Анкета для оценки синдрома эмоционального

Анкета для оценки синдрома эмоционального thumbnail

Презентация на тему: » Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания.» — Транскрипт:

Источник

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание" (ПВ)  Методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация: Н. Водопьянова, Е. Старченкова. Тесты для диагностики синдрома ПВ..  Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Методика предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «профессиональная эффективность» (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ:

Варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).

Инструкция:

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Ниже представлены варианты опросника, разработанные нами для различных групп профессий, «ключ» и средневозрастные значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Стимульный материал.

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для учителей и преподавателей высшей школы.

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для руководителей среднего звена

теста

 Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров)

теста

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для продавцов розничной торговли

Анкета для оценки синдрома эмоционального

Вариант теста «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» для медицинских работников (врачей)

Анкета для оценки синдрома эмоционального

Лист (бланк) для ответов должен включать:

Фамилия, имя, отчество……………………………………

Возраст…………………………………………………………..

Пол………………………………………………………………….

Профессия/должность…………………………………………

Стаж работы в данной должности………………………..

Ключ к тесту «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»

Анкета для оценки синдрома эмоционального

Интерпретация, обработка результатов.

В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами (табл.Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания).

Уровни показателей выгорания.

Анкета для оценки синдрома эмоционального

Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания
 Анкета для оценки синдрома эмоционального

Примечание. * отмечен «обратный» вопрос, который считается в обратном порядке.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации.

При анализе индивидуальных показателей по шкале «профессиональная эффективность» следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале «персональные достижения» как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале «профессиональная эффективность» часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе.

Читайте также:  Что за болезнь синдром короткой кишки

Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития. Ниже представлены средневозрастные и зависящие от стажа значения по российской выборке, позволяющие определить персональные характеристики выгорания.

Показатели выгорания в различных возрастных группах

Анкета для оценки синдрома эмоционального

Показатели выгорания в зависимости от стажа работы

Анкета для оценки синдрома эмоционального

Раздел: тесты по психологии с ответами

Тесты по психологии личности.

Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н.Е. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ

Другие статьи, которые могут быть вам интересны:

Тест на стресс и депрессию. 8-факторный личностный опросник Спилбергера-Радюка.

Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)

Опросник Потери и приобретения персональных ресурсов (Тест ОППР), Н. Водопьянова, М. Штейн.

Тест индекс жизненной удовлетворенности (ИЖУ), адаптация Н. В. Паниной. Опросник общего психологического состояния человека.

Копинг стратегии. Тест Преодоление трудных жизненных ситуаций (ПТЖС). Опросник SVF120, В. Янке, Г. Эрдманн, адаптация Н. Е. Водопьяновой.

Консультация психолога.

Источник

         Анкета для оценки синдрома эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя

Почти никогда

Редко

Часто 

Почти

всегда

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

2. Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

3. Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

4. После рабочего дня я могу срываться на своих близки

5. Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

6. Мне сложно снять эмоциональное напряженке, возникающее у меня после рабочего дня

7. Моя работа плохо влияет на мое здоровье

8. После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

9. Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

Интерпретация результатов. Ответы на каждый вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: «0» — почти никогда. «1» — иногда. «2» — часто, «3» — почти всегда.

Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.

Приемы антистрессовой защиты:

1. Отвлекайтесь:

•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

•Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

•Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

•Обращайте внимание на мельчайшие детали.

•Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п. «

2. Снижайте значимость событий:

• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:

•»не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», и т.;

•»нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»;

•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

3. Действуйте:

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

•наведите порядок дома или на рабочем месте;

•устройте прогулку или быструю ходьбу;

•пробегитесь;

•побейте мяч или подушку и т. п.

4. Творите:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

•рисуйте;

•танцуйте;

•пойте;

•лепите;

•шейте;

•конструируйте и т. п.

5. Выражайте эмоции:

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих.

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

•изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

•мните, рвите бумагу;

•кидайте предметы в мишень на стене;

•попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

•поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен..», «Меня это обидело..»).

6. Рефрейминг (Слово «рефрейминг» происходит от английского слова «фрейм»(рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):

Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:

•постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.

Источник

План-конспект

проведения Семинара

с элементами тренинга на тему

«Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

1. Название: «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога».

2. Форма проведения:Семинар с элементами тренинга.

3. Цель:профилактика эмоционального выгорания педагогов.

4. Задачи:

  • ознакомление педагогов с понятиями: эмоциональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, его фазами и симптомами;

  • диагностика эмоционального состояния педагогов

  • приобретение навыков позитивного мышления;

  • актуализация личностных ресурсовпедагогов, их творческое самораскрытие;

  • снижение эмоционального напряжения;

  • ознакомление педагогов с основными методами снятия психоэмоционального напряжения.

5. Материалы и оборудование:

  • ручки;

  • листы бумаги;

  • слайды;

  • анкеты;

  • памятки;

  • проектор;

  • ноутбук;

  • музыкальное сопровождение.

6. Литература:

  1. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. — № 2, 2006.

  2. Вачков И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие. – М.: «Ось-89», 2009.

  3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

  4. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса : учебное пособие.8

  5. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во “Эксмо”, 2005.

  6. Под редакцией Хрящевой Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг.- СПб.: Изд-во Институт Тренинга, РЕЧЬ, 2001 г.

  7. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

  8. Способы преодоления психоэмоционального напряжения педагога/ авт.-сост. Е.А. Земцова. – Минск: Красико-Принт, 2012.

7. План семинара:

  1. Организационная часть.

Приветствие

  1. Теоретическая (лекционная) часть.

  2. Практическая часть.

Анкета для оценки уровня эмоционального выгорания

Профилактика СЭВ:

1. Антистрессовое дыхание

2. Снятие мышечного напряжения

Упражнение «Мышечная релаксация».

3. Аутогенная тренировка.

4. Релаксация

5. Целительные возможности смеха, положительных эмоций

6. Хобби или приятное времяпровождение

7. Спорт

8. Самообразование

9. Активность

10. Творчество

Упражнение «Моечная машина»

Упражнение «Дождь в джунглях».

Упражнение «Белое облако» (под релаксационную музыку)

  1. Заключительная часть

Рефлексия.

Работа с анкетами.

1. Организационная часть.

Добрый день, уважаемые педагоги! Меня зовут __________, я педагог-психолог ________. Сегодня я проведу семинар на тему «Синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога». Данный семинар включает в себя элементы тренинга.

Приветствие

Давайте устроимся поудобнее, как правило, в тренинговых группах принято называть друг друга по имени, поэтому забудьте все на некоторое время, что у вас есть отчество.

Напишите своё имя. Давайте теперь поприветствуем друг друга, обращая внимание на имя каждого участника.

Вам знакомо состояние, когда внезапно накатывает давящая усталость, такое ощущение, что-то сломалось внутри. И вчера еще любимая работа, сегодня не радует, а раздражает, вызывают лишь негативные эмоции. И это всё может перелиться через край. Но взрослый человек продолжает свою работу, невзирая на сидящею в голове мысль, когда же все это закончится, и я уйду домой. Но дома Вам ничего не хочется, и раздражает общение даже с близкими людьми. Подобное состояние, наверное, испытывал каждый.

2. Теоретическая (лекционная) часть.

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Да и администрация поднимает планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только нагрузка на педагога, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем и пр.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».

Термин «выгорание» (burnout) ввел в 1974 г. американский психиатр

X. Дж. Фрейденберг (Freidenberger) для характеристики состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном эмоциональном общении с клиентами при оказании профессиональной помощи. Выгорание усугубляется (но не определяется) любыми другими негативными обстоятельствами: недостаточная зарплата, нехватка признания окружающих, плохие условия труда, переутомление, и т.д.

«Синдром эмоционального выгорания» — сложный психофизио-логический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное, физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

Основная причина развития СЭВ — несоответствие между личностью и работой, между повышенными требованиями и реальными возможностями педагога.

Синдром эмоционального выгорания выражается:

• в депрессивном состоянии,

• в чувстве усталости и опустошенности,

• в недостатке энергии и энтузиазма,

• в утрате способностей видеть положительные результаты своего труда,

• в отрицательной установке в отношении работы и жизни.

Причины СЭВ:

• монотонность работы, особенно если ее смысл сомнительный;

•вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

• строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

• работа с «трудными» воспитанниками и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;

• напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег;

• нехватка условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются инновации;

• работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

• неразрешенные личностные конфликты самого педагога.

Симптомы СЭВ:

• Выделяют физические симптомы (усталость, истощение; изменение веса; бессонница; плохое общее состояние здоровья;

эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, черствость в работе и личной жизни; безразличие; агрессивность, раздражительность; депрессия, чувство вины; истерики, потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; преобладает чувство одиночества);

поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; несчастные случаи — падения, травмы, импульсивное эмоциональное поведение);

интеллектуальное состояние (падение интереса к новым идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни);

социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

В литературе описаны три стадии эмоционального выгорания:

Упрощение эмоций.

На фоне утомления возникает стремление лучше работать – душевнее, даже «по-родственному» беседовать с людьми. Однако это не повышает качество общения, скорее, наоборот, сверхсочувствие сменяется равнодушием. Происходит «уплощение эмоций», когда исчезает острота чувств и переживаний. Кажется, что все нормально, но… скучно и на душе тошно. Ослабляются чувства к самым дорогим и близким.

Конфронтация.

Общаясь между собой, люди начинают пренебрежительно высказываться о других (учениках, коллегах, клиентах и т. д.). Сдерживая свое возбуждение, утомление, внутренний протест против душевных затрат, человек разряжается через агрессию.

Потеря ценностных ориентаций

Первоначальные симптомы выгорания могут проявляться в том, что при общении (с клиентами, учениками и т. д.) у человека возникает навязчивое недоверие к своим или чужим высказываниям. Оно может чередоваться или сочетаться с недовольством собой, ощущением снижения своей компетентности в работе. Выгорающая личность портит всем настроение и климат в коллективе, заражает всех своим выгоранием. Такого человека все чаще охватывает мучительное ощущение своей несостоятельности как профессионала, утрата представлений о ценностях жизни.

Насколько вы подвержены эмоциональному выгоранию в рамках данного семинараможно узнать с помощью следующей анкеты. Вам предлагается анкета из 9 вопросов.

Анкета для оценки уровня эмоционального выгорания

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, представленные ниже. Отметьте ответ, который Вы считаете наиболее подходящим для себя

Вопросы

Варианты ответов

«0» почти никогда

«1» иногда

«2» часто

«3» почти всегда

    Я чувствую себя эмоционально опустошенным к концу рабочего дня

      Я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой

        Эмоциональная нагрузка на работе слишком велика для меня

          После рабочего дня я могу срываться на своих близких

            Я чувствую, что мои нервы натянуты до предела

              Мне сложно снять эмоциональное напряжение, возникающее у меня после рабочего дня

                Моя работа плохо влияет на мое здоровье

                  После рабочего дня у меня уже ни на что не остается сил

                    Я чувствую себя перегруженным проблемами других людей

                    Результаты:

                    • Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий.

                    • 3-12 средний уровень эмоционального выгорания,

                    • выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.

                    Синдром эмоционального выгорания (по В.В. Бойко) можно условно разбить на три фазы:

                    I фаза – напряжение психологических защит личности

                    Вроде бы все нормально, но приглушаются эмоции, исчезает острота чувств и переживаний. Все становится скучным, на душе пусто, любимая работа не радует, возникает недовольство собой и даже чувство собственной бесполезности, отсутствия выхода.

                    Внезапно, якобы беспричинно, активизируются внутренние конфликты личности, прежде дремавшие внутри, и подкрадывается состояние депрессии.

                    II фаза – резистенция, сопротивление психологических защит

                    Люди, с которыми человек работает, начинают его раздражать, особенно клиенты и посетители. Человек начинает пренебрежительно относиться к ним, а затем почти ненавидеть. При этом «выгорающий» человек сам не может понять причину нарастающей в нем волны раздражения.

                    В фазе резистенции возможности для работы в предлагаемом режиме исчерпываются, и психика человека начинает бессознательно менять режим, удаляя факторы, ставшие стрессогенными: сочувствие, эмпатию, сопереживание людям, — и, желательно, самих людей тоже: чем дальше люди – тем спокойнее.

                    III фаза – истощение

                    На этом этапе возникает утрата профессиональных ценностей и здоровья. По привычке специалист еще сохраняет свою респектабельность, но уже виден «пустой взгляд» и «ледяное сердце». Само присутствие рядом другого человека вызывает чувство дискомфорта и тошноты, вплоть до настоящей рвоты.

                    В этой фазе ресурсы психики полностью исчерпаны, происходит соматизация. Велика вероятность инфарктов, инсультов, и т.п.

                    Клинически эмоциональное выгорание является состоянием предболезни, и относится к стрессам, связанным с трудностью поддержания нормального образа жизни (Z73) по МКБ-10.

                    — Обратите внимание, на ваших столах разложены памятки, на одной из них указаны психологические причины распространённых заболеваний. А также там, есть небольшие мантры, направленные на самоисцеление организма. (Работа с памятками)

                    3. Практическая часть занятия

                    -Эмоциональное выгорание легче предотвратить, чем лечить. Так как же можно предупредить ЭВ? Существуют множество способов.

                    Профилактика СЭВ:

                    1. Антистрессовое дыхание

                    -Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Этим вы приглушите чувства нервозности и беспокойства, возникающие первыми в практически любой стрессовой ситуации.

                    2. Снятие мышечного напряжения

                    Упражнение «Мышечная релаксация».

                    • на вдохе зажмурить глаза — задержка дыхания — медленно открывать глаза на выдохе( 3-5 раз) ;

                    • на вдохе растянуть улыбку (оскалиться) — задержать дыхание — медленно на выдохе убрать улыбку( 3-5 раз) ;

                    • руки в «замке» на уровне груди, пальцы сдавить в «замке» и давить ладонь на ладонь- задержка дыхания — медленно расцепляем руки на выдохе (3-5 раз)

                    • сядьте на стул, на вдохе поднимите ноги параллельно полу на 10-15 см, замрите на 1-2 секунду, выдохните (3-5 раз).

                    3. Аутогенная тренировка.

                    В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях.

                    Примеры: исчезли все неприятные ощущения в голове; в любой обстановке я сохраняю спокойствие, уверенность в себе…; я спокоен за работу моего сердца…

                    4. Релаксация

                    Метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения. Релаксация является, очень полезным методом, я активно применяю его в своей работе.

                    5. Целительные возможности смеха, положительных эмоций

                    Еще в средние века появилась знаменитая фраза о том, что для здоровья горожан гораздо важнее прибытие в город бродячего цирка, нежели каравана с лекарствами. Существует определенная взаимосвязь между активностью лицевых мышц и кровоснабжением головного мозга. Когда человек смеется или хотя бы улыбается, поток крови к мозгу из-за работы лицевых мышц усиливается, поэтому мозг получает больше кислорода, что положительно сказывается и на эмоциональном состоянии. Происходящие во время смеха вибрации и тряски ликвидируют усталость, очищают верхние дыхательные пути и улучшают циркуляцию крови. Улыбка и веселое настроение делают свое благородное дело – вытаскивая человека из состояния эмоционального напряжения.

                    Например, в шутку и всерьез, такое упражнение. Начинайте день, используя утреннюю мантру, которая поднимает настроение и самооценку. И кто как не мы сами скажет нам столько хорошего. Давайте сейчас прочитаем ее вместе одновременно.

                    Утренняя мантра!

                    Я бесконечно доброе,

                    Феноменально умное,

                    Чертовски привлекательное,

                    Божественно красивое,

                    Ультрамодно одетое,

                    Необычайно работоспособное,

                    Беспредельно ответственное,

                    Исключительно порядочное,

                    Кристально Честное,

                    Беспрецедентно талантливое,

                    Экстраординарное,

                    Гиперсексуальное,

                    Непогодам развитое,

                    Сказочно щедрое.

                    Бесподобно Бесподобное,

                    Невероятно перспективное,

                    Беззаветно любящее,

                    Легендарно сильное,

                    Непостижимо оптимистичное,

                    Идеально сложенное,

                    Крайне интеллигентное,

                    Супер активное,

                    Неописуемо чувственное.

                    Архинадежное,

                    Всеми любимое,

                    Бесспорно положительное,

                    Фантастически скромное ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!

                    6. Хоббиили приятное времяпровождение

                    Отвлекайтесь, выделяйте время на свои любимые дела.

                    7. Спорт

                    Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

                    8. Самообразование

                    Занимайтесь самообразованием, расширяйте круг своих интересов, пополняйте знания.

                    9. Активность

                    Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

                    • наведите порядок дома или на рабочем месте;

                    • устройте прогулку или быструю ходьбу;

                    • пробегитесь;

                    • побейте мяч или подушку и т. п.

                    10. Творчество

                    Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

                    • рисуйте;

                    • танцуйте;

                    • пойте;

                    • лепите;

                    • шейте;

                    • конструируйте и т.д.

                    — А теперь, давайте выполним несколько упражнений.

                    Упражнение «Моечная машина»

                    Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

                    Упражнение «Дождь в джунглях».

                    Участникам сообщается: «Давайте встанем в тесный кру?