Лечебная гимнастика при синдроме раздраженного кишечника

Лечебная гимнастика при синдроме раздраженного кишечника thumbnail

Содержание:

Синдромом раздраженного кишечника (СРК) называют функциональное кишечное расстройство, проявляющееся разными нарушениями стула и/ или абдоминальными болями (в животе) на протяжении не менее 3 месяцев.

По наблюдениям въедливых докторов до 20% взрослых мучаются от признаков этого синдрома, хотя он может дебютировать и в детстве. Особенно страдают женщины в странах с высоким уровнем экономики.

Причины

Происхождение СРК и точные механизмы его формирования продолжают изучаться. К настоящему времени считается, что основная роль принадлежит психосоциальным особенностям больных и расстройствам чувствительности и двигательной способности кишечника. У таких больных выявляется дисбаланс в выработке некоторых активных веществ, влияющих на работу кишечника (холецистокинин, гистамин, эндорфины, брадикинин, серотонин, нейротензин, энкефалины и др.).

К развитию этого синдрома нередко предрасполагают:

  • частые стрессы;
  • физическое или сексуальное насилие;
  • кишечные инфекции;
  • генетическая предрасположенность.

Симптомы синдрома раздраженного кишечника

У пациентов с СРК наблюдаются следующие симптомы:

— боли разной интенсивности и продолжительности:

  • они практически никогда не беспокоят ночью при засыпании;
  • по характеру боли варьируют от колик до распирающих болей;
  • их месторасположение тоже может быть разным, но чаще они локализуются в — нижних отделах живота или мигрируют из одной части живота в другую;
  • боли провоцируются психоэмоциональными нагрузками, физическим — перенапряжением, могут быть связаны с менструациями;
  • после стула боли устраняются или, напротив, усиливаются;

— понос:

  • может случаться в результате безотлагательных позывов;
  • кал чаще кашицеобразной или жидкой консистенции;
  • нормального суточного объема до 200 г;
  • иногда жидкому стулу предшествует кал обычной или даже плотной — консистенции;
  • опорожнение происходит в основном утром;
  • возможно ощущение, что произошедшее опорожнение недостаточно полное;
  • ночью стула нет;

— запор:

  • хроническая задержка стула более 2 суток;
  • регулярный, но затрудненный стул;
  • возможен малый объем каловых масс (менее 100 г) с натуживанием;
  • иногда после опорожнения присутствует чувство недостаточной очистки кишки;
  • допустима примесь слизи в стуле;

— вздутие живота (иногда локальное), сопровождающееся урчанием и пропадающее после кишечного опорожнения;

— психоэмоциональные нарушения (неустойчивое настроение, депрессия, истероидность, излишние страхи и навязчивые мысли о собственном здоровье, агрессивность, неадекватное реагирование на ситуации и др.);

— проявления со стороны иных органов и систем, связанные с их нарушенной висцеральной чувствительностью (головные боли, похолодание ног и рук, нарушения потенции, ощущение комка в горле, расстройства мочеиспускания, тошнота, боли в груди, неудовлетворенность вдохом и др.).

Свои ощущения некоторые пациенты описывают очень эмоционально, долго и красочно, подкрепляя их фотографиями испражнений, дневниковыми записями и знаниями, подчерпнутыми из медицинских или общепопулярных книг или интернета. Но у них, как правило, отсутствуют потеря массы, тревожные примеси в кале (гной, кровь), подъем температуры. Симптомы СРК редко у кого, когда дебютируют внезапно и в возрасте после 50 лет.

Классификация

При вынесении диагноза клиницисты нередко уточняют клинический вариант рассматриваемого синдрома. Выделяют следующие варианты СРК:

  • с преобладанием болевого синдрома;
  • с преобладанием поносов;
  • c преобладанием запоров;
  • смешанный вариант.

Диагностика

Грамотные специалисты ни в коем случае не выставляют диагноз этого заболевания лишь по присутствующей у пациента клинической симптоматике. Для его верификации следует осуществить полноценное и всеобъемлющее лабораторно-инструментальное обследование, которое исключит все иные причины имеющегося кишечного расстройства (целиакию, болезнь Крона, дивертикулярную болезнь, паразитарные заболевания и др.).

Комплекс необходимых исследований может определить лишь доктор. В этот перечень могут входить:

  • гемограмма (все ее показатели при СРК, как правило, в норме, отсутствуют анемия, подъем СОЭ, лейкоцитоз);
  • биохимические пробы (оценка панкреатических, печеночных ферментов, желчных пигментов крови позволяет исключить серьезное происхождение болей и расстройств стула: например, панкреатит);
  • иммунологические исследования (определение специфичных антител и антигенов показаны для исключения целиакии, язвенного колита, инфекционных недугов, болезни Крона, пищевой аллергии, аутоиммунного панкреатита, онкомаркеров и др.);
  • оценка гормонального статуса (целесообразно оценить уровень гормонов щитовидной железы, так как нарушения стула бывают и при ее патологии);
  • микроскопия кала (необходима для обнаружения яиц или фрагментов глистов, цист лямблий, гноя, крови, нарушений всасывания и переваривания продуктов питания, косвенных признаков аллергии, все это отсутствует при СРК);
  • оценка фекальных маркеров воспаления (при СРК уровни фекального кальпротектина и лактоферрина находятся в рамках нормы, повышение данных параметров свидетельствует о наличии активного воспаления в кишечной слизистой инфекционного или аутоиммунного происхождения);
  • молекулярно-генетические анализы (способны выявить вирусы, бактерии, паразиты, предрасположенность к целиакии, болезни Крона);
  • бактериологические посевы (необходимы для исключения инфекционного генеза недуга, дисбактериоза);
  • рентгенологические исследования (обнаруживают характерные для СРК изменения тонуса кишки, моторные нарушения, избыток секретируемой в кишечный просвет жидкости, косвенно подтверждает отсутствие воспаления, опухолей, язв, сужений, свищей, кишечной непроходимости дивертикулов – своеобразных карманов, состоящих из кишечной стенки):

— обзорная рентгенография всей брюшной полости (для исключения развития хирургической патологии: прободения кишки, кишечной непроходимости);

— энтерография (рентгенологическое обследование только тонкой кишки с контрастной взвесью);

— пассаж бария по кишечнику (исследование прослеживает прохождение контрастного бария по всей пищеварительной трубке);

— ирригоскопия (бариевая взвесь вводится через прямую кишку, исследование оценивает состояние лишь толстой кишки);

  • эндоскопические исследования (визуализируют слизистую разных участков пищеварительной трубки, нарушения моторики, большинство из них дозволяют взять тканевые образцы для гистологического анализа, эндоскопический осмотр подтверждает наличие эрозивно-язвенных дефектов, доброкачественных и злокачественных новообразований, сужений, кровоизлияний, воспаления и др., при СРК, как правило, присутствуют лишь нарушения кишечной моторики):

— фиброэзофагогастроскопия (исключает поражения двенадцатиперстной кишки, пищевода, разных частей желудка, позволяет взять биоптаты из залуковичного отдела двенадцатиперстной кишки, необходимые для исключения целиакии или проведения пробы на лактазную недостаточность – ферментативную непереносимость молока);

— энтероскопия (эндоскопическое исследование исключительно тонкой кишки, трудоемкая и сложная для пациентов процедура, возможен забор биопсии);

— фиброилеоколоноскопия (данное исследование изучает состояние самого нижнего участка тонкой кишки и оценивает все части толстой кишки, позволяет забрать необходимые биоптаты);

— эндовидеокапсула (эндоскопический осмотр всей пищеварительной трубки, но забор биоптатов технически невозможен);

  • гистологический анализ (исключает воспалительные и атрофические изменения, отсутствующие при СРК, признаки аллергического процесса, уточняет вид опухолей);
  • УЗИ (проводится для исключения изменений печени, желчных путей, селезенки, поджелудочной железы, почек, желчного пузыря);
  • доплерография сосудов, расположенных в брюшной полости (для исключения их сужения);
  • гидроМРТ (контрастное исследование изучает состояние всей кишки и окружающих ее структур, при СРК не должно быть воспалительных признаков, утолщения кишечной стенки, увеличенных лимфоузлов, сужений, свищей, инфильтратов, изменений околокишечной клетчатки);
  • КТ (существуют специальные программы для обследования кишечника – виртуальной колоноскопии, хотя забор биопсии, к сожалению, невозможен технически).

Лечение синдрома раздраженного кишечника

Пациенты с СРК лечатся долго и трудно. Иногда доктора годами подбирают наиболее оптимальные в конкретной ситуации методики лечения. И они не всегда бывают медикаментозными.

Большинство больных не нуждаются в экстренной или плановой госпитализации. Решение о составе и продолжительности лечебной программы должно приниматься индивидуально для каждого пациента с СРК, исходя из особенностей его психоэмоционального и физического статуса, переносимости лекарств, характера сопутствующей патологии, возраста. В основе лечения находятся:

  • диетотерапия;
  • изменения жизненного стиля;
  • фармакотерапия;
  • психотерапия;
  • физиотерапия;
  • массаж (живота или общий, самомассаж);
  • лечебная физкультура.
Читайте также:  Текст песни из призрак в доспехах синдром одиночки

Диета при синдроме раздраженного кишечника

Характер предписываемой пациенту диеты напрямую зависит от варианта СРК. Но всем больным советуют упорядочить режим своего питания, отказаться от алкоголя и индивидуально плохо переносимых блюд или продуктов, начать ведение пищевого дневника с фиксацией времени употребления, количества и вида съедаемой ими пищи.

При наличии поносов лечебное питание пациентов должно ослаблять избыточную двигательную активность разрегулированного кишечника. Поэтому доктора настоятельно советуют:

  • отказаться от холодных продуктов, блюд и напитков;
  • измельчать продукты при их готовке (например, из отварных овощей сделать пюре);
  • избегать жирных блюд, так как жиры (в особенности животные) усиливают кишечную моторику (баранины, гусятины, свинины, жирных молочных продуктов, красной рыбы, сала, кремовых изделий и др.);
  • устранить овощи с высоким содержанием эфирным масел (редька, чеснок, лук, редис, репа и др.) и грибы;
  • ограничить богатые клетчаткой продукты (хлеб с отрубями, попкорн, бобовые, морская капуста, чернослив, перловка, пшено и др.);
  • опасаться слишком соленых и сладких напитков и блюд (соленья, сиропы, мед и др.);
  • уменьшить количество кофеин-содержащих напитков.

Питание таких пациентов должно состоять из отварного, запечённого или тушеного постного мяса (индейка, телятина, курица, крольчатина, говядина), нежирной рыбы (лещ, судак, хек, треска, щука, карп и др.). На гарнир или завтрак можно съесть рассыпчатые каши (манную, рисовую, гречневую), вермишель, пудинги из круп или овощи (тыква, кабачки, картофель, морковь, патиссоны). Последние отваривают, запекают или тушат. Из ягод и фруктов готовят соки, морсы, кисели, суфле, муссы, мармелад, зефир. Употребление свежих овощей, ягод, зелени или сладких фруктов зависит от индивидуальной переносимости их пациентом. Допускаются супы на обезжиренном рыбном или мясном бульоне. Разрешаются омлеты и яйца всмятку, нежирные кефир, ряженка, молоко, простокваша, сыр, творог и йогурты, докторская колбаса, постная ветчина, ватрушки, пироги с повидлом или отварным мясом, сухое печенье.

Если же у пациентов преобладают стойкие запоры, то тогда в их рационе следует:

  • оптимизировать свой питьевой режим (в сутки должно выпиваться не меньше 2 литров чая, соков, киселей, кофе, воды и др.);
  • пить не только теплые, но и охлажденные напитки (например, начинать утро с выпивания холодной воды);
  • избегать протирания продуктов при готовке;
  • чаще есть (каждое попадание даже малого количества еды в желудок рефлекторно вызывает активацию движений толстой кишки);
  • не отказываться от некрепкого кофе (этот напиток стимулирует моторику кишки);
  • съедать больше свежих фруктов, овощей и прочих продуктов с высокой квотой клетчатки (бобовые, перловка, ламинария, хлебобулочные изделия с целыми зернами и отрубями, сухофрукты и др.);
  • остерегаться овощей с эфирными маслами (редис, репа, чеснок, лук и др.) и грибов;
  • пить свежевыжатые фруктовые или овощные соки (содержащиеся в них органические кислоты усиливают двигательную способность кишечника);
  • в случае отсутствия противопоказаний разрешаются соленые блюда, сладкие напитки (сахарный сироп, вода с медом и др.), сливочная или молочная карамель, которые выступают в качестве естественных слабительных;
  • отказаться от жирного (особенно жареного) мяса и рыбы, так как тугоплавкие жиры этих продуктов хотя и стимулируют моторику, но выделяющиеся при жарке канцерогенные вещества при запорах дольше контактируют со слизистой кишки и способны спровоцировать ее злокачественное перерождение.

Больным разрешаются отварные, тушеные или запеченные мясные и рыбные блюда (лучше куском), обезжиренные рыбные или мясные супы с овощами и крупами, овощные и крупяные гарниры. При этом лучше ограничить рис, манку и макаронные изделия. Допускаются омлеты и яйца всмятку (яйца вкрутую усиливают запоры), свежие молочные продукты (особенно показан однодневный кефир), неострый сыр, ветчина без сала, вымоченная сельдь, черная икра.

Описанные диетические коррективы оказывают позитивное воздействие лишь при их неукоснительном и продолжительном соблюдении.

Коррекция жизненного стиля

Для пациентов с СРК чрезвычайно важно наладить спокойную эмоциональную атмосферу в окружающей рабочей, семейной и домашней обстановке. В разгаре клинических проявлений им лучше избегать переездов или командировок, так как необходимо правильное питание, регулярный поход в туалет по утрам в спокойной обстановке и отсутствие психотравмирующих ситуаций.

Фармакотерапия

Выбор средств медикаментозной поддержки зависит от симптоматики СРК у конкретного пациента. Лечебный комплекс может включать:

  • спазмолитики, устраняющие боль, если она обусловлена кишечным гипертонусом (дротаверин, пинаверия бромид, мебеверин и др.);
  • М-холинолитики, уменьшающие спазм и обладающие некоторым противопоносным эффектом (бускопан, беллоид, платифиллин, риабал, метацин и др.);
  • прокинетики – регуляторы кишечной моторики (метоклопрамид, тримедат, тегасерод, итоприд, алосетрон, дебридат и др.);
  • противопоносные средства:

— средства, ослабляющие кишечную моторику (лоперамид, реасек, нуфеноксол);

— лекарства, уплотняющие кал (десмол, кальция карбонат и др.);

— сорбенты (фильтрум, смекта, энтеросгель, лигносорб, полисорб и др.);

— средства выведения желчных кислот (полифепан, билигнин и др.);

  • слабительные:

— антрагликозиды (препараты сенны, кофранил, рамнил, регулакс, тисасен и др., могут вызвать привыкание);

— масла (кастроровое, вазелиновое и др.);

— производные дифенилметана (бисакодил, изафенин и др.);

— солевые (карловарская соль, соли магния сульфата, натрия сульфата и др.);

— гутталакс;

— средства, увеличивающие объем кала и ускоряющие его транзит (отруби, — мукофальк, ламинарид, МКЦ и др.);

— лактулоза (нормазе, дюфалак, лактусан и др.);

— слабительные свечи (кальциолакс, ферролакс, глицериновые и др.);

  • психотропные (амитриптилин, пароксетин, аттаракс, грандаксин, феназепам, азафен, элениум, препараты валерианы, пустырника и др.);
  • ветрогонные (дисфлатил, пепфиз, эспумизан, саб-симплекс и др.).

Психотерапия

Кроме психофармакологических препаратов некоторым пациентам необходима работа с психотерапевтом или даже психиатром с применением других методик (гипноза, аутотренинга, групповых или индивидуальных занятий и др.).

Физиотерапия

У пациентов с СРК физиотерапевтические процедуры могут способствовать нормализации тонуса кишки: устранить спастические явления или атонию.

Ликвидация спазмов кишечника помогает устранить боль и запоры, если они ассоциированы с избыточным тонусом. Для этого применяют парафиновые и озокеритовые аппликации, электрофорез с папаверином, солями магния, платифиллином, диатермию, индуктотермию, УВЧ, грязевые аппликации, иглорефлексотерапию, хвойные ванны, аэроионотерапию.

Запоры, обусловленные ослаблением кишечной моторики, лечат с помощью электрофореза с хлоридом кальция или прозерином, фарадизации, ультразвука, ультрафиолетового облучения, диадинамических токов, контрастных ванн, иглорефлексотерапии.

Лечебная физкультура

Многие пациенты и доктора пренебрегают физкультурными упражнениями. Между тем лечебная гимнастика помогает:

  • восстановить нарушенную кишечную регуляцию;
  • улучшить обменные процессы;
  • устранить запоры;
  • стабилизировать нервную систему;
  • оказать общетонизирующий эффект.

Больным составляют целые комплексы упражнений для корпуса (повороты, наклоны), брюшного пресса (наклоны, подъемы ног и др.). Кроме того, рекомендуются дыхательная гимнастика (включая упражнения для стимуляции диафрагмального дыхания), ритмичные сжимания-разжимания анального (заднего прохода) сфинктера. Неплохой эффект оказывает систематическая ходьба, подвижные спортивные игры, плавание, бег.

Читайте также:  Видно ли ребенка с синдромом дауна по узи

Для пациентов с запорами психогенного происхождения разработана особая методика – гимнастика Трюссо-Бергмана, сочетающая в себе дыхательные упражнения с произвольными движениями (выпячиванием-втягиванием) брюшной стенки и натуживанием.

Прогноз

Наличие СРК абсолютно никак не влияет на продолжительность жизни. Вероятность возникновения онкологических недугов у пациентов с СРК не отличается от риска появления данных болезней у здоровых людей. Заболевание годами не прогрессирует, но его течение хроническое с периодическим возобновлением имеющейся симптоматики. Но добиться полнейшего и окончательного исчезновения заболевания или продолжительной стабильной ремиссии удается лишь у трети таких пациентов.

Профилактических мер еще не разработано.

Источник

Åñëè æå âàì íóæåí ñðàçó îòâåò, òî ÷èòàéòå âûâîä, ïîñêîëüêó ðàññêàç áîëüøîé è â íåì ñîäåðæèòñÿ êàê äðàìà, òàê è ýêøîí.

Óâèäåâ ïîòðåáíîñòü â îòâåòå íà âîïðîñ «Êàê âûëå÷èòü ñèíäðîì ðàçäðàæåííîãî êèøå÷íèêà?» è, êàê ÷åëîâåê, êîòîðûé ñìîã îò íåãî èçáàâèòüñÿ, ÿ ðåøèë ïîäåëèòüñÿ ñâîåé èñòîðèåé. Íåñìîòðÿ íà þìîðèñòè÷åñêèé ïîäõîä, ðàññêàç ÿâëÿåòñÿ ðåàëüíûì.

Èñòîðèÿ ïîñâÿùàåòñÿ òàêèì æå ñëàâíûì âîéíàì.

Ãëàâà ïåðâàÿ: Òåðïåíèå è òðóä, âñå ïåðåòðóò… íàâåðíîå…

À íà÷àëîñü âñå â 11îì êëàññå, âî âðåìåíà èíòåíñèâíûõ ïîäãîòîâîê ê ýêçàìåíó. Ñòàë çàìå÷àòü, ÷òî æèâîò ñâîäèò äà äèàðåÿ ïîÿâèëàñü. Íó ïîäóìàë ÿ ñâîèì æèòåéñêèì óìîì, ÷òî áûâàåò, ìîæåò íå òî ñúåë, îáû÷íîå îòðàâëåíèå… «Çàâòðà ïðîéäåò» — ñêàçàë ÿ óâåðåííî ñåáå (ñïîéëåð: è ÷åðåç ãîä íå ïðîéäåò). Ñèòóàöèÿ íà ñëåäóþùèé äåíü íå èçìåíèëàñü. «Îòëè÷íî â øêîëó ìîæíî íå èäòè» — ñêàçàë ÿ (Ïåòåðáóðãñêèé êðèìèíàëèòåò) è ïîøåë îòäûõàòü. Îòäîõíóâ äåí¸ê, ÿ ïîíÿë, ÷òî ñèòóàöèÿ îñòàëàñü ñòàáèëüíîé, êàê ýêîíîìèêà â Ðîññèè. «Ëàäíî, îòäîõíóë äåíåê, ìîæíî è ïîäîëüøå».

ÏÐÎØËÀ ÍÅÄÅËß.  ýòîò ìîìåíò ÷òî-òî ìíå ïîäñêàçûâàëî, ÷òî ýòî íå îòðàâëåíèå è, íàâåðíîå, ñëåäóåò ñõîäèòü ê âðà÷ó. Âðà÷ ïîñìîòðåëà íà ìåíÿ ñ êàìåííûì ëèöîì è íàçíà÷èëà òàáëåòêè âìåñòå ñ àíàëèçàìè. Òàáëåòêè ïèë … àíàëèçû ñäàë… Âðà÷, óâèäåâ, ÷òî àíàëèçû õîðîøèå, à òàáëåòêè íå ïîìîãàþò, ñïðîñèëà ó ìåíÿ: «Áîëüíè÷íûé ïðîäëåâàòü áóäåòå?». «Ïîòðÿñàþùå» — ïîäóìàë ÿ… Íî ñäàâàòüñÿ íå ñîáèðàëñÿ. Óòî÷íèë ó íåå, êàêèå åùå ìîæåò äàòü ñîâåòû, òàê êàê õîäèòü ñ íàáèòûì æèâîòîì, äà ïî íåñêîëüêó ðàç â äåíü ñáàãðèâàòü ãðóç ýòî … êóëüòóðíî ãîâîðÿ … õðåíîâî (ïîéìóò èçáðàííûå ñ ÑÐÊ). Âèäÿ, ÷òî ÿ îò íåå íå îòñòàíó, îíà âûäàëà íîìåðîê ê ãàñòðîýíòåðîëîãó (åñëè êîðîòêî, òî îíà òîæå íå ïîìîãëà).  èòîãå ìíå ñêàçàëè äîïèòü òàáëåòêè (êîòîðûå íå ïîìîãàþò) è íå áåñïîêîèòñÿ.

Ïîñòåïåííî ñòàë çàìå÷àòü çàêîíîìåðíîñòü, ÷òî êàê òîëüêî íà÷èíàþ íåðâíè÷àòü, ñðàçó ïðîñèòüñÿ Äðèñòîôîð Êîëóìá. «Ñîñòîÿíèå äåðüìîâîå» — ïðèøëî êî ìíå îñîçíàíèå. «Ïîëó÷àåòñÿ, ÷òîáû íå âûñòðåëèòü äðîáü â øòàíû, íóæíî íå íåðâíè÷àòü? Äà ýòî æå àáñóðä ïîëíûé!  ìîåì âîçðàñòå, äà ïîä ñåáÿ õîäèòü?». Òåì íå ìåíåå, øêîëó ïîñåùàòü íàäî. Óäîâîëüñòâèå íå èç âåñåëûõ, áåðÿ âî âíèìàíèÿ òîò ôàêò, ÷òî åñëè ÿ çàíåðâíè÷àþ, òî ïðÿìîé ïóòü â òóàëåò… «Ñðàòü â øêîëå îäèííàäöàòèêëàññíèêó? Äà ïðîùå ñ ïàðàøþòîì ïðûãíóòü!». Îäíàêî ïðèõîäèëîñü âûõîäèòü, à èíîãäà âîîáùå íà óðîêå íå ïîÿâëÿòüñÿ ñî ñëîâàìè «Äà íó, à çà÷åì íà ýòîì óðîêå âîîáùå ñèäåòü?». (íó ÷èñòî àëüôà).

Òàê êàê âðà÷è ìíå ñêàçàëè íå íåðâíè÷àòü, ó ìåíÿ áûëî äâå öåëè: ñäàòü ýêçàìåí è îòäîõíóòü, äà òàê, ÷òîáû çàáûòü ýòîò îòâðàòíûé ïåðèîä. È ÿ øåë ñ íàäåæäîé ê ñâîåé öåëè…

Ãëàâà âòîðàÿ: À æèçíü êàê íå ùàäèëà, òàê è íå ùàäèò…

Çíàåòå òàêèå ìîìåíòû â õîððîðàõ êîãäà çëî ïîáåæäåíî, îñòàâøèåñÿ ãåðîè ðàäóþòñÿ, íî çà ïàðó ñåêóíä äî òèòðîâ ó çëîäåÿ ãëàç îòêðûëñÿ, èëè âäîõíóë îí, èëè ÿéöî ïî÷åñàë… Òàê âîò …

Ýêçàìåíû áûëè ñäàíû è ëåòî ÿ îòäîõíóë õîðîøî. Åñëè è íåðâíè÷àë, òî ðåäêî, èç-çà ÷åãî è ñèíäðîì ýòîò ðåäêî âîçíèêàë. Äîâîëüíûé òåì, ÷òî âñå âðîäå çàêîí÷èëîñü, ÿ ïîøåë íà ïåðâûé êóðñ èíñòèòóòà… è òóò … è òóò … ó ìåíÿ íà÷àëî ñíîâà ñâîäèòü æèâîò è ó÷àñòèëèñü ïðèáûòèÿ Êàëóìáà… «Äà êàêîãî çåëåíîãî ñëîíèêà çäåñü ïðîèñõîäèò? Çëî äîëæíî áûëî óéòè!» Íåäîóìåíèå … àãðåññèÿ … ñòðàõ … çëîÇÄÜ ïðîïèòûâàëè ìåíÿ… Òåì âðåìåíåì ñèòóàöèÿ ñòàíîâèëàñü åùå õóæå. Ìîã õîäèòü â òóàëåò õîòü 5 ðàç â äåíü, è ýòî íå ñîñòàâëÿëî òðóäà. Íà óëèöó ñòàëî ñëîæíåå âûõîäèòü… Íà÷èíàëñÿ ðåæèì ïîèñêà áëèæàéøåãî òóàëåòà… Åñëè áûëî êàêîå-òî ìåðîïðèÿòèå (äåíü ðîæäåíèå, âñòðå÷à ñ äðóçüÿìè, ïîõîä â èíñòèòóò è ò. ä.) òî áûëî î÷åíü âàæíî, ÷òî áû òàì áûë ïîáëèçîñòè òóàëåò. Äëÿ ìåíÿ îí ñòàë òàêèì æå âàæíûì, êàê äëÿ ñðåäíåñòàòèñòè÷åñêîãî áàòè ïðîñìîòð âå÷åðà ñ Ñîëîâüåâûì… Ýòà ñâÿçü ïðî÷íåå ÷åì ó êðèñòàëëè÷åñêîé ðåøåòêè àëìàçà…

ß ïðîäîëæàë ó÷èòüñÿ. Íî ýòîò êîøìàð íå óõîäèë… Çíà÷èò, âðåìÿ ñíîâà äåéñòâîâàòü. Íà ýòîò ðàç îòïðàâèëñÿ ê ïëàòíîìó âðà÷ó. Àíàëèçû â î÷åðåäíîé ðàç ïîêàçàëè, ÷òî ÿ çäîðîâ. Çàòåì ÿ äåëàë ÔÃÄÑ (÷åðòîâñêè âåñåëàÿ õðåíü, ðåêîìåíäóþ âáèòü òåì, êòî íå çíàåò). Òàì æå îáíàðóæèëè ãàñòðèò. Íó ÿ îáðàäîâàëñÿ, ÷òî âîò ÷òî-òî åñòü, äàâàéòå âûëå÷èì ýòî è âñå äîëæíî ïðîéòè… «Â âàøåì ñëó÷àå ãàñòðèò íå ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé äèàðåè» ñêàçàë âðà÷. Íî âûïèñàëà ìíå ðàçíûå òàáëåòêè îò âñåãî è âñÿ, è ïîðåêîìåíäîâàëà äèåòó. Óãàäàéòå, ïîìîãëî ëè ýòî? Ììì? Ììì? Ïðàâèëüíî — íåò!  êîíöå îíà ìíå ñêàçàëà ëèøü îäíî «Íå íåðâíè÷àéòå…» «Ïîòðÿñàþùå» ïîäóìàë ÿ è îòïðàâèëñÿ äîìîé. Ìûñëè áûëè ïðèìåðíî òàêèå «ÄÀ ÊÀÊ ÌÍÅ ÍÅ ÍÅÐÂÍÈ×ÀÒÜ, ÅÑËÈ ÂÛÉÄß ÍÀ ÓËÈÖÓ, ß ÑÌÀ×ÍÎ ÇÀÑÐÓ ØÒÀÍÛ? ÊÀÊ? ÊÀÊ? » È ïîñëå ýòîãî íàñòóïèë ìîìåíò ñóáäåïðåññèè (ðàçíèöà îò äåïðåññèè â òîì, ÷òî ÷åëîâåê â äåïðåññèè íå áóäåò íè ðàáîòàòü, íè ñ äðóçüÿìè ãóëÿòü, âîîáùå íè÷åãî íå äåëàòü, èáî «êàêîé ñìûñë?», â ñóáäåïðåññèè ÷åëîâåê ñïîñîáåí âûïîëíÿòü ðóòèíó). Íå áûëî íè íàäåæäû íà òî, ÷òî ýòî ïðîïàäåò, íè æåëàíèÿ êóäà-ëèáî âûõîäèòü è ñ êåì-ëèáî… «Íåóæåëè ýòî íà âñþ æèçíü? Ýòî æå àä… Ïîñòîÿííî ïðÿòàòüñÿ îò ëþäåé è èñêàòü òóàëåòû… Âûõîäèòü íà óëèöó, êàê áóäòî ýêçàìåí åäó çàäàâàòü… À ÷òî åñëè ÿ åãî ïðîâàëþ? Äà è âîîáùå, êàê ñ ýòèì æèòü? Èññëåäîâàòü ìèð? Ïðîáîâàòü íîâîå?» Ýòè âîïðîñû îñòàâàëèñü çàãàäêîé…

Äàëåå åäèíñòâåííîå õîðîøåå óáåæèùå áûëî — äîì.

Ãëàâà òðåòüÿ: Çàåáàí — íî íå ñëîìëåí.

Ñëîâíî òóàëåòíûé âîèí… Êàæäûé ðàç âûõîäÿ èç äîìà â èíñòèòóò, áûëè ïåðåæèâàíèÿ. Ñóðîâûé âüåòíàìñêèé ãîëîñ â ãîëîâå ëèøü ïðîãîâàðèâàë: “Äîåäó ëè ÿ ñåãîäíÿ? Îñòàíóòñÿ ëè ìîè øòàíû ñóõèìè? ×òî åñëè áëèæàéøåãî òóàëåòà íå áóäåò?” Íàõîäèòüñÿ íà òàêîì ôðîíòå áûëî òÿæêî. Ïîäîáíûå ýìîöèè âûìàòûâàëè, è ÿ áûñòðî óñòàâàë… Íî íîòêà íàäåæäû îñòàâàëàñü… ß ðåøèë óçíàòü, à ÷òî æå ñêàæåò èíåò ïî ïîâîäó ýòîãî? Èèèèè… Ìàëî ÷åãî. Ïîõîäû ê âðà÷ó — áûëè, äèåòà — áûëà. Óñïîêîèòåëüíîå? Òîæå áûëî ïðîïèñàíî íà îäíîì èç ýòàïîâ… Ïñèõîëîã? Äà íå, òóò ïðîáëåìà ñ îðãàíèçìîì, à íå ñ òåì ÷òî ó ìåíÿ äåíü íå çàäàëñÿ. Òàê … â îáùåì íè÷åãî äåëüíîãî. Íî çàòî ÿ ïîíÿë, ÷òî ÿ íå îäèí òàêîé. È âåäü íà ôîðóìå âñòðåòèëñÿ ÷åëîâåê, êîòîðûé ïðîæèë òàê 10 ËÅÒ ÊÀÐË, 10 ËÅÒ. Äà ÿ ñåé÷àñ ïðîæèë ÷óòü ìåíüøå, ÷åì ïîëòîðà ãîäà (íà òîò ìîìåíò), à ÷óòü íå ñâèõíóëñÿ, à îí äåñÿòü ëåò… Äèàìåòð åãî îäíîãî ÿéöà ÿâíî áîëüøå ëóíû…

Читайте также:  Синдром новообразований тест с ответами

Ïðîäîëæèë ÿ áîðüáó íà ôðîíòå… Ê òîìó âðåìåíè ÿ ïðåâðàòèëñÿ èç ÷åëîâåêà, êîòîðûé âîîáùå, íè ïîä êàêèì ïðåäëîãîì, íå áóäåò ïî êðóïíîìó äåëó õîäèòü â òóàëåò âíå ñâîåãî äîìà, â ÷åëîâåêà, êîòîðûé ìíîãî ðàç ýòî äåëàë â èíñòèòóòå, ìàêäàêå, îáùåñòâåííûõ òàëêàíàõ è ò. ä. Áîåâûõ òî÷åê áûëî ìíîãî, íî ÷òî èíòåðåñíî, äàê ýòî íè îäíîãî ïîðàæåíèÿ çà ïîëòîðà ãîäà. Îäíàêî ýòî ìåíÿ íèêàê íå ïîäáàäðèâàëî. Ìûñëè äîõîäèëè äî òîãî ,÷òî ãäå-òî äàæå áðàëà çàâèñòü ê ëþäÿì «âîò âû òóò õîäèòå ñïîêîéíî, óñòàåòå, ãóëÿåòå, à ÿ òóò â à*óå…» (ñëîâíî ê èíâàëèäàì ñåáÿ ïðèïèñàë). Òàê è æèë, äî îäíîãî ìîìåíòà…

Ãëàâà ÷åòâåðòàÿ: Ìèøà âñå õó*íÿ äàâàé ïî íîâîé.

Óñòàâøèé, íà íåðâàõ, ñ íåæåëàíèåì æèòü… Ýòî è áûëî ìî¸ ñîñòîÿíèå. Îäíàêî, ñîáðàâ ñâîè ñèëû â ïåðäàê, ÿ ïðîäîëæèë áîðîòüñÿ… Ìîÿ ìàòü ïîðåêîìåíäîâàëà ïëàòíóþ êëèíèêó Medswiss (îíà íàõîäèòüñÿ â Ïèòåðå, ãäå ÿ è æèâó). È âîò î÷åðåäíîé ïîõîä ê ãàñòðîýíòåðîëîãó. Íà ìîå óäèâëåíèå îíà âîøëà â ìî¸ ïîëîæåíèå. Ñòàëà âíèìàòåëüíî èçó÷àòü ñòîïêó áóìàã îò ïðåäûäóùèõ âðà÷åé. Çàòåì íà÷àëà ïðîáîâàòü ðàçëè÷íûå ëåêàðñòâ, îò óñïîêîèòåëüíûõ äî òåõ, ÷òî ëå÷àò îò êèøå÷íîé ïàëî÷êè. Âñ¸ áåçðåçóëüòàòíî. Íà ÷òî îíà íàïðàâèëà íà êîëîíîñêîïèþ (ÿ ïèñàë ïðî òî ÷òî ÔÃÄÑ ýòî âåñåëî, ïðîñòèòå ýòî ÿ åù¸ áûë ðåá¸íêîì, èáî êîëîíîñêîïèþ è âðàãó íå ïîæåëàåøü. À ïåðâûé ðàç ÿ åå äåëàë áåç àíåñòåçèè).

Ñäåëàâ å¸, ÿ ïîíèìàë, ÷òî ñòàë çàêàëåííûì ÷åëîâåêîì, ïîñëå òàêîãî ìîæíî ñìåëî ïîÿâëÿòüñÿ íà çîíå… Ðåçóëüòàòû îáíàðóæèëè ïîëèï (íî ê ìîåé äèàðåå îí íèêàê íå îòíîñèòñÿ). Îäíàêî ÿ ïðîäîëæàë âåðèòü, ÷òî åãî óäàëåíèå ìíå ïîìîæåò.

Ñïóñòÿ âðåìÿ âðà÷è óäàëèëè åãî, îäíàêî íà ìîåì ñîñòîÿíèè ýòî íèêàê íå ñêàçàëîñü. È âîò íîâûé ãàñòðîýíòåðîëîã ïîñìîòðåëà íà ìåíÿ è ïîðåêîìåíäîâàëà îäíîãî õîðîøåãî ìåäèöèíñêîãî ïñèõîëîãà… Ñêàçàòü, ÷òî ÿ áûë óäèâë¸í íàïðàâëåíèåì òóäà — çíà÷èò íè÷åãî íå ñêàçàòü. «Êàê îí ìíå ìîæåò ïîìî÷ü? » ñïðîñèë ÿ ñåáÿ… «Ýòî æ ïñèõîëîã, îí êîïàòüñÿ â ãîëîâå áóäåò, à ïðîáëåìà ðåàëüíàÿ». Îäíàêî ÿ ñêàçàë åé ÷òî ïîïðîáóþ, èáî ïîñëå âñåãî òîãî ÷åðåç ÷òî ÿ ïðîø¸ë ó ìåíÿ íå áûëî âûáîðà…

Ãëàâà ïÿòàÿ: Êàêóí: ôèíàë

Ìî¸ îòíîøåíèå ê ïñèõîëîãàì ñëåäóþùåå» Íó îí âûñëóøàåò ìåíÿ, ñêàæåò, ÷òî ýòî íîðìàëüíî è ñ âàñ 20000000 ðóáëåé çà ÷àñ». Ïîýòîìó èçíà÷àëüíî íàñòðîé êðèòè÷åñêèé. Ïîâòîðþñü, äëÿ ìåíÿ âûñòðåë ïîäêàëèáåðíûì â ìîè ñâåæèå øòàíû — ðåàëåí, à ðàçãîâîðû… ýòî òàê… àáñòðàêòíîñòü. Òåì íå ìåíåå äîãîâîðèëñÿ î âñòðå÷å…

Âñòðåòèâøèñü ñ íèì, ìîè îæèäàíèÿ è ðåàëüíîñòü ðàçîøëèñü êàê Î’Êîííåð ñ Âèíäèçåëåì. Îí ìíå ïîÿñíèë, ÷òî ðàáîòàë ñ ïîäîáíûìè ïðîáëåìàìè è ìîæåò ñ ýòèì ïîìî÷ü. «Íó, íàäåæäà óìèðàåò ïîñëåäíåé ïîäóìàë ÿ è íà÷àë ñ íèì ÇÀÍÈÌÀÒÜÑߓ. Äà, ýòî íå áûëè ïóñòûå äèàëîãè èç ðàçðÿäà» ðàññêàæèòå î ñåáå? Î, õîðîøî ñ âàñ äåíüãè.» Íåò, íà ìî¸ óäèâëåíèå áûëî îáó÷åíèå… Íå òî ÷òî áû ðàñêðûòèå òàéí âñåëåííîé … íî …

Ñïóñòÿ òðè ìåñÿöà ÿ ñòàë çàáûâàòü ïðî ýòîò ñèíäðîì. Íåò ñåðü¸çíî. Äëÿ ìåíÿ áûëî áîëüøèì îáëåã÷åíèåì (ïàðàäîêñ) ñïóñòèòüñÿ â ìåòðî è ïîíèìàòü, ÷òî ÿ íå íà ïåðåäîâîé… «Òåïåðü ÿ îáû÷íûé ÷åëîâåê è ñìîãó ñòðåìèòüñÿ ê ñâîèì ìå÷òàì»…

Îïèñûâàòü êîðîòêî ÷åì ìû ñ íèì çàíèìàëèñü ÿ íå ñòàíó, íî äàì ïðåäïîñûëêó. Âñÿ ìîÿ èñòîðèÿ, êîòîðóþ çäåñü èçëîæèë, ñëîâíî æèçíü ãëàâíîãî ãåðîÿ â ôèëüìå «ýôôåêò áàáî÷êè» (äà, íåñìîòðÿ íà êîñÿêè, ôèëüì õîðîø è ñ íåîæèäàííîé äëÿ ìåíÿ ðàçâÿçêîé). Ãëàâíûé ãåðîé òîæå íà ïðîòÿæåíèè ôèëüìà áîðåòñÿ è èäåò ê ñâîåé öåëè… Îäíàêî â êîíöå îí òàêè îñîçíàåò êîå-÷òî… Ýòà àíàëîãèÿ, ïîæàëóé, áóäåò ñàìîé âåðíîé…

Ãëàâà øåñòàÿ: ýïèëîã

Æèçíü íà ôðîíòå êîíå÷íî ïîòðåïàëà, îäíàêî ñïóñòÿ ïîëòîðà ãîäà ÿ çàáûë, ÷òî ïîäîáíîå âîîáùå áûëî. Ñëîâíî ìàò¸ðûé âåòåðàí, ÿ ñòàë äåéñòâèòåëüíî ëó÷øå è ñìåëåå. Ñåé÷àñ ÿ ëåòàþ íà ïàðàïëàíå, èìåþ äâå íàó÷íûå ñòàòüè, ó÷óñü èãðàòü íà ãèòàðå, îáùàþñü ñ ðàçíûìè ëþäüìè è ðàçâèâàþñü…

(âäðóã íà÷èíàåò èãðàòü ìóçûêà êîíöîâêè âòîðûõ òðàíñôîðìåðîâ (Linkin park — New divide))

Ïîðîé, êîãäà ìû ñòàëêèâàåìñÿ ñî ñâîèìè ñòðàõàìè ñ ãëàçó íà ãëàç, êîãäà ðàáîòàåì íà ïðåäåëå ñâîèõ âîçìîæíîñòåé, òîëüêî òîãäà ìû ðàñò¸ì è ñòàíîâèìñÿ ñèëüíåå… Íåñìîòðÿ íà âñå íåâçãîäû, ÿ èñêðåííå áëàãîäàðåí ñóäüáå çà ýòîò ñàìûé ñëîæíûé ýòàï â ìîåé æèçíè. È, áåçóñëîâíî, íåëüçÿ íå ïîáëàãîäàðèòü ëþäåé, ÷òî ìíå ïîìîãàëè…

ÂÛÂÎÄ

Åñëè êàêîé-òî èç ïóíêòîâ íèæå íå ðàáîòàåò, òî ñëåäóåò ïåðåõîäèòü íà ñëåäóþùèé ýòàï, ëèáî âîîáùå ïåðåñêàêèâàòü.

Èòàê, êàê âûëå÷èòü ÑÐÊ (âî âñÿêîì ñëó÷àå ó ìåíÿ ñðàáîòàëî)

1 Ðàáîòà ñ ôèçèîëîãèåé:

1.1 Ïîõîä ê âðà÷ó è ñäà÷à àíàëèçîâ. Çàïèñûâàåìñÿ ê ìåñòíîìó ãàñòðîýíòåðîëîãó è ëå÷èìñÿ. Åñëè ñ àíàëèçàìè âñå â ïîðÿäêå, òàáëåòêè è äèåòà íå ïîìîãëè, òî…

1.2 Ïîõîä ê ïëàòíîìó õîðîøåìó âðà÷ó (ïðè íåîáõîäèìîñòè îáñëåäîâàòüñÿ ïîëíîñòüþ, è ïîëíîñòüþ ýòî íå ïîïèñàòü ïëàòíî â áàíî÷êó, à òàêèå âåñ¸ëûå ïðîöåäóðû êàê ÔÃÄÑ è êîëîíîñêîïèÿ). Åñëè æå è çäåñü âñå ÷èñòî, òî…

1.3 Ïðè¸ì óñïîêîèòåëüíûõ (çäåñü ìîæåò âûïèñàòü ãàñòðîýíòåðîëîã, òàê æå ìîæíî çàïèñàòüñÿ ê ïñèõîòåðàïåâòó). È âîò åñëè âû ýòî âñå ïåðåïðîáîâàëè, è, êàê ÿ, ïîáûâàëè â äåïðåññíÿêå, òî ñàìûé ýôôåêòèâíûé ýòàï…

2 Ðàáîòà ñ ïñèõîñîìàòèêîé:

2.1 Ïîõîä ê õîðîøåìó ïñèõîòåðàïåâòó/ïñèõîëîãó.

ÑÐÊ ñâÿçàí ñ íåðâàìè è ðàññòðîéñòâàìè. Ïîïðîáîâàòü ïðè¸ì óñïîêîèòåëüíûõ ìîæíî, íî åñëè íå ïîìîãàåò, òî ÍÅÎÁÕÎÄÈÌÎ ìåíÿòü îáðàç æèçíè èëè æå îáðàç ìûøëåíèÿ. Åñëè âû, êàê è ÿ êîãäà-òî, îïàñàåòåñü îñóæäåíèÿ ëþäåé èëè æå áîèòåñü íå âûïîëíèòü èç-çà ÑÐÊ êàêèõ-òî ïëàíîâ, òî ýòî ÁÓÄÅÒ ÂËÈßÒÜ íà âûçäîðîâëåíèå, èáî åñëè âû äîøëè äî ýòîãî ýòàïà, òî çíàéòå – âû ëå÷èòå çäîðîâûé îðãàíèçì.

Íó è ïîñëå òîãî êàê æèçíü çàèãðàëà â íîâîì öâåòå âîò ëè÷íî ìîé ïîñëåäíèé ýòàï

2.2 Âûïîëíÿòü ñâîè ïëàíû)

Âûðàæàþ îãðîìíóþ áëàãîäàðíîñòü ýòèì âðà÷àì. Åñëè íóæíû èõ äàííûå êèäàéòå ïî÷òó â êîììåíòû — ÿ íàïèøó.

Источник