Занятия музыкой с детьми с синдромом дауна
Пение и музыка
для ребенка с синдромом Дауна
Музыка является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе.
(Б. Ауэрбах)
Зачем таким деткам нужны пение и музыка?
Музыка и пение развивают способность различать звуки на слух, что необходимо для всех детей и особенно важно для детей с синдромом Дауна. Пение и музыка развивают у детей воображение и способность выражать мысли словами, музыкой, танцами и жестами.
— очень приятное времяпрепровождение;
-приятный способ развития памяти (многократные ненавязчивые повторения);
— обогащение словаря ребенка;
— развитие способности последовательного изложения фактов, событий, явлений;
— тренировка более четкой артикуляции;
— песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путем «подстройки» ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук могут означать определенные слова или общее настроение песни;
— правильное дыхание при пении развивает легкие, что способствует лучшей циркуляции крови в организме, что, в свою очередь, дает оздоровительный эффект;
— пение в группах развивает способность работы в команде.
Вот несколько практических примеров включения различных видов песен и музыки в день ребенка:
- Колыбельные.
- Песни-считалочки.
- Песни для развития памяти.
- Песни-танцы.
- Песни, сопровождаемые движениями.
- Песни-сценки.
- Ритмические песни.
- Песни-сказки.
- Песни о временах года.
- Смешные песенки или частушки.
- Использование музыкальных и ритмических элементов в рассказе.
- Эмоционально окрашенные песни.
Младенцы: начинаем с прослушивания музыки
Пойте малышу простые детские песенки. Малышам больше всего нравятся мелодии, темы которых повторяются через короткие интервалы (например – «В траве сидел кузнечик…», или «Антошка, Антошка, пойдём копать картошку…» и т.п.). Если напевать одну и ту же песню или мелодию, например, во время купания или сна, то малыш со временем привыкнет и будет узнавать мелодию и настраиваться на данное действо (особенно это относится к колыбельным). Во время пения с малышом можно использовать погремушки – для акцентирования внимания на ритме.
Ставьте кассеты с записью песен, отрывками из произведений классической музыки. Рекомендую ставить деткам адаптированную для них классику и музыку с четким ритмическим рисунком. Во время прослушивания музыки учите малыша притопывать ножками и похлопывать ручками в такт, кружиться вокруг себя. Для движений под музыку подбирайте разную по ритму музыку, музыку разных направлений.
Взрослому надо танцевать с ребенком или брать его за ручки и шагать в такт, или использовать песенки, в которых зарифмовано, что малышу надо сделать. Инсценировки песенок могут включать игру с куклами или пальчиковые игры (например, предлагается, напевая песенку «Дождик», постучать пальчиками по ладошке малыша или дать ему «покапать» на вашу ладонь, а перед песенкой «Жук» показать такую игрушку игрушку или картинку, пожужжать, «полетать» по комнате, разведя в стороны руки-крылья и жужжа).
Раз в день устраивать маленькое занятие по знакомству с классической музыкой. Каждый день, в одно и то же время садитесь с малышом около магнитофона и говорите: «Сейчас мы будем слушать музыку». После чего включайте запись.
В доме должна звучать музыка. Но нельзя делать того, чтобы она звучала фоном. Прослушивание музыки должно быть целенаправленным. Записи могут быть любыми — и классика, и детские песенки, на которые дети особенно хорошо реагируют.
Петь ли ребенку, если у вас нет музыкального слуха?
Если честно, я считаю, что петь детям с синдромом Дауна – обязательно. Положительный эффект (эмоциональный и эстетический) будет все равно гораздо больше отрицательного.
Для детей, испытывающих трудности в обучении, например, для детей с синдромом Дауна, пение является наиболее существенным способом обучения, так как заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений.
Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика.
Игра «Что звучало?»
для развития слухового сосредоточения, слуха
Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета, которые могут издавать звуки при встряхивании, например, погремушку и коробочку с орехами. Потрясите их на глазах у малыша. Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и погремите там.
Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте на него сами.
Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов (до пяти, например) и подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук, тем самым, усложняя задачу.
Играем музыку
Инструменты
Первым «инструментом» для деток традиционно становятся погремушки и подвески. Если малыш еще не держит предмет в руке, можно взять специальные погремушки, надевающиеся на ручку, как браслеты, или сшить подобную гремелку самому, из мягкой, например, махровой резинки для волос, «яичка» из-под киндер-сюрприза, наполненного крупой или горохом, пришить к ней маленькие бубенчики.
Не забывайте о том инструменте, который уже есть у вас и у малыша – о голосе. Пойте с ним песни!
Предлагаю следующий способ знакомства ребенка с инструментом. Этот способ состоит в том, что, начиная с четырех месяцев, вплотную слева от кроватки ставится синтезатор: малыш должен в какой-то момент сам случайно обнаружить клавиатуру и возможность извлекать звуки. С этого момента он будет систематически поворачиваться и с все большим успехом нажимать на клавиатуру.
Для малышей постарше идеальным инструментом может быть небольшой ксилофон или металлофон, детский рояль с несколькими клавишами или игровой пульт. Сейчас выпускают много музыкальных игрушек. Музыкой дети занимаются охотно – для них это игровая деятельность. Бубен, погремушки, маракасы, дудки и свистки, барабан, колокольчик или колокольчики с разными звуками. Предлагать ребенку звучащие игрушки, особенно шумовые, иногда и ненадолго. И не оставляйте их в свободном доступе — в коробке, где хранятся остальные игрушки.
Как рано начинать?
До трех лет детки любят, в основном, слушать, как поют взрослые, пытаются им подпевать.
Уже с трех — четырех месяцев позволять младенцу щупать мягкую клавиатуру синтезатора и извлекать звуки.
Ребенок должен вволю «набренчаться» на музыкальных инструментах до полутора — двух лет. Помогайте ребенку формировать музыкальные образы животных. Так, когда малыш нажал клавишу низкого звука, покажите ему картинку с медведем. Если услышите, что ребенок «пиликает», стуча по клавишам высоких звуков, показывайте изображение певчей птицы.
После полутора-двух лет начинайте просить ребенка сыграть, как бежит зайка, волк, медведь, птички и другие знакомые ему по сказкам или из жизни животные и т. д. Малыш постепенно сформирует и привыкнет воспроизводить «музыкальные опорные образы». Потом просите сыграть на инструменте «произведения» посложнее: «Сыграй, как зайчик гуляет, и вдруг за ним погнался волк!» Будьте уверены — сыграет! А если замнется, сами сыграйте, покажите раз-другой.
Если вашему ребенку чуть более полугода, играйте в «Гусли-плясуны». По вашей просьбе малыш нажимает на клавишу синтезатора. Когда раздастся звук, Вы весело изображаете подходящего по звуку животного: если звук высокий, танцуете какую-нибудь птицу; если звук очень низкий, изображаете медведя, вернее «танец медведя». В общем, вы должны добиться, чтобы малыш любил заставлять Вас плясать и петь под его музыку.
Таким образом, вы достигнете фактического обучения музыке и сочинению малышом своеобразной музыки.
Ближе к двум годам начните играть для малыша и вместе с ним ритмические песенки, которые исполняются на одной ноте (причем любой), типа «Андрей-воробей», «Аты-баты, шли солдаты».
Что дальше? С нашими детками нередко рекомендуют логоритмику – логопедическую ритмику. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
Логопедическая ритмика включает в себя:
• ходьбу в разных направлениях;
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• ритмические упражнения;
• пение;
• упражнения на развитие мелкой моторики.
Музыка предназначена не только для талантливых. Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насвистываем и прихлопываем. Пение и музыка являются неотъемлемой частью процесса обучения каждого, и особенно важны при обучении детей с синдромом Дауна. Итак, выявляйте музыканта во всех наших детях и помогайте им учиться легко и эффективно.
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 325 г.о. Самара
Программа самообразования
музыкального руководителя
Косыревой Елены Александровны
на 2010 — 2012 годы
Тема. «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»
г. Самара
Тема. «Организация музыкального воспитания детей с синдромом Дауна в условиях инклюзивного ДОУ»
Цель самообразовательной работы – создание условий для развития музыкальности детей с синдромом Дауна, их способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
- ознакомиться с Программой ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой , Е.А.Стребелевой;
- изучить учебную литературу по теме;
- пройти обучение;
- знакомиться с опытом работы ДОУ в условиях инклюзивного образования.
Начало работы над темой: сентябрь 2009 года.
Окончание работы: сентябрь 2012 года.
Прогноз результатов: выступление на педагогическом совете, участие в работе семинара.
Содержание работы
Введение …………………………………………………………………… | 3 |
Заключение ………………………………………………………………… | 5 6 8 8 9 |
Список литературы………………………………………………………… | 10 |
Введение
В связи с принятием Международной Конвенции о правах ребенка, Стандартных правил по обеспечению равных возможностей для инвалидов (ООН), Саламанской Декларации и Рамок действий по образованию лиц с особыми потребностями (ЮНЕСКО), дети с синдромом Дауна законодательно получили право на интегрированное обучение. Приобрели большое значение вопросы выявления потенциальных возможностей этих детей, разработки инновационных образовательных программ с целью приспособления их к жизни и интеграции в социум.
В настоящее время в России систематически проходят международные конференции по проблеме интегрированного обучения и организации служб сопровождения, появился ряд законодательных актов, как федерального, так и регионального значения, центры психолого-педагогического медико-социального сопровождения стали функционировать не только в крупных городах, но и во многих отдельных регионах, ведется подготовка различных специалистов, выпускается специальная литература.
Однако, литературы, исследований и конкретных данных по проблеме музыкального дошкольников с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения практически не встречается.
Актуальность темы самообразования состоит в том, организация работы по музыкальному воспитанию детей с синдромом Дауна и её содержание требуют особого подхода в условиях ДОУ.
- Анализ коррекционной программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой, Е.А.Стребелевой.
Программа ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А.Екжановой , Е.А.Стребелевой допущена Министерством образования РФ в 2003 году.
В каждом разделе программы обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и позитивного отношения ребенка к себе
Личность ребёнка, его эмоциональное состояние стоят во главе коррекционно-педагогического воздействия на всех этапах обучения.
Принцип здоровьесберегающей, оздоровительной направленности воспитания является ведущим при построении всей системы коррекционно-педагогической работы в ДОУ.
Содержание программы выстроено с учетом концентрического принципа в решении предлагаемых детям игровых задач — постепенно усложняющихся и развивающихся по нарастающей сложности, интенсивности и разнообразию.
Учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка является также стратегической задачей обучения.
Ключевой позицией программы является создание условий для развития возможностей ребёнка с проблемами в развитии в целях обогащения его социального опыта.
Приоритеты:
— единство диагностики и коррекции отклонений в развитии;
— анализ социальной ситуации развития ребёнка в семье;
— включение родителей в коррекционно-педагогический процесс;
— развивающий характер обучения;
— формирование и коррекция психологических функций в ходе специальных занятий.
В данной программе выделены шесть разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое развитие и физическое воспитание», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».
Музыкальное воспитание и театрализованная деятельность рассматриваются в разделе «Эстетическое развитие». В нём описываются методы и приёмы работы с детьми, условия проведения занятий, раскрываются основные направления и задачи коррекционно-педагогической работы для каждого года обучения, даны показатели к концу года обучения, приведён перечень оборудования и дидактического материала.
- Изучение учебной литературы по теме самообразования.
В учебном пособии «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е. А. Медведевой раскрываются как общие подходы к музыкальному воспитанию детей с различными отклонениями в развитии, так и специфические особенности содержания и организации коррекционной работы средствами музыки в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Впервые в систематизированном виде представлены содержание и технология организации музыкального воспитания и занятий по коррекционной ритмике с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии.
Пособие Л. В. Лобода «Логоритмика для детей с синдромом Дауна» содержит изложение сути логоритмических занятий с детьми с синдромом Дауна, описывает методы обучения, структуру и содержание занятий, а также предлагает практический материал.
В пособии М.Картушиной «Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет» представлены сценарии занятий с детьми второй младшей группы детского сада, направленных на развитие чувства ритма посредством музыки, движения, словесных игр, изобразительной деятельности, моделирования. Возможно использование представленных разработок в работе с детьми с проблемами в развитии.
В пособии Картушиной М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 — 5 лет» предлагаются методические разработки 36 логоритмических занятий для детей средней группы, в основе которых лежит комплексно-игровой метод. Занятия построены по сказочным сюжетам с опорой на лексические темы. Коррекционные задачи по устранению нарушения звукопроизношения органично сочетаются с расширением словаря детей, способствуют совершенствованию психофизических функций, творческой активности. Пособие содержит авторские разработки пальчиковых, речевых и подвижных игр.
Пособие «Логоритмика» Клезович О.В., Картушиной М.Ю., Кузнецовой Е.В. посвящено интеграции музыкальной деятельности в практику коррекционно-педагогической работы и представлено коррекционно-развивающими играми, способствующими повышению уровня речевого и музыкального развития детей. В книгу включены музыкально-игровые упражнения по слушанию, музыкально-речевые, музыкально-ритмические, музыкально-коммуникативные игры, упражнения и игры с использованием детских музыкальных инструментов. В пособии также предлагаются методические указания, которые помогут педагогам в планировании учебно-воспитательного процесса.
- Курсы повышения квалификации (по теме самообразования).
Сентябрь 2009 год, Центр Специальной Образования Самарской области,
— российско-германский семинар «Современные пути эмансипации детей-инвалидов»
- Участие в организационно-методической работе ОУ.
- Октябрь 2009 год, МДОУ 325, семинар для педагогов ДОУ «Толерантность педагога, позитивное воспитание»
- Март 2010 год, МДОУ 325, городской семинар «Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в условиях групп комбинированной направленности».
- Март 2012год, МДОУ 325, городской семинар «Подготовка педагогов ДОУ к работе в условиях инклюзивного образования».
- Май 2012 год, МДОУ 325, доклад «Пение и музыка как средства развития речи у детей с синдромом Дауна»
- Ноябрь 2012 год, МДОУ 325, городской семинар «Взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса в условиях инклюзивного образования с учётом ФГТ».
Заключение
Идея инклюзии может решаться как во благо ребенка, так и против (ТВЦ, программа «Фактор жизни», ноябрь 2012 г.). С точки зрения организации музыкального воспитания, здесь необходимо понимать создание условий для развития музыкальности детей с синдромом Дауна, их способности эмоционально воспринимать музыку.
В ходе поставленных задач и практического опыта по музыкальному воспитанию детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ, мы пришли к выводу, что наиболее результативной формой работы с такими детьми будет отдельное проведение занятий малой группой 2 раза в неделю продолжительностью 25-30 минут.
В результате полученного вывода необходимо разработать Программу по музыкальному воспитанию детей с синдромом Дауна в условиях ДОУ.
Список литературы
- Бин Дж., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр / Пер.с англ.О.Ю.Поповой. – Изд. 2-е, стер. – М.:Теревинф, 2007. – 112 с. – (Особый ребенок).
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2005. -144 с.
- Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. –М.: ТЦ Сфера, 2005. -192 с.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 — 5 лет. –М.: ТЦ Сфера, 2008. -192 с.
- Клезович О. В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей/Авт.-сост. О.В.Клезович. — Мн.: Аверсэв, 2005. —152 с.
- Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. – 264 с.
- Логоритмика для детей с синдромом Дауна. Книга для родителей. Сост. Л.В. Лобода; ред. Е.В. Поле. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»», 2008. – 80 с.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224 с.
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А.Стребелева. М.: Просвещение-2003.
- Синдром Дауна. Факты. Пособие для родителей (брошюра). Составитель Е.В. Поле – М.: Монолит, 2004, – 32 с.
- Опыт работы интегративного детского сада./ Составители В.В..Алексеева, И.В. Сошина.- М.:Терефинф, 2004.-184с.
Источник