Астенический синдром кира муратова отзывы

Астенический синдром кира муратова отзывы thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 мая 2020;
проверки требует 1 правка.

«Астени́ческий синдро́м» — двухсерийный художественный фильм режиссёра Киры Муратовой, вышедший в 1989 году. Фильм состоит из двух частей: чёрно-белой и цветной. Эти две части являются по существу двумя самостоятельными произведениями (первая часть оформлена как фильм, который смотрят в кинотеатре персонажи второй части).

Фильм вызвал неоднозначную реакцию критиков и партийного руководства страны. Вышел в ограниченный прокат[1]. Первый советский фильм, в котором прозвучала нецензурная лексика[2].

Сюжет[править | править код]

Фильм состоит из двух новелл.

В первой новелле женщина, недавно похоронившая своего мужа и находящаяся в состоянии постоянной депрессии (а иногда и прямой агрессии), сталкивается с такими же, как она, людьми, находящимися на грани нервного истощения, срыва.

Герой второй новеллы — школьный учитель. В результате пережитых личных и служебных неприятностей у него появляется астенический синдром — он засыпает в самых неподходящих ситуациях. Он попадает в больницу для душевнобольных и понимает, что вокруг него люди, которые ничуть не безумнее тех, кто живёт на воле. Выйдя спустя какое-то время на свободу, учитель засыпает в метро, и пустой вагон увозит спящего в тёмный тоннель.

В ролях[править | править код]

Съёмочная группа[править | править код]

  • Режиссёр: Кира Муратова
  • Сценаристы: Кира Муратова, Сергей Попов, Александр Чёрных
  • Операторы: Владимир Панков, Виктор Кабаченко
  • Художник: Олег Иванов
  • Второй режиссёр: Надежда Попова

Награды[править | править код]

Фильм удостоен двух премий: «Ника» (в номинации «Лучший игровой фильм», 1990), Специальный приз жюри Берлинского кинофестиваля (1990); кроме того, фильм четырежды номинировался на кинематографические премии.

Актриса Ольга Антонова за роль в фильме «Астенический синдром» на кинофестивале «Созвездие» в 1990 году удостоена приза за лучшую женскую роль второго плана.

Читайте также:  Синдромы нарушения эритропоэза и лейкопоэза

Восприятие[править | править код]

Это совершенно исторический фильм в разных смыслах этого слова. По своему содержанию и мировоззренчески, как слепок, образ эпохи уходящей…и наступающей. Но это эпоха не нашла отражения в кинематографе — ни в мировом, ни в русском. <…> Вообще, исторических фильмов в западном кино не так много, а в русском — тем более. Кроме Эйзенштейна и вообще русского авангарда, оттепельных картин Хуциева и фильмов Киры Муратовой, наверное, не было таких картин, которые бы закрывали и открывали новую эпоху.

— Зара Абдулаева[2]

Факты[править | править код]

  • В фильме показаны станции Московского метро «Новослободская» и «Полежаевская».
  • Кира Муратова в фильме одним из важных элементов повествования сделала бездомных кошек и собак и их участь[3].
  • В фильме звучат песни групп Talking Heads «Mr. Jones» и Silicon Dream «Andromeda».

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Аркус Л. Астенический синдром. Киноведческая база «Чапаев». Проект журнала «Сеанс». Дата обращения 2 мая 2020.
  • «Астенический синдром» (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • «Астенический синдром» на сайте «Российское кино»
  •  Фильм «Астенический синдром» на официальном канале Одесской киностудии

Источник

Для меня Кира Муратова по-настоящему открылась в своих позднейших, скажем, четырех картинах, начиная с «Настройщика», ни ранние ее вещи (исключая, может, «Познавая белый свет»), ни тем более зрелые не вызывали у меня прежде не то что восторга, но какого-нибудь сильного отклика; да и сейчас, признаться, я предпочту лишний раз пересмотреть «Мелодию для шарманки», «Вечное возвращение», даже «Два в одном», чем вернуться к «Перемене участи» или «Чувствительному милиционеру». Впрочем, «Астенический синдром» — тоже на уровне своего времени «два в одном»: первая часть картины, относительно короткая, посвящена женщине, похоронившей мужа — Наталья буквально не находит себе места, увольняется с работы в больнице, мечется по улицам, цепляясь к каждому встречному-поперечному, приводит домой забулдыгу, тот на ногах не держится, так она его в койку с собой укладывает, потом так же легко выгоняет.

Читайте также:  Лечение синдрома раздражения толстой кишки

Вторая часть от медицинской среды переносит в образовательную, ее главный герой Николай (Сергей Попов) — школьный преподаватель, усталый, еле живой, в прямом смысле засыпающий на ходу. Такое состояние из школы приводит его в больницу, но легче не становится. Образ тела на платформе метро — «он не умер, просто спит» — конечно, символичен, и даже избыточно символичен, особенно в ретроспективе: легко сказать — Муратова поставила диагноз эпохе, чуть ли не стране… К тому же — вот ведь причуды актерских карьер и изгибов эпох — тетка, поднимающая «мертвого», не кто иная как… неубиваемая лыжником и снуобордистом Баба Маня (Галина Астахова) из бесконечных «Елок»! Ну если и так, если и диагноз, елки-палки, приговор — то все равно картина другим интересна.

От второй части первая отбивается эпизодом «встречи со зрителями» после премьерного сеанса — исполнительница роли Натальи, актриса Ольга Антонова стоит на сцене, ведущий предлагает зрителям осмыслить увиденное, задавать вопросы, но публика спешит к выходу, показом явно недовольная, мол и так полно проблем, устаешь, а тут еще «ходют, ноют», и напрасно спикер увещевает бегущих — мол, нечасто выпадает возможность увидеть, тем более обсудить «настоящее, серьезное кино», перечисляя для примера: Германа, Сокурова, Муратову.

С Сокуровым как-то совсем все понятно, хотя, между прочим, для 1990 года эта фамилия среди прочих наименее очевидна. Но я «Астенический синдром» взялся смотреть (через интернет, естественно), после телеповтора «Трудно быть богом» Германа. И казалось бы, зрелище тоже малоприятное — еще неизвестно, с чем больше возникает затруднений, препятствий: когда все говно сразу наружу вываливают — или когда оно постепенно, подспудно внутри накапливается. Однако внезапные, иррациональные смены состояний муратовских героев от агрессии к апатии не просто задают нерв картине, в отличие от нарочито монотонной и плоской по сути интеллигентской аллегории Германа.

Читайте также:  Синдром фиксированного спинного мозга это

Главное отличие здесь в том, что Кира Муратова свободна от ложного чувства собственного превосходства; нигде, и «Астенический синдром» подтверждает общее правило, она не ставит себя выше своих героев, какие б ни были; не считает себя лучше, не берет на себя «прогрессорскую» роль морального авторитета, интеллектуального всезнайки (в этом плане ее можно противопоставить не только Герману с Сокуровым, но и какому-нибудь самодовольному суемудрому европейцу типа Роя Андерсона, при каком угодно внешнем сходстве особенностей языка, стиля). Метафора засыпающего на ходу героя посреди вагона идущего в тупик поезда, может, и не глубже германовской, и не оригинальнее, но свое место внутри нее (смотрит изнутри! не со стороны! не с позиций «бога») Муратова видит совершенно иначе, нежели Герман. То же касается и остальных символических деталей — гоняют ли кошку от клетки с птицами, показывают ли крупно собаку с бельмом. «Это целая проблема — скопцы и дети — читайте Тургенева!».

Источник