Афк для детей с синдромом дауна

Ольга Силаева
Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с синдромом дауна

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Инструктор по физической культуре

МДОУ «Детский сад №14 комбинированного вида» г. о. Шуя

Силаева Ольга Александровна

Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации. Поэтому именно двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности является основным механизмом инклюзивного образования.

Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие. Дети с болезнью Дауна низкого роста, у них нарушена осанка, голова и туловище при ходьбе наклоняются вперед. Многие дети с синдромом Дауна имеют пониженный мышечный тонус, недостаточную силу мышц и ограниченную их координацию, наблюдается плоскостопие, обусловленное вялостью сухожилий.

Вследствие общей вялости связок, ребёнок как бы «собран не достаточно жёстко». Как правило, это не приводит к каким-либо серьёзным проблемам, если не считать вывихов и подвывихов, которые иногда происходят с коленной чашечкой или бедром. Следует подчеркнуть, что не у каждого ребёнка с синдромом Дауна наблюдаются все названные черты.

У детей с синдромом Даунанарушены темпы развития всех стороны психики: внимание, память, мышление, речь, моторика. Внимание у таких детей недостаточно устойчиво, поэтому очень важна организация их внимания. Главное на занятиях по физической культуре заинтересовать ребенка, создать игровую ситуацию, способную удерживать внимание в том числе за счет использования ярких атрибутов (спортивного инвентаря, видеоинсталляций, музыкального сопровождения и пр.).

Работа по физическому воспитанию строится таким образом,чтобы решались следующие задачи:

— оптимизация двигательной активности;

— формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку;

— закреплять навыки ползания, лазания разнообразных действий с мячом;

— формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности через систему физкультурных занятий;

На начальном этапе обучения мы используем самые простые упражнения, а затем, по мере усвоения ребенком предложенного материала, можно включать в занятия более сложные виды деятельности.

Итак, занятие начинается с маршировки или ходьбы. Ходьба — естественный вид движения, который требует развитой способности сохранять равновесие и координировать движения отдельных частей тела.

С первых же занятий ребенку с синдромом Дауна необходимо формировать и совершенствовать навыки устойчивой и координированной ходьбы, предполагающей умение ходить, поднимая ноги, без бокового раскачивания.Для этого мы предлагаем малышу перешагивать через различные предметы положенные на пол:

— кубики

— скакалки

— ленты

— гимнастические палки,

Занимаясь с ребенком, мы предлагаем ему самые разнообразные виды ходьбы, но действуем последовательно! Сначала отрабатываем простые движения, затем переходим к более сложным!

На занятиях используем следующие виды ходьбы:

• самостоятельная ходьба по дорожке, ограниченной по бокам двумя скакалками или лентами;

• ходьба за взрослым, за другим ребенком;

• ходьба друг за другом по кругу, держась рукой за верёвку: на одном занятии это может быть правая рука, а на следующем — левая;

• ходьба по доске, положенной на пол (если нет доски, можно использовать картон, вырезанный в виде дорожки);

•ходьба за взрослым с остановкой: очень хорошо использовать в таких упражнениях бубен или барабан (пока звучит музыкальный инструмент — ходьба, как только замолчал — остановка);

• ходьба друг за другом с различными предметами в руках (мяч, флажок, кубик, ленточка, погремушка и т. д.) Предмет можно держать на вытянутых перед собой руках, на следующем занятии можно удерживать предмет на уровне груди и т. д. ;

Различные виды ходьбы во время занятий сочетаем не только с музыкой, но и со стихами.

«Ножки и дорожки»

Большие ноги шли по дороге

(при ходьбе поднимаем колени и громко топаем ногами,

А маленькие ножки бежали по дорожке (передвигаемся быстро и тихо).

«Зашагали ножки»

Выкладываем из скакалок извилистую дорожку, ведем по ней малыша,приговаривая:

Зашагали ножки -Топ, топ, топ! Прямо по дорожке -Топ, топ, топ! Ну-ка, веселее -Топ, топ, топ! Вот как мы умеем -Топ, топ, топ! Топают сапожки -Топ, топ, топ! Это наши ножки -Топ, топ, топ!

В работе по формированию способности регулировать мышечный тонус мы используем как общеразвивающие, так и коррекционные упражнения.

Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм и развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, рук, ног. Мы выполняем их как с предметами, так и без них. Особое внимание уделяем упражнениям с мячами. Слайд 9.Используем мячи разных размеров: большие (отталкивать ногами, средние (перекатывать, маленькие (подбрасывать, передавать, переносить).

В этих упражнениях чередуется напряжение и расслабление мышц, а также вырабатывается правильное мышечное взаимодействие.

Коррекционные упражнения помогают сформировать правильную осанку и тренируют чувство равновесия. Чувство равновесия развивается при ходьбе по ограниченной поверхности, при остановках во время ходьбы и бега, а также при перешагивании через кубики, палки, верёвки. Мы подбираем упражнения таким образом, чтобы ребенок, выполняя их, усваивал понятия «сильно», «слабо», «громко», «тихо».

«Перекрестные движения с предметом»

Оборудование: колокольчики.

Встаньте лицом к лицу с ребенком. Суть его в том, чтобы ребенок с разной силой и амплитудой попеременно то разводил руки, то скрещивал их перед собой или над собой.

Сначала мы разучивали это упражнение без колокольчика, а потом повторяли его с колокольчиком.

Затем усложняли задачу,чередуя тихое и громкое звучание колокольчика при движениях руками: при тихом звучании разводили руки в стороны и плавно выполняли перекрестные движения руками перед собой на уровне груди. На громкое звучание делали более сильные взмахи руками через стороны над собой.

Вместо колокольчиков мы так же использовали ленты, цветы, флажки и другие подходящие предметы, которыми интересно взмахивать.Постепенно упражнение может усложняться и дальше: на следующем этапе предложите ребенку выполнять те же движения с предметом, но в процессе ходьбы.

«Весёлая ленточка»

Оборудование: барабан, лента.

Слушая громкое звучание бубна, ребенок ходит по залу, размахивая лентой вперёд-назад, а когда взрослый ударяет по бубну тихо, останавливается, прячет ленту за спину.Различное звучание можно обозначить и шагами: при громком звучании ребенок ходит как обычно, при тихом — на носочках.

«Канатоходец»

Ребенку предлагается вместе со взрослым потоптаться на канате, который лежит на полу. Стопы ребенка должны располагаться поперек каната.

«Лёгкие и тяжёлые руки»

И. п.: стоя, руки спрятаны за спину. На «раз, два» плавно поднять руки вперёд до уровня плеч, на «три, четыре» спрятать руки за спину. На «пять, шесть, семь, восемь» сильно покачивать руками вперёд, назад.

«Мяч вокруг себя»

Оборудование: маленькие мячи, которые можно держать одной рукой.

Встаньте напротив ребенка. Взрослый и ребенок держат мячи в одной руке. Перекладываем маленький мяч спереди из правой руки в левую, а сзади — из левой руки в правую. Делаем такие круговые движения вокруг шеи, пояса, ног. Затем меняем направление.

В заключении хотелось бы сказать, что первое время удавалось проводить только одну игру, которая занимала минут пять. Но мы занимались регулярно, а новые игры вводили постепенно, понемногу. Старались заметить, сколько времени малыш сохраняет внимание, чтобы не переутомить его! Спустя некоторое время мы заметили, что у ребенка появилась потребность в движении и желание участвовать в подвижных играх. Мы поддерживаем любые попытки малыша откликнуться на наше предложение и поучаствовать в играх! Если видим, что ребенку что-то пока не удается, мы разбиваем задание на отдельные части, а потом соединяем их вместе. Главное, чтоб ребенку было интересно.

Источник

Ключевые слова: биомеханика движений, педагогическая биомеханика, биомеханика в проектных технологиях, синдромом Дауна.

Аннотация. Будущие специалисты адаптивной физической культуры должны понимать специфику биомеханики движений людей с особенностями развития, в частности, двигательной деятельности детей с синдромом Дауна. Считаем такую практику педагогически целесообразной при изучении профильных предметов, таких как «Биомеханика двигательной деятельности».

Studying of biomechanics of movements of children with a Down syndrome

Ovchinnikov Yu. D., PhD., Associate Professor «Biochemistry, biomechanics and natural-science disciplines»

Lyzar O. G., PhD., Associate Professor, dean of faculty «Adaptive and improving physical culture».

Kuban state university of sport and tourism, Krasnodar

Keywords: biomechanics of movements, pedagogical biomechanics, biomechanics in design technologies, a Down syndrome.

Abstract. Future specialists adaptive physical education need to understand the specifics of the biomechanics of movement of people with disabilities, in particular, the motor activity of children with Down syndrome. We believe this practice pedagogically appropriate when studying core subjects, such as the ««Biomechanics of motor activity.»

Неумение ориентироваться в пространстве ставит главную задачу для ребенка с синдромом Дауна, педагога и родителей: приобретение этого навыка.

Плохая ориентация в пространстве, прежде всего, связана с раскоординированностью движений. Ребенок не может визуально оценить близко или далеко он находится от тех или иных предметов. Все, что можно потрогать рукой, для ребенка близко; расстояние вытянутой руки и до чего не дотягивается его рука уже далеко. Дело в том, что у детей с синдромом Дауна пониженный мышечный тонус, сложенный на генетическом уровне, ограниченность в движении руками, ногами, головой, туловищем. Именно такой двигательный дисбаланс влияет на формирование навыков крупной моторики, которая является основой психоэмоционального и двигательного развития каждого ребенка. Совершенствование движений начинается с момента зачатия и продолжается на протяжении всей жизни. Двигательная активность позволяет ребенку взаимодействовать с окружающим миром, контактировать с родителями. Процесс общения матери и ребенка непосредственно связан со способностью ребенка контролировать движения и положение тела в пространстве. Навыки крупной моторики, в свою очередь, непосредственно влияют на навыки мелкой моторики и познавательную деятельность. Буквально с момента рождения ребенка родителям очень важно получить консультацию кинезиотерапевта по формированию у малыша комплекса двигательной деятельности с возможностью формирования эргономико-биомеханической среды, которая будет важна как в быту, так и в профессиональной деятельности, и позволит избежать напряжения мышц тела и особенно спины [10-12].

Чем отличается произвольное движение от биомеханического двигательного действия? Тем, что биомеханическое движение выполняется осмысленно с определенной целью [3, 4]. Ребенок не понимает, правильные или не правильные движения он выполняет — движется, как ему удобно. С биомеханической точки зрения ребенок движется так, как ему позволяет двигаться его двигательная память и сформированный двигательный навык.

Как научить ребенка с синдромом Дауна ориентироваться в пространстве, чувствовать движения своего тела? Такая задача была поставлена студентам специализации «Адаптивная физическая культура» при развитии научно-исследовательского направления «Биомеханика в проектных технологиях» [1].

Детям в возрасте 4 — 8 лет с синдромом Дауна были предложены различные предметы, с целью изучения формирования эргономико-биомеханической среды. Дети поделили все предметы на знакомые и не знакомые предметы. Знакомые предметы вызывали улыбку и рассматривание, незнакомые — настороженность и некоторое безразличие. Наиболее известным и знакомым предметом оказалась палка. Исследование показало: физические упражнения с палкой дают почувствовать пространство, его границы. Увидев скакалку, дети не сразу поняли, что с ней делать, выяснилось можно прыгать и высоко. В силу обнаруженных проблем с вестибулярным аппаратом прыжки не получались. Самым любимым предметом был назван мяч. А упражнения с мячом самым увлекательным занятием. Именно для детей с синдромом Дауна подойдет комплекс «Фитбол», с которым их надо познакомить, рассказать о мяче как о предмете с эргономическими свойствами. Оказалось, что дети знакомы с мячом как игровым предметом (со слов родителей), но что с помощью мяча можно делать красивые и полезные физические упражнения им было не известно. А ведь именно физические упражнения на мяче расслабляют мышцы, дают почувствовать свое тело. Тем более что дети любят яркие предметы, а мячи такие яркие, пластичные, упругие [6, 7, 8]. Как показали исследования, дети с синдромом Дауна не терпят повторения упражнений. Если им какие-то двигательные действия понравились они стараются их выполнить прилежно, если нет, то просто отказываются выполнять, не внимая уговорам студентов.

Правильные или не правильные движения дети с синдромом Дауна не осознают. В связи с таким наблюдением, полученным в ходе эксперимента, встал вопрос о формировании двигательной памяти у этой категории детей. Предлагая делать обычную утреннюю зарядку, можно было слышать возражения: «Не хочу, не надо». Но если предлагались движения в танце под музыку, то психоэмоциональное состояние детей выражалось в улыбках, радостных хлопаньях в ладоши. Реакция на двигательные действия с музыкальным сопровождением была положительной. Её можно трактовать так: танцевать мне нравиться, это красиво. Дети не понимали правильные или не правильные движения они выполняли в танце, но им было удобно. В танце работает биомеханика всего тела, группы мышц скоординированы, зажатые мышцы расслабляются. Отсюда следует, что именно данная категория детей нуждается в специально разработанной программе биомеханических движений.

Студентам специализации «Адаптивная физическая культура» можно предложить разработать программу биомеханических движений для детей с синдромом Дауна. Для дошкольников могут быть использованы биомеханические движения в игре [2, 4-6], а для детей старшего возраста подойдёт театральная биомеханика с элементами системы Мейерхольда, которую изучают актеры.

В нашем случае студенты начали изучение физического и психоэмоционального состояния детей с использованием методик иппотерапии [9]. Продолжаются дискуссии по вопросу: помогает ли иппотерапия в лечении детей с синдромом Дауна? Скорее она создает хорошее психоэмоциональное состояние у ребенка: красивое доброе животное, нуждающееся в ласке и требующее заботы, вызывает восторг и привязанность. Такое состояние расслабляет напряженные мышцы ребенка и ему становится легче как психологически, так и физически. «Лошадь не понимает, что мы другие люди, ей все одинаковы», — так сказала одна девочка, когда у нее спросили: «Почему тебе нравиться быть с лошадками?». Ребенок был готов не расставаться с лошадью целый день.

Следует обратить внимание еще на одну проблему: молодые специалисты в области адаптивной физической культуры не знают, как работать с такой категорией детей с особенностями движений; и, тем более, какие упражнения или группы биомеханических движений им предложить, которые были бы направлены на улучшение координации движений, повышение тонуса мышц и уравновешивание психоэмоционального состояния [10, 11]. Для детей с синдромом Дауна целесообразно было бы разработать специальную фитнес-программу и внедрить ее в обычном клубе или создать специализированный фитнес-клуб для таких детей. Он должен быть оформлен яркими цветами. Как утверждают психологи дети-солнца (ещё одно название таких детей) любят полосатые игрушки. Очень важно выбрать не только цветовую гамму для создания психоэмоционального настроения, но и предложить различный спортивный инвентарь понятный и доступный в пользовании. Организация пространства в таком клубе очень важна. И в данном случае принципы эргономической биомеханики позволят ребенку ощутить самостоятельность, независимость, развить концентрацию внимания и моторику, сформировать свое пространство [6, 7, 8].

Для детей с синдромом Дауна необходимо продолжить исследование под условным названием «Биомеханика в игре». Результаты научных исследований в этом направлении помогут с одной стороны, формированию у ребёнка восприятия телом биомеханических движений, а с другой стороны, будут способствовать развитию так необходимой тяги к коллективным играм. Ребенку нужны не просто подвижные игры, а обучение биомеханическим движениям в игре. Таким детям нужно учиться играть с обычными детьми и видеть свои движения. Именно тогда ребенок будет пытаться управлять своим телом.

Литература

  1. Овчинников Ю. Д. Биомеханика в проектных технологиях [Текст]/ Ю. Д. Овчинников / / Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2013. — № 3. С. 32-35.
  2. Овчинников Ю. Д. Биомеханика движений в игре для детей дошкольного возраста/ Н34 Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. № 12(21). Сборник статей по материалам XXI международной заочной научно-практической конференции. — М.: «Международный центр науки и образования», 2013. — С. 99-102.
  3. Овчинников Ю. Д. Биомеханика для развития моторики детей [Текст]/ Ю. Д. Овчинников // Физическая культура, спорт — наука и практика. — 2013. — № 2. С. 2-4.
  4. Овчинников Ю. Биомеханика движений. Развитие в игре двигательных возможностей детей//Дошкольное воспитание, — 2014. — №4. С. 49-53.
  5. Овчинников Ю. Оздоровительное лото/ /Дошкольное воспитание, — 2014. — №7. С. 72.
  6. Овчинников Ю. Д., Воскобойник Е. И. Эргономическая биомеханика в практической деятельности человека//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 6-2. С. 117-120.
  7. Овчинников Ю. Д., Выткалов С. О. Эргономическая биомеханика в проектных технологиях в высших учебных заведениях спортивного профиля // European science review. 2014. № 5-6. С. 87-90.
  8. Овчинников Ю. Д., Выткалов С. О. Эргономическая биомеханика в эргономических свойствах// В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 9 частях. 2014. С. 112-114.
  9. Овчинников Ю. Д., Чоп Е. О. Иппотерапия: всем ли детям можно заниматься// В сборнике: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2015 г.: в 16 частях. Тамбов, 2015. С. 104-106.
  10. Овчинников Ю. Д., Выткалов С. О. Биомеханика и кинезиология: область применения//Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2015. № 2 (104). С. 77-79.
  11. Овчинников Ю. Д., Выткалов С. О. Прикладная кинезиотерапия в биомеханике движений тела человека//Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 1-3 (32). С. 97-99.
  12. Ovchinnikov Yury, Lyzar Oleg Studying of the principles of biomechanics in improving technologies. 10th International Scientific Conference European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches Hosted by the ORT Publishing and The Center for Social and Political Studies «Premier» Conference papers, June 5, 2014. Stuttgart, Germany. Р 27-31.

Источник