Зппр код в мкб

Зппр код в мкб thumbnail

Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.

Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.

F82

Специфические расстройства развития моторной функции

Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.

Синдром неуклюжего ребенка

Связанное(ая) с развитием:

  • нарушение координации
  • диспраксия

Исключены:

  • нарушения походки и подвижности (R26.-)
  • нарушение координации (R27.-)
  • нарушение координации вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)

F83

Смешанные специфические расстройства психологического развития

В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.-; F81.- и F82.

Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.

При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.

F88

Другие расстройства психологического развития

Агнозия развития

F89

Расстройство психологического развития неуточненное

Нарушение развития БДУ

Источник

Задержка психоречевого развития у детей: что это такое, почему появляется? Симптоматика, диагностика, лечение и способы коррекции в памяке врачу-неврологу.

код по мкб 10 зпр

ЗПР (код по МКБ-10 F80) расшифровывается как задержка психоречевого развития.

В некоторых случаях используются сокращения ЗРР (задержка речевого развития), ЗПР (задержка психического развития) и ЗПРР.


Больше статей в журнале

«Заместитель главного врача»

Активировать доступ

Однако обычно под термином ЗПР понимают именно задержку психического и/или речевого развития ребенка.

Это может быть следствием психосоциальной депривации, нарушения слуха, психических отклонений, аутизма, неонатальных поражений головного мозга и пр.

Читайте также:  Остеопороз костей код мкб

ЗПР встречается приблизительно у 3-10% детей, причем у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Международный классификатор болезней 10-го пересмотра, краткая версия в Системе Консилиум

Причины развития

Речь представляет собой моторный акт артикулярной реализации вербальных реакций, а язык — это символы для взаимоотношений людей.

Реализация символов в язык и речь происходит за счет сложнейших реакций в головном мозге, для которых необходимы следующие элементы:

  • зрение — малыш должен видеть, как взрослые произносят слова, чтобы потом повторять за ними;
  • слух — ребенок говорит то, что он слышит;
  • нормальная работа ЦНС, сенсомоторных проводящих путей;
  • нормальная анатомия мышц гортани, неба, языка, челюстно-лицевой области.

Нарушение в каком-то звене приводят к задержке психоречевого развития маленького пациента. Более половины случаев нарушения речи у детей приходится на задержку психического развития.

И чем сложнее расстройство, тем тяжелее дефект речи обнаруживается.

Как правило, это связано с какими-то генетическими или хромосомными патологиями, внутриутробным инфицированием малыша, чаще встречается у недоношенных, после перенесенной острой гипоксии в родах, ядерной желтухи, воспалений вещества и оболочек головного мозга. В ⅓ случаев причину ЗПР установить не удается. 

Следующей по частоте причиной является аутизм. Обычно он дебютирует в первые три года жизни ребенка, чаще у мальчиков.

У малыша отсутствует визуальный контакт с окружающими, он малоэмоционален, для него характерны какие-то постоянно повторяющиеся (ритуальные) действия и стереотипные движения.

Речь обычно эмоционально не окрашена, односложная. 

✪ Расстройство экспрессивной речи: памятка для родителей в Системе Консилиум

ЗПР может развиваться при элективном мутизме. Это состояние, когда ребенок может, но не хочет говорить.

Элективный мутизм — семейная психопатология, больше характерна для девочек.  

Детский церебральный паралич может протекать с нарушением речи и/или психического развития. Последнее бывает при наличии дефектов в коре головного мозга.

Нарушение нервно-психического развития и речи характерно для многих заболеваний, связанных с полным или частичным снижением слуха: синдром Гурлера, Гунтера, Сентера, Стиклера, Моро и другие.

В некоторых случаях возможна задержка только речевого развития, без сопутствующий психических изменений.

Например, такое бывает при кондуктивной тугоухости, при билингвизме в семье, при психосоциальной депривации (при низком социальном уровне жизни, редком и холодном отношении с родителями, стрессах).

Также более позднее начало речи может быть связано с индивидуальными особенностями личности, часто генетически детерминированными.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов.
    В Системе «Консилиум» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Кодификация нарушений речи по МКБ 10

В МКБ-10 ЗПР кодируется в нескольких вариантах:

  • F80.1 — нарушение экспрессивной речи (уровень произношения речевых звуков ниже возрастной нормы, но в целом ребенок разговаривает нормально);
  • F80.2 — рецептивной речи (ребенок понимает язык и произносит звуки ниже своей возрастной нормы);
  • F80.9 — неуточненные нарушения с ЗПР;
  • F83 — специфические смешанные расстройства психологического развития. 

Отдельно шифруются заболевания, для которых также может быть характерна ЗПР, код по МКБ-10 в этом случае соответствует патологии, например, речевые нарушения при аутизме проходят под шифром F84, при умственной отсталости —  F70-F79, при элективном мутизме — F94.0, при потере слуха — H90-91 и пр.

Используйте интерактивный конструктор, чтобы получить готовый протокол ведения пациента на основе последних клинических рекомендаций Минздрава РФ.

Классификация

Единой клинической классификации нет. Выделяют ЗПР с нарушением экспрессивной и рецептивной речи (что отражено в МКБ-10). Помимо этого, выделяют алалию и дизартрию. 

Алалия (синоним — дисфазия) — нарушение воспроизведения звуков, в основе которого лежит недостаточное развитие речевых центров коры больших полушарий головного мозга.

Читайте также:  Судорожный приступ код по мкб 10 у детей

При этом дети достаточно хорошо понимают речь, но сами плохо разговаривают. Длительное время словарный запас ребенка остается на уровне отдельных звуков. Впоследствии речь насыщена оговорками, перестановками.

Афазия — полная утрата способности говорить и/или понимать речь. Возникает у детей после 3-4 лет по причине разрушения корковых центров.

Дизартрия — нарушение звуковоспроизведения по причине патологической иннервации артикуляционного аппарата ребенка.

Выделяют псевдобульбарную, бульбарную, подкорковую и мозжечковую форму дизартрию в зависимости от уровня поражения ЦНС. 

Существует классификация задержки речевого развития по Бадаеву:

  1. ЗПР, связанная с органическим поражением ЦНС. Это может быть афазия, алалия, дизартрия.
  2. Нарушение речи по причине функциональных нарушений, например, при заикании, мутизме и пр.
  3. Особенности речи, связанные с аномалиями развития артикуляционного аппарата ребенка. 

Этапы диагностики ЗПР

Для установления задержки психоречевого развития (код по МКБ-10 F80) используется комплексное экспериментальное-психологическое обследование.

Дополнительное назначается проведение общих анализов крови и мочи, биохимическое исследование, ЭКГ, ЭЭГ, ЭХО-КГ, МРТ или КТ по показаниям.

Других специфических методов обследования нет. При необходимости назначаются консультации смежных специалистов — терапевта, невролога, гинеколога и пр.

Как снизить риски медицинских ошибок? Какие алгоритмы медицинских экспертиз одобрил Росздравнадзор?

Образцы документов предоставим в статье журнала «Заместителю Главного врача»

Лечение

Нет каких-либо препаратов, немедикаментозных или хирургических методов лечения, которые используются конкретно при ЗПР (код по МКБ-10 F80).

Основные направления лечения — логопедическая помощь, социальная адаптация в семье и коллективе, психотерапевтическая поддержка ребенка и его близких людей (родителей). Могут использовать музыко-, дельфино-, арттерапия и прочие направления для развития мелкой и крупной моторики.

Дополнительно могут использоваться препараты из группы ноотропов, например, аспарагиновая кислота и ее аналоги и другие.

Профилактика

Профилактика ЗПР заключается в соблюдении режима сна-бодрствования у малыша. Полезно способствовать раннему развитию ребенка, в том числе в условиях специальных школ.

Большое внимание должно уделяться семейным отношениям и методам воспитания. 

Важно своевременно выявлять заболевания, которые могут приводить к ЗПР (код по МКБ-10 F80) — приобретенные и врожденные нарушения слуха и пр.

Каждый родитель должен отслеживать появление предречевых реакций у своего ребенка, они должны соответствовать возрасту.

Так, в 1,5-3 месяца ребенок должен начинать гулеть, появляется гукание. К 6 месяцам малыши произносят цепочки из разных звуков, после чего появляется лепет и к году малыш уже повторяет отдельные слова и слоги с разной интонацией.

К 1,5 годам словарный запас ребенка должен включать около 15-20 слов, к 2 годам — 150-300 слов, к 3 — до 1000, к 4000 — до 2000 слов.

Своевременное обращение к специалистам поможет выявить ЗПР на начальном этапе.

Зппр код в мкб

 Внимание! Открыта бесплатная горячая линия для медработников! 

Получите ответ или готовое решение по работе в условиях пандемии COVID-19

Источник

МКБ-10.

Памятка для специалиста ПМПК

  (F70-F79) – Умственная отсталость

Умственная отсталость – (интеллектуальная недостаточность)

F70 – умственная отсталость легкой степени

F71 – умственная отсталость умеренная

F72 – умственная отсталость тяжелая

F73 – умственная отсталость глубокая

F78 – другие формы умственной отсталости

F79 – умственная отсталость неуточненная

Примечание. Для удобства работы с методическими рекомендациями психолого-педагогическое описание нарушений развития у ребенка выделено курсивом. Психолого-педагогические заключения взяты в скобки и выделены курсивом.

МКБ-10

Степень

умственной отсталости

Коэффициент

интеллектуального развития (IQ)

Интеллектуальная недостаточность

F70

легкая

50-69

легкая

F71

умеренная

35-49

умеренная

F72

тяжелая

20-34

тяжелая

F73

глубокая

ниже 20

глубокая

Читайте также:  Лимфаденит код по мкб 10 у взрослых

Для уточнения степени нарушения поведения может использоваться четвертый знак:

F7х.0 – минимальные поведенческие нарушения или отсутствие их

F7х.1 – значительные поведенческие нарушения, требующие внимания или лечебных мер

F7х.8 – другие поведенческие нарушения

F7х.9 – поведенческие нарушения не определены

F82 – специфические расстройства развития моторной функции

Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением.

F83 – смешанные специфические расстройства психологического развития – (задержка психического развития церебрально-органического происхождения)

F84 – общие расстройства психологического развития

F84.0 – детский аутизм

F84.1 – атипичный аутизм

F84.2 – синдром Ретта

F84.3 – другое дезинтегративное расстройство детского возраста

F84.4 – гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (IQ ниже 50)

F84.5 – синдром Аспергера

F84.8 – другие общие расстройства развития – (задержка психического развития соматогенного происхождения или вследствие минимальной мозговой дисфункции)

 (H60-H95) – Болезни уха и сосцевидного отростка

Н90 – кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха двусторонняя

Код МКБ-10

Болезнь

Состояние

Категория детей

Н90.0

Кондуктивная потеря слуха двусторонняя

Глухота (потеря слуха свыше 80 дБ):

врожденная;

раноприобретенная (до 3 лет);

приобретенная (после 3 лет)

Глухие

Ранооглох-шие

Позднооглохшие

Н90.3

Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя

Н90.5

Нейросенсорная потеря слуха неуточненная

Врожденная глухота БДУ

Снижение слуха:

центральное

сенсорное

Нейросенсорная глухота

Слабослышащие с грубым недоразви-тием речи

Н90.6

Смешанная кондуктивная и нейросенсорная тугоухость двусторонняя

Тугоухость (потеря слуха в диапазоне 84 дБ)

Слабослышащие с относитель-но развитой речью

 (H00-H59) – Болезни глаза и его придаточного аппарата

Н53 – расстройства зрения

Н53.0 – амблиопия вследствие анопсии

Амблиопия обусловленная:

  • анизометропией;
  • зрительной депривацией;
  • косоглазием.
  • Н54 – слепота и пониженное зрение
  • Н54.0 – слепота обоих глаз. Нарушение зрения категории 3, 4, 5, обоих глаз
  • Н54.1 – слепота одного глаза, пониженное зрение другого глаза. Нарушение зрения категории 3, 4, 5, одного глаза и категории 1 или 2 обоих глаз
  • Н54.3 – неопределенная потеря зрения обоих глаз. Нарушение зрения категории 9 обоих глаз

МКБ10 Для детей с ТНР

(F80-F89) – Расстройства психологического развития

F80 – специфические расстройства развития речи и языка

F80.0 – специфические расстройства речевой артикуляции – (дислалия)

F 80.1 – моторная алалия.

F 80.2 – сенсорная алалия.

F 80.3 – детская афазия.

F80.8 – другие расстройства речи и языка

F80.9 – расстройства развития речи и языка неуточненные – (неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного патогенеза)

(R47-R49) – Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу

R47.0 – дисфагия и афазия – (афазия)

R47.1 – дизартрия, анартрия – (дизартрия, анартрия)

R49.0 – дисфония – (дисфония)

R49.1 – афония – (афония)

R49.2 – открытая гнусавость и закрытая гнусавость – (открытая и закрытая ринолалия)

F98 – другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте

F98.5 – заикание – (заикание)

F98.6 – речь взахлеб – (тахилалия)

Для школьников

F81 – специфические расстройства развития учебных навыков

F81.0 – специфическое расстройство чтения – (дислексия)

Таким образом, F81.0 кодифицирует:

дислексия – F81.0;

дисграфия в сочетании с дислексией – F81.0.

F81.1 – специфическое расстройство спеллингования – (дисграфия)

Примечание. В F81.1 включается «чистое» расстройство спеллингования, т. е. дисграфия, которой не сопутствуют серьезные затруднения в чтении.

При сочетании дислексии и дисграфии используется шифр F81.0.

F81.2 – специфическое расстройство арифметических навыков – (дискалькулия)

F81.3 – смешанное расстройство учебных навыков – (задержка психического развития психогенного происхождения)

F81.9 – расстройство развития учебных навыков неуточненное – (задержка психического развития вследствие психофизического инфантилизма (конституционального происхождения)

Источник