Заключение пмпк на ребенка с синдромом дауна
Бэлла Кунова
Психолого-педагогическая характеристика на ребенка с ОВЗ (Синдром Дауна)
Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника
муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад № __
Ф. И. О. ребенка: ___
Дата рождения: ___ г.
Возраст: ___
Домашний адрес: ___
Мать ___, ___ г. р.
Отец: ___, ___г. р.
Мальчик посещает МДОУ № __ (полное наименование) с ___ г.
Ребенок воспитывается в полной семье. Воспитанием ребенка в основном занимается мать. Семья в целом представляется благополучной, родители морально устойчивы.
Уровень психоэмоционального развития ребенка на момент поступления.
Адаптация протекала длительно, в тяжелой форме. Отмечались трудности расставания с матерью, капризничал, избирательность контакта с педагогами, высокий уровень тревожности, нежелание находиться в большом помещении (музыкально-спортивный зал, негативная реакция на звучание музыкальных инструментов и громких звуков (закрывал руками уши, отказ от участия в праздничных мероприятиях.
Особенности внешнего вида.
Ребенок сутулится при ходьбе, корпус тела наклонен влево. Походка неровная, спокойная, по группе передвигается в основном медленным шагом. Внешний вид ребенка опрятный, ухоженный.
Физическое состояние и соматическое здоровье.
Группа здоровья – IV. Вес 20 кг и рост 111 см.Сведения заболеваниях: Синдром Дауна
Навыки самообслуживания сформированы частично. Ребенок одевается и раздевается не самостоятельно, имеющиеся небольшие трудности. Ест самостоятельно, ложку и вилку держит правильно, ест медленно и неаккуратно. В туалет ходит не самостоятельно, при помощи взрослых. Свои вещи и постель убирает не самостоятельно.
Уровень актуального развития ребенка.
Коммуникации с взрослыми и сверстниками устанавливает, При общении использует жесты, мимику. Визуальный контакт стойкий, тактильного контакта не избегает. В игровую деятельность со сверстниками вступает на короткий период. Игра представлена серией действий, объединенных общим сюжетом.
Познавательная деятельность.
Предложенные задания выполняет с интересом. Использует метод зрительного соотнесения. Радуется полученному результату. Навыки самоконтроля в стадии формирования. Нуждается в обучающей и эмоционально-регулирующей помощи, которую принимает с удовольствием и без отказа, в полном объеме.
Продуктивная деятельность.
Испытывает интерес к данным видам деятельности. Зрительно-двигательная координация сформирована недостаточно.
Речевое развитие со значительной задержкой. Понимание обращенной речи на бытовом уровне. Доступно понимание одно- двухступенчатой инструкции при неоднократном предъявлении. Инструкцию удерживает. Экспрессивная речь представлена отдельными звуками, звукокомплексами, звукоподражаниями.Произносительная сторона речи: речь невнятная, малопонятная для окружающих. Голос недостаточной силы и звонкости, тихий. Функции жевания и глотания не нарушены. Слух не нарушен.
Элементарные трудовые поручения выполняет охотно, с интересом.
С момента поступления ребенка в ДОУ прослеживаются положительные сдвиги в поведении и эмоциональном состоянии, он стала проявлять активность в коллективе, так же нахождение в ДОУ оказало благотворное влияние на познавательные процессы и элементарные навыки самообслуживания.
Заведующий: (___) ___
Воспитатель (___) ___
Педагог-психолог:: (___) ___
Источник
https://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html
Новое Положение о ПМПК: определение позиций
С осени 2013 года вступило в действие новое Положение о ПМПК (Приказ
Минобрнауки России от 20.09.2013 No. 1082
https://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html). В нем четко
указано: 1 — что именно должно и не должно содержать заключение ПМПК;
2 — может ли организация социального обслуживания (интернат)
рассматриваться как место получения образования.
1. Что должно и не должно содержаться в заключении ПМПК
В заключении комиссии, выполненном на бланке, указываются (пункт 21
Положения ПМПК):
обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка
особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или)
отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости
создания условий для получения ребенком образования, коррекции
нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных
педагогических подходов;
рекомендации по определению формы получения образования,
образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и
методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных
условий для получения образования.
Таким образом, ПМПК должна признать ребенка обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья — ОВЗ (или не признать его
таковым), констатировать, что у ребенка есть особенности развития и
необходимо создание специальных условий для его обучения, а также
описать эти специальные условия (образовательная программа,
психолого-педагогическая помощь, методы и способы обучения и
воспитания и другие условия, определенные в статье 79 Федерального
закона <<Об образовании в РФ>>).
В компетенцию ПМПК не входит определение организации, в которой
ребенок должен обучаться или заниматься. То есть ПМПК может описать
только необходимые условия обучения, например: образовательная
программа, адаптированная для обучения детей с определенным видом
нарушений, групповые и индивидуальные занятия по
психолого-педагогической коррекции, с какими конкретно специалистами —
дефектолог, логопед, другие специалисты, условия доступности
(например, для детей на колясках), а также потребность в услугах
помощника.
Выбор организации, в которой будет обучаться ребенок, осуществляется
родителем с помощью органа образования, который должен представить
информацию о том, в каких учреждениях имеются или могут быть созданы
соответствующие условия для обучения ребенка. В соответствии с п. 23
Положения о ПМПК представленное родителями (законными представителями)
детей заключение комиссии является основанием для создания органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими
государственное управление в сфере образования, и органами местного
самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования,
образовательными организациями, иными органами и организациями в
соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий
для обучения и воспитания детей. Таким образом, орган образования
должен создать для ребенка те условия, которые определены в заключении
ПМПК.
2. Может ли организация социального обслуживания (интернат)
рассматриваться как место получения образования
Группы организаций социального обслуживания, в том числе стационарных
(например, в доме-интернате для умственно отсталых детей), могут быть
выбраны родителями по их желанию в качестве места для получения
дошкольного или школьного образования, если учреждение имеет лицензию
на реализацию соответствующих программ основного общего образования
(образовательные программы дошкольного образования, образовательные
программы начального общего образования, образовательные программы
основного общего образования, образовательные программы среднего
общего образования). При этом ребенок может посещать занятия в группе
в режиме дневного пребывания, а не круглосуточного.
Лицензия на осуществление программ дополнительного образования не
заменяет указанные выше лицензии (к программам дополнительного
образования не предъявляются требования федеральных образовательных
стандартов к основному общему образованию, соответственно не могут
выдвигаться формально понятные требования к качеству образования).
Материал размещен на сайте «Особое детство» в разделе «Информационные
страницы»: https://www.osoboedetstvo.ru/fs/archives/114-.html
Правовая группа РБОО «Центр лечебной педагогики»
pravo@osoboedetstvo.ru
https://www.osoboedetstvo.ru/rights.htm
Источник
с 1 янв. 2015г. прохождение ПМПК обязательно для всех (от 0 до 18лет) наряду со всеми специалистами, которых нужно пройти для МСЭ
адрес: Холмогорова, 8
тел. 42 38 97
Принимают на ПМПК по предварительной записи, для этого нужно:
— справку от Лор-врача (острота слуха)
-справку от окулиста (острота зрения)
-справку от невролога
— справку от психиатра
— справку от педиатра (выписку из истории болезни (начиная с беременности как протекала и т.д.)
— характеристику (?) из д/сада если ходит в д/с
-паспорт
-копия свидетельства о рождении ребенка
со всеми этими бумагами надо подъехать к ним без ребенка и записаться на ПМПК
пн., пт: с 9.00-14.00
вт, ср, чт.: 14-15.30
запись у них недели на 2 вперед расписана
P.S. попутно у тех же специалистов брать справки и для МСЭ (у кого нужно)
все справки, анализы, заключения действуют 2 месяца, лучше начинать сразу за 2 месяца и собирать.. к примеру, переосвидетельствование у нас 6 марта, последний специалист будет пройден 9 февраля, тогда же и сдадим все документы неврологу, которая будет писать общее заключение, это она должна будет сделать к 20февраля- в этом случае мы успеваем на мартовскую МСЭ (так сказала педиатр по инвалидам у нас в поликлиннике). В прошлом году все собрали к концу января, т.е. успевали на февральскую комиссию (так я думала), но заведующая поликлинники — развела руками- не успеваем, педиатру очень много надо писать (итоговое заключение писала она)
Сегодня узнала, что бесплатных дефектологов у нас в городе нет, если только в специализированном садике на Союзной- там практически все дефектологи (даже чуть не музыкальный работник-тоже дефектолог).
Может быть нам коллективно написать в министерство образования — чтобы как-то решили эту проблему. И еще в министерство здравоохранения, чтобы в РЦ принимали раньше 3-х лет и для раннего развития детей что-то было.. Ведь как говорится, если обращения граждан будут массовыми- может что-то изменится..
Я за и руками и ногами и всеми частями тела!!!
написать можно без вопросов. Но ведь для реализации данной просьба надо будет место, специалистов, ставки, желающих.
Может быть прицепиться к какому-нибудь ЦСО и через них попросить ставку дефектологов?!
Хотя я думаю давайте просто напишем и не фантазируя дождемся ответа). А потом пойдем встретимся с министром образования, министром соц политки и будем уже действовать.
и при ЦСО можно и где ПМПК тоже- было ведь у них..
Сходили на ПМПК 6 февраля — очень быстро управились) немного опоздали к 9, потом еще документы оформлялли, а в 9.30 были уже свободны, дружелюбные женщины, если бы знала, что все пройдет так гладко, подготовила бы вопросы к ним) Ребенка похвалили. Потом в коридоре сидели ждали когда за нами заедут- следующего мальчика проходившего ПМПК тоже похвалили (лет 10-ти).
Молодцы!!! Поздравляю! Очень хорошо что все прошло спокойно и без нервов)))
Светлана, спасибо) Надеюсь, что все пройдут хорошо и спокойно)
правда не понятно зачем ввели обязательную ПМПК перед МСЭ — у них добавился большой объем работы и из-за этого они закрыли лекотеку и дефектологи не принимают(( по крайней мере мне так сказали..
Компетенция ПМПК
https://www.osoboedetstvo.ru/rights/advice/prt-018.html
Право на образование «особого» ребенка убедительно закреплено в основополагающих российских нормативных актах: Конституции РФ (ст. 43), Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст. 18), Законе РФ «Об образовании» (ст. 5, 50, 52).
В частности, Закон «Об образовании» в ст. 5 подтверждает право на получение образования независимо от состояния здоровья. Пункт 6 данной статьи указывает на обязанность государства создать для граждан с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», одним из основных направлений реабилитации инвалидов является их обучение и образование.
В соответствии с п. 5 этого письма, а также на основании Закона РФ «Об образовании» ПМПК лишь определяет специальные условия для получения образования детьми, имеющими нарушения развития и ни в коей мере не призвана определять, имеет ли ребенок право на образование, — оно, согласно Конституции РФ, принадлежит каждому. ПМПК должны содействовать и инициировать организацию условий развития, обучения и воспитания, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, содействовать процессам интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии (п. 6 Письма). ПМПК и органы управления образованием должны гарантировать доступность образования и не выставлять успешное выполнение тестов в качестве условия поступления детей в школы или детские сады.
Вот тут есть образцы документов несогласия с ПМПК
https://www.osoboedetstvo.ru/rights/ibase/prt-051.html
https://www.osoboedetstvo.ru/rights/simulator/
Информация: на ПМПК свободные номерки сейчас уже только на сентябрь. Как сказала специалист — запись идет за 3 месяца!!!
Ну вот и мы стали «счастливыми обладателями» заключения ПМПК. Как и писала Юля, сидят там четыре или пять тетенек и смотрят на тебя и твоего ребенка взглядом рентгена))) одна так меня вообще сверлила взглядом, как оказалась самая главная. Еще перед тем как зайти Федя играл большой пирамидкой (кто там был знает, такая во весь рост) собирал ее и разбирал. Видно было что для них это удивительно. То ли то что ребенок собирает пирамидку, то ли то что с СД это делает, не знаю. Зашли, сели. Спросили где мама, где папа — показал. Дали пирамидку разобрать — ну он ее конечно не планировал разбирать хотел в руках покрутить посмотреть, вообщем разобрал с Божьей помощью. Дали картинки, покажи то это и т.д. показал. Спросили говорит или нет, я не стала хвастаться сказала что нет, только лепетные слова и звукоподражание. Попросили его погавкать))) ну тут зазвонил телефон в соседней комнате, на что Федюн взял ладошку к уху и громко крикнул АА (типа але), они даже возбудились))) И т.д. под конец он уже устал и начал вертеться и показывать на дверь и проситься выйти (мы до этого были еще на занятиях у дефектолога). Женщины между собой немного спорили, слегка на повышенных тонах, у них там вообще между собой какая-то теплая обстановка))) Потом говорили про особое мнение, две из них хотели написать его. В результате: психиатр мне говорит, что надо в таких деток вкладывать с ними заниматься и тогда МОЖЕТ БЫТЬ ОН ДАЖЕ ПОЙДЕТ В ШКОЛУ! ну конечно не обычную, а коррекционную, говорит она. Но меня то возмутило то, что им собственно даже не интересен потенциал и возможности наших детей, они вот как 100 лет назад считалось что мы не обучаемые так они и считают. Я спорить не стала, сказала что будет видно. дали мне заключение, я говорю а можно я не буду его подписывать, они ХОРОМ нет)))говорю почему? вообщем мне объяснили что в данном случае я только пишу что я ознакомилась, а не то что я согласна, и никому я не обязана его показывать если иду в обычный сад. Но тут есть одно НО: если вы претендуете, чтобы в дет. саду (обычном) для вашего ребенка были созданы спец. условия (инклюзия) то заключение ПМПК необходимо, а так на каком основании вам будут делать что-то специальное. Подписала, что ознакомлена и что получила копию на руки. На этом и расстались. Главная несколько раз повторяла, если вам что-то непонятно спрашивайте. А вообще, я поняла что там вести себя с позиции жертвы не надо, надо быть поуверенее и, как сказала та местная дефектолог ПРАВДА ЗАВАМИ)))Аллиллуя)))
Светлана, про неинтересен потенциал это однозначно.они мыслят древними категориями и как то отходить от этого не планируют.
Александра, для них если бы Федя заговорил и изобразил как мяукает кот, гавкает собака каркает ворона рычит тигр и т.д. думаю вообще было бы шоком))) а то что он руки моет и пытается одевать носки шапку и штаны (читай пытается) так вообще без комментариев. Обидно что в их понимании ребенок с СД это нечто сидящее и ничем не интересующееся чудо-юдо. Но зато дефектолог там тетенька Бикмансурова вроде пожилая, но она мне все твердила про потенциал наших деток и т.д. а все остальные особенно психиатр так сидели с тухлым видом. ну да ладно))
Светлана, да,я тоже насмотрелась,пока училась.отчасти поэтому и не стала в этой системе работать.
Александра, а Казанцева? она такая не прошибаемая и настырная в хорошем смысле этих слов и по ее словам я понимаю что она готова отстаивать свою позицию что дети с СД способны на многое, может быть не на все но на многое. Несмотря на всю закостенелость системы
Светлана, такие случаи,к сожалению, исключение.а в большинстве непрошибаемая система.
Александра, видимо родителям придется ее прошибавть самим, это из серии спасение утопающих и т.д. да нам деваться некуда, так что только вперед, а там как Бог даст ну и самим не плошать
Светлана, ну не все такие как я)))многие остаются работать.даст Бог,сменятся эти динозавры на адекватную молодежь))
Девочки, помогите пожалуйста. Ребенка направило бюро МСЭ для прохождения ПМПК. вСЕ документы мы собрали, но тут выяснилось что еще нужно решение школьного консилиума, но я по своей глупости не сказала в новой школе что у меня сын с ОВЗ ( глаза). На ПМПК нас направила поликлиника.
Как мне быть????
Источник
Очередная встреча родителей, организованная фондом Даунсайд Ап, была посвящена разбору волнующих юридических проблем. На наши вопросы отвечал юрист Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» Линь Нгуен.
Что нужно знать о взаимодействии с ПМПК?
Психолого-медико-педагогическая комиссия – необходимая инстанция перед поступлением в школу. Она ведет свою деятельность, руководствуясь Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении «Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». Также существуют региональные нормативные акты, регулирующие ее деятельность.
ПМПК находится в системе органов образования и создана для выявления детей, столкнувшихся с проблемами при освоении общеобразовательной программы, причем речь идет не только о детях с инвалидностью. Цель комиссии – выработать определенные рекомендации, для того чтобы ребенок смог успешно обучаться в школе, а также рекомендовать форму образования и вид образовательного учреждения.
Директор школы имеет право направить ребенка на ПМПК, но только с согласия родителей. Обратиться в комиссию могут и сами родители. ПМПК, со своей стороны, самостоятельного права инициативы не имеют. Специалисты, которые входят в состав комиссии, проводят обследование, и родители имеют право присутствовать при этой процедуре, высказывать свое мнение, участвовать в разработке рекомендаций для ребенка. Кроме того, родители или законные представители ребенка могут отказаться от обследования ПМПК, например, когда образовательное учреждение хочет избавиться от ребенка или он просто не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях, в школе и так все хорошо.
Если вы не согласны с решением ПМПК, например, в нем не учтены ваши пожелания, особенности ребенка, то, чтобы обжаловать его, нужно подать заявление в вышестоящую инстанцию – районное или областное бюро, и тогда ребенку предстоит обследование на следующем уровне. Федерального отделения ПМПК не существует, есть только региональные бюро, поэтому последней инстанцией будет суд.
Опыта судебного оспаривания заключений ПМПК у нас еще не было. Судьи обычно не имеют знаний в узкоспециальных областях, и принимают решения, ориентируясь на мнение специалистов. Выиграть дело можно, если найти экспертов, которые смогут аргументированно опровергнуть выводы предыдущей комиссии. К тому же, оспаривать решения ПМПК, как правило, не имеет смысла, ведь они имеют для родителя и ребенка рекомендательный характер и их можно просто игнорировать.
Может ли школа отказать в приеме ребенка, ссылаясь на заключение ПМПК?
ПМПК выдает рекомендации, а следовать ли им, решают родители. Однако эти рекомендации обязательны для органов образования. Прямой заинтересованности образовательных учреждений в их соблюдении нет, то есть дополнительное финансирование на создание специальных условий для особых детей автоматически не выделяется. Наша организация пыталась добиться так называемого подушевого финансирования, когда вслед за ребенком, например, школе выделяются деньги, но такая система не сформировалась. Директор учреждения должен будет сам «выбивать» дополнительное финансирование. Эта практика привела к тому, что образовательные учреждения боятся принимать детей с ограниченными возможностями.
Могут ли родители требовать от образовательного учреждения создать для ребенка условия в соответствии с рекомендациями ПМПК?
По Закону «Об образовании в Российской Федерации» учреждение должно создать ребенку условия, предусмотренные рекомендациями ИПР и ПМПК, а субъект федерации (городское управление образования, министерство образования области) обязано выделить на это средства.
Несколько дел по этому поводу уже рассматривались в суде, одно из последних – в Ивановской области: ребенка с синдромом Дауна направили в «подходящий» детский сад далеко от дома, но суд обязал ближайшее учреждение принять его и обеспечить необходимые условия. В то же время проблемы с исполнением судебных постановлений существуют, и решение вопроса иногда затягивается надолго.
Скоро нам нужно будет встать на очередь в сад. Нужно ли с этого момента начинать форсировать решение вопроса о создании ребенку необходимых условий?
Если все рекомендации у вас уже на руках, это можно сделать заранее. В Москве сеть коррекционных детских садов и школ развита хорошо, но у родителей есть право выбора образовательного учреждения.
Положение о тьюторах
Могу ли я официально получить тьютора для ребенка, если занесу его в ИПР?
В Москве действует закон, который вводит институт тьюторов. Речь идет о помощниках, оказывающих ребенку техническую и другую помощь в получении образования. Тьютор может стать одним из тех необходимых условий, фигурирующих в рекомендациях ПМПК.
Однако ситуация с реализацией закона – плачевная, непонятно, какую подготовку должен получить такой специалист, кто курирует его работу. Возможно, нужен судебный прецедент, чтобы эта норма заработала. Только нужно помнить, что тьютор и социальный работник – это не одно и то же.
Может ли родственник стать тьютором?
Теоретически закон этого не запрещает, но комплексная проблема в отношении тьюторов заключается в том, что непонятно, кто и как финансирует их работу, кто этот тьютор, что входит в его обязанности и какие у него для этого есть права. С другой стороны, сейчас возможно оформить тьюторами родителей, на этом основании их хотя бы будут пускать в образовательные учреждения.
Отсрочка поступления в школу
Что дает право на отсрочку поступления в школу?
Откладывать этот шаг не стоит, если ребенок может учиться. Существует положение закона, по которому он имеет право обучаться в лечебных учреждениях, санаториях, на дому. Этот вопрос решается в органах управления образованием.
Закон требует, чтобы в интервале от 6,5 до 7 лет ребенок пошел в школу.
Если вы чувствуете, что он не готов к этому событию, необходимо соответствующее заключение ПМПК, чтобы школа предоставила ему адаптированную программу.
Финансовая помощь семьям
Будет ли принят закон о финансовой поддержке семей, в которых растут дети с синдромом Дауна?
В законопроекте о социальном обслуживании населения РФ такое предложение есть. А пока федеральное законодательство допускает оплату труда опекуна, однако необходимо, чтобы это решение было зафиксировано еще и на местах, на уровне регионального законодательства. Во Владимирской области, например, действует положение о том, что человек, усыновивший ребенка с синдромом Дауна, может рассчитывать на некоторые выплаты по решению органов опеки. Однако к родителям это установление не относится.
Закона, предусматривающего помощь семьям, в которых растут дети-инвалиды, на сегодняшний день нет. Существуют только общие положения о предоставлении государственной социальной помощи (Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Отношения с общеобразовательными школами
Чего могут требовать родители от школы?
Вы имеете право получить тот перечень необходимых условий, который зафиксирован у вас в ИПР и в рекомендациях ПМПК. Если учреждение отказывается, ссылаясь на отсутствие возможности их создать, требуйте, в том числе через суд, у родителей есть такое право. Однако эти проблемы лучше решать сообща, объединившись, а мы, юристы, поможем грамотно аргументировать обращение.
Новый стандарт образования
Новый федеральный государственный стандарт не противоречит закону «Об образовании в Российской Федерации» не отменяет право на инклюзивное образование?
Наша организация была приглашена на слушание в Общественную палату РФ, и мы приложили усилия, чтобы этот стандарт не нарушал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Конвенцию о правах инвалидов. Поддержка со стороны родителей помогла в этой борьбе.
В следующем выпуске журнала мы продолжим публиковать ответы юриста на вопросы родителей о получении статуса ребенка-инвалида.
Даунсайд Ап и общественная организация инвалидов «Перспектива» готовы начать сбор вопросов родителей для следующих встреч, которые могут быть посвящены какой-то определенной теме или проходить в режиме обсуждения разных проблем. Пишите нам по адресу: yula-030@mail.ru, с пометкой «вопрос юристу».
Источник