Астено невротический синдром домашнее обучение

Астено невротический синдром домашнее обучение thumbnail

     В кабинет психотерапии чаще всего обращаются родители детей с различного рода нарушениями поведения, поскольку именно данную проблему большенство считает прераготивой именно психотерапевта. К сожалению, несколько реже, а порой и с большим опозданием, ободя большой круг специалистов, на прием приводят пациентов с неврозами (общими и системными) и психосомотическими расстройствами. основной причиной развития данных состояний является психогения, как правило, связанная с явным несоответствием применяемого стиля воспитания (со стороны родителей и педагогов) и личностных особенностей ребенка, что создает для последнего трудноразрешимую задачу. Но еще И.П. Павлов, соглашаясь с функциональной природой возникновения психогенных заболеваний, подчеркивал важность органического фона, являющегося «благоприятной почвой» для их появления. Ведущая роль среди таких предпосылок пренадлежит астеническим состояниям.

     Астения у детей протекает с преобладанием предпочтительных для этого возраста моторных нарушений (гипердинамический либо гиподинамический вариант астении). При так называемой гипердинамической астении поведение ребенка отличается гиперактивностью с продуктивными двигательными и эмоциональными разрядами, несдержанностью, импульсивность, что позволило ряду исследователей ввести в практику термин «экплозивная астения». Дети с гиподинамической астенией малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда стремятся спрятаться в тень. У них так же есть трудности с концентрацией внимания. Но вместо чрезмерной двигательной активности здесь вялость, заторможенность. Из двух основных процессов в нервной системе — возбуждения и торможения — у гиподинамических детей, в отличии от испытывающих проблемы с торможением «гипердинамиков», нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены структуры, его обеспечивающие.

     Исследователи из Института мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой и факультета клинической психологии Санкт — Петербургской государтсвенной педиатрической медицинской академии, проанализировав 189 случаев астено-невротического синдрома, предложили следующую этиопатогеническую (причинно-следственную) классификацию астенических расстройств у детей:

  1.  Цереброгенная астения. Является следствием доказанного поражения головного мозга, чаще травматического или нейроинфекционного (менингоэнцефалит) генеза, часто сочетается с повышенным внутречерепным давлением. Она характерезуется выраженной истощаемостью психических процессов, крайне низкой роботоспособностью. В дальнейшем могут присоединяться проявления эксплозивности («взрывной характер»). Данная форма была диагностированна в 14% случаев астенических расстройств.
  2. Резудуальная астения. Является последствием выраженной перинатальной патологии. В анамнезе у таких детей можно встретить явную патологию перинатального периода (недоношенность, асфиксия, родовые травмы), отставание в психомоторном развитии в течение первого года жизни, задержку речевого развития. Таким детям свойственны частая смена настроения без серьезной на то причины, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии, у них плоха память, относительно бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случах относительно стабильна. При неврологическом осмотре у таких детей отмечаются нарушения мелкой моторики. Этой форме часто сопутствуют: дисграфия, дислексия, энурез. Данная форма имела место в 16% случаев.
  3. Дизонтогенетическая астения. Характерезуется преобладанием умеренной утомляемости и невнимательности. Клиническая картина при сравнении с предыдущими формами отличается меньшей тяжестью. В основе данной патологии могут находиться отдаленные последстивия незначительной гипоксически-ишемической энцефалопатии, которая обусловлена тем, что на определенных этапах беременности и тяжелых родов отдельные участки коры головного мозга не получали достаточного кровообращения и кислорода. Поведение таких детей может характеризоваться капризностью, раздражительностью. Клиническая картина носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще в весенний и осенний периоды.В качестве сопутствующих нарушений здесь часто встречаютсятики и заикание. И это не удивительно, поскольку как раз центры головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речь, наиболее уязвимы к гипоксии. Данная форма встречалась в 20 % случаев.

Все эти формы, различаясь по степени выраженности, имеют под собой органический церебральный (мозговой) подтекст.

Но астения может быть следствием или одним из проявлений соматического заболевания. Такую астению называют соматогенной. Тяжесть такой астении определяется выраженностью соматического заболевания. Данная форма была выявлена в 14% случаев. 

Астено-невротическое состояние (АНС) может развивиться у любого ребенка в любом возрасте, да и у взрослого после тяжелой вирусной инфекции (гриппа). Инфекционисты считают, что процесс полного восстановления организма после перенесенного тяжелого гриппа занимает три месяца (!). А что получается на самом деле? К переболевшему ребенку, к примеру школьнику, требования по полной программе предъявляются сразу, как только он пришел в класс после болезни, а его центральная нервная система еще истощена, не восстановилась. Отсюда головные боли, рассеянное внимание, «истерики» по вечерам, не имеющие никакого отношения к истерии. Неправильное поведение окружающих (семьи) провоцирует наслоение на этот фон еще и различных невротических реакций. 

     Мы сейчас привели здесь простой пример: ребенок переболел гриппом — и сразу на время изменились его возможности. но такое же состояние может быть и врожденным, вследствие патологии беременности и трудных родов, и тогда любые требования, предъявляемые родителями и педагогами к такому ребенку, окажутся завышенными и вызовут проявления синдрома повышенной утомляемости и, как следствие, раздражительной слабости. данный синдром (синдромы) может лежать в основе снижения памяти, когда ребенок плохо запоминает учебный материал, ему приходтис тратить целый день для заучивания даже небольшого стихотворения.

Родители и педагоги должны понимать, что причина нарушения поведения (внимания) у такого ребенка не плохое воспитание, не вредность ребенка, не семья, не детское дошкольное или школьное учреждение, а заболевание, как правило, связанное с патологией беременности, тяжелыми родами или перенесенными в младенческом возрасте травмами и нейроинфекции (менингит, менингоэнцифалит).

Читайте также:  Сравнительная таблица синдромов каннера и аспергера

 Особняком стоит невростения (35%). Она обусловлена либо психическими травмами, либо длительным недосыпанием, продолжительным умственным или физическим напряжением, связанными с психическим воздействием, вызывающими озобоченность и необходимость преодолевать чувство усталости. Клиническая картина неврастении сходна с проявлениями дизонтогенитической формы, но в этом случае они определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, клинические проявления больше зависят от изменений внешней ситуации.

В классическом варианте неврастении имеет место невростенический конфликт личности по типу «хочу, но не могу», сочетающий в себе завышенные стремления личности без учета своих ограниченных способностей. Здесь переутомление обусловлено  в большей степени не бональным нарушением режима дня, не недостаточной продолжительностью сна, и даже не длительными отрицательными эмоциями, а именно несоответсвием умственных или физических нагрузок физиологическим возможностям организма, предъявлением к ребенку повышенных требований в процессе воспитание и обучения. при этой форме не отмечается значительного снижения внимания и памяти. Выявляется отчетливая реакция личности на снижение работоспособности. такие пациенты могут жаловаться на плохую память, однако при проверке это не подтверждается. Дети стремятся справиться с субъективно значимой ситуацией при нехватке для этого сил. Кроме того, следует отметить повышенный уровень тревожности, трудности при засыпании, головные боли напряжения. Данная форма чаще встречается в школьном возрасте.

 Для пациентов с невростенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету. Кроме того, отмечается снижение порога чувствительности к интерорецепции (ощущениям из внутренних органов), что клинически выражается в многочисленных соматических жалобах таких пациентов, однако ряд авторов приписывают данную особенность преимущественно старшим подросткам и взрослым.

АНС — состояние, лежащее и /или осложняющее теченее многих заболеваний. Так, к нему буквально «липнут» энурез, страхи, расстройства сна, тикоидные расстройства. Оно является одной из причин дошкольной и школьной дезадаптации ребенка. У детей астено-невротический синдром имеет свои спецефические особенности:

  1. Такие дети быстро утомляются на занятиях, но при этом они неусидчевы, вспыльчивы и капризны, у них могут быть проявления агресссии по отношению к окружающим. При малейших неудачах мгновенно «закипают», раскидывают игрушки, тетрадки, книжки. Вследствие общих нарушений соотношения процессов возбуждения и торможения у них нарушается фазова структура сна, что провоцирует неврозоподобный энурез.
  2. У детей с астено-невротическим синдромом страдает обучение: несмотря на нормальный интеллект, им сложно воспринимать школьную программу, у них возникают затруднения с приготовлением уроков, так как  они буквально засыпают над учебниками, у них проблемы с памятью. Такие дети имеют дефецит внимания, проявляющиеся рассеянностью. Они раздражительны: на занятиях, особенно если у них что-то не получается, если они кому-нибудь проигрывают, часто устраивают нечто подобное истерике на пустом месте, конфликтуют с другими детьми, лезут в драку, аналогично реагируют на замечания (даже абсолютно справедливые) воспиттаелей или преподавателей.
  3. При этом синдроме дети могут проявлять признаки депрессивного расстройства поведения, аутоагрессии, причиняя себе боль, кусая и щипая себя. Они могут биться головой о стену, падать на землю, кричать. 

Источник

Астено-невротический синдром у детей встречается часто. Это заболевание может возникать по причине перенесенной гипоксии, повреждения мозга бактериальными или вирусными инфекциями, плохой эмоциональной среды в семье или других факторов. Синдром требует лечения, так как он способен спровоцировать суицидальные настроения, соматические болезни, апатию.

Понятие астено-невротического синдрома, причины возникновения патологии

Астено-невротический синдром или АНС относится к неврозам. Эта патология еще имеет название неврастении. Болезнь может осложняться другими психическими заболеваниями.

Астено невротический синдром у детей может быть вызван большими нагрузками в школе

Наиболее частой причиной астено-невротического синдрома является стресс. Дети со слабой эмоциональной сферой чаще страдают этим заболеванием. Болезнь может появляться из-за постоянных конфликтов в семье, в которых присутствуют крики, драки, насилие.

Также АНС возникает из-за тяжелых нагрузок в школе, страха получить плохую отметку. Ребенка выбивают из колеи экзамены. Поэтому у отличников, учащихся в лицеях по сложной программе, часто встречается АНС. Смена школы или детского сада, адаптация к новому месту учебы также вызывают болезнь. Помимо этих причин АНС могут провоцировать и другие факторы.

Факторы, приводящие к появлению АНС:

  • Наследственная предрасположенность. Имеются родственники, которые страдали психическими расстройствами.
  • Инфекционные и воспалительные болезни мозга: энцефалиты, менингиты. Ткань мозга повреждается, поэтому могут появиться отклонения в психическом состоянии.
  • Онкопатология. Опухолевые клетки, разрастаясь, формируют образование, сдавливающее мозг, поэтому у ребенка появляются АНС.
  • Черепно-мозговые травмы. От ударов мозг повреждается, что провоцирует развитие неврастении через некоторое время. Особенно это происходит, если ребенок не получил лечения даже при легкой травме головы.
  • Эмоциональные травмы. Гибель близкого человека, домашнего животного, расставание с любимым человеком, насилие сексуального, физического или психологического характера.
  • Интоксикация. Использование высоких доз лекарств, отравления химическими веществами, продуктами, кишечные инфекции.
  • Гипоксическое поражение головного мозга во время вынашивания плода или при родах.

АНС также вызывает недостаточная функция почек. Возникает задержка токсических веществ в организме, которые провоцируют интоксикацию всего организма. На работу головного мозга влияет функция щитовидной железы. Если имеется гипотиреоз, у ребенка отмечаются отклонения в эмоциональной сфере.

Нейроны в мозгу затрачивают большое количество энергии на осуществление передачи нервных импульсов. Когда ребенок плохо питается, развивается авитаминоз и нехватка микроэлементов. Это приводит к нарушению работы мозга, появляется раздражительность, нервозность и другие симптомы, относящиеся к АНС. Чтобы это предупредить, рацион ребенка должен быть полноценным и богатым витаминами.

Читайте также:  Люди с синдромом туретта поют

Симптоматика

Астено-невротический синдром у детей характеризуется очень большим количеством признаков. Знание их позволяет своевременно выявить патологию, начать терапию.

Один из симптомов АНС у ребенка — грусть, апатия, бессилие

Симптомы АНС:

  • бессилие, особенно после умственных и физических нагрузок;
  • чуткий сон, длительное засыпание, раннее пробуждение;
  • недержание мочи, которое более характерно для пациентов 3-6-летнего возраста.
  • ритмичные подергивания мимических и других групп мышц, частое моргание, различные тики;
  • боль в мышцах шеи;
  • проблемы с запоминанием и усвоением информации в школе;
  • истерия, агрессия, повышенная плаксивость, снижение внимания, невозможность усидеть на одном месте;

Помимо этой симптоматики у пациента с АНС отмечаются непереносимость поездок на автомобильном, водном и воздушном транспорте. У некоторых детей возможно возникновение судорожного синдрома по причине травм, гипоксии, опухолей и других болезней. Дети с АНС очень плохо едят, испытывают головокружение. Среди пациентов возможна агрессия в отношении себя, которая может привести к суициду, травмам, ранениям. Многих пациентов с АНС мучает боль в голове.

Стадии заболевания

У астено-невротического синдрома выделяют стадии формирования болезни. Они характеризуют тяжесть состояния, определяют тактику лечения.

Стадии АНС:

  1. У пациента отмечается агрессия, раздражительность, пропадает желание учиться, снижается внимание.
  2. Апатия, безразличие к родственникам, к учебе, окружающим. Имеется агрессия, раздражительность. Пациент не переносит яркого света, громких звуков, плохо спит. Дети на этой стадии жалуются на ночные кошмары.
  3. Снижается выраженность агрессии, усиливается апатия, плаксивость. Ребенок быстро устает. У подростков возможна ипохондрия.

Стадии могут чередоваться друг с другом.

Прогноз

Без лечения к неврастении могут присоединяться психические болезни, которые мешают нормально жить и развиваться пациенту.

Чем опасен АНС:

  • депрессивные состояния;
  • ипохондрический синдром;
  • тревожные расстройства личности;
  • панические атаки;
  • самоубийства.

Чтобы избежать осложнений, нужно обратиться к врачу для обследования и лечения.

На фоне плохого эмоционального состояния могут развиться соматические болезни, а именно гастриты, язвенное поражение желудка, болезни сердца, нарушение гормонопродукции. В тяжелых случаях возникают суицидальные наклонности или инвалидность.

Диагностические и лечебные мероприятия

При появлении симптоматики болезни необходимо обратиться к неврологу. Врач проведет осмотр, соберет анамнез, назначит дополнительные методики обследования.

Перечень обследования:

  • магнитно-резонансная и компьютерная томография;
  • реоэнцефалоргафия;
  • анализы крови, мочи, сахар крови,
  • гормоны щитовидной железы и другие по показаниям.

Помимо этих обследований ребенку показана консультация эндокринолога и психолога или психотерапевта в зависимости от тяжести психических отклонений.

Лечение заболевания направлено на устранение очагов повреждения в мозге, улучшение эмоционального состояния, обогащение организма витаминами и микроэлементами. Ребенку могут назначить антидепрессанты, седативные препараты, транквилизаторы. Эти лекарства назначает психотерапевт или невролог. Также используют ноотропные средства для повышения кровотока в мозге, улучшения внимания и памяти. Активно проводят витаминотерапию, налаживают питание ребенка.

Рацион должен содержать достаточное количество молочных, мясных, рыбных продуктов, овощей и фруктов.

Пациента ограждают от эмоционального потрясения, стрессовых ситуаций, снижают нагрузку в школе, отказываются от секций и кружков. Ребенку показан легкий массаж плечевой зоны, спины, поясницы. Следует соблюдать режим тишины во время засыпания пациента.

Астено-невротический синдром требует обязательно лечения. Если не купировать это состояние, оно может вызвать серьезные психологические проблемы, такие как тревоги, панические атаки, депрессивные состояния, ипохондрию. Также возможно присоединение соматических патологий, которые ухудшают качество жизни и адаптацию в обществе.

Также рекомендуем почитать: церебрастенический синдром в детском возрасте

Источник

Астенический невроз или неврастения является на сегодняшний день одной из самых  распространенных форм неврозов и составляет около 34 % в общей структуре заболеваемости неврозами у детей и взрослых.

Это патологическое состояние возникает в результате истощения нервной системы и появления ее стойкого дисбаланса.

Заболевание в большинстве случаев возникает в результате длительных физических и/или психоэмоциональных нагрузок.

В медицине термин «астения» обозначал «слабость нервов».

Он был предложен Джоном Брауном и описан Георгом Бирдом еще в 18 веке.

Патология характеризуется:

  • повышенной нервной возбудимостью;
  • высокой истощенностью нервной системы в виде повышенной утомляемости и снижения работоспособности;
  • стойкими головными болями;
  • нарушениями сна;
  • приступами одышки и сердцебиения;
  • беспокойством и тревогой.

Неврастения у детей является пограничным заболеванием, характеризующимся временными нарушениями нервных функций.

Чаще всего эта патология в детском возрасте возникает у школьников и подростков в связи с длительным перенапряжением (физическим или психоэмоциональным), при частых конфликтах в семье или организованном коллективе и/или после стрессовых ситуаций.

Причины астенического невроза

Главными факторами, провоцирующими развитие этого патологического состояния, являются:

  • истощение нервной системы, вызванное высокими нагрузками в школе, загруженностью ребенка (занятия в нескольких кружках, изучение нескольких иностранных языков, занятия с несколькими репетиторами, усиленное занятие спортом);
  • воздействие острого или хронического психоэмоционального фактора (испуг, некорректное отношение близких или педагогов, непонимание в коллективе, постоянный страх наказания, развод родителей, смерть близкого, изменение места жительства или школы, у детей раненого возраста – начало посещения детского сада);
  • стресс и эмоциональные потрясения (в том числе и положительные).

Большое значение в формировании неврастении у ребенка имеют:

  • наследственность;
  • незрелость нервной системы малыша, особое значение имеет преобладание процессов возбуждения над торможением;
  • неуравновешенное эмоциональное состояние матери в период беременности;
  • воздействие на плод различных патогенных факторов (интоксикации, инфекционные заболевания, прием различных лекарств);
  • развитие хронической внутриутробной гипоксии у плода, особенно во втором и третьем триместре беременности;
  • ослабление иммунитета в определенные возрастные периоды или после перенесенных инфекционных, воспалительных или соматических заболеваний;
  • сбой процессов формирования характера с преобладанием определенных черт;
  • дефицит витаминов и микроэлементов;
  • гормональные перестройки организма или дисфункции;
  • нарушение цикличности сна, режима сна и бодрствования;
  • длительный просмотр телевизора, компьютерные игры;
  • вредные привычки.
Читайте также:  Как снять болевой синдром межпозвонковой грыжи

Виды

Во взрослой неврологии выделяют три основные клинические формы астенического невроза, которые без своевременного и адекватного медикаментозного лечения и полноценного отдыха переходят одна в другую.

Поэтому часто заболевание протекает в виде последовательных стадий (фаз):

  • гипертоническая форма неврастении;
  • раздражительная слабость;
  • гипостеническая форма.

При этом стадии заболевания имеют определенные признаки в виде неврологической симптоматики и вегетативных расстройств.

Симптомы астенического невроза у детей разного возраста

Но в детском возрасте проявления астенического невроза зависят от возраста ребенка.

У детей раннего возраста неврастения проявляется:

  • характерные особенности поведения: гиперактивность или наоборот адинамия, вялость, плаксивость, излишняя впечатлительность;
  • страхи, развитие фобий, нервных тиков и навязчивых движений;
  • различные виды нарушений сна;
  • изменения отношений к пище – отказ от еды, которое вызывает разные и иногда даже незначительные раздражители (кишечная колика, прорезывание зубов).

Астенический невроз у дошкольников характеризуется:

  • выраженная вялость, снижение активности или наоборот раздражительность со склонностью к истериоидным припадкам с бурным проявлением эмоций;
  • эмоциональная нестабильность и быстрая смена настроения;
  • нарушения стула (чаще склонность к запорам);
  • логоневрозы – чаще быстрая речь с нечетким произношением звуков;
  • ночной энурез, неконтролируемые мочеиспускания;
  • нарушения сна.

У детей школьного возраста и подростков симптомы этой патологии практически идентичны проявлениям заболевания у взрослых и отличаются разнообразием с переходом одной стадии в другую.

К характерным признакам гипертонической формы неврастении, которая является первой стадией астенического невроза, относятся:

  • высокая возбудимость и повышенная раздражительность;
  • быстрая утомляемость;
  • слезливость;
  • рассеянность, снижение работоспособности, снижение успеваемости в школе;
  • различные виды нарушения сна (частые ночные пробуждения, тревожные сновидения и трудности засыпания);
  • давящая головная боль, в виде «обруча» или «тяжелой шапки» («каска неврастеника»).

Следующей стадией развития неврастении является – раздражительная слабость.

Она возникает:

  • при отсутствии лечения в первой стадии;
  • при усилении воздействия провоцирующего патологического фактора;
  • как первая стадия заболевания у пациентов с сильной нервной системой и у холериков.

Основным признаком этой стадии болезни считается — выраженная раздражительность, которая быстро трансформируется в нервное истощение.

Пациенты склонны испытывать противоречивые эмоции, быстро сменяющие друг друга: на смену возбуждению и крику приходит ощущение бессилия, обиды, переходящие в плач, реже истероидный припадок.

Быстрая утомляемость приводит к невозможности сконцентрироваться на работе, нарастанию общей слабости и головных болей.

Перерыв в работе не позволяет отдохнуть, усилия справиться с начатым делом приводят к усугублению слабости и нервному истощению.

Гипостеническая форма неврастении развивается:

  • при отсутствии терапии второй стадии болезни;
  • при значительном усилении воздействия причинного фактора;
  • может развиваться как первая стадия болезни у астеников или у пациентов со слабой нервной системой.

Эта стадия астенического невроза характеризуется появлением:

  • синдрома хронической усталости;
  • постоянной сонливости;
  • слезливости;
  • постоянной тревоги и тоски.

Иногда возникает периодическая неврастения – при этой форме болезни признаки астенического невроза, чаще его гипостенической фазы неоднократно повторяются, периоды болезни  учащаются и удлиняются, симптомы становятся более тяжелыми и устойчивыми к медикаментозному лечению.

Кроме этого у ребенка могут возникать психосоматические расстройства, которые самопроизвольно излечиваются после терапии астенического невроза.

Они проявляются как:

  • стойкие  боли в суставах и позвоночнике;
  • снижение зрения и слуха;
  • выпадение волос и повышенная ломкость ногтей;
  • появление или усиление признаков хронических кожных заболеваний (экземы, псориаза, аллергических дерматитов);
  • обострение герпеса и других вялотекущих или скрытых инфекционных процессов.

Диагностика

Диагностика данной патологии проводится врачом — неврологом на основании:

  • сбора жалоб и анамнеза заболевания;
  • уточнения причины заболевания;
  • данных осмотра;
  • определения неврологического статуса;
  • лабораторных и инструментальных методов;
  •  консультации смежных специалистов.

Дополнительными инструментальными методами диагностики являются:

  • УЗИ;
  • МРТ — или КТ головного мозга;
  • ЭЭГ, реоценцефалография;
  • рентгенография;
  • ЭКГ.

Подтверждение диагноза неврастении —  постепенное прогрессирование симптомов и стадий болезни, отсутствие изменений в неврологическом статусе и органической неврологической, соматической и психиатрической патологии у пациента.

Лечение астенического невроза

Тактика лечения заключается в определении причинного фактора, его устранении и восстановлении нормального функционирования нервной системы пациента:

  • полноценный отдых и сон;
  • витаминизированное питание;
  • смена обстановки;
  • физиотерапевтические процедуры (электросон, массаж, аромотерапия);
  • санаторно-курортное лечение или климатотерапия.

Дополнительно назначаются:

  • общеукрепляющие препараты;
  • витамины и минеральные комплексы + препараты кальция с железом и магнием;
  • кофеин;
  • препараты с пустырником и валерианой;
  • растительные адаптогены;
  • нейропротекторы;
  • Омега-3;
  • вегетостабилизирующие препараты (тенотен и грандаксин).

Кроме медикаментозного лечения назначается консультация психолога, аутогенные тренировки.

При развитии гипостенической формы лечение пациентов осуществляется в стационаре с применением транквилизаторов и антидепрессантов в индивидуальной дозировке.

Часто полноценный отдых, смена обстановки, нормализация ритма учебы или работы, сна и бодрствования, снижение психоэмоциональных и физических нагрузок позволяет полностью избавиться от проявлений болезни.

врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник