Защита от синдрома эмоционального выгорания

Усталость и рассеянность, приступы раздражения, потеря мотивации – все это симптомы синдрома эмоционального выгорания. Если сразу же не принять меры, то вы рискуете потерять не только интерес к работе, но и саму работу. Считается, что чаще всего от синдрома эмоционального выгорания страдают те, кому подолгу службы приходится постоянно иметь дело с людьми.  Но это не значит, что представители других профессий не могут попасть под удар.

— Salik.biz

Отдых — лучшее предохранение от синдрома эмоционального выгорания

Станьте сами себе инспектором по охране труда и старайтесь соблюдать незыблемое правило: полноценный двухнедельный отпуск два раза в год. Ключевое слово здесь «полноценный». Если в отпуске вас постоянно дергают телефонными звонками – это не отдых. Оставьте подробные инструкции, что и как нужно делать, пока вас не будет. Выберите самого ответственного из своих коллег и введите его в курс дела. Дайте понять, что окажете ответную услугу, когда он сам соберется в отпуск.

Помните, что главное назначение выходных дней – как следует отдохнуть. Если потратить их на уборку-стирку-готовку-глажку, то какой же это отдых? Здесь самое время вспомнить о том, что загрузить стиральную машину и помыть посуду под силу и мужчине, и подростку – поэтому муж и дети вполне могут взять на себя часть домашних дел.

И это ещё не все! Устраивайте небольшие перерывы прямо на рабочем месте. Оптимальным будет следующий график: 1 час сосредоточенной, напряженной работы – 10 минут отдых. В это время можно выпить чашку чая, пройтись по коридору, перекинуться шуткой с коллегами, позвонить родным.

Мотивация для работы

Рекламное видео:

Усталость от работы часто начинается тогда, когда человек перестает понимать, зачем вообще он каждый день встает в шесть утра и отправляется в офис. Мотивация из серии «не будет работы — не будет зарплаты; не будет зарплаты – ничего не будет, есть и нечем платить ипотеку» никогда не сделает вас счастливым. Поэтому нужно найти что-то ещё, что поможет вам идти на работу если не с радостью, то хотя бы без отвращения.

Хорошо если ваша профессия социально значимая, и вы видите, что можете помочь людям, сделать их жизнь чуточку лучше. Тогда вы чувствуете свою нужность и важность. Неплохо, если вы человек азартный и с пол-оборота заводитесь, когда перед вами стоит задача выполнить квартальный план быстрее сослуживцев. Тогда вы легко можете подстегивать сами себя, стараясь быть лучше и успешнее своих коллег. Но даже если вас не радеют собственные успехи, а в своей работе вы не видите особого смысла, постарайтесь найти что-то хорошее, ради чего стоит утром идти в офис: поболтать в обеденный перерыв с подружками из соседнего отдела, похвастаться новым платьем или поесть вкуснейший бефстроганов в рабочей столовой. Если совсем ничего хорошего не приходит в голову, тогда просто почаще напоминайте себе, что ипотека сама себя не заплатит. Лучше такая мотивация, чем совсем никакой.

Здоровые амбиции для успешной карьеры

Здоровые амбиции и желание построить успешную карьеру – это отлично! Но иногда в погоне за карьерными успехами человек загоняет себя до полусмерти. Работает без выходных и без обеда, все время думает только о квартальных планах, не выключает телефон даже ночью – а вдруг шеф позвонит с очередной просьбой? Так можно заработать себе репутацию несгибаемого робота, но потерять здоровье. Прежде чем рвануть к новым карьерным высотам, оцените ситуацию и спросите себя: а стоит ли место начальника отдела того, чтобы вкалывать по десять часов в сутки? Не забывайте, что постоянный стресс и нервнее перегрузки могут закончиться срывом. Думаете, начальство вспомнит о ваших былых заслугах и подождет, пока вы придете в себя и снова будете в строю? Как бы ни так! Как только босс поймет, что вы теперь выжатый лимон, найдет себе новую рабочую лошадку, на которой можно ещё пахать и пахать.

Разнообразие в работе и общении

Чем однообразнее и монотоннее работа, тем быстрее она вам надоест. Поэтому так важно время от времени устраивать себе встряску и пытаться что-то изменить. Можно учиться новым навыкам и брать на себя новые обязанности. Можно перевестись в другой отдел или филиал компании, чтобы сменить обстановку. Можно взять под свое крыло новичка и попробовать себя в роли мудрого наставника. Главное – не стоять на месте, год, за годом выполняя одни и те же обязанности, общаясь с одними и теми же людьми, на одни и те же темы.

Приступы синдрома эмоционального выгорания проще предупредить, чем лечить. Поэтому берегите себя и постарайтесь полюбить дело, которым занимаетесь – тогда работа будет в радость.

Журнал «Дарья» № 20

Источник

Провели вебинар «Как работать в полную силу и не выгореть эмоционально» и собрали 10 советов по профилактике эмоционального выгорания от психолога сервиса «Мета» Татьяны Равовой.

Что такое синдром эмоционального выгорания

В мае 2019 года Всемирная организация здравоохранения уточнила определение эмоционального выгорания и выделила конкретные признаки, по которым его можно диагностировать и помочь справиться с последствиями. Согласно уточненному определению, эмоциональное выгорание — результат хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен.

Читайте также:  Результаты скрининга 1 триместра синдром дауна высокий риск

Как предотвратить эмоциональное выгорание

Способность справляться со стрессом на работе, чтобы он не стал причиной выгорания, в первую очередь связана с тем, как он заботится о себе и как он относится к себе и работе.

1. Поддержание базового баланса

Регулярно проверяйте, насколько часто вы пополняете источники энергии: еда, сон, физическая нагрузка, общение с близкими или друзьями. Если вы каждую неделю откладываете тренировку или встречу с друзьями из-за работы, то вы уменьшаете уровень заряда своей батарейки.

Планируйте отдых заранее, как рабочие встречи и выполнение задач.

2. Займитесь хобби

Как давно вы делали что-то для своего удовольствия, а не пользы? Переключение на то, что вас наполняет и вдохновляет, дает вам возможность ясно видеть рабочую ситуацию и чувствовать себя удовлетворенными и отдохнувшими.

3. Спрашивайте себя каждый день: «Как я себя чувствую?»

Умение замечать состояние и корректировать в моменте, снижает влияние стресса на организм. Заведите себе привычку в течение дня задавать вопрос: «Как я сейчас?» и «В чем я нуждаюсь?»

Вставайте из-за рабочего места, чтобы пройтись и встряхнуться. Попейте воду, сделайте глубокие вдохи и посмотрите в окно, чтобы успокоить мысли. Даже простые действия помогают снимать напряжение.

4. Отслеживайте стресс в моменте

Медитация и практики осознанности формируют навык замечать состояние и чувствовать себя в моменте. Те, кто постоянно практикуют, замечают снижение тревожности и обращают внимание на телесные ощущения.

Если вы не знакомы с техниками, то начните с базовой медитации: сядьте, как вам удобно, выпрямите спину, но не слишком напрягайтесь из-за этого. Наблюдайте за своим дыханием, ощущениями от него в теле, например как движется воздух через нос или как поднимается живот. Когда вы замечаете, что отвлеклись на мысли — плавно возвращайте внимание назад к ощущениям.

Чтобы уменьшить влияние внешних факторов, отрегулируйте рабочую нагрузку и рабочее общение. Подробнее в следующих двух пунктах.

5. Четкие границы зоны ответственности

Пересмотрите нагрузку и границы на работе — за что вы готовы взяться, а за что нет, это поможет зафиксировать объем работ и снизить уровень стресса. Особенно, если вам привыкли поручать дополнительную работу. Задач больше, чем ваша пропускная способность для продуктивной работы? Обсудите вопрос с руководством.

Помните, что вы тоже влияете на ситуацию и можете заявить о своих проблемах.

6. Общение в нерабочее время

Проанализируйте, насколько вы перегружаете себя общением в мессенджерах и по телефону. Определите, в какие промежутки дня вы на связи, а в какие недоступны для решения рабочих вопросов. Если ваша работа не требует быть на связи круглосуточно, то отключите уведомления, когда работаете.

В периоды сильных перегрузов, выделяйте один или два дня, когда вы предоставлены сами себе и минимально используете телефон.

Пересмотр отношения к себе, работе и стрессу предотвращает появление эмоционального выгорания.

7. Регулярная рефлексия

Отслеживать возможное эмоциональное выгорание помогает регулярная рефлексия — анализ недели, месяца или другого периода. Выберите тихое место в выходной и задайте себе вопросы: «Что с моей нагрузкой, её много или мало? Если много, то могу ли я делегировать часть задач? Достаточно ли я отдыхаю?». Таким образом, вопросы могут касаться не только рабочей нагрузки, но и внутреннего состояния человека.

8. Работа с внутренними конфликтами

На стремление слишком много работать могут повлиять бессознательные мотивы человека. Например, острое желание доказать свою ценность родителям. Человек этого не понимает, но стремится «быть лучшим» и всегда много работать из-за этого мотива. Самостоятельно подобные мотивы обнаружить сложно — здесь поможет разобраться психолог.

9. Пересмотрите ваше отношение к стрессу

Стресс полезен, когда связан с ростом, мобилизацией сил и ресурсов человека. Сфокусируйтесь на том, что вы растете и делаете вклад в свое развитие — это позволит лучше справиться с последствиями стресса.

Исследования показывают: люди, которые считают, стресс исключительно вредным — чаще избавляются от его последствий при помощи алкоголя или сладкого. Те, кто считают, стресс полезным и готовы к трудностям в жизни — подходят проактивно к разрешению ситуации: ищут причину стресса, стараются найти помощь или информацию.

Подробнее про стресс и управление им читайте в книге Келли Макгонигал «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше».

10. Ответьте на вопрос «Зачем вы делаете вашу работу?»

Понимание смысла и пользы вашей работы помогает справляться со стрессом и получать удовольствие в процессе. Даже если текущие результаты не устраивают, то осознание смысла поддержит и с большей вероятностью приведет к желаемым результатам в перспективе.

Читайте также:  Синдром хвостек 2 что это

Если предотвратить эмоциональное выгорание не удалось и вы обнаружили у себя 3 признака синдрома: мотивационное и физическое истощение, дистанцирование по отношению к рабочим обязанностям и снижение работоспособности, то одно из решений — обратиться за консультацией к психологу.

Он определит причины выгорания, составит план по восстановлению и даст рекомендации по предотвращению синдрома в будущем. Заполните анкету на сайте «Меты» и мы подберём подходящего психолога.

Подпишитесь на канал, чтобы узнать как и какие особенности вашей психики учитывать, чтобы сделать жизнь более гармоничной и счастливой!

Источник

Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ (àíãë. burnout) — ïîíÿòèå, ââåä¸ííîå â ïñèõîëîãèþ àìåðèêàíñêèì ïñèõèàòðîì Ãåðáåðòîì Ôðåéäåíáåðãåðîì â 1974 ãîäó, ïðîÿâëÿþùååñÿ íàðàñòàþùèì ýìîöèîíàëüíûì èñòîùåíèåì.

Ôðåéäåíáåðãåð óêàçûâàë, ÷òî òàêîå ñîñòîÿíèå ðàçâèâàåòñÿ ó ëþäåé, ñêëîííûõ ê ñî÷óâñòâèþ, èäåàëèñòè÷åñêîìó îòíîøåíèþ ê ðàáîòå, âìåñòå ñ òåì íåóñòîé÷èâûõ, ñêëîííûõ ê ìå÷òàíèÿì, îäåðæèìûõ íàâÿç÷èâûìè èäåÿìè. Ïðè ýòîì ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ìîæåò ïðåäñòàâëÿòü ñîáîé ìåõàíèçì ïñèõîëîãè÷åñêîé çàùèòû â ôîðìå ÷àñòè÷íîãî, ëèáî ïîëíîãî èñêëþ÷åíèÿ ýìîöèé â îòâåò íà òðàâìèðóþùèå âîçäåéñòâèÿ.

Ñèíäðîì ÷àñòî âñòðå÷àåòñÿ ó ëèö, ðàáîòà êîòîðûõ ñâÿçàíà ñ òåñíûì êîíòàêòîì ñ ëþäüìè — ó âðà÷åé, ïñèõîëîãîâ, ïåäàãîãîâ, ðàáîòíèêîâ ñîöèàëüíûõ ñëóæá, îïåðàòîðîâ, ðàáîòàþùèõ â ñôåðå «÷åëîâåê-ìàøèíà», ìåíåäæåðîâ, ðóêîâîäèòåëåé è ò. ä.

Îòäåëüíîãî èçó÷åíèÿ òðåáóåò ôàêòîð âëèÿíèÿ çëîóïîòðåáëåíèÿ àëêîãîëåì íà äèíàìèêó ðàçâèòèÿ ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

Ñèíäðîì âûãîðàíèÿ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðèîáðåòåííûé ñòåðåîòèï ýìîöèîíàëüíîãî, ÷àùå âñåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî, ïîâåäåíèÿ. «Âûãîðàíèå» îò÷àñòè ôóíêöèîíàëüíûé ñòåðåîòèï, ïîñêîëüêó ïîçâîëÿåò ÷åëîâåêó èìèòèðîâàòü ðåàêöèþ, íå òðàòÿ íèêàêèõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ðåñóðñîâ.  òî æå âðåìÿ, ìîãóò âîçíèêàòü åãî äèñôóíêöèîíàëüíûå ñëåäñòâèÿ, êîãäà «âûãîðàíèå» îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà èñïîëíåíèè ïðîôåññèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè è îòíîøåíèÿõ ñ ïàðòíåðàìè, ÷òî âûðàæàåòñÿ â ôîðìå ëè÷íîñòíûõ èçìåíåíèé â ñôåðå îáùåíèÿ ñ ëþäüìè (âïëîòü äî ðàçâèòèÿ ãëóáîêèõ êîãíèòèâíûõ èñêàæåíèé (ñèñòåìàòè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ â ïîâåäåíèè, âîñïðèÿòèè è ìûøëåíèè).

Ñèíäðîì ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ íàðàñòàþùèì áåçðàçëè÷èåì ê ñâîèì îáÿçàííîñòÿì è ïðîèñõîäÿùåìó íà ðàáîòå è â ñåìüå, äåãóìàíèçàöèåé â ôîðìå íåãàòèâèçìà ïî îòíîøåíèþ êàê ê êëèåíòàì (áëèçêèì), òàê è ê êîëëåãàì (ñîòðóäíèêàì), îùóùåíèåì ñîáñòâåííîé ïðîôåññèîíàëüíîé íåñîñòîÿòåëüíîñòè, íåóäîâëåòâîðåííîñòè ðàáîòîé, â ÿâëåíèÿõ äåïåðñîíàëèçàöèè, à â êîíå÷íîì èòîãå â ðåçêîì óõóäøåíèè êà÷åñòâà æèçíè.  äàëüíåéøåì ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ íåâðîòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà è ïñèõîñîìàòè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ. Îäíèì èç ÿðêèõ ñèìïòîìîâ âûðàæåííîãî ñèíäðîìà ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ÿâëÿþòñÿ ÷àñòûå è äëèòåëüíî òåêóùèå ðàçíîîáðàçíûå çàáîëåâàíèÿ, îáóñëîâëåííûå ïñèõîñîìàòèêîé.

Ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ ðàçäåëÿåòñÿ íà íåñêîëüêî ôàç:

I Ôàçà íàïðÿæåíèÿ – ÿâëÿåòñÿ ïðåäâåñòíèêîì è «çàïóñêàþùèì» ìåõàíèçìîì â ôîðìèðîâàíèè ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ. Ñîñòîèò èç ñëåäóþùèõ ñèìïòîìîâ:

1. Ñèìïòîì «ïåðåæèâàíèÿ ïñèõîòðàâìèðóþùèõ îáñòîÿòåëüñòâ».

Ïðîÿâëÿåòñÿ êàê îñîçíàíèå ïñèõîòðàâìèðóþùèõ ôàêòîðîâ äåÿòåëüíîñòè, êîòîðûå òðóäíî óñòðàíèòü. Íàêàïëèâàåòñÿ îò÷àÿíèå è íåãîäîâàíèå. Íåðàçðåøèìîñòü ñèòóàöèè ïðèâîäèò ê ðàçâèòèþ ïðî÷èõ ÿâëåíèé «âûãîðàíèÿ».

2. Ñèìïòîì íåóäîâëåòâîðåííîñòè ñîáîé.

 ðåçóëüòàòå íåóäà÷ èëè íåñïîñîáíîñòè ïîâëèÿòü íà ïñèõîòðàâìèðóþùèå îáñòîÿòåëüñòâà, ÷åëîâåê îáû÷íî èñïûòûâàåò íåäîâîëüñòâî ñîáîé, ïðîôåññèåé, êîíêðåòíûìè îáÿçàííîñòÿìè, æèçíüþ. Äåéñòâóåò ìåõàíèçì «ýìîöèîíàëüíîãî ïåðåíîñà» – ýíåðãèÿ ýìîöèé íàïðàâëÿåòñÿ íå ñòîëüêî âîâíå, ñêîëüêî íà ñåáÿ.

3. Ñèìïòîìû «çàãíàííîñòè â êëåòêó».

Âîçíèêàþò íå âî âñåõ ñëó÷àÿõ, õîòÿ ÿâëÿþòñÿ ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì ðàçâèâàþùåãîñÿ ñòðåññà. Êîãäà ïñèõîòðàâìèðóþùèå îáñòîÿòåëüñòâà äàâÿò, è ìû íè÷åãî íå ìîæåì èçìåíèòü, ê íàì ïðèõîäèò ÷óâñòâî áåñïîìîùíîñòè. Ìû ïûòàåìñÿ ÷òî-ëèáî ñäåëàòü, íî åñëè âûõîäà íå âèäíî, íàñòóïàåò ñîñòîÿíèå èíòåëëåêòóàëüíî-ýìîöèîíàëüíîãî ñòóïîðà è äåïðåññèÿ.

4. Ñèìïòîì «òðåâîãè è äåïðåññèè».

Ñèìïòîì «çàãíàííîñòè â êëåòêó» ìîæåò ïåðåéòè â òðåâîæíî-äåïðåññèâíóþ ñèìïòîìàòèêó. Ïðîôåññèîíàë ïåðåæèâàåò ëè÷íîñòíóþ òðåâîãó, ðàçî÷àðîâàíèå â ñåáå, â ïðîôåññèè èëè ìåñòå ðàáîòû. Ýòîò ñèìïòîì ÿâëÿåòñÿ êðàéíåé òî÷êîé â ôîðìèðîâàíèè I ôàçû.

II Ôàçà «ðåçèñòåíöèè» – âû÷ëåíåíèå ýòîé ôàçû â ñàìîñòîÿòåëüíóþ âåñüìà óñëîâíî. Ôàêòè÷åñêè ñîïðîòèâëåíèå íàðàñòàþùåìó ñòðåññó íà÷èíàåòñÿ ñ ìîìåíòà ïîÿâëåíèÿ íàïðÿæåíèÿ. ×åëîâåê ñòðåìèòñÿ ê ïñèõîëîãè÷åñêîìó êîìôîðòó è ïîýòîìó ñòàðàåòñÿ ñíèçèòü äàâëåíèå âíåøíèõ îáñòîÿòåëüñòâ. Ôîðìèðîâàíèå çàùèòû íà ýòàïå ñîïðîòèâëåíèÿ ïðîèñõîäèò íà ôîíå ñëåäóþùèõ ÿâëåíèé:

1. Ñèìïòîì «íåàäåêâàòíîãî èçáèðàòåëüíîãî ýìîöèîíàëüíîãî ðåàãèðîâàíèÿ».

Íåñîìíåííûé ïðèçíàê «âûãîðàíèÿ», êîãäà ÷åëîâåê ïåðåñòàåò óëàâëèâàòü ðàçíèöó ìåæäó äâóìÿ ïðèíöèïèàëüíî îòëè÷àþùèìèñÿ ÿâëåíèÿìè:

– âÿëîå ïðîÿâëåíèå ýìîöèé;

– íåàäåêâàòíîå èçáèðàòåëüíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå.

 ïåðâîì ñëó÷àå ðå÷ü èäåò î ïîëåçíîì íàâûêå âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ëþäüìè – ïîäêëþ÷àòü ýìîöèè äîâîëüíî îãðàíè÷åííîãî ðåãèñòðà è óìåðåííîé èíòåíñèâíîñòè: ëåãêàÿ óëûáêà, ïðèâåòëèâûé âçãëÿä, ìÿãêèé, ñïîêîéíûé òîí ðå÷è, ñäåðæàííûå ðåàêöèè íà ñèëüíûå ðàçäðàæèòåëè, ëàêîíè÷íûå ôîðìû âûðàæåíèÿ íåñîãëàñèÿ, îòñóòñòâèå êàòåãîðè÷íîñòè, ãðóáîñòè. Ïðè íåîáõîäèìîñòè ÷åëîâåê ñïîñîáåí îòíåñòèñü ê ñîáåñåäíèêó èëè êëèåíòó áîëåå ýìîöèîíàëüíî, ñ èñêðåííèì ñî÷óâñòâèåì.

Ñîâñåì èíîå äåëî, êîãäà ÷åëîâåê íåàäåêâàòíî «ýêîíîìèò» íà ýìîöèÿõ, îãðàíè÷èâàåò ýìîöèîíàëüíóþ îòäà÷ó çà ñ÷åò âûáîðî÷íîãî ðåàãèðîâàíèÿ íà ñèòóàöèè. Äåéñòâóåò ïðèíöèï «õî÷ó èëè íå õî÷ó»: ñî÷òó íóæíûì – óäåëþ âíèìàíèå ñîáåñåäíèêó, ïàðòíåðó, êîëëåãå. Áóäåò íàñòðîåíèå – îòêëèêíóñü íà åãî ñîñòîÿíèå è ïîòðåáíîñòè. Ïðè âñåé íåïðèåìëåìîñòè òàêîãî ñòèëÿ ýìîöèîíàëüíîãî ïîâåäåíèÿ, îí âåñüìà ðàñïðîñòðàíåí. Äåëî â òîì, ÷òî ÷åëîâåêó ÷àùå âñåãî êàæåòñÿ, áóäòî îí ïîñòóïàåò äîïóñòèìûì îáðàçîì. Îäíàêî ñóáúåêò îáùåíèÿ èëè íàáëþäàòåëü ôèêñèðóåò èíîå – ýìîöèîíàëüíóþ ÷åðñòâîñòü, íåó÷òèâîñòü, ðàâíîäóøèå.

Íåàäåêâàòíîå èçáèðàòåëüíîå ýìîöèîíàëüíîå ðåàãèðîâàíèå èíòåðïðåòèðóåòñÿ ïàðòíåðàìè êàê íåóâàæåíèå ê èõ ëè÷íîñòè, ò.å. ïåðåõîäèò â ïëîñêîñòü íðàâñòâåííîñòè.

Читайте также:  Как определить синдром дауна до беременности

2. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíî-íðàâñòâåííîé äåçîðèåíòàöèè».

Îí ÿâëÿåòñÿ ëîãè÷åñêèì ïðîäîëæåíèåì íåàäåêâàòíîãî ðåàãèðîâàíèÿ â îòíîøåíèÿõ ñ ëþäüìè. ×åëîâåê íå òîëüêî îñîçíàåò, ÷òî íå ïðîÿâëÿåò äîëæíîãî ýìîöèîíàëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ñâîåìó ñîáåñåäíèêó, îí åùå è îïðàâäûâàåòñÿ: «òàêèì ëþäÿì íåëüçÿ ñî÷óâñòâîâàòü», «ïî÷åìó ÿ äîëæåí çà âñåõ âîëíîâàòüñÿ», «îíà åùå è íà øåþ ñÿäåò» è ò.ï.

Ïîäîáíûå ìûñëè è îöåíêè ãîâîðÿò î òîì, ÷òî íðàâñòâåííûå ÷óâñòâà ÷åëîâåêà îñòàþòñÿ â ñòîðîíå. Âðà÷, ñîöèàëüíûé ðàáîòíèê, ó÷èòåëü íå èìååò ìîðàëüíîãî ïðàâà äåëèòü ïîäîïå÷íûõ íà «õîðîøèõ» è «ïëîõèõ», íà äîñòîéíûõ è íåäîñòîéíûõ óâàæåíèÿ. Èñòèííûé ïðîôåññèîíàëèçì – áåçîöåíî÷íîå îòíîøåíèå ê ëþäÿì, óâàæåíèå ê ëè÷íîñòè, è âûïîëíåíèå ñâîåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî äîëãà.

3. Ñèìïòîì «ðàñøèðåíèÿ ñôåðû ýêîíîìèè ýìîöèé».

Òèïè÷íûé ñëó÷àé: íà ðàáîòå âû äî òîãî óñòàåòå îò êîíòàêòîâ, ðàçãîâîðîâ, ÷òî âàì íå õî÷åòñÿ îáùàòüñÿ äàæå ñ áëèçêèìè. Íà ðàáîòå âû åùå äåðæèòåñü, à äîìà çàìûêàåòåñü èëè âîîáùå «ðû÷èòå» íà ñóïðóãà è äåòåé. Êñòàòè, èìåííî äîìàøíèå ÷àñòî ñòàíîâÿòñÿ æåðòâîé ýìîöèîíàëüíîãî âûãîðàíèÿ.

4. Ñèìïòîì «ðåäóêöèè ïðîôåññèîíàëüíûõ îáÿçàííîñòåé».

Ïðîÿâëÿåòñÿ â ïîïûòêå îáëåã÷èòü èëè ñîêðàòèòü îáÿçàííîñòè, êîòîðûå òðåáóþò ýìîöèîíàëüíûõ çàòðàò. Ïîäîïå÷íûõ îáäåëÿþò ýëåìåíòàðíûì âíèìàíèåì.

III Ôàçà èñòîùåíèÿ – õàðàêòåðèçóåòñÿ ïàäåíèåì îáùåãî ýíåðãåòè÷åñêîãî òîíóñà è îñëàáëåíèåì íåðâíîé ñèñòåìû. «Âûãîðàíèå» ñòàíîâèòñÿ íåîòúåìëåìûì àòðèáóòîì ëè÷íîñòè.

1. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíîãî äåôèöèòà». Ê ÷åëîâåêó ïðèõîäèò îùóùåíèå, ÷òî ýìîöèîíàëüíî îí íå ìîæåò ïîìîãàòü ñâîèì áëèçêèì èëè êëèåíòàì. Íå â ñîñòîÿíèè âîéòè â èõ ïîëîæåíèå, ñîó÷àñòâîâàòü è ñîïåðåæèâàòü. Î òîì, ÷òî ýòî íè÷òî èíîå êàê ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå, ñâèäåòåëüñòâóåò ïðîøëîå: ðàíüøå òàêèõ îùóùåíèé íå áûëî, è ëè÷íîñòü ïåðåæèâàåò èõ ïîÿâëåíèå. Ïîÿâëÿåòñÿ ðàçäðàæèòåëüíîñòü, îáèäû, ðåçêîñòü, ãðóáîñòü.

2. Ñèìïòîì «ýìîöèîíàëüíîé îòñòðàíåííîñòè». ×åëîâåê ïîñòåïåííî íàó÷àåòñÿ ðàáîòàòü êàê áåçäóøíûé àâòîìàò. Îí ïî÷òè ïîëíîñòüþ èñêëþ÷àåò ýìîöèè èç ñâîåé æèçíè.

Ðåàãèðîâàíèå áåç ÷óâñòâ è ýìîöèé – íàèáîëåå ÿðêèé ñèìïòîì «âûãîðàíèÿ». Îí ñâèäåòåëüñòâóåò î ïðîôåññèîíàëüíîé äåôîðìàöèè ëè÷íîñòè è íàíîñèò óùåðá ñóáúåêòó îáùåíèÿ.

Ïîäîïå÷íûé ìîæåò áûòü ãëóáîêî òðàâìèðîâàí ïðîÿâëåííûì ê íåìó áåçðàçëè÷èåì. Îñîáåííî îïàñíà äåìîíñòðàòèâíàÿ ôîðìà ýìîöèîíàëüíîé îòñòðàíåííîñòè, êîãäà ïðîôåññèîíàë âñåì ñâîèì âèäîì ïîêàçûâàåò: «íàïëåâàòü íà âàñ».

3. Ñèìïòîì ëè÷íîñòíîé îòñòðàíåííîñòè, èëè äåïåðñîíàëèçàöèè.

«Ìåòàñòàçû» âûãîðàíèÿ ïðîíèêàþò â ñèñòåìó öåííîñòåé ëè÷íîñòè. Âîçíèêàåò àíòèãóìàíèñòè÷åñêèé íàñòðîé. Ëè÷íîñòü óòâåðæäàåò, ÷òî ðàáîòà ñ ëþäüìè íå èíòåðåñíà, íå äîñòàâëÿåò óäîâëåòâîðåíèÿ, íå ïðåäñòàâëÿåò ñîöèàëüíîé öåííîñòè.  íàèáîëåå òÿæåëûõ ôîðìàõ âûãîðàíèÿ ëè÷íîñòü ðüÿíî çàùèùàåò ñâîþ àíòèãóìàíèñòè÷åñêóþ ôèëîñîôèþ: «íåíàâèæó…», «ïðåçèðàþ…», «âçÿòü áû àâòîìàò è âñåõ ïåðåñòðåëÿòü».

 òàêèõ ñëó÷àÿõ «âûãîðàíèå» ñìûêàåòñÿ ñ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèìè ïðîÿâëåíèÿìè ëè÷íîñòè, ñ íåâðîçîïîäîáíûìè èëè ïñèõîïàòè÷åñêèìè ñîñòîÿíèÿìè. Òàêèì ëè÷íîñòÿì ïðîòèâîïîêàçàíà ïðîôåññèîíàëüíàÿ ðàáîòà ñ ëþäüìè.

4.Ñèìïòîì «ïñèõîñîìàòè÷åñêèõ è ïñèõîâåãåòàòèâíûõ» íàðóøåíèé.

Åñëè ñ íðàâñòâåííîñòüþ ó ÷åëîâåêà âñå íîðìàëüíî, îí íå ìîæåò ñåáå ïîçâîëèòü ïëåâàòü íà ëþäåé, à âûãîðàíèå ïðîäîëæàåò íàðàñòàòü – ìîãóò ïðîèñõîäèòü îòêëîíåíèÿ â ñîìàòè÷åñêèõ èëè ïñèõè÷åñêèõ ñîñòîÿíèÿõ. Ïîðîé, äàæå ìûñëü îá îáùåíèè ñ ëþäüìè, âûçûâàåò ïëîõîå íàñòðîåíèå, äóðíûå àññîöèàöèè, ÷óâñòâî ñòðàõà, íåïðèÿòíûå îùóùåíèÿ â îáëàñòè ñåðäöà, ñîñóäèñòûå ðåàêöèè, îáîñòðåíèÿ õðîíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.

Ðàçâèòèþ ýòîãî ñîñòîÿíèÿ ñïîñîáñòâóåò íåîáõîäèìîñòü ðàáîòû â îäíîîáðàçíîì èëè íàïðÿæåííîì ðèòìå, ñ ýìîöèîíàëüíîé íàãðóçêîé ïðè âçàèìîäåéñòâèè ñ òðóäíûì êîíòèíãåíòîì. Ñïîñîáñòâóåò ýòîìó è îòñóòñòâèå äîëæíîãî âîçíàãðàæäåíèÿ (íå òîëüêî ìàòåðèàëüíîãî, íî è ïñèõîëîãè÷åñêîãî) çà âûïîëíåííóþ ðàáîòó, ÷òî çàñòàâëÿåò ÷åëîâåêà äóìàòü, ÷òî åãî ðàáîòà íå èìååò öåííîñòè.

×òîáû ïîïûòàòüñÿ ñïðàâèòñÿ ñ âûãîðàíèåì íóæíî:

1. Ðàçäåëÿòü ñâîþ ðàáîòó íà ýòàïû.  íà÷àëå ÿ íàïèøó àáçàö, ïîñëå åùå îäèí, è åùå îäèí. Ñäåëàþ ýòî äåëî, âîò ýòî äåëî, è ñëåäóþùåå.

2. Ñìåíà âïå÷àòëåíèé. Íàïîëíåíèå ñåáÿ ïîëîæèòåëüíûìè ýìîöèÿìè î÷åíü âàæíî. Íå áîéòåñü ðàäîâàòü ñåáÿ ìåëî÷àìè. Åñëè åñòü âðåìÿ, ïðîãóëÿéòåñü, åñëè åñòü ëèøíÿÿ ìåëî÷ü, êóïèòå ñåáå âêóñíåíüêîãî.  ýòîì íåò íè÷åãî ñòðàííîãî èëè äåòñêîãî, âñå òàê äåëàþò.

3. Ìåëêàÿ ïîëåçíàÿ äåÿòåëüíîñòü. Ìîæíî ïåðåëîæèòü âåùè â øêàôó, ïîìûòü ïîëû â îäíîé êîìíàòå, âûêèíóòü ìóñîð. Îò ïîëåçíîé äåÿòåëüíîñòè ðàäè êîìôîðòà âàì ñòàíåò ëåã÷å.

4. Æèâîå îáùåíèå î÷åíü âàæíî, ïîýòîìó íå ñòîèò åãî ïðåíåáðåãàòü èëè îòêëàäûâàòü. Íå ñòîèò ñêðûâàòü ñâîè ïðîáëåìû è âîëíåíèÿ, òàê êàê îíè íå èñ÷åçíóò èç âàøåé ãîëîâû, åñëè óæå ïîÿâèëèñü, îíè áóäóò íàêàïëèâàòüñÿ. Ïîýòîìó èìè âàæíî äåëèòüñÿ ñ áëèçêèìè, ÷òîáû îíè çíàëè ÷òî âàñ âîëíóåò.

Åñëè âû ñ÷èòàåòå, ÷òî ýòî âàì íå ïîìîæåò, èëè íå ïîìîãàåò, òî íå ñòîèò îòêëàäûâàòü íà ñëåäóþùèé äåíü âèçèò ê âðà÷ó, òàê êàê ýìîöèîíàëüíîå âûãîðàíèå âðåäèò âàøåé æèçíè è çäîðîâüþ, è îíî îäíàæäû íå èñ÷åçíåò, à áóäåò ïðîãðåññèðîâàòü.

Èçó÷åíèå óêàçàííîãî ñîñòîÿíèÿ ïðîâîäèëîñü àìåðèêàíñêèìè ïñèõîëîãàìè Êðèñòèíîé Ìàñëà÷ (àíãë.) è Ñüþçàí Äæåêñîí, êîòîðûå õàðàêòåðèçîâàëè åãî êàê ýìîöèîíàëüíîå îïóñòîøåíèå. Èçó÷åíèå ñèíäðîìà ïðîâîäèòñÿ ïî ïðåäëîæåííîé Ìàñëà÷ ìåòîäèêå: Maslach Burnout Inventory (MBI).

Ïîìèìî MBI â ðîññèéñêîé ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ïðàêòèêå èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê Âèêòîðà Âàñèëüåâè÷à Áîéêî. Äëÿ òåñòèðîâàíèÿ è ñàìîòåñòèðîâàíèÿ ñïåöèàëèñòîâ ðàçíûõ ïðîôåññèé èñïîëüçóåòñÿ îïðîñíèê ïî ïðîôåññèîíàëüíîìó âûãîðàíèþ Å. Ï. Èëüèíà. (Òîëüêî òåêñòîâûé, ïîýòîìó ÿ åãî íå äîáàâëÿþ.)

https://psytests.org/boyko/burnout.html Òåñò Áîéêî.

Источник