Занятия по синдрому эмоционального выгорания
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 56
г. ЧЕХОВА Московской области
Тренинговое занятие
Тема:
«Эмоциональное выгорание педагогов»
Разработала:
педагог-психолог ГОУ НПО ПЛ №56
М. И. Гавшина
Апрель 2009 г.
Сценарий тренингового занятия:
Тема: проблемы педагогов, связанные с эмоциональным выгоранием.
Цели:
- познакомить присутствующих с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами профилактики;
- выявить наличие или отсутствие этого синдрома у себя и других;
- освоить методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;
- развить групповую сплоченность;
- снять напряжение и получить психологическую поддержку;
- стабилизировать эмоциональное состояние.
Материалы и оборудование:
- Бумага формата А4 (по количеству участников)
- Ручки (по количеству участников)
- Тест «Нужно ли Вам бороться со стрессом» (по количеству участников)
- Текст сказки «Сотовый телефончик»
Предварительная работа:
Тест «Нужно ли Вам бороться со стрессом»
План занятия:
№ п/п | Этап | Продолжительность |
Предварительная работа: Тест «Нужно ли Вам бороться со стрессом» | 5-7 минут | |
Введение | 5 минут | |
Упражнение «Имя» | 5 минут | |
«Фундамент позитивной педагогики» Упражнение «Сказки» | 10 минут | |
Игра «Я люблю, конечно, всех…» | 10 минут | |
Тренинговое упражнение «… зато ты» | 20 минут | |
Упражнение «Вверх по радуге» | 3 минуты | |
Заключение | 2 минуты | |
Всего: 60 минут |
Ход занятия:
- Предварительная работа:
Перед началом занятия (за несколько минут) участникам можно предложить ответить на вопросы несложного теста.
ТЕСТ «НУЖНО ЛИ ВАМ УЧИТЬСЯ БОРОТЬСЯ СО СТРЕССОМ»
(по А.И. Тащевой, 2000)
Ответьте «да» или «нет» на десять вопросов. Если положительных ответов будет больше четырех, пора задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит – и здоровья.
1. Часто ли Вы чувствуете, что слишком устали, чтобы отвечать вниманием на внимание со стороны окружающих?
2. Бываете ли Вы вспыльчивы по пустякам?
3. Случалось ли Вам чувствовать, что Вы устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него?
4. Случалось ли Вам испытывать по вечерам ощущение, что шея онемела, мышцы плеч ноют, а в спине – тупая боль?
5. Испытываете ли Вы сильные головные боли от конфликтов в семье?
6. Приводят ли конфликты к нарушению пищеварения?
7. Бываете ли Вы иногда слишком плаксивы или близки к слезам?
8. Предрасположены ли Вы к астме или кожной сыпи и дают ли они о себе знать, когда Вы эмоционально расстроены?
9. Приходилось ли Вам испытывать внезапные приступы болезни как раз тогда, когда нужно было собрать все силы для решающего поступка?
10. Часто ли Вам кажется, что вы тратите слишком много времени на решение чужих проблем и у Вас не остается времени на себя?
- Введение
Сегодняшнее наше занятие посвящено эмоциональному выгоранию, а точнее его профилактике и снятию эмоционального напряжения. Термин «эмоциональное выгорание» впервые был введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Им обозначается психическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с другими. Изначально Фреденберг занес в эту группу специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже она объединила все профессии, предполагающие постоянное, тесное общение («человек — человек»).
Синдром эмоционального выгорания (burn-out) представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, учителя и др.).
Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений учителя и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу учебы детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение.
Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс… Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье. Такие заболевания, как гипертония, астма, язва желудка, становятся профессиональными заболеваниями учителей. Не случайно в последние годы все чаще говорят о синдроме эмоционального выгорания педагога.
Эмоциональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов. Это и фактическое отсутствие права на ошибку, приводящее к расширению трудового времени за счет работы на дому, и неудовлетворенность профессиональным статусом, и страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест, и отсутствие условий для самовыражения и самореализации, и низкая зарплата.
Не секрет, что профессия учителя чаще, чем большинство других профессий, приводит человека к ситуации сверхстресса, то есть стресса, превышающего «повседневный» психический потенциал человека. В этой ситуации наибольшую опасность для психики представляют чувства неизвестности, неопределенности и беспомощности, так характерные для современных учителей. Следствием повышенной напряженности труда учителя нередко становится подавленность, апатия, чувство постоянной усталости, а иногда и грубость, несдержанность, оскорбления в адрес учеников. Подобные эмоциональные взрывы не приносят облегчения, заставляя испытывать чувство вины, так как профессиональный долг педагога предполагает, что он обязан держать себя в руках.
Основные симптомы СЭВ:
- ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
- нарастающий негативизм по отношению коллегам;
- злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
- утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
- повышенная раздражительность — и на работе, и дома;
- упорное желание переменить род занятий;
- то и дело возникающая рассеянность;
- нарушение сна;
- обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
- повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.
Синдром «Эмоционального выгорания» включает в себя 3 стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов:
1-я стадия (1) «Напряжение» — симптомы:
- неудовлетворенность собой,
- «загнанность в клетку»,
- переживание психотравмирующих ситуаций,
- тревожность и депрессия.
2-я стадия (2) «Резистенция» — симптомы:
- неадекватное, избирательное эмоциональное реагирование,
- эмоционально-нравственная дезориентация,
- расширение сферы экономии эмоций,
- редукция профессиональных обязанностей.
3-я стадия (3) «Истощение» — симптомы:
- эмоциональный дефицит,
- эмоциональная отстраненность,
- личностная отстраненность,
- психосоматические и психовегетативные нарушения.
- Упражнение «Имя»
Цель: создание положительной атмосферы в группе, поднятие самооценки участников тренинга, акцентирование внимания на ценности каждого члена группы.
Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек.
Ход упражнения:
Каждый участник записывает свое имя на листе бумаги. А затем придумывает положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.
Например:
Ж — жизнерадостная
А — активная
Н — новая
Н — необычная
А – артистичная
Далее все участники группы зачитывают свои имена и придуманные прилагательные.
- «Фундамент позитивной педагогики»
Упражнение «Сказки»
Цель: принятие каждого учащегося, умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.
Ход упражнения:
В этом упражнении педагогам читается сказка. Им нужно определить, какая воспитательная идея в ней содержится. Затем подумать, встретились ли в сказке персонажи, напоминающие учащихся их группы.
Сказка про телефончик:
«Учился в одном лицее сотовый телефончик. Вернее, конечно, не телефончик, а его хозяин. Но это не столь важно. Потому что телефончик каждый день ходил в лицей в кармане своего хозяина и оттуда слушал все уроки. Больше всего он любил историю. А меньше всего, как ни странно, перемены, потому что в это время все ребята дружно доставали свои телефоны. И те, промолчавшие весь урок, начинали громко хвастаться друг перед другом: «Посмотрите, какой я крутой, сколько функций я имею!» «А я круче, посмотрите, какой у меня корпус». «А я…» А наш телефончик во время этих разговоров только грустил, потому что корпус у него был самый обычный, голос тоже. Правда, он умел хорошо делать свое дело – громко звонил. Но это никого не интересовало. Все только смеялись над ним, дразнили и предлагали не позорить их и отойти в сторону.
Погрустил наш телефончик и решил потеряться. Тихо выпал он из кармана хозяина, когда тот проходил по улице, и спрятался в кустах.
То ли спал он, то ли дремал, когда услышал голос своего хозяина: «Телефон, где мой телефон? Я потерял его». Наверное, хозяин был с другом, потому что послышался другой голос: «Не грусти, может быть, тебе купят новый, с разными наворотами». Но хозяин не согласился с ним: «Но я хочу найти свой. Посмотри, как легко потерять то, что имеешь. И как трудно найти».
Телефончик задумался: «Правда, как легко потерять то, к чему привык и на что обычно не обращаешь внимания. Я привык к тому, что меня любят и обо мне заботятся. Перестал радоваться теплоте знакомых рук. Видел только короткие перемены, наполненные насмешками. И эти небольшие отрезки времени стали для меня всем».
А в это время солнце осветило кусты и сам телефон. Мальчик радостно вскрикнул: «Ты здесь!» «Я здесь, – ответил телефон. – Я теперь рядом с тобой. И я буду помнить, что мир прекрасен и разнообразен. И пусть он иногда будет колючим и острым, но это дает возможность по-новому увидеть его яркость.»
Ведущий говорит о том, что фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ученика. А предпосылкой этого принятия, то есть первым шагом – умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.
Задание:
Педагогам предлагается выбрать и назвать одного из учащихся своей группы, которого они считают трудным. Затем быстро найти и назвать пять его хороших качеств.
- Игра «Я люблю, конечно, всех…»
Цель: создать положительную атмосферу.
Ход игры:
Участники сидят на стульях по кругу, в центре находится ведущий. Ведущих говорит фразу: «Я люблю, конечно, всех, но … (называет какой-либо признак, например, тех у кого светлые волосы, тех, кто имеет домашних животных)… больше всех». Участники игры с указанным признаком должны поменяться местами, а ведущий в это время — успеть занять чей-то стул. После этого, тот, кому не хватила стула, становится ведущим и игра начинается сначала.
- Тренинговое упражнение «… зато ты»
Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе, а также оно может служить прекрасным завершением тренинга.
Оборудование: листы бумаги А4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.
Ход упражнения:
Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «… зато ты…» и далее какое-то положительное качество этого человека: все, что угодно (у тебя очень красивые глаза, ты лучше всех рассказываешь анекдоты).
В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист.
- Упражнение «Вверх по радуге»
Цель: стабилизация эмоционального состояния.
Ход упражнения:
Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.
- Заключение
Чтобы избежать синдрома эмоционального выгорания:
- старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки;
- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относитесь к конфликтам на работе;
- как ни странно это звучит — не пытайтесь всегда и во всем быть лучшими.
Помните: работа — всего лишь часть жизни.
список используемой Литературы:
- Бойко В.В. «Энергия эмоций». – СПб.: Питер, 2004.- 474 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. «Словарь-справочник по психодиагностике».—СПб.: Питер, 2001
- Вачков И. «Профессиональные стереотипы: выдумка или реальность?»// «Школьный психолог.» — № 17. – 2003. – С.12-13.
- Глауберман Д. «Радость сгорания: как конец света может стать новым началом.» – М.: ООО Издательство «Добрая книга», 2004. – 368 с.
- Малых С.Б., Кутузова Д.А. «Психолог и стресс.»// «Вестник практической психологии образования.» — № 1. – 2004.- С. 28-33.
- Орел В.Е. «Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы.»// «Психологический журнал.» – Том 22. — № 1. – 2001. – С.90-101.
- Романова Е.С., Горохова М.Ю. «Личность и эмоциональное выгорание.»//»Вестник практической психологии образования.» — № 1. – 2004.- С.18-23.
- Ромек В., Ромек Е. «Тренинг наслаждения.» – СПб.: Издательство «Речь», 2003. – 160 с.
- Самоукина Н.В. «О проблемах практического психолога.»// «Журнал практического психолога.» — № 6. – 2002. – С.3-14.
- Сиднева С. «Плата за мастерство. О профессиональной деформации психолога.»// «Школьный психолог.»- №6. – 2005. – С.11-13.
- Скугаревская М.М. «Синдром эмоционального выгорания» // «Медицинские новости.» 2002. №7
- Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме.»// «Журнал практического психолога.» — № 5. – 1998. – С.84-89.
- Трунов Д.Г. «Профессиональные деформации практического психолога.»// «Психологическая газета.» — № 1. – 1998. – С.12-13.
- Филина С. «О синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы.»// «Школьный психолог» — № 36. – 2003. – С.18-19.
- Фопель К. «Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие.» – М.: «Генезис», 1999. – 256с.
Источник
Тренинговое занятие
Тема: «Профилактика профессионального выгорания педагогов санаторно-оздоровительного комплекса».
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.
Задачи:
• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;
• снизить уровень эмоционального напряжения;
• содействовать активизации личностных ресурсных состояний;
• сформировать установку на сохранение и укрепление психического
здоровья;
.
Форма работы: смешанная – групповая с элементами индивидуальной, с использованием мини-лекции.
Категория участников: педагоги учреждения, младший педагогический персонал.
Продолжительность занятия — 1,5 часа.
Количество участников в группе 12 — 15 человек,
Ожидаемые результаты:
повышение уровня компетентности в вопросах психического здоровья;
улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе;
повышение уровня стрессоустойчивости у педагогов;
снижение уровня эмоционального напряжения;
повышение работоспособности;
Материалы и оборудование:
Маркерная доска или ватманы для записи информации
Интерактивная доска
Маркеры, фломастеры, ручки, цветные карандаши
Бумага А4
Таблицы «Поле самодиагностики»
Кнопки, скотч, ножницы.
Вводная часть
1.Приветствие участников.
2. Знакомство с темой и задачами тренингового занятия.
3. Выработка основных правил общения в группе.
здесь и сейчас
правило поднятой руки;
быть активным;
правило обратной связи.
(Правила вынесены на экран и предлагаются участникам).
4. Вводные упражнения:
Знакомство и позитивный настрой группы
— Упражнение «Здравствуйте, ……Елена»;
Цель: приветствие участников тренинга, обмен положительными эмоциями и чувствами.
— Игра «Поменяйтесь местами те, кто…..;
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Участники сидят на стульях по кругу. Ведущий предлагает поменяться местами тех, кто:
— пришел на работу с хорошим настроением;
— с утра выпил чашечку кофе;
— кто влюблен;
— у кого есть сын;
— кто летом пойдет в отпуск;
— кто любит свою работу.
Основная часть
1. Мини-лекция «Синдром эмоционального выгорания».
Цель: знакомство с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования.
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
Синдром эмоционального выгорания — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Главной причиной синдрома эмоционального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования длительное время преобладают над ресурсами, у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к выгоранию.
Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Выделяют основные симптомы СЭВ:
Ухудшение отношений с коллегами и родственниками;
Нарастающий негативизм по отношению к коллегам;
Злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;
Утрата чувства юмора, постоянное чувство неудачи и вины;
Повышенная раздражительность на работе, дома;
Упорное желание сменить род занятий;
Рассеянность;
Нарушение сна;
Обостренная восприимчивость к инфекционным заболеваниям;
Повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня.
Три основные стадии синдрома профессионального выгорания:
1 стадия:
Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких- то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг, внесена ли нужная запись или нет в документацию т.д.), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей педагога первая стадия может формироваться в течении 3-5 лет.
2 стадия:
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьники), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.
3 стадия:
Собственно личностное выгорание. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.
2. Работа в группах
Цель: определение факторов, способствующих эмоциональному выгоранию и поиск ресурсов снижающих эмоциональное выгорание.
Ведущий предлагает участникам разделиться на две группы и, изучив предложенную информацию, ответить на вопросы, используя ватман, маркеры (информация предоставляется на экране):
1 группа — Какие факторы способствуют возникновению СЭВ?
2 группа — Где человеку черпать ресурсы, чтобы избежать СЭВ?
(Представление результата группами).
Ведущий резюмирует, подводит итоги работы.
Варианты ответов:
Личностные факторы
Возраст (молодые люди более подвержены психическому истощению)
Завышенные ожидания относительно самого себя и окружающих
Высокий уровень вовлеченности, самоотверженности и идеализма
Потребность в тяжелой работе
Потребность доказать свою состоятельность
Сильная ориентация на достижение цели
Неумение говорить «нет»
Трудности с делегированием ответственности
Предрасположенность к самопожертвованию
Тенденция к тому, чтобы быть «дающим», а не «берущим»
Ситуативные факторы
Неопределенность роли и функциональных обязанностей
Конфликт между функциональными требованиями
Рабочие перегрузки
Рабочее напряжение
Межличностные конфликты (с членами семьи, коллегами или руководством)
Отсутствие должной подготовки для осуществления работы
Недостаточные ресурсы
Недостаточная социальная поддержка
Недостаток благодарности
Ресурсы
1). Близкие значимые люди (семья).
2). Друзья.
3). Интересы, увлечения, хобби.
4). Работа
3. Упражнение «Ассоциации»
Цель: выявление отношения к работе.
Какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа?”
(ответы участников записываются на доске и подсчитываются преобладающие).
4. Самодиагностика
Цель: оценивание себя по степени выраженности эмоционального выгорания.
Ведущий предлагаетприсутствующим оценить себя по степени выраженности или частоте проявления того или иного признака. Оценка имеет субъективный характер, опирается на внутренние ощущения. Чем чаще или ярче признак проявляется, тем больше клеточек около него закрашивается. Поле самодиагностики заполняется самостоятельно, на обсуждение не выносится. (Приложение 1)
5.Сказка «Светя другим – не сгорай сам»
Цель: релаксация, осознание жизненных приоритетов ценностей.
Ведущий предлагает участникам под тихую музыку расслабиться и прослушать аудиозапись сказки.
В некотором царстве, в некотором государстве, именно в том, в котором мы живем, жила-была одна девушка. Звали её Солнышко. Профессия её была самая лучшая в мире. Солнышко исцеляла людей, помогала им советами мудрыми и словами добрыми. Девушка она была ответственная и исполнительная. За работу принималась без отказа, делала всё, о чем бы её ни попросили. С раннего утра и до позднего вечера трудилась она, не покладая рук.
Но, почему-то дел с каждым днем становилось все больше и больше. Не стала успевать наша Солнышко выполнять их на работе. И начала привозить работу домой. Каждый вечер сидела она до самой темноты, — дела невыполненные доделывала, а чуть Заря-Заряница первые лучи на землю покажет, приезжала вновь на работу. И так день за днём.
Но, к сожалению, на работе старания её не ценили, работой загружали, да ещё и ругали на чем свет стоит. Стала наша Солнышко чернее тучи. Перестала радовать её работа. Появилась ощущение своей некомпетентности и страх, что она теряет свои профессиональные навыки, а за ним пришло чувство опустошенности и отстраненности. Дома стали происходить ссоры с близкими.
Не осознавала Солнышко того, что с ней происходит. Всё вроде бы так, но как-то не так. И стала Солнышко «таять на глазах»: снизился аппетит, появилось ощущение ничтожности результатов своего труда и его бессмысленности. Стали хвори да болезни разные вязаться к девице. Худо пришлось бы нашей Солнышко.
Но, тут на помощь ей, пришла Добрая Фея, жалко ей стало Солнышко, решила она исправить положение. И рассказала Добрая Фея девице следующее: «Я хочу поведать тебе об одном Мудреце, который добился в жизни больших высот. Он руководствовался неким правилом, о котором ты должна знать». …«Представь себе, что наша жизнь – это игра, построенная на жонглировании пятью шариками. Это шарики – Работа, Семья, Здоровье, Друзья и Душа, и тебе необходимо, чтобы все они постоянно находились в воздухе. Вскоре ты поймёшь, что шарик Работа сделан из резины – если его невзначай уронить, он подпрыгнет и вернется обратно. Но остальные четыре шарика – Семья, Здоровье, Друзья и Душа – стеклянные. И если ты уронишь один из них, он будет непоправимо испорчен, надколот, поцарапан, серьёзно повреждён или даже полностью разбит. Он никогда не будет таким, как раньше. Ты должна осознавать это и стараться, чтобы этого не случилось. Работай максимально эффективно в рабочее время и уходи домой вовремя. Посвящай необходимое время своей семье, друзьям и полноценному отдыху».
Послушала её Солнышко и решила жить по-новому – уделяла необходимое время семье, домой приходила вовремя, работу на дом не приносила. Стала чаще общаться с друзьями. Нашла необходимое время и для собственной души. Расцвела, Солнышко, как маков цвет. Работа стала приносить ей удовольствие. Стали на работе её почитать, да уважать. Ведь, как говорится: «Ценность ценна, только если её ценят». Стала Солнышко жить-поживать и добра наживать.
«Вот и сказке конец. А кто слушал – молодец!».
6.Упражнение «Главное — второстепенное»
Цель:самоанализ приоритетов жизненных ценностей.
Напишите на листе бумаги 5-8 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны. На первом месте самое важное, и.т.д.
А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя как будто вам сейчас лет 75-80. Вы уже не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, вы часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостные события. Вообразите, что из этого времени, вы сейчас смотрите в свое настоящее и оцениваете, что для вас главное и что второстепенное. Например, вы можете о том, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось вам очень важным.
А теперь, откройте глаза, возьмите новый лист бумаги, и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас, смотрящих на свою жизнь со своих прожитых лет.
(Участники сравнивают два списка и обсуждают результаты).
Ведущий подводит к мысли о том, что необходимо правильно выстраивать жизненные приоритеты.
7. Тренинговые упражнения для саморегуляции.
Цель: овладение техниками расслабления и саморегуляции.
1) Закройте глаза. Думайте о том, что все мышцы Вашего тела расслабляются.
Сожмите кисти рук в кулаки – расслабьтесь.
Согните руки в локтях, почувствуйте, как сильно напряглись мышцы – расслабьтесь.
Вытяните руки вдоль тела и расслабьте их.
Сведите лопатки – расслабьтесь.
Нахмурьте брови – расслабьте лицо.
Крепко зажмурьтесь – расслабьте веки.
Плотно сожмите губы – расслабьтесь.
Отведите голову назад – наклоните голову вперед – расслабьте шею.
Выгните спину – расслабьтесь.
Втяните живот – расслабьтесь.
Напрягите ягодицы – расслабьтесь.
Согните ноги в коленях – расслабьтесь.
Подожмите пальцы ног – расслабьтесь.
При расслаблении следите за своим дыханием: оно должно быть глубоким и размеренным.
2) Представьте себе своё тело собранным из воздушных шаров. Вы последовательно открываете клапаны и начинаете медленно выпускать воздух до тех пор, пока шары не превратятся в полоски. Сначала открывается клапан на ногах, затем на груди, на руках, на шее, на голове.
Полностью расслабившись, медленно и глубоко дышите животом, пока не появится ощущение умиротворённости и покоя.
Техника визуализации
Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себя в каком-нибудь приятном для себя месте: в лесу, на море, в саду, в горах. Создайте яркую картину этого образа: в цвете, звуках, запахах, ощущениях. Теперь это будет ваше особое местечко. При желании необходимо просто закрыть глаза и уединиться в вашем убежище.
Горячий воздушный шар
Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленно сосчитайте от 10 до 1. Постепенно полностью расслабьтесь. Вообразите себе гигантский воздушный шар на утопающем в зелени лугу. Рассмотрите эту картину как можно подробнее. Вы складываете все свои проблемы и тревоги в корзину шара. Когда корзина будет полной, представьте, как веревка шара сама отвязывается, и он медленно набирает высоту. Шар постепенно удаляется, превращаясь в маленькую точку и унося весь груз ваших проблем.
Завершение
Советы психолога для педагогов в целях профилактики эмоционального выгорания
Живите полной жизнью, а не только работой, иначе вы
рискуете никогда не прожить свою собственную жизнь.
Поставьте себя на первое место в своей собственной жизни.
Любите себя или постарайтесь себе нравиться.
Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить пер-
вые «предупредительные сигналы» и своевременно принять
меры, чтобы не допустить выгорания.
Остерегайтесь искать в работе счастье или спасение.
Запомните: ваша работа — не миссия, не убежище,
а профессиональная деятельность, которая хороша сама по себе.
Находите время для себя. Вы не только имеете право, но и
обязаны обеспечить себе не только работу (пусть и люби-
мую!), но и частную жизнь.
Радуйтесь своей семье и старайтесь вести себя с близкими
по-детски. Берегите свое умение быть не только сильным,
но и слабым.
Уважайте свои интуитивные чувства и не слишком доверяйте
поведенческим стереотипам. Чтобы не забронзоветь,
и не превратиться в памятник самому себе, сознательно (и
почаще!) выходите из привычных ролей.
Создайте «теплую профессиональную группу поддержки».
Впустите в свою жизнь хотя бы одного-двух «доверенных
людей», перед которыми вам не надо изображать «героя-
сверхчеловека». Разрешайте себе делиться с ними своими
чувствами, переживаниями и даже… просить о помощи.
Учитесь трезво осмысливать события каждого дня.
Сделайте традицией вечерний пересмотр событий.
Рефлексия.
Упражнение «Чему Я научился»
Цель : подвести итог занятия.
Предлагается большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
Я научился…
Я узнал, что…
Я нашел подтверждение тому, что…
Я обнаружил, что…
Я был удивлен тем, что…
Мне нравится, что…
Я был разочарован тем, что…
Самым важным для меня было…
Мне сегодня…
Приложение 1
Поле самодиагностики
Симптомы
Степень выраженности, частота
1
2
3
4
5
Поведенческие
Сопротивление выходу не работу
Частые опоздания
Откладывание деловых встреч
Уединение, нежелание видеть коллег
Нежелание видеть детей
Нежелание заполнять документацию
Формальное исполнение обязанностей
Аффективные
Утрата чувства юмора
Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения
Повышенная раздражительность
Ощущение придирок со стороны других
Равнодушие
Бессилие, эмоциональное истощение
Подавленное настроение
Когнитивные
Мысли о смене профессии, уходе с работы
Слабая концентрация внимания, рассеянность
Ригидность мышления, использование стереотипов
Сомнения в полезности работы
Разочарование профессией
Циничное отношение к клиентам, коллегам
Озабоченность собственными проблемами
Физиологические
Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)
Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)
Длительно текущие незначительные недуги
Восприимчивость к инфекционным заболеваниям
Усталость, быстрая физическая утомляемость
Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ
Обострение хронических заболеваний
Источник