Задачи по синдромам дыхательной системы
Задача № 1
Больной В., 40 лет, шофер, более 10 лет отмечает по утрам небольшой кашель с легко отделяемой мокротой серого цвета. Последние 3 дня после охлаждения кашель усилился, количество отделяемой мокроты увеличилось, появилась слабость, потливость, повышение температуры до 37,5 0. Курит 20 лет по 1-ой пачке в день.
При осмотре: температура 37,20.. Кожные покровы влажные, над легкими перкуторный звук с коробочным оттенком, дыхание в верхних отделах жесткое, масса рассеянных хрипов над всей поверхностью легких. Число дыханий 20 в 1 минуту. Пульс 78 в 1 минуту, ритмичный. А/Д 130/75 мм рт столба . Другие органы без патологии.
Анализ мокроты: слизисто- гнойная без запаха, лейкоциты 30-40 в поле в зрения, эритроцитов нет. Атипических клеток нет.
Рентгенологически: легочные поля прозрачны, инфильтративных теней нет, корни легких тяжисты, расширены.
Бронхоскопия: слизистая оболочка трахеи и видимых бронхов гиперемирована, отечна легко ранима.
1. О каком синдроме при заболеваниях легких идет речь?
2. Какое исследование необходимо провести больному для оценки и выявления дыхательной недостаточности?
3. Условия образования и клиническая оценка коробочного звука над легкими.
Задача № 2
Больной С., 25 лет, по профессии монтажник, обратился к врачу с жалобами на кашель с мокротой, боли в грудной клетке, повышение температуры. Болен второй день. Заболел остро.
При осмотре: температура 39,40. ЧД 30 в минуту. Цианоз губ. Справа имеется отставание пораженной половины грудной клетки при дыхании, голосовое дрожание над этой областью усилено. Перкуторный звук тупой справа, по средней и задней подмышечной линии. Голосовое дрожание усилено. В области притупления дыхание бронхиальное, выслушиваются звонкие влажные мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца приглушены, ослаблен 1тон на верхушке, акцент 2 тона на легочной артерии ,частота сердечных сокращений 98 в минуту. АД 110 и 70 мм рт ст.
Рентгенологическое исследование: справа имеется гомогенное затемнение, охватывающее нижнюю долю легкого.
1. О каком легочном синдроме свидетельствуют условия задачи у данного больного?
2. Механизм крепитации.
3. Какой характерный цвет мокроты может наблюдаться у больных с данным легочным синдромом?
Задача № 3
Больная В., 49 лет, поступила в пульмонологическое отделение с жалобами на кашель со слизисто-гнойной мокротой, боли в правой половине грудной клетки, повышение температуры до 37,6.0
Больна четвертый день.
При осмотре: температура 37,30. ЧД 20 в 1 минуту. Грудная клетка правильной формы, симметрична. Укорочение перкуторного звука справа ниже угла лопатки, между лопаточной и средней подмышечной линиями. Дыхание в области укорочения перкуторного звука жесткое, там же выслушиваются влажные мелкопузырчатые звонкие хрипы. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Пульс 92 в 1 мин, ритмичный. АД 110 и 80 мм рт ст.
Анализ мокроты: слизистая, вязкая. Лейкоциты 25-30 в поле зрения.
При бактериологическом исследовании отмечен рост грамм положительного диплококка. Чувствительность микрофлоры к антибиотикам: к оксициклину- положительная, к тетрациклину, ципрофлоксацину, рулиду, канамицину -слабо положительная.
Рентгенологическое исследование: справа в области проекции нижней доли имеются участки затемнения разного размера, умеренной интенсивности.
1. С учетом условий задачи, какой легочный синдром имеется у пациентки?
2. Механизм образования влажных мелкопузырчатых звонких хрипов у больной.
3.Как объяснить наличие боли в правой половине грудной клетки у больной?
Задача № 4
Больная С., 25 лет, поступила в легочное отделение с жалобами на затруднение дыхания (преимущественно выдоха), приступы удушья, которые возникают внезапно до появления кашля, начало приступа связывает с резкими запахами, приступ заканчивается кашлем с выделением «стекловидной» мокроты.
При осмотре: состояние тяжелое. Больная сидит, опираясь руками о спинку стула (с фиксированным плечевым поясом). Частота дыхания (ЧД) 32 в 1 минуту. Выраженный цианоз лица, верхней половины туловища. На лбу капли пота, кожа тела влажная. При перкуссии нижние границы легких опущены. Экскурсия легочного края уменьшена. При проведении сравнительной перкуссии определяется коробочный легочный звук. Дыхание ослабленное выслушивается масса сухих рассеянных свистящих хрипов. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Пульс 96 в 1мин, ритмичный. АД 140 и 90 мм рт ст.
Мокрота – при микроскопическом исследовании мокроты обнаружены эозинофилы, кристаллы Шарко — Лейдена, спирали Куршмана.
В крови — увеличено количество эозинофилов.
1. Какой легочный синдром имеется у больной?
2. Дайте клиническую оценку выделения «стекловидной» мокроты.
3. Объясните образование коробочного звука у больной.
Задача № 5
Больной К., 45 лет, поступил в пульмонологическое отделение с жалобами на резкую боль в правом боку при дыхании, чихании и кашле, сухой кашель. Повышение температуры до 37,50, потливость, общее недомогание. Болен второй день.
При осмотре: Температура 37,50. ЧД 20 в 1 мин, из- за боли в правой половине грудной клетки больной старается дышать поверхностно. Состояние относительно удовлетворительное. Отмечается отставание при дыхании правой половины грудной клетки. При перкуссии — справа выявляется уменьшение подвижности легочного края, определяется перкуторный легочный звук. Дыхание над правой половиной грудной клетки ослаблено, там же выслушивается шум похожий на хруст снега.
При рентгенологическом исследовании — инфильтративных теней нет, имеется уменьшение подвижности плевры на стороне поражения..
- О каком заболевании идет речь?
- Механизм боли в правом боку у данного больного.
- Назовите шум, выслушиваемый у больного и его механизм возникновения.
Задача №6
Больной А., 50 лет, поступил в пульмонологическое отделение с жалобами на одышку, тяжесть в правом боку, повышение температуры тела до 38,80, потливость, общую слабость. Со слов больного неделю назад отмечал резкую боль в правом боку при дыхании и кашле, повышение температуры тела до 37,50. За медицинской помощью не обращался. Постепенно боль стала уменьшаться, но усилилась одышка.
При осмотре: Положение больного в постели вынужденное, больной лежит на правом боку. При осмотре больного отмечается выбухание правой половины грудной клетки. Там же отмечается сглаженность межреберных промежутков. Правая половина грудной клетки отстает в акте дыхания. Лопатка с правой стороны стоит выше. Голосовое дыхание справа ниже угла лопатки не проводится , там же при перкуссии отмечается абсолютный тупой звук, при аускультации — дыхание не выслушивается.
При рентгенографии органов грудной клетки — выявлена гомогенная тень с выпуклой верхней границей.
- Какой легочный синдром имеется у больного (на основании клинической картины и данных рентгенологического исследования)?
- Почему у больного уменьшились боли в правой половине грудной клетки, но в то же время усилилась одышка?
- Какие дополнительные исследования необходимо провести больному?
Задача № 7
Больной С., 75 лет, поступил в пульмонологическое отделение с жалобами на повышение температуры тела до 38.7 0, ознобы, кашель с отделением слизисто-гнойной мокроты, одышку. В отделении была диагностирована правосторонняя верхнедолевая пневмония. После назначения антибиотиков отмечена незначительная положительная динамика: температура тела снизилась до 37.60. На 6 день заболевания состояние вновь ухудшилось, температура тела увеличилась до 38,9. Озноб, одномоментное выделение большого количества мокроты (до стакана) зловонной мокроты. После отделения мокроты температура тела нормализовалась.
При осмотре: состояние средней тяжести. ЧД 22 в 1 минуту. При сравнительной перкуссии в правой подключичной области выявлен участок тимпанического звука, там же при аускультации — дыхание амфорическое.
При рентгенографии ( прямой снимок и правый боковой) выявляется просветление с уровнем жидкости и зоной перифокальной инфильтрации.
1. Какой легочный синдром имеется у больного?
2. Механизм возникновения тимпанического звука.
3. Условия для возникновения амфорического дыхания.
Задача № 8
Больная С., 46 лет, поступила в пульмонологическое отделение с жалобами на затруднение дыхания (преимущественно выдоха), приступы удушья, которые возникают внезапно до появления кашля, начало приступа связывает с резкими запахами, приступ заканчивается кашлем с выделением «стекловидной» мокроты. Обострение связывает с цветением тополя.
При осмотре: Состояние тяжелое. Больная сидит, опираясь руками о спинку стула (с фиксированным плечевым поясом). ЧД 33 в 1 минуту. Выраженный цианоз лица, верхней половины туловища. На лбу капли пота, кожа тела влажная. При перкуссии нижние границы легких опущены. Экскурсия легочного края уменьшена. При проведении сравнительной перкуссии определяется коробочный легочный звук. Дыхание ослабленное выслушивается масса сухих рассеянных свистящих хрипов. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Пульс 124 в 1мин, ритмичный. АД 160 и 100 мм рт ст.
Мокрота – при микроскопическом исследовании мокроты обнаружены эозинофилы, кристаллы Шарко — Лейдена, спирали Куршмана.
В крови — увеличено количество эозинофилов.
1. Какой легочный синдром имеется у больной?
2. Расскажите о механизме экспираторной одышки?
3. Объясните образование хрипов у данной больной?
Задача № 9
Больной А., 25 лет, по профессии камнещик, обратился к врачу с жалобами на кашель с мокротой , боли в грудной клетке, связанные с глубоким дыханием и кашлем , повышение температуры.
Болен третий день. Заболел остро. Заболевание связывает с охлаждением.
При осмотре: температура 39,9 . Герпес на губах. Число дыханий 28 в 1 минуту. Цианоз губ. Слева имеется отставание пораженной половины грудной клетки при дыхании. Тупой перкуторный звук слева ниже угла лопатки , по средней и задней подмышечной линии. Голосовое дыхание усилено. В области притупления дыхание жесткое , выслушиваются влажные звонкие мелкопузырчатые хрипы. Тоны сердца приглушены, ослаблен 1 тон на верхушке, акцент 2-го тона над легочной артерией. Частота сердечных сокращений 112 в минуту. Артериальное давление 105 и 65 мм рт.столба.
Анализ крови: эритроциты 4500000, лейкоциты 20000, эозинофилы 0, п/я 8%, сегментоядерные 72%, лимфоциты 13%, моноциты 7%. СОЭ 40 мм в час.
1. О каком легочном синдроме можно думать?
2. Какое дополнительное исследование необходимо сделать больному?
3. С чем связан болевой синдром у больного?
Ответы на клинические задачи к теме: Легочные синдромы
Задача № 1.
1. Хронический бронхит.
2. Исследование ФВД.
. 3. Коробочный перкуторный звук появляется при увеличенном воздухонаполнении легких (эмфиземе).
Задача № 2.
1. Долевой инфильтративный синдром.
2. Крепитация (crepitatio) – ощущение похрустывания или потрескивания, возникающее при аускультации легких. Место образования крепитации – альвеолы.Условия образования крепитации – разлипание на вдохе стенок алвеол, смоченных экссудатом.
3 Ржавый.
Задача № 3.
1. Очаговый инфильтративный синдром.
2. Скопление жидкой мокроты в бронхах или гноя в полости. Достаточная скорость воздушной струи во время дыхательного цикла. При выслушивании влажные хрипы напоминают звук лопающихся пузырьков. Влажные хрипы хорошо воспроизводятся (имитируются) продуванием воздуха через соломинку, опущенную в воду. Калибр влажных хрипов определяется диаметром бронхов, в которых они образуются. При скоплении мокроты в мелких бронхах влажные мелкопузырчатые хрипы.
3. Локализация очагового инфильтрата в непосредственной близости с плеврой.
Задача № 4
1.Синдром нарушения бронхиальной проходимости.
2. «Стекловидная мокрота» имея вязкий характер закупоривает дыхательные пути и тем самым нарушает проходимость бронхов.
.4. Коробочный перкуторный звук появляется при увеличенном воздухонаполнении легких (эмфиземе
Задача № 5
1.Поражение париетального и висцерального листка плевры (сухой плеврит).
2. Касание париетального и висцерального листков плевры между собой.
3. Шум трения плевры (напоминает «хруст снега»).
Задача 6.
- Синдром жидкости в плевральной полости.
- При появлении жидкости в плевральной полости сообщение между листками прекращается и боль ,которая была при сухом плеврите — исчезает.
- Плевральная диагностическая пункция.
Задача 7.
1.Синдром воздушной полости.
2. Тимпанический звук определяется при перкуссии любой полости, заполненной газом. Такие условия при перкуссии грудной клетки возникают при развитии пневмоторакса (воздуха в плевральной полости) или наличия большой гладкостенной, близкой к поверхности, полости в легком.
При оценке тимпанического перкуторного звука необходимо помнить, что слева, в области VII, VIII, IX межреберий (место проекции па грудную клетку газового пузыря желудка и селезеночного угла ободочной кишки) тимпанический звук может определяться в норме (так называемое пространство Траубе).
3. Бронхиальное дыхание нежного, дующего тембра оценивается как амфорическое. Его можно воспроизвести, дуя над узким горлышком бутылки.
Задача № 8
1. Синдром нарушения бронхиальной проходимости.
2. Спазм бронхов и закупорка их стекловидной мокротой затрудняю выдох.
3. Сужение просвета бронхов, обусловленное бронхоспазмом, воспалительным или аллергическим отеком слизистой или сочетанием этих процессов. Скопление в просвете бронха густой, вязкой мокроты. Достаточная скорость воздушной струи во время дыхательного цикла.
Задача № 9.
1. Долевой инфильтративный синдром.
2. Рентгенография органов грудной полости в двух проекция (прямой и левый боковой).
3. Вовлечением плевры (плевропневмония).
ЛИТЕРАТУРА
1. Василенко В.Х., Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. – М., 1989. – 512 с.
2. Гиляровский С.А. Пропедевтика внутренних болезней. – М.,1960. – 412 с.
3. Губергриц А.Я. Непосредственное исследование больного. – М., Медицина,1972. – 412.
4. Ивашкин В.Т., В.К.Султанов. Пропедевтика внутренних болезней: Практикум, 2- , е, изд. – СПб: Питер, 2003, — 539 с.
5. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002, — 763 с.
6. Султанов В.К. Исследование объективного статуса больного. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – 240 с.
7. Черноруцкий М.В. Диагностика внутренних болезней. – Медгиз, 1954. – 670 с.
8. Шелагуров А.А. Пропедевтика внутренних болезней. М.: Медицина .,1975. – 480 с.
9. Шкляр Б.С. Диагностика внутренних болезней. Госмедиздат УССР, 1951, — 496 с.
Источник
Çàäà÷è
Çàäà÷à 1.
Ïàöèåíòêà 38 ëåò, â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî âðåìåíè ñòðàäàþùàÿ áðîíõèàëüíîé àñòìîé, îòìåòèëà ïîâûøåíèå ÀÄ äî 160 / 100 ìì ðò. ñò. è óâåëè÷åíèå ìàññû òåëà. Ïîÿâëåíèå ýòèõ ïðîáëåì ñâÿçàëà ñ ïðèåìîì ïðåäíèçîëîíà â ñóòî÷íîé äîçå 15 ìã (3 òàáëåòêè) è áåç êîíñóëüòàöèè ñ âðà÷îì ïðåêðàòèëà åãî ïðèåì. Íà ñëåäóþùèé äåíü ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ ïðèíÿòèÿ ïðåïàðàòà âîçîáíîâèëèñü ïðèñòóïû óäóøüÿ. Áûëà ãîñïèòàëèçèðîâàíà. Íî÷üþ â ñòàöèîíàðå ðàçâèëñÿ ïðèñòóï óäóøüÿ.
Ïðè îñìîòðå: ïîëîæåíèå âûíóæäåííîå, ñèäÿ ñ îïîðîé ðóêàìè î êðàé êðîâàòè; âîçáóæäåíà, ãîâîðèò îòäåëüíûìè ôðàçàìè; äûõàíèå øóìíîå, âûäîõ çàòðóäíåí, äèñòàíöèîííûå ñâèñòÿùèå õðèïû. ÀÄ 160 / 95 ìì ðò. ñò., ×ÑÑ 99 óä./ìèí, ÷àñòîòà äûõàíèÿ 22 â ìèí.  äîìàøíèõ óñëîâèÿõ êóïèðóåò ïðèñòóïû äîçèðîâàííûì àýðîçîëåì ñàëüáóòàìîëà.  äàííûé ìîìåíò èìååò ïðåïàðàò ñ ñîáîé.
1. Îïðåäåëèòå ñòåïåíü òÿæåñòè îáîñòðåíèÿ áðîíõèàëüíîéàñòìû.
2. Ñôîðìóëèðóéòå âîçìîæíûå ïðè÷èíû îáîñòðåíèÿ.
3. Ñîñòàâüòå ïëàí ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé.
Çàäà÷à 2.
Ïàöèåíò 32 ëåò ãîñïèòàëèçèðîâàí â ïóëüìîíîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå ñæàëîáàìè íà êàøåëü ñîòäåëåíèåì ìîêðîòû «ðæàâîãî» öâåòà, áîëü ïðè äûõàíèè è êàøëå ïîä ïðàâîé ëîïàòêîé, ãîëîâíóþ áîëü, ÷óâñòâî æàðà â òåëå.
Èç àíàìíåçà: áîëåí 2 äíÿ. Çàáîëåâàíèå íà÷àëîñü îñòðî, ñ îçíîáà, ïîâûøåíèÿ òåìïåðàòóðû äî 39,2 °C.
Ïðè îñìîòðå: ïàöèåíò âîçáóæäåí, îáåñïîêîåí êðîâîõàðêàíüåì, ïðåäïîëàãàåò, ÷òî ó íåãî òóáåðêóëåç ëåãêèõ. Ñîñòîÿíèå ñðåäíåé òÿæåñòè. Òåìïåðàòóðà òåëà 38,5 °C. Ëåæèò íà ïðàâîì áîêó, äûõàíèå ïîâåðõíîñòíîå. ×Ä 24 â ìèí, ×ÑÑ 104 â ìèí, ÀÄ 95/65 ìì ðò. ñò.
1. Îïðåäåëèòå äèàãíîç è ïëàí îáñëåäîâàíèÿ.
2. Ñôîðìóëèðóéòå òàêòèêó âåäåíèÿ è íàçíà÷åíèÿ.
Çàäà÷à 3.
Ïàöèåíò 58 ëåò äîñòàâëåí â ïðèåìíîå îòäåëåíèå ðîäñòâåííèêàìè â ñâÿçè ñ âíåçàïíî íà÷àâøèìñÿ îêîëî ÷àñà íàçàä âûäåëåíèåì êðîâè ïðè êàøëå.
Èç àíàìíåçà: ïîñëåäíèå 34 ìåñÿöà áåñïîêîÿò îáùàÿ ñëàáîñòü, êàøåëü ñîòäåëåíèåì íåáîëüøîãî êîëè÷åñòâà ìîêðîòû, ïåðèîäè÷åñêè ñ ïðîæèëêàìè êðîâè.
Ïðè îñìîòðå: ïàöèåíò èñïóãàí, âîçáóæäåí, ñ÷èòàåò, ÷òî óìèðàåò. Êàøåëü ÷àñòûé, ïðè êàæäîì êàøëåâîì òîë÷êå âûäåëÿåòñÿ àëàÿ ïåíèñòàÿ êðîâü. Êîæà è ñëèçèñòûå áëåäíûå. ×Ä 28 â ìèí, äûõàíèå ïåðèîäè÷åñêè êëîêî÷óùåå. ×ÑÑ 104 â ìèí, ÀÄ 100 / 70 ìì ðò. ñò.
1. Íàçîâèòå íåîòëîæíîå ñîñòîÿíèå, ðàçâèâøååñÿ ó ïàöèåíòà.
2. Ñôîðìóëèðóéòå ïðåäïîëîæèòåëüíûé äèàãíîç.
3. Ñîñòàâüòå ïëàí ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé.
Çàäà÷à 4.
Ïàöèåíò 47 ëåò, ñòðàäàþùèé áðîíõèàëüíîé àñòìîé, äîñòàâëåí â ïðèåìíîå îòäåëåíèå áðèãàäîé ñêîðîé ïîìîùè.
Èç àíàìíåçà: áîëåí îêîëî 3 ëåò. Ïîñëåäíåå âðåìÿ ïðèñòóïû áûëè ðåäêèìè íà ôîíå ïðèìåíåíèÿ àëüäåöèíà. Íåäåëþ íàçàä çàáîëåë ðåñïèðàòîðíî-âèðóñíîé èíôåêöèåé, ïðèñòóïû ñòàëè åæåäíåâíûìè äî 34 ðàç â ñóò, óñèëèëñÿ è ñòàë ïðèñòóïîîáðàçíûì íåïðîäóêòèâíûé êàøåëü.  ñâÿçè ñ ýòèì ñòàë ìíîãîêðàòíî â òå÷åíèå äíÿ èñïîëüçîâàòü èíãàëÿöèè ñàëüáóòàìîëà, êîòîðûé â íàñòîÿùåå âðåìÿ ïåðåñòàë ïîìîãàòü.
Ïðè îñìîòðå: ñîñòîÿíèå òÿæåëîå, ïàöèåíò âñòðåâîæåí, âîçáóæäåí, ïûòàåòñÿ ãëóáîêî äûøàòü, ãîâîðèò îòäåëüíûìè ñëîâàìè. Ïîëîæåíèå âûíóæäåííîå: ñèäÿ ñ îïîðîé ðóê î ñïèíêó êðîâàòè. Äûõàíèå øóìíîå, âûäîõ ñâèñòÿùèé, ðåçêî çàòðóäíåí è óäëèíåí. Áëåäíûé äèôôóçíûé öèàíîç, íàáóõàíèå øåéíûõ âåí, ×Ä 32 â ìèí, äûõàíèå ïåðèîäè÷åñêè êëîêî÷óùåå. ×ÑÑ 124 â ìèí, ÀÄ 90 / 60 ìì ðò. ñò.
1. Êàêîå íåîòëîæíîå ñîñòîÿíèå ðàçâèëîñü ó ïàöèåíòà?
2. Ñôîðìóëèðóéòå äèàãíîç.
3. Ñîñòàâüòå ïëàí îáñëåäîâàíèÿ è ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé.
Çàäà÷à 5.
Ïàöèåíòêà 43 ëåò ãîñïèòàëèçèðîâàíà â ïóëüìîíîëîãè÷åñêîå îòäåëåíèå â òÿæåëîì ñîñòîÿíèè ñ æàëîáàìè íà êàøåëü ñ ìîêðîòîé æåëòîãî öâåòà, îäûøêó, ñåðäöåáèåíèå, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû áîëåå 39 °C.
Èç àíàìíåçà èçâåñòíî, ÷òî 9 äíåé íàçàä â ìíîãîïðîôèëüíîì ñòàöèîíàðå áûëà ïðîèçâåäåíà ýíäîñêîïè÷åñêàÿ õîëåöèñòýêòîìèÿ ïî ïîâîäó ÆÊÁ. Íà÷èíàÿ ñ 3-ãî äíÿ ïîñëå îïåðàöèè îòìå÷àëîñü ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû äî 37,5 °C, îäíàêî â ñâÿçè ñ ñåìåéíûìè îáñòîÿòåëüñòâàìè âûïèñàíà íà 7-é äåíü ïîñëå îïåðàöèè ñ ñîõðàíÿþùèìñÿ ñóáôåáðèëèòåòîì. Îòìå÷àåò ðåçêîå óõóäøåíèå îáùåãî ñàìî÷óâñòâèÿ íàêàíóíå, ïîÿâëåíèå êàøëÿ ñìîêðîòîé, ïîâûøåíèå òåìïåðàòóðû äî 39,4 °C.
Ïðè îñìîòðå: æèâîò ìÿãêèé, áåçáîëåçíåííûé, ×Ä 32 â ìèí, ×ÑÑ 128 â ìèí, ÀÄ 85 / 55 ìì ðò. ñò.
Ïðè ðåíòãåíîëîãè÷åñêîì èññëåäîâàíèè: ëîêàëèçîâàííàÿ èíôèëüòðàöèÿ ëåãî÷íîé òêàíè â íèæíåé äîëå ïðàâîãî ëåãêîãî, ïëåâðèò, â îáùåì àíàëèçå êðîâè ëåéêîöèòîç 16 · 109/ë.
1. Ñôîðìóëèðóéòå äèàãíîç.
2. Ñîñòàâüòå ïëàí ëå÷åáíûõ ìåðîïðèÿòèé.
Çàäà÷à 6.
Ïàöèåíò 27 ëåò âî âðåìÿ òÿæåëîé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè îòìåòèë âîçíèêíîâåíèå îñòðîé áîëè â ïðàâîé ïîëîâèíå ãðóäíîé êëåòêè, óñèëèâàþùåéñÿ ïðè äûõàíèè, êàøëå; äûõàíèå çàòðóäíåíî èç-çà áîëåé.
Îáúåêòèâíî: ñîñòîÿíèå ñðåäíåé òÿæåñòè. Áîëüíîé áëåäåí, ëèöî ñöèàíîòè÷íûì îòòåíêîì, êàïëè ïîòà íà ëáó, íàáóõøèå øåéíûå âåíû. Òåëîñëîæåíèå àñòåíè÷åñêîå. Ïàöèåíò ïîíèæåííîãî ïèòàíèÿ, ÈÌÒ = 20. Èìåþòñÿ ïðèçíàêè äèñïëàçèè ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè: äîëèõîñòåíîìåëèÿ, âîðîíêîîáðàçíàÿ äåôîðìàöèÿ ãðóäíîé êëåòêè 1-é ñòåïåíè, ïðàâîñòîðîííèé ñêîëèîç ãðóäíîãî îòäåëà ïîçâîíî÷íèêà 1-é ñòåïåíè, íåïðàâèëüíûé ïðèêóñ. Äûõàíèå ïîâåðõíîñòíîå èç-çà áîëåé, ó÷àùåííîå äî 28 â ìèí. Äâèæåíèÿ ãðóäíîé êëåòêè àñèììåòðè÷íû. Ïðè ïåðêóññèè îïðåäåëÿåòñÿ òèìïàíè÷åñêèé çâóê íàä ïðàâîé ïîëîâèíîé ãðóäíîé êëåòêè. Ïðè àóñêóëüòàöèè: ðåçêî îñëàáëåííîå äûõàíèå ñïðàâà. Ïóëüñ ó÷àùåííûé äî 112 â ìèí, ñëàáûé. ÀÄ 90 / 50 ìì ðò. ñò.
1. Êàêîâ ïðåäâàðèòåëüíûéäèàãíîç è ïðåäðàñïîëàãàþùèå ôàêòîðû çàáîëåâàíèÿ?
2. Êàêîå èññëåäîâàíèå íåîáõîäèìî âûïîëíèòü ïàöèåíòó â ïåðâóþ î÷åðåäü?
3. Îïðåäåëèòå ëå÷åáíóþ òàêòèêó.
Çàäà÷à 7.
Ïàöèåíòêà 62 ëåò æàëóåòñÿ íà îäûøêó, ÷óâñòâî íåõâàòêè âîçäóõà, áîëü çà ãðóäèíîé.
Àíàìíåç çàáîëåâàíèÿ: ñ 30 ëåò ñòðàäàåò èíôåêöèîííî-àëëåðãè÷åñêîé áðîíõèàëüíîé àñòìîé.  òå÷åíèå ïîñëåäíèõ 5 ëåò ïåðèîäè÷åñêè ïîÿâëÿþòñÿ îòåêè íà íîãàõ, òÿæåñòü â ïðàâîì ïîäðåáåðüå. Ñîñòîÿíèå óõóäøèëîñü 2 ÷ íàçàä, êîãäà ïîÿâèëàñü âûðàæåííàÿ îäûøêà â ïîêîå, ÷óâñòâî íåõâàòêè âîçäóõà, ñäàâëèâàþùàÿ áîëü çà ãðóäèíîé.
Îáúåêòèâíî: ñîñòîÿíèå òÿæåëîå. Ïîëîæåíèå îðòîïíîå. Äèôôóçíûé öèàíîç, âûðàæåííûé àêðîöèàíîç. Íàáóõøèå øåéíûå âåíû. Ãðóäíàÿ êëåòêà áî÷êîîáðàçíîé ôîðìû. Âûáóõàþò íàäêëþ÷è÷íûå ÿìêè. Ïåðêóòîðíî: íàä ëåãêèìè êîðîáî÷íûé çâóê. Ïðè àóñêóëüòàöèè: äûõàíèå âåçèêóëÿðíîå, ðàâíîìåðíî îñëàáëåííîå, âûñëóøèâàþòñÿ ñóõèå ðàññåÿííûå õðèïû. Ïóëüñ ðèòìè÷íûé, ñëàáîãî íàïîëíåíèÿ, 116 â ìèí, ñèììåòðè÷åí íà îáåèõ ðóêàõ. Âèäíà ïóëüñàöèÿ â ýïèãàñòðàëüíîé îáëàñòè. Ãðàíèöû îòíîñèòåëüíîé ñåðäå÷íîé òóïîñòè: ïðàâàÿ íà 2 ñì êíàðóæè îò ïðàâîãî êðàÿ ãðóäèíû, âåðõíÿÿ III ðåáðî, ëåâàÿ íà 1,5 ñì êíàðóæè îò ñðåäíåêëþ÷è÷íîé ëèíèè. Òîíû ñåðäöà ïðèãëóøåíû, ðèòìè÷íûå, àêöåíò II òîíà íàä ëåãî÷íîé àðòåðèåé. Ïå÷åíü íà 2,5 ñì âûñòóïàåò èç-ïîä êðàÿ ðåáåðíîé äóãè, ïëîòíàÿ, áîëåçíåííàÿ. Îòåêè íîã â îáëàñòè ëîäûæåê è äî ñåðåäèíû ãîëåíåé.
1. Ñôîðìóëèðóéòå êëèíè÷åñêèé äèàãíîç.
2. Íàçíà÷üòå ëå÷åíèå.
Çàäà÷à 8.
Ïàöèåíò 45 ëåò, øàõòåð, äîñòàâëåí â îòäåëåíèå ïóëüìîíîëîãèè ìàøèíîé «ñêîðîé ïîìîùè». Ïðè ïîñòóïëåíèè æàëóåòñÿ íà ðåçêóþ îäûøêó, óñèëèâàþùóþñÿ ïðè ìàëåéøåé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå.
Àíàìíåç çàáîëåâàíèÿ: çàáîëåë 2 ÷ íàçàä íà ðàáîòå; â ìîìåíò ïîäíÿòèÿ òÿæåñòè âîçíèêëà ðåçêàÿ áîëü â ëåâîé ïîëîâèíå ãðóäíîé êëåòêè, êàøåëü. Áîëü áûñòðî óìåíüøèëàñü, íî íà÷àëà íàðàñòàòü îäûøêà, ñëàáîñòü, ïîÿâèëîñü ãîëîâîêðóæåíèå, áëåäíîñòü êîæè, õîëîäíûé ïîò, öèàíîç âèäèìûõ ñëèçèñòûõ.
Îáúåêòèâíî: ïðè ïåðêóññèè îáíàðóæèâàåòñÿ òèìïàíèò íàä âñåé ïîâåðõíîñòüþ ëåâîé ïîëîâèíû ãðóäíîé êëåòêè; äûõàíèå ñëåâà íå ïðîñëóøèâàåòñÿ; îïðåäåëÿåòñÿ ñìåùåíèå ñåðäöà âïðàâî. Ïóëüñ 120 óä. / ìèí, ñëàáîãî íàïîëíåíèÿ. Òîíû ñåðäöà ãëóõèå.
Íà ÝÊÃ ñíèæåíèå àìïëèòóäû çóáöîâ Ò.
1. Ïîñòàâèòü ïðåäâàðèòåëüíûéäèàãíîç.
2. Êàêèå äîïîëíèòåëüíûå èññëåäîâàíèÿ íåîáõîäèìî ïðîâåñòè äëÿ óòî÷íåíèÿ äèàãíîçà?
3. Êîíñóëüòàöèÿ êàêèõ ñïåöèàëèñòîâ íåîáõîäèìà äëÿ óòî÷íåíèÿ äèàãíîçà è îïðåäåëåíèÿ äàëüíåéøåéëå÷åáíîéòàêòèêè?
Çàäà÷à 9.
Ïàöèåíòêà 36 ëåò îáðàòèëàñü ê ñòîìàòîëîãó ñ æàëîáàìè íà îòå÷íîñòü, ãèïåðåìèþ, ÷óâñòâî ææåíèÿ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà. Ïðè áåñåäå ñ ïàöèåíòêîé âðà÷-ñòîìàòîëîã îáðàòèë âíèìàíèå íà îõðèïëîñòü ãîëîñà. Ïðè îñìîòðå âûÿâëåí âûðàæåííûé îðîôàðèíãåàëüíûé êàíäèäîç. Èç àíàìíåçà èçâåñòíî, ÷òî ñòðàäàåò áðîíõèàëüíîé àñòìîé è ðåãóëÿðíî ïîëüçóåòñÿ èíãàëÿöèîííûì ÃÊÑ àëüäåöèíîì.
Êàêèå ðåêîìåíäàöèè ïàöèåíòêå ìîæåò äàòü âðà÷-ñòîìàòîëîã?
Источник