Актуальность детей с синдромом дауна
Казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом» Аистенок»
ПРОЕКТ
«У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!».
г. Нижневартовск 2012 год
СОДЕРЖАНИЕ
Информационная карта программы……………………………………
- Обоснование и социальная значимость…………………………
- Цели и задачи………………………………………………………
- Концептуальный подход…………………………………………
- Принципы реализации подпрограммы………………………….
- Механизм реализации подпрограммы…………………………..
- Разделы реализации подпрограммы……………………………..
- Список используемой литературы……………………………….
- Приложения………………………………………………………..
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Название программы | Программа социальной реабилитации детей с синдромом Дауна «У нас все получится» |
Юридический адрес учреждения | Ул. Интернациональная, 24А г.Нижневартовск ХМАО |
Форма проведения | Стационар |
Целевая группа | Дети с синдромом Дауна в возрасте от 5-ти до 9-ти лет |
Место проведения | КУ «Детский дом «Аистенок» |
Нормативно-правовая база |
24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
от 04.01.1999 № 5-ФЗ, от 17.07.1999 № 172-ФЗ, от 27.05.2000 № 78-ФЗ
|
Структура программы «У нас все получится» | |
Цель проекта | работа с детьми с синдромом Дауна воспитывающих в условиях КОУ «Детский дом «Аистенок» — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни. |
Задачи | 1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка. 2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы. 3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение). 4.Развивать общую и мелкую моторику. 5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения. 6.Стимулировать речевую активность. 7.Развивать личностные качества ребенка. 8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении. 9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации жесты, жесты — слова, слова-слова). 10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его индивидуальных особенностей. |
Принципы разработки и реализации программы |
|
Разделы программы | Социализация; ФЭМП ; Развитие речи; Сенсорное воспитание; Развитие мелкой моторики через ИЗО деятельность |
Разработчик | Мартынова Л.П., Гольцова Е.Н., Гилязева Ю, Васильева Е.А., Мельник И.Г. |
Источники финансирования | Финансирование подпрограммы осуществляется за счет бюджета учреждения |
Ожидаемые результаты | Реализация подпрограммы поможет ребенку с синдромом Дауна стать более самостоятельным, научит способам адекватного общения с окружающими и позволит нивелировать те особенности развития, которые характерны для детей с синдромом Дауна. |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПРОГРАММЫ
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ.
Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Некоторые дети в определенных сферах развиваются теми же темпами, как и обычные дети, другие сильно отстают почти во всех сферах. Но можно выделить ряд особенностей в развитии детей с синдромом Дауна:
- Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее. Это ограничивает ранний опыт и задерживает когнитивное развитие детей.
- Познавательная деятельность требует дополнительной стимуляции. Внимание нестойкое, рассеянное, темп мышления детей с синдромом Дауна более медленный, чем у большинства детей.
- Речь развивается позже, чем у остальных детей. Значительно отстает появление фразовой речи. Временной интервал между первыми словами и фразовой речью более длительный, чем у обычных детей. В процессе формирования речи дети с синдромом Дауна развиваются по-разному: одни — от однословных фраз к предложениям, а другие — от лепета и звукоподражаний к отдельным словам.
- Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна нуждается в дополнительном стимулировании, так как: дети могут не проявлять активность в самостоятельном манипулировании предметами. Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно-ролевая игра развивается к возрасту 7-9 лет, но предпосылки формируются гораздо раньше. Игры с правилами могут не сразу вызвать интерес ребенка, только с появлением игрового опыта.
- Ребенок с синдромом Дауна часто имеет возраст развития более ранний, чем календарный возраст. Проводя занятия с детьми, педагог должен ориентироваться на возраст развития ребенка.
Дети с синдромом Дауна могут научиться многому. Но процесс их обучения, как правило, занимает больше времени и более труден, чем усвоение аналогичных знаний и умений обычным ребенком.
Программы развития детей с синдромом Дауна в основном рассчитаны на ранний возраст от 0 до 4 лет, при условии, что ребенок растет в семье. Но дети с синдромом Дауна часто оказываются в специализированных учреждениях, и не всегда получают своевременную помощь. Основным отличием такого ребенка является отставание в развитии от сверстников с синдромом Дауна, выросших в условиях домашнего воспитания и обучения.
Педагоги и специалисты, которые работают с детьми с синдромом Дауна, знают, что у этих детей есть свои, специфические особенности и поэтому ощущают острую потребность в хорошо организованных и учитывающих эти особенности программах коррекции, социальной реабилитации, воспитания и обучения. С целью координации действий педагогов по оказанию эффективной помощи в социальной реабилитации детей с синдромом Дауна была разработана подпрограмма «У нас все получится»».
ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА: Дети с синдромом Дана в возрасте от 5-ти до 9-ти лет
ЦЕЛЬ коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна воспитывающих в условиях КОУ «Детский дом «Аистенок» — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни.
ЗАДАЧИ:
1.Создать условия для адаптации, социального развития ребенка.
2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы.
3.Развивать познавательную сферу (мышление, память, внимание, восприятия, воображение).
4.Развивать общую и мелкую моторику.
5.Улучшить качество имеющихся движений и предупредить возможные нарушения.
6.Стимулировать речевую активность.
7.Развивать личностные качества ребенка.
8.Формировать общение «взрослый-ребенок», стимулировать у детей потребность в общении.
9.Формировать средства общения, доступные детям с синдромом Дауна (использование для коммуникации жесты, жесты — слова, слова-слова).
10.Включить каждого ребенка в разные виды деятельности с учётом его имеющихся возможностей и состояния здоровья.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД.
Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав человека, и ребенка с ограниченными возможностями особенно, на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями становятся сферой деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов, различных социальных институтов, всего общества в целом. Долгие годы программы психолого-педагогической и социально-бытовой реабилитации людей с синдромом Дауна не разрабатывались. Было общепринято, что врачи -неонатологи должны были убедить родителей еще в родильном доме отказаться от ребенка, мотивируя это бесперспективностью любого вида помощи таким детям.
Подобный государственный подход к решению проблем «особенных» детей при несоблюдении прав ребенка, неэффективной защите прав ребенка-инвалида, неработающих законах о специальном образовании, привел к кризисной ситуации как на всех ступенях образования детей с особенными потребностями, так и на уровне подготовки специалистов для работы с этой особой категорий граждан России
В программе «У нас все получится» не только рассматривается концепция объединения специалистов разных профилей, но и на деле реализуется командный принцип консолидации через совместную диагностику, обсуждение, выработку структуры работы. Обязательным элементом групповой работы являются обсуждение специалистов, работающих с группой, на которых планируется работа группы и отслеживается динамика развития каждого ребенка с синдромом Дауна индивидуально, вносятся коррективы в план работы и решения трудностей.
Раз в три месяца проходит общее групповое обсуждение, в котором проводиться мониторинг нервно-психического развития детей, где хорошо отслеживается их динамика, а так же педагоги делятся мнениями и, при необходимости, совместно с логопедом и психологом корректируют работу группы и развитие детей.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
- Принцип индивидуальности
- Принцип коллективной творческой деятельности
- Принцип комплексности
- Принцип сотрудничества
- Принцип добровольности и равноправия
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
Исходя из особенностей развития детей с синдромом Дауна, к педагогическому коллективу, работающему с детьми специализированной группе, предъявляются особенные требования:
- Речь педагога должна быть не громкой, внятной, доступной пониманию детей, поведение лишено суетливости. В противном случае это является раздражающим фактором для детей, у которых процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.
- Педагог должен уметь организовать разнообразную, интересную детям деятельность – игру, занятия, продуктивные виды деятельности, труд, познавательную и т.п.
- Педагог должен не только заинтересовать детей совместной деятельностью, но и создать условия для самостоятельной деятельности детей;
- Педагог должен помнить о том, что дети с синдромом Дауна не в состоянии позаботиться о собственной безопасности (как в стенах дома, так и за его пределами) и потому особенно внимательно относиться к созданию условий для безопасной жизнедеятельности детей.
- Для детей с синдромом Дауна очень важно соблюдать последовательность и системность во всех видах жизнедеятельности. Поэтому крайне важно начинать день, проживать и заканчивать его следует, руководствуясь режимом дня, определенным ритуалом подъема после сна, выполнения санитарно-гигиенических процедур и т.д. Любое несоответствие привычному ритму жизни может оказаться психотравмирующим фактором. Любое изменение в распорядке жизни детей следует предварять специальной подготовкой, настраиванием на новые положительные эмоции.
- Участие детей во всех доступных им мероприятиях «Аистенка», праздниках, выезд детей в общественные места позволяют детям наиболее эффективно интегрироваться в социум и в жизнь. Но для того, чтобы дети не испытали остракизма со стороны окружающих, педагог должен быть в состоянии контролировать поведение детей, предвидеть какие события могут стать возбуждающим, не допускать возникновения аффекта и т.п. негативных поведенческих реакций.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ»
Основные задачи.
Диагностические
- Комплексное медико-психолого-педагогическое изучение детей.
- Уточнение диагноза при динамическом наблюдении
- Определение индивидуальной программы развития ребенка.
Воспитательные
- Социализация.
- Формирование самостоятельности.
- Становление нравственной ориентировки.
- Воспитание положительных качеств.
Коррекционные
- Формирование способов усвоения социального опыта при взаимодействии с людьми и предметами окружающей действительности.
- Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка с синдромом Дауна.
- Преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведении и личности в целом.
- Формирование способов ориентировки в окружающей действительности.
Образовательные
- Формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности.
- Развитие познавательной активности.
- Формирование всех видов детской деятельности (игра, труд, продуктивные виды деятельности, познание).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень развития, а так же способствует социальной активности ребенка, поэтому реализация подпрограммы поможет ребенку с синдромом Дауна стать более самостоятельным, научит способам адекватного общения с окружающими и позволит нивелировать те особенности развития, которые характерны для детей с синдромом Дауна.
Предполагается, что каждый ребенок сможет:
— самостоятельно и правильно выполнять все санитарно-гигиенические процедуры; одеваться, раздеваться, следить за своим внешним видом; оказывать посильную помощь при наведении порядка в комнатах и на прогулочной площадке;
— вступать в игровое взаимодействие со сверстниками в различных играх, в том числе сюжетно-ролевых играх «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Водители», «Магазин игрушек» и т.п.;
— расширятся знания и представления детей об окружающей действительности;
— ребенок начнет осознавать себя частью человеческого сообщества;
— начнут формироваться навыки учебной деятельности, произвольность когнитивных процессов.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
- Социализация:
- развитие игровой деятельности;
- участие в общественной жизни КОУ «Детский дом «Аистенок»;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным);
- формирование первичных представлений о ближайшем социуме и месте в нем ребенка, как «Я самости».
- Развитие речи:
- развивать понимание обращенной речи;
- учить показывать предметы с определенным признаком, картинки, действующие лица на сюжетных картинках, объекты на фотографиях;
- учить выполнять действия по инструкции взрослого, в играх с речевым сопровождением;
- стимулировать развитие активной речи:
- учить произносить звукоподражания, жесты, лепетные слова, отдельные слова;
- произносить предложения, состоящие из двух слов в определенных ситуациях;
- учить отвечать на простые вопросы.
- Формирование элементарных математических представлений:
- формирование мотивации учебной деятельности, ориентированной на активацию познавательных процессов.
- развивать восприятия и представления детей через накопление и расширение сенсорного опыта.
- увеличение объема памяти.
- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления за счет обучения приемам умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, установка причинно-следственных связей и т.д.).
- обучение простейшим формам замещения, символизации, и моделирования.
- Сенсорное воспитание:
- формировать умение ориентироваться в цвете, форме, размере предметов;
- развивать пространственные представления;
- стимулировать слуховое внимание, ориентирование в неречевых и
речевых звуках;
- учить различать предметы на вкус, запах, на ощупь.
Источник
Библиографическое описание:
Карпушенко, О. И. Медико-социальные проблемы детей с синдромом Дауна и пути их решения / О. И. Карпушенко, Е. А. Олькова. — Текст : непосредственный // Медицина и здравоохранение : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/240/12348/ (дата обращения: 11.07.2020).
Согласно федеральному закону об образовании каждый ребенок имеет право на образование. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает создание специальных образовательных условий для получения ими полноценного образования, для дальнейшего участия в жизни общества и социализации. Среди детей с особенностями развития много детей с синдромом Дауна.
Синдром Дауна — самая распространенная генетическая аномалия, которая определяется наличием в клетках человека дополнительной 47-ой хромосомы.
Каждый 700-й ребенок на планете появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, цвета кожи, национальности. Ничьей вины в этом нет и быть не может. Это случайность, каприз природы. В России ежегодно рождается около 2500 детей с синдромом Дауна. Детей с синдромом Дауна «вылечить» нельзя, потому что это не болезнь. Но им можно помочь.
Подавляющее большинство детей с синдромом Дауна может научиться ходить, есть, одеваться, говорить, играть, заниматься спортом. В настоящее время нет никаких сомнений в том, что дети с синдромом Дауна обучаемы и у них есть свои сильные и слабые стороны, привычки и предпочтения, увлечения и интересы.
Несомненно, и то, что дети с синдромом Дауна гораздо лучше реализуют свой потенциал, если живут дома, в атмосфере любви. Если у них есть возможность заниматься по программам ранней помощи и получать качественное медицинское сопровождение, ходить в детский сад, в школу, дружить со сверстниками и комфортно чувствовать себя в обществе.
Социальная поддержка ребенка с синдромом Дауна — это целый комплекс проблем, связанных с его лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество.
В последние десятилетия наибольшее внимание уделялось разработке программ раннего развития для детей с синдромом Дауна.
Этот акцент сейчас смещается в сторону потребностей взрослых людей: в подходящей работе, жилье, получении возможностей для полноценного досуга, восстановления сил и нормальной деятельности в обществе.
Подготовку молодого человека к «взрослой жизни» во всех ее проявлениях следует начинать довольно рано — в средней школе, то есть приблизительно с 14 лет.
Именно на этом этапе возникла потребность объединить социально-педиатрические силы с педагогической и психологической работой, что привело к созданию адаптированной программы «Круг», в основе которой лежит идея малых групп и принцип социального развития, способствующий вхождению ребенка в общество и усвоению им социального опыта в виде знаний и определенных правил поведения.
Критериями для перевода ребенка от индивидуальной терапии к терапии малых групп являются его социальная готовность к работе в коллективе и его самостоятельность. Так же, как и при индивидуальной терапии, в группах сохраняется тесный контакт с педагогом-«терапевтом», в то время как новым требованием данной ступени является отдаление ребенка от родителей. Иными словами, малые терапевтические группы призваны ослабить слишком тесную привязанность к матери (или другому близкому человеку). На этом этапе дети учатся устанавливать положительные контакты с другими детьми, обращать внимание на потребности других и предоставлять им помощь.
Основываясь на вышеуказанных данных, была определена цель программы.
Цель программы: формирование навыков самообслуживания и взаимодействия у детей с синдромом Дауна.
Задачи:
1) Развитие первичного навыка рефлексии, самопознание;
2) Развитие навыков крупной и мелкой моторики;
3) Развитие социально-эмоциональной сферы и эмоционального диапазона;
4) Развитие навыков уверенного взаимодействия и поведения, работа с негативными эмоциональными состояниями (с помощью телесно-ориентированной и арт-терапии).
Отличительная особенность программы заключается в том, что она построена по принципу «Круг», который может использоваться в групповых занятиях для детей с различными видами нарушениями.
Форма занятий: групповая.
Продолжительность и режим занятий: 3 часа. Каждое занятие состоит из трех блоков по 45 минут, после каждого блока делается 10–15 минутный перерыв. Последние 5 минут закладываются на то, чтобы собрать внимание детей и перейти к следующему блоку.
Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна; ведущих мотивов и потребностей ребенка; характера ведущей деятельности; социальной ситуации развития ребенка.
Построение работы в виде игровой формы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка.
Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей.
Исследование проходило на базе Свердловской региональной общественной организации инвалидов «Солнечные дети». В исследовании приняли участие 7 человек — дети с синдромом Дауна в возрасте 14–17 лет.
Для данной группы проводилась адаптированная программа в течение 3 недель. Работа специалистов с ребенком включала 2 этапа: медицинскую и психологическую диагностику и развитие ребенка через программу Круг.
Реализация принципа комплексности предусматривала взаимосвязь в работе педиатра, медицинской сестры, педагога-психолога, специалистов Свердловской региональной общественной организации инвалидов «Солнечные дети».
Основными критериями эффективности инклюзивного процесса, реализуемого через программу являются:
– активизация зрительного и слухового внимания;
– стимуляция сенсорного развития;
– стимуляция тактильного взаимодействия ребенка с другими детьми;
– развитие навыков крупной и мелкой моторики.
В программе выделены следующие блоки: развивающий, арт-терапевтический и нейрокоррекционный.
Блок развивающих задач направлен на развитие наиболее сохранных функций, познавательной сферы, поведения и личности в целом, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии.
В арт-терапевтическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения особенностей развития ребенка, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.
Нейрокоррекционный блок направлен на осознание ребенком ощущений и навыков, усвоенных в ходе занятия и формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.
В результате освоения ребенком содержания программы учитывали индивидуальные особенности его развития, определены в соответствии с поставленными целями и задачами программы в виде целевых ориентиров.
Данная программа подтвердила целевые ориентиры:
– ребенок заинтересовался окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
– ребенок овладел простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
– ребенок стал стремиться к общению со взрослыми, появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
– ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями;
– ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок;
– у ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики.
Преимущество адаптированной программы «Круг» заключается в том, что она ориентирована на общее развитие ребенка, что становится возможным благодаря диагностическому контролю развития, позволяющему проследить взаимосвязи между отдельными блоками не только перед началом коррекционной работы, но и по ходу всех терапевтических мероприятий, в которых участвуют многочисленные специалисты: педиатры, педагоги, психологи и др.
Таким образом, детское социальное развитие, то есть, «развитие самостоятельности и способности установления положительных контактов с другими детьми и взрослыми», является воспитательной целью в программе.
Разработанная адаптированная программа «Круг» для детей с ограниченными возможностями здоровья (синдром Дауна) может быть рекомендована для использования не только педагогам, но и врачам, психологам и всем тем, кто связан с областями реабилитации развития и педагогической интеграции, представляющими собой по сути единый процесс. Этот процесс немыслим без междисциплинарного сотрудничества специалистов и широкого вовлечения родителей в процесс обучения и воспитания.
Врач и педагог должны, наконец, сделать шаг навстречу друг другу — на благо ребенка.
Первые шаги сделаны, будущее — за нами!
Литература:
- О совершенствовании оказания медицинской помощи детям, родившимся с хромосомной патологией (синдром Дауна) на территории Свердловской области: приказ МЗ СО от 14.10.2016 № 1817-п. — Екатеринбург: Правительство СО, 2016.
- Зарубина Ю. Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ / Ю. Г. Зарубина, М. Г. Попова, Т. А. Бондарь. — М.: Теревинф, 2013. — 30 с.
- Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна: методическое пособие / П. Л. Жиянова. — М. — 2013. — 219 с.
- Рождение ребенка с синдромом Дауна: в помощь медицинскому персоналу родовспомогательных и детских лечебных учреждений / сост. е. В. Поле — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. — 29 с.
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / А. В. Семенович. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 232 с.
- Синдром Дауна. XXI век: междисциплинарный научно-практический журн. — М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008–2017.
- Downsideup.org — официальный сайт некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» [Электронный ресурс]. — М. — 2014. — Режим доступа: https://downsideup.org/ru для доступа к информационным ресурсам не требуется авторизация.
- Minzdrav.midural.ru — официальный сайт Министерства здравоохранения Свердловской области [Электронный ресурс]. — Екб. — 2017. — Режим доступа: www.minzdrav.midural.ru
- Rosminzdrav.ru — официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации [Электронный ресурс]. — М. — 2017. — Режим доступа: www.rosminzdrav.ru
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, синдром, адаптированная программа, развитие навыков, программа, мелкая моторика, ограниченная возможность здоровья, Свердловская региональная общественная организация, индивидуальная терапия, социализация ребенка.
Похожие статьи
Развитие творческих способностей детей с ограниченными…
2. Организация образовательного процесса по развитию творческих способностей детей с ОВЗ, способствующих их социализации.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, развитие, творческая способность детей…
«Добротой согреем сердца» (программа…)
Актуальность программы. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — сложная категория, требующая к себе повышенного педагогического, психологического, социологического, медицинского и общественного внимания.
Примерная коррекционно-развивающая программа для…
Цель программы — развитие познавательных возможностей ребенка, формирование знаний об окружающем мире и социальная адаптация.
Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна.
Особенности социализации обучающихся с ограниченными…
возможность, занятие, общество, процесс, обучающийся, профессия, ребенок, система, социализация, умение, интерес, знание, ограниченная возможность здоровья, Назарово, трудовая деятельность, социальный опыт…
Особенности психолого-педагогической работы с детьми…
ребенок, мелкая моторика, ручная моторика, развитие, работа, мелкая моторика руки, головной мозг, детская деятельность, дошкольное
Психолого-педагогическое прогнозирование успешности… ограниченная возможность здоровья, адаптированная программа, ребенок…
Развитие творческих способностей детей с ограниченными…
Восемь лет работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.
Моя программа «Занимательная страна Рисовандия» по работе с детьми с ОВЗ и детьми— инвалидами учитывает особенности их развития.
Проектирование и реализация индивидуальной образовательной…
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом его реальных возможностей…
Театрализованная игра как эффективное средство социальной…
Бруни М. Формирование навыков мелкой моторики у детей с синдромом Дауна: Руководство для родителей и специалистов.
Развитие речи и социо-игровых навыков детей через… Театрализованные игры всесторонне развивают ребенка: – формируя знания об окружающем…
Развитие творческого потенциала детей с ограниченными…
В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование и развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.
Источник