Задержка психомоторного развития у детей код по мкб 10 у детей
Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.
F82
Специфические расстройства развития моторной функции
Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.
Синдром неуклюжего ребенка
Связанное(ая) с развитием:
- нарушение координации
- диспраксия
Исключены:
- нарушения походки и подвижности (R26.-)
- нарушение координации (R27.-)
- нарушение координации вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)
F83
Смешанные специфические расстройства психологического развития
В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.-; F81.- и F82.
Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.
При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.
F88
Другие расстройства психологического развития
Агнозия развития
F89
Расстройство психологического развития неуточненное
Нарушение развития БДУ
Источник
Большинство психологов сходится во мнении, что задержка речевого развития (код по МКБ 10) у детей проявляется довольно рано. И чем раньше родители обратят на это внимание, тем выше вероятность, что негативные последствия нарушений будут сведены к минимуму или устранены вообще.
Кодификация нарушений речи по МКБ 10
Существует несколько разновидностей речевых нарушений. Ниже они рассмотрены подробнее.
Клинические симптомы ЗРР
Сам термин ОНР (общее недоразвитие речи) в свое время ввела Левина Р. Е. Чем раньше родители заметят у ребенка сигналы, свидетельствующие о том, что развитие его речи не соответствует возрастным нормам, тем выше вероятность того, что лечение даст возможность устранить либо свести к минимуму последствия нарушения.
Когда отмечается задержка психоречевого развития (код по МКБ 10), у детей выделяют следующие симптомы:
- Отсутствие реакции на речь близких, наблюдаемое в возрасте до 9 месяцев.
- Отсутствие реакции на смену интонации говорящего.
- Отсутствие попыток начать элементарную речевую деятельность (к ним относятся характерный лепет, гуление и т. д.).
- Стремление строить общение со взрослыми при помощи элементарных эмоциональных проявлений.
- Отсутствие звукоподражания.
- Отсутствие реакции на свое имя.
- Нарушения глотания и жевания.
В возрасте от года до двух лет ребёнок с ЗРР не показывает и не называет изображенные на картинке предметы. Он не способен отвечать на простые вопросы, не реагирует на просьбы, высказанные даже близкими людьми. От двух до трех лет ему тяжело выполнять задания, требующие назвать предметы, он не может выполнить два и более действия подряд друг за другом. Он также не умеет составлять распространенные предложения, а в более сложных случаях — даже простые словосочетания.
Проблемы с речью у ребенка 5 лет и старше выдает то, что он не может разговаривать предложениями, используя лишь словосочетания. Большую часть звуков он произносит неправильно, из-за чего зачастую бывает сложно понять, о чем говорилось. Реакция на обращения взрослых к себе чаще всего отсутствует; ответы на вопросы крайне просты, односложны.
Специфические расстройства развития речи и языка
В целом, специфические расстройства развития речи и языка, в частности ЗПРР обозначены в МКБ под кодом F80. К ним относятся нарушения, которые проявляются уже на ранних стадиях развития речи. И хотя формально, они не соотносятся недостатками сенсорной чувствительности, с нарушениями неврологических или речевых механизмов, умственной отсталостью или факторами окружающей среды, они нередко бывают сопряжены со смежными проблемами: недостатками чтения либо письма, произношения и правописания слов. Страдают и межличностные отношения, эмоционально-волевая и личностная сфера.
Дополнительные факты о ЗРР
Первые попытки звукоподражания у ребенка начинаются в возрасте примерно 1,5-2 месяцев. Он уже почти не плачет и переходит к стадии гуления, когда ребенок еще не произносит звуки как таковые, но пытается с их помощью привлечь к себе внимание взрослых.
Важно! Первое время малыш начинает гулить только если он ощущает комфорт как физический, так и психологический. Ему нужно родительское внимание, забота, быть накормленным и сухим.
Биологические и социальные причины развития задержки речевого развития у детей
Причины задержки речевого развития чаще всего индивидуальны, а сам процесс зависит от целого ряда внешних и внутренних факторов. Наиболее очевидные причины, провоцирующие нарушение развития коммуникативных навыков, можно обозначить следующим образом:
- Инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности. Фактором риска также могут выступать отравления.
- Генетическая предрасположенность (некоторые особенности развития речевого аппарата, вызывающие подобные нарушения, передаются наследственно).
- Длительная гипоксия плода; рождения ребенка раньше срока, либо стремительные роды у матери.
- Плохо развитые мышцы, отвечающие за произношение и образование звуков (в частности, речедвигательных мышц, мускулатуры рта). В некоторых случаях первопричиной может служить слишком раннее отлучение ребенка от груди.
- Внутриутробные или родовые травмы.
- Нарушения слуха, не диагностированные в раннем возрасте. Отсутствие должной коррекции и лечения.
- Травмы головного мозга различной степени тяжести, полученные ребенком в первый год жизни.
- Психические заболевания и другие нарушения развития нервной системы.
- Отсутствие у детей общения с родителями, недостаток внимания с их стороны. Довольно часто это приводит к недоразвитию слухового внимания, речевого слуха.
- Неврология и психосоматика.
- Неблагоприятный психологический климат в семье.
Важно! О недостаточном развитии речи у ребенка можно судить в том случае, если словарный запас, звуковые особенности не соответствуют условно-принятым возрастным нормам, актуальным для каждого периода жизни.
Основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста
Эмоциональная чуткость, возможность регулярно общаться с самыми близкими приводит к тому, что уже к пятому или шестому месяцу ребенок переходит от стадии гуления к новой стадии — лепету. Он постепенно учится произносить все больше звуков и уже спустя пару месяцев начинает собирать их в слоги. Со временем элементарные слоги соединяются в цепочки, ребенок учится произносить их с разной интонацией.
Это еще совсем не речь, поэтому ребенку на этой стадии еще не нужен собеседник. Он может гулить и сам по себе, когда рядом никого нет. Тем не менее, именно в этот период родителям как нельзя важно говорить с ребенком. Это даст ему возможность использовать речь близкого человека в качестве образца, повторять за ним.
Важно! Обучать ребенка речи важно во время специально организованных занятий и в течение всего дня, например, при переодевании или кормлении, вербально сопровождая те или иные действия. Для успешного формирования и развития речи ребенок должен все время слышать голоса своих родных — это окажет ему бесценную помощь в овладении речью.
Уже к девяти месяцам начинается стадия словесного лепета. Произносить слова целиком ребенок начинает не сразу, вначале он будет пробовать просто собирать слоги в единое целое. И только со временем слова начинают привязываться к конкретным людям или ситуациям. В этот период родители должны внимательно следить за тем, как пополняется словарный запас ребенка, с какой частотой он учится произносить новые для себя слова.
Сложных формулировок и выражений лучше всего избегать. Малыш все равно не запомнит их, а внимание будет перегружено. В его активный словарный запас постепенно нужно вводить понятия, обозначающие само название предмета, его свойства и качества, например, цвета, формы, размеры и т. д.
Нужно, чтобы ребенок не только слышал речь, но и имел возможность наблюдать за мимикой, движениями губ и лица в целом. Желательно как можно чаще обращаться к ребенку по имени, играть с интонацией. Хороший эффект также дают детские песенки, стишки, потешки.
Важно! Тревожным знаком для родителей должно стать «замирание» словарного запаса — если он не пополняется до наступления второго года.
После того, как ребенок научился произносить отдельно взятые слова, его можно постепенно подводить к произношению коротких фраз и словосочетаний. Они должны быть простыми, понятными и в то же время емкими, содержать описание простых предметов, призыв к какому-либо действию и т. д.
К полутора годам словарный запас малыша насчитывает уже от 50 слов и больше. В это время речевое развитие становится более интенсивным. Ребенок активно слушает и повторяет все, что слышит вокруг себя. А на третьем году уже начинает понимать грамматические конструкции, структуру речи.
В это время исключительно важно поощрять ребенка говорить, рассказывать о различных событиях из его жизни (даже в простейших формах), своих переживаниях, вербально высказывать просьбы. Дошкольный и младший школьный возраст отмечается началом формирования связной речи.
Диагностика речевых нарушений
Если речевое развитие ребенка не соответствует возрастным нормам, родителям желательно обратиться за помощью к профессиональному логопеду-дефектологу. Он сможет провести обследование и объяснить родителям, что представляет собой психология детей с нарушениями речи. Обследование, проводимое специалистом, должно включать в себя следующее:
- Оценку активного словарного запаса.
- Оценку качества связной речи.
- Качество звукопроизношения.
- Качество мелкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития
Проблемы с речью у детей можно предотвратить при помощи своевременной профилактики нарушений речи.
Она включает в себя ряд простых и эффективных мероприятий (игр):
- с предметами и пальчиковые, направленные на развитие мелкой моторики;
- на развитие фонематического слуха, слухового восприятия;
- нацеленные на формирование просодической стороны речи, то есть, голоса, дикции, дыхания;
- на развитие способности к звукоподражанию;
- на развитие артикуляционного аппарата.
Профилактика ЗРПР
При необходимости родители также могут обратиться в центр речевого развития в ДОУ. Большинство из них предусматривают наличие логопедического класса (или как вариант — в них есть специальная группа), позволяющая выровнять уровень речевого развития и провести коррекцию ЗПР.
В целом стоит отметить, что ФГОС регулирует работу школ и ДОУ, прописывая то, что именно должен включать в себя образовательный стандарт, по которому работает учреждение, и каким образом строится работа логопеда с ребенком, поступающим на подготовительный, младший, средний, старший уровень.
Понимая, что представляет из себя психология детей с речевыми нарушениями, родители смогут принять своевременные меры. Это позволит выровнять речевое развитие ребенка в раннем возрасте.
Источник
Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.
F80.0
Специфическое расстройство речевой артикуляции
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором употребление ребенком речевых звуков находится на уровне более низком, чем это соответствует его возрасту, но при котором уровень языковых навыков нормален.
Связанное с развитием:
- физиологическое расстройство
- расстройство речевой артикуляции
Дислалия [косноязычие]
Функциональное расстройство речевой артикуляции
Лепет [детская форма речи]
Исключены: недостаточность речевой артикуляции:
- афазия БДУ (R47.0)
- апраксия (R48.2)
- вследствие:
- потери слуха (H90-H91)
- умственной отсталости (F70-F79)
- в сочетании со связанным с развитием расстройством языка:
- экспрессивного типа (F80.1)
- рецептивного типа (F80.2)
F80.1
Расстройство экспрессивной речи
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором способность ребенка использовать разговорный язык находится на уровне, значительно более низком, чем соответствующий его возрасту, но при котором понимание языка не выходит за пределы возрастной нормы; аномалии артикуляции при этом могут быть не всегда.
Связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа
Исключены:
- приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера] (F80.3)
- дисфазия и афазия:
- БДУ (R47.0)
- связанная с развитием рецептивного типа (F80.2)
- элективный мутизм (F94.0)
- умственная отсталость (F70-F79)
- первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.-)
последние изменения: январь 2008
Связанное с развитием специфическое расстройство, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.
Врожденная неспособность слухового восприятия
Связанная с развитием:
- дисфазия или афазия рецептивного типа
- афазия Вернике
Невосприятие слов
Исключены:
- приобретенная афазия при эпилепсии [ЛандауКлефнера] (F80.3)
- аутизм (F84.0-F84.1)
- дисфазия и афазия:
- БДУ (R47.0)
- связанная с развитием экспрессивного типа (F80.1)
- элективный мутизм (F94.0)
- языковая задержка вследствие глухоты (H90-H91)
- умственная отсталость (F70-F79)
последние изменения: январь 2008
F80.3
Приобретенная афазия с эпилепсией [Ландау-Клефнера]
Расстройство, при котором ребенок, имевший ранее нормальный ход речевого развития, теряет рецептивные и экспрессивные языковые навыки, но сохраняет общий интеллект. Начало расстройства сопровождается пароксизмальными изменениями на ЭЭГ и в большинстве случаев эпилептическими припадками. Начало расстройства приходится обычно на интервал между тремя и семью годами жизни, причем потеря навыков происходит через несколько дней или недель. Временная связь между началом припадков и потерей языковых навыков вариабельна с предшествованием одного другому (или цикличностью) от нескольких месяцев до двух лет. Как возможная причина этого расстройства предполагается воспалительный процесс в головном мозге. Примерно две трети случаев характеризуются сохранением более или менее тяжелых недостатков восприятия языка.
Исключены: афазия:
- БДУ (R47.0)
- при аутизме (F84.0-F84.1)
- вследствие дезинтегративных расстройств детского возраста (F84.2-F84.3)
F80.8
Другие расстройства развития речи и языка
Сюсюканье
F80.9
Расстройства развития речи и языка неуточненные
Речевое расстройство БДУ
Источник
Утратил силу — Архив
РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Архив — Клинические протоколы МЗ РК — 2010 (Приказ №239)
Категории МКБ:
Расстройства развития речи и языка неуточненные (F80.9)
Общая информация
Краткое описание
Задержка психоречевого развития — сборная группа, к которым относятся нетяжелые разнообразной этиологии патологии развития ЦНС с незрелостью эмоционально-волевой, познавательной и речевой функции с перспективой компенсации.
Афазия — расстройство речи, обусловленное поражением корковых речевых зон (нижней лобной извилины или теменно-височно-затылочного отделов в доминантном полушарии); афазия — приобретенные в любом возрасте (у ребенка — после трех лет) речевые расстройства; они выражаются в полной или частичной утрате имевшейся собственной речи или понимания чужой речи.
Моторная афазия развивается вследствие поражения коры левого полушария в области третьей лобной извилины (центр Брока). При этом утрачивается навык произношения, утрата навыков произвольных движений речевого аппарата при отсутствии параличей.
Сенсорная афазия возникает при поражении в области верхней височной извилины левого полушария. При сенсорной афазии больной слышит, но не понимает обращенную речь. При этой форме афазии поражается гностический центр речи — центр Вернике, по своему механизму является речевой агнозией.
Протокол «Задержка психоречевого развития»
Код по МКБ:
F80.1. Задержка психоречевого развития
Расстройство экспрессивной речи (связанная с развитием дисфазия или афазия экспрессивного типа)
F80.2. Расстройство рецептивной речи
Связанная с развитием:
— Дисфазия или афазия рецептивного типа
— Афазия Вернике
— Невосприятие слов
F80.9 Расстройство развития речи и языка
Мобильное приложение «MedElement»
— Профессиональные медицинские справочники. Стандарты лечения
— Коммуникация с пациентами: вопросы, отзывы, запись на прием
Скачать приложение для ANDROID / для iOS
Мобильное приложение «MedElement»
— Профессиональные медицинские справочники
— Коммуникация с пациентами: вопросы, отзывы, запись на прием
Скачать приложение для ANDROID / для iOS
Классификация
Задержка психического развития с речевой недостаточностью (Л.А. Булахова):
1. Моторная алалия.
2. Сенсорная алалия.
3. Дислалия:
— задержка психического развития с дисграфией;
— задержка психического развития с дислексией;
— задержка психического развития с дискалькулией;
— задержка психического развития с диспраксией;
— задержка психического развития в связи с врожденной или рано приобретенной глухотой и тугоухостью;
— задержка психического развития в связи со слепотой или слабовидением.
Классификация речевых расстройств (Л.О. Бадалян). Речевые расстройства:
Речевые расстройства, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. В зависимости от уровня поражения речевой системы:
1. Афазия — распад всех компонентов речи в результате поражения корковых речевых зон.
2. Алалия — системное недоразвитие речи в результате поражения корковых речевых зон в доречевом периоде.
3. Дизартрия — нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры. В зависимости от локализации поражения выделяют несколько форм дизартрий.
Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
— заикание;
— мутизм и сурдомутизм.
Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата (механические дислалии, ринолалия).
Задержка речевого развития различного происхождения (при недоношенности, при тяжелых заболеваниях внутренних органов, педагогическая запущенность и т.д.)
Диагностика
Диагностические критерии
Жалобы и анамнез: задержка в психоречевом развитии, снижение мышления, памяти, внимания, расторможенность, неусидчивость; перинатальный анамнез отягощен, в анамнезе возможны черепно-мозговые травмы, перенесенные нейроинфекции.
Физикальное обследование: психоречевое развитие не соответствует ребенку, нарушение поведения, неадекватные реакции.
Лабораторные исследования: в пределах нормы.
Инструментальные исследования: на ЭЭГ задержка формирования возрастной корковой ритмики, диффузные изменения электрогенеза.
Показания для консультации специалистов: логопед, психолог, ЛОР сурдолог, окулист.
Минимум обследования при направлении в стационар:
— общий анализ крови;
— общий анали мочи;
— АЛТ;
— АСТ;
— кал на яйца глист.
Основные диагностические мероприятия:
1. Общий анализ крови.
2. Общий анализ мочи.
3. ЭЭГ.
4. Исследование слуха.
5. ЛОР сурдолог.
6. КТ головного мозга.
7. Логопед.
8. Психолог.
9. Окулист.
Дополнительные диагностические мероприятия:
1. ИФА на токсоплазмоз.
2. ИФА на цитомегаловирус.
3. Анализ мочи на обменные нарушения.
4. УЗИ органов брюшной полости.
Дифференциальный диагноз
Диагноз, признак | Синдром Ретта | Ранний детский аутизм | Сенсорная алалия | Моторная алалия |
Речь | Дети, достигшие определенного уровня развития речи, общения и социальной адаптации, после манифестации заболевания утрачивают эти навыки. Со слов родителей, экспрессивная и импрессивная речь и социальные навыки теряются в среднем в возрасте 4-11 месяцев, а навыки самообслуживания — в 12-14 месяцев. | Особенно нарушена коммуникативная функция речи, отмечается задержка развития речи. | Резкое нарушение фонетической стороны речи, речь отсутствует или ограничена, в словах многочисленные ошибки, звуковые замены, эхолалии. | Речевое развитие развивается с задержкой, в раннем возрасте отсутствует лепетная речь, к 2-3 годам появляются искаженные малопонятные окружающим слова, к 4-5 годам — упрощенная фразовая речь |
Поведение | Аутичное поведение, стереотипные движения рук, напоминающие выжимание, стискивание, хлопки, «мытье рук», потирание, появляющиеся после потери целенаправленных движений рук; нарушения походки (апраксии и атаксии), выявляющиеся в возрасте 1-4 лет | Дети играют в одиночестве, стереотипно, чаще неигровыми предметами, нарушено коммуникативное поведение, стереотипный характер игр | Дети часто неусидчивы, расторможены | Неуверенность в себе, раздражительность, молчаливость |
Интеллект | До 1 года психоречевое развитие соответствует возрасту, затем постепенная утрата ранее приобретенных навыков. Интеллект значительно снижен | Уровень интеллекта колеблется от субнормального до нормального | Задержка психического развития | Легкая задержка психического развития |
Понимание речи | Крайне ограничено понимание речи, глубокое повреждение экспрессивной и импрессивной речи и грубая задержка психомоторного развития | Дети понимают речь окружающих | Дети не понимают речь окружающих | Дети понимают речь окружающих |
Лечение
Тактика лечения
Цели лечения:
— активизация психического развития;
— пополнение пассивного и активного словарного запаса;
— коррекция поведения;
— повышение эмоционального тонуса, настроения ребенка;
— обучение навыкам самообслуживания;
— социальная адаптация.
Немедикаментозное лечение:
— индивидуальные коррекционные занятия с логопедом;
— занятия с психологом;
— кондуктивная педагогика;
— групповые занятия ЛФК;
— массаж воротниковой зоны, головы;
— физиолечение — электрофорез с эуфиллином на шейный отдел позвоночника, кислородный коктейль, дарсонвализация волосистой части головы.
Медикаментозное лечение
Широко используют в последнее время препараты ноотропного ряда — нейропротекторы, с целью улучшения обменных процессов в головном мозгу. Большинство ноотропных препаратов, в связи с их психостимулирующим действием, назначают в первую половину дня. Продолжительность курсов лечения ноотропами составляет от одного до двух-трех месяцев.
Церебролизин, ампулы 1 мл в/м, пирацетам, ампулы 5 мл 20%, гинкго-билоба (танакан), таблетки 40 мг, пиритинола гидрохлорид (энцефабол), драже 100 мг, суспензия — 5 мл содержат 80,5 мг пиритинола (соотв. 100 мг пиритинола гидрохлорида).
Энцефабол — минимум противопоказаний, разрешен к применению с первого года жизни. Дозирование суспензии (с содержанием в 1 мл 20 мг энцефабола) детям 3-5 лет с алалией суточная доза 200-300 мг (12-15 мг массы тела) назначают в 2 приема — утром (после завтрака) и днем (после дневного сна и полдника). Продолжительность курса 6-12 недель, целесообразен длительный прием, при котором повышается работоспособность и способность к обучению, улучшаются высшие психические функции.
Актовегин, ампулы 2 мл 80 мг, драже-форте 200 мг активного вещества. Нейрометаболический препарат, содержащий исключительно физиологические компоненты. Детям назначается в драже-форте, прием до еды по ½ -1 драже 2-3 раза в день (в зависимости от возраста и выраженности симптомов заболевания), до 17 часов. Продолжительность терапии 1-2 месяца.
Инстенон, таблетки (1 таблетка содержит 50 мг этамивана, 20 мг гексобендина, 60 мг этофиллина). Многокомпонентный нейрометаболический препарат. Суточная доза составляет 1,5-2 таблетки, назначается в 2 приема (утром и днем), после еды. Для исключения побочных эффектов рекомендуется постепенное наращивание дозы в течение 5-8 дней. Продолжительность лечения 4-6 недель.
Ангиопротекторы с целью улучшения мозгового кровообращения: винпоцетин, циннаризин.
Витамины группы В: В1, В6, В12, фолиевая кислота, аевит, нейромультивит — специальный комплекс витаминов группы В с направленным нейротропным действием, неуробекс.
Седативная терапия по показаниям: ноофен, ново-пассит.
Корректоры поведения: сонапакс, хлорпротиксен.
Профилактические мероприятия:
— профилактика травматизма;
— профилактика вирусных и бактериальных инфекций.
Дальнейшее ведение: регулярные занятия с логопедом, дефектологом, психологом, социальная адаптация ребенка, оформление в специализированный детский сад, прохождение медико-педагогической комиссии для решения вопроса об обучении ребенка.
Основные медикаменты:
1. Актовегин, ампулы 2 мл 80 мг
2. Винпоцетин (кавинтон), таблетки 5 мг
3. Пирацетам, ампулы 5 мл 20%
4. Пирацетам, таблетки 0,2 и 0,4
5. Пиридоксин гидрохлорид, ампулы, 1 мл 5%
6. Пиритинол (энцефабол), драже 100 мг, суспензия (5 мл=80,0 пиритинола)
7. Тиамин хлорид, ампулы 5%, 1 мл
8. Фолиевая кислота, таблетки 0,001
9. Церебролизин, ампулы 1 мл
10. Цианокобаламин, ампулы 1 мл, 200 мкг и 500 мкг
Дополнительные медикаменты:
1. Аевит, капсулы
2. Актовегин, драже 200 мг
3. Глицин, таблетки 0,1
4. Гопантеновая кислота (пантокальцин), таблетки 0,25
5. Инстенон, таблетки
6. Магния лактат+пиридоксин гидрохлорид, таблетки магне В6
7. Нейромультивит, таблетки
8. Неуробекс, таблетки
9. Ново-пассит, таблетки, раствор
10. Ноофен,таблетки 0,25
11. Тиоридазин (сонапакс), таблетки 10 мг
12. Хлорпритиксен, 15 мг
13. Циннаризин, таблетки 25 мг
Индикаторы эффективности:
1. Улучшение внимания, памяти, работоспособности.
2. Пополнение пассивного и активного запаса слов.
3. Повышение эмоционального и психического тонуса.
Госпитализация
Показания к госпитализации (плановая): задержка психоречевого развития с рождения или приобретенная, эмоционально-волевые расстройства, общее недоразвитие речи, утрата навыков произношения и понимания речи.
Информация
Источники и литература
- Протоколы диагностики и лечения заболеваний МЗ РК (Приказ №239 от 07.04.2010)
- Перинатальная патология. Под редакцией М.Я. Студеникина. Москва 1984
Ю.А. Якунин. Болезни нервной системы у новорожденных и детей раннего возраста. Москва 1979
Справочник детского психиатра и невропатолога. Под редакцией Л.А. Булаховой. Киев 1997
Л.О. Бадалян. Детская неврология. Москва 1998
Л.О. Бадалян. Неврология. Москва 1982
Н.Н. Заваденко. Ноотропные препараты в практике педиатра и детского невролога. Методические рекомендации. Москва 2003
Л.З. Казанцева. Синдром Ретта у детей. Москва 1998
- Перинатальная патология. Под редакцией М.Я. Студеникина. Москва 1984
Информация
Список разработчиков:
№ | Разработчик | Место работы | Должность |
1. | Кадыржанова Галия Баекеновна | РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №3 | Заведующая отделением |
2. | Серова Татьяна Константиновна | РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №1 | Заведующая отделением |
3. | Мухамбетова Гульнара Амерзаевна | Кафедра нервных болезней, КазНМУ | Ассистент, кандидат медицинских наук |
4. | Балбаева Айым Сергазиевна | РДКБ «Аксай», психоневрологическое отделение №3 | Врач-невропатолог |
Прикреплённые файлы
Внимание!
Если вы не являетесь медицинским специалистом:
- Занимаясь самолечением, вы можете нанести непоправимый вред своему здоровью.
- Инф