Задержка физ развития код мкб

Задержка физ развития код мкб thumbnail

Рубрика МКБ-10: R62.8

МКБ-10 / R00-R99 КЛАСС XVIII Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках / R50-R69 Общие симптомы и признаки / R62 Отсутствие ожидаемого нормального физиологического развития

Определение и общие сведения[править]

Гипотрофия

Синонимы: снижение прибавки массы тела и отставание в росте

Гипотрофия — хроническое расстройство питания, характеризующееся дефицитом массы по отношению к росту. В настоящее время для обозначения этого состояния все чаще употребляются термины: белково-энергетическая недостаточность, синдром недостаточности питания.

В анамнезе детей с гипотрофией есть указания на неблагоприятное течение внутриутробного и неонатального периода, наличие врожденных заболеваний и аномалий развития, дефекты вскармливания и выхаживания, хронические заболевания, внутриутробные инфекции, токсические (пищевые, бытовые, лекарственные) поражения.

По времени возникновения различают пренатальную (внутриутробную, врожденную) и постнатальную (приобретенную) гипотрофию.

По степени тяжести выделяют гипотрофию первой, второй и третьей степени. При гипотрофии I степени дефицит фактической массы по отношению к долженствующей с учетом роста ребенка составляет 10-20%, при II степени — 20-30%, при III степени — больше 30%.

Период заболевания: начальный, прогрессирования, реконвалесценции.

Первичные гипотрофии имеют в своей основе белково-энергетическую недостаточность. Вторичные гипотрофии сопровождают врожденные и приобретенные заболевания.

Гипостатура — вариант дистрофии с равномерным отставанием массы тела и роста от возрастных норм.

Этиология и патогенез[править]

Факторы, предрасполагающие к развитию гипотрофии в постнатальном периоде

Эндогенные факторы:

  • Врожденные пороки развития (сердечнососудистой системы, ЖКТ, центральной нервной системы, мочеполовой системы, печени);
  • Врожденные или приобретенные поражения ЦНС (церебральная ишемия, перинатальное поражение нервной системы, внутричерепные кровоизлияния);
  • Синдромы мальабсорбции (при лактаз-ной недостаточности, целиакии, муковисцидозе и т.д.);
  • Наследственные иммунодефициты;
  • Эндокринные заболевания и др.;
  • Наследственные нарушения обмена веществ.

Экзогенные факторы:

  • Алиментарные (количественный и качественный недокорм, раннее искусственное вскармливание неадаптированными молочными смесями, неправильное и несвоевременное введение прикорма, нарушение режима вскармливания и дефекты ухода);
  • Хроническое течение алиментарно-зависимых заболеваний (анемия, рахит, дисбактериоз кишечника и др.);
  • Тяжелые инфекционные заболевания;
  • Тяжелая хроническая патология.

Клинические проявления[править]

Гипотрофия I степени проявляется умеренным похуданием ребенка (дефицит массы тела 10-20%), что выражается в истончении подкожного жирового слоя, прежде всего на туловище. У детей отмечается бледность кожных покровов и слизистых оболочек, снижение тургора тканей и мышечного тонуса. Рост не нарушается. Аппетит и стул обычно остаются нормальными. Функции внутренних органов и психомоторное развитие не изменяются.

При гипотрофии II степени заметно ухудшается состояние ребенка. Кожные покровы приобретают сероватый оттенок, становятся сухими. Из-за низкой эластичности кожа легко собирается в складки, особенно на внутренней поверхности бедер. Тургор тканей и тонус мышц снижены. Подкожный жировой слой отсутствует на туловище и конечностях. Дефицит массы (20-30%) сопровождается отставанием в росте на 1-3 см. У детей плохой аппетит, снижена толерантность к пище. Они раздражительны или беспокойны. Обращают на себя внимание задержка в психомоторном развитии. У больных легко возникают инфекционновоспалительные очаги в ушах, зеве, легких. Часто наблюдается анемия. Характер стула зависит от особенностей питания.

При гипотрофии III степени состояние ребенка тяжелое. Подкожный жировой слой отсутствует везде, даже на лице (дефицит массы тела более 30%). Лицо треугольной формы («лицо Вольтера»). Кожа с сероватоцианотичным оттенком, сухая, иногда с трещинами. Эластичность кожи и тургор тканей резко снижены. Может появиться пастозность тканей. Дефицит роста достигает 4-6 см. У многих детей имеются признаки стоматита, молочницы. Функции внутренних органов (легких, сердца, печени, почек) значительно нарушены. Аппетит отсутствует, отмечается выраженная жажда. Терморегуляция расстроена. У больных часто возникают гнойно-воспалительные очаги, могут развиваться септические состояния. Стул «голодный». Значительно угнетены функции центральной нервной системы.

Другие виды задержки ожидаемого нормального физиологического развития: Диагностика[править]

Для диагностики гипотрофии исследуют следующие показатели: общий анализ крови, протеинограмму, активность щелочной фосфатазы в сыворотке крови, иммунный статус, эндокринный профиль. Проводят копрологическое и микробиологическое исследование кала.

Дифференциальный диагноз[править]

Другие виды задержки ожидаемого нормального физиологического развития: Лечение[править]

Гипотрофию I степени лечат амбулаторно. Лечение включает диетотерапию, создание рационального режима, санацию очагов инфекции, лечение рахита, анемии и другой сопутствующей патологии.

Читайте также:  Мкб классификация кода кариеса

Лечение гипотрофии II и III степени следует проводить в стационаре.

Большое внимание уделяется ферментотерапии. Используется панкреатин (креон, панзинорм), абомин, фестал и другие ферменты. Назначаются препараты, обладающие анаболическим эффектом: инозин, оротат калия, L-карнитин, ципрогептадин, анаболические гормоны (последние под контролем костного возраста). Среди лекарственных негормональных средств с анаболическим эффектом особое место занимают препараты, содержащие L-карнитин. Препарат применяется за 30 мин до еды детям до 1 года по 0,03-0,075 г 3 раза в сутки, от 1 года до 6 лет — по 0,1 г 2-3 раза в сутки. Продолжительность курса — 1 мес.

При сопутствующем дисбиозе кишечника применяются биопрепараты. В комплексном лечении этих детей используются витамины.

Профилактика[править]

Прочее[править]

Психогенная задержка физического развития

Этиология и патогенез

К факторам риска относится
«трудный» характер, разлука с родителями, плохие
взаимоотношения с родителями, эмоциональный
стресс. В основе заболевания лежит не какая-либо
одна причина, органическая или функциональная, а
сочетание социальных, психологических и
физиологических факторов.

Диагностика

а. На
основании анамнеза и физикального исследования
исключают органические причины задержки
физического развития, которые можно заподозрить
при врожденных аномалиях, внутриутробной
задержке развития, недоношенности, соматических
заболеваниях. Нередко отмечаются смешанные,
органические и функциональные, нарушения.

б. Выясняют
динамику физического развития, анализируя
данные об изменении веса, роста и окружности
головы. Как правило, отставание в весе
предшествует отставанию в росте и в окружности
головы. Недоношенные с весом, соответствующим
гестационному возрасту, развиваются нормально.
Для недоношенных в диаграммы роста и веса вносят
поправки до 2-летнего возраста. Примерно у 35%
детей с внутриутробной задержкой развития
показатели физического развития в возрасте
4 лет оказываются ниже 5-го процентиля.

в. Выясняют
качество ухода за ребенком. Задержка физического
развития часто встречается в бедных,
неблагополучных семьях; при депрессии у
родителей, недостатке общения и при утрате
родителей.

г. Причины
задержки физического развития могут крыться в
отношениях между ребенком и родителями. Поэтому
следует понаблюдать за ними в различных
ситуациях (в том числе при кормлении).

д. Оценивают
психическое развитие (в том числе общительность).

е. Быстрое
увеличение веса сразу после госпитализации
свидетельствует в пользу психогенной задержки
физического развития, хотя отсутствие прибавки
веса не означает, что ребенок страдает
органическим заболеванием.

3. Для
постановки диагноза необходимо доказать, что
причиной задержки физического развития служат
отказ от пищи или крайняя привередливость в еде,
обусловленные плохими взаимоотношениями с
родителями (от полной заброшенности ребенка до
чрезмерной опеки).

Лечение

а. Лечат
истощение и сопутствующие заболевания.
Исключают анемию и отравление свинцом.

б. Устраняют
причины задержки физического развития. К
выявлению и устранению этих причин нужно активно
привлекать родителей.

в. Иногда
достаточно улучшить уход за ребенком. В других
случаях неадекватные реакции на пищу и кормление
поддаются поведенческой или семейной терапии.

г. Используют
специальные программы стимуляции развития
грудных детей.

д. Детям
с задержкой физического развития необходимо
длительное наблюдение, позволяющее выявить
поведенческие расстройства, школьную
неуспеваемость, задержку развития
познавательных способностей.

Источники (ссылки)[править]

Поликлиническая и неотложная педиатрия [Электронный ресурс] : учеб. / под ред. А. С. Калмыковой — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.

Руководство участкового педиатра [Электронный ресурс] / под ред. Т.Г. Авдеевой — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014.

Дополнительная литература (рекомендуемая)[править]

Действующие вещества[править]

Источник

Содержание

  1. Описание
  2. Симптомы
  3. Причины
  4. Лечение
  5. Основные медицинские услуги
  6. Клиники для лечения

Названия

 Задержка роста.

Описание

 Задержки роста у детей — состояние гетерогенное. Многие эндокринные, соматические, генетические и хромосомные заболевания сопровождаются задержкой роста. Наиболее часто отставание в росте обусловлено конституциональными особенностями роста и развития ребенка. Важнейшей клинической проблемой задержек роста у детей является дифференциальная диагностика различных вариантов нанизма с целью определения точного варианта низкорослости, прогноза заболеваний и, следовательно, выбора методов терапии.

Симптомы

 Самой распространенной формой задержки роста у детей (около 75%) является конституционная, которая в свою очередь разделяется на три типа:
 • конституционная низкорослость: у родителей низкого роста — низкого роста ребенок;
 • конституционная задержка роста — до периода полового созревания ребенок растет медленно, а затем резко догоняет своих сверстников;
 • смешанная форма — самая распространенная.
 Такие нарушения роста можно увидеть уже при рождении ребенка — его масса тела и рост будут чуть меньше нормы. Если новорожденный средней конституции имеет рост 51-55 см и массу тела 3100-3500 г, то рост таких детей составляет 47-50 см, а масса тела — 2700-3000 г. Это свидетельствует о том, что конституционные факторы влияют на рост ребенка еще во внутриутробный период.
 В возрасте 1-3 лет родители могут заметить, что их ребенок значительно ниже своих одногодок. Если у родителей возникает обеспокоенность по поводу того, что ребенок отстает в росте, стоит обратиться к эндокринологу. Он определит, на самом ли деле это патология роста и насколько она серьезна. Не стоит ожидать, пока ребенок пойдет в школу и «вытянется».
 Конституционные формы задержки роста редко бывают значительными. Чем больше степень задержки роста, тем вероятнее наличие эндокринной или церебральной патологии. Такого ребенка стоит госпитализировать в эндокринологическое отделение для обследования. Если своевременно не обратиться к врачу и не начать лечение, компенсировать дефицит роста уже может не удаться.

Читайте также:  Рак небной дужки код мкб

Причины

 Задержка роста может быть обусловлена двумя принципиально разными проблемами. Первая — когда ребенок отстает в росте в силу имеющегося заболевания. Тогда необходимо лечение, которое, вполне возможно, действительно позволит ему и подрасти, и сохранить здоровье. Какие же из этих факторов влияют на рост? Инфекционные заболевания, пороки сердца, хронические заболевания костей вызывают многообразные нарушения в организме и задерживают его рост.
 Особенно большое влияние оказывают заболевания желез внутренней секреции, таких, как гипофиз, щитовидная железа, надпочечники. Именно поэтому отставание в росте должно служить поводом для обращения к эндокринологу. Наиболее тяжелые нарушения процессов роста наблюдаются при патологии эндокринной системы. Известно, что практически все гормоны непосредственно или пермиссивно участвуют в процессах роста.
 Рост человека запрограмирован генетически. Он осуществляется за счет соматотропина. Cоматотропный гормон (СТГ, cоматотропин, соматропин, гормон роста) — один из гормонов передней доли гипофиза. По строению является пептидным гормоном. Гормоном роста он называется за то, что у детей и подростков, а также молодых людей с ещё не закрывшимися зонами роста в костях он вызывает выраженное ускорение линейного (в длину) роста, в основном за счет роста длинных трубчатых костей конечностей.
 Секреция соматотропина постепенно понижается с возрастом. Она минимальна у пожилых и стариков, максимальна у подростков в период интенсивного линейного роста и полового созревания. У взрослых патологическое повышение уровня соматотропина или длительное введение экзогенного соматотропина в дозах, характерных для растущего организма, приводит к утолщению костей и огрублению черт лица, увеличению размеров языка — так называемому акромегалоидному строению скелета.
 Если секреция этого гормона прекращается раньше времени, то рост останавливается. Это может быть по разным причинам: травмы. Болезни и.
 Задержка роста (нанизм), обусловленная дефицитом соматотропного гормона — одна из актуальных проблем всего общества. Заболевание проявляется в существенном замедлении физического развития, в результате дети, не получающие соответствующего лечения, с годами не могут достичь обычного среднего роста взрослого человека и обречены всю жизнь оставаться маленькими, по сути — инвалидами.

Лечение

 Назначается ростстимулирующая терапия.
 С целью лечения задержки роста при гипоталамо-гипофизарной недостаточности соматотропного гормона применяют человеческий гормон роста в сочетании с тиреоидными препаратами (при наличии тиреотропной недостаточности), анаболическими стероидами, гонадотропными и половыми гормонами (при выпадении гонадотропной функции).
 Анализ результатов лечения показал, что темпы роста больных церебрально-гипофизарным нанизмом, до лечения составляющие 1-3 см в год, на фоне лечения человеческим соматотропином составляют в среднем 6,5 см в год, что не противоречит данным, полученным другими исследователями.
 При чередовании лечения соматотропином с ретаболилом годовая прибавка в росте возрастает до 8,6 см, а при сочетании соматотропина с тиреоидными гормонами и хорионическим гонадотропином до 12 см в год.
 Лучшие результаты наблюдались у детей младшего возраста с низкими показателями «костного возраста» к моменту начала терапии.
 Больным с задержкой роста, обусловленной гипотиреозом и гипогонадизмом показана заместительная адекватная терапия соответствующими гормонами.
 Дети и подростки с конституциональной низкорослостью, синдромом позднего пубертата и семейной низкоросл остью в ростстимулирующем лечении не нуждаются.
 У больных с синдромом Нунана и Шерешевского-Тернера ростстимулирующее лечение неэффективно.
 1. Наиболее распространенной формой задержки роста у мальчиков подросткового возрасга является конституциональная низк-рослость, синдром позднего пубертата, у девочек — синдром Шерешевского-Тернера — состояния, не требующие ростстимулирующей терапии.
 2. В ростстимулирующем лечении нуждаются не менее 38% больных, страдающих низкорослостью.
 3. Терапия препаратами человеческого гормона роста показана только больным церебрально-гипофизарным нанизмом, частота которого не превышает 17,4% среди всех низкорослых.
 4. Для установления диагноза церебрально-гипофизарного нанизма недостаточно исследовать базальный уровень СТГ. Необходимо проведение функциональных нагрузочных проб, позволяющих выявить резервные возможности гипоталамо-гипофизарной системы.
 5. Оптимальным набором проб для определения соматотропных и тиреотропных резервов гипоталамо-гипофизарной системы служат пробы с L-ДОФА и тиролиберином.

Читайте также:  Синдром лериш код по мкб 10

Основные медуслуги по стандартам лечения

Клиники для лечения с лучшими ценами

ЦенаВсего: 699 в 37 городах

Источник

Расстройства, включенные в этот блок, имеют общие черты: а) начало обязательно в младенческом или детском возрасте; б) нарушение или задержка развития функций, тесно связанных с биологическим созреванием центральной нервной системы; в) устойчивое течение без ремиссий и рецидивов. В большинстве случаев страдают речь, зрительно-пространственные навыки и двигательная координация. Обычно задержка или нарушение, проявившиеся настолько рано, насколько возможно было их достоверно обнаружить, будут прогрессивно уменьшаться по мере взросления ребенка, хотя более легкая недостаточность часто сохраняется и в зрелом возрасте.

Расстройства, при которых нормальный характер приобретения языковых навыков страдает уже на ранних стадиях развития. Эти состояния непосредственно не соотносятся с нарушениями неврологических или речевых механизмов, сенсорной недостаточностью, умственной отсталостью или факторами окружающей среды. Специфические расстройства развития речи и языка часто сопровождаются смежными проблемами, такими, как трудности при чтении, правописании и произношении слов, нарушения межличностных отношений, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Расстройства, при которых нормальные показатели приобретения учебных навыков нарушены, начиная с ранних стадий развития. Такое нарушение не является просто следствием отсутствия возможности обучаться или исключительно результатом умственной отсталости и не обусловлено полученной травмой или перенесенной болезнью головного мозга.

F82

Специфические расстройства развития моторной функции

Расстройство, главной чертой которого является значительное снижение развития моторной координации и которое не может быть объяснено исключительно обычным интеллектуальным отставанием или каким-либо специфическим врожденным или приобретенным неврологическим нарушением. Однако в большинстве случаев тщательное клиническое обследование выявляет признаки незрелости неврологического развития, такие, как хорееподобные движения конечностей в свободном положении, отражательные движения, другие признаки, связанные с особенностями моторики, а также симптомы нарушения тонкой и более грубой моторной координации.

Синдром неуклюжего ребенка

Связанное(ая) с развитием:

  • нарушение координации
  • диспраксия

Исключены:

  • нарушения походки и подвижности (R26.-)
  • нарушение координации (R27.-)
  • нарушение координации вторичное по отношению к умственной отсталости (F70-F79)

F83

Смешанные специфические расстройства психологического развития

В эту остаточную рубрику собраны нарушения, представляющие собой сочетание специфических расстройств развития речи и языка, учебных навыков и моторики, при которых дефекты выражены в равной степени, что не позволяет вычленить какой-либо из них как основной диагноз. Эту рубрику следует использовать лишь тогда, когда имеет место выраженное переплетение этих специфических расстройств развития. Эти нарушения обычно, но не всегда связаны с определенной степенью общей недостаточности познавательных функций. Таким образом, данную рубрику следует использовать в тех случаях, когда имеется сочетание дисфункций, отвечающих критериям двух или более рубрик: F80.-; F81.- и F82.

Группа расстройств, характеризующихся качественными отклонениями в социальных взаимодействиях и показателях коммуникабельности, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и действий. Эти качественные отклонения являются общей характерной чертой деятельности индивида во всех ситуациях.

При необходимости идентифицировать связанные с данными нарушениями заболевания или умственную отсталость используют дополнительный код.

F88

Другие расстройства психологического развития

Агнозия развития

F89

Расстройство психологического развития неуточненное

Нарушение развития БДУ

Источник