Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами

Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами thumbnail

Это означает, что надо при первых же сомнениях в состоянии и в динамике развития ребенка обратиться к специалистам. Поделиться с ними своими наблюдениями и переживаниями. Пройти с ребенком необходимое обследование для уточнения состояния морфофункциональных систем, причин нарушений, если таковые имеются, составить представление об абилитационном потенциале ребенка и абилитаци- онный прогноз. Далее составляется И ПА, в соответствии с которой выстраивается алгоритм действий по этапам восстановления ребенка. Родители и другие члены семьи должны принять самое активное участие в выполнении И ПА; хорошо помогает в этом методика семейной абилитации. Разумеется, необходимо осваивать все приемы ИПА под руководством и наблюдением опытных специалистов. В нашем центре пациентам предлагается пройти первые 2—3 этапа абилитации на месте, затем, на тренирующем этапе, можно идти в территориальные реабилитационные центры.

К принципиальным особенностям работы нашего центра относится следующее:

1. Выявление и лечение первопричин заболевания и нарушений развития ребенка и взрослого.

Для этого используются все современные методы доказательной медицины. Но особое место занимает разработанная нами впервые в мире технология микромоторной диагностики состояния нервной и опорнодвигательной систем.

Эта технология позволяет объективно оценивать травмы мягких тканей, чем дополняет рентгеновский метод, позволяющий оценивать только состояние твердых костных структур. Она позволяет оценивать функциональное состояние каждого центра головного и спинного мозга и дополняет лучший метод их структурной диагностики — М РТ.

Она позволяет оценивать ВЧД в целом и в каждом отделе головного мозга, а также количественно 7 видов боли: механическую, рефлекторную, воспалительную, сосудисто-спастическую, сосудисто-ишемическую и нейро-ишемическую телесные неосознанные боли. И наконец — осознанную боль, формирующую ощущение боли.

Микромоторная технология позволяет оценивать трофику тканей и клеток всего тела: мышц, суставов, нервов, сосудов, органов чувств.

Эта технология абсолютно безвредна для человека, неинвазивна, проста и быстра в исполнении (регистрация сигнала проводится за 5—10 с).

2. Стратегия. Главная цель — достижение конечного положительного результата.

Для этого проводим реабилитацию этап за этапом, наращивая и оценивая этапные результаты. Например, добиваемся, чтобы ребенок стал держать голову, потом сидеть, затем стоять и, наконец, самостоятельно ходить.

Все это занимает достаточно длительное время. Если в норме функции ребенка в утробе матери созревают в течение 9 месяцев, то при травмах и заболеваниях ребенка восстановление этих же функций занимает более 9 месяцев. Это — закон природы. Других путей нет. Поэтому для длительного восстановления нами разработан метод семейной реабилитации взрослых и абилитации детей на дому путем выполнения 90% процедур обученными родителями (членами семьи). Метод уже применен при восстановлении 50 000 детей и 25 000 взрослых больных и инвалидов. Опыт наш изложен в 6 книгах-пособиях, 30 методических рекомендациях. Защищено 55 изобретений.

3. Тактика реабилитации и абилитации. На практике мы используем тактику управления соответствием процедуры больному, по принципу «ключ к замку», управляя на каждом этапе реабилитации адекватностью соответствия И ПР состоянию больного. Ведущим методом оценки этого соответствия является микромоторная диагностика. Исходя из полученных результатов подбираем оптимальные для больного методы механотерапии, физиотерапии, ортопедические изделия, ЛФК, массаж, иглорефлексотерапию, рассасывающие и сосудистые препараты, нутрициенты и «панацею» среди всех лекарств — жидкий кислород.

Такое этапное управление реабилитацией и абилитацией дает хорошие результаты, подтверждаемые инструментально. Причем достигнутые на каждом этапе результаты демонстрируются членам семьи. Оптимальное и доказательное управление реабилитацией и абилитацией каждого больного и инвалида — наша медицинская тактика.

Для более интенсивного лечения тяжелых и сложных больных подходит дневной стационар, где 2-и 4-недельными курсами проводятся комплексные процедуры.

В чем сущность семейной реабилитации и абилитации?

  • 1. Это длительный труд на дому.
  • 2. Это большой труд на дому.
  • 3. Это — активный труд самого больного и членов его семьи.

Но это труд для себя, для своего ребенка или для своего родного человека с обязательным превращением этого труда в капитал здоровья для больного.

Что является основной трудностью семейной реабилитации и абилитации?

  • 1- й этап — этиопатогенетический, дающий устранение первопричин болезней и основных патологических факторов болезни. На этом этапе нет или почти нет видимых внешних достижений в состоянии больного и инвалида. Тем не менее нужно обязательно добиваться выполнения ИПР и дойти до 2-го этапа.
  • 2- й этап — период, когда идет формирование новых дополнительных кровеносных сосудов в поврежденных органах, что особенно важно для клеток, не имеющих питающих капилляров. После 2-го этапа всегда настолько внешне видны успехи, что дальше никого не нужно убеждать в правильности выбранного пути. 1 и 2-й этапы — основа, база ИПР. Их нужно пройти обязательно.
  • 3- й этап — трофический, происходит устранение дефицита питания (трофики) тканей путем доставки к ним по открывшимся на 1-ми построенным дополнительным на 2-м этапах сосудам питательных веществ, не поступавших длительное время. На этом этапе приходит осознание мотивации к дальнейшей семейной реабилитации и абилитации благодаря результатам, достигнутым своими руками.
  • 4- й этап — функциональный, на котором происходит последовательное формирование отсутствующих или ослабленных функций организма. Восстановление наступает в разное время для различных функций организма и у всех детей индивидуально. Каждый успех — это шаг к конечному положительному результату.
Читайте также:  Первая помощь при гипертермическом синдроме детей

Скорость абилитации зависит от возраста. Чем раньше она начата, тем меньше нанесено вреда организму ребенка болезнью и вредоносными препаратами, тем больше у него осталось ресурсов здоровья для полноценного восстановления, тем выше его реабилитационный или абилитационный потенциал.

Источник

  • 1. Булекбаева Ш.А. Разработка и оценка эффективности реабилитационных мероприятий при различных формах детского церебрального паралича. Автореф…. д-ра мед. наук. — Алматы, 2010.
  • 2. Доценко В. И. Компьютерный видеоанализ движений в научных исследованиях и клинической практике. Биомеханика 2004. VII всероссийская конференция по биомеханике: Тезисы докладов: В 2-х т. Т. 2. — Н. Новгород: ИПФ РАН. — С. 36-38.
  • 3. Ефимов А.П. Семейная реабилитация детей с заболеваниями нервной системы: Пособие для родителей. — Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2005.
  • 4. Ефимов А.П. Семейная реабилитация детей с заболеваниями органов движения: Пособие для родителей. — Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2005.
  • 5. Ефимов А.П. Семейная реабилитация взрослых больных и инвалидов: пособие. — Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2006.
  • 6. Ефимов А.П. Реабилитационная биомеханика переломов верхней конечности: Монография. — Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2010.
  • 7. Ефимов А.П., Щепетова О.П., Сигал М.А., Булюбаш И.Д. Оценка состояния больных ортопедо-травматологического профиля в процессе реабилитации экспертным методом // Ортопедия, травматология и протезирование. — 1985. — № 1. — С. 52—57.
  • 8. Ефимов А.П., Дмитриев А.П., Чекалин А.Ф. Родовая травма — первопричина заболеваний нервной системы у детей: Пособие. — Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2007.
  • 9. Ефимов А.П. Эпилепсия и эписиндромы. Микромоторная диагностика. Этиопатогенетическая классификация. Семейная реабилитация: Пособие для врачей, пациентов и родителей больных детей. — Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2009.
  • 10. Биомеханическая диагностика нарушений двигательной функции верхней конечности человека. Методические рекомендации. — Горький, 1986.
  • 11. Комплексная оценка двигательной функции кисти. Методические рекомендации М3 РСФСР. — Горький, 1987.
  • 12. Методика изучения производственных операций для их использования в промышленной реабилитации больных и инвалидов с последствиями травм опорно-двигательного аппарата. Методические рекомендации М3 РСФСР, 1986.
  • 13. Метод определения оптимальной нагрузки при последствиях травм конечностей. Методические рекомендации. Горький, 1989.
  • 14. Метод оценки толчковых функций нижних конечностей человека при ходьбе. Методические рекомендации М3 УзССР. Ташкент, 1986.
  • 15. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения; наглядно-практическое пособие. — 2-е изд. — М: ГНОМ и Д, 2008.
  • 16. Пушкина С. В. Комплексная методика реабилитации больных ДЦП в поздней резидуальной стадии заболевания. Автореф…. канд. мед. наук. — М., 2002.
  • 17. Ранняя диагностика деформирующего артроза суставов человека. Методические рекомендации М3 РСФСР. — Горький, 1989.
  • 18. Ратнер Л.Ю. Неврология новорожденных. — М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2005. — 368 с.
  • 19. РЛС регистр лек. средств России. Энциклопедия лекарств. Вып. 9 / Под ред. ГЛ. Вышковского. 2002, С. 426—427.
  • 20. Семенова К.Л. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением ЦНС и с ДЦП. — М.: ЗАКОН и ПОРЯДОК, сер. «Великая Россия. Наследие», 2007.
  • 21. Способ выявления болевой реакции при поражениях конечности. Методические рекомендации М3 РСФСР. — Горький, 1989.
  • 22. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. М.: АстраФармСервис, 2001. — С. 513—514.
  • 23. Функционально-диагностический контроль и построение программ реабилитации больных с метаэпифизарными переломами дистального отдела лучевой кости в амбулаторном учреждении восстановительного лечения. Методические рекомендации М3 РСФСР. — Горький, 1989.
  • 24. Способ определения внутричерепного давления. Патент № 2329760, 19.06.2006 г. Авт. Ефимов А.П.
  • 25. Способ определения внутричерепного давления по Ефимову А.П. Патент № 2372838 от 22.04.2008 г. Автор Ефимов А.П.
  • 26. Устройство для оценки состояния нервно-мышечной системы человека, патент на полезную модель № 58022 от 03.08.2005 г. Авт. Ефимов А.П.
  • 27. Эпилепсия и судорожные синдромы у детей: Руководство для врачей / Под рук. П.А. Темина, М.Ю. Никаноровой. — 2-е изд., перераб, и доп. — М.: Медицина, 1999. — С. 601—603.
  • 28. Цой Е.В. Метод профессора Ульзибата // Жизнь с ДЦП. — 2009. — № 2. — С. 26-30.

Источник

Анализ опыта работы авторов по восстановлению детей с церебральным параличом и ДЦП-синдромами, а таких насчитывается на сегодняшний день более 8000 человек, диктует необходимость ознакомления с нашими разработками всех заинтересованных лиц.

Читайте также:  Синдром дауна что такое простая форма

По нашим представлениям, ДЦП — это полиэтиологичное, полипа- тогенетическое и полиморфное заболевание ЦНС ребенка с исходом в полный или частичный паралич центров головного мозга вплоть до полного отсутствия функций (плегия) этих центров. Частичное отсутствие функций ЦНС называется парезом.

Такое понимание ДЦП и ДЦП-подобных синдромов позволило сформулировать концептуально новую этиопатогенетическую классификацию, представленную ниже.

ДЦП-синдромы соответствуют клиническим формам МКБ-10 — спастическая диплегия, гемиплегия, дискинетическая церебральная форма, атаксическая церебральная форма, а также выделяемые рядом специалистов такие формы, как двойная гемиплегия, атонически-аста- тическая, верхний парапарез, судорожная форма, интеллектуально-речевая, смешанная.

Ядром новой научно-практической классификации является объективное выявление структурно-функциональной организации и выраженности патогенетического процесса, что стало возможным благодаря разработанному авторами методу микромоторной диагностики (патент №58022) и созданию компьютерного аппаратно-программного комплекса (АПК) «Микромоторика».

Эта новая технология позволяет количественно оценивать степень функционального поражения семи основных центров головного мозга — психомоторного, коркового, лимбического, базально-ядерного, таламического, стволового и мозжечкового.

Технология одновременно выявляет и степень поражения центров спинного мозга и вегетативных центров (мышечно-тонических, мы- шечно-фазических, мышечно-резервных, процессов сосудисто-дисцир- куляторных, нейроишемических, нейродистрофических, нейродеструк- тивных и смешанных форм поражения).

Подобная точная функционально-топическая диагностика позволяет выявить ведущие центры поражения ЦНС при ДЦП, назначить адекватное лечение, контролировать процесс абилитации детей, не допуская вредоносных средств и методов, вести этап за этапом к конечному положительному результату восстановления детей с церебральным параличом и ДЦП-подобными синдромами.

Этиопатогенетическая классификация ДЦП и ДЦП-синдромов (Ефимов А.П., 2009 г.)

А — ВНУТРЕННИЕ МЕХАНИЗМЫ ДЦП

Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами

Б — ВНЕШНИЕ КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ДЦП

Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами

Выделенные в МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра) формы не охватывают всех практически существующих вариантов внешней феноменологии патологии при ДЦП, о чем уже писала профессор К.А. Семенова, предложившая в свое время добавить двойную гемиплегию (2007).

Ряд авторов предложили дополнить МКБ такими формами, как ато- нически-астатическая, верхний парапарез, судорожная форма, интеллектуально-речевая и др. Подход клиницистов является отражением тенденций визуальной медицины описывать внешние проявления болезни и лишь на это опираться в последующей лечебной и восстановительной практике.

Фундаментальные внутренние механизмы ДЦП мало изучены, методы доказательной медицины к анализу этиопатогенеза ДЦП применялись недостаточно. Многие десятилетия к расшифровке механизма ДЦП применяли лишь методы электрофизиологии (ЭЭГ, ЭМ Г) и рентгенографии.

Наибольших успехов в объяснении этиопатогенеза ДЦП достиг детский невролог А.Ю. Ратнер [18]. Однако его аргументы отечественные неврологи практически проигнорировали, при этом не предложив ничего взамен.

Исследование внутренних механизмов ДЦП получило развитие с появлением таких фундаментальных методов изучения головного мозга, как компьютерная и магнитно-резонансная томография (КТ и МРТ). Однако это методы структурной диагностики. Функциональных феноменов, имеющих значение в диагностике болезни, с их помощью раскрыто мало, они не дают инструмента для назначения адекватной эффективной борьбы с парализацией мозга. Кроме того, эти методы оказались малопригодными для мониторинга эффективности лечения и процесса абилитации детей с церебральным параличом. Учитывая ведущую роль двигательных нарушений в проявлениях данной патологии, в последние годы прогрессивные исследователи все чаще стали обращаться к биомеханическим исследованиям |2|.

На основании своих исследований мы можем утверждать, что существует всего 6 групп причин развития ДЦП:

  • 1) наследственные, генетические факторы;
  • 2) нарушения кровоснабжения мозга и недостаток кислорода для мозга плода;
  • 3) тяжелые инфекционные заболевания с поражением головного мозга в первые дни или месяцы жизни ребенка;
  • 4) действие токсических (отравляющих) факторов, ядовитых препаратов на мозг ребенка во внутриутробном периоде при приеме матерью сильнодействующих лекарств во время беременности, работа женщины во вредных производственных условиях;
  • 5) воздействие физических факторов — высокочастотных электромагнитных полей, рентгеновское или радиационное облучение и др.;
  • 6) механическое воздействие, травмы, (например, родовые).

Глубокое научное и практическое исследование [3, 4] позволило установить, что диагноз ДЦП часто весьма условен, неточен. В результате анализа собственных наблюдений авторы пришли к выводу, что ДЦП бывает трех групп.

Первая группа — ДЦП истинный, врожденный, не приобретенный. Это

заболевание либо наследственное, либо полученное во внутриутробном периоде в результате тяжелого повреждающего воздействия на мозг плода. Мозг на момент рождения биологически и интеллектуально неполноценен, парализованы его функции. Таких детей около 10% от всех больных.

Вторая группа — ДЦП истинный, но приобретенный в результате повреждающего воздействия на мозг ребенка тяжелой травмы или инфекции либо токсического воздействия в самом начале жизни.

Группа детей с ненаследственным и неэмбриональным повреждением также составляет около 10%. Несмотря на тяжесть поражения, дети могут быть адаптированы к самостоятельному передвижению, ходьбе и самообслуживанию, что очень важно.

Читайте также:  Расшифровка результата крови на синдром дауна при беременности

Третья группа — ДЦП неистинный, ложный, приобретенный ДЦП-по- добный синдром. Таких детей большинство — 80%. Внешне они мало отличаются от детей с истинным ДЦП, кроме одного — у них сохранен интеллект. Эти дети весьма перспективны для восстановления, а причиной ДЦП-подобного синдрома у них является в основном либо родовая травма, либо не очень грубые воздействия на мозг ребенка в период беременности.

Существует еще диагноз «угроза ДЦП», который иногда ставят детям первого года жизни. Это еще не ДЦП, в подобных случаях всегда надо тщательно разобраться с причинами и приложить все усилия к тому, чтобы вылечить ребенка. Практика показывает, что чем раньше начато лечение, тем скорее и плодотворнее ребенок восстанавливается и догоняет сверстников в развитии. Дети до пяти лет вылечиваются в 90% случаев и идут в школу вместе с обычными сверстниками.

Источник

Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами

 

  • АБИЛИТАЦИОННЫЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ СЕРТИФИКАТЫ ДЕТЯМ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ, ЕГО СИНДРОМАМИ И УГРОЗОЙ ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

    Руководствуясь целью профилактики детской инвалидности (что справедливо также для любых возрастов) мы разработали несколько схем, предполагающих для больных абилитацию, а для инвалидов — реабилитацию. Весь процесс можно представить схематично в виде блок-схемы (рис. 44): Рис. 44. Блок-схема абилитационного/реабилитационного…
    (Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами)

  • КЛАССИФИКАЦИЯ И ЭТИОПАТОГЕНЕЗ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА И ЕГО СИНДРОМОВ

    Анализ опыта работы авторов по восстановлению детей с церебральным параличом и ДЦП-синдромами, а таких насчитывается на сегодняшний день более 8000 человек, диктует необходимость ознакомления с нашими разработками всех заинтересованных лиц. По нашим представлениям, ДЦП — это полиэтиологичное, полипа-…
    (Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами)

  • Массаж для детей с церебральным параличом

    Массаж — активный лечебный метод, заключающийся в нанесении механических дозированных раздражений на тело специальными приемами. В механизме действия массажа на организм определяющая роль принадлежит нервной системе с ее рецепторным аппаратом, заложенным в тканях и органах. Функция нервных механизмов…
    (Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами)

  • МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА И ЕГО СИНДРОМОВ

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА Профилактика ДЦП и детской инвалидности — проблема проблем и квинтэссенция всей нашей работы, всех усилий и устремлений. Уже в двух первых опубликованных в издательстве НГМА пособиях |3, 4| сформулированы необходимые положения по профилактике инвалидности…
    (Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами)

  • ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

    Система помощи предусматривает раннюю диагностику и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. В основе такой системы лежат раннее выявление еще в родильном доме или детской поликлинике среди новорожденных всех детей с церебральной патологией…
    (Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье)

  • Лечебная физкультура для детей с гиперкинетической (атетоз) и спастической формами церебрального паралича

    Занятия ЛФК удачно вписываются в методики семейной абилитации, поскольку могут проводиться дома в любое удобное время ежедневно и сколь угодно длительно. Врачом высшей категории Е.А. Великановой разработана и успешно применяется следующая программа ЛФК. При занятиях ЛФК обязательны следующие условия:…
    (Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами)

  • АБИЛИТАЦИЯ — НАЧАЛО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

    Это означает, что надо при первых же сомнениях в состоянии и в динамике развития ребенка обратиться к специалистам. Поделиться с ними своими наблюдениями и переживаниями. Пройти с ребенком необходимое обследование для уточнения состояния морфофункциональных систем, причин нарушений, если таковые имеются,…
    (Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами)

  • Лечебно-педагогический подход в реабилитации детей с детским церебральным параличом (Воронежская область)

    Специалисты центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями “Парус надежды” Воронежской области используют все возможные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, включая и лечебно-педагогический подход. В центре работают специалисты различных профилей:…
    (Энциклопедия социальных практик поддержки инвалидов в Российской Федерации)

  • МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ, ОПЕРИРОВАННЫХ ПО ПОВОДУ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА, В УСЛОВИЯХ БАЛЬНЕОГРЯЗЕВОГО КУРОРТА

    В.Н. КРИВОБОКОВ, Л.М. БАБИНА, А.Т. ТЕРЕШИН Пятигорский научно-исследовательский институт курортологии, пр-т Кирова, 30, г.Пятигорск, Ставропольский край, Россия Аннотация. Проблема детских церебральных параличей является одной из актуальных проблем детской невропатологии и ортопедии. При…
    (Вестник новых медицинских технологий, 2014, Том 21. №3)

  • АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ И ОПЫТА ЛЕЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА

    Детский церебральный паралич (ДЦП) — хроническое заболевание, при котором поражается центральная нервная система (ЦНС), нарушаются двигательная и мышечная активность, координация движений, часто сопровождающиеся задержкой развития интеллекта и нарушениями речи. Болезнь впервые описал английский хирург…
    (Абилитация детей с церебральным параличом и его синдромами)

Источник