Адаптированная программа для ребенка с синдромом дауна в доу

Коррекционно-развивающая  программа для детей с синдромом Дауна

Разработана: учителем-дефектологом:

Семеновой Т.Н.

г. Урай, 2015г.                                                         

Актуальность

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни.

 На современном этапе развития общества имеется достаточно большая группа детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, которые не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести Синдром Дауна.

 Синдром Дауна был описан в 1866 году Джоном Дауном. Дети с синдромом Дауна рождаются относительно часто: один на 700-800 новорожденных, независимо от страны, социального положения и состояния здоровья родителей. Вероятность рождения такого ребенка увеличивается с возрастом матери, но так как молодые матери рождаются чаще, среди родителей детей с синдромом Дауна представлены все возрастные категории.

В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Это мнение было общепринятым, повсеместным и не подлежащим оспариванию — в том числе и в профессиональной среде. И если необходимость создания разнообразных методик по обучению детей-инвалидов всех прочих категорий ни у кого не вызывала сомнений, то для детей с синдромом Дауна это считалось бесполезным.

За последние годы появились работы, описывающие развитие детей с синдромом Дауна. Согласно им ребенок с синдромом Дауна проходит все те же этапы развития, что и обычный ребенок, хотя средние сроки появления навыков запаздывают. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, общество столкнулось с тем печальным обстоятельством, что в работе с ними как специалисты, так и родители вынуждены опираться только на зарубежный опыт.

Дети, имеющие диагноз синдром Дауна имеют следующие нарушения в развитии: отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; возможные проблемы со слухом и зрением; проблемы с развитием речи; слабая кратковременная слуховая память; более короткий период концентрации; трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать; трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.), гипомнезия. Для таких детей существует необходимость в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений. Родители этих детей также нуждаются в квалифицированной психологической помощи.

Таким образом, дети с синдромом Дауна нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем формирование психологических предпосылок обучения, развития, поддержку личностного развития.

Целевая аудитория

Настоящая программа предназначена для использования специалистами Лекотек, реализующим психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей от 3 до 7 лет, имеющим диагноз синдромом Дауна.

Научная обоснованность

Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом Дауна составлена на базе Программы Майоры Питерси и Робина Трилора «Маленькие ступеньки», Образовательной коррекционно-развивающей программы для детей раннего возраста с синдромом Дауна Миридоновой Е.И., Гусевой Н.А., Ляш А.И., Ланской Л.Ю., Методического пособия  Т.П. Медведевой «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» и Индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программы «Лекотека» А.М. Казьмина.

Так же использовались материалы из информационно-методических журналов, таких как «Необычные люди, обычная жизнь» и «Синдром Дауна XXI век».  

Исследования зарубежных ученых показали, что систематическая педагогическая помощь детям с синдромом Дауна в условиях семьи с привлечением родителей в процесс коррекционной работы позволяет вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет процесс интеграции в общество. На всех этапах жизни детей с синдромом Дауна должны, по мнению учёных, находиться под патронажем специалистов, организующих процесс сопровождения этих людей в образовательном и социальном пространстве.

Становление в нашей стране системы помощи является сегодня одним из приоритетов развития системы специального образования. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна в условиях семьи предполагает активное (субъект — субъектное) взаимодействие всех её участников (специалистов, членов семьи, самого ребёнка) в абилитационном процессе.

Весомый вклад в формирование отечественного опыта разработки системы ранней помощи вносит Институт педагогики РАО. Важнейшим направлением научных исследований института является поиск оптимальных путей реформирования системы специального образования, её реструктуризации за счет достраивания отсутствующего ныне структурного элемента — системы выявления и ранней комплексной помощи. Проведенные в институте исследования показывают, что удовлетворение особых образовательных потребностей в раннем возрасте способно обеспечить максимальную реализацию потенциального развития ребенка с синдромом Дауна. Полученные данные, доказывают, что ранняя комплексная помощь открывает для значительной части детей возможность включения в общий образовательный поток (интегрированное обучение).

Одной из первых программ «раннего вмешательства» в развитие детей со сложным дефектам считается программа раннего обучения детей с синдромом Дауна, разработанная Л. Рходес с группой коллег в государственном госпитале Сонома (США) и продемонстрировавшая эффективность педагогического вмешательства в дефицитарное развитие.

Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки», разработана в университете Маккуэри (Сидней, Австралия, 1975), апробирована в учебном центре этого университета на категории детей с синдромом Дауна и другими нарушениями развития. Данная Программа побуждает детей более полно взаимодействовать с окружающим миром.

Концептуальные положения программы «Маленькие ступеньки» представляют инновационный подход в области образования детей с нарушениями в развитии: «Учиться могут все дети. Ребёнок с нарушениями развития учится медленнее, однако, он может учиться!»

Детям с умственными и физическими нарушениями необходимо овладеть всеми навыками, которые нужны им в играх, общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости для интеграции в общество. Родители, как педагоги, играют самую важную роль.

Эффективность обучения в значительной степени зависит от возраста ребёнка. Индивидуальная программа ребёнка должна удовлетворять как потребностям самого малыша, так и возможностям его семьи.

Цели программы

  1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка;
  2. Осуществление комплексного психолого-педагогического сопровождение семьи и ребенка;
  3. Социализация детей с синдромом Дауна.

Задачи:

  1. Психолого-педагогическое обследование детей и родительско-детского взаимодействия;
  2. Установление доверительных отношений между специалистом и родителем, специалистом и ребенком, родителем и ребенком;
  3. Предоставление родителям информации по вопросам развития ребенка, об особенностях выявленного расстройства, ресурсах ребенка;
  4. Подбор адекватных методик по обучению, развитию ребенка, имеющего диагноз синдром Дауна;
  5. Проведение индивидуальных развивающих и психокоррекционных занятий в процессе игрового сеанса;
  6. Помощь родителям в преодолении психологических проблем.
Читайте также:  Синдром внезапной детской смерти причины

Основные этапы психолого-педагогической коррекции

— первый этап — адаптационный — установление контакта с ребенком, имеющим диагноз синдром Дауна с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ведущих мотивов и потребностей.

— второй этап — усиление психологической активности ребенка. Формирование механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем дошкольном детстве,  продуктивных видов деятельности (рисование, конструирования), ознакомление с окружающим, развития речи, формирование основ самообслуживания с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна.

Социализация ребенка с синдромом Дауна, как процесс формирования социальных контактов и правил поведения в обществе.

— третий этап – заключительный (отслеживание динамики развития), подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна.

Принципы построения индивидуальных программ

  • Учет генетического хода основных линий развития предполагающих обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и его зоны ближайшего развития.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
  • Единство требований к воспитанию ребенка в семье.
  • Деятельный подход к развитию личности ребенка, в рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с интересом ребенка.
  • Коррекционная направленность воспитательного процесса.
  • Доступность повторяемость и концентричность предложенного материала.

Результат

В зависимости от тяжести нарушения ребенка оценка результатов происходит индивидуально для каждой семьи и ребенка. Позитивными результатами следует считать достижение краткосрочных целей, которые признаны специалистами реальными для ребенка и семьи на данном этапе. Контроль результатов работы по краткосрочным целям оптимально проводить каждые 3 месяца.

Примерное тематическое планирование занятий по коррекционно-развивающей программе

Коррекционно-развивающие занятия с каждым ребенком проводятся по 1 часу 2 раза в неделю в течение учебного года.

Обучение в коррекционной группе для детей с синдромом Дауна можно условно разделить на два периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

II период – январь, февраль, март, апрель, май.

Период

Этап

Наименование этапа психолого-педагогической коррекции

Цели

Направление деятельности психолого-педагогической коррекции.

Сроки осуществления деятельности

I.

1.

Первичная диагностика

Установление контакта с ребенком и его родителями. Отслеживание особенностей развития детей.

Адаптация ребенка к коррекционно-развивающей среде. Разработка коррекционно-развивающего  маршрута, написание ИОПР для ребенка с синдромом Дауна.

Сентябрь

2.

Коррекционно-развивающий.

Усиление психологической активности.

Социализация ребенка, организация целенаправленного поведения, развитие основных психологических процессов

  • РРазвитие познавательной сферы.
  • РРазвитие социально-эмоциональной сферы.
  • РРечевое развитие.
  • ММоторное развитие.

Октябрь — май

II.

3.

Вторичная диагностика.

Отслеживание динамики психолого-педагогической коррекции.

Подведение годовых итогов, планирование дальнейшего коррекционно-развивающего маршрута для ребенка с синдромом Дауна.

Май — июнь

Занятие. Умелые ручки

Цель: формирование навыков мелкой моторики и сенсорных эталонов посредством игр – упражнений на развитие активного словаря, логического мышления и установления эмоционального контакта.

Задачи:

  • Формирование эмоционального контакта у ребенка со специалистом;
  • Обучение действиям с игрушками в соответствии с  их функциональным назначением;
  • Активизация сенсорной чувствительности;
  • Формирование интереса к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить правильно держать карандаш, рисовать на листе.

Вид занятия: развивающее.

Форма работы: индивидуальная.

Методы и приемы работы: комментирование, беседа, спрашивание, следование за ребенком, рисование, эмпатическое реагирование, поддержание циклов общения, моделирование и расширение.

Продолжительность занятия: 45 минут.

Материалы и оборудование: сенсорная божья коровка, книга -развивающее пособие, цветные карандаши, ватман.

План занятия:

Этапы занятия

Время

  1. Вводный этап
  1. Ритуал приветствия
  2. Упражнение на контактность
  1. Основная часть
  1. Упражнение на развитие познавательной сферы
  2. Упражнение на социально-эмоциональное развитие
  3. Упражнение на речевое развитие
  1. Заключительный этап
  1. Ритуал прощания

Ход занятия:

  1. Вводный этап:

Ритуал приветствия «Хлопотушки»

Ход упражнения: в начале занятия специалист и  ребенок приветствуют друг друга тремя хлопками, соприкасаясь ладонями и проговаривая: «Привет! Привет! Привет»

Игра «Ручки»

Цель: формирование   эмоционального  и тактильного  контакта   со  взрослым.

Ход игры:

Специалист: «Сегодня мы с тобой будем играть в игры где обязательно нужна помощь наших ручек». Специалист берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки специалиста по руке ребенка. Если ребенок не в настроении и активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда специалист продолжает похлопывание себе или родителю ребенка.

  1. Основная часть:

Игра «Сенсорная Божья коровка»

Цель: формировать умение выделять сенсорные эталоны осязательных признаков божьей коровки. Учить обследовать и различать свойства предметов (гладкая – шероховатая, мягкая – твёрдая, гладкая — шершавая и т. п.)

Ход игры: Специалист: «Давай посмотрим на нашу большую Божью коровку. Смотри сколько на ней кружков с  неизвестной нам поверхностью. А может мы и знаем что это? Подойдем поближе и  рассмотрим божью коровку, а лучше давай потрогаем каждый кружок».  Ощупывая каждый элемент по отдельности специалист делает акцент на свойстве предмета. Спрашивает у ребенка: «Какое оно?» «Что тебе больше нравится на ощупь?».

Игра «Похлопаем в ладоши»

Цель: учить ребенка подражать положительным эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Ход игры: Специалист: «Как много мы узнали от Божьей коровки. Давай похвалим друг друга за проделанную работу». Специалист находится напротив ребенка, поочередно хлопает в свои ладони и в ладони ребенка, при этом произносит потешку:

Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Специалист: «Молодцы! Теперь я покажу тебе еще одну игру, где без рук никуда».

Игра «Когда это бывает?»

Цель: формирование активного словаря, стимулирование речевого развития, ознакомление с окружающим миром.

Ход игры: специалист, ориентируясь на задания расположенные в верхней части пособия совместно с ребенком подбирает правильный вариант ответа из нижней его части, стимулируя ребенка  к называнию и проговариванию ответов.

Игра «Каляки – маляки»

Цель: формировать у ребенка интерес к рисованию, умение узнавать в изображении реальные предметы, учить правильно держать карандаш, рисовать на листе.

Ход занятия: Специалист: «А теперь давай немного позабавимся. Я дам тебе много карандашей и можешь рисовать что захочешь». Специалист предлагает ребёнку рисовать на листе бумаги, эмоционально поощряет его действия, затем берёт рисунок малыша, дорисовывает детали, чтобы получился знакомый ему предмет. Далее комментирует рисунок и побуждает ребёнка узнать в изображении знакомый предмет.

  1. Заключительный этап
  2. Ритуал прощания «Спасибо нам!»

Ход упражнения: в завершении занятия специалист предлагает ребенку вспомнить все, что они делали на занятии, с чем и во что они играли, вспоминая упражнения с начала занятия. В знак благодарности и хорошего настроения специалист и ребенок берутся за руки, устанавливают визуальный контакт на уровне глаз ребенка  и проговаривают вместе следующие слова: «Спасибо нам!!!».

Литература

  1. Афонькина Ю.А, Козлов В.В., Терехова З.М., Чеботаева Е.Ю. Экспериментальное обучение и воспитание детей с синдромом Дауна в специальной (коррекционной) школе-интернате 8 вида г. Оленегорска Мурманской области. — Мурманск, 2004г.
  2. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.
  3. Богданова Л. Полный курс раннего развития ребенка. – СПб.: Лев и Сова, 2007.
  4. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). – С-Пб.: Паритет, 2005.
  5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо… (Развитие общеречевых навыков). – С-Пб.: Паритет, 2005.
  6. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. — Москва, 2002.
  7. Корнев А.Н., Старосельская Н.Е. Говорить, читать и думать: Пособие для воспитателей, логопедов и внимательных родителей. – СПб.: КАРО, 2007.
  8. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Иванова А.Е., Кравец О.Ю., Рыбкина И.А. и др.; Под ред. Н.В. Серебряковой. — Спб.: КАРО, 2005.
  9. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.
  10. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
  11. Силберг Дж. 300 трехминутных развивающих игр для детей от 2 до 5 лет // Пер. с англ. Е.А. Бакушева. – 2-е изд. – Мн.: ООО «Поппури», 2005.
  12. Соколова Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет. – М.: Эксмо, 2007.
  13. Сорокина Н.Ф. Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
  14. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. — Москва, 2008.
  15. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  16. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
Читайте также:  Синдром утомительного сна что это

Источник

ПРИНЯТО:

на заседании ПМПк протокол №

от                               год

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБ ДОУ

«Детский сад № 000»

___________

 Приказ №

от

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ЗПМРР, синдромом Дауна.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «»

(Ф.И.)

Срок реализации – 2017/2018 учебный год

СОГЛАСОВАНО:

Родитель:

______________/ «  »                          год

Разработана:

Воспитатель__________

Инструктор по физической культуре:  . _________

Музыкальный руководитель______

Учитель-логопед: ____________

                                                                     Содержание

I.Целевой раздел

 

1. 1. Пояснительная записка

 

1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ

 

1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

 

1.1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы

 

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

 

II.Содержательный раздел

 

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент)

 

2.2. Описание программ коррекционно-педагогической и психологической направленности (коррекционный компонент)

 

2.2.1. Программа логопедической работы

 

2.2.2. Индивидуальная программа работы педагога-психолога

 

2.3. Особенности взаимодействия специалистов, сопровождающих реализацию адаптированной образовательной программы

 

2.4. Межведомственное взаимодействие в сопровождении ребёнка с ОВЗ

 

2.5.Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка (воспитательный компонент)

 

2.6. Формы организации деятельности ребёнка с ОВЗ

 

2.7. Формы контроля освоения ребёнком с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)

 

III.Организационный раздел

 

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

 
 
 

3.2. Описание кадровых условий реализации Программы

 
  

3.3. Расписание занятий, примерный режим дня

 

3.5. Особенности включения в традиционные события, праздники, мероприятия

 
   

I.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ЗПМРР, синдромом Дауна.

Александр посещает группу МБ ДОУ с октября 2015 года. Адаптационный период прошел тяжело. Детский сад посещает редко. Кушает хорошо самостоятельно, хорошо засыпает, спит крепко до окончания сон часа. В контакт с детьми и взрослыми вступает легко.  Дети дружелюбно относятся к Саше, он с удовольствием играет с ними.

Согласно заключению ПМПК от 27.08.2015г. имеет диагноз плоско-вальгусные стопы, синдром Дауна, ЗПМРР. Уровень познавательного развития ниже возрастной нормы и требований адаптированной основной образовательной программы ДОО. Рекомендованы занятия с логопедом, дефектологом. В рамках проведённой психолого-педагогической диагностики выявлены следующие результаты освоения образовательной программы:

Область

Актуальное состояние

Физическое развитие

Физически развит соответственно возрасту. Координация движений нарушена. Затрудняется во всех видах движений. Не выполняет указания взрослого. Понимание обращенной речи – ограничено.

Художест-венно-эстетическое развитие

Мелкая моторика не развита.

Не умеет держать карандаш, рисовать простые предметы. Инициативу на занятиях не проявляет. Понимание обращенной речи – ограничено.

Речевое развитие

У мальчика синдром Дауна, частичная атрофия зрительного нерва. Контакт затруднен. Психомоторное и речевое развитие с задержкой, понимание обращенной речи ограничено, на обращение – улыбается, речевые инструкции выполняет избирательно. Речевое общение со сверстниками и взрослыми не вступает. Наблюдается недоразвитие высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления).Страдает артикуляционная моторика. Эмоционально – волевая сфера не развита. Внимание удерживает в течение непродолжительного времени. Приемлема только индивидуальная форма работы.

Социально-коммуника-тивное развитие

Самообслуживание  развито частично. Самостоятельно принимает пищу, одевается с помощью взрослого. На просьбы взрослого не реагирует. Знает место размещения игрушек, книг. Проявляет избирательность в общении со взрослыми (предпочитает хорошо знакомых). Хорошо идет на контакт с детьми. В игре любит уединяться.

Познава-тельное развитие

Представления об окружающем мире не сформированы. Динамика отсутствует.

1.1.2. Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы

Цель:

Обеспечение коррекции нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, оказание ему квалифицированной помощи в освоении Программы.

Задачи:

  1. Формировать правильное звукопроизношение, умение дифференцировать сходные по звучанию звуки.
  2. Расширять активный словарь ребёнка.
  3. Развивать коммуникативные навыки.
  4. Развивать социальные навыки и умения ребёнка
  5. Охрана и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия;
  6. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ЗПМРР, синдромом Дауна.
  7. Формировать обобщенные представления об окружающей действительности; развивать познавательную активность, всех видов детской деятельности, характерных для возрастного периода.

1.1.3.     Принципы к формированию адаптированной образовательной программы

  • Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;
  • Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия — это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума;
  • Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка;
  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Читайте также:  Какой может быть билирубин в крови при синдроме жильбера

1.2  Планируемые результаты освоения Программы

Выработать правильный артикуляционный уклад; выработать правильное речевое дыхание; фонетически правильно оформлять произносить поставленные звуки в активной речи; фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи; правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи; владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.; грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно; использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);и т. д.);

Учить сравнивать два предмета по величине (больше — меньше, выше — ниже, длиннее — короче, одинаковые, равные) на основе приложения их друг к другу или наложения;

 Учить различать круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знать их характерные отличия;

Учить определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу, впереди — сзади); уметь двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице);

Учить искать  разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ЗПМРР, синдромом Даунав соответствии с направлениями развития (образовательный компонент)

Область

Задача

Физическое воспитание

Соответственно основной образовательной программе.

Художественно-эстетическое

Соответственно основной образовательной программе.

Речевое развитие

Развитие понимания речи

Формировать умение вслушиваться в обращенную речь.

Учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.

Формировать пассивный словарь, через усвоение слов, обозначающих части тела и лица человека, предметы ближайшего окружения, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов.

Формировать умение соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением.

Развитие общей и артикуляционной моторики

— учить удерживать позу закрытого рта;

— развивать речевое дыхание;

— развивать подвижность артикуляционного аппарата: губ, языка.

Развитие произносительной стороны речи

— Учить различать речевые и неречевые звуки.

— Учить определять источник звука.

Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка

Развитие экспрессивного словаря

Расширять, уточнять, активизировать номинативный словарь на основе обогащения представлений об окружающем по лексическим темам: семья, игрушки, туалетные принадлежности, одежда, обувь, мебель, продукты питания, посуда, домашние птицы и животные, дикие птицы и животные, транспорт, цветы, насекомые. Активизировать использование слов, обозначающих существенные части, детали предметов и объектов.

Познавательное развитие

Развивать понимание последовательности действий.

 Развивать умение различать круг, квадрат, треугольник, шар, куб; знать их характерные отличия.

Развивать умение объединять предметы в группы по одному-двум признакам, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

Развивать умение определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху — внизу, впереди — сзади); уметь двигаться в нужном направлении то сигналу: вперед и назад, вверх и вниз (по лестнице);

Развивать умение называть  разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение;

Развивать умение различать домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку.

Социально-коммуникативное

Учить соблюдать элементарные правила поведения в детском саду;

Учить самостоятельно одеваться, раздеваться, складывать и убирать одежду, с помощью взрослого приводить  ее в порядок;

Формировать элементарный поведенческий самоконтроль, умение соблюдать правила, применять в речи вежливые слова.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения.

Программное обеспечение

Программное содержание, под редакцией Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009.

Методическое обеспечение

Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребёнка среднего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)

Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых занятий логопеда с детьми средней группы

Нищева Н. В. Тетрадь для средней логопедической группы детского сада

Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Домашняя тетрадь. Средняя группа.

Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки

Н.Э Теремкова Логопедические домашние задания для детей 3-4 лет с ОНР.

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа.

2.2. Описание программ коррекционно-педагогической и психологической направленности (коррекционный компонент)

Расписание работы: 2.2.1. Программа логопедической работы

Пояснительная записка

Логопедическое заключение Дизартрия, ОНР I уровень.

Актуальная проблема: Речь назализирована, состоит из отдельных слов и звукокомплексов, сопровождающихся жестами и мимикой. Подвижность артикуляционного аппарата ограничена, не выполняет артикуляционных укладов, не удерживает позу закрытого рта. Пассивный и активный словарь формируется медленно и значительно отстает от возрастной нормы, сложность вызывает задание показать названный предмет, даже после нескольких (неоднократных) называний и показываний педагогом. Полностью отсутствует понимание значений грамматических изменений слова. Продолжительность индивидуальных занятий в зависимости от состояния ребенка и его готовности к сотрудничеству от