Апато абулический синдром что это такое
Апа́тия (др.-греч. α- «без» + πάθος «страсть, волнение, возбуждение») — симптом, выражающийся в безразличии, безучастности, в отрешённом отношении к происходящему вокруг, в отсутствии стремления к какой-либо деятельности[1], отсутствии отрицательного и положительного отношения к действительности[2], отсутствии внешних эмоциональных проявлений. В сочетании с безволием составляет апато-абулический синдром, с адинамией — апатико-адинамический синдром.
Краткие сведения[править | править код]
Апатия может быть клиническим вариантом депрессии, проявлением негативных расстройств при шизофрении, симптомом различных соматических и неврологических заболеваний (болезнь Пика, болезнь Альцгеймера, различные деменции, СПИД, болезнь Лайма, эндокринные расстройства и др.), может быть симптомом при органическом повреждении головного мозга[3], особенно при повреждениях в выпуклых поверхностях лобных долей головного мозга[4], побочным эффектом нейролептиков или антидепрессантов группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина[5]. Выделяется также отдельный тип деменции — апатическая деменция, возникающая при повреждении головного мозга лобно-конвекситальной (выпуклой наружной) локализации (к примеру при опухоли лобной доли, инфарктах мозга в бассейне передней мозговой артерии, атрофии лобной коры при болезни Пика и др.)[6].
При некоторых условиях апатия может наблюдаться и у здоровых людей. Она может являться особой личностной характеристикой, выражающейся в низкой социальной и профессиональной активности, быть значимой характеристикой нормального развития и старения[5].
Синонимы[править | править код]
Атимия, атимормия, анормия, афимия[7].
История термина[править | править код]
Термин ἀπάθεια введён античными философами в значении «бесстрастность». Первоначально обозначал высшую добродетель — отрешённо-философское миросозерцание, на которое способны лишь мудрецы, обуздавшие свои эгоистические страсти. В философии стоиков одно из основных понятий этики, предполагающее полное освобождение души от всех страстей.
См. также[править | править код]
- Абулия
- Госпитализм
- Депрессия
- Нейролептический дефицитарный синдром
- СИОЗС-индуцированный синдром апатии
- Шизоидное расстройство личности
Примечания[править | править код]
- ↑ Г. В. Морозов, В. А. Ромасенко. Нервные и психические болезни. — М.: Медицина, 1987. — С. 301.
- ↑ Стоименов Й. А., Стоименова М. Й., Коева П. Й. и др. Психиатрический энциклопедический словарь. — К.: «МАУП», 2003. — С. 65. — 1200 с. — ISBN 966-608-306-X.
- ↑ Andersson S., Krogstad J. M., Finset A. Apathy and depressed mood in acquired brain damage: relationship to lesion localization and psychophysiological reactivity. (англ.) // Psychol Med (англ.)русск. : journal. — 1999. — Vol. 29, no. 2. — P. 447—56. — PMID 10218936.
- ↑ Жмуров В. А. Апатия // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.
- ↑ 1 2 Аведисова А.С., Гехт А.Б., Захарова К.В. и др. Апатия в структуре психических и неврологических расстройств позднего возраста // Журнал неврологии и психиатрии им.С.С.Корсакова. — 2014. — № 6. — С. 77—85.
- ↑ Жмуров В. А. Деменция апатическая // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.
- ↑ Афимия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Литература[править | править код]
- Апатия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Вельтищев Д. Ю., Гуревич Ю. М., Серавина О. Ф. Апатия в структуре тревожных депрессий //Социальная и клиническая психиатрия. — 1996. — Т. 6. — №. 4. — С. 21-28.
- Лызлов А. В., Серавина О. Ф., Ковалевская О. Б. Апатия как ядерный аффект: опыт структурно-психологического анализа //Вопросы психологии: журнал. — 2013. — №. 2. — С. 65-80.
- Анфимов Я. А. Периодическая усталость (леность, апатия) и периодические психозы //Протоколы общества научной Медицины при Харьковском университете. — 1897. — С. 12-16.
Источник
Некоммерческое Партнерство «Рукописные памятники Древней Руси» создано при участии Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН и издательства «Языки славянских культур». Научное руководство деятельностью Партнерства осуществляет Научный совет, возглавляемый чл.-корр. РАН, директором Института русского языка РАН А. М. Молдованом. В Научный совет входят: А. А. Гиппиус, В. М. Живов (зам. председателя Научного совета), А. А. Зализняк, А. А. Пичхадзе, Н. Н. Покровский, А. А. Турилов, В. Л. Янин.
Главная наша цель – собрать как можно более обширный электронный архив древнерусских материалов, хранящихся в отечественных и зарубежных музеях (архивах, библиотеках, хранилищах) и представить его в открытом доступе в интернете с соблюдением и защитой всех юридических прав музеев-хранителей рукописей. Важность этой задачи обусловлена тем, что к настоящему времени опубликована лишь незначительная часть (менее 0.1 процента) рукописных памятников, находящихся во многих хранилищах Москвы, Петербурга, Великого Новгорода, Костромы, Твери, Ярославля, Казани, Саратова, и других городов. Между тем собрание древне- и старорусских рукописей (XI–XVII веков), хранящихся в российских библиотеках и архивах, чрезвычайно велико и насчитывает более 100 000 единиц хранения. При отсутствии полноценных и качественных копий мы находимся под постоянной угрозой утраты этого наследия.
Реализация поставленной цели будет осуществляться путем предоставления на нашем сайте персональной экспозиционной площадки музеям, архивам, издательствам, научно-исследовательским коллективам для размещения в открытом доступе электронных копий имеющихся у них рукописных материалов (вместе с необходимой сопутствующей информацией: права на ее публикацию, адреса и телефоны для научных и деловых контактов и пр. Мы также берем на себя техническое обслуживание этой экспозиции, включающее первичную обработку и последующее размещение отсканированной рукописи, обновление и дополнение экспозиционных материалов и др. При этом все права музея, архива (другого правообладателя) на предоставленные материалы полностью сохраняются, а рукописные материалы размещается в виде, не допускающем их несанкционированное издание. Примером может служить наше сотрудничество с Государственной Третьяковской Галереей. В настоящее время нашем сайте размещается электронная копия издания «Типографский Устав (устав с кондакарем)» а трех томах, осуществленного под научной редакцией Б. А. Успенского издательством «Языки славянских культур» при содействии Галереи. Это издание посвящено рукописному памятнику конца XI – начала XII вв. Первый том представляет факсимильное воспроизведение рукописи, второй — наборное воспроизведение и словоуказатель, третий содержит посвященные ей научные исследования. Пример сотрудничества с учеными – раздел, посвященный древнерусским берестяным грамотам, разработанный коллективом ученых во главе с академиками В. Л. Яниным и А. А Зализняком. Впервые в полном объеме представлены коллекции берестяных документов Государственного исторического музея и Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Примером сотрудничества с издательствами является совместная работа с издательством «Языки славянских культур», которое предоставило нам свои издания первых томов Полного собрания русских летописей, п также рукописных книг «История иудейской войны Иосифа Флавия» (древнерусский перевод) и «Псалтырь 1683 г. в переводе Аврамия Фирсова».
Наряду с главной задачей — собрать полный электронный архив древнерусских материалов, мы ставим перед собой еще две задачи.
Вторая задача, непосредственно связанная с первой — создание специальных образовательных программ по изучению самых разных аспектов древнерусской истории, литературы и культуры, как светской, так и религиозной (включая богослужение, монастырское устройство, художественные стили и вкусы, культовые фигуры и проч.). Эти программы, ориентированные на разные образовательные уровни обучающихся (от младших школьников до студентов старших курсов и аспирантов университетов) могут стать незаменимым подспорьем в школьном и вузовском образовании на всей территории России, важным источником возрождения отечественного самосознания и духовных традиций.
Наконец, третья наша задача — способствовать расширению исследований по истории, литературе, культуре, языку Древней Руси, путем облегчения доступа отечественным и зарубежным славистам к рукописным источникам и посвященным им научным работам. Это будет способствовать повышению интереса к русской истории и культуре, росту ее влияния и авторитета в мире.
Источник