Астенический синдром у ребенка после гриппа

Астенический синдром у ребенка после гриппа thumbnail

ОРВИ имеет вирусную природу происхождения и при неправильной терапии или полном отказе от лечения может закончиться различными осложнениями. Последствия проявляются в виде гайморита, синусита, менингококковых инфекций и нередко приводят к тяжелым нарушениям, проявляющимся соматическими расстройствами, в том числе и астеническим синдромом. Состояние требует безотлагательного осмотра специалистом и соответствующей терапии.

Астенический синдром: что это такое

Астенический синдром – патологическое состояние, выражающееся в постоянном недомогании, усталости, имеющее соматическую и нервно-психологическую природу происхождения.

Астенический синдром у детей

По мнению экспертов, астенический синдром спровоцирован нарушениями в мозговой деятельности ребенка, снижением метаболических функций в головном мозге.

Симптомы:

  • нервозность;
  • замкнутость;
  • трудности в общении, особенно с малознакомыми людьми;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • плохая усвояемость информации;
  • жалобы на головные боли при резких и громких звуках;
  • усиленное потоотделение;
  • головокружения;
  • нарушенный сердечный ритм;
  • слабость, отсутствие сил;
  • потеря аппетита.

При совпадении нескольких признаков рекомендуется незамедлительно обратиться за помощью к детскому неврологу. В некоторых случаях родители списывают указанные признаки на особенности темперамента и поведения ребенка.

Астенический синдром у детей выражается в приливе сил в утренние часы, полном снижении и потери работоспособности и активности в вечернее время. Отличие патологии от обычной усталости заключается в отсутствии восстановления сил и работоспособности после сна или отдыха.

Причины заболевания

Ухудшение после перенесенных респираторных заболеваний наступает ввиду поражения соматической системы ребенка действием патогенных микроорганизмов и возбудителей.

Причины состояния:

  • ослабленный иммунитет;
  • недостаток в организме витаминов;
  • токсическое поражение, вызванное возбудителями ОРВИ;
  • побочные эффекты от употребления некоторых групп лекарственных препаратов;
  • недостаток жидкости в организме.

Патогенные микроорганизмы вызывают интоксикацию, что приводит к негативному воздействию на центральную нервную систему ребенка. Состояние значительно ухудшается при токсическом поражении головного мозга, которое сопровождается нарушением сна, головными болями и частичным угнетением функций памяти.

Симптомы в виде усталости и общего недомогания вызваны тратой резервных сил организма, направленных на борьбу с вирусной инфекцией.

Астенический синдром у новорожденных детей

Патология у новорожденных детей при отсутствии признаков поражения головного мозга или других соматических нарушений вызвана, по мнению специалистов, наследственными факторами. Главным признаком расстройства считается нарушение сна.

Симптомы:

  • отсутствие аппетита и сил;
  • при регулярном кормлении наблюдается потеря веса;
  • кровотечения в области пуповины;
  • неконтролируемые подергивания;
  • скапливание во рту слизи;
  • запоры;
  • пожелтение лица;
  • беспричинный плач;
  • испуг при резких и громких звуках.

Состояние младенца ухудшается во второй половине дня и к полуночи.

Запрещается проводить медикаментозную терапию заболевания в данном возрасте.

Лечение без применения медикаментов

Немедикаментозная терапия у грудничков разрабатывается лечащим врачом на основе формы и характера протекания болезни. Основным терапевтическим приемом является организованность режима дня ребенка и специальные упражнения – водная гимнастика. К вспомогательным действиям относится массаж всех групп мышц.

Детям старшего возраста рекомендуется употреблять побольше жидкости, в особенности травяные чаи, натуральные соки и отвары, богатые витамином C. Разрешается пить минеральную воду без газа.

Возможно назначение витаминных и минеральных комплексов для восстановления иммунитета.

Прогулки на свежем воздухе и различные виды упражнений позволяют организму ребенка расслабиться и восстановиться после болезни. В дополнение показаны водные или закаливающие процедуры.

Астенический синдром у детей после болезни

Медикаментозное лечение

В качестве средств, повышающих запас энергии и восполняющих силы, назначаются лекарственные препараты, относящиеся к группе адаптогенных веществ. Для восстановления и укрепления иммунной системы ребенка применяются витамины и минеральные комплексы.

При повышенной раздражительности показаны успокаивающие средства. Во время приступов острых психозов могут назначаться различные виды нейролептиков. Для повышения мозговой активности используются средства, относящиеся к группе ноотропных препаратов.

При тяжелых и запущенных состояниях назначаются антидепрессанты и транквилизаторы.

Запрещается самостоятельно назначать ребенку лекарственные препараты. Для постановки диагноза и назначения терапии необходимо обратиться к соответствующему специалисту.

Питание и профилактика

При заболевании у ребенка необходимо подбирать продукты тщательным образом. Незаменимыми считаются продукты, содержащие повышенное количество аминокислот и протеинов.

Для стимуляции мозговой деятельности применяются следующие виды продуктов:

  • морепродукты;
  • мясо птицы, печень;
  • говяжье мясо;
  • злаковые, в особенности гречка и рисовая крупа;
  • молочная и кисломолочная продукция;
  • свежие листья шпината;
  • тыквенные семечки;
  • куриные яйца;
  • свёкла;
  • миндальные орехи, арахис;
  • бананы.

Считается, что для выработки серотонина – так называемого гормона счастья – следует употреблять цельнозерновой хлеб, твердые виды сыров, бананы, а также мясо индейки, содержащие триптофан – аминокислоту, из которой синтезируется серотонин.

Поддержать необходимый уровень глюкозы в крови после болезни помогают злаковые культуры, тыквенные породы овощей, картофель и капуста. Из ягод рекомендуется употреблять малину, виноград различных сортов, арбузы и черешню.

Запрещенные продукты при астеническом синдроме

Продукты, содержащие в составе кофеин в больших количествах, детям употреблять нельзя. Их необходимо заменить травяными чаями, витаминизированными настоями, натуральными соками из овощей.

Пища должна быть обезжиренной и приготовленной на пару, тушеной, отварной.

Запрещается употреблять консервированную продукцию, в том числе варенье и соленья. К категории запрещенных продуктов также относятся заводские кондитерские изделия, фастфуд, газированная вода, ненатуральные соки.

Несвоевременное лечение респираторных заболеваний может спровоцировать развитие астенического синдрома. Перемены настроения, пониженная работоспособность и апатия могут быть вызваны патологическими изменениями в организме. При указанных признаках рекомендуется обратиться к неврологу за назначением адекватной терапии. Правильное питание и соблюдение распорядка дня помогут предотвратить дальнейшее развитие болезни.

Читайте также: церебрастенический синдром у детей

Источник

Даже после выздоровления человек порой испытывает слабость, усталость, снижение работоспособности. Такое состояние организма может свидетельствовать о развитии астенического синдрома.

Врачи считают основной причиной появления болезни в нарушение метаболизма в мозге человека, которое чаще всего появляется после перенесенных им соматических заболеваний, например таких как обыкновенный грипп.

После болезни

Астения по праву считается самым распространенным синдромом, который может сопровождать многие заболевания, такие как:

  • носящие инфекционный характер – грипп, ОРВИ, туберкулёз, гепатит;
  • связанные с желудочно-кишечным трактом – гастрит, энтероколит, панкреатит, язва;
  • относящиеся к сердечно-сосудистой системе – гипертония, аритмия, инфаркт;
  • неврологические расстройства;
  • имеющие в своей основе дисфункцию почек – пиелонефрит, гломерулонефрит;
  • относящиеся к дыхательной системе – бронхит, пневмония.

Выделяют следующие признаки болезни:

  • нарушение сна;
  • расстройство вегетативной системы;
  • чрезмерная утомляемость;
  • раздражительность;
  • снижение работоспособности, памяти;
  • чувство постоянной усталости.

При этом человек лучше чувствует себя в первой половине дня, в то время, как к вечеру силы полностью покидают его. Наблюдается несвойственная ранее индивиду реакция на такие раздражители, как яркий свет и громкие звуки.

Астения может выступать первым признаком болезни, а может появиться уже после выздоровления.

Астенический синдром отличается от обычной усталости тем, что после отдыха не наступает долгожданного облегчения.

Самостоятельно, без врачебного вмешательства, крайне сложно выйти из этого состояния.

Читайте также:  Признаки синдрома дауна на втором триместре

После ОРВИ и гриппа

Астения может развиться на фоне перенесенных ОРВИ и гриппа. Важно знать, чем можно помочь ослабленному организму.

Причины появления после гриппа

Астения после перенесенного гриппа может появиться в результате нарушения самочувствия, спровоцированного действием вируса. Более тяжёлая форма заболевания сопровождается более яркими проявлениями астенического синдрома.

Причины послевирусной астении следующие:

  • ослабленная иммунная система;
  • интоксикация;
  • недостаток жидкости;
  • побочные действия принимаемых препаратов;
  • авитаминоз.

Будьте внимательны, ослабленный организм более подвержен заболеванию

Когда вирус попадает к человеку, он атакует органы дыхания и кровеносную систему. При этом наблюдается отравление организма – интоксикация, которая оказывает особо сильное влияние на нервные клетки. Воздействие токсинов на мозг имеет последствия в виде головных болей, снижения памяти, нарушения сна.

Как лечить?

При выявлении первых признаков заболевания, необходимо обратиться к врачу. Самостоятельно побороть недуг не получится. Напротив, самолечение, может усугубить ситуацию.

Небольшой положительный эффект получают при: правильном питании, приёме витаминов и минералов, корректировке режима дня, избавлении от вредных привычек.

Как быстрее поправиться

Чтобы быстрее выйти из этого состояния, нужно устранить симптомы такими способами, которые заряжают энергией, приносят удовольствие, а также моральное удовлетворение.

  1. Высыпаться. При этом мозг отдыхает, а организм набирается сил. Если не удается уснуть, на помощь придут специальные препараты, назначенные доктором.
  2. Разнообразно питаться. Предпочтение стоит отдавать белковой пище, улучшающей работу головного мозга. А это, в свою очередь, приводит к улучшению памяти и формированию положительных эмоций.
  3. Испытывать лёгкие, не выматывающие физические нагрузки, плавать.
  4. Принимать витамины. Лучше, чтобы полезные вещества организм получал напрямую из продуктов питания.
  5. Отказаться от алкоголя и крепкого кофе, чтобы дополнительно не возбуждать нервную систему.
  6. Заниматься закаливанием. Очень полезен контрастный душ.
  7. Принимать адаптогены, такие как женьшень, левзея. Они способны снять усталость и нормализовать кровяное давление.
  8. Строго соблюдать распорядок дня: вовремя вставать и вовремя ложиться спать.
  9. Принимать травяные отвары из: валерьяны, хмеля, герани.

Если не астенический синдром, то что?

Болезнь может развиться не только после ОРВИ

Выздоровевший может плохо себя чувствовать после перенесенного заболевания не только при астеническом синдроме. Похожие симптомы наблюдаются при таких патологиях, как: недостаток витаминов в организме, вялотекущие инфекции, нервные воспаления. Хроническая усталость может возникнуть как ответ организма на постоянные стрессы и отсутствие необходимого отдыха.
Осложнения болезней опасней, чем сами заболевания, поэтому в случае возникновения подозрительных симптомов необходимо получить консультацию специалиста.

После пневмонии

Астенический синдром может возникнуть как остаточное явление после пневмонии в результате сбоев в работе нервной системы.

Для того, чтобы быстрее избавиться от астении в этом случае, нужно сделать следующее:

  • после окончания курса антибиотиков начать прием витаминов;
  • включить в свой ежедневный рацион как можно больше овощей и фруктов;
  • следует подождать с выходом на работу, после острого периода соблюдая щадящий режим;
  • стоит больше времени проводить на свежем воздухе, неспешно прогуливаясь в парках.

Если слабость и быстрая утомляемость сохраняются на протяжении длительного периода после перенесенной болезни, стоит обратиться к врачу. Неприятные симптомы могут свидетельствовать о развитии астении.

Источник

Õîòåëà áû ïîäåëèòüñÿ ñ âàìè, êàê âûãëÿäèò ñîöèîôîáèÿ è òðåâîæíàÿ äåïðåññèÿ èçíóòðè. Âîçìîæíî, êòî-òî óçíàåò ñåáÿ ñ ýòîé èñòîðèè — â òàêîì ñëó÷àå íàñòîÿòåëüíî ðåêîìåíäóþ îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì. Ïîñò áåç ðåéòèíãà.

Íà÷àëîñü âñå, êîíå÷íî, ñ äåòñòâà. Îáñòàíîâêà â ñåìüå è øêîëå áûëà íåçäîðîâàÿ, â øêîëå òðàâèëè, äîìà ãîâîðèëè «ïîòåðïè», ðîäèòåëè ðàçâåëèñü, è ìàìàí ïîñëå íåóäà÷íîãî áðàêà íà÷àëà àáüþç ïîä âèäîì îãðîìíîé ëþáâè. Òàùåì-òà, ÿ áûëà óâåðåíà, ÷òî ìåíÿ âçÿëè èç äåòäîìà, è íàñòîëüêî ñåáÿ íåíàâèäåëà (ìàìà ìåíÿ íå ëþáèò — çíà÷èò, íå çà ÷òî, çíà÷èò ÿ ã-íî è âèíîâàòà), ÷òî íà÷àëà ñàìà ñåáÿ óíèæàòü, à êîãäà ñìîòðåëàñü â çåðêàëî — áûëà óâåðåíà, ÷òî îíî çàêîëäîâàíî, òê íå ìîãó ÿ áûòü íàñòîëüêî óæ óðîäëèâîé (çäåñü óæå ïðîñëåæèâàåòñÿ «ðàçäåëåíèå» — îäíà ÷àñòü ìåíÿ óïîðíî âåðèëà, ÷òî ÿ âñå-òàêè õîðîøàÿ, íî ôèãóðà ìàòåðè (êîòîðóþ ÿ âûÿâèëà òîëüêî ñ ïñèõîëîãîì) âñå âðåìÿ ïàðÈëà íàä ñîçíàíèåì è øåïòàëà — «òû íè÷òîæåñòâî»).

Ñàìûì ïåðâûì ïðîÿâëåíèåì îòêëîíåíèé, êàê ìíå èìõî êàæåòñÿ, áûëà ñïîñîáíîñòü îòêëþ÷àòü çâóêè. Âïåðâûå ýòî ïðîèçîøëî íåïðîèçâîëüíî — ñèäÿ â êëàññå ÿ âäðóã îñîçíàëà, ÷òî çâóêè âíåçàïíî «âêëþ÷èëèñü», à äî ýòîãî êîðîòêîå âðåìÿ áûëà òèøèíà.  äàëüíåéøåì, êîãäà ÿ óõîäèëà â ìèð ôàíòàçèé, ýòî ñëó÷àëîñü ïî÷òè ïîñòîÿííî, â çàâèñèìîñòè îò «ãëóáèíû» ïîãðóæåíèÿ, òàêæå áûâàëî, ÷òî ôàíòàçèè (à ýòî áûëè öåëûå ñåðèàëû) âèçóàëüíî âñòàâàëè ïåðåä ãëàçàìè, íàêëàäûâàëèñü ïîëóïðîçðà÷íûì ñëîåì íà ðåàëüíóþ êàðòèíêó. «Âûõîäèòü» îáðàòíî â ðåàëüíûé ìèð áûëî òðóäíî, ïåðâûå ÷àñà äâà ÿ áûëà î÷åíü çàòîðìîæåíà íà ëþáóþ ðåàêöèþ. Ïîòîì ïîñòåïåííî âîçâðàùàëàñü â ðåàëüíûé ìèð. Òî æå áûëî è ïðè ÷òåíèè êíèã.

Ñ äåòñòâà æå ÷àñòî áûâàëî ñîñòîÿíèå, êîãäà ÿ âèäåëà ìèð ñëîâíî ñêâîçü áàííîå ñòåêëî — ðàçìûòûì, çàìûëåííûì, ãëàçà ñëîâíî áûëè óñòàâøèå. Ñ ïåðâîãî êëàññà ÿ íîñèëà î÷êè è áûëà óâåðåíà, ÷òî â ýòîì ïðîáëåìà, íî êîãäà ÿ ñäåëàëà ñ î÷êàìè ïåðåðûâ â ïàðó ëåò, îêàçàëîñü, ÷òî íè÷åãî íå ïîìåíÿëîñü, è ýòî ñîñòîÿíèå — â ãîëîâå.

Ãäå-òî â 13 ëåò ó ìåíÿ íà÷àëîñü ÎÊÐ. Ðåëèãèîçíàÿ ìàòü ðàññêàçàëà î ïàðíå, ïðîäàâøèì äóøó â ììîðïã èãðå, ãäå îí âñåãî ëèøü âûáðàë «äà» â èãðîâîì äèàëîãå. È ÿ ïîäóìàëà — åñëè ñîòîíà çàãàäàë, ÷òî íàæàòèå íà êíîïêó ïîäòâåðæäàåò ñîãëàñèå, òî ïî÷åìó íå ëþáîå äðóãîå äåéñòâèå? ß ñòàâèëà íà ñòîë êðóæêó, à çà ìãíîâåíèå äî â ãîëîâå ïðîíîñèëîñü «åñëè ïîñòàâèøü êðóæêó òàê — ïðîäàøü äóøó», è ìíå ïðèõîäèëîñü ïåðåäâèãàòü åå. Äîõîäèëî äî òîãî, ÷òî ÿ ñòîÿëà ìèíóò 15 êàê äóðà è òóïî òðîãàëà ïðåäìåò, ÷òîá ñäâèíóòü íà íàíîìåòðû, è óæå ïëàêàëà îò áåññèëèÿ. Òàêæå ÿ ìûëà ðóêè 4-5 ðàç ïîäðÿä. Ìíå êàçàëîñü, ÷òî îíè íåäîñòàòî÷íî ÷èñòûå, âîò òóò êóñî÷åê êîæè íå îòìûò, çäåñü òîæå, à òåïåðü íàäî áû êîíòðîëüíûé.

Íàìó÷èëàñü ÿ òàê ãîä-äâà, çàòåì ìíå ýòî íàäîåëî, è ÿ ðåøèëà îòíåñòèñü ê ýòîé ïðîáëåìå êàê ê ïðèâû÷êå. Õî÷åòñÿ? À íåëüçÿ, ñàìî ïðîéäåò. ß ñòàâèëà êðóæêó íà ñòîë è â ìûñëÿõ êðè÷àëà «Íå ïðîäàì!» Î÷åíü ÷åñàëèñü ðóêè âûìûòü èõ õîðîøåíüêî, íî ÿ íàñòóïàëà ñåáå íà ãîðëî, è â èòîãå ñïóñòÿ âðåìÿ ïåðåáîðîëà ýòîò íåäóã.

Åñëè ãîâîðèòü î ñòðàõå, òî êîíå÷íî æå îí áûë. Åñëè ñðàâíèâàòü ñ ïðÿì âîò íàñòîÿùåé ÏÀ, òî ýòî áûëî òàê, âîëíåíèå, îäíàêî (êàê ïðèìåð) ÿ ïàíèêîâàëà è ðåâåëà, åñëè â êëàññ ïðèõîäèëè íîâè÷êè, òê íàñòîëüêî áîÿëàñü îñìåÿíèÿ è íåïðèíÿòèÿ, íàñòîëüêî ïðåâîçíîñèëà ÷óæîå ìíåíèå îáî ìíå (ìîå ìíåíèå íèêîãäà íå áûëî äëÿ ìåíÿ ïðàâèëüíåå ëþáîãî ÷óæîãî, ÿ âñåãäà ñîìíåâàëàñü, çàòî ÷óæîå ïðèíèìàëà áåç êðèòèêè), ÷òî íå ìîãëà âûäåðæàòü íàïðÿæåíèÿ — êàê ìåíÿ ïðèìóò.

Читайте также:  Синдром рука нога рот вирус коксаки

 6ì êëàññå îáñòàíîâêà óëó÷øèëàñü, ÿ ñìåíèëà øêîëó, êëàññ îêàçàëñÿ èíòåëëèãåíòíûì è òèõèì. Íî ìîé ñòðàõ òîëüêî óøåë âãëóáü.  ïÿòîì êëàññå åùå ñòàðîé øêîëû ïðîèçîøëî ìíîãî ñîáûòèé, ïîâëèÿâøèõ íà ìåíÿ, è ÿ òâåðäî ðåøèëà íå äàâàòü áîëüøå ëþäÿì âîçìîæíîñòè ìåíÿ ïðèòåñíÿòü, çàùèùàòüñÿ âñåìè ñïîñîáàìè. Íàïðèìåð, ÿ îæèäàëà, ÷òî êëàññ îêàæåòñÿ òàêèì æå ïðîáëåìíûì, êàê ïðåäûäóùèå äâà, è ïîýòîìó êîãäà êî ìíå ñ óëûáêîé ïîäîøëè çíàêîìèòüñÿ, ÿ îòêðûòûì òåêñòîì ïîñëàëà èõ íàõóé. Ïîìíþ, êàê ïîòåìíåëî â ãëàçàõ, êîãäà ÿ ýòî ïðîèçíåñëà.

Ê ñîæàëåíèþ, ÿ òàêæå ðåøèëà âîñïèòàòü ñåáÿ ñàìà. Íå çíàÿ èíîãî ïîäõîäà, êàê ìàìèíî «ïîòåðïè» è «äðóãèì õóæå», êàæäûé ðàç êîãäà ïîäêàòûâàëî ìó÷èòåëüíîå òîìëåíèå â æåëóäêå, ÿ áàñîì îðàëà ñåáå â ìûñëÿõ: «çàòêíèñü, ñóêà, áëÿòü!» èëè «à íó-êà ïåðñòàíü, òâàðü». Äà-äà, ïðÿì òàê. ß óíèæàëà ñåáÿ â ìûñëÿõ, çàñòàâëÿÿ äåëàòü ÷åðåç íå ìîãó òî èëè èíîå, è ïîñòåïåííî íàó÷èëàñü êàê æèòü ñ ïîñòîÿííîé òðåâîãîé, òàê è ïîïóòíî êîíòðîëèðîâàòü âñå ñâîè äåéñòâèÿ. Âñå — ýòî: êàê ñòàâèòü íîãó ïðè õîäüáå, êàê äûøàòü, êàê ïðîèçíîñèòü çâóêè, êóäà ñìîòðåòü, êàêèå èíòîíàöèè èñïîëüçîâàòü. Êîíå÷íî, ëþáîé ÷åëîâåê êîíòðîëèðóåò òî, ÷òî äåëàåò, íî çà÷àñòóþ íåîñîçíàííî, â ìîåì ñëó÷àå æå ýòî áûë ïîñòîÿííûé îñîçíàííûé ìîíèòîðèíã ñîáñòâåííûõ òåëîäâèæåíèé ñ ïîñëåäóþùèì àíàëèçîì, êàê ëó÷øå ñêàçàòü, ñäåëàòü, óëûáíóòüñÿ. Âñå, ÷òîáû òîëüêî êî ìíå íå ïðèäðàëèñü, íå òðîãàëè è îñòàâèëè â ïîêîå. Âîçìîæíî, èìåííî èç-çà îòêëþ÷åíèÿ àâòîìàòèçìà, ÿ çàáîëåëà àïíîý. ß çàáûâàëà, êàê äûøàòü, íå òîëüêî íî÷üþ, íî è äíåì. ß âîñïèòûâàëà â ñåáå ïîäîáîñòðàñòèå.

Åñëè ãîâîðèòü î ôèçè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèÿõ — ó ìåíÿ ÷àñòî áûâàëî íèçêîå äàâëåíèå ïî óòðàì è íèçêàÿ (35,4) òåìïåðàòóðà, èíîãäà áîëåëî ñåðäöå, àðèòìèÿ. ß è òàê âñåãäà îùóùàëà, êàê îíî áüåòñÿ, íî èíîãäà îíî áðàëî ñåêóíäíóþ ïàóçó, à çàòåì áóõàëîñü êóäà-òî âíèç, íåîáÿçàòåëüíî ïðè ýòîì áûëî áûòü â íàïðÿæåíèè. ×àñòî êðóæèëàñü ãîëîâà, ïîñòîÿííî õîòåëîñü ñïàòü. Ñïàòü äíåì 3-4 ÷àñà ïîñëå øêîëû è ïî âûõîäíûì áûëî íîðìîé. Ïðè ýòîì ýìîöèîíàëüíî ÿ ñëîâíî íè÷åãî íå ÷óâñòâîâàëà — ìåíÿ íå òðîãàëè ïðîáëåìû ñåìüè, íå çàäåâàëè íîâîñòè î áðîøåííûõ äåòÿõ è æèâîòíûõ, äàæå êîãäà ìîÿ ïëåìÿøêà ðàçáèëà ãîëîâó — ÿ íè÷åãî íå èñïûòàëà. ×òîáû íèêòî íå ïîäóìàë, ÷òî ÿ áåçäóøíàÿ ñâîëî÷ü, ïðèõîäèäîñü èìèòèðîâàòü ýìîöèè, ÷òî óäàâàëîñü ìíå ëåãêî — íà äîñóãå ÿ ÷àñòî «èãðàëàñü» ñî ñâîèì âíóòðåííèì ìèðîì, ïðåäñòàâëÿÿ, êàê îùóùàåò ìèð è ñåáÿ äðóãîé ÷åëîâåê. Ìîå ñàìîîùóùåíèå áûëî êàê áû ãëèíîé, èç êîòîðîé ÿ ëåïèëà ðàçíûå ôèãóðêè.
Åäèíñòâåííûì, ÷òî ÿ èñïûòûâàëà, áûë, êîíå÷íî, ñòðàõ, òðåâîãà, ïàíèêà, òîñêà è áîëü. Ýòî áûëà îñîáàÿ îñòðî-òÿíóùàÿ áîëü, ëîêàëèçóþùàÿñÿ ãäå-òî â ãðóäíîé êëåòêå, ñîïðîâîæäàþùàÿñÿ îãðîìíûì ÷óâñòâîì îò÷àÿíèÿ.  ýòè ìîìåíòû ÿ ñòàðàëàñü ëèáî çàñòàâèòü ñåáÿ çàòêíóòüñÿ, ëèáî ïî âîçìîæíîñòè ñïðÿòàòüñÿ è êðè÷àòü. Êðè÷àëà ÿ áåççâó÷íî, ðàççåâàÿ ðîò è âïóñòóþ íàïðÿãàÿ ñâÿçêè, íî ýòî áûëî åäèíñòâåííûì ñïîñîáîì ñáðîñèòü íàïðÿæåíèå. Ýòà áîëü âîçíèêàëà îáû÷íî ïîñëå ññîð ñ ìàìîé — òîãäà ÿ îñîáî íà÷èíàëà îùóùàòü ñåáÿ òâàðüþ, íå èìåþùåé ïðàâî æèòü (ìàìà âñåãäà ñòàâèëà ÷óæèå íóæäû âûøå ñîáñòâåííûõ è ñâîèõ äåòåé) è òîëüêî ñëóæèòü îêðóæàþùèì, è î÷åíü-î÷åíü ñèëüíî õîòåëà ñåáÿ óáèòü.  êàêîì-òî ñìûñëå, ýòî áûëî áû áîëüøèì îáëåã÷åíèåì, òê â àä ÿ âåðèëà ñ ñîìíåíèåì, à âûáîð ìåæäó ÷óâñòâîâàòü â ìèíóñ èëè â íîëü áûë î÷åâèäåí.

Ïåðâàÿ ïîïûòêà ñóèöèäà ñëó÷èëàñü, êîãäà ìíå áûëî 12. ß î÷åíü áîþñü áîëè, ïîýòîìó ðåçàòü âåíû èëè ïðûãàòü ñ êðûøè áûë íå âàðèàíò, ïîýòîìó ÿ ïðîñòî íàêðûëàñü îäåÿëîì ñ ãîëîâîé è óñíóëà, íàäåÿñü, ÷òî âîçäóõ êîí÷èòñÿ (äà, ÿ íå î÷åíü óìíàÿ). Ïðîñíóëàñü ïîòíàÿ è ðàçî÷àðîâàííàÿ.

Òàêîå ñîñòîÿíèå äëèëîñü äî 12ãî êëàññà. Âåñíîé ÿ âäðóã îáíàðóæèëà, ÷òî ìíå ñòàíîâèòñÿ ñëîæíåå áûòü íà ëþäÿõ. Òðåìîð òåëà, ãîëîâû ñòàíîâèëîñü ñëîæíåå êîíòðîëèðîâàòü, ïðè ýòîì ïàíèêà ðîñëà. Ê êîíöó 12ãî êëàññà ÿ ïåðåñòàëà âûõîäèòü äàæå â ìàãàçèí, òê ó ìåíÿ íà÷èíàëàñü ïà.

Ïîñëå ãèìíàçèè («òû äîëæíà ïîëó÷èòü ïðîôåññèþ è ïîìî÷ü ñåñòðå ñ êðåäèòàìè» — äà, ìàñêà ïîäîáîñòðàñòèÿ âðîñëà â òåëî) ÿ ïîñòóïèëà â ñòîëè÷íûé óíèâåð è ïåðååõàëà ê ñåñòðå. Îíà î÷åíü òÿæåëûé ÷åëîâåê ñ èñòåðè÷åñêèì õàðàêòåðîì, ïîýòîìó î ðàññëàáëåíèè íå ìîãëî áûòü è ðå÷è. ß ïîñòîÿííî áîÿëàñü ñêàçàòü ÷òî-òî íå òî, ÷òîáû íå ñïðîâîöèðîâàòü ñåñòðó, è êîíòðîëü íàä ñîáîé âîçðîñ.

Ñî âðåìåíåì, ó ìåíÿ íà÷àëà ïîÿâëÿòüñÿ äåïåðñîíàëèçàöèÿ. ß ìîãëà ïðîñòî ñèäåòü â êðåñëå è ñìîòðåòü òåëåâèçîð, è îùóùàòü ïðè ýòîì, ÷òî ÿ — íå ÿ. Ìíå êàçàëîñü, ÷òî ÿ íåâèäèìûé ïðèçðàê, íàõîäÿùèéñÿ ãäå-òî âíå òåëà, äàæå èíîãäà ñëîâíî áû âèäåëà ñåáÿ îò òðåòüåãî ëèöà. Ýòî ñîïðîâîæäàëîñü íåïîíèìàíèåì ïðîèñõîäÿùåãî. Òî åñòü, êòî-òî ÷òî-òî ãîâîðèò — à ÿ ñëûøó òîëüêî íàáîð çâóêîâ.

Ëþáèìîé ôèøêîé ñåñòðû (êàê è ìàòåðè) áûëî äîêàçûâàòü ìíå, ÷òî ó ìåíÿ ïëîõàÿ ïàìÿòü. Íó, âû çíàåòå, «òû ýòî ïðèäóìàë», «òàêîãî íå áûëî», «òû íå ïðàâèëüíî ïîìíèøü». Ó ìåíÿ óñèëèëèñü ñîìíåíèÿ â ñîáñòâåííîé àäåêâàòíîñòè. ß åõàëà â àâòîáóñå è ëîâèëà ñåáÿ íà ìûñëè, ÷òî íå ïîíèìàþ, ðåàëüíî ëè ÿ âèæó ïåðåä ñîáîé ñèäåíüå èëè ìíå êàæåòñÿ. Ìîæåò, ÿ äàæå åäó íå â àâòîáóñå èëè âîîáùå íå åäó. Îäíàæäû áûë ñëó÷àé — ìû ñ ìóæåì ñåñòðû êóäà-òî ïîåõàëè, ñòîèì íà îñòàíîâêå, æäåì àâòîáóñ. Òóò çâîíèò ìàìà è îáðûâàþùèìñÿ òîíîì ñïðàøèâàåò — ñ òîáîé âñå â ïîðÿäêå? Äà, ãîâîðþ è êëàäó òðóáêó. Ñìîòðþ — à íà òåëåôîíå 14 ïðîïóùåííûõ îò ìàìû è 3 îò ñåñòðû. È òóò ìåíÿ ïîâåëî — ÿ îùóòèëà, ñëîâíî âñå âîêðóã ìåíÿ èëëþçèÿ, è íà ñàìîì äåëå ÿ íå íà îñòàíîâêå, à ãäå-íèáóäü íà êðûøå, è øàã â àâòîáóñ îçíà÷àåò øàã â ïðîïàñòü. ß áîÿëàñü ïîøåâåëèòüñÿ, è òîëüêî ÷åðåç íåñêîëüêî ìèíóò âñïîìíèëà, ÷òî â÷åðà ÿ ïîòåðÿëà äîìà òåëåôîí íà âèáðàöèè è ìû òóïî åãî èñêàëè. Îòïóñòèëî. À ìàìå, êàê ïîòîì îêàçàëîñü, ïðîñòî ïðèñíèëñÿ ïðî ìåíÿ òðåâîæíûé ñîí.

Õîäèòü â óíèâåðñèòåò áûëî âñå ñëîæíåå. ß ïî÷òè ïîñòîÿííî ïðåáûâàëà â ñîñòîÿíèè ïà, êîãäà óãîë çðåíèÿ ñóæàåòñÿ äî ìèíèìóìà, ïîòååò ñïèíà, â ìîçãó ñëîâíî áåãàþò ìóðàøêè, î÷åíü õî÷åòñÿ, ïðîñòèòå, ñöàòü. Ó÷àñòèëèñü ìûñëè î ñóèöèäå. Îñåíüþ ïåðâîãî ãîäà îáó÷åíèÿ ÿ âïåðâûå çàäóìàëàñü î òîì, ÷òîá ëå÷ü â äèñïàíñåð.

Çèìîé ÿ íàñòîÿëà ó ñåñòðû (ñåé÷àñ äóìàþ — êàêîãî õ ìíå íàäî áûëî åå ðàçðåøåíèå) óéòè èç óíèâåðà, â èòîãå âåñíîé óøëà ñîâñåì, òê ÿ ÷óâñòâîâàëà, ÷òî ñêîðî îêîí÷àòåëüíî ñîðâóñü. ß õîäèëà ïî êîðèäîðàì óíèâåðà, âèäåëà íåçíàêîìûå ëèöà è ìå÷òàëà î íåáûòèå. Îíî êàçàëîñü òàêèì ïðèÿòíûì è òåïëûì, òàêèì æåëàííûì, òàêèì «íèêàêèì» — òî, ÷òî íàäî.

Читайте также:  Синдром полой вены при ктг

Âåñíîé æå ÿ íà÷àëà ïîñåùàòü ïñèõîëîãà, à ê ëåòó íà÷àëà ïðèíèìàòü àíòèäåïðåññàíòû (öèïðàëåêñ). Ïåðâîå, ÷òî ÿ îùóòèëà — ÷òî âñå ìîè ýìîöèè íà÷àëè äîíîñèòüñÿ ñëîâíî áû èç êîðîáêè. ß îùóùàëà èõ âñå ìåíüøå è ìåíüøå, òðåâîãà ïî÷òè ïðîøëà è ÏÀ íàêðûâàëè ìåíÿ òîëüêî â ìîìåíòû ññîð ñ ðîäíûìè, íî çàòî äàëà çíàòü î ñåáå äåïðåññèÿ (ïàðàäîêñ). Íåðâíîå íàïðÿæåíèå ñïàëî, îáíàæèâ ïîä ñîáîé ñëåäóþùèé ñëîé. Åñëè ðàíüøå ÿ èñïûòûâàëà õîòÿ áû òðåâîãó, òî â ýòîì ñîñòîÿíèè ÿ áûëà íóëåì, òîëüêî àïàòèÿ, òîñêà, ñêóêà.

ß ïåðåñòàëà òîíêî ÷óâñòâîâàòü ëþäåé (ñåé÷àñ íàó÷èëàñü ñíîâà, íî íåìíîãî èíà÷å), êîãäà êàæäîå äâèæåíèå èõ ëèöà îòäàâàëîñü ïîä ðåáðàìè ýìîöèîíàëüíûì êîïèðîâàíèåì èõ ýìîöèé. Ïåðåñòàëà ÷óâñòâîâàòü è ïîíèìàòü ñåáÿ. Ðàáîòà ñ ïñèõîëîãîì ñòàëà ïûòêîé è ïåðåñòàëà èìåòü ñìûñë — ó ìåíÿ ñëîâíî âûðâàëè ðóêè.

Ìíå íå õîòåëîñü íè÷åãî äåëàòü, ïðîñòî îòñóòñòâîâàë èíòåðåñ ê ÷åìó-ëèáî, õîòåëîñü ïðîñòî ëå÷ü è ñïàòü (òîëüêî âî ñíå ÿ îùóùàëà òàêèê ýìîöèè, êàê ðàäîñòü, äîâîëüñòâî, èíòåðåñ), ýñêàïèðîâàòü îò àïàòèè. Áûëî îùóùåíèå ïîñòîÿííîé óñòàëîñòè.

Îñåíüþ ïðèøëî ïîíèìàíèå, ÷òî áîëüøå ÿ òàê íå ìîãó, ÿ ñëèøêîì óñòàëà. ×óâñòâóÿ ïðèáëèæåíèå íåìèíóåìîãî, ïîïðîñèëà ñåñòðó âûäàâàòü ìíå òàáëåòêè ïî äîçå â äåíü, à êîðîáêó ñïðÿòàòü, à ÷óòü ïîçæå ëåãëà â ïñèõ. áîëüíèöó (åñëè áóäåò èíòåðåñíî, ìîãó ïîòîì ïîäðîáíåå ïðî ýòî íàïèñàòü). Äîçó è ïðåïàðàò íå ìåíÿëè.

À äâà ìåñÿöà ñïóñòÿ ÿ íàãëîòàëàñü òàáëåòîê. Ýòî ñòàëî ìîèì ëþáèìûì ñïîñîáîì óõîäà â ìèð èíîé, ëîë. Ïðîñíóëàñü óòðîì, ñåñòðà íàøëà ïóñòîé êîðîáîê è âûçâàëà ñêîðóþ. Åñòåñòâåííî, îïÿòü áîëüíèöà. Òàì ìíå âûïèñàëè îëàíçàïèí 1ìã íåéðîëåïòèê è âåíëàôàêñèí 150 ìã àíòèäåïðåññàíò. Ê êîíöó «ñðîêà» ÿ îùóòèëà, ÷òî ðåàëüíî õî÷ó æèòü, ÷òî-òî äåëàòü, òâîðèòü, öâåñòè è ïàõíóòü. Áûëà âåñíà, ïîýòîìó ÿ ñëîâèëà îáîñòðåíèå.

ß âñåãäà ëþáèëà ìíîãî ôèëîñîôñòâîâàòü íàä æèçíüþ, ñîöèóìîì, ïðèðîäîé, ïðè ýòîì áûëà àãíîñòèêîì ñ àòåèñòè÷åñêèì óêëîíîì. Ëþäè — ôàêòè÷åñêè æèâîòíûå, ïðîñòî áîëåå ðàçâèòûå, ÿ ñ÷èòàëà. È êàê-òî ðàç çàäóìàâøèñü îá ýòîì, ÿ âäðóã îùóòèëà, ÷òî âèæó âìåñòî ëþäåé — æèâîòíûõ (áûëà íà ðàáîòå). Òî åñòü, âèæó èõ ôèçè÷åñêîå ÷åëîâå÷åñêîå òåëî, íî âîñïðèíèìàþ êàê çâåðåé, è èõ, è ñåáÿ. Ìíå äàæå êàçàëîñü, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ âñòàíó íà ÷åòâåðåíüêè è áóäó ëàÿòü, òî íå ñëîâëþ ÏÀ — íàñòîëüêî àäåêâàòíûì îáñòàíîâêå ìíå ýòî êàçàëîñü. Ýòî ñîñòîÿíèå äëèëîñü íåäåëè ïîëòîðû. Äóìàþ, ýòî áûëî ïðîäèêòîâàíî ñìåíîé íåéðîëåïòèêà — îò îëàíçàïèíà íåóäåðæèìî êëîíèëî â ñîí, íà÷àëà ïðèíèìàòü ðèñïåðèäîí 1,5ìã.

Çàòåì ñëîâèëà åùå ñîñòîÿíèå. Ëå÷åíèå øëî ñâîèì õîäîì, è ÿ âäðóã ïîíÿëà, ÷òî ìîè ïðîøëûå îáèäû, ñâÿçàííûå ñî øêîëîé è ðîäèòåëÿìè, ïåðåâàðèëèñü. ß èõ ïðîñòî çàáûëà. ß âïàëà â ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì ìíå êàçàëîñü, ÷òî ÿ — ýòî íå ÿ, à ïðîñòî äðóãîé èãðîê, çàãðóçèâøèé ìîþ ìàòðèöó ñ ïîñëåäíåé òî÷êè ñîõðàíåíèÿ, ïîòåðÿâøèé â õîäå íåêîòîðûå âîñïîìèíàíèÿ. Ýòî øîêèðîâàëî, ÿ ðåàëüíî âåðèëà â òî, ÷òî íàñòîÿùàÿ ÿ èñ÷åçëà. Ýòî ñîñòîÿíèå äëèëîñü íåäåëè òðè.

Ñî âðåìåíåì ïîÿâèëàñü òîëåðàíòíîñòü ê ïðåïàðàòàì, õîòü ýòî, ïèøóò, íåâîçìîæíî. Ñèëû âåðíóëèñü, ïîýòîìó âåðíóëàñü è ïîñòîÿííàÿ òðåâîæíîñòü. Îáñòàíîâêó ê òîìó ìîìåíòó ÿ ñìåíèëà è ñíèìàëà êîìíàòó, ïîýòîìó òðåâîãà íå áûëà òàêîé ÿðêîé.  òî âðåìÿ ÿ âñòðå÷àëàñü ñ ìîëîäûì ÷åëîâåêîì, ïîýòîìó áûëà â ñîñòîÿíèè âëþáëåííîñòè, ãðàíè÷àùåé ñ ìèñòèöèçìîì — ÿ ÷óòü íå óäàðèëàñü îáðàòíî â ðåëèãèþ. Âî ìíîãîì ïîâëèÿëà êíèãà Vita Nostra. Íàðàñòàëà äåïðåññèÿ. Ïîïàëà â áîëüíèöó ñ ïîïûòêîé ñóèöèäà. Çàòåì ìåíÿëà òàáëåòêè — è âñå ïî-íîâîé «ýíåðãèÿ-ñïàä-àïàòèÿ-íîâûé ïðåïàðàò — ýíåðãèÿ…»

Êîãäà ìû ðàññòàëèñü, îñåíüþ, ÿ ÷óâñòâîâàëà, ñëîâíî óìèðàþ — îí áûë äëÿ ìåíÿ öåëûì ìèðîì. Ñëèÿíèå, ÿ äóìàþ. Ïðèâûêíóâ áûòü ïîä þáêîé ó ìàòåðè, ñëèòîé ñ íåé, ÿ èñêàëà êîãî-òî áîëåå «áåçîïàñíîãî», ÷òîáû âñòóïèòü ñ íèì â òàêèå æå îòíîøåíèÿ. ß ÷óâñòâîâàëà, ÷òî áåç íåãî ñêîðî óìðó — ÿ äàæå çíàëà äàòó — ãäå-òî â ÿíâàðå. Îäíàêî çàòåì ìåíÿ îòïóñòèëî, îáèäà, êîòîðóþ ÿ ñïåöèàëüíî áåðåæíî ðàñòèëà, ïðåâðàòèëàñü â çëîñòü è íåíàâèñòü, òîëüêî òåïåðü óæå íå âíóòðü ñåáÿ ñàìîé, à íàðóæó. Ìîáèëèçèðîâàëèñü ñèëû, âíîâü ïîÿâèëñÿ èíòåðåñ, õîòÿ ïðåïàðàò íå ìåíÿëà â òîò ìîìåíò. Çàòåì âíîâü ñïàä.

Ïîòîì ìíå âñå íàäîåëî è ÿ âíîâü íàãëîòàëàñü òàáëåòîê. Ýòî áûë ÷åòâåðòûé ðàç, êîãäà ÿ ïîïàëà â áîëüíèöó. ß õîäèëà ïî êîðèäîðàì íà íàïðÿæåííûõ íîãàõ, âíîâü áîÿñü ëèøíèé ðàç ïîøåâåëèòüñÿ è ñïðîâîöèðîâàòü êîãî-òî, âîçâðàùàëàñü ê âÿëûì ìûñëÿì î òîì, ÷òî òàùåì-òî áîÿòüñÿ íåêîãî, âñå îê, íå íàäî ãðóñòèòü è òä, à ïîòîì ïîäóìàëà — ñ êàêîé ñòàòè ÿ î íèõ ïåêóñü? Ìîÿ ïåðñîíà ðàâíîöåííà ñ äðóãèìè, òàê ïî÷åìó ÿ ñòàâëþ èõ óäîáñòâî âûøå? Ýòè ìûñëè ÿ äóìàëà è ðàíüøå, êîíå÷íî, íî ýìîöèîíàëüíûé ñòóäåíü íå ìåíÿë ôîðìó, òîëüêî êîëòûõàëñÿ òóäà-ñþäà. Òîãäà æå ïðèøëî ñëîâíî îçàðåíèå. ß äóìàþ, ìîÿ ïñèõèêà ïðîñòî íàêîíåö íàó÷èëàñü îáèæàòüñÿ ïî-íàñòîÿùåìó (òàáëåòîê íàãëîòàëàñü ïîñëå ññîðû ñ õîçÿéêîé êâàðòèðû), à îáèäà — ýòî â ïåðâóþ î÷åðåäü ïñèõîëîãè÷åñêàÿ çàùèòà. ß áûëà ãîòîâà ïîìåíÿòüñÿ.

Ñ òåõ ïîð ïðîøëî ÷óòü áîëüøå ãîäà, â òå÷åíèå êîòîðîãî ÏÀ ïîÿâëÿëèñü âñå ðåæå, ÿ ïåðåñòàëà çàáîòèòüñÿ î òîì, ÷òî ïîäóìàþò ëþäè, åñëè ÿ âäðóã îñòóïëþñü, íà÷àëà áîëòàòü ñ êëèåíòàìè (óøëà â ïðîäàæè), ñ êàæäûì äíåì ÷óâñòâóÿ ñåáÿ âñå ñâîáîäíåå, ðàñêðåïîùåííåå. È âîò óæå êàê 4é ìåñÿö íè îäíîé ÏÀ.

Ñåé÷àñ ïðèíèìàþ âåíëàôàêñèí 225 ìã, ðèñïåðèäîí 1,5ìã óòðîì è ñòîëüêî æå íà íî÷ü, òîëåðàíòíîñòü èñ÷åçëà, äåïðåññèÿ òîæå, ÿ íå ÷óâñòâóþ òàêîãî îñòðîãî æåëàíèÿ æèòü ïîëíîé æèçíüþ, ïîòîìó ÷òî òàáëåòêè ïîäàâëÿþò ýìîöèè, íî ÿ òîëüêî ðàäà. ÁÎëüøóþ ÷àñòü âðåìåíè ÿ îùóùàþ ñåáÿ î÷åíü óìèðîòâîðåííî, óìèðàòü áîëüøå íå õî÷åòñÿ, íî ÿ ÷óâñòâóþ, ÷òî óæå ñëîìàëà áàðüåð è â ñëó÷àå ðåöèäèâà — ñîðâóñü. Äåëàòü ïî-ïðåæíåìó íè÷åãî íå õî÷åòñÿ, íî ïñèõîëîã ãîâîðèò, ÷òî ýòî äðóãàÿ êðàéíîñòü îò òîãî, ÷òîáû ïðèíóæäàòü ñåáÿ, ýäàêèé ïðîòåñò. ß ìíîãî ñïëþ, 14-18 ÷àñîâ â âûõîäíûå, íî ïî÷åìó áû íå äàòü ñåáå îòäîõíóòü â êîíöå êîíöîâ. Íàñïëþñü — à òàì ìîæíî è ó÷èòüñÿ, è âîîáùå æèçíü ïîêîðÿòü.

Ñïàñèáî, ÷òî äî÷èòàëè äî êîíöà. Íàäåþñü, î÷åíü ìàëî íàéäåòñÿ ëþäåé, óçíàâøèõ â ýòîé èñòîðèè ñåáÿ.
Çäîðîâüÿ âàì!

Источник