14 дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

14 дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью thumbnail

Анжелла Дробязко
Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить, имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Активный ребенок:

— Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

— Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

— Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) — скорее исключение.

— Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.

— Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок:

— Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

— Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

— Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

— Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается,причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Основные причины гиперактивности

Часто гиперактивность — это следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни.И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все «недоразумения» (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности?

1. Создать ему определенные условия жизни.

Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами — очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела».Скажите себе: «Четкий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными.

2. Воспользуйся такими советами:

— Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного — снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить маме с папой.

— Научить ребенка управлять собой — ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу,скажите ему: «Хочешь бить — бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)«. Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.

— В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований.Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.

— Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер, избегать мест с повышенным скоплением людей.

— В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

— «Движение — это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

— Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.

— Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше,чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов.Еще одно правило: если ребенок не хочет есть — не заставляйте его!

— Подготовьте своему непоседе «поле для маневров»: активные виды спорта для него — просто панацея.

— Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним («Тебе интересно это, давай посмотрим…», но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

— Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения внутренней гармонии — это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам,что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.

— И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.

Источник

«Психологические особенности развития детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»

Давайте разбираться.

(2 слайд) Существует Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ 10) Классы МКБ-10 /

F00-F99

Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99)

Включены: нарушения психологического развития

Исключены: симптомы, отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках (R00-R99)

Этот класс содержит следующие блоки:

  • F00-F09 Органические, включая симптоматические, психические расстройства
  • F10-F19 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
  • F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
  • F30-F39 Расстройства настроения [аффективные расстройства]
  • F40-F48 Невротические, связанные со стессом, и соматоформные расстройства
  • F50-F59 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
  • F60-F69 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
  • F70-F79 Умственная отсталость
  • F80-F89 Расстройства психологического развития
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства, расстройства поведения, обычно начинающиеся в детском и подростковом возрасте
  • F99-F99 Неуточненные психические расстройства

Синдром дефицита внимания и гиперактивности — расстройство, которое в МКБ-10 относится к группе эмоциональных и поведенческих расстройств. То есть, так как он (синдром) присутствует в (международной классификации болезней 10-го пересмотра МКБ-10) считается, что это всё-таки медицинский диагноз.

Определение — Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен:

1) специалистами;

2) по достижении ребенком возраста 8 лет;

3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.

Определение — Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейробиологическое (связанное с нарушениями в работе некоторых структур и систем головного мозга) состояние, характеризующееся неадекватными для данного возраста уровнями невнимательности, гиперактивности (чрезмерной подвижности) и импульсивности (несдержанности)

(3,4 слайд) Несколько слов о сути данного синдрома. До 90-х годов СДВГ рассматривался как «двигательное гиперкинетическое расстройство» в рамках либо «минимальной мозговой дисфункции» (легкие варианты), либо (при выраженных случаях поведенческих расстройств) как составляющая часть «психоорганического синдрома» (тяжелые варианты). Другими словами, ранее суть синдрома связывали с поведенческими отклонениями преимущественно в сфере моторики. Поэтому до сегодняшнего дня в качестве синонима СДВГ используют определение «гиперактивный ребенок».

(5,6 слайд)Специалисты выделяют три типа СДВГ.

  • Существует тип с преобладанием гиперактивности/импульсивности (при этом признаки невнимательности незначительны);
  • тип с преобладанием дефицита внимания (признаки гиперактивности/ импульсивности незначительны);
  • и смешанный тип (при котором проявляются и симптомы дефицита внимания и гиперактивности/импульсивности).

У детей с СДВГ кроме невнимательности, гиперактивности и импульсивности часто встречаются другие особенности развития:

1. Нарушения координации

Выявляют примерно в половине случаев. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколёсном велосипеде), зрительно-пространственные коорлинации (неспособность к спортивным играм).

2. Эмоциональные нарушения

Тоже часто наблюдают при СДВГ. Эмоциональное развитие ребенка, как правило, запаздывает, что проявляется неурановешенностью, вспыльчивостью, нетерпимостью к неудачам.

3. Отношения с окружающими

Как правило, нарушены отношения со сверстниками и со взрослыми. В психическом развитии дети с СДВГ отстают от сверстников, но стремятся руководить. Поэтому у них мало друзей.

4. Парциальные задержки развития

Многие дети, страдающие от СДВГ, плохо учатся в школе, несмотря на нормальный IQ. Кроме того, у детей с СДВГ часто встречаются парциальные задержки развития, в том числе школьных навыков (счёт, письма, чтения). Приложение: (Если в вашем классе учится ребенок с СДВГ (Рекомендации педагогам и школьным психологам)

5. Поведенческие расстройства

При СДВГ наблюдаются часто, но не всегда.

(7 слайд) Кратко о причинах возникновения

Анализ литературы, касающийся происхождения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью позволяет выделить 4 блока причин:

1. Генетические (наследственная предрасположенность);

2. Биологические (органические повреждения головного мозга во время беременности, родовые травмы);

3. Социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания).

4. Влияние окружающей среды.

(8 слайд) Следующий раздел по данной теме — это Особенности работы учителя в начальной школе с гиперактивными детьми (Приложение)

Психологами разработаны три основных направления работы с гиперактивными детьми: (профилактическая работа с родителями), (профилактическая работа с педагогами), (коррекционно-развивающие занятия)

1) развитие психических функций, отстающих у таких детей — внимания, двигательного контроля, контроля поведения;

2) отработка конкретных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

3) важно, при возможности, вести работу с гневом.

(9,10 слайд) Более подробно можно ознакомится с материалом на стр 10

  • Особенности педагогической работы с гиперактивными детьми (стр 10);
  • Методы работы учителя с гиперактивными детьми (стр 15);
  • Помощь психолога в работе с гиперактивным ребенком.

Какова роль психолога в работе с гиперактивными детьми? Прежде всего, следует, что важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому, необходимо убедиться в том, что такой ребенок находиться под наблюдением врача. Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно — развивающие программы.

  • В оказании помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями. Необходимо разъяснять взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Источник

Наталия Бацаева
Консультация для родителей «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей»

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей.

Рекомендации родителям. Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности?

1. Создать ему определённые условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, чёткий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придётся и родителям потрудиться. Если вы сами — очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несёмся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребёнка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы «по ходу дела».Скажите себе: «чёткий распорядок дня» и постарайтесь сами стать более организованными.

2. Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьётесь только одного — снижение самооценки у него, чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить маме с папой.

3. Научить ребёнка управлять собой — ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут «агрессивные» игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребёнка, только табу,скажите ему: «Хочешь бить — бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)«. Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплёскивать энергию наружу, научите его это делать.

4. В воспитании необходимо избегать двух крайностей — проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований.Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть чётко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

5. Ребёнка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.

6. Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер, избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).

7. В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребёнку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

8. «Движение — это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребёнка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.

9. Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребёнка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.

10. Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше,чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, солёного, копчёного, побольше вареного, тушёного и свежих овощей и фруктов. Ещёодно правило: если ребёнок не хочет есть — не заставляйте его!

11. Подготовьте своему непоседе «поле для маневров»: активные виды спорта для него — просто панацея. Желательно занять каким-то видом спорта, доступного по возрасту и темпераменту.

12. Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а ещё рисуем, лепим. Даже если вашему ребёнку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним («Тебе интересно это, давай посмотрим…», но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.

13. Научите малыша расслабляться. Возможно, ваш с ним «рецепт» обретения внутренней гармонии — это йога, спокойная музыка.

14. Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

15. Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

16. Всегда убирайте опасные предметы из поля зрения малыша (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.).

17. Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

18. Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий. 19. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

20. Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» — неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.

21. Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, малыш может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много и не по теме, ребёнок ушёл в другой угол комнаты, значит, он уже устал.

22. Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться лёгкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

23. Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

24. Повремените с оформлением такого ребёнка в детский сад.

25. Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

26. Гиперактивный ребёнок — особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть!

27. Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности.

Источник