Аутистический спектр с синдромом аспергера

Аутистический спектр с синдромом аспергера thumbnail

Шелдон Купер из популярного телесериала “Теория Большого Взрыва” наглядно показал нам, что из себя представляет синдром Аспергера и как он влияет на качество жизни детей и взрослых во всём мире. Например, когда он трижды стучит в дверь соседки, повторяя её имя, или когда говорит о физике или поездах, или когда понимает шутки своих друзей буквально или испытывает трудности с выражением своих эмоций. Конечно, это всего лишь кино, однако именно так могут себя чувствовать люди с синдромом Аспергера. В этой статье психолог CogniFit («КогниФит»)Роса Кальдерон Висенте расскажет вам о том, что такое синдром Аспергера, как он проявляется у детей и взрослых и каковы его причины. Вы также узнаете о диагностике, лечении синдрома Аспергера и получите 8 советов, которые помогут вам при общении со страдающими данным заболеванием людьми.

Что такое синдром Аспергера?

Что такое синдром Аспергера?

Слово “синдром” подразумевает совокупность ряда симптомов, характеризующих определённое заболевание или его клиническую картину. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из симптомов, которые в совокупности позволяют диагностировать синдром Аспергера.

Синдром Аспергера впервые был описан в 1944 году австрийским психиатром Гансом Аспергером, в честь которого данное заболевание и получило своё название. Ровно через год после того, как Лео Каннер описал симптомы аутизма.

Проверьте основные способности вашего мозга с помощью инновационного Общего когни тивного теста CogniFit. Начните прямо сейчас!

Синдром Аспергера впервые упоминается в четвёртом издании (DSM-IV) американского Диагностического и Статистического Руководства по психическим расстройствам в числе общих расстройств развития. В этой группе расстройств, помимо синдрома Аспергера, также упоминаются аутическое расстройство, синдром Ретта, детское дезинтегративное расстройство и общее неспецифическое нарушение развития (в эту категорию включены все диагнозы, которое по тем или иным причинам не отвечают критериям ранее упомянутых расстройств).

DSM-IV: Синдром Аспергера определён как качественное, тяжёлое и постоянное нарушение социальных взаимодействий, а также стереотипные и повторяющиеся шаблоны поведения, интересы и занятия. Эти нарушения приводят к значимым недостаткам в важнейших сферах деятельности страдающего данным заболеванием человека: социальной, профессиональной, школьной или семейной.

Кроме того, экспертам широко известен такой документ, как Международная Классификация Болезней (МКБ-10). Согласно классификации МКБ

МКБ-10:  Синдром Аспергера – это болезнь, самостоятельность которой как нозологической единицы оспаривается, характеризующаяся тем же типом качественных нарушений социального взаимодействия, как и при аутизме,  и ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и действий. Однако отличается от аутизма отсутствием задержки или отставания в речи и когнитивном развитии. 
Большинство страдающих синдромом Аспергера не имеют отклонений в умственном развитии, однако обладают ярко выраженной неуклюжестью с моторной точки зрения. Данному расстройству больше подвержены мужчины. В некоторых случаях оно представляет собой лёгкую форму аутизма, но нет подтверждения, что это верно для всех случаев заболевания.

Важно отметить, что в настоящее время, в последней, пятой редакции “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам” (DSM-5) синдром Аспергера не включён как отдельная категория. Он упоминается среди расстройств нейроразвития, в так называемом “Расстройстве Аутистического Спектра” (РАС), которое охватывает две различные области: социальные связи и повторяющиеся модели поведения, нарушение которых при данном расстройстве имеет три степени тяжести.

Представим это на примере цветового спектра: при первой степени тяжести (1) человек нуждается в помощи; при второй (2, центр спектра) – необходима серьёзная поддержка, при третьей степени (3) заболевший нуждается в постоянной помощи.

У людей с синдромом Аспергера, как правило, нет значительных нарушений в речи и когнитивном развитии, в связи с чем они обычно находятся на более низких уровнях аутистического спектра.

Синдром Аспергера у взрослых: признаки и симптомы

Основной характеристикой людей, страдающих синдромом Аспергера, является стойкое нарушение социального взаимодействия. Другими словами, таким людям трудно общаться и поддерживать отношения с другими людьми. До такой степени, что без необходимой поддержки сложности в социальной коммуникации могут привести к серьёзным ограничениям в повседневной жизни.

Например, им трудно начать разговор или любое взаимодействие с другими людьми. Они демонстрируют странные реакции и неудачливы в общении с окружающими. Именно поэтому может даже показаться, что социальные связи им неинтересны вовсе.

Проверьте себя и своих близких с помощью нейропсихологического теста CogniFit на депрессию. Есть ли риск присутствия данного расстройства?

Люди, страдающие синдромом Аспергера, даже могут вступить в общение или социальное взаимодействие, однако потерпеть неудачу при попытке поддержать разговор, либо, пытаясь с кем-то познакомиться или подружиться, могут начать странную и неэффективную беседу.

Тем не менее, характеристики людей с синдромом Аспергера позволяют им, как правило, вести независимый образ жизни, как в личном, так и профессиональном плане. Однако, уровень проблемы, которую можно назвать “социальной инвалидностью”, очень высок. Это влечёт за собой проблемы с интеграцией в школе, усложняет поиск работы или адаптации в трудовом коллективе, затрудняет отношения со сверстниками, поиск пары или создание семьи.

У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, нормально развита речь, но им сложно  эффективно применить эти навыки при общении, т.е. на практике. Это происходит из-за того, что, с нейрокогнитивной точки зрения, они не обладают способностью понять психологическое состояние других людей. Поэтому они неправильно интерпретируют невербальное поведение окружающих, особенно, выражения лица. Также они не могут распознать намерения других людей, что делает их чрезвычайно уязвимыми.

Люди с синдромом Аспергера не понимают невербальное поведение других людей

Подводя итоги, необходимо отметить, что основная проблема людей, страдающих расстройствами аутистического спектра, а также синдромом Аспергера, заключается в нарушениях так называемой “теории разума”, проще говоря, способности людей, вовлечённых в социальное и культурное взаимодействие, понимать намерения и мышление окружающих для построения эффективных отношений и коммуникаций с ними.

Ещё одна особенность людей с синдромом Аспергера – буквальное понимание речи. Они не в состоянии уловить контекст, не понимают юмор или разговорный жаргон.

Помимо социальной сферы, люди с синдромом Аспергера страдают от повторяющихся и ограничивающих моделей поведения. Они могут увлекаться одной или несколькими сферами, в которых становятся настоящими экспертами, например, поездами, астрономией или квантовой физикой. Но всегда чрезмерно сосредотачиваясь на них, обращаясь к ним в любом контексте или жизненной ситуации.

Также они могут быть жёсткими и нетерпимыми в случае, если им приходится менять свои привычки или образ жизни. Некоторые даже придумывают целые ритуалы или компульсии, представляющие собой цепочку последовательных действий, не имеющих никакого отношения к тому, чем они заняты в данный момент. Например, начинают скрупулёзно и в определённом порядке раскладывать вещи (ручки или карандаши на уроке, или столовые принадлежности во время обеда или ужина …) или составлять в уме полный список знакомых (например, если коллега по работе задаёт вопрос про друзей). При этом, если ритуал будет прерван или не доведён до конца, страдающий синдромом Аспергера будет испытывать тревогу или ощущение, что на него “давят”.

Некоторая статистика по больным с синдромом Аспергера:

  • 50% получают высшее образование.
  • 12% находят работу на полный рабочий день.
  • 82% говорят о том, что как минимум дважды в месяц имеют социальные контакты с людьми вне своей семьи.
  • 3% живут самостоятельно.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Синдром Аспергера у детей: признаки и симптомы

Для детей с синдромом Аспергера характерны те же симптомы, что и описанные выше.

Согласно Лорне Винг, некоторые аномалии в поведении начинают проявляться уже в течение первого года жизни ребёнка. 

У детей с синдромом Аспергера часто наблюдаются проблемы социализации с ровесниками в школе или на прогулке в парке. Причём проблема заключается не в том, что они не хотят общаться со своими сверстниками, а в том, что они просто не обладают необходимыми для этого навыками.  Эта “нехватка эмпатии” часто приводит к изоляции ребёнка другими детьми из-за того, что они считают его поведение и реакции странными.

Речь детей с синдромом Аспергера часто кажется “механической” из-за своей тональности и уровня громкости. Также такие дети могут буквально толковать речь и быть педантичными.

Как и взрослые, дети с синдромом Аспергера могут выделять сферы деятельности и предметы, которые им особо интересны. Например, могут играть с одними и теми же игрушками либо постоянно брать с собой в школу определённые вещи, испытывают чрезмерный, почти обсессивный интерес к каким-то определённым темам по истории, географии, математике или литературе. Также они демонстрируют повторяющиеся паттерны поведения или ритуалы, например, желание идти в школу одной и той же дорогой. Причём в данном случае, если путь меняется, такие дети испытывают сильный дискомфорт.

Вы подозреваете у своего ребёнка синдром дефицита внимания (СДВГ)? Узнайте это с помощью когнитивного теста CogniFit на СДВГ!

И, наконец, дети с синдромом Аспергера проявляют неуклюжесть, моторную неловкость. Другими словами, развитие двигательных функций или моторики ребёнка медленнее, чем у других детей. Также дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности с координацией движений.

Синдром Аспергера: причины

Говоря о распространённости синдрома Аспергера, можно отметить, что в настоящее время на каждые 10000 человек приходится 20-25 страдающих этим заболеванием. У мужчин оно встречается гораздо чаще, чем у женщин, на каждую женщину приходится 8 мужчин с этим синдромом.

Происхождение расстройств аутистического спектра и синдрома Аспергера точно не известно.

Тем не менее исследования указывают на биологические причины данных нарушений. Были найдены отличия в некоторых структурах и специфических областях мозга детей с расстройствами аутистического спектра по сравнению с обычными детьми без данных расстройств.

В частности, эти различия проявляются в некоторых отделах головного мозга, в которых наблюдается аномальная миграция клеток во время развития плода. Кроме того, был отмечен рост нейронных связей между лобными долями мозга, лимбической системой и височными областями, играющими ключевую роль в развитии способностей для правильного освоения высших функций.

При РАС важную роль играет и генетический фактор. Например, у 37-90% процентов страдающих синдромом Аспергера это заболевание является наследственным. До 15% случаев синдрома Аспергера вызвано генетическими мутациями.

Говоря о причинах расстройств аутистического спектра, также необходимо учитывать факторы риска, как, например, пожилой возраст родителей или слишком низкий вес младенца при рождении.

Ранние проявления расстройств аутистического спектра были исследованы и изучены различными источниками. Данные исследования подтверждают психологическое объяснение этих нарушений развития, при которых затрагиваются социальные навыки ребёнка, которые при нормальном развитии можно наблюдать уже в 9-12 месяцев.

Важно отметить, что утверждение о том, будто расстройство аутистического спектра как-то связано с вакциной MMR (тривакциной корь-свинка-краснуха), является абсолютным мифом.

Синдром Аспергера: диагностика

Диагностировать синдром Аспергера сложнее, чем аутизм. Другими словами, чем тяжелее поражения, тем они легче диагностируемы, по сравнению с людьми, у которых не наблюдаются нарушения речи или в психическом развитии.

Диагностику должны проводить специалисты в области расстройств аутистического спектра посредством наблюдения за поведением, оценки психологических характеристик и медицинского обследования. Как правило, оцениваются такие психологические характеристики, как ум, концептуальные, социальные и практические адаптивные навыки, речь и история развития ребёнка или взрослого.

Следует иметь ввиду, что чем раньше будет обнаружено данное заболевание, тем скорее людям с синдромом Аспергера будет оказана необходимая помощь и поддержка. Эта может быть психологическая помощь, медикаментозное лечение, социальная помощь или помощь в учёбе.

Синдром Аспергера: лечение

При лечении синдрома Аспергера всегда необходимо как можно более строго учитывать индивидуальные особенности ребёнка или взрослого. Другими словами, его сильные и слабые стороны в коммуникации и социальных навыках, уровень интеллектуального развития и, в случае ребёнка, игры, в которые он играет.

И всегда, чем раньше начать лечение, тем эффективнее оно будет.

Необходимо разработать лечение, включающее различные техники в соответствии с индивидуальным потребностями, например, техники контроля поведения, эмоциональной поддержки и другие, направленные на улучшение социальных и коммуникационных навыков, например, понимание мимики лица или разговорного жаргона.

Как жить с синдромом Аспергера? 8 советов и стратегий для людей, чьи близкие страдают этим расстройством

  • Людям с Синдромом Аспергера сложно интерпретировать речь или выражения лица. Поэтому, по возможности, не используйте абстрактные термины, выражения или фразы. Будьте как можно более конкретными и используйте визуальные сигналы, например, рисунки или написанные слова, чтобы объяснить значение абстрактных понятий. Например, вместо того, чтобы спрашивать человека с синдромом Аспергера зачем он что-то сделал, скажите: “Мне не нравится, когда, уходя в школу, ты хлопаешь входной дверью. В следующий раз ты можешь мне сказать о том, что не хочешь идти в школу, и закрыть дверь аккуратно”.
  • Избегайте использование сленга или различных жаргонных выражений, как, например, “растекаться мыслью по древу”, “распускать слюни” или “умыть руки”; двусмысленных фраз, саркастических замечаний или шуток. А если используете, то лучше объясните значение.
  • Люди с синдромом Аспергера прилагают невероятные усилия для адаптации к окружению или интеграции в социальные группы. Поэтому они могут казаться нам странными и эгоцентричными, мы можем на это негативно отреагировать или принять на свой счёт. Но так делать не нужно, необходимо понять, что это их способ адаптации.
  • Осторожнее с мимикой и невербальной коммуникацией. Помните о том, что люди с синдромом Аспергера могут вас не понять.
  • Зачастую необычное поведение может быть неправильно, даже негативно воспринято окружающими. Причём такая реакция возможна даже со стороны людей, постоянно находящихся рядом с больным синдромом Аспергера. Поэтому страдающим этим заболеванием крайне необходимо “надёжное укрытие” или доверенное лицо.
  • Если ребёнок с синдромом Аспергера постоянно задаёт повторяющиеся вопросы или произносит одни и те же фразы в школе или на уроке, преподаватель должен очень корректно прервать данное поведение. Например, попросив оформить вопрос в письменном виде или логически изложить свои мысли на бумаге.
  • Школьные задания или важные замечания лучше передавать в письменном виде родителям, учитывая трудности в общении, которые имеют дети и подростки с этим заболеванием.
  • И, наконец, не нужно относиться к людям с синдромом Аспергера по-особенному. Несмотря на определённые трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, эти люди имеют нормальное интеллектуальное развитие и при необходимой помощи и поддержке могут значительно улучшить качество своей жизни.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Перевела с испанского Анна Иноземцева

Источник

Термин «аутистический спектр» широко используется и применяется как в литературе, так и на практике. Понятие спектра нарушений, связанных с аутизмом, присутствовало в теоретических концепциях со времён Каннера и Аспергера: оба признали, что способности и уровни функциональности варьируются весьма значительно, как и проявления аутизма. Наиболее тесно эта концепция связана с работой Л.Уинг. Аутистический спектр представляет собой континуум расстройств или состояний, различающихся по степени тяжести, проявлениям, прогнозу и перспективам, но связанных с точки зрения основных нарушений или дисфункций и, возможно, с точки зрения общей этиологии.

silhouettes

В случае аутизма нет универсального теста или оценки, которые могут быть индикаторами состояния в конкретных условиях, потому всегда будет стоять вопрос о том, где установить границу между нормой и патологией. Когда умный, высокофункциональный человек с аутизмом становится «нормальным» человеком с плохими социальными навыками и эксцентричным поведением? Дело в том, что пока мы не знаем точную причину аутизма, его границы будут расплывчатыми, а проведение чёткого разграничения невозможно. Но нужно знать, кто по какую границу воображаемой разделительной линии. Это важно, так как для обеспечения эффективности любая поддержка или вмешательство должны быть гибкими и планироваться в зависимости от характеристик конкретного нарушения, а не только на основании симптомов. Есть основания полагать, что если человек с аутизмом не отличается явно от «нормального» общества, то необходимость вмешательства будет минимальной. Классификация пограничных случаев и проявлений аутичных черт как части аутистического спектра может быть полезной для знаний и практики, связанных с аутизмом. Более широкое применение аутичных признаков может привести к более глубокому пониманию аутизма в целом и, следовательно, к более толерантному (принимающему) обществу.

Поскольку трудно определить соответствующие подгруппы в рамках аутизма на основе строгих клинических оценок, можно это сделать на основе широких и субъективных социальных характеристик. Существуют различные классификации, например разграничивающие аутизм и синдром Аспергера, а также другие сходные состояния. Одну из классификаций предложили Лорна Уинг и Юдит Гулд. Она основана на социальном поведении при аутизме и со временем включила в себя некоторые дополнения. Необязательно относить человека только к одной из этих групп, так как они представляют собой общие тенденции аутистического поведения.

Отстранённая (отрешённая) группа

Описывает то, что принято называть аутизмом по Каннеру. Отчужденность многих людей с аутизмом означает глубокую изоляцию от общества и неспособность или нежелание взаимодействовать, создавать взаимные отношения с другими людьми, особенно со своими сверстниками. Как правило, эта группа избегает контакта и взаимодействия с другими людьми и проявляет беспокойство или «вызывающее поведение» при навязывании коммуникации. Исключением являются близкие родственники, но привязанность к ним и формирование связей отстают по сравнению с нормальным развитием и проявляются в нетипичной манере. Дети этой группы могут не искать компании своих родственников и их поддержки. Такое поведение создаёт впечатление отсутствия привязанности к родителям, что вызывает у них болезненную реакцию.

При общении заметны серьёзные нарушения: от плохого владения языком и невербальным общением до явной немоты. Речь присутствует в качестве средства коммуникации самого низкого уровня — запросить объект или инициировать действие, потому редко используется в социальном контексте. Взаимодействие посредством речи строго ограничено, если вообще присутствует. В случаях более высокого уровня функционирования или синдрома Аспергера это неправильное использование речи явно заметно даже при кажущейся компетентности в каком-либо вопросе, например постоянные разговоры о конкретной области интересов или хобби без ожидания ответа от других людей. Невербальное поведение у представителей этой группы может содержать отличительные признаки: частое избегание зрительного контакта, направленность взгляда не на собеседника или объект, отсутствие совместной вовлечённости (общее восприятие или внимание, связанное с третьим объектом, лицом или событием). Также возможны трудности с подражанием или копированием поведения.

Символическое, ролевые и творческие игры, как правило, весьма ограниченны или вовсе отсутствуют. Ребёнок отказывается от контактов и игры по инициативе взрослого или сверстников и сам редко выступает инициатором. Вместо этого присутствуют стереотипные действия, могущие перерасти в жёсткую рутину и ритуалы. Они выражаются в простых или сложных последовательностях действий. Любые из них могут проявиться у ребёнка, например тряска кистями рук или размахивание руками, раскачивание корпуса тела из стороны в сторону, кружение вокруг своей оси или верчение предметов. У высокофунциональных людей с аутизмом подобное бывает более заметно при сложных занятиях, например сбор или ранжирование разнородных объектов. Наблюдаются необъяснимые перепады настроения, странные и неадекватные реакции на сенсорные стимулы (игнорирование очевидных ощущений и избыточное внимание к незаметным), отсутствие реакции на боль, социально неприемлемое поведение. Последнее может проявляться в форме истерики или агрессии (но необязательно свидетельствует о злом умысле, как отмечает Г.Аспергер) и обусловлено естественной реакцией на нарушение рутины или вторжение в личное пространство.

Пассивная группа

Описывает сходное с «отстранённой» группой поведение при социальном взаимодействии — оное не инициируется и нет демонстрации потребности в нём. Однако возможны пассивные или даже позитивные отклики на попытки установить контакт. Поэтому возможно расширить и поддерживать взаимодействие, но поддержка связи может быть затруднена, так как со стороны неаутичной личности требуется постоянное инициирование контакта и поощрительные действия для его поддержания. В этом плане коммуникацию нельзя назвать обоюдной, но при некоторых усилиях она может стать удовлетворительной. Как правило, у данной группы речь развита лучше, чем у «отстранённой» группы, но опять же ограниченно используется — часто отсутствуют или представлены в малом количестве потребность делиться своими чувствами и установление межличностных отношений. У некоторых представителей группы бывает богатый словарный запас, но употребляются не всегда подходящие к случаю слова и фразы, например длинные слова, сложные фразы или предложения в бытовой деятельности повседневной жизни.

Другие поведенческие паттерны, присутствующие как у «отстранённой», так и у «пассивной» группы, связаны с повторяющимся и стереотипным поведением. В целом они менее выражены и заметны в «пассивной» группе, например менее вероятно, что нарушение рутины вызовет беспокойство и станет причиной раздражения или тревоги. Эта группа кажется функционирующей на более высоком уровне, чем «отстранённая», но уровень возможностей индивидов варьируется в широком диапазоне. В рамках этой группы поведение, возможно, тесно связано с синдромом Аспергера, но его также можно наблюдать при классической форме аутизма и других расстройствах аутистического спектра. Прогноз для «пассивной» группы относительно положительный: многие могут учиться в системе общего образования.

Активная, но странная группа

Описывает такое социальное поведение, при котором присутствуют попытки установить связь и сблизиться с другими людьми, но происходит это странным образом и в своеобразной манере. Цель таких попыток может быть связана не столько с развитием отношений с другими людьми, сколько с удовлетворением конкретных, часто стереотипных, интересов и занятием собственной деятельностью, например говорить часами на тему собственных интересов, не обращая внимания на слушателя. В плане речевого развития эта группа более благополучна, чем две упомянутые выше, но речь развивается медленно и зачастую используется необычным способом. В лексиконе присутствуют длинные и сложные предложения и фразы, нередко заимствованные из разговора с кем-то. Буквальные интерпретация и использование слов бывают причиной проблемных и комических ситуаций. Отсутствуют или недостаточно развиты разговорные навыки и этикет, присущие большинству людей.

Другие навыки общения, такие как тон голоса и зрительный контакт, заметно отличаются от того, что считается нормальным. Представители этой группы могут создать воображаемый сценарий действий и использовать его с незначительными вариациями (так ограниченно проявляется имитация). Зачастую эти сценарии основаны на наблюдаемых событиях или персонажах (увиденных по телевизору) с незначительной адаптацией. Это хорошо видно по той удивительной точности, с которой они могут вспомнить и восстановить прошлые события в виде игры. Что соответствует исследованиям, свидетельствующим о том, что у детей с аутизмом присутствуют сложности с созданием игр, в которых нужно воображать что-либо или притворяться кем-либо, но если игра, в которой надо изображать кого-либо, уже создана, а воображаемый сюжет придуман и развит, то поведение детей с аутизмом не особенно отличается от поведения неаутичных детей. Это одно из основных проявлений стереотипной и повторяющейся деятельности у данной группы. Другие виды поведения и интересы аналогичны наблюдаемым в первых двух группах и могут варьироваться от простых действий (пример: вращение) до сложных (пример: запоминание расписания автобусов).

Представителям данной группы часто свойственны неуклюжесть и плохая координация. У них наблюдается более высокий уровень адаптации и их показатели IQ высоки. Проблемное поведение возникает в результате неуместных тем разговора или вопросов — люди этой группы кажутся упрямствующими и раздражают окружающих, что приводит к критике со стороны других. Поскольку у людей с аутизмом чувствительность выше обычной, то возможны такие последствия как срыв или агрессия. Как и в случае с «пассивной» группой идентификация и диагностика аутистического спектра в «активной» группе запаздывают в сравнении с «отстранённой» группой, считающейся более типичной для аутизма. Для внесения ясности требуется подробнейшая история развития. Бывает так, что до установления диагноза трудности у высокофункциональных людей с аутизмом объясняют психологическими или поведенческими причинами. В основном эта группа представлена людьми с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом.

Чрезмерно формальная, неестественно высокопарная группа

Описывает большей частью подростков и взрослых. Развитие социального поведения в этой группе отчасти объяснимо изучением и применением осознанных правил общения и взаимодействия людьми с высокофункциональным уровнем и хорошим речевым уровнем. В результате попыток соответствовать нормам социального этикета при отсутствии понимания его сути могут возникнуть чрезмерная вежливость и формализм без учёта социального контекста. В итоге использование речи носит неуместный характер и является следствием сложной системы правил, которыми регулируется коммуникация, при неспособности понять тонкости этих правил. Что можно рассматривать, как сознательную попытку создать навыки, осваивающиеся неаутичными людьми больше на подсознательном уровне. Такое поведение наблюдается чаще всего в подростковом и взрослом возрасте и обусловлено оттачиванием, освоением речи и навыков общения, требованиями к речи в другой возрастной среде и с учётом контекста социальных ситуаций.

Вот, пожалуй, наиболее важные элементы классификации аутистического спектра на основе поведенческих характеристик. Они содержат общие черты, наличествующие в достаточном выражении для их обнаружения. Это не означает, что человек не может демонстрировать характеристики каждой группы в равной степени: описания групп содержат множество пересекающихся черт. Предположительно, такая группировка отображает весь спектр аутистических расстройств.

Источники:

  1. Oliver, S «Understanding Autism. A Guide For Nurses» // Oxford Brookes University, 1998.
  2. Wing, L «Autistic Spectrum: a Guide for Parents and Professionals» // Constable, London, 1996.

Источник