Астенический синдром у детей комаровский

Астенический синдром у детей комаровский thumbnail

Астено-невротический синдром у детей встречается часто. Это заболевание может возникать по причине перенесенной гипоксии, повреждения мозга бактериальными или вирусными инфекциями, плохой эмоциональной среды в семье или других факторов. Синдром требует лечения, так как он способен спровоцировать суицидальные настроения, соматические болезни, апатию.

Понятие астено-невротического синдрома, причины возникновения патологии

Астено-невротический синдром или АНС относится к неврозам. Эта патология еще имеет название неврастении. Болезнь может осложняться другими психическими заболеваниями.

Астено невротический синдром у детей может быть вызван большими нагрузками в школе

Наиболее частой причиной астено-невротического синдрома является стресс. Дети со слабой эмоциональной сферой чаще страдают этим заболеванием. Болезнь может появляться из-за постоянных конфликтов в семье, в которых присутствуют крики, драки, насилие.

Также АНС возникает из-за тяжелых нагрузок в школе, страха получить плохую отметку. Ребенка выбивают из колеи экзамены. Поэтому у отличников, учащихся в лицеях по сложной программе, часто встречается АНС. Смена школы или детского сада, адаптация к новому месту учебы также вызывают болезнь. Помимо этих причин АНС могут провоцировать и другие факторы.

Факторы, приводящие к появлению АНС:

  • Наследственная предрасположенность. Имеются родственники, которые страдали психическими расстройствами.
  • Инфекционные и воспалительные болезни мозга: энцефалиты, менингиты. Ткань мозга повреждается, поэтому могут появиться отклонения в психическом состоянии.
  • Онкопатология. Опухолевые клетки, разрастаясь, формируют образование, сдавливающее мозг, поэтому у ребенка появляются АНС.
  • Черепно-мозговые травмы. От ударов мозг повреждается, что провоцирует развитие неврастении через некоторое время. Особенно это происходит, если ребенок не получил лечения даже при легкой травме головы.
  • Эмоциональные травмы. Гибель близкого человека, домашнего животного, расставание с любимым человеком, насилие сексуального, физического или психологического характера.
  • Интоксикация. Использование высоких доз лекарств, отравления химическими веществами, продуктами, кишечные инфекции.
  • Гипоксическое поражение головного мозга во время вынашивания плода или при родах.

АНС также вызывает недостаточная функция почек. Возникает задержка токсических веществ в организме, которые провоцируют интоксикацию всего организма. На работу головного мозга влияет функция щитовидной железы. Если имеется гипотиреоз, у ребенка отмечаются отклонения в эмоциональной сфере.

Нейроны в мозгу затрачивают большое количество энергии на осуществление передачи нервных импульсов. Когда ребенок плохо питается, развивается авитаминоз и нехватка микроэлементов. Это приводит к нарушению работы мозга, появляется раздражительность, нервозность и другие симптомы, относящиеся к АНС. Чтобы это предупредить, рацион ребенка должен быть полноценным и богатым витаминами.

Симптоматика

Астено-невротический синдром у детей характеризуется очень большим количеством признаков. Знание их позволяет своевременно выявить патологию, начать терапию.

Один из симптомов АНС у ребенка — грусть, апатия, бессилие

Симптомы АНС:

  • бессилие, особенно после умственных и физических нагрузок;
  • чуткий сон, длительное засыпание, раннее пробуждение;
  • недержание мочи, которое более характерно для пациентов 3-6-летнего возраста.
  • ритмичные подергивания мимических и других групп мышц, частое моргание, различные тики;
  • боль в мышцах шеи;
  • проблемы с запоминанием и усвоением информации в школе;
  • истерия, агрессия, повышенная плаксивость, снижение внимания, невозможность усидеть на одном месте;

Помимо этой симптоматики у пациента с АНС отмечаются непереносимость поездок на автомобильном, водном и воздушном транспорте. У некоторых детей возможно возникновение судорожного синдрома по причине травм, гипоксии, опухолей и других болезней. Дети с АНС очень плохо едят, испытывают головокружение. Среди пациентов возможна агрессия в отношении себя, которая может привести к суициду, травмам, ранениям. Многих пациентов с АНС мучает боль в голове.

Стадии заболевания

У астено-невротического синдрома выделяют стадии формирования болезни. Они характеризуют тяжесть состояния, определяют тактику лечения.

Стадии АНС:

  1. У пациента отмечается агрессия, раздражительность, пропадает желание учиться, снижается внимание.
  2. Апатия, безразличие к родственникам, к учебе, окружающим. Имеется агрессия, раздражительность. Пациент не переносит яркого света, громких звуков, плохо спит. Дети на этой стадии жалуются на ночные кошмары.
  3. Снижается выраженность агрессии, усиливается апатия, плаксивость. Ребенок быстро устает. У подростков возможна ипохондрия.

Стадии могут чередоваться друг с другом.

Прогноз

Без лечения к неврастении могут присоединяться психические болезни, которые мешают нормально жить и развиваться пациенту.

Чем опасен АНС:

  • депрессивные состояния;
  • ипохондрический синдром;
  • тревожные расстройства личности;
  • панические атаки;
  • самоубийства.

Чтобы избежать осложнений, нужно обратиться к врачу для обследования и лечения.

На фоне плохого эмоционального состояния могут развиться соматические болезни, а именно гастриты, язвенное поражение желудка, болезни сердца, нарушение гормонопродукции. В тяжелых случаях возникают суицидальные наклонности или инвалидность.

Диагностические и лечебные мероприятия

При появлении симптоматики болезни необходимо обратиться к неврологу. Врач проведет осмотр, соберет анамнез, назначит дополнительные методики обследования.

Перечень обследования:

  • магнитно-резонансная и компьютерная томография;
  • реоэнцефалоргафия;
  • анализы крови, мочи, сахар крови,
  • гормоны щитовидной железы и другие по показаниям.

Помимо этих обследований ребенку показана консультация эндокринолога и психолога или психотерапевта в зависимости от тяжести психических отклонений.

Лечение заболевания направлено на устранение очагов повреждения в мозге, улучшение эмоционального состояния, обогащение организма витаминами и микроэлементами. Ребенку могут назначить антидепрессанты, седативные препараты, транквилизаторы. Эти лекарства назначает психотерапевт или невролог. Также используют ноотропные средства для повышения кровотока в мозге, улучшения внимания и памяти. Активно проводят витаминотерапию, налаживают питание ребенка.

Рацион должен содержать достаточное количество молочных, мясных, рыбных продуктов, овощей и фруктов.

Пациента ограждают от эмоционального потрясения, стрессовых ситуаций, снижают нагрузку в школе, отказываются от секций и кружков. Ребенку показан легкий массаж плечевой зоны, спины, поясницы. Следует соблюдать режим тишины во время засыпания пациента.

Астено-невротический синдром требует обязательно лечения. Если не купировать это состояние, оно может вызвать серьезные психологические проблемы, такие как тревоги, панические атаки, депрессивные состояния, ипохондрию. Также возможно присоединение соматических патологий, которые ухудшают качество жизни и адаптацию в обществе.

Также рекомендуем почитать: церебрастенический синдром в детском возрасте

Источник

Астенический синдром у детей — достаточно коварное состояние. При всей, на первый взгляд, безобидности и даже банальности — отсутствие лечебной терапии может привести ребёнка к тяжёлым нервным срывам, психозам и полной социальной дезадаптации.

Достаточно часто астенический синдром (АС) ошибочно сравнивают с синдромом хронической усталости. У них очень схожи симптомы, но причины АС не ограничены лишь психотравмами, как при синдроме хронической усталости. Причиной АС у ребёнка может быть органическое поражение головного мозга, черепно-мозговая травма, хроническое отравление токсинами, патологии сосудов, онкология, гиповитаминоз, болезни ЖКТ и другие соматические заболевания, которые тоже истощают нервную систему.

Проявления

Как правило, какой бы ни была первопричина, признаки АС у детей проявляются одинаково:

  • ребёнок постоянно в нервозном состоянии, замкнут;
  • тяжело идёт на контакт с незнакомыми людьми;
  • систематически испытывает трудности с концентрацией внимания и усвоением новой информации;
  • при громких звуках жалуется на головную боль;
  • частые головокружения, повышенная потливость;
  • пониженный аппетит;
  • тахикардия;
  • постоянная общая слабость, из-за которой может отказываться даже от любимых игр.
Читайте также:  Синдромы психиатрии и клинические проявления

СПРАВКА! Многие родители настойчиво не придают значения ряду симптомов АС, ссылаясь на особенности характера или темперамента ребёнка. Если среди этих признаков есть 2 или 3, которые совпали с симптомами вашего ребёнка, посетите детского невролога в ближайшее время.

Симптомы АС у грудничков

Если у новорождённого нет ни органических поражений головного мозга, ни каких-либо других серьёзных первопричин, медики рассматривают астению младенцев как наследственный фактор. Один из самых очевидных симптомов астенического синдрома у грудничков — нарушения сна. Ребёнок может плакать часами и засыпать с огромным трудом. Долгие укладывания, укачивания на руках или в коляске только усугубляют ситуацию. В таких случаях малыша нужно просто уложить в кровать и выйти из комнаты.

В остальном симптоматика выглядит следующим образом:

  1. Во время кормления ребёнок делает несколько глотков и отказывается от еды. Складывается впечатление, что у него нет сил даже взять соску и делать глотательные движения. При этом не засыпает, а плачет и постанывает.
  2. Несмотря на правильное дозированное кормление (или даже при перекармливании), не набирает вес.
  3. Кровоточит пуповина.
  4. Происходят спонтанные подёргивания и движения конечностями.
  5. Во рту накапливается слизь, которую ребенок даже не сплёвывает при помощи кашля.
  6. Страдает от регулярных запоров. Ребёнок настолько слаб, что ему не хватает сил даже выделять каловые массы.
  7. Желтушный цвет лица.
  8. Общее состояние систематически ухудшается со второй половины дня и до 20-00, а также к полуночи.
  9. Ребёнок долго и беспричинно плачет.
  10. Испуганно реагирует на любые звуки.

Убирать симптомы астении в грудном возрасте медикаментами неприемлемо. Поэтому всё, что можно использовать в качестве лечебной терапии на этом этапе, — гимнастика в воде, массаж всех мышечных групп и грамотно организованный режим дня.

АС у ребёнка после ОРВИ

Вялость, общая слабость и апатия — достаточно закономерные явления после ОРВИ у склонного к астении ребёнка. В борьбе с инфекцией организм растратил максимум своей резервной энергии, и в ближайшее время её придётся восполнять.
Что конкретно может спровоцировать АС:

  • побочные действия медикаментов;
  • значительная потеря жидкости;
  • интоксикация организма распадами вирусов;
  • острый дефицит витаминов.

О начале астенического синдрома у ребёнка после болезни говорят головные боли, нарушение сна, сложности с концентрацией внимания, повышенная раздражительность и постоянная слабость.

Что с этим делать? Практически всегда достаточно просто подкорректировать рацион питания и режим дня. Следите, чтобы пища для ребёнка была максимально витаминизирована и лёгкая для ЖКТ.

В качестве питья предлагайте травяные чаи, натуральные соки, настои, богатые витамином С (клюква, малина, шиповник), минеральную воду без газа. В дополнение желательно пропить витаминно-минеральные комплексы в таблетках.

Увеличьте продолжительность прогулок на свежем воздухе, придумайте вместе комплекс физических упражнений, которые ребёнок будет выполнять с удовольствием. И если нет строгих противопоказаний, запишите ребёнка на плавание или постепенно вводите закаливающие процедуры.

Медикаментозное лечение

Если невролог считает необходимым назначение ребёнку медикаментозных препаратов, в терапию входят:

  1. Для активной мозговой деятельности — ноотропы: Ноотропил, Аминалон.
  2. Успокаивающие средства для снятия раздражительности — валериана, пустырник, Ново-Пассит.
  3. В особо тяжёлых случаях — антидепрессанты и транквилизаторы.
  4. При острых проявлениях психоза — нейролептики.
  5. Для укрепления всего организма — комплексы мультивитаминов.
  6. Чтобы увеличить запас энергии и общую активность нужны адаптогены: китайский лимонник, корень женьшеня.

Рекомендации по питанию

Набор продуктов для ребёнка с астеническим синдромом подбирается особенно тщательно. Протеины, минералы, витамины и аминокислоты всегда незаменимы для организма, а тем более при астении. Полноценную работу мозга стимулируют аминокислоты, которые содержат:

  • морепродукты, рыба, говядина, мясо и печень птицы;
  • молочные и кисломолочные продукты;
  • куриные яйца;
  • злаки, гречка, рис;
  • кунжутные и тыквенные семечки, соя, арахис и миндаль;
  • свежий шпинат и петрушка;
  • авокадо, бананы, свёкла.

Источники триптофана поддерживают стабильность в выработке серотонина и отвечают за хорошее настроение — бананы, твёрдые сыры, мясо индейки, цельнозерновой хлеб.

Сохраняют баланс глюкозы:

Следите за питанием ребёнка

  • малина, черешня, арбуз, виноград;
  • тыква, картофель, морковь и белокочанная капуста;
  • злаки и зерновые культуры.

Общий тонус повышают витаминизированные и травяные чаи, напитки из золотого корня, китайского лимонника, корня женьшеня и розовой радиолы.

Обратите внимание, что может явно вредить и мешать процессу выздоровления:

  1. Напитки, продукты и препараты с кофеином. Традиционные чай и кофе полностью замените фруктовыми, овощными соками и травяными чаями.
  2. Обезжиренная еда.
  3. Соленья, варенье и любые консервы.
  4. Промышленные сладости, фаст-фуд, газированная вода, ненатуральные пакетированные соки.

ВНИМАНИЕ! Устраняя проблему астении, не забывайте об остальных патологиях, если они были диагностированы. И при составлении диетического рациона из рекомендованных продуктов — сначала исключите их потенциальный вред.

Советы родителям

Можно старательно выполнять все лечебные назначения невролога, правильно подбирать ребёнку диету, не пропускать ни один сеанс массажа, но так и не наблюдать ожидаемый результат. Астенический синдром — это невроз. Все неврозы возникают на фоне внутреннего конфликта и вечной тревоги у ребёнка. Атмосфера в семье может или способствовать выздоровлению, или совсем наоборот: астения будет только прогрессировать, если ваши методы воспитания идут вразрез с общепринятыми нормами.

  1. Хотите как можно скорее покончить с манипулирующими истериками? Прекратите делать ребёнка кумиром семьи.
  2. Гиперопека — та степень заботы, которая дополнительно только раздражает. Предоставьте ребёнку больше свободы действий. Ваше доверие существенно снимет лишний гипертонус.
  3. Неприятие ребёнка, недостаточное внимание — другая крайность. Ощущение ненужности сильно угнетает.
  4. Эмоциональные срывы на ребёнка, непредсказуемое поведение родителей создают огромное напряжение.
  5. Суровое воспитание никому никогда не шло на пользу. Будьте мягче.
  6. Поощрения, порицания и наказания используйте в разумных комбинациях.
  7. Забудьте о любых запугиваниях и угрозах.
  8. Перестаньте навязывать ребёнку какую-либо деятельность, которая ему не интересна (иностранные языки, занятия музыкой, бальные танцы и пр.).
  9. Ограничьте строгими временными рамками пользование компьютером, планшетом или другими гаджетами.

И самый важный совет: не ведите себя с ребёнком так, будто он тяжело болен. Не напоминайте постоянно, что ему надо лечиться. Астенический синдром — это не болезнь, а временное состояние. И всё придёт в норму, если не драматизировать или наоборот — пускать ситуацию на самотёк, а также следовать всем разумным рекомендациям.

Читайте также:  46 хромосом при синдроме дауна

Источник

Комментарии

Опубликовано в журнале: Практика педиатра
декабрь, 2012, стр.56-61

А.М. Пивоварова, врач-невролог отдела психоневрологии и эпилептологии ФГБУ «МНИИ педиатрии и детской хирургии», к. м. н.

Я чувствую себя ужасно уставшим. Просыпаюсь – и мне кажется, что я вовсе не спал. Первые два урока в школе – особенно мучительны. Я, конечно, пытаюсь слушать учителя, но почти ничего не понимаю. Свет кажется слишком ярким, звонок на урок – слишком громким. Шумные одноклассники – раздражают. Потом становится немного легче, но уже после обеда опять начинает болеть голова, непреодолимо тянет в сон. Учителя недоумевают, а родители волнуются за мое здоровье. Я тоже беспокоюсь – вдруг я болен чем-то серьезным? Раньше со мной такого не было.
Егор, 16 лет («Подростковая психология», 25.01.2011)

В современных условиях наблюдается значительная распространенность проявлений астении среди населения. Это связано с напряженным ритмом жизни, снижением стойкости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытком информации и стремительной урбанизацией [1, 2]. Все чаще это состояние стало встречаться у детей и подростков [3–5].
У детей это состояние еще называется астеническим неврозом. Несмотря на то, что астения не является диагнозом, эта проблема охватывает очень большое количество пациентов, которые обращаются к врачам самых разных специальностей. Можно с уверенностью сказать, что жалобы, связанные с астенией, время от времени предъявляет более половины всех жителей развитых стран.
Среди множества неблагоприятных факторов, являющихся причинами неуспеваемости школьника, важное место занимает утомляемость. Повышенная утомляемость и истощаемость у детей нередко выступают как основной признак астенических состояний. Астения, или астенический синдром, является одним из наиболее частых синдромов в клинической практике любого врача.
В патогенезе астении большое значение имеет гипоперфузия головного мозга с формированием нейротрансмиттерных нарушений и, как следствие, вегетативной дисфункцией, тревожными и депрессивными состояниями, раздражительностью и нарушениями сна, а также гипоперфузия скелетных мышц. Она сопровождается гипоксией, повышением уровня аммиака, усилением процессов анаэробного гликолиза, накоплением лактата с формированием ацидоза и, как следствие, мышечной слабостью [6–8]. Известно, что малат – это дикарбоновая кислота, которая нормализует работу цикла Кребса, уменьшает уровень лактата в крови и тканях, предупреждает развитие молочнокислого ацидоза, усиливает метаболизм, способствует синтезу АТФ и является основным поставщиком энергии для метаболических процессов. Важную роль в нормализации метаболических нарушений играет и промежуточный продукт цикла мочевины – аминокислота цитруллин, которая активирует вывод аммиачных соединений из организма. Обе аминокислоты присутствуют в организме в норме. Они катализируют метаболические и энергосинтезирующие процессы в клетке, и их недостаточно при астении [9–11].
Причины развития астении различны. Частые и особенно тяжело протекающие острые респираторные заболевания могут приводить к нарушению физического и нервнопсихического развития детей, способствуют снижению функциональной активности иммунитета и срыву компенсаторно-адаптационных механизмов организма, развитию астении.
Она может быть как следствием соматических или инфекционных заболеваний, так и проявлением психических расстройств и психосоматической патологии. Астеническая симптоматика неразрывно связана с негативными эмоциями (подавленность, депрессия, страх) [12, 13].
Астения является составляющей синдрома вегетативной дисфункции, который часто встречается как у взрослых, так и у детей. Он является полиэтиологическим и обусловлен нарушениями регуляторных функций высших отделов вегетативной нервной системы [4, 7, 12–17]. Основное проявление данного синдрома – состояние устойчивой неадекватной усталости при повседневной активности, сопровождающееся снижением энергии, необходимой для обеспечения нормальной жизнедеятельности.
Многие специалисты связывают проявления астении с астеновегетативным синдромом. Этот синдром является сопутствующим у детей с острыми и хроническими инфекционными заболеваниями, очагами хронической, чаще рото- и носоглоточной инфекции, ревматическими болезнями, анемией, неинфекционной патологией желудочно-кишечного тракта, болезнями эндокринной и нервной системы. Для него характерны разнообразные вегетативные нарушения: учащенное сердцебиение, гипергидроз кистей и стоп, похолодание конечностей, тенденция к гипотензии и т. п. Из сенсомоторных расстройств отмечаются непереносимость яркого света, шума, раздражительность, плаксивость, нарушение терморегуляции. Отмечаются нарушения аппетита, плохая переносимость физических нагрузок, возникают головная и мышечная боль, головокружение, расстройство сна, метеочувствительность.
К основным нарушениям психической деятельности ребенка при этом синдроме должна быть отнесена повышенная утомляемость и истощаемость. Особенно страдает функция переключения внимания, отмечается ослабление высших форм памяти, в частности логической, снижение способности к рядообразованию, волевому и психическому напряжению. У большей части детей повышенная утомляемость и истощаемость во время урока проявляется не в простом выключении, а в двигательном беспокойстве, суетливости. [3, 5–7,18, 19].
На сегодняшний день выделяют два вида астении – реактивную (функциональную, или первичную) и органическую (вторичную) [18].
В 2011 году была предпринята попытка разработки (Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Рожкова А.В., 2011) новой систематизации астенических расстройств у детей:

  • Цереброгенная астения является следствием верифицированного поражения головного мозга. Данная форма характеризуется выраженной истощаемостью, очень низкой трудоспособностью.
  • Соматогенная астения является следствием или одним из проявлений соматического заболевания.
  • Резидуальная астения является последствием выраженной перинатальной патологии. Для таких детей характерны: смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии. Отмечается снижение памяти, бедный словарный запас, слабая выраженность интеллектуальных интересов. Клиническая картина в таких случаях носит относительно постоянный характер. При неврологическом осмотре у таких детей можно заметить нарушения мелкой моторики. Часто сопровождается энурезом, дислексией.
  • Дизонтогенетическая астения. В основе данной патологии лежат незначительные проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии, характеризующиеся умеренной утомляемостью, невнимательностью. Клиническая картина при сравнении с предыдущей формой отличается меньшей тяжестью, носит лабильный характер, а ухудшение состояния отмечается чаще всего в весенний и осенний периоды. Поведение таких детей может характеризоваться проявлениями невротических реакций, таких как капризность и раздражительность. Сопутствующими заболеваниями могут являться моторные тики и логоневроз.
  • Неврастения. Клиническая картина очень похожа на проявления предыдущей формы, но проявления заболевания определяются острой или хронической психотравмирующей ситуацией, интенсивность клинических проявлений определяется изменением внешней ситуации. Отмечается повышенный уровень тревожности, нарушения сна (трудности при засыпании), головные боли напряжения. Для пациентов с неврастенией характерна повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету, многочисленные соматические жалобы. Значительного снижения внимания не отмечается.

В зависимости от преобладающих проявлений принято выделять два основных вида астении:

  • гиперстеническая астения – утомляемость сочетается с повышенной раздражительностью, обидчивостью и возбудимостью, нарушениями сна;
  • гипостеническая астения – нервно-психическая слабость, апатия и безынициативность, снижение речевой и двигательной активности, слезливость, повышенная утомляемость и истощаемость, нарушения памяти и внимания.

Астению следует отличать от обычной усталости. Усталость – это нормальный ответ организма на физическую, психическую или интеллектуальную нагрузку, проходящая после обычного отдыха, в связи с чем данное состояние не требует лечения. Астенический синдром – это уже патологическое состояние, которое ощущается усталостью, возникающей после рутинной работы, не проходящее после полноценного отдыха. При астении физическая и психическая усталость возникает вне связи с нагрузками; эта усталость не проходит даже после длительного отдыха и может сопровождаться соматическими симптомами: повышением температуры, головной и мышечной болью, нарушениями сна [3, 19, 20].
Современные ученые предлагают следующую классификацию состояний, проявляющихся астенией [18, 22, 23].

  • Состояния истощения (реакция психики на стрессы, эмоциональные и физические перегрузки).
  • Астено-депрессивный синдром. Этот вид депрессивных расстройств развивается в связи с воздействием длительных психотравмирующих обстоятельств на фоне психического перенапряжения.
  • Соматогенные астении. Астеническим синдромом начинаются и многие инфекционные, желудочно-кишечные, сердечнососудистые, эндокринные, онкологические, гематологические и другие заболевания.
  • Органические астении (церебрастении). Выраженные проявления астении наблюдаются при органических поражениях головного мозга.
  • Эндогенная витальная астения (юношеская астеническая несостоятельность). Юношеская астеническая несостоятельность – астенический симптомокомплекс, который встречается в возрасте 14–20 лет (чаще у юношей). В современной психиатрии считается, что синдром юношеской астенической несостоятельности может являться вариантом дебюта (начала) простой формы шизофрении.
  • Астении при немедицинском употреблении психоактивных веществ.
Читайте также:  Лечение корешкового синдрома поясничного отдела в домашних условиях

Помимо вышеописанных состояний у некоторых подростков существует конституциональная склонность к возникновению длительных состояний астении, формируется особый тип характера, называемый астено-невротическим.
При астено-невротическом типе характера уже с детства нередко выявляются признаки невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость, иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание. В других случаях детство проходит благополучно и первые признаки астено-невротического синдрома возникают только в подростковом возрасте. Как правило, это очень впечатлительные, тревожные, мнительные, капризно-раздражительные подростки. Они тяжело переживают ссоры и конфликты, волнуются перед ответственными событиями, теряются в незнакомой обстановке. Еще одна черта астено-невротических подростков – склонность к ипохондрии. Такие подростки внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно соглашаются на различные врачебные обследования и лечебные процедуры (к. п. н. Ю. Корчагина, 2011).
Для диагностики астенических состояний была разработана шкала астенического состояния на базе данных клинико-психологических наблюдений и клинического опросника MMPI (создана Л.Д. Малковой и адаптирована Т.Г. Чертовой). Шкала состоит из 30 пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния [24].

ЛЕЧЕНИЕ
Терапия астенических состояний представляет собой непростую задачу и требует совместного наблюдения таких специалистов, как педиатр, невролог, психиатр, психолог. Лечение астении должно быть в первую очередь направлено на выявление и устранение основных причин и провоцирующих факторов и носить комплексный характер. Огромное значение имеет нормализация режима дня, полноценный сон, достаточные физические нагрузки (прогулки, гимнастика), нормализация питания, отказ от вредных привычек.
Следует избегать употребления стимуляторов, таких как кофе и крепкий чай, так как злоупотребление тонизирующими средствами может привести к еще большему истощению нервной системы.
Астеники нуждаются в щадящем режиме работы (им следует избегать переутомления), в то же время желательно развивать их стрессоустойчивость и умение обеспечивать себе психологический комфорт. Следует замечать и закреплять даже незначительные успехи астено-невротической личности, поддерживать высокую самооценку: такие люди особенно нуждаются в ощущении уверенности.
Для скорейшей нормализации состояния у пациентов с астенией помимо нормализации образа жизни применяется медикаментозная терапия.
Кроме обязательного лечения основного заболевания, которое и привело к астении, в медикаментозной терапии традиционно используются препараты различных фармакотерапевтических групп: витамины, минеральные комплексы, растительные адаптогены, метаболические, ноотропные препараты, средства, улучшающие микроциркуляцию. Для уменьшения эмоциональной лабильности показано применение седативных средств. Транквилизаторы, антидепрессанты и нейролептики у детей используются с учетом возраста, в минимальных дозах и только при отсутствии эффекта от других методов лечения. Применяются средства, способствующие более быстрому устранению энергодефицита и гипоксии в первую очередь в нервных клетках (энергопротекторы, например цитофлавин) [3, 6, 12].
Понимание механизма развития астении на клеточном уровне дает возможность рационально и целенаправленно влиять на ее основные звенья с использованием препаратов метаболического ряда. Попытки найти новые и эффективные подходы в лечении астении и коррекции метаболических нарушений при различных патологических состояниях привели к созданию препарата, действующего на клеточный метаболизм, – Стимол ® (Biocodex, Франция), который содержит малат и цитруллин. Этот препарат обладает энергообразующим, метаболическим и детоксикационным действием, которое реализуется за счет устранения гиперлактат- и гипераммониемии. Малат обладает способностью обходить аммиачный блок окислительного пути и ограничивать накопление молочной кислоты путем переориентации ее в сторону глюконеогенеза, а цитруллин усиливает выведение аммиака [5, 9]. Кроме того, Стимол ® обладает общетонизирующим действием, способствует нормализации обмена веществ и активации неспецифических факторов защиты организма, не вызывает психическую и физическую зависимость и синдром отмены препарата, хорошо переносится, практически не вызывает побочных реакций, поэтому безопасен при применении у детей. Важным преимуществом препарата является и то, что он не содержит глюкозу и может применяться при любом психосоматическом заболевании, в том числе при сахарном диабете [5, 25–27].
Стимол ® быстро всасывается в кишечнике. После приема 4 г цитруллина малата максимальная концентрация достигается в течение 45 минут и в 6–15 раз превышает исходный уровень в плазме крови. Выводится почками в течение 5–6 часов [9, 20].
Стимол ® рекомендовано применять внутрь, предварительно растворив содержимое пакетика в 100 мл воды или подслащенного напитка. Принимать во время или после еды. Взрослым – по 1 пакетику 3 раза в сутки. Детям в возрасте старше 6 лет – по 1 пакетику 2 раза в сутки. Рекомендуемый курс лечения – 4 недели [25].
В педиатрических периодических изданиях за последние годы опубликован ряд статей, посвященных применению Стимола ® для коррекции астенометаболических нарушений у детей с нефротическим синдромом, при вторичной метаболической кардиомиопатии, анемии различного генеза, в том числе постинфекционной, железодефицитной анемии, мышечных дистрофиях и амиотрофиях, головной боли перенапряжения, у девочек-подростков при становлении менструального периода, когда проявления вегетативной дисфункции наиболее манифестны (С.С. Казак, 2005; И.В. Киреев, 2005; А.П. Волосовец, 2006; С.Л. Няньковський, 2006; С.П. Кривопустов, 2006; Ю.В. Марушко, 2008; С.А. Крамарев, 2008; С.К. Евтушенко, 2008; С.Л. Няньковский, 2008; Д.Д. Иванов, 2008, Приходько и др.).
Таким образом, применение Стимола ® является одним из ключевых моментов в лечении астенического синдрома у детей и подростков. Его активность в коррекции астенометаболических нарушений у детей открывает все новые точки его приложения.

Список литературы находится в редакции.

Комментарии

(видны только специалистам, верифицированным редакцией МЕДИ РУ)

Источник