации и приобретении ими трудовых навыков.
У большинства больных с синдромом Дауна имеются нарушения интеллектуального развития — как правило, умственная отсталость легкой или средней степени. Моторное развитие детей с синдромом Дауна отстает от сверстников так же имеет место системное недоразвитие речи. В нашем медицинском центре разработаны уникальные схемы реабилитационных мер для детей с синдромом Дауна, которые направлены на лечение задержки психического развития и задержки речевого развития.
Для стимуляции и развития психических функций мы применяем метод биоакустической коррекции головного мозга, физиотерапию, занятия ЛФК, транскраниальную микрополяризацию.
В комбинации с занятиями на тренажерах биологически обратной связью (БОС).
Для развития психо-речевых и коммуникативных навыков детям с синдромом Дауна необходимо занятия с нейропсихологом, логопедом.
Важную роль играет психолого-педагогическая поддержка семей, где воспитываются «солнечные дети».
Во всех случаях дети с синдромом Дауна относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями, поэтому нуждаются в дополнительной помощи учителей и социальных педагогов, использовании специальных образовательных программ, создании благоприятной и безопасной среды.
Прогноз и профилактика синдрома Дауна
Возможности обучаемости и социализации лиц с синдромом Дауна различны; они во многом зависят от интеллектуальных способностей детей и от усилий, прилагаемых родителями и педагогами. В большинстве случаев детям с синдромом Дауна удается привить минимальные бытовые и коммуникационные навыки, необходимые в повседневной жизни. Вместе с тем, известны случаи успехов таких пациентов в области изобразительного искусства, актерского мастерства, спорта, а также получения высшего образования. Взрослые с синдромом Дауна могут вести самостоятельную жизнь, овладевать несложными профессиями, создавать семьи. О профилактике синдрома Дауна можно говорить только с позиции уменьшения возможных рисков, поскольку вероятность рождения больного ребенка существует в любой паре. Акушеры-гинекологи советуют женщинам не откладывать беременность на поздний возраст. Прогнозировать рождение ребенка с синдромом Дауна призвано помочь генетическое консультирование семей и система пренатального скрининга.
Факторы риска рождения детей с синдромом Дауна
Рождение ребенка с синдромом Дауна не связано с образом жизни, этнической принадлежностью и регионом проживания родителей. Единственным достоверно установленным фактором, повышающим риск появление ребенка с синдромом Дауна, является возраст матери. Так, если у женщин до 25 лет вероятность рождения больного ребенка составляет 1:1400, к 35 годам уже 1:400, к 40 годам — 1:100; а к 45 — 1:35. Прежде всего, это связано со снижением контроля за процессом деления клеток и увеличением риска нерасхождения хромосом. Однако, поскольку частота родов у молодых женщин в целом выше, то, по статистике, 80% детей с синдромом Дауна рождается от матерей в возрасте до 35 лет. По некоторым данным, возраст отца старше 42-45 лет также увеличивает риск развития синдрома Дауна у ребенка.
Известно, что при наличии синдрома Дауна у одного из однояйцовых близнецов, эта патология в 100% случаев будет иметься у другого. Между тем, у разнояйцовых близнецов, а также братьев и сестер, вероятность такого совпадения ничтожно мала. Среди прочих факторов риска – наличие в роду лиц с синдромом Дауна, возраст матери моложе 18 лет, носительство транслокации одним из супругов, близкородственнные браки, случайные события, нарушающие нормальное развитие половых клеток или зародыша.
Благодаря проведению преимлантационной диагностики, зачатие с помощью ВРТ (в т. ч. экстракорпорального оплдотворения) значительно снижает риск рождения ребенка с синдромом Дауна у родителей из групп риска, однако полностью не исключает такой возможности.
Симптомы синдрома Дауна
Вынашивание плода с синдромом Дауна сопряжено с повышенным риском выкидыша: самопроизвольное прерывание беременности случается примерно у 30% женщин на сроке 6-8 недель. В остальных случаях дети с синдромом Дауна, как правило, рождаются доношенными, но имеют умеренно выраженную гипоплазию (массу тела на 8-10% ниже средней).
Большинству детей с синдромом Дауна свойственны типичные внешние признаки, позволяющие предположить наличие патологии уже при первом осмотре новорожденного неонатологом.
У детей с синдромом Дауна могут быть выражены все или некоторые из физических характеристик, описанных ниже.
80-90% детей с синдромом Дауна имеют черепно-лицевые дизморфии: уплощенное лицо и переносицу, брахицефалию, короткую широкую шею, плоский затылок, деформацию ушных раковин; новорожденные – характерную кожную складку на шее. Лицо отличается монголоидным разрезом глаз, наличием эпикантуса (вертикальной складки кожи, прикрывающей внутренний угол глаза), микрогенией, полуоткрытым ртом часто с толстыми губами и большим высунутым языком (макроглоссией). Мышечный тонус у детей с синдромом Дауна обычно понижен; имеет место гипермобильность суставов (в т. ч. атланто-аксиальная нестабильность), деформация грудной клетки (килевидная или воронкообразная).
Характерными физическими признаками синдрома Дауна служат кроткие конечности, брахидактилия (брахимезофалангия), искривление мизинца (клинодактилия), поперечная («обезьянья») складка на ладони, широкое расстояние между 1 и 2 пальцами стоп (сандалевидная щель) и др. При осмотре детей с синдромом Дауна выявляются белые пятна по краю радужки (пятна Брушфильда), готическое (аркообразное нёбо), неправильный прикус, бороздчатый язык.
При транслокационном варианте синдрома Дауна внешние признаки проявляются отчетливее, чем при простой трисомии. Выраженность фенотипа при мозаицизме определяется долей трисомных клеток в составе кариотипа.
У детей с синдромом Дауна чаще, чем у других в популяции встречаются ВПС (открытый артериальный проток, ДМЖП, ДМПП, тетрада Фалло и др.), косоглазие, катаракта, глаукома, тугоухость, эпилепсия, лейкоз, пороки ЖКТ (атрезия пищевода, стеноз и атрезия двенадцатиперстной кишки, болезнь Гиршпрунга), врожденный вывих бедра. Характерными дерматологическими проблемами пубертатного периода являются сухость кожи, экзема, угревая сыпь, фолликулит.
Дети с синдромом Дауна относятся к часто болеющим; они тяжелее переносят детские инфекции, чаще страдают пневмониями, средними отитами, ОРВИ, аденоидами, тонзиллитом. Слабый иммунитет и врожденные пороки являются наиболее вероятной причиной гибели детей в первые 5 лет жизни.
Пациенты с синдромом Дауна склонны к развитию ожирения, запоров, гипотиреоза, гнездной алопеции, рака яичка, раннему началу болезни Альцгеймера и др. Мужчины с синдромом Дауна, как правило, бесплодны; фертильность женщин заметно снижена ввиду ановуляторных циклов. Рост взрослых больных обычно на 20 см ниже среднего. Продолжительность жизни составляет около 50-60 лет.
Диагностика синдрома Дауна
Для дородового выявления синдрома Дауна у плода предложена система пренатальной диагностики. Скрининг I триместра проводится на сроке беременности 11-13 недель и включает выявление специфических УЗИ-признаков аномалии и определение уровня биохимических маркеров (ХГЧ, РАРР-А) в крови беременной. Между 15 и 22 неделями беременности выполняется скрининг II триместра: акушерское УЗИ, анализ крови матери на альфа-фетопротеин, ХГЧ и эстриол. С учетом возраста женщины рассчитывается риск рождения ребенка с синдромом Дауна (точность — 56-70%; ложноположительные результаты — 5%).
Беременным из группы риска по рождению ребенка с синдромом Дауна предлагается прохождение пренатальной инвазивной диагностики: биопсии хориона, амниоцентеза или кордоцентеза с кариотипированием плода и консультация медицинского генетика. При получении данных за наличие у ребенка синдрома Дауна решение вопроса о пролонгации или прерывании беременности остается за родителями.
Новорожденные с синдромом Дауна в первые дни жизни нуждаются в провдении ЭхоКГ, УЗИ брюшной полости для раннего выявления врожденных пороков развития внутренних органов; осмотре детского кардиолога, детского хирурга, детского офтальмолога, детского травматолога-ортопеда.
Источник