Задачи по синдрому дыхательных расстройств
Больная Р. 11 лет обратилась к кардиоревматологу с жалобами на боли в коленных суставах, их опухание сохраняющееся в течении 3 недель, чувство тугоподвижности в суставах в утренние часы до 1,5 часов, метеочувствительность. Коленные суставы отечны, температура над ними повышена, пальпация умеренно болезненна.
В анализе крови СОЭ 55 мм/час, СРП +++, серомукоиды 6,7, гаптоглобин 1,7 г/л, РФ – отр.
С диагностической целью проведена пункция коленного сустава. Получен результат исследования синовиальной жидкости:
Доставлено 23 мл желтой, мутной, вязкой жидкости. Нативно-лейкоциты покрывают поля зрения.
Проба Ривольта – положительная
рН-щелочная
Микроскопия- эритроциты 0-1 в п/з, лейкоциты покрывают поля зрения (60% -лимфоциты). Разрушенных клеток нет. Обнаружены «рагоциты» 3-4 в п/з. Остеобласты 3-4 в п/з.
Атипичные клетки не обнаружены.
Задание:
-
Оцените результаты лабораторных исследований. -
Ваш предположительный диагноз.
№15 1. Учитывая щелочную реакцию и превалирование лимфоцитов, отсутствие разрушенных клеток можно утверждать, что выпот серозный. Наличие в выпоте «рагоцитов» характерно для ревматоидного артрита, редко в небольшом количестве встречаются при СКВ.
2. Учитывая длительность суставного синдрома более 3 недель, симметричное поражение суставов, наличие утренней скованности более 1 часа, СОЭ более 35 ммчас, исключение гинекологом синдрома Рейтера, а так же обнаружение в синовиальной жидкости «рагоцитов» позволяет предположить у больной течение ювенильного ревматоидного артрита. Ситуационная ЗАДАЧА № 16 А
Ребенок М. родился в сроке гестации 28 недель. Из анамнеза известно, что беременность протекала на фоне гестоза, анемии беременных. Поступила в родильный дом с признаками отслойки плаценты. Путем операции кесарева сечения извлечен живорожденный мальчик массой 1000 грамм. Помещен под источник лучистого тепла. В связи с отсутствием самостоятельного дыхания проведена ИВЛ со 100% кислородом с помощью дыхательного мешка и маски. Через 2 минуты появилось регулярное самостоятельное дыхание с частотой 60 в минуту, ЧСС 160 в минуту, кожные покровы розовые. В возрасте 2 часов появилась одышка до 80 в минуту, но кожные покровы оставались розовыми. Начата кислородотерапия теплым увлажненным кислородом. Несмотря на это появилось экспираторные шумы в виде «хрюкающего выдоха», а затем втягивание мечевидного отростка грудины, подложечной области, межреберий и надключичных ямок. Несколько позднее появилось напряжение крыльев носа, приступы апноэ и цианоз на бледном фоне. Ребенок вялый, склонность к гипотермии, отмечается гипорефлексия и мышечная гипотония, периферические отеки подкожной клетчатки. Для уточнения диагноза проведена рентгенография органов грудной клетки.
Задание:
-
Оцените рентгенограмму органов грудной клетки.
Сформулируйте диагноз.
№ 16
-
На рентгенограмме органов грудной клетки определяется снижение пневматизации легочных полей, сетчато-зернистый рисунок, симптом «воздушной бронхограммы». -
Диагноз: Респираторный дистресс синдром.
Ситуационная ЗАДАЧА № 17А
У беременной Л. группа крови A(II) Rh(-) отрицательная. Настоящая беременность третья. Трижды определялся титр антител — 1:16, 1:32, 1:64.
В сроке гестации 38 недель беременность разрешилась рождением девочки с массой тела 3450 грамм, диной тела 54 см, оценка по шкале Апгар 8-9 баллов. При рождении кожные покровы розовые, крик громкий. В родильном зале проведена катетеризация пупочной вены, взята кровь для проведения лабораторного исследования. Группа крови ребенка O(I) Rh (+) положительная. Уровень пуповинного билирубина составил 52 мкмоль/л, непрямой 48 мкмоль/л. Через 6 часов у ребенка отмечается появление желтушного окрашивания кожных покровов. Печень выступает из-под края реберной дуги на 3 см, селезенка на 1,0 см. Уровень билирубина в сыворотке крови составил 132 мкмоль/л, непрямой 128мкмоль/л. Прямая проба Кумбса положительная. В ОАК гемоглобин 150 г/л, ретикулоциты 22‰.
Задание:
-
Обоснуйте диагноз.
№ 17
-
Rh(-) отрицательная группа крови матери, повторная беременность, повышение титра антител, Rh (+) положительная группа крови ребенка, появление желтухи в первые сутки жизни, гепатоспленомегалия, непрямая гипербилирубинемия, почасовой прирост билирубина более 9 мкмоль/л, положительная прямая проба Кумбса, ретикулоцитоз, сфероцитоз, снижение уровня гемоглобина. -
Диагноз: Гемолитическая болезнь новорожденного, резус конфликт, желтушная форма, тяжелое течение.
^
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 1169 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник
Задача №1
Мальчик 3 лет поступил в клинику с жалобами на удушье, изменение голоса, боль при глотании, сухой кашель. Заболел 2 года назад. Температура тела 38,7С. Зев гиперемирован, ткани отечны, миндалины и мягкое небо покрыты серым налетом. Дыхание 10 раз в 1 мин.. При вдохе слышен свистящий звук. Вдох затяжной, с западением мягких тканей под- и надключичных ямок, а также межреберных промежутков. При перкуссии и аускультации в легких изменений не отмечено.
1. Как называется характер дыхания (одышки), наблюдаемой у больной?
2. О какой причине нарушения дыхания свидетельствует наличие этого типа дыхания у больного?
3. Почему у больного затруднен преимущественно вдох?
Задача №2
Мужчина 40 лет поступил в клинику с жалобами на повторяющиеся приступы удушья с мучительным кашлем. Приступы возникают внезапно. Во время приступа больной сидит в вынужденном положении, опираясь на ладони, в дыхании участвует вспомогательная мускулатура. Дыхание свистящее, слышно на расстоянии. Особенно затруднен выдох. При перкуссии над легкими определяется коробочный звук, при аускультации — многочисленные сухие хрипы. В конце приступа отделяется скудная мокрота. Между приступами перкуторно и аускультативно изменений в легких не отмечается.
1. Как называется характер одышки (дыхания) у больного во время приступа?
2. О каких причинах нарушения дыхания может свидетельствовать преимущественное затруднение выдоха и о какой именно следует думать у данного больного?
3. Почему у больного преимущественно затруднен выдох?
4. Для какого заболевания характерна эта картина?
Задача №3
Мужчина 55 лет жалуется на ощущение недостаточности воздуха, возникающее при физической нагрузке. При осмотре видно, что грудная клетка расширена, глубина дыхания снижена, частота его 26 в минуту. Преимущественно затруднен выдох. При перкуссии грудной клетки определяется коробочный звук, границы сердечной тупости уменьшены, при аускультации дыхание ослаблено.
1. Какая форма дыхательной недостаточности имеется у больного?
2. Какой процесс в легких имеет место у больного?
3. Почему при этом процессе затрудняется преимущественно выдох и дыхание становится поверхностным?
4. Какие механизмы возникновения дыхательной недостаточности могут участвовать в ее формировании у данного больного?
5. Возникает ли гиперкапния у данного больного в период декомпенсации дыхательной недостаточности?
6. Какая форма гипоксии возникает у данного больного в период декомпенсации?
7. Какого изменения количества гемоглобина и эритроцитов следует ожидать у данного больного?
Задача №4
Мужчина 50 лет поступил в терапевтическое отделение с диагнозом инфаркт миокарда левого желудочка. Больной бледен, носогубной треугольник цианотичен, жалуется на удушье, дыхание 80 в 1 мин., поверхностное. В легких притупление перкуторного звука над нижними отделами, при аускультации здесь выслушивается крепитация.
1. Почему у больного ограничена резко глубина дыхания и увеличена частота?
2. Какая форма дыхательной недостаточности у больного?
3. Какие механизмы могут принимать участие в формировании дыхательной недостаточности у данного больного?
4. Какие формы гипоксии имеются у больного?
ОТВЕТЫ К СИТУАЦИОННЫМ ЗАДАЧАМ ПО ТЕМЕ «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ»
Задача №1
1. Инспираторная.
2. Патология верхних дыхательных путей.
3. Вследствие отечности мягких тканей верхних дыхательных путей и их спадения.
Задача №2
1. Экспираторная.
2. Спазм мелких дыхательных путей.
3. Вследствие отека слизистой мелких дыхательных путей и благодаря активному выдоху усиливается сдавление бронхиол и мелких бронхов, что и препятствует изгнанию воздуха.
Задача №3
1. Компенсированная форма дыхательной недостаточности при физической нагрузке может перейти в декомпенсированную форму.
2. Эмфизема легких.
3. Затруднение выдоха возникает вследствие уменьшения «эластической тяги» легких, необходимой для удержания бронхиол в расширенном состоянии, особенно на выдохе. Легкие растянуты, поэтому при вдохе небольшое количество воздуха обрывает вдох (рефлекс Геринга-Бройера), кроме того, уменьшен резервный объем вдоха.
4. Ускорение кровотока по оставшимся капиллярам; раскрытие шунтов, вследствие нарастающей гипертензии в сосудах малого круга; уменьшение поверхности диффузии газов вследствие разрушения межальвеолярных перегородок; неравномерная вентиляция альвеол.
5. Может возникать, если общий объем гипервентиляции больше, чем объем всех имеющихся альвеол.
6. Дыхательная.
7. Увеличение количества эритроцитов и гемоглобина.
Задача №4
1. Рефлекторно.
2. Острая дыхательная недостаточность.
3. Нарушение микроциркуляции крови в легочных сосудах и вентиляции альвеол.
4. Циркуляторная и дыхательная.
Источник
Задача 1. У испытуемого Е., 18 лет, после забега на 100 метров минутный объём лёгочной вентиляции возрос почти в 15 раз по сравнению с исходным уровнем (с 8 литров до 115 литров). 1. Какая изменилась газообменная функция лёгких и почему? 2. Как называется такое изменение этой газообменной функции лёгких? 3. Каков механизм изменения дыхания у испытуемого?
Эталон ответа. 1. Изменилась вентиляция, так как при физической нагрузке резко увеличивается потребление организмом кислорода и, прежде всего, скелетной мускулатурой для обеспечения в физиологических условиях нормального газового состава крови. 2. Гипервентиляция. 3. Повышение парциального давления (напряжения) углекислого газа в крови рефлекторно раздражает нейроны дыхательного центра, что вызывает изменение частоты (дыхание становится более частым) и глубины (дыхание становится более глубоким) дыхания.
Задача 2. У больного С., 30 лет, отмечается кашель с ржавой мокротой. На рентгенограмме затемнение в средней доле правого легкого. Температура тела — 38,9ºС, АД — 115/60 мм рт. ст., ЧСС — 100 мин-1, МОС — 5 л. HbО2 артериальной крови — 89%, венозной — 62%. 1. Имеется ли у больного дыхательная недостаточность? 2. Что послужило причиной формирования дыхательной недостаточности? 3. Какой вариант дыхательной недостаточности имеется у больного? 4. Какие механизмы нарушения процессов в легких формируют легочную недостаточность у больного?
Эталон ответа.1.Да, так как система внешнего дыхания не обеспечивает поддержания нормального газового состава крови (снижено содержания оксигемоглобина в крови). 2. Нарушение газообмена в лёгких. 3. Лёгочный, его вариант – рестриктивный. 4. Нарушение вентиляции, соотношения вентиляции и перфузии, диффузии газов в лёгких.
Задача 3. Толя В., 3 лет, поступил в клинику с затруднением дыхания. Заболел 2 дня назад. Температура тела 38,7 º С. В зеве грязно-серый налет. При вдохе слышен свистящий звук. Вдох носит затяжной характер. Пауза между вдохом и выдохом удлинена. При вдохе отмечается западание мягких частей под- и надключичных ямок, а также межреберных промежутков. Лицо одутловатое, свинцового оттенка с цианозом кончика носа и ушных раковин. 1. Имеется ли у больного дыхательная недостаточность? 2. Какая форма легочной недостаточности имеется у пациента? 3. Нарушение каких процессов вызвало легочную недостаточность у больного?
Эталон ответа.1.Да, так как при таком состоянии у ребёнка изменяется газовый состав крови (цианоз), а объективные признаки нарушения дыхания свидетельствуют о ненормальной работе аппарата внешнего дыхания, что вызывает снижение функциональных возможностей организма. 2. Обструктивная форма легочная недостаточность, так как нарушена проходимость воздухоносных путей. 3. Нарушение механики дыхания, вентиляции, соотношения вентиляции и перфузии, диффузии газов в лёгких.
Задача 4. Больной М., 25 лет, доставлен в клинику после длительного пребывания с непокрытой головой под палящими лучами солнца. Состояние больного тяжёлое: сознание утрачено, температура тела 42,3º С, пульс нитевидный 120 мин-1, артериальное давление не определяется. После ряда дыхательных движений наступает длительная пауза, за которой снова следует ряд дыхательных движений и т.д. 1. Имеется ли у больного дыхательная недостаточность? 2. Имеется ли у больного лёгочная недостаточность? 3. Что явилось причиной и каковы возможные механизмы нарушений дыхания у больного?
Эталон ответа.1.Да, так как при таком состоянии организма должны быть нарушения газового состава крови (гипоксемия и гиперкапния), а если они не выражены, то это достигается за счёт ненормальной работы аппарата внешнего дыхания, что приводит к снижению функциональных возможностей организма. 2. Нет, так как отсутствуют непосредственные повреждения лёгких. 3. Прямое воздействие солнечных лучей на непокрытую голову привело к развитию солнечного удара. По механизму у пациента сформировался центральный тип дыхательной недостаточности, обусловленный повреждением центров регуляции внешнего дыхания.
Задача 5. Миша К., 2 лет, доставлен в больницу в тяжёлом состоянии. Ребёнок задыхается. Кожные покровы и видимые слизистые оболочки резко синюшны. Дыхание глубокое и редкое, с участием дополнительной мускулатуры. Вдох шумный, со свистом. Во время вдоха происходит втяжение межрёберных промежутков, надключичных ямок и подчревных областей. Частота пульса 50 мин ˉ¹. Сознание сохранено. Отец ребёнка рассказал, что во время игры мальчик что-то взял в рот, стал кашлять и затем задыхаться. Дежурный врач извлёк из гортани ребёнка металлическую деталь от игрушки, после чего состояние ребёнка быстро нормализовалось. 1. Имелась ли у больного дыхательная недостаточность? 2. Какая форма нарушения дыхания имела место у больного? 3. Каковы основные механизмы развития лёгочной недостаточности у больного?
Эталон ответа.1. Да, так как нарушался газовый состав крови (выраженный цианоз) и имелись объективные нарушения функционирования аппарата внешнего дыхания (дыхание редкое, глубокое с участием дополнительной мускулатуры). 2. Обструктивная дыхательная недостаточность вследствие нарушения проходимости воздухоносных путей. 3. Основные механизмы развития легочной недостаточности обусловлены нарушением механики дыхания, вентиляции, соотношения вентиляции и перфузии и диффузии газов в лёгких.
Задача 6. Толя В., 3 лет, поступил в клинику с явлениями затрудненного дыхания. Заболел 2 дня назад. Температура тела 38,7 º С. В зеве грязно-серый налет. При вдохе слышен свистящий звук. Вдох носит затяжной характер. Пауза между вдохом и выдохом удлинена. При вдохе отмечается западание мягких частей под- и надключичных ямок, а также межреберных промежутков. Лицо одутловатое, свинцового оттенка с цианозом кончика носа и ушных раковин. 1. Как называется измененный тип дыхания, зарегистрированный у пациента? 2. Какой механизм обеспечивает формирование данного типа дыхания?
Эталон ответа. 1.Стенотическое дыхание. 2. Запаздывание рефлекса Геринга-Брейера.
Задача 7. Больной С., 47 лет, поступил в клинику с диагнозом «инфаркт миокарда». Состояние больного тяжёлое. Больной бледен, полусидит в постели. Границы сердца резко расширены влево. Пульс 100 мин-1. В лёгких обильные влажные хрипы. Амплитуда дыхательных движений постепенно нарастает и, достигнув максимума, постепенно уменьшается вплоть до полной остановки дыхания. Апноэ длится около 30 секунд, после чего вновь появляются дыхательные движения описанного типа. В дыхании участвует дополнительная дыхательная мускулатура. Вдыхание кислорода устраняет периодичность дыхания. 1. Как называется такое дыхание? 2. Какова его разновидность? 3. Каков механизм развития дыхания этого типа?
Эталон ответа. 1. Периодическое дыхание, так как периоды дыхания чередуются с периодами апноэ. 2. Дыхание Чейна-Стокса. 3. Изменяется чувствительность (возбудимость) нейронов дыхательного центра к углекислому газу.
Задача 8. Миша К., 2 лет, доставлен в больницу в тяжёлом состоянии. Ребёнок задыхается. Кожные покровы и видимые слизистые оболочки резко синюшны. Дыхание глубокое и редкое с участием дополнительной мускулатуры, вдох шумный, со свистом. Во время вдоха происходит втяжение межрёберных промежутков, надключичных ямок и подчревных областей. Частота пульса 50 мин-1. Сознание сохранено. Отец ребёнка рассказал, что во время игры мальчик что-то взял в рот, стал кашлять и затем задыхаться. Дежурный врач извлёк из гортани ребёнка металлическую деталь от игрушки, после чего состояние ребёнка быстро нормализовалось. 1. Как называется такое нарушение дыхания у ребенка? 2. Укажите период (стадию) этого нарушения.
Эталон ответа. 1. Асфиксия. 2. Вторая, так как дыхание глубокое с преобладанием фазы вдоха над выдохом и наличием брадикардии.
Задача 9. У больного М., 35 лет, сильная головная боль, рвота, температура тела 39,4º С, напряжение затылочных мышц. При пункции спинномозговая жидкость вытекает под давлением и имеет желто-зеленый цвет. Частота дыхания 14 мин-1, периоды апноэ чередуются с периодами полипноэ. 1. Как называется измененный тип дыхания, наблюдаемый у больного? 2. Какой вариант данного типа дыхания у больного? 3. Какие механизмы обеспечивают его формирование?
Эталон ответа. 1. Периодическое дыхание, так как периоды гиперпноэ чередуются с периодами апноэ. 2. Дыхание Биота, так как полипноэ – это частое поверхностное дыхание при неизменной глубине. 3. Непосредственное поражение нейронов головного (особенно продолговатого) мозга, глубокая гипоксия ствола мозга вызывают снижение возбудимости нейронов дыхательного центра. Центральные хеморецепторы не реагируют на рост концентрации углекислого газа в крови. При высоком его содержании происходит раздражение рефлексогенных зон каротидного синуса и дуги аорты, возбуждения инспираторных нейронов дыхательного центра, формируя несколько дыхательных движений сразу, без постепенного нарастания амплитуды.
Контрольные вопросы
1. Дыхательная и легочная недостаточность: определение понятия, виды, причины, распознавание.
2. Недостаточность внешнего дыхания, связанная с нарушением механики дыхания: причины и механизмы нарушения газообмена в лёгких.
3. Вентиляционная форма лёгочной недостаточности: виды, характеристика.
4. Лёгочная недостаточность, вызванная гипер- и гиповентиляцией: этиология, патогенез, нарушения газового состава крови.
5. Лёгочная недостаточность, вызванная патологически неравномерной вентиляции и нарушением соотношения вентиляции и перфузии: этиология, патогенез, нарушения газового состава крови.
6. Лёгочная недостаточность, вызванная нарушением диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану: причины, механизмы нарушений газообмена в лёгких.
7. Патогенез гипертензии малого круга кровообращения, формирующейся при лёгочной недостаточности.
8. Лёгочное сердце: этиология, патогенез.
9. Механизмы, препятствующие развитию гипертензии малого круга кровообращения при дыхательной недостаточности.
10. Респираторный дистресс-синдром взрослых: этиология, патогенез, проявления, принципы терапии.
11. Гиперпноэ, тахипноэ, брадипноэ, апноэ как формы нарушения внешнего дыхания: понятия, причины, характеристика, последствия.
12. Особенности внешнего дыхания, формирующегося при стенозе дыхательных путей.
13. Дыхание Чейна-Стокса и Биота: этиология, патогенез.
14. Терминальное дыхание: этиология, патогенез, проявления.
15. Одышка: этиология, патогенез, виды, клинические проявления.
16. Асфиксия: этиология, патогенез, клинические проявления.
Этапы занятия и контроль их усвоения:
1. Вводная часть: организационный момент, мотивация, цели занятия – 5 мин.
2. Основная часть занятия: тестовый контроль – 10 мин; устный опрос – 65 мин; решение ситуационных профессиональных и проблемных задач – 35 мин.
3. Заключительная часть: письменный контроль – 15 мин; подведение итогов – 3 мин; домашнее задание – 2 мин.
Источник