Занятия с детьми с синдромом ретта
Применение различных видов терапии в коррекции моторных проблем у детей с синдромом Ретта
Г.А. Баранова
к.п.н., доцент
Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
Тульской области
«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»,
г. Тула, РФ
О.В. Доронина
учитель-логопед
Тульская область, г. Ясногорск
Аннотация. В статье раскрывается вопрос применения различных видов терапии в коррекции моторных проблем у детей дошкольного возраста с синдромом Ретта. Представлены возможности использования: физиотерапии, трудотерапии, музыкальной терапии, гидротерапии и иппотерапии в коррекции моторных проблем.
Ключевые слова: синдром Ретта, моторное развитие, гипотония, атаксия, моторная апраксия, спастичность, сколиоз, кифоз, пространственная дезориентация, нарушения сна, поведенческие расстройства, отставание в росте, желудочно-кишечные нарушения, скелетные аномалии, нарушения вегетативной регуляции, физиотерапия, трудотерапия, музыкальная терапия, гидротерапия, иппотерапия.
В медицинской практике известно большое количество заболеваний, затрагивающих генотип человека. Одним из таких заболеваний является синдром Ретта, который диагностируется практически только у девочек.
Особенности в развитии детей с синдромом Ретта можно охарактеризовать следующим образом:
– замедление или остановку роста, половое же созревание соответствует возрасту;
– голова, руки и ноги относительно туловища кажутся маленькими;
– нарушения речи;
– задержка развития психики;
– мелкая моторика не развита; если ребенок ходит, то передвигается на прямых ногах, не сгибая колен;
– ребенок с трудом удерживает равновесие, появляется тремор в конечностях; судороги;
– сколиоз.
Из перечисленных выше симптомов сидрома Ретта можно отметить, что целая их группа связана с моторными проблемами в развитии ребенка. В рамках нашего исследования мы попытались предложить комплекс заданий и упражнений в преодолении моторных проблем ребенка с синдромом Ретта.
Целями физиотерапии являются сохранение или улучшение моторных навыков, развитие или сохранение транзитных навыков, предотвращение или уменьшение деформаций, уменьшение дискомфорта и раздражительности.
Вид лечения будет зависеть от того, на какой стадии синдрома Ретта находится пациентка. Программа физиотерапии должна быть индивидуализирована для каждого ребенка [4]:
Стадия 1 часто не распознается. Поэтому как только проблема обнаружена, важно начать физиотерапевтическую программу, нацеленную на независимое сидение, стояние и ходьбу.
Стадия 2 характеризуется потерей навыков, связанных с развитием. Грубые моторные навыки продолжают быть значительно лучше, чем мелкая моторика. Могут наблюдаться начинающиеся физические проблемы, сколиоз. Акцент должен быть сделан на диапазон движения и способность передвигаться.
Если у ребенка есть серьезная пронация лодыжки (поворот внутрь) рекомендуются обувные вставки или ортопедические вставки на лодыжки. Использование вспомогательных устройств для ходьбы иногда затрудненно из-за отсутствующего контроля рук. Иногда шины на руки/локти могут помочь уменьшить стереотипные движения и увеличить функциональное использование рук для развития моторной деятельности. На этой стадии движения пациентки имеют атаксический характер, обусловленный отсутствием равновесия и периодическим тремором. Она часто находится под влиянием сильной апраксии и боится совершить движения, которые она не инициирует.
На третьей стадии развития у ребенка могут развиваться деформации и контрактуры. Кифоз или сколиоз становятся более очевидными. Поэтому сиденья для девочки должны быть комфортными и адаптированы к осанке пациентки. Если она не может ходить, то необходимы средства подъема и передвижения.
Стадия 4 определяется потерей мобильности. Ребенок может продолжать участвовать в передвижении с поддержкой (от кровати до стула и т.д.). С потерей мобильности могут ухудшиться сколиоз и контрактуры. У ребенка можно наблюдать проблемы с циркуляцией кровеносной и нервной систем организма, особенно в руках и ступнях, которые становятся холодными, синеватыми и опухшими.
Проблемы с приемом пищи могут возникнуть из-за затруднения в жевании и глотании. На этой стадии терапия должна быть сфокусирована на диапазоне движений, навыках перемещения, позиционирования и подъёма.[3].
В целом отметим, что физиотерапия на рассмотренных выше стадиях развития ребенка используется для:
– уменьшения апраксии;
– стимуляции использования рук в содействии мобильности ребенка;
– содействия координации движений и равновесия;
– уменьшения атаксии;
– воздействия на сколиоз;
– улучшения диапазона движений в суставах;
– уменьшения боли в мышцах; противодействия спастичности;
– улучшения защитных реакций.
Терапевт должен тщательно оценивать модели движений пациентки, чтобы определить любые препятствия ее моторным функциям. Эти модели могут меняться с использованием терапии, облегчения движений, деятельности, снижающей тонус и содействия координации движений и равновесия.
Сколиоз и кифоз часто начинается с проблем тонуса, которые относятся к неспособности ребенка оценить место своего тела в пространстве (пространственная ориентация). Необходимо включение ребенка в деятельность, связанную с выполнением упражнений на пассивные движения. Важно сохранение ровной спины, чему может способствовать деятельность, направленная на обеспечение пропреоцептивных (местоположение в пространстве), кинестетических (ощущения, получаемые от суставов и мышц) и тактильных ощущений. Кинестетические ощущения сочетаются с пропреоцептивными и тактильными данными, в целях получения информации о том, как движется тело[2].
Девочек, которые могут ходить, необходимо побуждать к ходьбе. Это стимулирует работу суставов и мышц. Детям, которые не могут ходить, можно предложить выполнять различные упражнения, связанные с движением и практиковаться в ходьбе.
Трудотерапия помогает детям с синдромом Ретта использовать свое тело, особенно руки. Главное слово в трудотерапии – это «адаптация» к деятельности, материалам окружающей среды. Так как ребенок испытывает множество трудностей с использованием рук, трудотерапия необходима в большинстве видов деятельности повседневной жизни [4].
Улучшение навыков ребенка в использовании рук дает удовлетворение, уверенность и огромную радость. Важная область трудотерапии сконцентрирована на приеме пищи. Некоторые девочки вообще не теряют навыков приема пищи, в то время как другие утрачивают его. Может потребоваться много усилий, чтобы ребенок снова научилась питаться. Важно приучать ребенка пользоваться адаптивной ложкой, чашкой и посудой с защитной пластиной или внутренней пластиной для губ. Трудотерапия также может быть направлена на проблемы с сенсорикой. При синдроме Ретта поступление в мозг сенсорной информации затруднено, что делает сложным для девочек адекватно реагировать на информацию, которую они получают из окружающей среды. Сенсорная интегративная терапия, использующая такие методики, как растирание, покачивания, тактильная деятельность и сжатие суставов могут помочь им лучше воспринимать информацию[2]. Использование приемов трудотерапии поможет в решении следующих задач:
– максимальное использование движений рук в функциональной деятельности;
– развитие способности общения;
– улучшение способности независимого питания.
Одним из эффективных средств решения коррекционных задач в работе с девочками с синдромом Ретта является «пальчиковый бассейн». Игры и упражнения с тренажёром «пальчиковый бассейн» увлекательны. Они всегда обеспечивают положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребёнка. Игры с сыпучими веществами позитивно влияют на эмоциональное самочувствие, стабилизируют состояние нервной системы. Действительно, занимаясь с «пальчиковым бассейном», девочки с синдромом Ретта всегда чувствуют себя комфортно. Они с желанием проявляют творческую активность. Это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития.
«Пальчиковый бассейн» представляет собой большую прямоугольную коробку с невысокими бортиками, в которую насыпают фасоль или горох высотой в 6-8 см. Можно использовать и пластмассовые тазики, ванночки, детские надувные бассейны. Кроме сыпучих веществ для оборудования «пальчиковых бассейнов» педагоги применяют шарики, гладкие камешки, мелкие игрушки.
Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне» способствует развитию тактильного восприятия, активизации кинестетических ощущений, нормализации тонуса пальцев рук, развитию их движений. С помощью «пальчикового бассейна» в игровой форме можно решать и другие коррекционные задачи, причём некоторые из них одновременно.
Играя самостоятельно, выполняя несложные движения руками, перебирая, сжимая в кулачках, перетирая фасоль между ладошками, закапывая руки и др., ребёнок сосредотачивается на тактильных ощущениях, обеспечивает себе массаж, расслабляется и психически отдыхает. Имеет смысл показать ребёнку дополнительные возможности подобных игр: раскопать ямку, закопать её, спрятать руки, положить их на дно, «пройтись», «поскользить» ладошками (кулачками) по поверхности «бассейна», выполняя движения в разных направлениях, «прошагать» по поверхности отдельно каждым пальцем, погружая их на разную глубину, пошевелить пальчиками или сжатыми кулачками внутри. Игры в «пальчиковом бассейне» можно успешно сочетать с речью.
Следующим видом терапии, используемой в коррекции моторных проблем при синдроме Ретта, является музыкальная терапия, которая расширяет формы взаимодействия с окружающим миром, доступные ребенку. Развитие голосовых возможностей. Работа направлена на повышение возможности ребенка произвольно управлять своим голосом, следуя за музыкой. В результате, в ряде случаев удавалось произносить звуки, имеющие устойчивое значение («да», «дай» и др.).
Развитие зрительного внимания. Для детей с синдромом Ретта очень часто бывает затруднена концентрация внимания на определенном объекте. Работа начинается с привлечения внимания ребенка к инструментам, на которых педагог играет непосредственно перед ним. Постепенно стараются расширить поле активного внимания ребенка.
Побуждение моторной активности с помощью музыкальных инструментов. Здесь используются, главным образом, ударные инструменты – бубны, барабаны и др. Эти инструменты дают возможность вывести стереотипные движения на более произвольный уровень, приводит к снижению интенсивности стереотипии. С помощью музыкальных инструментов удается улучшить возможность держать предметы — увеличивается продолжительность захвата.
Следующим эффективным видом терапии, применяемым в коррекции моторных проблем при синдроме Ретта, является гидротерапия (движения в теплой воде). Она крайне необходима для девочек с синдромом Ретта. Из-за апраксии девочки не способны планировать и совершать те движения, которые они хотели бы совершить, поэтому прогулки небезопасны. В то время как остальные формы мобильности ограничены или отсутствуют, возможными остаются движения под водой. Самопроизвольные движения гораздо легче производятся в воде, гидротерапия увеличивает диапазон движений и снижает спастичность.
Сенсорные и перцепционные затруднения, которые девочка с синдромом Ретта испытывает на земле, не ощущаются, когда она в воде. Пациентка может достигнуть лучшего равновесия без сомнений и страха.
Вязкость и давление обеспечивают проприоцептивную и тактильную стимуляцию. Вода обеспечивает поддержку для ее конечностей, давая ей понять, что она имеет вес. Это помогает девочке увеличить мышечную массу, силу и гибкость. Тепло воды помогает успокоить непроизвольные движения, стереотипные движения и прерывистое дыхание, улучшить диапазон пассивных движений.
Эластичность воды позволяет ей двигаться в разных направлениях, позволяет совершать симметричные движения, которые могут быть затруднены на земле. Плавучесть облегчает ее вес, позволяет терапевту обеспечить лечение, прилагая меньше усилий для придания девочке с синдромом Ретта нужного положения. Также обеспечивается поддержка при движении, позволяющая ей легче двигаться.
Отметим, что хорошие результаты в коррекции моторных проблем при синдроме Ретта показала иппотерапия – верховая езда, которая нравится многим детям. Такая деятельность помогает обеспечить равновесие и усилить торс, а также обеспечить необходимые движения руками, т.е. минимизировать стереотипные движения и улучшить функциональное использование рук. Пациентка получает чувство контроля, которое дарит ей уверенность и удовлетворенность. Находясь на спине у движущейся лошади, она также получает навык ритма, необходимый ей при ходьбе[5].
Очень важно также при коррекции моторных проблем работать над развитием эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка. Неспособность произносить слова не означает, что слово, будучи носителем смысла, теряет для людей с синдромом Ретта свою значимость. Голос, мимика, поза помогают им наблюдать и разделять те эмоциональные тональности, которые содержатся в речи.
Каков бы ни был контекст общения (моменты близкого общения, восстановительное обучение и т.д.), речь (благодаря интонации), взгляды, мимика и прикосновения всегда выражают эмоции, которые человек с синдромом Ретта может воспринять. Более того, можно наблюдать, как девочка узнает некоторые слова, даже использованные вне контекста (слова, принятые в кругу семьи, имена людей, названия некоторых знакомых и любимых видов деятельности)[2].
Окружению необходимо научиться распознавать жесты, мимику, голосовые нюансы, особые взгляды, позы, проявления несогласия, появление и усиление стереотипий и гипервентиляции – и видеть в них потенциальное сообщение, поддающееся расшифровке и доступное для понимания.
У людей с синдромом Ретта необходимо развивать самоуважение, поскольку именно оно подвергается испытаниям из-за переживаний, которые могут возникнуть в связи с апраксией и ограниченными возможностями самовыражения или из-за бестактных взглядов окружающих. Именно благодаря правильному отношению близких людей у ребенка может сформироваться самоуважение и уверенность в том, что к его внутренней жизни относятся с пиететом[4]. Важно научиться воспринимать человека с синдромом Ретта таким, каков он есть: двигательными или интеллектуальными нарушениями, агрессией и протестом, которые он иногда проявляет, с его радостью, нежностью, удовольствием от общения.
Список литературы:
1. Дети с синдромом Ретта (перевод с французского). М.: Теревинф, 2013. 256 с.
2. Керр Алисон, Вит Энгерстрем Ингегерд. Синдром Ретта и развивающийся мозг. Оксфорд: Оксфорд Юниверсити Пресс,2014, дополнения 2016. 257 с.
3. Синдром Ретта глазами родителей и специалистов. М.: Теревинф, 2015. 318 с.
4. Hunter Kathy. Rett syndrome. США, 2014. 386 с.
5. Meir Lotan и Joav Merrick. Синдром Ретта: терапия вмешательства. Оксфорд, 2015. 49 с.
Источник
Синдром Ретта (цереброатрофическая гипераммониемия) — психоневрологическое наследственное заболевание, приводящее к тяжелой форме умственной отсталости, в основном встречающееся у девочек.
Развитие ребёнка до 6 — 18 месяцев протекает нормально, но потом начинают пропадать приобретённые речевые, двигательные и предметно-ролевые навыки. Характерным для данного состояния являются стереотипные, однообразные движения рук, их потирание, заламывание, при этом не носящие целенаправленного характера. Речь затрудняется, ответы становятся однообразными, временами речь совсем пропадает. Наблюдается низкий психологический тонус. Лицо ребёнка постепенно приобретает грустное, «неживое» выражение, взгляд становится расфокусированным
или устремлённым в eдну точку перед собой. Движения становятся заторможенными. Появляются судорожные припадки.
Диагностика синдрома Ретта
Причина возникновения синдрома — мутации в гене MECP2, расположенном на Х-хромосоме, первоначально выявляется по внешним клиническим проявлениям. Подтверждение диагноза может быть получено в ходе сдачи генетического анализа, направленного на выявление дефекта в гене MECP2, что позволит отличить данный синдром от таких сходных на начальных этапах развития заболевания синдромов как детский церебральный паралич, ранний детский аутизм и некоторых других.
Стадии заболевания
Характер течения синдрома Ретта значительно варьирует у разных детей, однако, в целом можно выделить следующие стадии течения заболевания:
- I стадия определяется как аутистическая стадия, когда после первых 12-18 месяцев жизни после рождения ребенка отмечается резкая остановка психического развития, исчезновение интереса к окружающему миру. Также характерно для этой стадии снижение мышечного тонуса, замедление роста головы и конечностей на фоне общего роста тела.
- II стадия так называемого «быстрого регресса», период течения которой обычно составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. Эта стадия характеризуется смягчением аутоподобного поведения, ребенок проявляет некоторое эмоциональное отношение к близкому взрослому на фоне стремительного распада речевых функций, моторных функций, общего моторного беспокойства в виде насильственных движений руками моющего и потирающего характера. На этой стадии часто возникают расстройства дыхательных функций — задержка дыхания, глотание воздуха, гипервентиляция.
- III стадия «псевдостационарная», период протекания которой может составлять более 10 лет, характеризуется слабоумием ребенка с полной утратой активной речи, нарушением произвольных движений, тремором мышц на фоне достаточно благоприятного эмоционального состояния, интереса к окружающему миру, частично сохранным пониманием простых бытовых жестов, возможностью кратковременного глазного контакта.
- IV стадия — стадия «тотального слабоумия», характеризуется полной утратой способности к ходьбе, жеванию и распадом других жизненных навыков.
Лечение
Детям, страдающим синдромом Ретта, рекомендовано прохождение следующих программ, направленных на поддержку когнитивных, эмоциональных и социальных функций: курс по сенсорной интеграции, игротерапия, АВА-терапия, занятия с нейропсихологом, занятия с логопедом-дефектологом.
Наши программы:
Центр речевой неврологии «ДокторНейро» разработал комплексную Программу обследования детей с неустановленным диагнозом «аутизм».
После диагностического обследования и выявления точного диагноза мы рекомендуем родителям пройти курс лечения по Программе социальной адаптации детей с аутизмом «Открытый мир».
Источник