Аутизм синдром аспергера расстройства аутистического спектра

Аутизм синдром аспергера расстройства аутистического спектра thumbnail

Про аутизм ходит много слухов, сплетен и представлений. Особенно забавно слушать обывателей, которые либо никогда не сталкивались с такими детьми, либо сталкивались очень поверхностно: там мнения разнятся от «Это гении и новая формация» до «Умственно отсталый — смирись и плачь«.

На самом деле аутизм многогранен. Да, многие дети с этим расстройством в той или иной форме имеют сопутствующую умственную отсталость. Но кто-то может обладать и нормальным интеллектом, или даже одарённостью. Именно из-за огромного разнообразия способностей аутистов и невозможности чётко подогнать всех под определённый стандарт, разработали обобщающее определение — «расстройства аутистического спектра» (РАС), где слово «спектр» по сути и означает большую вариативность. О некоторых вариантах РАС и пойдёт ниже речь.

Отмечу, что в этой статье я опираюсь на критерии действующей МКБ-10.

1 января 2022 года в силу вступит МКБ-11. В ней такие наименования, как «Синдром Каннера», «Синдром Аспергера» и прочие будут упразднены. Создатели МКБ-11 предпочли не плодить вагон диагнозов, в которых иногда путаются даже сами врачи, а просто сделали список подтипов РАС с указанием наличия или отсутствия интеллектуальных нарушений, а также способности ребёнка к использованию речи.

Синдром Аспергера

Этот диагноз ставят ребёнку не младше 3, даже скорее 4, лет. Почему? Потому, что долгое время развитие малыша не вызывает вопросов у взрослых.

Дети с с синдромом Аспергера имеют нормальное интеллектуальное и речевое развитие: для установления этого диагноза первые слова должны появиться до 2 лет, а фразы — до 3. Не отстаёт самообслуживание, не пропадает интерес к окружающему миру.

Вместе с тем, однако, после 3 лет наблюдается аутистическая «классика жанра» — значительные проблемы в социальном взаимодействии и стереотипные, ограниченные интересы. Стереотипные интересы тут идут не в значении стимов (потрясти руками, побегать кругами и прочее), а сильная увлечённость чем-либо: бабочками, поездами, цифрами, космическими кораблями и т.д. Часто, но необязательно, встречается физическая неуклюжесть (более характерна для мальчиков).

фото из открытых источников

На первый план, как и со всеми РАС, выходят проблемы с социальным взаимодействием. Такие дети, хоть и хорошо говорят, тяжело заводят друзей. Это может быть как связано с тем, что ребёнок сам не стремится к общению, так и с тем, что он просто не улавливает норм человеческого взаимодействия, а значит ему трудно строить близкие отношения, не ломая дров.

Для успешного общения с другими людьми важно пытаться находить компромиссы, проявлять тактичность и внимание к чужим интересам и действиям, читать «подтекст» мимики и интонаций и самому адекватно их использовать, сопереживать, соблюдать очевидные нормы поведения.

Казалось бы, это вещи, которые человек усваивает сам по себе, по мере взросления. Однако, именно это ахиллесова пята людей с Синдромом Аспергера. Я находила информацию о том, что только пяти процентам взрослых с этим диагнозом удаётся полностью избавится от видимых социальных нарушений (как правило, это те, кто «нашёл себя» в своей области), однако нарушения даже здесь всё равно обнаруживаются при специальном психологическом тестировании.

Многие взрослые с установленным синдромом Аспергера не считают своё состояние болезнью, не видят смысла в том, чтобы лечиться, а воспринимают его неким альтернативным вариантом психического развития.

Высокофункциональный аутизм

Это понятие по МКБ-10 не является диагнозом. Тем не менее, иногда специалисты, осматривающие ребёнка, пишут именно эту формулировку, поэтому я хочу остановиться на этом немного подробнее.

Термин «высокофункциональный аутизм» часто воспринимается так, словно речь об одарённости. На самом деле таковыми считают детей и взрослых, у которых диагностируют РАС, однако при этом не обнаруживают умственную отсталость (коэффициент IQ более 70). То есть, под высокофункциональностью тут подразумевается потенциальная возможность вести полноценную жизнь: выучится, жить и работать, обходясь без посторонней помощи.

Высокофункциональный аутизм иногда объединяют с синдромом Аспергера, что неудивительно — к подростковому возрасту эти два состояния становятся практически неотличимы друг от друга. Тем не менее, до подросткового возраста некоторые отличия есть. В частности:

  • При высокофункциональном аутизме у ребёнка, как правило, отмечается выраженная задержка развития речи;
  • Расстройство и его симптомы заметны до 3 лет;
  • Хуже способности к овладению речью;
  • Ребёнок с этим диагнозом более ловок и в плане крупной, и в плане мелкой моторики;
  • Лучше справляется со зрительно-пространственными задачами (лабиринты, ориентировка лево-право) и заданиями на зрительно-моторную координацию (рисование, прописи);
  • Хуже понимает чувства и эмоции других людей;
  • Может иметь больше интересов и не так зацикливаться.

Атипичный аутизм

Первые два расстройства развития не имеют нарушений интеллекта, а вот отличие атипичного аутизма в том, что при нём ребёнок может иметь как нормальный интеллект, так и умственную отсталость.

Проявления во многом совпадают с аутизмом, но имеются некоторые отличия:

???? Атипичный возраст появления расстройства.

Симптомы РАС появляются после 3 лет. В отличие от синдрома Аспергера, который тоже диагностируют только после 3 лет, есть задержка психического или речевого развития. А иногда и того, и другого;

???? Атипичное отсутствие некоторых важных симптомов.

Расстройство появляется до 3 лет, но для постановки диагноза «Аутизм» не хватает симптомов. Например, у ребенка может сохраняться нормальная коммуникация и социальное взаимодействие, однако могут быть стимы и ограниченные интересы.

Эта форма более характерна, когда у ребёнка есть умственная отсталость, из-за которой он вынужденно «застревает» на устаревших формах поведения и познания и из-за этого, например, крутит колёса, как это мог бы делать нормально развивающийся ребёнок 6-8 месяцев, вместо катания машинки. То есть, атипичный аутизм здесь не столько аутизм, сколько умственная отсталость, которую сопровождают аутичные черты.

Каким здесь будет исход настолько же сложно предсказать, как и при классических формах РАС. Если интеллект не затронут, возможно обучение речевой либо другой приемлемой форме коммуникации, то можно надеяться на то, что ребенок будет выведен на самостоятельный уровень функционирования. Если нет, то прогноз уже не такой радужный.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

«Он был обычным ребенком до 1,5 лет» или почему у детей возникает аутизм и другие нарушения развития

Когда аутизм и другие нарушения развития всего лишь фантазия

Генетические болезни, умело маскирующиеся под аутизм, речевые нарушения и ЗПР

Источник

Аутизм — «расстройство спектра», и это означает, что у людей с аутизмом наблюдается широкий диапазон лёгких, умеренных и тяжёлых симптомов. Но все ли люди с диагнозом «расстройство аутистического спектра» имеют одно и то же расстройство, независимо от их симптомов?

Как менялся диагноз «аутизм» в последние годы?

В «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим расстройствам» IV версии (1994 г. — май 2013 г.) аутизм был представлен пятью различными диагнозами: «синдром Аспергера», «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений» (PDD-NOS), «аутистическое расстройство», «детское дезинтегративное расстройство» и «синдром Ретта».

К сожалению, эти диагнозы сбивали с толку. Имелись не только трудности с их определением — разные врачи выбирали различные диагнозы для одних и тех же пациентов. Чтобы пояснить диагноз, практикующие специалисты (а также учителя и терапевты) использовали такие термины, как «тяжёлый аутизм», «лёгкий аутизм» и «высокофункциональный аутизм». Однако эти термины вовсе не являются диагнозами, это просто описания. И хотя они предназначались для лучшего понимания родителями и учителями статуса ребёнка в спектре аутизма, каждый специалист имел своё собственное представление о том, как может выглядеть «лёгкий» или «тяжёлый» аутизм.

Что понимается под аутизмом в настоящее время?

В 2013 году была опубликована пятая версия «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам». В нём имеется только одно «расстройство аутистического спектра».

Теперь, независимо от симптомов, каждый человек с диагнозом «аутизм» подпадает под этот единственный диагноз. Три уровня аутизма вместе с такими дескрипторами, как «невербальный», призваны сделать диагностику проще и понятнее.

Но это не означает, что мы перестали использовать старые или неформальные термины — некоторые из них яснее, чем «расстройство аутистического спектра, уровень II». Действительно, даже врачи и другие специалисты могут в речи использовать такие термины, как «синдром Аспергера», а новый код спектра аутизма — для выставления счетов.

Добро пожаловать в сложный мир многих аутизмов.

autism

Что такое «спектр аутизма»?

Спектр аутизма описывает диапазон нарушений развития и расстройств, влияющих на социальные и коммуникативные навыки и, в большей или меньшей степени, на двигательные и речевые навыки. Этот диагноз настолько широк, что включает и людей с высоким IQ, и с интеллектуальной инвалидностью. Люди с аутизмом бывают болтливыми или молчаливыми, нежными или холодными, любящими порядок или неорганизованными.

До мая 2013 года официальные диагнозы в спектре аутизма включали «аутистическое расстройство», «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений», «синдром Аспергера», «детское дезинтегративное расстройство» и «синдром Ретта».

Сегодня существует только одно расстройство аутистического спектра с тремя уровнями тяжести, но многие терапевты, клинические специалисты, родители и организации продолжают использовать такие термины как PDD-NOS и синдром Аспергера.

Что такое «первазивные расстройства развития»?

Первазивное расстройство развития — это формальный термин, означавший между 1994 и 2013 годами то же самое, что и «расстройство аутистического спектра». Если ваш ребёнок диагностирован до 2013 года, вы могли слышать данный термин от специалиста или врача, однако в настоящее время он не используется.

Основные моменты:

  • Термин «первазивное расстройство развития» больше не используется.
  • Термин был синонимом «расстройства аутистического спектра».
  • Различия в развитии могут варьироваться по степени тяжести: от лёгкой до тяжёлой.

Что такое «синдром Аспергера»?

Синдром Аспергера описывает людей, находящихся на самом высокофункциональном конце аутистического спектра. Этот термин, как и диагноз, удалён из «Диагностического руководства» в 2013 году, но практически все в аутичном сообществе продолжают его использовать, так как этот термин полезен при описании конкретной группы людей.

У людей с синдромом Аспергера речь, как правило, развивается так же как и у типично развивающихся детей, однако у них присутствуют значительные трудности в социальном взаимодействии.

Эти трудности становятся всё более очевидными по мере взросления и роста социальных ожиданий. Поскольку люди с синдромом Аспергера зачастую довольно умны, но при этом «с причудами», расстройство иногда называют «синдромом гика» «или «синдром маленького профессора».

Основные моменты:

  • Синдром Аспергера больше не является валидным диагнозом.
  • Термин «синдром Аспергера» использовался и до сих пор часто используется для описания людей с «высокофункциональным аутизмом».
  • У большинства людей с симптомами синдрома Аспергера интеллект нормальный или выше среднего, сильные вербальные навыки и значительные трудности в социальном взаимодействии.
  • У многих людей с синдромом Аспергера значительные сенсорные проблемы.
  • Симптомы синдрома Аспергера теперь обозначаются как «расстройство аутистического спектра, уровень I».

Что такое «лёгкий аутизм»?

Термин «лёгкий аутизм» не обозначает официальный диагноз. Это просто более широкий описательный термин, чем «синдром Аспергера» или «аутизм». Когда используют термин «лёгкий аутизм», подразумевают тех людей, чьи симптомы соответствуют диагнозу РАС, но при этом у них имеются развитые вербальные навыки и мало поведенческих проблем.

Однако у этих людей могут наблюдаться серьёзные проблемы с социальным взаимодействием. Также у них могут быть проблемы со слишком большим количеством сенсорных стимулов (громкий шум, яркий свет и т.д.).

Основные моменты:

  • Лёгкий аутизм по сути аналогичен или идентичен синдрому Аспергера.
  • Людей с лёгким аутизмом трудно распознать, пока они не окажутся в стрессе или не «провалятся» в сложных социальных ситуациях.
  • Большинство людей с лёгким аутизмом теперь считаются имеющими «расстройство аутистического спектра, уровень I».

Что такое «высокофункциональный аутизм»?

Как и «лёгкий аутизм», высокофункциональный (иногда сокращают до ВФА) — это широко распространённый придуманный термин, а не официальный диагноз. В определённый момент (до 2013 года) этот термин использовался для отличия «аутизма» от «синдрома Аспергера».

До 2013 года специалисты проводили различие так: у людей с ВФА присутствовала задержка речевого развития, а у людей с синдромом Аспергера речевое развитие шло нормально. В настоящее время диагноза «синдром Аспергера» нет, что делает различие спорным.

Основные моменты:

  • Высокофункциональный аутизм, как и лёгкий аутизм, похож на синдром Аспергера и теперь именуется «расстройством аутистического спектра уровня I».
  • В отличие от тех, кому был поставлен диагноз «синдром Аспергера», речь у людей с ВФА развивается медленно и своеобразно.
  • Высокофункциональный аутизм (как и синдром Аспергера, и лёгкий аутизм) — явная и значительная инвалидность, порождающая проблемы в социальном взаимодействии, сложности с соответствием требованиям образовательных учреждений и ожиданий в рабочем коллективе, и даже с проведением досуга.

Что такое «первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений»?

Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений — это труднопроизносимое название до 2013 года использовалось для описания людей, которые не полностью соответствовали критериям других диагнозов, но при этом были аутичными. Так как симптомы PDD-NOS сложно определить и они варьируются от очень лёгких до очень тяжёлых, эта диагностическая категория более не существует. Однако новый диагноз «социально-прагматическое расстройство» может стать новой всеобъемлющей диагностической категорией.

Основные моменты:

  • Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений c 2013 года не является диагнозом.
  • PDD-NOS был некой диагностической свалкой для расстройств с аутичными симптомами, не соответствующих полностью критериям аутизма.
  • У людей с PDD-NOS бывают как лёгкие, так и тяжёлые симптомы.
  • Люди, которым диагноз PDD-NOS был поставлен до DSM-5, получили диагноз «расстройство аутистического спектра» уровня I, II или III в зависимости от тяжести симптомов.

Что такое «тяжёлый аутизм»?

Тяжелый аутизм — это не официальный диагноз, а описательный термин, аналогичный глубокому аутизму, низкофункциональному аутизму и классическому аутизму.

Люди с «тяжёлым аутизмом» часто невербальны и имеют интеллектуальную инвалидность, у них большие сложности с поведением.

Основные моменты:

  • Тяжёлый аутизм обычно диагностируется как «расстройство аутистического спектра, уровень III».
  • Тяжёлый аутизм чрезвычайно сложен, при нём бывает агрессия и другие сложные формы поведения.
  • Большинство людей с тяжёлым аутизмом не владеют разговорной речью.
  • Некоторые люди с тяжёлым аутизмом умеют общаться с помощью карточек, визуальных досок или других подобных средств.

Что такое «синдром Ретта»?

Синдром Ретта — генетическое заболевание, сцепленное с женским полом. Это единственное из бывших расстройств аутистического спектра, которое можно диагностировать медицинскими тестами. С мая 2013 года синдром Ретта не входит в аутистический спектр.

У девочек с синдромом Ретта присутствуют тяжёлые симптомы, включая характерные для аутизма проблемы социальной коммуникации. Кроме того, при синдроме Ретта серьёзно нарушено функциональное использование рук.

Основные моменты:

  • Синдром Ретта больше не входит в спектр аутизма.
  • Синдром Ретта — генетическое заболевание, которое можно диагностировать медицинскими тестами.
  • Синдром Ретта бывает только у девочек.
  • Симптомы синдрома Ретта включают проблемы социальной коммуникации и нарушение функционального использования рук.

Что такое «расширенный фенотип аутизма»?

Термин «расширенный фенотип аутизма» применяется в отношении людей, у которых нет полного набора симптомов аутизма и имеющиеся проявляются лишь в небольшой степени. Иногда их называют «теневыми симптомами». Эти субклинические симптомы могут включать: социальную неловкость, тревогу, потребность в однообразии и рутине, необычную степень дискомфорта из-за ярких огней, громкого шума и других сенсорных «атак».

Такие лёгкие симптомы заметны, но существенно не ухудшают повседневную жизнедеятельность. Они распространены среди членов семьи, где есть люди с аутизмом. Аутизм ли это? Или просто тип личности? Как и во многих связанных с аутизмом вопросах, ответ зависит от того, кого вы спрашиваете. В любом случае людям с данными симптомами полезно обращение за помощью в развитии навыков социального взаимодействия и совладании с сенсорными проблемами.

Основные моменты:

  • Существует «расширенный фенотип аутизма», включающий людей с лёгкими симптомами аутизма.
  • У многих людей с такими симптомами есть дети или другие родственники в спектре аутизма.
  • Многие методы терапии при аутизме могут оказаться полезными для людей с лёгкими вариантами симптомов аутизма.

Не всегда полезно опираться на термины аутизма

Хотя некоторые связанные с аутизмом термины достаточно наглядны, они не всегда полезны. Каждый человек в спектре аутизма уникален. Даже если вы считаете, что вам известно значение определённого термина, всегда важно узнать побольше о сильных сторонах и проблемах конкретного человека.

Представленный выше материал — перевод текста «What Are the Different Types of Autism?».

Источник

Расстро́йство аутисти́ческого спе́ктра (сокращённо РАС, англ. autism spectrum disorder, ASD; включающее в себя устаревшие диагнозы: детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера[1]:53) — нейроонтогенетическое расстройство[2], то есть расстройство психического развития с наступлением в младенчестве или детстве, характеризующееся стойким дефицитом способности начинать и поддерживать социальное взаимодействие и общественные связи, а также ограниченными интересами и часто повторяющимися поведенческими действиями[2]. Основная характеристика расстройства — дефицит в социальной коммуникации и социальном взаимодействии[1]:50. Главным дефицитом у людей с расстройством аутистического спектра являются навыки разделённого внимания и взаимности при контакте[3] (согласованности с партнёром по общению). Среди лиц с расстройством аутистического спектра часто встречается умственная отсталость[1]:40, однако встречаются и высокофункциональные индивидуумы с данным расстройством.

Причины[править | править код]

Возможно существует много факторов повышающих вероятность РАС у ребенка, в их числе факторы окружающий среды и генетика[4].

Вакцинация[править | править код]

ВОЗ заявляет, что вакцины не вызывают расстройства аутистического спектра. «Этот вывод был сделан по результатам множества исследований, проводившихся на очень больших группах людей.»[5][4].

В исследовании 1998 г. в котором высказывалось предположительная возможность связи вакцины против кори-паротита-краснухи (КПК) и аутизма, были найдены серьезные ошибки и намеренные искажения. Исследование отозвано опубликовавшим его журналом. Данная публикация вызвала панику повлекшую отказ от прививок и следствии к вспышкам этих заболеваний[6][4].

Клиническая картина[править | править код]

Лица с расстройством аутистического спектра испытывают проблемы в социальной коммуникации: например, не могут поддержать диалог, испытывают проблемы социального сближения, имеют сниженную способность к разделению интересов, эмоций, всё это может доходить до неспособности начинать или реагировать на социальные взаимодействия[1]:50.

Поддержание и понимание социальных взаимоотношений также страдает: от трудности с приобретением друзей, трудностей с участием в играх, в которых задействовано воображение, в крайних случаях доходя до видимого отсутствия интереса к любым контактам со сверстниками[1]:50.

Также присутствуют проблемы в невербальном коммуникативном поведении: аномалия зрительного контакта (больным трудно поддерживать зрительный контакт, более того, он может вызывать неприятные ощущения), языка тела или телесной ориентации, речевой интонации, или проблемы с использованием и пониманием сути невербального общения. Лица с РАС могут выучить несколько функциональных жестов, но их репертуар меньше, чем у других людей, спонтанно в общении они не могут адекватно использовать жесты[1]:54. В крайних случаях доходит до полного отсутствия зрительного контакта, мимики или жестов[1]:50—54

Характерны крайне ограниченные и зацикленные на одном интересы (также может присутствовать сильная привязанность к необычным предметам)[1]:50. Подобные интересы обычно неадекватны по интенсивности или фокусу внимания (например, увлечение ребёнка пылесосами; привязанность ребёнка к какой-либо кухонной утвари; у аутичного взрослого — запись расписаний часами напролёт)[1]:54. На более поздних этапах жизни специальные интересы могут стать источником мотивации и удовольствия, а в некоторых случаях — стать основой работы или карьеры[1]:54.

Патологическая реакция на входную сенсорную информацию (например, видимое безразличие к температуре окружающей среды, безразличие к боли, негативная реакция на определённые звуки или шумы)[1]:50.

Стереотипность, повторяемость поведения, интересов или деятельности в целом[1]:50. Это может проявляться в стереотипных движениях, у детей — в выстраивании игрушек в строгом порядке, идиосинкразических фразах или эхолалии (стереотипном повторении фраз других людей)[1]:50. Чрезмерная потребность в неизменности и постоянности (например, неизменный распорядок дня, неизменный маршрут прогулки или однообразная еда)[1]:50.

Многие взрослые с расстройством аутистического спектра учатся подавлять стереотипное повторяющееся поведение на публике, удаётся это у лиц без умственной отсталости и речевых затруднений[1]:54.

При присутствии коморбидного кататонического синдрома (кататонии) у лица с расстройством аутистического спектра, в DSM-5 используется дополнительный код 293.89/F06.1.

Для постановки диагноза по DSM-5 «расстройство аутистического спектра» (код 299.00 / F84.0) перечисленные в этом разделе симптомы должны вызывать клинически значимое ухудшение в социальной, профессиональной или других важных сферах повседневного функционирования, иначе диагноз не ставится[1]:50.

Связанные особенности, подтверждающие диагноз[править | править код]

Многие люди с расстройством аутистического спектра также имеют интеллектуальные нарушения и/или речевые расстройства (например, медленную речь)[1]:55. Часто присутствуют двигательные («моторные») отклонения от нормы, например странная походка, ходьба на цыпочках и т. п.[1]:55 Могут присутствовать стереотипные самоповреждения.

Взрослые и подростки с расстройством аутистического спектра склонны к депрессии и тревоге[1]:55.

Возможно кататоноподобное поведение, не доходящее до кататонического эпизода. Однако в некоторые случаях случаются полноценные кататонические приступы.

Кататония[править | править код]

В своей самой острой, тяжёлой форме кататония характеризуется отсутствием движения (акинезия), отсутствием речи (мутизмом), длительным сохранением однообразных поз (каталепсии) и восковой гибкостью. Финк и Тейлор ввели термин «кататонический спектр» для обозначения всего ранга проявлений кататонии[7]. По данным двух исследований, кататония наблюдается у 12—17 % молодых людей с расстройством аутистического спектра[8]. Уинг и Шах обнаружили, что возраст манифестации кататонии — 10—30 лет, с пиком 15—19 лет, при этом 6 % из кататоников — пациенты с расстройством аутистического спектра[9].

Проводились исследования оценки взаимосвязи расстройства аутистического спектра и кататонии[10][9][11]. Dhossche охарактеризовал аутизм как «раннее выражение кататонии»[12]. В результате его исследований, а также соответствующей литературы, вероятна общая генетическая этиология кататонии и аутизма (гены под подозрением расположены в длинном плече хромосомы 15)[12][13]. Аномальная функция гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) связана с обоими расстройствами.

Медицинские классификаторы[править | править код]

DSM-5[править | править код]

По современному американскому Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам пятого издания (DSM-5) нижеследующие 4 расстройства из предыдущего издания (DSM-IV) объединены в одно — расстройство аутистического спектра[14]:

  • аутистическое расстройство;
  • синдром Аспергера;
  • детское дезинтегративное расстройство;
  • первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS).

В США лицам с надёжно установленным аутистическим расстройством, синдромом Аспергера, детским дезинтегративным расстройством и первазивным расстройством развития без дополнительных уточнений (PDD-NOS) по DSM-IV-TR согласно новой редакции классификатора DSM-5 с 2013 года врачами-психиатрами при повторном освидетельствовании поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра».

МКБ[править | править код]

МКБ-10[править | править код]

По Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10) к общим расстройствам развития относятся:

  • F84.084.0 Детский аутизм
    • F84.01 Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием головного мозга
    • F84.02 Детский аутизм вследствие других причин
  • F84.184.1 Атипичный аутизм
    • F84.11 Атипичный аутизм с умственной отсталостью
    • F84.12 Атипичный аутизм без умственной отсталости
  • F84.284.2 Синдром Ретта
  • F84.384.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (дезинтегративный психоз или синдром Геллера)
  • F84.484.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями)
  • F84.584.5 Синдром Аспергера
  • F84.884.8 Другие общие расстройства развития
  • F84.984.9 Общее расстройство развития, неуточнённое.

Рубрика «общие расстройства развития» и включают расстройства аутистического спектра. Состояния, обозначенные как F84.2, F84.3 и F84.4, считаются редкими. Ведутся дискуссии о том, являются ли они частью аутического спектра. «Высокофункциональным аутизмом» называется детский аутизм (F84.0) с IQ более 70. Он не входит в качестве формальной категории ни в одну из двух классификаций.

Однако диагноз «расстройство аутистического спектра» в МКБ-10 отсутствует.

МКБ-11[править | править код]

В версии МКБ-11 2018 года появилась диагностическая единица «расстройство аутистического спектра» (код 6A02)[2].

В МКБ-11 расстройство аутистического спектра делится на подтипы с указанием наличия/отсутствия расстройства интеллекта и указанием способности человека использовать «функциональный язык» (англ. functional language; устный или письменный), то есть речь в качестве средства для выражения личных потребностей или желаний[2].

Выделяются следующие подтипы:[2]

  • 6A02.0 РАС без расстройства интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
  • 6A02.1 РАС с расстройством интеллектуального развития и без нарушений функционального языка, либо с мягким нарушением.
  • 6A02.2 РАС без расстройства интеллектуального развития и c нарушением функционального языка.
  • 6A02.3 РАС с расстройством интеллектуального развития и с нарушением функционального языка.
  • 6A02.4 РАС без расстройства интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
  • 6A02.5 РАС с расстройством интеллектуального развития и с отсутствием функционального языка.
  • 6A02.Y Другое уточнённое расстройство аутистического спектра.
  • 6A02.Z Расстройство аутистического спектра, неуточнённое.

Эпидемиология[править | править код]

Распространённость расстройства аутистического спектра в США и других странах оценивается в 1 % населения[1]:55. Один ребенок из 160 детей страдает расстройством аутистического спектра[4].

Дифференциальная диагностика[править | править код]

При постановке диагноза «расстройство аутистического спектра» по DSM-5 необходимо исключить синдром Ретта (кода нет), селективный мутизм (312.23/F94.0), речевые расстройства и социальное (прагматическое) расстройство коммуникации (315.39/F80.89), умственную отсталость без расстройства аутистического спектра (319/F70—F73), синдром дефицита внимания и гиперактивности, также известный как СДВГ (314.01/F90.2, 314.00/F90.0, 314.01/F90.8, 314.01/F90.9), стереотипные повторяющиеся движения (307.3/F98.4), шизофрению (295.90/F20.9)[1]:57—58. В скобках указаны диагностические коды расстройств в DSM-5, по сути являющиеся кодами МКБ-9-КМ и МКБ-10-КМ, для облегчения поиска расстройств в классификаторе.

Социализация и обучение[править | править код]

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Программы поддержки людей с расстройством аутистического спектра должны опираться на принцип преемственности на всех этапах жизни — от раннего детства до взрослости. Основными условиями для успешного инклюзивного образования учащихся с расстройством аутистического спектра являются подготовленный педагогический состав (использующий специальные методы и приемы организации процесса обучения и адаптации программного материала), а также наличие тьютора[15].

В образовательной практике США доказана эффективность поведенческих подходов: системы поддержания желательного поведения и дифференцированного обучения на уровне класса; прикладного анализа поведения — на уровне отдельных учеников[3].

Инклюзия детей с РАС в российской системе образования[править | править код]

Редакция закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании» впервые закрепила на законодательном уровне право на доступное и качественное образование для детей с расстройством аутистического спектра. В Приложении 8 к приказу Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представлен ФГОС начального общего образования для детей с расстройством аутистического спектра.

По данным Института проблем инклюзивного образования МГППУ, в 2012 году доля детей с расстройством аутистического спектра, получающих образование в инклюзивных условиях образования города Москвы, составляла 4 % в отношении ко всем детям с инвалидностью, а в 2014 году — 7,8 %[15].

Терапия[править | править код]

В другом языковом разделе есть более полная статья Autism therapies (англ.).

Основным лечением при кататонии при расстройстве аутистического спектра является применение бензодиазепинов, при этом антипсихотические средства не рекомендуются к применению. В случае тяжёлой кататонии внутривенное введение бензодиазепиновых транквилизаторов лоразепама, диазепама или барбитурата амобарбитала снимает кататонические симптомы у более чем половины пациентов с расстройством аутистического спектра[16].

Для терапии социальной тревожности и повышения социальной адаптивности у аутичных взрослых также исследуются экспериментальные методы психоделической психотерапии эмпатогеном MDMA[17].

См. также[править | править код]

  • Расстройства шизофренического спектра
  • Детский аутизм
  • Синдром Аспергера
  • Синдром саванта
  • Высокофункциональный аутизм

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 American Psychiatric Association. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition (DSM-5). — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — 992 p. — ISBN 978-0-89042-554-1. — ISBN 978-0-89042-555-8. — ISBN 0-89042-554-X.
  2. 1 2 3 4 5 World Health Organisation. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics (2018): 6A02 Autism spectrum disorder (англ.) (2018). Дата обращения 2 ноября 2018.
  3. 1 2 Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015.
  4. 1 2 3 4 [[|Всемирная оранизация здравоохранения]]. Расстройства аутистического спектра (РАС). www.who.int (7 ноября 2019 г.). Дата обращения 11 июня 2020.
  5. ↑ Часто задаваемые вопросы о вакцинах. Всемирная организация здравоохранения (26 августа 2019). Дата обращения 18 ноября 2019.
  6. Всемирная организация здравоохранения. Вопросы и ответы об иммунизации и безопасности вакцин. WHO (Апрель 2018 г.). Дата обращения 24 апреля 2020.
  7. Max Fink, author2=Michael Alan Taylor. Catatonia: A Clinician’s Guide to Diagnosis and Treatment (неопр.). — Cambridge University Press, 2003. — С. 30. — ISBN 978-0-521-82226-8.
  8. Eds. S. Hossein Fatemi, Paula J. Clayton. The Medical Basis of Psychiatry (неопр.). — New York, NY: Springer New York, 2016. — С. 463. — ISBN 978-1-4939-2527-8. — doi:10.1007/978-1-4939-2528-5.
  9. 1 2 Wing, L., Shah A. Catatonia in autistic spectrum disorders (англ.) // British Journal of Psychiatry. — Royal College of Psychiatrists (англ.)русск., 2000. — Vol. 176, no. 4. — P. 357—362. — ISSN 0007-1250. — doi:10.1192/bjp.176.4.357.
  10. Dhossche D. Brief report: catatonia in autistic disorders (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск.. — 1998. — Vol. 28, no. 4. — P. 329—331. — PMID 9711489.
  11. Realmuto G. M., August, G. J. Catatonia in autistic disorder: A sign of comorbidity or variable expression? (англ.) // Journal of Autism and Developmental Disorders (англ.)русск. : journal. — Springer Nature, 1991. — Vol. 21, no. 4. — P. 517—528. — ISSN 0162-3257. — doi:10.1007/bf02206874.
  12. 1 2 Dhossche D. M. Autism as early expression of catatonia (неопр.) // Medical science monitor: international medical journal of experimental and clinical research. — 2004. — Т. 10, № 3. — С. 31—39. — ISSN 1234-1010. — PMID 14976444.
  13. Stöber G., Seelow D., Ruschendorf F., Ekici A., Beckmann H., Reis A. Periodic catatonia: confirmation of linkage to chromosome 15 and further evidence for genetic heterogeneity (англ.) // Human Genetics : journal. — Springer Nature, 2002. — Vol. 111, no. 4—5. — P. 323—330. — ISSN 0340-6717. — doi:10.1007/s00439-002-0805-4. — PMID 12384773.
  14. ↑ Autism spectrum disorder fact sheet. American Psychiatric Publishing (2013). Дата обращения 26 мая 2016. Архивировано 8 июля 2016 года.
  15. 1 2 ?