Звуковое развитие при синдроме дауна
В настоящее время не теряет своей актуальности вопрос о всесто-роннем развитии личности ребёнка как для детей с нормальным психофизическим развитием, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Оно тесно связано с речевой коммуникацией и обеспечивает впоследствии их успешность в школе и социализацию в обществе. Созданная в реабилитационном Центре «Оптимист» система помощи детям с особыми нуждами, ограниченными возможностями, особыми образовательными потребностями уже18 лет реализует комплексный процесс реабилитации. Важной его составляющей является логопедическая реабилитация. Воспитанники реабилитационного Центра «Оптимист» — это сложная и разнообразная группа детей, имеющие различные варианты патологии, возникающие в результате дизонтогенеза. В нашем Центре кроме детей с различной речевой патологией можно выделить группы детей со сложной структурой дефекта: дети с тяжёлыми нарушениями речи и опорно- двигательного аппарата; умственно-отсталые дети с нарушениями зрения или слуха; дети с ЗПР и нарушениями зрения или слуха; дети с РДА или аутистическими проявлениями; дети с синдромом Дауна.
Поражение ЦНС в сочетании с неблагоприятными социальными и биологическими факторами определяют нарушения формирования речи у детей ещё в раннем возрасте (задержка темпов и сроков формирования гуления, лепета, речевого слуха, позднее появление первых слов). Поэтому актуальной проблемой является построение адекватного процесса коррекционно-развивающего сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Особую группу детей нашего Центра представляют дети с синдромом Дауна. У них часто наблюдаются анатомические аномалии артикуляционного аппарата, которые обуславливают нарушения произносительной стороны речи: сниженный мышечный тонус, маленький рот в сравнении с большим языком, аномалии зубов. Следствием этих особенностей являются голосовые, просодические и артикуляторно-фонематические дефекты. Всё это ухудшает разборчивость, плавность речи. Частое явление у этих детей — апраксия. Около 70% детей имеют снижение слуха. Анатомическое строение ушных проходов, характерное для детей с синдромом Дауна (они ма-ленькие и суженные), вызывает кондуктивную потерю слуха, а наличие повреждений внутреннего уха, слухового нерва вызывает сенсорно-неврологическую потерю слуха, что мешает им слышать устную речь, осваивать язык. Общее снижение слуха негативно влияет на развитие фо-нематического слуха. Отставание в познавательном развитии в разной степени также тормозит процесс овладения навыками общения. Характерной чертой является асинхронность развития речевых навыков: умение понимать формируется раньше, чем навыки устной речи. У детей с синдромом Дауна часто встречаются отклонения в развитии звуковой стороны речи: они могут искажать, заменять, пропускать разное количество звуков из всех фонетических групп. В основе этих нарушений могут лежать как дефекты строения артикуляционного аппарата, так и нарушение фонематического восприятия.
С учётом всех этих проблем организуется логопедическое воздействие — чётко организованный, целенаправленный процесс, предполагающий одновременную коррекцию речевых и неречевых отклонений, параллельную работу над стимулированием развития различных психических процессов. Индивидуальные занятия чётко структурированы, строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, а игровой метод их проведения активизирует деятельность детей, стимулирует произвольное внимание. На индивидуальных занятиях мы используем игровые упражнения, направленные на дифференциацию неречевых и речевых звуков, формирование правильного произношения гласных и некоторых соглас-ных, выработку правильного речевого дыхания, голоса нормальной громкости, воспитание устойчивости слухового внимания.
Упражнения в большинстве своём носят подражательный характер, так как у ребёнка с синдромом Дауна очень развиты эти способности, он многое учится делать по наглядному показу, на основе слухо- зрительного восприятия.
Речевая реабилитация в нашем Центре направлена на:
-развитие фонетико- фонематической стороны речи,
— формирование навыков правильного произношения,
-развитие лексико- грамматической стороны речи,
-развитие связной речи,
-подготовку к обучению грамоте.
Особое значение в работе с этими детьми имеет развитие фонематического восприятия. Только при наличии фонематического слуха возможно понимание смысла отдельных слов. Д.Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов во внутреннем их проговаривании» [4]. Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой. Для этого необходимо иметь хорошо развитый фонематический слух и фонематическое восприятие. На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др. Развитие фонематического слуха начинается с самых первых этапов логопедической работы и активно включается во многие методы коррекционного воздействия.
В логопедии разработана и успешно применяется на практике система поэтапного формирования фонематического слуха, которая соответствует не годам обучения, а отражает последовательность становления акустического внимания и памяти, слухового восприятия, фонематического слуха, анализа и синтеза [6]. В своей работе мы также учитываем эти принципы системности и последовательности и реализуем основные этапы работы.
1 этап — узнавание и различение неречевых звуков.
Основные задачи:
-привлечение внимания к звучащему предмету;
-определение направления звука;
-выделение звучания заданного предмета из ряда предложенных;
-различение звучания нескольких звуковых сигналов (немузыкальных шумов и музыкальных инструментов);
-различение звукоподражаний при условии зрительного соотнесения с объектом (игрушкой, картинкой) и без него.
На этом этапе проводятся специальные игры и упражнения с использованием различных предметов, звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукозаписей шумов, голосов животных, птиц: «Что шумит?», «Где играет?», « Кто позвал?», «Близко – далеко», «Чей голос?». Также используются имитационные упражнения, когда звучание каждого музыкального инструмента или звукоподражания сопровождаются определённым движением (под барабан — попеременные движения ладонью по столу, под колокольчик — помахивающие движения кистью руки, «хлоп- хлоп»- хлопки в ладоши, «тук-тук» — ребром ладони по столу и т. д.). Воспроизведение зву-коподражаний стимулируется с одновременным движением рук (отхлопыванием, отстукиванием) — синхронными и попеременными. Характер движений соотносится с интонацией произносимых звукоподражаний: «мяу» — мягкие поглаживающие движения, «му» — интенсивные постукивающие движения, громкое произнесение — активное движение рук, тихое — с малой амплитудой движения.
2 этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
Основные задачи:
-формирование устойчивых зрительно- слуховых и двигательно- слуховых связей;
-развитие слуховой памяти;
-формирование слухового ритма;
-формирование речевого ритма.
Можно предложить следующие игры: «Кто позвал?», «Далеко- близко» (различение силы голоса), «Мамы детки» (различение высоты голоса), «Как звучит?» (различение тембра голоса) и т.д.
В комплексе упражнений мы используем элементы фонетической ритмики, пальчиковую гимнастику с резинками различной степени упругости, «логопедическую щётку – Ёжик». Фонетическая ритмика является эффективным приёмом в системе работы над слогообразующими гласными, цель которой формирование синхронности моторного комплекса (артикуляции и движения рук), фонации и дыхания [2]. В комплекс упражнений пальчиковой гимнастики мы включаем резинки различной степени упругости. Надетые в виде восьмёрки на указательный и большой или соединяющие три пальцы в щепоть, они усиливают двигательные кинестезии, способствуют активизации произвольных движений, их подчинению заданному темпу и ритму.
Комплекс игровых упражнений второго этапа:
1. Различение звучания музыкальных инструментов с опорой на движение.
Для формирования зрительно- двигательно- слуховых связей мы используем приём рисования: короткие капли дождя ребёнок рисует при отрывистых ударах бубна или барабана, длинные струи — при звучании дудочки или колокольчика; рисуем дорожку, пока звучит бубен и т.п.
2. Различение звучания музыкальных инструментов с использованием зрительных цветовых опор ( звучание каждого инструмента соотносится с определённым цветом). Если работа проводится с подгруппой детей, то так можно составить «оркестр» — на наборное полотно постепенно выкладывается ряд цветовых карточек и дети играют по очереди, соответствующей цвету карточки. С целью развития произвольного внимания можно менять местами цветовые карточки.
3. Работа над слогообразующими гласными с использованием элементов фонетической ритмики с целью формирования синхронности моторного комплекса (артикуляции и движения рук, голосоподачи и дыхания) [2]. Каждому гласному звуку соответствует определённое синхронное движение обеих рук. Примеры игровых упражнений: «Звуковая зарядка» с моторным комплексом для каждого звука. Например, звук «У» произносится с синхронным выполнением моторного комплекса (губы в трубочку с одновременным движением рук ото рта вперёд, кисти рук напряжены). Каждому звуку соответствует картинка или игрушка, стихотворное сопровождение («А» — бегемот. Бегемот разинул рот, просит булку бегемот. «У» — самолёт. Самолёт построим сами, понесёмся над лесами. « И» — мышка. Мышка по полю бежит, тонким голосом пищит). Упражнение «Угадай звук»: ребёнок узнаёт и воспроизводит звук по показу моторного комплекса, сигнальной картинки или воспроизводит звук с движением при го-лосоподаче за экраном. Упражнение «Исправь ошибки»: логопед неверно показывает «звуковую зарядку», а ребёнок исправляет ошибки логопеда, показывая правильное движение или изменяя звук. Усложнить задание можно с проговариванием ритмических пар «ау — уа», «уи- иу» с показом лишь части моторного комплекса или при беззвучной артикуляции, или со зрительными опорами в виде предметных картинок. Так формируются двигательно- слуховые связи, активизируется слуховая и зрительная память.
3 этап — различение слов, близких по звуковому составу.
На этом этапе мы учим детей реагировать на неверно сказанное слово хлопками, подниманием кружка из картона (красный — ответ неверный, зелёный — ответ верный), различать слова, которые звучат похоже (ком- дом, рак- мак). Работа идёт с картинным материалом, картинки выставляются парами, в столбик. Проводятся такие игровые упражнения, как «Верно- неверно», «Найди пару», «Подними нужный кружок».
4 этап — дифференциация слогов.
Дети учатся определять лишний слог из слогового ряда, начиная с 3-х слогов (па-па-ба); каждому слогу может соответствовать определённое действие (хлопнуть или топнуть) или цветная фишка. Подбор слогов варьируется с учётом произносительных возможностей детей. Шёпотное произнесение слогов логопедом стимулирует интерес ребёнка к занятию, мобилизует его внимание.
5 этап — дифференциация фонем.
Эта работа начинается с дифференциации гласных звуков. За каждым звуком закрепляется картинка — символ: «у» — поезд гудит, «и» — птичка поёт. Проводятся игровые упражнения: «Кто позвал?», «Подбери картинку», «Поймай звук», «Вагончики». Аналогично проводится работа по дифференциации согласных фонем. На данном этапе эффективно использование зрительной символики в качестве универсального вспомогательного средства, разработанной Т.А. Ткаченко [5]. Предложенные автором символы гласных и согласных звуков опираются на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие, их легко и быстро воспроизвести (артикуляция каждого звука соотносится с геометрической формой). Для обозначения согласных звуков зрительный образ сочетается с жестовым символом, который подкрепляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласного звука, создавая дополнительную опору для его восприятия. Так в занимательном игровом варианте слияние звуков материализуется с помощью зрительной символики.
6 этап — формирование навыков элементарного звукового анализа по направлениям: звуковой анализ, слоговой анализ, развитие слухоречевой памяти. При определении позиции звука в слове Т. А. Ткаченко предлагает символ «ёжик», передвигающийся по полосе. Так достигается комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, кинестетических), что многократно усиливает фонематические представления ребёнка. Использование знаковой символики в коррекционной работе развивает умственные способности детей.
Обучение звуковому анализу начинается с выделения гласных в начале слова с опорой на фонетическую ритмику, зрительные опоры в виде дорожек и несложных лабиринтов. Игровые задания направлены на выбор слов с заданным гласным при условии зрительного соотнесения с предметными или ситуативными картинками, с опорой на букву, сконструированную из палочек, мозаики, геометрических форм.
Обучение слоговому анализу проводится в следующей последовательности:
-проговаривание слоговых пар, рядов со сменой движения на гласные звуки;
-воспроизведение слога, слогового ряда с помощью образца движения (беззвучная артикуляция + движения рук);
-проговаривание слоговых пар и рядов со сменой согласных;
-выделение заданного прямого открытого слога в слове с использованием моторного комплекса, «логопедической щётки – Ёжика», готовой слоговой схемы;
-выбор слова с заданным слогом;
— составление слов с помощью заданных слогов.
По мере усвоения ребёнком данного комплекса упражнений слоговой материал включается в дыхательную и голосовую гимнастику.
Развитие слухоречевой памяти осуществляется с помощью комплекса упражнений, направленных на:
-запоминание и воспроизведение звукового ряда с опорой на букву,
-запоминание ряда слов с заданным звуком в первой ударной позиции;
— запоминание ряда слов с заданным слогом.
На этом этапе проводятся игры типа «Чей голосок?», «Кто позвал?», «Телефон», «Услышь слово», «Волшебный мешочек», «Покажи картинку»,
«Повтори, что услышал». Предлагаемый словарный материал должен быть хорошо знаком ребёнку, соответствовать его произносительным возможностям.
Все перечисленные этапы работы формируют фундаментальную основу фонематического восприятия и способствуют переходу к дальнейшему, более сложному этапу — обучению чтению. Процесс овладения чтением у детей с синдромом Дауна длится намного дольше, чем у обычных детей. Стадии обучения чтению у них растягиваются во времени. Поэтому специалисты Центра ранней помощи «Даунсайд Ап» Т.П. Медведева, И. А. Панфилова рекомендуют обучение чтению лучше начинать раньше, с 3-4-х лет [1]. Прежде всего, это касается глобального чтения. Из-за недоразвития фонематического восприятия и несформированности пространственных представлений детям трудно усвоить буквы, соединить звуки в слоги. Так как способность к звуко- слоговому синтезу нарушена , то узнавание и понимание прочитанного слова происходит очень медленно. Чтение часто носит механический характер. Обучение глобальному чтению проводится совместно с родителями: им предлагается все предметы и действия, которые вводятся в речь и изображены на картинках, подписывать печатными буквами. Ребёнок проговаривает слово и зрительно запоминает его написание по табличке. Учим соотносить две одинаковых таблички, подбирать табличку к картинке. Так пополняется лексическая картотека.
После глобального чтения мы плавно переходим к послоговому чтению и только с теми детьми, которые готовы к этому, у которых достаточно хорошо сформированы речевые навыки. В качестве стимульного материала, активизирующего тактильно-двигательный и зрительный анализаторы, можно использовать буквы, вырезанные из наждачной бумаги, слепленные из пластилина, выложенные из мозаики, пуговиц, верёвочки, буквы- «куклы» и т.п. Далее учим соединять две буквы в слог, из слогов составлять слова с опорой на зрительной образ слова. На этом этапе можно включать «звучащие кубики Зайцева».
Трудности овладения навыками чтения детьми с синдромом Дауна связаны с особенностями их познавательной деятельности. Темп усвоения этих навыков очень медленный, сугубо индивидуальный, но чем раньше мы начнём готовить ребёнка к овладению чтением, тем лучший результат мы получим.
В структуру индивидуального занятия мы также включаем игровые задания и тренировочные упражнения программы логопедического тренажёра «Дэльфа 142.1», привлекающие детей понятными и занимательными изображениями.
Преодоление нарушений фонематического восприятия является одним из основных направлений логопедического воздействия. Усилить коррекционный компонент занятия можно через упражнения по развитию конкретных операций ВПФ, способствующих формированию когнитивных процессов, устойчивых межанализаторных связей. Тем самым будет реализовываться принцип комплексного подхода в системе логопедического воздействия.
Библиографический список.
1. Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Метод. пособие.- М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2004. — 368с.
2. Власова Т. М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. – 240с.
3. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Акалис, 1996.
4. Журова Л. Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематиче-ского восприятия у детей дошкольного возраста //Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963.
5. Ткаченко Т.А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2010.
6. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений /М.Ф. Фомичёва, Т. П. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. Под ред. Т. П. Волосовец. М..: Академия, 2002.
Источник
Известно, что речь для детей с синдромом Дауна – это зона особых трудностей. Низкое качество речи становится одним из основных препятствий для социализации ребенка. Поэтому закономерно, что главным запросом родителей, а также специалистов, участвующих в программах Образовательного центра Даунсайд Ап, является развитие речи ребенка.
Изучение профиля психомоторного развития детей с синдромом Дауна [5] говорит, во-первых, о том, что возможно предотвратить задержку и нарушения речевого развития, если начинать заниматься этим в раннем возрасте. Во-вторых, для большинства детей с синдромом Дауна характерны различные проблемы со слухом, с обработкой звуковой информации, а также недостаточность кратковременной слухо-речевой памяти. Все это существенно снижает способность детей к освоению первых речевых навыков. Важно учитывать эти особенности и при обучении использовать приемы, опирающиеся на сильные стороны детей, в первую очередь визуальное подкрепление речи взрослого в процессе овладения ребенком речью. Вот почему это направление стало одним из приоритетных в работе Центра сопровождения семьи Даунсайд Ап.
При разработке и апробации метода учитывался опыт глобального чтения, используемый в работе с детьми с потерей слуха [1, 4, 6], а также методики, используемые нашими зарубежными коллегами, в частности из Австралии и Великобритании [2]. К сожалению, в работе по развитию речи детей с синдромом Дауна мы не могли использовать зарубежные методики в чистом виде из-за особенностей русского языка, его лексики и грамматики. В то же время отечественные разработки по глобальному чтению не учитывают особенности обучения детей с когнитивными нарушениями.
Поэтому специалисты Даунсайд Ап пришли к выводу о необходимости создания универсальной методики, учитывающей все необходимые факторы:
- особенности русского языка, его лексики и грамматики;
- сильные стороны детей с синдромом Дауна: зрительное восприятие, внимание и память;
- возможность использования методики в работе с детьми раннего возраста;
- простоту изложения материала, которая позволит родителям самим организовывать занятия со своим малышом, если у них отсутствует возможность заниматься со специалистом;
- сохранение единого подхода в работе по развитию речи в случае занятий ребенка с разными преподавателями.
Работа по созданию методического пособия велась по трем основным направлениям:
- Разработка методики с точки зрения первоначального детского словаря русского языка. Важно было учитывать наличие в словаре особого пласта слов, называемых «нянюшкин словарь», в который входят лепетные слова («би-би», «бай-бай»), звукоподражания («му», «ав-ав») и другие слоги и звуки, которые имеют постоянный смысл, т. е. используются в качестве слов.
Важно знать, что детские слова, которыми пользуется ребенок, отличаются от полных слов. Многие из них совсем не похожи на полные слова и потому не переходят в полноценное слово, ребенок учится говорить его отдельно (например, «ав-ав» и «собака», «би-би» и «машина»).
- Разработка самого пособия: слов, картинок, методических рекомендаций.
- Апробация методики с детьми на домашних визитах, групповых занятиях, индивидуальных консультациях и в удаленном консультировании на форуме.
В итоге этой деятельности была разработана программа по формированию речевых средств общения «Начинаем говорить», которая учитывает первоначальный детский лексикон[1]; создает возможности для реализации активной позиции родителей в процессе обучения ребенка; учитывает особенности детей с различными когнитивными нарушениями и предполагает наличие двух этапов, обучающего и развивающего, что позволяет начинать работу с учетом возраста и уровня развития ребенка.
С целью реализации методики специалистами Даунсайд Ап был разработан методический комплект.
В его состав входят[2]:
- Парные предметные картинки, иллюстрирующие слова-названия, которые появляются в словаре ребенка одними из первых и являются достаточно простыми в произношении: мама, папа, баба, деда, сок, суп, конь, гусь, мяч, дом, кот, ёжик, дядя, тетя, зайка, мишка, ляля, каша, банан.
- Сюжетные картинки с мишкой и зайкой, иллюстрирующие действия: ест, спит, едет, сидит, моет, пьет, упал, плачет, стучит.
- Таблички со словами к картинкам, обозначающим названия и действия.
- «Карты-ладошки» для усвоения слоговой структуры слова.
- Карты для составления фразы из 2—3 слов с опорными словами и пустые карты для закрепления навыка.
- Карты лото.
- Контрольные таблицы для фиксации словаря и фраз ребенка.
- Методические рекомендации по организации занятий.
В наборе предлагается 97 предметных и 36 сюжетных картинок. Такое соотношение (3:1) не случайно, оно учитывает закономерности развития словаря и появления простой фразы. Исследования, проведенные в Лаборатории содержания и методов обучения детей с нарушениями слуха и речи Института коррекционной педагогики РАО, показали, что при формировании начального детского лексикона важное значение имеет накопление глагольного словаря (глаголов должно быть примерно треть общего объема словаря). Это в дальнейшем способствует успешному накоплению существительных и прилагательных и появлению двухкомпонентного высказывания (простой фразы) [3].
Все наглядные пособия, входящие в методический комплект, разработаны с точки зрения многофункциональности. Так, например, сюжетные картинки служат для изучения слов-действий и фраз, но в то же время строгий подбор позволяет использовать их для понимания последовательности событий и в качестве картинного календаря на день. Также из них можно делать простую книгу для малыша.
Работа по развитию речи с использованием методического пособия «Начинаем говорить», включает в себя два периода: подготовительный и основной – с использованием метода глобального чтения.
Подготовительный период
Как уже говорилось выше, работа по вызыванию активной речи ребенка начинается в раннем возрасте. Методика «Начинаем говорить» дает ответы на вопросы, как можно заниматься развитием речи в самом раннем возрасте (от 0 до 3 лет), как организовать занятия, какие задания и в каком объеме предложить ребенку.
Наглядный материал для занятий
На этапе, когда ребенок постепенно учится различать предметы и у него появляется потребность обозначить их доступным для него способом (жестом, звукоподражанием или словом), становится возможным постепенно включить в занятия не только реальные объекты и действия, но и их изображения. Ребенок учится понимать, что нарисовано на картинке, различать знакомые картинки, находить пары и, наконец, называть изображения.
Любой специалист, работающий с ребенком, понимает, что кроме знания методики (чему и как учить ребенка) важен правильный подбор картинок. Что же такое «правильная картинка»? Здесь есть несколько принципиальных моментов.
1. Размер. Он должен быть таким, чтобы ребенок мог видеть как одну картинку, так и несколько сразу (например, при работе над пониманием речи или при игре в лото). Они не должны быть ни слишком большими (ребенку трудно будет удерживать в поле зрения несколько картинок), ни слишком маленькими (у большинства детей с синдромом Дауна имеются проблемы со зрением).
2. Толщина. Во время проведения занятий по развитию речи или игр с карточками мы часто просим малыша: «Возьми картинку», «Найди такую же картинку, положи рядом» и т. д. Ребенку бывает сложно выполнить просьбу взрослого из-за двигательных трудностей: они свойственны маленьким детям вообще, а у детей с синдромом Дауна входят в перечень проблемных сторон развития.
Кроме того, у родителей и педагогов возникают опасения, касающиеся сохранности картинок: они боятся, что малыш может их неосторожно помять или порвать. И нередко мы наблюдаем, как родители не дают картинку ребенку в руки или сразу же забирают ее. А насколько проще и веселее заниматься, когда нет страха испортить, когда малыш может сам достать карточку из мешочка или опустить ее в «почтовый ящик». Поэтому мы предлагаем выпуск картинок из толстого картона. Их легко брать и трудно помять, и они долго сохраняют первоначальный вид.
3. Изображение. Оно должно быть четким, понятным, без лишних деталей. Все картинки должны быть выполнены в едином стиле.
4. Содержание. Нарисованное на картинке должно соответствовать первоначальному детскому лексикону.
Методика занятий
- Понимание обращенной речи
Это основное условие развития собственной речи ребенка. Для воспитанников Даунсайд Ап работа над пониманием обращенной речи начинается на домашних визитах и продолжается в адаптационных группах, которые дети посещают с полутора лет.
Прежде чем приступать к специальным занятиям по пониманию речи с использованием картинок, нужно убедиться в том, что ребенок начал понимать обращенную речь в бытовой ситуации и игре.
Сначала проводим с ребенком занятие по знакомству с предметными картинками. Взрослый поочередно раскладывает перед ребенком картинки, называет последовательно каждую и просит ребенка показать ее. Можно использовать дополнительные приемы, интересные ребенку: перевернуть картинку, которую назвал педагог, спрятать ее в мешочек, коробочку, опустить в копилку и т. д. Называя картинку, взрослый не только произносит слово, обозначающее ее, но и использует соответствующий жест и звукоподражание, например: «собака», «ав-ав» и жест «собака» [3].
- Различение картинок
Ребенок по просьбе взрослого выбирает нужную картинку из двух (или более) предложенных. Взрослый кладет на столе перед ребенком несколько предметных картинок, называет их, используя кроме слова-названия жест и звукоподражание, и просит ребенка показать одну из них, например: «Где собака, ав-ав»? Правильным ответом считается, если ребенок посмотрел на картинку, показал на нее пальцем или похлопал по ней ладошкой.
- Сличение предметных картинок – подбор пар
Взрослый предлагает ребенку найти парную картинку и положить их одну под другую (если используются отдельные картинки) или друг на друга (если используются карты лото). Когда малыш выполнил это действие, взрослый делает вывод: «Правильно, они одинаковые» — и учит ребенка жесту «одинаковые». Постепенно количество картинок увеличивается до 3—4.
Жест «одинаковые»
В ходе таких упражнений вырабатываются навыки, необходимые для дальнейшего овладения глобальным чтением (понятия «такой же», «одинаковые»), умение подкладывать картинки одну под другую или накладывать их друг на друга.
Занимаясь с малышом знакомством с картинками, их различением и сличением, взрослый не ставит перед ребенком задачу называния картинки, но поощряет любые его попытки в этом направлении.
Результаты занятий заносятся в контрольную таблицу в графу «Понимание».
- Называние картинок
Ребенок и на предыдущих этапах может пытаться называть картинки, но задания данного этапа сфокусированы именно на этом умении.
Когда мы говорим, что ребенок «называет» картинки, это не значит, что он произносит полноценное слово. На данном этапе он использует в речи так называемый детский, или «нянюшкин», словарь, который объединяет в себе различные звукокомплексы, несущие постоянный смысл: звуки, звукоподражания и лепетные слова. Необходимость использования данного словаря объясняется особенностью русского языка — преобладанием в нем длинных и сложных для произнесения слов. Каждый ребенок проходит этот этап развития речи, и каждому взрослому смысл слов «би-би», «ко-ко», «бай-бай», «кач-кач» понятен без дополнительного разъяснения.
Задания заключаются в том, что ребенку предлагают любым доступным ему способом ответить на вопросы: «Кто это?», «Что это?». На первых порах ребенок может использовать только жесты, но со временем педагог поощряет его сопровождать жест звуками, лепетными словами.
Отбирая слова для занятий, лучше начинать с тех, которые малыш уже умеет каким-то образом произносить, — так ему более понятен смысл предлагаемых заданий. Те картинки, которые ребенок сумел назвать, собираются в «говорильный альбом». У малыша появляется прекрасная возможность перелистывать его и называть все слова.
Родителям нередко трудно найти подходящие картинки для «говорильного альбома». Имея стандартные картинки из набора «Начинаем говорить», мама может просто отобрать нужные и вложить в альбом.
Слова, которые может назвать ребенок, заносятся в контрольную таблицу в графу «Называние». Проанализировав активный словарь ребенка по контрольной таблице, специалисты и родители могут легко спланировать следующий шаг. Например, когда в словаре набирается 12—15 слов-названий, которые малыш узнает и показывает, можно аналогичным образом начинать работать над глагольным словарем. Слова-действия представлены на простых сюжетных картинках. Можно выбрать картинки с тем персонажем (мишкой или зайкой), который больше нравится ребенку.
В Даунсайд Ап занятия по называнию предметных и сюжетных картинок являются частью логопедических занятий, проводимых в структуре адаптационных групп (для детей 1,5—3 лет) и групп поддерживающего обучения (для детей 3—6 лет). Специалисты, работающие в группах, при наличии наборов получают возможность использовать одни и те же картинки на фронтальных и на индивидуальных логопедических занятиях. То, что ребенок получает такие же картинки в свой «говорильный альбом» для занятий дома, позволяет обеспечить преемственность в организации занятий родителями и специалистами. Более того, если ребенок посещает дополнительные занятия с логопедом, наличие набора поможет создать единое обучающее поле, что сделает занятия более эффективными. Стандартный методический комплект «Начинаем говорить» существенно облегчает дистанционную работу специалиста на форуме или на коллегиальных консультациях.
[1] В методическом пособии «Начинаем говорить» детский словарь представлен в виде таблиц. При создании таблиц использован модифицированный опросник, созданный на базе «The MacArthur Communicative Development Inventory: Words and Sentences», часть «Children Development Inventory» в переводе И. А. Чистович. Апробация соответствия словаря детскому лексикону русского языка проводилась в Лаборатории детской речи РГПУ им. Герцена при участии заведующей лабораторией, доктора филологических наук, профессора С. Н. Цейтлин.
[3] Используются жесты, входящие в культуру русского языка и потому знакомые всем без специального изучения. Подробнее см.: Жиянова П. Л. Альтернативная коммуникация. Использование жестов в общении. // Хрестоматия для родителей. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2014. С. 255—259.
Продолжение тут
Приобрести пособие «Начинаем говорить!»
Источник