Занятия рисованием для детей с синдромом дауна в
гульнара голова
Конспект занятия по рисованию c применением нетрадиционных методов рисования для детей с синдромом Дауна
Конспект занятия по рисованию c применение нетрадиционных методов рисования для детей с Синдромом Дауна.
Тема : «Колобок катиться по дорожке»
Цель: Развить эмоциональную сферу ребенка, формировать доверительные отношения, активизировать внимания. Познакомить детей с новым методом нетрадиционное рисования при помощи пенопласта.
Задачи:
1. Образовательная.
Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Знакомить с новой техникой рисования – пенопластом.
2. Развивающая.
Расширять словарный запас, развивать двигательную активность под стихотворное сопровождение;
Развивать психические процессы детей: внимание, память, мышления, развитие мелкой моторики рук.
3. Воспитательные.
Воспитывать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое до конца. ;
Приучать к аккуратности в работе, сформулировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;
Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Словарь: покатился, круглый.
Материал и оборудование: ваночки с водой, краски (гуашь, ванночки, салфетки, клеёнки, сюжетные картинки из сказки, пенопласт,.
Предварительная работа: чтение, рассказывание, рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок», прослушивание музыки, показ настольного театра «Колобок».
Ход занятия.
1 Организационная часть: звучит музыка 1
Воспитатель: Здравствуйте уважаемы гости! Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка — это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! А хотите я вам подарю хорошие настроение?
Дети: отвечают Да.
Воспитатель: Алеша у тебя есть карманчик? Вот тебе хорошее настроение.
Олегу в кулечек, Максиму в ладошки, а Лере на бантик.
Ребята давайте с вами подарим хорошее настроение нашим гостям (сжимают ладошки и дуют на них разжимая) заканчивается музыка
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в сказку дайте закроем глазки и представим что мы в сказке. Звучит музыка 2
Воспитатель. По дорожке мы пойдем, в сказку вместе попадем. (Слайд 1)
Долго – долго мы идем – длинная дорожка.
Вдалеке мы видим дом – белое окошко.
Из трубы дымок идет, в доме баба с дедушкой живет…
Заканчиваться музыка
2. Основная часть:
Ребята давайте с вами вспомним сказку про «Колобка» слайд 2
Пальчиковая гимнастика
Жили-были дед и баба — на поляне у реки. Слайд 3
И любили очень-очень на сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы, бабка тесто замесила.
Ну а маленькая внучка — колобок катала в ручках.
Вышел ровный, вышел гладкий, не солёный и не сладкий,
Очень круглый, очень вкусный. Даже есть его нам грустно!
Дети: Выполняют движения: хлопают в ладоши; смотрят вдаль; гладят живот; рисуют в воздухе; «месят» тесто; «катают» колобок в ладонях; гладят поочерёдно руки; грозят указательными пальцами по очереди; рисуют в воздухе круг; гладить живот.
Воспитатель: Положила бабка колобка на окно остужаться. Слайд 4
Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку – и покатился по дорожке. Слайд 5
Воспитатель: Катился колобок, а навстречу ему. (Слайд6)
Дети. Зайчик. (дети показывают жестом зайчика)
(Заяц плачет)
Воспитатель. Что ты плачешь Зайчик?
Заяц. Я по лесу все скакал, Колобка я догонял,
Потерялся я в лесу и дорожки не найду.
Помогите мне ребята выложить дорожку,
Чтобы я попал домой, в лес любимый мой родной!
Воспитатель. Поможем зайчику?
Д/у «Выложи дорожку».
(Детям предлагается разноцветные полоски бумаги и крышки от пластиковых бутылок. нужно расставить крышки по цвету дорожек.)
Воспитатель. От зайчика к лесу протянем дорожку:
Не будет дорога петлять, загибаться, —
Зайчик не хочет на ней потеряться!
Зайчик. Спасибо вам, ребятки, что мне помогли.
Хорошо у вас ребята, но я домой сейчас пойду
Буду прыгать по дорожкам на своих я быстрых ножках.
Воспитатель :Покатился дальше колобок а на встречу ему … Кого же встретил колобок? (Слайд 7)
Воспитатель: Волка. Как волк воет? (дети показывают движения и звукоподражания, у-у-у) .
Воспитатель :Покатился дальше колобок а на встречу ему … Кого же встретил колобок? (Слайд 8)
Воспитатель: Как медведь рычит? Э-Э-Э (дети произносят звук)
Воспитатель: Кто последний встретился колобку? Лисичка. (Слайд 9)
Воспитатель: Предлагает детям поиграть – размять пальчики.
Физминутка : слайд 10
Раз-два,три-четыре,пять
Я умею рисовать
На стене,и на стекле
На альбомном на листе
3. Практическая часть. Рисование.
Воспитатель : А лиса хитрая была, взяла и съела колобка. Что же делать, ребята? Расстроились бабушка и дедушка. Давайте мы нарисуем им колобка.
Воспитатель: Показывает демонстрационный материал: — На рисунке Колобок катиться по дорожке. Слайд 11
Покажите Колобок какой формы? – Круглой конечно. (Выбирают фигуры)Предлагает показать руками. Какого цвета? –Жёлтого цвета. Вот и сегодня мы свами будем рисовать колобка круглой формы
— А чем же мы будем рисовать колобка? (воспитатель достает подушечки пенопласта).
Воспитатель напоминает приемы рисования: показывает, как держать подушечки (всеми пальчиками). Подушечку надо держать правильно, иначе она обидится, и наш колобок получится не красивой, неаккуратной. Рисовать нужно так: обмакнуть подушечку пенопласта в краску и приложить к бумаге, затем обмакнуть еще в краску и вновь приложить к бумаге и так далее, пока колобок не станет цветной (желтый).
Дети выполняют движения, показанные воспитателем.
-Посмотрите, ребята, какие румяные колобки у нас получились. А теперь давайте нарисуем пальчиком ему глазки, для этого берём синюю краску и ротик, берём красную краску.
Дети выполняют работу по показу воспитателя.
Рефлексия:
-Молодцы, ребята. Вот обрадуются дедушка с бабушкой, ведь у них теперь не один, а много румяных колобков. Слад 12
Воспитатель: Оценивает работы детей, хвалит их. Говорит, что бабушке и дедушке понравятся их Колобки. Дети: Любуются своими рисунками.
[b]Ожидаемый результат:[/b]
Воспроизводят: содержание знакомой сказки.
Понимают: как правильно держать подушечку пенопласта
Применяют: навыки нетрадиционной техники рисования красками.
.
Источник
Волонтеры из Ижевска доказывают, что занятия в ИЗО-студии помогают таким детям не только реализовать себя, но и способны развивать необходимые навыки
Первую группу набрали еще год назад Фото: vk.com/solnmirФото: vk.com
Изменить размер текста:
Есть миф, что дети с синдромом Дауна необучаемы, поэтому для них мало где организуют занятия допобразования – кружки, секции, студии. Такие ребята ходят чаще всего в коррекционные школы, а после уроков идут домой. В некоторых семьях родители пытаются восполнить пробел самостоятельными занятиями – они вместе рисуют, делают поделки.
— Но родительские амбиции требуют выполнения совершенной работы детьми, поэтому они ограничивают свободу проявления себя ребенком, лишая их инициативы, — рассказали авторы ижевского проекта «Солнечная ИЗО-студия, как эффективный метод абилитации детей с синдромом Дауна».
В прошлом году в студии запустили, тогда еще в качестве эксперимента, проект: родителей с детьми, у которых синдром Дауна, пригласили на занятия. Арт-терапию широко применяют в рамках реабилитационных программ на Западе для таких ребят. Рисование, лепка, изготовление поделок развивает мелку моторику, что особенно важно для детей с 1-1,5 лет. Опыт иностранных коллег показал – через творчество ребенок с синдромом Дауна получает необходимые навыки, он быстрее учится писать, становится самостоятельным и не так как раньше зависит от родителей в бытовом плане.
Помогают ребятам ассистенты-волонтеры Фото: vk.com/solnmirФото: vk.com
Год назад в Ижевске создали первую такую группу. В нее вошли 18 ребят от 5 до 14 лет.
— Занятия в творческих объединениях по традиционным методикам неэффективны для детей с синдромом Дауна. И дети, и их родители быстро утрачивают интерес к этим занятиям, — рассказали в общественном движении Удмуртской республики «Солнечный мир».
Цель проекта не только научить детей рисовать, конечно. Авторы проекта применяют методики, с помощью которых ребенок получает навыки, без которых его дальнейшая социализация невозможна. Эти умения пригодятся, когда воспитанник студии пойдет в школу.
— Проанализировав опыт занятий прошлого учебного года, мы пришли к выводу, что у детей с синдромом Дауна необходимо восполнить недостаток по формированию мелкой моторики, повышение компетенции педагога и произвести замену родителей на ассистентов, — сообщили в «Солнечном городе».
Сделать проект еще масштабнее удалось благодаря средствам президентского гранта. Теперь ИЗО-студия объединяет 100 семей. При этом всего в Удмуртии проживает 154 ребенка с таким диагнозом.
К проекту присоединились волонтеры, которые прошли специальное обучение. В основном это молодые люди от 16 до 30 лет. Общее число волонтеров пока составляет 25 человек, но в студии готовы принять еще желающих помогать детям. Добровольцы заменяют родителей на занятиях для ребят, которые не могут самостоятельно выполнять задания педагога.
В «Солнечном городе» уже видят положительный результат от участия ассистентов-волонтеров, дети становятся самостоятельнее и могут без страха оценок и наставлений выражать себя в творчестве.
Но это не значит, что родителям в студии нет места. Для них проводят специальные обучающие лекции: как заниматься дома с детьми, в каких случаях стоит поправлять ребенка во время рисования, а еще в «Солнечном городе» проводят родительские собрания, дают домашние задания, мастер-классы и устраивают совместные с детьми экскурсии.
— Проект будет считаться успешным, если из 25 участников студии у 25 будут сформированы основные навыки изобразительной деятельности, у 15 будет сформирован интерес к занятиям: они будут посещать занятия регулярно, у десяти рука будет подготовлена к письму, пять детей к концу учебного года начнут заниматься самостоятельно, без сопровождения ассистента, — сообщают авторы проекта.
Рисунки ребят попадут на выставку Фото: vk.com/solnmirФото: vk.com
По окончании годового курса работы ребят попадут на выставку, которую «Солнечный город» организует совместно с партнерами. Также планируется изготовить сувенирную продукцию и календарь с рисунками детей.
Источник
Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие детей с синдромом Дауна
Присяжнюк Елена Александровна воспитатель, МАДОУ «Детский сад №16», г.Кириши Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Рисовать я буду!
Рисовать я буду,
Каждому рисунку
Радуясь, как чуду!»
А.Барто
Актуальность и новизна
Согласно современному подходу к образованию и социокультурной политике в целом, право на образование принадлежит всем детям, включая детей- инвалидов независимо от причин инвалидности. Одним из процессов развития общего образования является инклюзивное образование, которое подразумевает доступность образования для всех, приспособление образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС ДО) как раз и работает над тем, чтобы создать надёжный фундамент для погружения детей с ОВЗ в социальное пространство.
У ребенка с синдромом Дауна этапы развития те же, что и у обычных детей. Но средние сроки появления навыков запаздывают по сравнению с нормативами, и возрастной диапазон появления гораздо шире, чем у обычных детей.
В последнее время в изобразительном искусстве широко используются методы рисования с использованием нетрадиционных техник. Продуктивная деятельность играет важную роль в психическом развитии ребенка с синдромом Дауна. Практики отмечают высокую эффективность нетрадиционного рисования в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также в выработке навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения.
Сильной стороной детей с синдромом Дауна является способность к подражанию. Дети охотно имитируют простые движения, необходимые при занятиях рисованием, аппликацией и лепкой.
Цель: выяснить роль нетрадиционных техник рисования на развитие детей с синдромом Дауна.
Задачи:
- Обучать детей приемам рисования с помощью традиционных (рисование карандашом, красками) и доступных нетрадиционных техник изображения (“пальцевая живопись”, рисование штампом, губкой, помазком);
- Знакомить с элементарными материально-техническими средствами изобразительной деятельности;
- Формировать, уточнять и обогащать представления об объектах окружающего мира;
- Развивать у детей адекватные эмоциональные реакции при рассматривании доступных их пониманию различных предметов;
- Развивать восприятие основных свойств и качеств изображаемых предметов (цвет, форма, величина, фактура);
- Развивать целенаправленные движения кисти и пальцев рук, движения обеих рук под контролем зрения;
- Создавать условия для развития у детей относительно самостоятельной изобразительной деятельности.
Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка, необходимыми условиями являются:
- Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;
- Обеспечение разнообразных сенсорных ощущений детей (зрительное, тактильно-кинестетическое обследование);
- Организация предметной среды (специальные столы и мольберты, большие листы бумаги для рисования; материально-технические средства обучения: карандаши средней мягкости, различие по форме волоска кисти (плоские и круглые), по размеру (средние и толстые); краски, тушь, гуашь;
- Проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук;
- Обязательная совместная деятельность детей и педагога.
Для успешного овладения детьми нетрадиционными художественными техниками, до начала обучения провели обследование детей с целью выявления у них изобразительных умений и навыков. Составили перспективный тематический план с учетом индивидуальных возможностей детей.
Занятия сначала проводили индивидуально с каждым ребенком (для достижения хороших результатов), затем объединили детей их в пары.
- Нетрадиционные техники рисования — это рисование необычными способами, материалами и инструментами (раздувание краски, рисование ватной палочкой, мятой бумагой, оттиски различных предметов, рисование с помощью штампов и др.). Это увлекательное занятие позволяет развить воображение, образное и творческое мышление, позволяет выразить себя и выплеснуть эмоции на лист бумаги. Нетрадиционные техники рисования не сложны в исполнении, но позволяют создать очень оригинальные работы. Поэтому многие из них доступны совсем маленьким детям, не умеющим держать кисть и детям с особенностями в развитии. Особое значение нетрадиционное рисование имеет для детей с ограниченными возможностями. Оно способствует развитию зрительного восприятия, взаимодействия рук и глаза, развивает точность движения рук.
В своей работе мы используем нетрадиционные техники рисования:
- Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
- Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
- Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
- Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
- Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
- Вдвоем на длинной полосе бумаги: дети рисуют рядом друг с другом красками или карандашами (сидя, лежа или стоя).
- Оттиск мятой бумагой: сминается бумага в комок, затем обмакивается в краску и прикладывается к листу бумаги.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес. Занимаясь с детьми художественным творчеством, мы стараемся расширить их сенсорный опыт, используем материалы с разной фактурой, даем возможность потрогать руками краски, тесто, пластилин. Мы стремимся к развитию мелкой моторики, формированию тонких целенаправленных движений, навыков, предшествующих письму. Кроме того, во время занятий рисованием увеличивается время сохранения внимания, формируется умение выполнять цепочку последовательных действий, растет мотивация к деятельности. Постепенно дети понимают, что результат их работы ценится, а умения накапливаются.
Взаимодействие с родителями
Работая с детьми, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И мы используем любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Проводим консультации и беседы, занятия, развлечения, дни открытых дверей, совместные с детьми мастер-классы по нетрадиционному рисованию, активно привлекаем к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Мы сделали вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми — важнейшее условие его психического развития
Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, являются выставка детского рисунка. Они очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Мы думаем, что наша совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
- У детей улучшилось понимание речи, значительно пополнился словарный запас. Улучшилась концентрация внимания.
- Воспитанники стали проявлять яркий интерес к изобразительной деятельности, к различным материалам (гуашь, акварель, глина, мелки).
- Формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины.
- Преобладает положительный эмоциональный фон (дети активны, жизнерадостны, не проявляют аффективных вспышек).
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главное в нашей работе: занятия приносили детям только положительные эмоции.
Основными критериями результативности работы считаем: позитивную динамику в развитии детей с синдромом Дауна.
Список использованной литературы
- Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. — Москва, 2002.
- Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. М.: Просвещение, 2006.
- Комарова Т.С. Коллективное творчество дошкольников. – Москва, 2005.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа (средний, старший, подготовительный возраст), — М: «КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА», 2009.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптура из природного материала. – М: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009.
- Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. — М.: «Просвещение», 2005
Источник