Адаптивная физическая культура с синдромом дауна
Ольга Силаева
Особенности работы инструктора по физической культуре с детьми с синдромом дауна
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА
Инструктор по физической культуре
МДОУ «Детский сад №14 комбинированного вида» г. о. Шуя
Силаева Ольга Александровна
Уровень физической подготовленности детей с ОВЗ играет важную роль в их социальной адаптации. Поэтому именно двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, воспитание личности является основным механизмом инклюзивного образования.
Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие. Дети с болезнью Дауна низкого роста, у них нарушена осанка, голова и туловище при ходьбе наклоняются вперед. Многие дети с синдромом Дауна имеют пониженный мышечный тонус, недостаточную силу мышц и ограниченную их координацию, наблюдается плоскостопие, обусловленное вялостью сухожилий.
Вследствие общей вялости связок, ребёнок как бы «собран не достаточно жёстко». Как правило, это не приводит к каким-либо серьёзным проблемам, если не считать вывихов и подвывихов, которые иногда происходят с коленной чашечкой или бедром. Следует подчеркнуть, что не у каждого ребёнка с синдромом Дауна наблюдаются все названные черты.
У детей с синдромом Даунанарушены темпы развития всех стороны психики: внимание, память, мышление, речь, моторика. Внимание у таких детей недостаточно устойчиво, поэтому очень важна организация их внимания. Главное на занятиях по физической культуре заинтересовать ребенка, создать игровую ситуацию, способную удерживать внимание в том числе за счет использования ярких атрибутов (спортивного инвентаря, видеоинсталляций, музыкального сопровождения и пр.).
Работа по физическому воспитанию строится таким образом,чтобы решались следующие задачи:
— оптимизация двигательной активности;
— формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку;
— закреплять навыки ползания, лазания разнообразных действий с мячом;
— формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности через систему физкультурных занятий;
На начальном этапе обучения мы используем самые простые упражнения, а затем, по мере усвоения ребенком предложенного материала, можно включать в занятия более сложные виды деятельности.
Итак, занятие начинается с маршировки или ходьбы. Ходьба — естественный вид движения, который требует развитой способности сохранять равновесие и координировать движения отдельных частей тела.
С первых же занятий ребенку с синдромом Дауна необходимо формировать и совершенствовать навыки устойчивой и координированной ходьбы, предполагающей умение ходить, поднимая ноги, без бокового раскачивания.Для этого мы предлагаем малышу перешагивать через различные предметы положенные на пол:
— кубики
— скакалки
— ленты
— гимнастические палки,
Занимаясь с ребенком, мы предлагаем ему самые разнообразные виды ходьбы, но действуем последовательно! Сначала отрабатываем простые движения, затем переходим к более сложным!
На занятиях используем следующие виды ходьбы:
• самостоятельная ходьба по дорожке, ограниченной по бокам двумя скакалками или лентами;
• ходьба за взрослым, за другим ребенком;
• ходьба друг за другом по кругу, держась рукой за верёвку: на одном занятии это может быть правая рука, а на следующем — левая;
• ходьба по доске, положенной на пол (если нет доски, можно использовать картон, вырезанный в виде дорожки);
•ходьба за взрослым с остановкой: очень хорошо использовать в таких упражнениях бубен или барабан (пока звучит музыкальный инструмент — ходьба, как только замолчал — остановка);
• ходьба друг за другом с различными предметами в руках (мяч, флажок, кубик, ленточка, погремушка и т. д.) Предмет можно держать на вытянутых перед собой руках, на следующем занятии можно удерживать предмет на уровне груди и т. д. ;
Различные виды ходьбы во время занятий сочетаем не только с музыкой, но и со стихами.
«Ножки и дорожки»
Большие ноги шли по дороге
(при ходьбе поднимаем колени и громко топаем ногами,
А маленькие ножки бежали по дорожке (передвигаемся быстро и тихо).
«Зашагали ножки»
Выкладываем из скакалок извилистую дорожку, ведем по ней малыша,приговаривая:
Зашагали ножки -Топ, топ, топ! Прямо по дорожке -Топ, топ, топ! Ну-ка, веселее -Топ, топ, топ! Вот как мы умеем -Топ, топ, топ! Топают сапожки -Топ, топ, топ! Это наши ножки -Топ, топ, топ!
В работе по формированию способности регулировать мышечный тонус мы используем как общеразвивающие, так и коррекционные упражнения.
Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм и развивают мышцы спины, живота, плечевого пояса, рук, ног. Мы выполняем их как с предметами, так и без них. Особое внимание уделяем упражнениям с мячами. Слайд 9.Используем мячи разных размеров: большие (отталкивать ногами, средние (перекатывать, маленькие (подбрасывать, передавать, переносить).
В этих упражнениях чередуется напряжение и расслабление мышц, а также вырабатывается правильное мышечное взаимодействие.
Коррекционные упражнения помогают сформировать правильную осанку и тренируют чувство равновесия. Чувство равновесия развивается при ходьбе по ограниченной поверхности, при остановках во время ходьбы и бега, а также при перешагивании через кубики, палки, верёвки. Мы подбираем упражнения таким образом, чтобы ребенок, выполняя их, усваивал понятия «сильно», «слабо», «громко», «тихо».
«Перекрестные движения с предметом»
Оборудование: колокольчики.
Встаньте лицом к лицу с ребенком. Суть его в том, чтобы ребенок с разной силой и амплитудой попеременно то разводил руки, то скрещивал их перед собой или над собой.
Сначала мы разучивали это упражнение без колокольчика, а потом повторяли его с колокольчиком.
Затем усложняли задачу,чередуя тихое и громкое звучание колокольчика при движениях руками: при тихом звучании разводили руки в стороны и плавно выполняли перекрестные движения руками перед собой на уровне груди. На громкое звучание делали более сильные взмахи руками через стороны над собой.
Вместо колокольчиков мы так же использовали ленты, цветы, флажки и другие подходящие предметы, которыми интересно взмахивать.Постепенно упражнение может усложняться и дальше: на следующем этапе предложите ребенку выполнять те же движения с предметом, но в процессе ходьбы.
«Весёлая ленточка»
Оборудование: барабан, лента.
Слушая громкое звучание бубна, ребенок ходит по залу, размахивая лентой вперёд-назад, а когда взрослый ударяет по бубну тихо, останавливается, прячет ленту за спину.Различное звучание можно обозначить и шагами: при громком звучании ребенок ходит как обычно, при тихом — на носочках.
«Канатоходец»
Ребенку предлагается вместе со взрослым потоптаться на канате, который лежит на полу. Стопы ребенка должны располагаться поперек каната.
«Лёгкие и тяжёлые руки»
И. п.: стоя, руки спрятаны за спину. На «раз, два» плавно поднять руки вперёд до уровня плеч, на «три, четыре» спрятать руки за спину. На «пять, шесть, семь, восемь» сильно покачивать руками вперёд, назад.
«Мяч вокруг себя»
Оборудование: маленькие мячи, которые можно держать одной рукой.
Встаньте напротив ребенка. Взрослый и ребенок держат мячи в одной руке. Перекладываем маленький мяч спереди из правой руки в левую, а сзади — из левой руки в правую. Делаем такие круговые движения вокруг шеи, пояса, ног. Затем меняем направление.
В заключении хотелось бы сказать, что первое время удавалось проводить только одну игру, которая занимала минут пять. Но мы занимались регулярно, а новые игры вводили постепенно, понемногу. Старались заметить, сколько времени малыш сохраняет внимание, чтобы не переутомить его! Спустя некоторое время мы заметили, что у ребенка появилась потребность в движении и желание участвовать в подвижных играх. Мы поддерживаем любые попытки малыша откликнуться на наше предложение и поучаствовать в играх! Если видим, что ребенку что-то пока не удается, мы разбиваем задание на отдельные части, а потом соединяем их вместе. Главное, чтоб ребенку было интересно.
Источник
Актуальной проблемой современного общества является вопрос социальной адаптации и интеграции людей с синдромом Дауна. Научные исследования подтверждают, что инклюзивная форма спортивной тренировки служит результативным средством развития психофизического потенциала и вовлечения людей с синдромом Дауна в активную общественную жизнь [1].
На сегодняшний день существуют два направления адаптивного спорта для людей с синдромом Дауна. Специальная Олимпиада (Special Olympics) – социально адаптированная программа круглогодичных спортивных тренировок и Спортивный союз людей с синдромом Дауна (SU-DS, Sports Union for athletes with Down Syndrome) – движение, цель которого — достижение высоких спортивных результатов. Отличительная особенность соревновательной модели Спортивного союза заключается в том, что спортсмены выступают в общей массе, без разделений на классы и дивизионы: их разделяют только на юниоров и юниорок (до 16 лет) и мужчин и женщин (старше 16 лет).
Спортивный союз объединяет 9 видов спорта: легкую атлетику, плавание, теннис, настольный теннис, дзюдо, футбол, лыжный спорт, спортивную и художественную гимнастику. В настоящее время российские спортсмены зарегистрированы и принимают участие в соревнованиях по плаванию и спортивной гимнастике.
Спортивная гимнастика как сложно-координационный вид спорта требует от занимающихся постоянного контроля над собой, строгой дифференциации временных, силовых и пространственных характеристик движений. Обучение в спортивной гимнастике представляет собой длительный и трудоемкий процесс, и работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья должна основываться на их индивидуальных особенностях, а учет характеристик конкретной патологии требует внесения изменений в традиционную методику обучения.
За прошедшие годы нами накоплен некоторый позитивный опыт подготовки успешных гимнастов с синдромом Дауна, которым мы хотели бы поделиться. Первые шаги в работе со спортсменом с синдромом Дауна были сделаны в 1999 году, с момента образования в Воронеже детско-юношеской школы адаптивной физической культуры инвалидов на базе Воронежского государственного института физической культуры. Работа с юными спортсменами проходила в группе из шести человек и строилась с учетом индивидуальных особенностей каждого гимнаста. Первая спортивная группа была сформирована из детей с разными диагнозами, разного возраста, пола, уровня подготовки. В их числе был один атлет с синдромом Дауна – Андрей Востриков. Впоследствии к нам поступали другие дети с синдромом Дауна, и на сегодняшний день их в группе семеро.
Одной из особенностей обучения гимнастов с синдромом Дауна является применение подводящих упражнений, на овладение которыми отводится значительно больше времени, чем на обучение обычных детей. Подводящие упражнения наиболее эффективны на начальной стадии формирования двигательного навыка, так как с их помощью у спортсменов легче формируются представления о разучиваемом движении. Также при проведении такого спортсмена по изучаемому движению в большем, чем обычно, объеме требуется физическая помощь тренера. Немаловажно то, что занятия гимнастов с синдромом Дауна проводились совместно с обычными детьми, что дало возможность для их общения, рождало у особых спортсменов стремление к обучению более сложным гимнастическим элементам.
Сущность предлагаемых методических приемов обучения заключалась в использовании упражнений циклического характера на всех этапах подготовки. Упражнения циклического характера на стандартных гимнастических снарядах – важная составная часть основной гимнастики. Их рациональное использование способствует эффективному развитию физических качеств, особенно силы и ловкости, а также формированию навыков владения своим телом в необычных условиях опоры.
При обучении гимнастическим движениям учитывались элементы программы соревнований Special Olympics, разработанные на основе правил Международной федерации гимнастики (FIG) и международной организации гимнастов с синдромом Дауна (DSIGO).
Основное условие применения упражнений циклического характера на стандартных гимнастических снарядах – безопасность занимающихся. Во всех видах гимнастического многоборья использовались вспомогательные средства безопасности на стандартных снарядах. По мере уверенного овладения двигательными действиями количество вспомогательных средств безопасности уменьшалось, доходя до соревновательного стандарта. В результате гимнастам с синдромом Дауна не нужно было переходить с низких учебно-тренировочных снарядов на стандартные и затрачивать дополнительное время на привыкание к ним.
Трудность заданий должна определяться тренером индивидуально, с учетом психологических и физических особенностей занимающихся (например, если спортсмены затрудняются выполнять упражнения в висе, то возможна их замена в сторону упрощения — смешанным висом, т.е. висом с дополнительной опорой).
Нужно отметить, что не все дети обладают спортивным характером и способны к работе в режиме высоких нагрузок. Поэтому нагрузка и выбор заданий должны определяться для каждого спортсмена в зависимости от его природных задатков (предрасположенности к виду спорта), уровня развития физических качеств, самочувствия. Необходимо помнить о том, что на первых ступенях подготовки хорошего спортсмена необходимо создать условия для формирования позитивного отношения к занятиям спортом. Физические упражнения должны приносить ребенку удовольствие и эмоциональную разгрузку, а не отвращение. На этапе углубленной спортивной специализации, безусловно, важно создавать мотивацию к достижению высоких спортивных результатов, ставя в пример гимнастов, добившихся успеха. Акцентирование внимания всех спортсменов на положительных качествах того или иного ученика помогает им формировать стремление и побуждает желание более ярко проявить себя.
На занятиях применялись методические приемы, направленные на повышение активности занимающихся, во избежание быстрого психологического переутомления. На занятиях двигательная деятельность сочеталась с умственной: гимнастам необходимо было понять задачи, которые перед ними ставились, усвоить смысл указаний тренера, проанализировать свои действия и проговорить последовательность их выполнения. Побуждение занимающихся к ответам на вопросы способствовало осознанию движений и вместе с тем развитию речи и обогащению словарного запаса.
Заслуживает внимания прием осмысления практического задания. Занимающиеся излагают последовательность выполняемых двигательных действий, просматривают выполненные упражнения в видеозаписи, а затем вместе с тренером оценивают их, проводя анализ и описание своих действий. В процессе учебно-тренировочных занятий спортсменам давались задания повторять за тренером объяснения, допущенные ошибки и пути их устранения, сопровождать выполнение задания речью.
Совместные занятия и общение с гимнастами из Школы высшего спортивного мастерства: работа с ними на отдельных снарядах гимнастического многоборья, проведение совместных подвижных и спортивных игр, выполнение заданий в парах – заложили фундамент социальной адаптации для спортсменов с особенностями развития. Между людьми с синдромом Дауна и обычными спортсменами сформировались дружеские взаимоотношения, причем и в рамках спортивной тренировки, и за ее пределами (походы в гости, совместные выезды на природу, в спортивно- оздоровительные лагеря и т. д.).
Общение ребят между собой, с тренерами, знакомство с правилами поведения в спортивном зале, беседы о спорте и спортсменах, спортивном режиме, наблюдение за занятиями учебно-тренировочных групп – все это расширило круг общения и знаний спортсменов с синдромом Дауна.
Широко использовались педагогические приемы, направленные на активизацию внимания и поддержание интереса к занятиям. Известно, что у людей с синдромом Дауна вследствие недоразвития волевых процессов в результате монотонной работы пропадает желание к выполнению заданий. Низкий уровень познавательных возможностей в сочетании со сниженной работоспособностью приводит к тому, что ребята крайне медленно продвигаются в обучении, не проявляют интереса к учебе, нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны тренера. Частое чередование различных по характеру упражнений, а также задания на внимание после каждой смены вида деятельности позволили сохранить интерес спортсменов к изучаемому материалу и способствовали повышению эффективности обучения.
Применение вышеизложенных методических приемов проведения тренировочных занятий способствовало увеличению спортивных результатов. С 2006 года четыре гимнаста с синдромом Дауна представляют сборную команду России на международных соревнованиях самого высокого уровня. Впечатляет список их достижений (см. табл.).
Достижения российских гимнастов с синдромом Дауна
Год, страна | Соревнования | Медали |
2006, Италия | Европейские молодежные Игры Специальной Олимпиады | 6 золотых и 1 бронзовая (из 7 возможных) |
2007, Китай | Всемирные Игры Специальной Олимпиады | 11 золотых, 3 серебряных и 6 бронзовых (из 21 возможной) |
2011, Греция | Всемирные Игры Специальной Олимпиады | 6 золотых и 1 серебряная (из 7 возможных) |
2012, Великобритания | Чемпионат мира DSIGO | 11 золотых и 3 серебряных |
2014, Бельгия | Европейские летние Игры Специальной Олимпиады | 3 золотых, 5 серебряных и 6 бронзовых (из 14 возможных) |
2015, США | Всемирные Игры Специальной Олимпиады | 7 золотых, 1 серебряная и 3 бронзовых (из 14 возможных) |
2015, Италия | Чемпионат мира DSIGO | 3 золотых, 1 серебряная и 3 бронзовых |
Усложнение соревновательной программы по спортивной гимнастике для людей с синдромом Дауна предъявляет новые требования к использованию разнообразных средств и методических приемов, способствующих эффективному обогащению двигательного потенциала спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья.
15—22 июля 2016 г. во Флоренции (Италия) состоятся первые в истории Всемирные игры спортсменов с синдромом Дауна в 8 видах спорта, в том числе в спортивной гимнастике. Заявку на участие подали более 40 стран мира. Представлять команду России на этих соревнованиях будут воронежские гимнасты с синдромом Дауна Андрей Востриков и Николай Перов, а также гимнастка из Челябинска Арина Кутепова
Литература
- Королев П. Ю. Социальная адаптация лиц с нарушениями интеллекта средствами спортивной гимнастики : дис. … канд. пед. наук. 2009. 201 с.
- Sports Union for athletes with Down Syndrome. URL: https://www.su-ds.org/
Источник