Александрова н ш синдром алалия

Александрова н ш синдром алалия thumbnail

ДЕТСКИЕ ЯЗЫКОВЫЕ СИНДРОМЫ

чение, которое определяется природной тенденцией (пла-

очаги поражения (24 левополушарные, 14 правополушар-

стичность) к восстановлению вербальной коммуникации.

ные) преили перинатальное нарушение мозгового крово-

Исход СЛК зависит от комбинации факторов — воз-

обращения. Дети были тестированы в возрасте от 5 до 8 лет,

раста начала заболевания (чем позже, тем лучше прогноз)

результаты сравнивались с тестированием 38 здоровых де-

и продолжительности действия патогенного фактора (чем

тей, соответствующих по полу и возрасту. Вывод: дети с ран-

дольше сохраняется, тем хуже прогноз), а также достигну-

ними односторонними поражениями мозга по всем показа-

того уровня сформированности языковой функции к мо-

телям языковых тестов не отличались от контрольной груп-

менту заболевания. Нормализация ЭЭГ в подростковом воз-

пы здоровых детей. Не было различий также между детьми с

расте означает прекращение действия патогенного фактора.

лево- и правосторонними очагами. Также было проведено

Если в языковых зонах мозга под влиянием эпилептиформ-

прямое сравнение языковой продукции детей и взрослых,

ной активности произошли необратимые изменения, по-

имевших поражение в одноименном полушарии — дети пре-

добные происходящим при структурном поражении, то по-

восходили взрослых по всем тестам. Очевидность пластич-

сле нормализации ЭЭГ можно ожидать улучшения слухово-

ной реорганизации мозга показана, как минимум, в отноше-

го восприятия, т.е. синдром должен претерпевать обратное

нии языка — заключают авторы. Р. Brovedani и соавт. [25]

развитие. Однако это происходит не всегда, возможно, по-

исследовали влияние врожденных очаговых поражений мозга

тому, что слуховое восприятие и вербальная коммуникация

у детей школьного возраста с гемиплегией на освоение ими

длительное время осуществлялись измененным путем, бла-

грамоты и арифметики. Среди 12 обследованных были дети

годаря пластичности сложилась не обычная, а приспособи-

как с односторонними, так и двусторонними очагами, доку-

тельная функциональная система. При структурных одно-

ментированными на MРТ. Сама цель исследования — выяс-

моментных повреждениях, напротив, наблюдается стрем-

нить, есть ли у детей с гемиплегией риск затруднений при

ление к восстановлению нормальной функциональной сис-

овладении школьными навыками, говорит о сформиро-

темы, существовавшей до неврологического инцидента.

ванноcти™устной речи. Эти результаты согласуются с данны-

При сравнении СЛК и детских очаговых афазий встает

ми о гемисферэктомии — после раннего удаления одного

вопрос о вовлечении в патологический процесс одного или

из полушарий сохранное берет на себя практически все

обоих полушарий мозга: так, при СЛК патологические из-

функции удаленного полушария, дефицит языковых функ-

менения на ЭЭГ чаще всего регистрируются билатерально

ций можно выявить только в специальных тестах. Степень

(по данным А. Со1е и соавт. [27], одно полушарие страдает

нарушений связана с возрастом ребенка в момент операции

лишь в 12% случаев), а большинство детских очаговых афа-

прямой зависимостью, а прогноз в отношении восстанов-

зий возникает при одностороннем поражении (но также

ления языковых функций — обратной [71]. Приведенные ис-

описаны случаи афазий при тяжелых двусторонних травмах

следования дают основание предположить, что ранние ор-

[23]). Двусторонностью поражения можно было бы объяс-

ганические поражения мозга, как правило, заметно не на-

нить стойкость СЛК, но не другие его особенности: цик-

рушают освоение языка, т.е. существует форма пластично-

личность течения, плохой прогноз при раннем начале забо-

сти, благодаря которой развивающийся мозг компенсирует

левания и, напротив, улучшение прогноза при заболевании

структурное поражение.

в школьном возрасте, а также случаи полного выздоровле-

Происхождение тяжелых нарушений становления язы-

íèÿ ó 1/3 заболевших детей. Вовлечение в патологический

ковой системы — алалий — обычно не связано с каким-

процесс (как дисфункциональной, так и органической при-

либо известным повреждением структуры мозга. Алалии (ино-

роды) обоих полушарий по сравнению с аналогичным од-

гда используется термин «афазии развития») делятся на две

носторонним расстройством может утяжелить клиническую

основные группы — экспрессивные (моторные) и импрес-

картину языкового нарушения и затруднить восстановитель-

сивные (сенсорные). В первом случае ребенок начинает по-

ный процесс, но не может изменить характер течения или

нимать речь окружающих, но собственная речь формирует-

возрастную чувствительность. В то же время возможны слу-

ся позже обычных сроков и процесс становления языковой

чаи сложной клинической картины вследствие сочетания

системы протекает иначе, чем у здоровых детей. Детям с

очагового и дисфункционального языковых синдромов [1].

экспрессивной алалией нередко сложно понимать грамма-

Роль дисфункциональных расстройств в психоневрологиче-

тические (например, предложные) конструкции или раз-

ских симптомокомплексах, возможно, только предстоит

личать на слух слова, близкие по звучанию. Но понимание

оценить.

общего смысла высказываний, бытовой речи не страдает.

Мозг ребенка в процессе роста и развития постепенно

Экспрессивная алалия — явление неоднородное. Есть пред-

теряет способность легко компенсировать очаговые афазии,

положение, что подобные нарушения (или их часть) связа-

но становится более устойчивым к функциональным рас-

ны с генетической аномалией, в результате которой теряет-

стройствам. Возраст 11—12 лет (половое созревание) явля-

ся врожденная способность ребенка освоить родной язык

ется критическим по отношению к обоим синдромам: в этот

[14, 64]. Дети с подобной аномалией (в нейролингвистике

период очаговые афазии могут оставлять невосстановимые

используется термин SLI — specific language impairment) не

симптомы [52], а при СЛК, как и при других синдромах

осваивают родной язык, а учат его, и этот процесс напоми-

ДЭНД, в возрасте полового созревания нормализуется ЭЭГ,

нает изучение иностранного языка. Прогноз в отношении

что в ряде случаев приводит к полному выздоровлению.

формирования вербальной коммуникации благоприятный.

Исходя из изложенного выше, встает вопрос о том, как

В.А. Ковшиков [4] на основе изучения 300 историй бо-

очаговые и дисфункциональные расстройства проявляются

лезни детей с экспрессивной алалией сообщает, что мозго-

в доречевом периоде развития ребенка. Е. Lenneberg [52] обоб-

вые заболевания и ушибы головы в анамнезе встречались

щает сведения о ранних травматических поражениях мозга

лишь в единичных случаях, в то время как 88% детей роди-

и об их влиянии на становление языковой функции: при

лись в асфиксии. В связи с этим встает вопрос о механизме

травмах в возрасте 0—20 мес в половине случаев поражение

воздействия асфиксии на мозг ребенка. Но видимые повре-

мозга не отражается на сроках начала освоения языка, в

ждения нервной системы обнаруживаются не у всех детей,

другой половине — развитие языковых функций задержи-

«…что, возможно, говорит либо о наличии у них каких-то

вается, но протекает нормально (один из пациентов, опи-

своеобразных нарушений, которые не выявляются совре-

санных Леннебергом, имел двустороннее поражение); при

менными методами исследования, либо об исчезновении,

травмах в возрасте 21—36 мес все языковые навыки пропа-

компенсации определенных нарушений, существовавших в

дают, язык осваивается заново, повторяются все ступени.

ранние периоды жизни ребенка» [4]. Автор также подчерки-

E. Ваtеs и соавт. [18] сравнивали состояние языковой функ-

вает, что «…наличие каких-либо поражений не обязательно

ции у детей и взрослых после односторонних поражений

свидетельствует именно об их влиянии на расстройство язы-

мозга. У 38 детей на КТ или МРТ выявили односторонние

кового механизма. Эти поражения могут быть самостоя-

Читайте также:  Синдром тазовой боли у мужчин последствия

Источник

Здравствуйте, дяди и тёти! Меня зовут Андрюша, и у меня диагноз ЗРР и моторная алалия. Я не говорю так, как другие детки моего возраста, но очень хочу этого!

Когда я родился, то первым, кого я увидел, был мой папочка, а потом меня положили к маме, и мы с ней долго обнимались. Тётя врач сказала маме с папой, что я здоровый мальчик (8/9 по шкале Апгар). Мне был очень интересен этот новый мир, и я с радостью начал его узнавать. Я гулил, сел и начал ползать точно по медицинским нормам – так маме говорила тётя врач, к которой мы ходили каждый месяц. А когда в 10,5 месяцев я сделал свои первые шаги – мама радовалась больше меня! Я научился говорить «мама», а потом и «папа»… И так хотел сказать ещё что-нибудь, но у меня не получалось. Я не расстраивался, т.к. маме все говорили: «Да, заговорит! Когда пойдёт в садик — точно заговорит!»

На этой фотографии мне годик

В садик я пошёл рано, в 1.10. Сначала мне там очень не понравилось, я всё плакал и звал маму. Мне было очень одиноко, и меня никто не понимал. Но со временем я привык, оказывается ко всему можно привыкнуть. Мамины надежды не оправдались, я не заговорил даже через полгода пребывания в садике.

В 2.3 мы с мамой пошли ещё к одному врачу – к неврологу, там нам назначили ЭЭГ, а после прописали курс уколов, они были очень больнючие, и я снова плакал. Потом мама давала мне какие-то таблетки, и я их пил. Мама часто играла со мной, показывала различные картинки, я их с удовольствием рассматривал. Мама так просила сказать, что нарисовано на этих картинках или хотя бы повторить за ней, но я не мог, у меня просто не получалось. Я видел, как расстраивается мама, и из-за этого расстраивался сам. К неврологу мы ходили часто, каждые 3 месяца, она стала писать в своих бумажках, что у меня ЗРР и однажды направила меня к логопеду.

К врачам я люблю ездить на своем моцике.

К логопеду мы поехали втроём: папа, мама и я. Я так люблю, когда мы проводим время все вместе. Но почему-то мама высадила нас с папой у больницы, а сама куда-то уехала. Я так расстроился, что когда логопед попросила меня показать – где дерево или мячик, я не стал ничего показывать. Даже когда папа рисовал любимые мной буквы и просил их назвать – я ничего говорить не стал. Логопед тогда сказала, что у меня сенсомоторная алалия.

Я помню тот момент, когда папа передал маме слова логопеда. Мама тогда сразу села за компьютер и стала там что-то изучать. А потом долго возмущалась, говоря, что всё это не правда, а потом плакала. Я понимал, что она расстраивается из-за того, что я не говорю, но ничего с этим поделать не мог.

Мама решила доказать всем и самой себе, что у меня нет никакой сенсомоторной алалии и записала меня на интересные занятия, которые называются логоритмика. Через месяц занятий педагог подтвердила, что у меня не сенсомоторная алалия, а просто моторная.

Моя мама не была согласна с диагнозом и очень много сил вложила в то, чтобы мы с ней доказали это. Моя мама — мой герой!

Ещё через месяц я стал заниматься с логопедом индивидуально. Она показывала мне картинки и буквы и кажется, я начал понимать, как именно нужно говорить. Однажды логопед сказала маме, что я обязательно заговорю, мама тогда снова плакала, но уже от радости.

Читайте также:  Остеохондроз позвоночника с нейродистрофическим синдромом

Сейчас мне почти 4 года, и я учусь говорить. Я уже умею произносить много слов (пусть и не совсем правильно), могу сказать маме, что я хочу пить, есть или писать. Могу попросить её купить мне мороженку или позвать погулять! Оказывается, уметь говорить — это так здорово! Очень часто люди не понимают, что я говорю, но с каждым разом у меня всё лучше и лучше получается произносить слова. Мы с папой и мамой вместе радуемся моим успехам.

А недавно мама начала вести канал на Яндекс-Дзен, где общается с мамами, папами и бабушками таких же деток, как и я. Она делится моими успехами и своими переживаниями, поддерживает тех, кто отчаялся и уже готов опустить руки.

Я уверен, что очень скоро смогу рассказать маме, что мы кушали в садике на обед, и с кем я там играл. И уверен, что смогу прочитать стихотворение на День рождения своему дедушке, ведь мама так об этом мечтает.

Ставь лайк и подписывайся на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи на тему развития речи!

Знакомство с моей мамой в этой статье

Как я впервые услышала про диагноз сына читайте здесь

Про наш первый визит к логопеду читайте здесь

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 ноября 2019;
проверки требует 1 правка.

Алали́я (от др.-греч. ἀ- — отрицательная частица и λαλιά — речь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии чаще всего являются билатеральные повреждения коры головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесённые ребёнком в доречевой период жизни; тяжёлые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более лёгких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма [6].

В строгом смысле слова алалия — полное отсутствие или достаточно выраженная дефицитарность речи (продуцирования речи или её восприятия), не обусловленные дефектами интеллекта и слуха. Принятому разделению алалии на моторную и сенсорную в МКБ-10 соответствуют расстройства экспрессивной (F80.1) и рецептивной речи (F80.2)[1]. Алалию следует отличать от специфического расстройства речи, которое представляет собой нарушения языка и речи при адекватном уровне интеллекта и отсутствии каких-либо других расстройств, в том числе мозговых повреждений.

Этиология и патогенез[править | править код]

Этиология и патогенез разнообразны: воспалительные процессы и травмы головного мозга, алиментарно-трофические, обменные нарушения во внутриутробном и раннем постнатальном периоде развития ребёнка.

Формы алалий[править | править код]

Различают два основных варианта алалии.

Алалия моторная (Alalia motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи (неполное понимание того, что ребёнок говорит сам), выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе моторной алалии лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей [6].

Алалия сенсорная (Alalia sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи (неполное понимание того, что ребёнку говорят окружающие), когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребёнка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей [6].

В то же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания и моторной алалии, и сенсорной алалии.

Клиническая картина[править | править код]

Наблюдаются алалии различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребёнок не говорит до 10 — 12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи.

Моторная алалия[править | править код]

В данном случае у ребёнка поражена часть мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При сохранном артикуляционном аппарате дети не могут говорить правильно.

Для этого типа характерны следующие симптомы:

Полное отсутствие речи. Ребёнок изъясняется при помощи лепета, жестов и мимики. Встречается при грубом нарушении мозговых структур.
В том случае, если речь присутствует, она отличается неправильным звукопроизношением, аграмматичностью, смешением и заменой сложных звуков, бедным словарным запасом.
Ребёнок разговаривает при помощи отдельных слов или простых предложений из двух-трех слов. При этом существительные превалируют и, как правило, используются в именительном падеже. Объём пассивного словаря при этом значительно больше.
В неврологическом плане отмечается слабое развитие мелкой и крупной моторики, плохой координацией, неловкостью.
Высшая психическая деятельностью также страдает — снижены память, внимание, эмоционально-волевая сфера.
Снижение интеллекта является лишь следствием отставания в развитии речи и при правильной коррекции восстанавливается.

Сенсорная алалия[править | править код]

Данную форму алалии отличает недоразвитие восприятия речи при отличном слухе. Ребёнок не способен понимать обращенную к нему речь, его же собственная речевая активность может быть даже повышена.

Признаки сенсорной алалии:

При тяжелой форме обращенная речь остается для ребёнка абсолютно непонятной. Сам он может воспроизводить различные звуки и бессмысленный набор слов.
Если же нарушение выражено не сильно, алалики могут понимать смысл сказанного в определённом контексте. Однако вне его смысл сказанного вновь от него ускользает.
К собственной речи дети в таком состоянии некритичны, для общения чаще используют жесты или мимику.
В психологическом плане алалия характеризуется импульсивностью, повышенной утомляемостью детей, расстройством внимания.
В чистом виде сенсорная форма алалии встречается нечасто, в большинстве случаев сочетаясь с некоторыми проявлениями моторной.

Читайте также:  Синдром сухого глаза проба ширмера

Для всех форм алалии характерна диссоциация между вербальными и невербальными формами психической деятельности. Невербальные задания выполняются без выраженных затруднений в соответствии с возрастом ребёнка (смысл и последовательность сюжетных изображений, графические аналогии и пр.). Задержки темпа развития речи проявляются в том, что отдельные этапы речевых навыков — гуление, лепет, появление лепетного монолога, отдельные слова, фразы и др. — формируются с запаздыванием, отмечается их редуцированность или они отсутствуют. Помимо растягивания сроков формирования функции, характерно длительное сохранение ранее пройденных этапов развития речи — эгоцентрическая речь, замена речи жестикуляцией или выразительными криками без слов, запаздывание появления экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи. Кроме того, могут отмечаться бедность словарного запаса, легкие аграмматизмы, косноязычие.

Сопутствующие симптомы[править | править код]

Иногда у детей с алалией наблюдаются невротические реакции на имеющийся дефект речи. Отмечается быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность, вторичная задержка психического развития.
При моторной алалии в разные сроки развития речи, особенно при переходе к фразовой речи, отсутствует плавность речи, появляется заикание. Большей частью это наблюдается при патологических процессах в левой премоторной области. Таких детей необходимо обучать плавности речи, мелодичности, разнообразию интонаций.
У детей с сенсорной алалией наблюдается крайняя лабильность слухового внимания и нарушения фонематического слуха.

Прогноз[править | править код]

Прогноз зависит от тяжести основного патологического процесса, от степени нарушения речи, от времени диагностики алалии и от постановки лечебно-восстановительной работы с ребёнком.
У детей с сенсорной алалией при хорошо проводимой логопедической работе речь нередко восстанавливается быстрей, чем при моторной алалии.

Лечение и логопедическая коррекция[править | править код]

Достоверность этого раздела статьи поставлена под сомнение.

Необходимо проверить точность фактов, изложенных в этом разделе.
На странице обсуждения могут быть пояснения.

Наиболее эффективно комплексное лечение:

  • Логопедические занятия: специальная система логопедических занятий, способствующих развитию речи у детей с моторной и сенсорной формой алалии (см. Логопедия). Необходимы систематические занятия.
  • Логопедический массаж: массаж артикуляционной мускулатуры, участвующей в произнесении звуков. Проводится специальными зондами и способствует нормализации тонуса речевых мышц для облегчения звукопроизношения. Необходим детям с моторной и сенсомоторной алалией. Проводится курсами по 8-10 сеансов.

Эффективность медикаментозной терапии ноотропами весьма сомнительна.[источник не указан 1460 дней] Часто для улучшения речи[источник не указан 1460 дней] неврологом назначаются препараты ряда: Гаммалон, Кортексин, Цераксон, Когитум, витамины В12, В15[источник не указан 1460 дней] и пр.[источник не указан 1460 дней] Нет убедительных научных доказательств эффективности и безопасности этих лекарств и тем более каких бы то ни было БАДов при нарушениях речи. Очень часто нормальное развитие ребёнка приписывают якобы развивающему действию таких препаратов.

Тезаурус алалий[править | править код]

  • Алалия двигательно-моторная[2]
  • Алалия импрессивная (лат. impressio впечатление) — см. Алалия сенсорная [1].
  • Алалия экспрессивная (лат. expressio выражение) — см. Алалия моторная [2].
  • Алалия сенсо-моторная — см. Алалия тотальная.
  • Алалия смешанная — см. Алалия тотальная.
  • Алалия тотальная (лат. Alalia totalis) — алалия, при которой нарушаются моторные и сенсорные компоненты речи ([8], с. 658),  (недоступная ссылка)
  • Слухонемота — старое название алалии (см. [1], с. 100).

Литература[править | править код]

  1. Беккер К. П., Совак M. Логопедия: Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. — 288 с.
  2. Голик А., Мамцева В. Алалия //Справочник по психологии и психиатрии детского возраста/ Под общ. ред. С. Ю. Циркина. — СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — С. 155.
  3. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. — М., 1962.
  4. Коган В. Алалия //Справочник по психологии и психиатрии детского возраста/ Под общ. ред. С. Ю. Циркина. — СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — С.155.
  5. Козловская Г., Мастюкова Е. школьных навыков нарушения //Справочник по психологии и психиатрии детского возраста/ Под общ. ред. С. Ю. Циркина. — СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 389—390
  6. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под редакцией В. И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 38. — 400 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-691-00044-6.
  7. Правдина О. В. Логопедия. — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
  8. Эидинова М. Б. Алалия // Большая медицинская энциклопедия /Гл. ред. Б. В. Петровский. — Изд-е третье. — М.: Изд-во «Большая энциклопедия, 1974. — Т. I. — С. 120—121.
  9. Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Главный редактор Б. В. Петровский. — М.: Советская энциклопедия, 1982. — Т. 1. — С. 37. — 1424 с. — 100 000 экз.
  10. Августова, Р. Т. Говори! Ты это можешь! — Олимп, АСТ. — 304 с. — ISBN 5-17-013245-Х, 5-8195-0684-7.
  11. Крюков Н. Н., Уханова Т. А., Гарилов А. П. и соавт., Учебно-методическое пособие для врачей: Электропунктурная диагностика и терапия заболеваний нервной системы и расстройств психологического развития у детей, ГОУ ВПО Министерства здравоохранения и социального развития РФ СамГМУ, Самара 2008.

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Алалия // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  • Алалия // Клиническая психология. Словарь / под ред. Н. Д. Творогова, Москва: ПЕР СЭ, 2007
  • Алалия — статья из Большой советской энциклопедии. 
  • Алалия // Cловарь по естественным наукам. Глоссарий.ру
  • Передача о комплексном лечении речевых нарушений

Источник