Задачи на синдром ван дер вуда

Задачи на синдром ван дер вуда thumbnail

Синдром Ван дер Вуда является аутосомно-доминантным синдромом, который характеризуется развитием расщелин губ или нёба, развитием отличительных ямок в нижней губе, или в обоих губах. Это наиболее распространенный синдром, связанный с заячьей губой или волчьей пастью.

Синдром Ван дер Вуда. Причины

Синдром Ван дер Вуда имеет аутосомно-доминантный признак. Ген синдрома Ван дер Вуда находится на первой хромосоме в регионе 1q32-q41. Совсем недавно, исследователи предположили, что за развитие этого синдрома также может отвечать еще два других гена. Первый ген находится на хромосоме 17 в регионе 17p11.2-p11.1. И второй ген — IRF-6 (теоретически), который был идентифицирован как специфический. По второму гену еще остаются вопросы, так как исследования над ним проводились на лабораторных мышах. И мутации в этом гене приводили к развитию проблем в регуляции развития лицевых костей плода у мышей.

Синдром Ван дер Вуда. Патофизиология

Наиболее известные и устойчивые проявления синдрома Ван дер Вуда (аномалии неба и губ) уже начинают развиваться в спустя 30-50 дней после зачатия ребенка. В большинстве реальных случаев развитие этого синдрома было связано с делециями в хромосоме №1 в регионе 1q32-q41. Возможно, ответственность за развитие этого синдрома может также лежать на мутациях в гене IRF-6, но точный механизм влияния мутаций в этом гене на развитие черепно-лицевых аномалий является неопределенным. Ну и как мы уже говорили выше, мутации в хромосоме №17 в регионе 17p11.2-p11.1 также имеют отношение к развитию этого синдрома.

Синдром Ван дер Вуда. Симптомы и проявления

Орофациальные проявления

  • Синдром Ван дер Вуда характеризуется развитием расщелин в губах и / или в нёбе и отличительными ямками в нижней губе. Эта комбинация присутствует у приблизительно 70% лиц с этим синдромом, но присутствует менее чем у половины тех, кто является носителем дефектного гена.
  • Тяжесть проявлений может варьироваться в широких пределах, даже у членов одной семьи.

Заячья губа и волчья пасть

  • Заячья губа и волчья пасть являются относительно распространенным проявлением синдрома.
  • Тяжесть этих аномалий варьируется в широких пределах и может быть односторонней или двусторонней.
  • Субмукозная волчья пасть также является очень частым проявлением и она может быть легко пропущенна во время обычного физического обследования.
  • Раздвоенный язычок также может присутствовать у некоторых лиц с синдромом Ван дер Вуда.

Ямки на губах

  • Образование ямок на губах является довольно своеобразным проявлением. Ямки, как правило, медиальные, часто (но не всегда) появляются на ярко-красной части нижней губы. И уже с возрастом, они часто становятся простыми и относительно малозаметными углублениями. Тем не менее, глубина, диаметр и другие хар-ки этих ямок могут сильно изменяться между несколькими лицами с этим синдромом. Эти ямки, как правило, двусторонние и наиболее часто встречаются на нижней губе, хотя на сегодня уже также известно и о существовании других моделей расположения этих ямок.
  • У некоторых детей, в ямках можно обнаружить постоянные накопления слюны, это может происходить из-за того, что в этих ямках могут находиться дополнительные слюнные железы.

Заячья губа и волчья пасть у младенца с синдромом Ван дер Вуда

Заячья губа и волчья пасть у младенца с синдромом Ван дер Вуда

Аплазия волосистой части головы при синдроме Адамса-Оливера

У этого же ребенка, с синдромом Ван дер Вуда, на нижней губе расположено две ямки

Интраоральный вид заячьей губы и волчьей пасти у ребенка с синдромом

Интраоральный вид заячьей губы и волчьей пасти у ребенка с синдромом

Зубы: гиподонтия (отсутствие некоторых зубов) является одним из самых распространенных зубных проявлений у детей с этим синдромом, чаще всего у детей отсутствуют боковые резцы на нижней челюсти. В некоторых случаях, это может быть единственным проявлением. Другие пероральные проявления: хотя они и редко встречаются, эти другие проявления включают врожденную адгезию челюстей, узкое, высокое, арочное небо и анкилоглоссию. Внеротовые проявления:

  • Внеротовые проявления встречаются редко, но они включают развитие аномалий конечностей и развитие аномалий в головном мозгу.
  • В некоторых случаях, внеротовые проявления могут быть несвязанными или очень нечастыми, что может привести в замешательство работников здравоохранения.

Синдром Ван дер Вуда. Диагностика

Хотя постановка диагноза синдрома Ван дер Вуда, прежде всего, проводится на основе определения клинических проявлений и аномалий, хромосомный анализ может быть целесообразным у большинства пациентов. Эта технология быстро улучшается и ее можно проводить неинвазивно с использованием образцов тканей, которые можно легко и безболезненно получить от пациента (например, кусок ногтя).

Синдром Ван дер Вуда. Лечение

Наряду с тщательным анализом аномалий, тщательно общее физическое обследование может помочь в определении других связанных с синдромом отклонений, например это касается сердечно-сосудистой системы, мочеполовой системы, конечностей или других органов и систем. Расщелины губ и нёба или другие аномалии часто требуют хирургического вмешательства.

  • Реконструкция нижней губы может включать применение аллотрансплантата.
  • Даже у менее пострадавших лиц, хирургическое иссечение ямок на губе выполняется часто, это необходимо для облегчения дискомфорта или в косметических целях (например, для улучшения внешнего вида губ или для уменьшения слизистых выделений). Хирургическое удаление слюнных путей проводится очень редко, так как эта операция может быть сложной задачей, а сложности могут заключаться в том, что эти пути могут быть довольно длинными и они могут проникать в другие близлежащие структуры.
Читайте также:  Эпштейна барра и синдром хронической усталости

Синдром Ван дер Вуда. Осложнения

Волчья пасть может быть связана с трудностями в кормлении, речи. Такие дети также часто развивают средний отит и потерю слуха.

Синдром Ван дер Вуда. Прогноз

Тяжесть синдрома Ван дер Вуда варьирует в широких пределах, даже в отдельных семьях. Примерно 25% людей с синдрома являются бессимптомными или ощущают только минимальный дискомфорт, связанный с отсутствующими зубами или с углублениями в нижней губе. С другой стороны, другие лица могут иметь серьезные аномалии губ или неба. Ямы в губе часто связаны с дополнительными слюнными железами, которые иногда приводят к неловкому видимому слюновыделению.

Источник

Работа 10. Пенетрантность и экспрессивность гена как проявление модификационной изменчивости

I. Пенетрантность – проявление гена в признак, выражается количественно в % особей, обладающих признаком, среди всех носителей гена.

Решите задачи

8.Рецессивный ген (d) обуславливает предрасположение к сахарному диабету. Пенетрантность этого признака равна 20% (т.е. из лиц с генотипом dd заболевает только 20%). Определите вероятность предрасположения и вероятность заболевания диабетом ребёнка в семье гетерозиготных родителей.

9.При синдроме Ван дер Вуда (аутосомно-доминантный тип наследования) у 20% больных выявляется расщелина губы или нёба. Какова вероятность предрасположенности к заболеванию и вероятность развития расщелины у ребёнка в семье, где болен один из родителей?

10.Рецессивный ген COH1, расположенный в 8-й хромосоме, обуславливает предрасположение к развитию выступающих резцов. Пенетрантность признака равна 65%. Определите вероятность, что у ребёнка разовьётся аномалия зубов, если известно, что выступающие резцы были у матери ребёнка и деда по отцовской линии.

11.Отосклероз (поражение слуховых косточек) наследуется как аутосом- но-доминантный признак с пенетрантностью 30%. Отсутствие верхних боковых резцов наследуется как сцепленный с Х-хромосомой рецессивный признак с полной пенетрантностью. Определите вероятность рождения детей с обеими аномалиями одновременно в семье, где мать гетерозиготна в отношении обоих признаков, а отец нормален по обеим парам.

12.Синдром Ван дер Хеве определяется доминантным аутосомным плейотропным геном, вызывающим голубую окраску склер, хрупкость костей и глухоту. Пенетрантность признака изменчива. В ряде случаев (Штерн К., 1965) она составляет по голубой склере 100%, хрупкости костей – 63%, глухоте – 60%. В брак вступают два гетерозиготных носителя голубой склеры, нормальные в отношении других признаков синдрома. Определите вероятность рождения в этой семье глухих.

13.Полидактилия обусловлена аутосомно-доминантным геном с полной пенетрантностью, сахарный диабет – рецессивным геном, пенетрантность которого 20%. Определите вероятность одновременного проявления двух аномалий у детей в семье, где отец страдает сахарным диабетом, но нормален в отношении кисти, а у жены – полидактилия, но нормальный углеводный обмен. Известно, что у отца жены была полидактилия, а у матери – сахарный диабет.

II. Экспрессивность – различная степень выраженности признака. Например, при полидактилии (аутосомно-доминантный тип наследования) может наблюдаться различное увеличение числа пальцев кистей рук и стоп

Задачи на синдром ван дер вуда

ног. Проследите наследование полидактилии по родословной. Цифры у носителя признака: верхние указывают на число пальцев на руках, нижние – на число пальцев на ногах.

Решите задачи

14.Синдром Томпсона вызывается аутосомным доминантным геном с различной экспрессивностью. В 35% случаев у больных наблюдается арковидное нёбо или расщелина нёба, в 78% случаев – гипоплазия нижней челюсти, в 5% – умственная отсталость. Определите вероятность, что у ребёнка, родившегося в семье, где болен один из родителей, будет тяжёлая форма заболевания с проявлением всех перечисленных аномалий? Какова вероятность, что у ребёнка не проявится ни одной аномалии?

15.Синдром Гольтца (локальная атрофия кожи, недоразвитие нижней челюсти, агенезия и аномальное расположение зубов, дефект эмали, расщелина губы) обусловлен Х-сцепленным доминантным геном с различной экспрессивностью для женщин и летальностью для плодов мужского пола. Какова вероятность рождения больного ребёнка у матери, страдающей заболеванием?

Работа 11. Наследственные синдромы с аномалиями развития зубочелюстной системы у человека

В настоящее время выявлено несколько тысяч наследственных заболеваний, значительная часть которых сопровождается различными нарушениями развития зубов и челюстно-лицевой области. Все эти заболевания обусловлены мутациями нормальных генов, прямо или опосредованно определяющих развитие зубочелюстной системы. Мутантные гены могут быть как доминантными, так и рецессивными, иметь различную пенетрантность и экспрессивность, располагаться в аутосомах или половых хромосомах. Рецессивные мутации могли произойти много поколений назад, пополнив «гене-

тический груз» популяций человека. Существенную долю доминантных заболеваний составляют новые мутации, возникшие при гаметогенезе у родителей больного (спорадические случаи). Доля таких мутаций пропорциональна тяжести заболевания, степени нарушения репродуктивной функции и больше при высокой пенетрантности генов.

Изучите таблицу.

Тип наследо-

Название син-

Локализация

Аномалии

вания

дрома

гена

Аутосомно-

Синдром Коэна

Длинное

плечо

Гипоплазия

верхней

челю-

рецессивный

8-й хромосомы

сти (81%), вступающие рез-

цы (65%), микрогения (97%)

Хондроэкто-

Короткое

плечо

Частичная адонтия, мелкие,

дермальная

4-й хромосомы

рано выпадающие зубы не-

дистрофия

правильной формы, расще-

лина губы

Пикнодизостоз

Длинное

плечо

Гипоплазия

нижней

челю-

1-й хромосомы

сти, нарушение прорезыва-

ния зубов, аномалии формы

и расположения зубов

Аутосомно-

Волосо-зубо-

Длинное

плечо

Мелкие

зубы,

имеющие

доминантный

костный

син-

17-й хромосомы

тонкую

эмаль,

аномальное

дром

расположение пульпы, уве-

личенную полость

Глазо-зубо-

Длинное

плечо

Неправильный рост

зубов,

пальцевой син-

6-й хромосомы

микродонтия

и

частичная

дром

адонтия, гипоплазия эмали,

ранний кариес

Синдром

Том-

Длинное

плечо

Гипоплазия

нижней

челю-

сона

5-й хромосомы

сти (78%) и скуловых ко-

стей (81%), высокое арко-

видное нёбо или его расще-

лина (35%)

ЕЕС-синдром

Длинное

плечо

Расщелине губы и нёба,

7-й хромосомы

микродонтия, неправильная

форма

зубов,

гипоплазия

эмали

X-сцепленный

Ангидротиче-

Длинное

плечо

Гипоили адонтия, ано-

рецессивный

ская

экто-

X-хромосомы

мальная форма зубов, тремы

дермальная

дисплазия

Синдром

Аар-

Короткое

плечо

Гипоплазия

верхней

челю-

скога

X-хромосомы

сти (85%), макродентия

X-сцепленный

Рото-лице-

Короткое

плечо

Расщелина нёба (80%), ано-

доминантный

пальцевой син-

X-хромосомы

малии

передних

зубов

дром, тип I

(50%),

дольчатость

языка

(100%),

гипоплазия

скуло-

Читайте также:  Гомеопатия при лечении синдрома туретта

Тип наследо-

Название син-

Локализация

Аномалии

вания

дрома

гена

вых костей (75%)

Ото-палато-

Длинное

плечо

Расщелина нёба, аномаль-

дигитальный

X-хромосомы

ный рост зубов, частичная

синдром

анодентия

Синдром

не-

Длинное

плечо

Коническая форма зубов,

держания

пиг-

X-хромосомы

гипоили адонтия (65%),

мента

расщелина губы и нёба

Примечание. После названия аномалии в скобках указана пенетрантность признака.

Вопросы для самоподготовки

1.Определение изменчивости и её основных форм.

2.Что такое норма реакции, какова её зависимость от генотипа?

3.Примеры модификационной изменчивости признаков у человека.

4.Значение модификаций для адаптации организмов.

5.В чём суть статистического метода изучения модификационной изменчивости?

6.Каковы отличия мутаций от модификаций?

7.Виды генотипической изменчивости.

8.Комбинативная изменчивость, её причины и значение.

9.Принципы классификации мутаций.

10.Каковы причины мутаций?

11.Какое значение имеют мутации для человека?

12.Роль мутаций в развитии аномалий зубочелюстной системы у челове-

ка.

13.Какое эволюционное значение имеют разные формы изменчивости?

Тестовые задания

Выберите один правильный ответ.

1.НОРМА РЕАКЦИИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:

1.Генотипом

2.Средой

3.Фенотипом

4.Кроссинговером

5.Сцеплением генов

2.СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРИЗНАКА:

1.Экспрессивность

2.Пенетрантность

3.Комплементарность

4.Плейотропия

5.Полимерия

3.В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПОКОЛЕНИЙ МОГУТ ПЕРЕДАВАТЬСЯ И ВЫЗЫВАТЬ НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ МУТАЦИИ:

1.Генеративные генные

2.Соматические генные

3.Генеративные геномные

4.Соматические геномные

5.Доминантные летальные

4.ЗАБОЛЕВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА, ВЫЗВАННЫЕ ГЕНОМНЫМИ МУТАЦИЯМИ:

1.Мультифакториальные

2.Генные

3.Геномные

4.Хромосомные

5.РЕЗЕРВ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ ФОРМИРУЮТ МУТАЦИИ:

1.Рецессивные

2.Доминантные

3.Геномные

4.Хромосомные

5.Соматические

Выберите несколько правильных ответов.

6.К ГЕНОМНЫМ МУТАЦИЯМ ОТНОСЯТСЯ:

1.Делеции

2.Трисомии

3.Транслокации

4.Полиплоидии

5.Моносомии

6.Инверсии

7.ЗНАЧЕНИЕ КОМБИНАТИВНОЙ ИЗМЕНЧИВОСТИ:

1.Приспособление организмов к постоянно меняющимся условиям сре-

ды

2.Увеличение материала для естественного отбора

3.Проявление вредных рецессивных генов

4.Появление вредных рецессивных генов

5.Накопление генетического груза

Установите соответствие

8.МУТАЦИИ:

1.Генные

2.Хромосомные

3.Геномные ИЗМЕНЕНИЯ:

а) Поворот хромосомы на 180° б) Замена нуклеотидов

в) Увеличение количества хромосом на одну г) Кроссинговер

д) Обмен участками негомологичных хромосом е) Уменьшение набора хромосом в мейозе I

9.ИЗМЕНЧИВОСТЬ:

1.Модификационная

2.Комбинативная

3.Мутационная МЕХАНИЗМ: а) Кроссинговер

б) Репарация ДНК в) Амплификация

г) Изменение активности генов д) Нерасхождение гомологичных хромосом в мейозе 1 е) Репликация ДНК

10.ИЗМЕНЕНИЯ В ГЕНЕ:

1.Замена нуклеотида в экзоне

2.Замена нуклеотида в интроне

3.Выпадение нуклеотида в экзоне

4.Выпадение нуклеотида в интроне

ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ БЕЛКА: а) Отсутствуют б) Замена 1 аминокислоты

в) Замена многих аминокислот г) Увеличение на 1 аминокислоту

д) Уменьшение на 1 аминокислоту

Литература

Основная

Биология / Под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2001. – Т. 1. – С.

61-64, 84-90, 128-133, 145-147, 209-212.

Пехов А.П. Биология и общая генетика. – М.: Изд-во РУДН, 1993. – С. 8692, 155-163, 180-183.

Дополнительная

Медицинская и клиническая генетика для стоматологов / Под ред. О.О. Янушевича. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 2002.

Дурнев А.Д., Серединин С.Б. Мутагены. – М.: Медицина, 1998. Захаров А.Ф. и др. Хромосомы человека: Атлас. – М.: Медицина, 1982.

Козлова С.И., Демикова Н.С. Наследственные синдромы и медико-гене- тическое консультирование. – М.: Товарищество научных изданий КМК,

2007.

Тема 2.4. Методы изучения генетики человека

Цель. Изучить методы медицинской генетики. Уметь составлять родословные, устанавливать тип наследования признака и прогнозировать наследственные заболевания у потомства. Знать методы исследования кариотипа, хромосомные болезни, обусловленные нарушением числа и структуры хромосом. Уметь выявлять соотносительную роль генетических и средовых факторов в формировании признака. Знать основы генетики популяций, уметь рассчитать частоты генов и генотипов в популяции. Изучить современные методы молекулярной генетики.

Человек как объект генетических исследований обладает рядом особенностей, представляющих трудности для изучения: к нему не применим метод экспериментальной гибридизации, у человека немногочисленное потомство, не всегда возможно одновременное обследование трёх и более поколений семьи. Вместе с тем генетический анализ у человека существенно облегчается благодаря высокой степени изученности у него морфологических, биохимических, физиологических, молекулярных и других процессов. Учитывая все эти особенности, генетиками разработаны приёмы и методы, позволяющие изучать закономерности наследственности и изменчивости у людей, роль наследственных и средовых факторов в возникновении болезней, мутагенез, распространение мутантных генов в человеческих популяциях, молекулярно-генетические процессы у человека.

Читайте также:  Как выглядит анализ на синдром дауна

Один из первых методов генетики человека – генеалогический, предложенный в конце XIX века Ф. Гальтоном, основан на составлении родословных. Несмотря на появление новых современных методов, анализ родословных не потерял своей актуальности и успешно применяется для установления наследственного характера признака и типа наследования. Значительного прогресса в области генетики человека удалось достигнуть в 50-е годы XX столетия, когда были разработаны методы изучения кариотипа. Именно в это время выявлены и охарактеризованы основные синдромы трисомий по аутосомам и половым хромосомам. Однако революционный прорыв в генетических исследованиях стал возможен благодаря молекулярногенетическим методам. В этой области важным достижением стала разработка методов секвенирования, т.е. определения последовательности нуклеотидов в ДНК человека. В начале XXI века была завершена международная программа «Геном человека», результатом которой было секвенирование 3 млрд пар нуклеотидов и идентификация большинства генов. Показано, что общее число генов у человека составляет около 30000, что намного меньше, чем предполагалось ранее, и всего в два раза больше, чем число ге-

нов у плодовой мушки-дрозофилы или микроскопического круглого червя – почвенной нематоды. Из общего количества генов более 20 тыс. идентифицировано, примерно половина из них картирована на индивидуальных хромосомах. Использование молекулярных подходов позволило не только картировать гены, но и идентифицировать в них основные типы мутаций, обуславливающих развитие наследственных заболеваний. К настоящему времени картировано более 1000 генов человека, контролирующих возникновение той или иной патологии, большая часть этих генов клонирована. Сейчас перед генетиками стоят задачи идентификации новых генов, выяснения их функций, разработки методов генной терапии с целью исправления генетических дефектов.

Задание для студентов

Работа 1. Методы генетики человека

Изучите и перепишите таблицу.

Методы генетики чело-

Цель и возможности метода

века

1. Генеалогический

Оценка наследственной обусловленности при-

знака, определение характера и типа наследова-

ния, прогнозирование заболеваний потомства,

изучение интенсивности мутационного процес-

са, экспрессивности и пенетрантности аллеля

2. Цитогенетический

Изучение кариотипа человека в норме и патоло-

гии, строения отдельных хромосом, полового

хроматина. Диагностика хромосомных болез-

ней, связанных с изменением числа и структуры

хромосом. Экспресс-метод определения полово-

го хроматина, показывающего изменение числа

половых хромосом

3. Близнецовый

Изучение закономерностей наследования в па-

рах одно- и разнояйцовых близнецов. Опреде-

ление соотносительной роли наследственности

и среды в формировании признака или заболе-

вания. Выявление пенетрантности аллеля, оцен-

ка действия на организм внешних факторов

4. Популяционно-статис-

Определение частот встречаемости аллелей и

тический

генотипов в популяции, изучение генетической

структуры популяции. Оценка распространения

наследственных болезней в популяциях челове-

ка

5. Биохимический

Изучение наследственных заболеваний, обу-

словленных генными мутациями. Обнаружение

дефектов ферментов, структурных и транспорт-

ных белков, вызывающих врождённые болезни

обмена веществ

6. Дерматоглифика

Изучение кожных узоров пальцев и ладоней для

диагностики хромосомных болезней

7. Метод генетики сома-

Изучение наследственности и изменчивости со-

тических клеток

матических клеток, регуляции генной активно-

сти, патогенеза на клеточном уровне. Определе-

ние локализации и механизмов действия генов,

групп сцепления генов

8. Иммунологический

Изучение генов, отвечающих за болезни им-

мунной системы, тканевую совместимость,

эритроцитарные факторы групп крови (АВ0; ре-

зус-фактор и др.)

9. Методы

Изучение механизмов развития наследственных

моделирования

болезней у человека с помощью мутантных ли-

ний животных, имеющих сходные нарушения

10. Клонирование

Получение клонов клеток, тканей, органов, ор-

ганизмов из соматических клеток. Представляет

возможность использования стволовых эмбрио-

нальных клеток в качестве материала для транс-

плантации. Является основой биологического

конструирования на уровне отдельных тканей,

органов и организмов

11. Молекулярно-генети-

Изучение последовательности нуклеотидов в

ческие методы. Генная

ДНК (секвенирование); картирование генов,

инженерия

идентификация мутаций; гибридизация с ДНК-

зондами и возможность диагностики наслед-

ственных заболеваний; создание геномных биб-

лиотек; получение рекомбинантных ДНК

Задачи на синдром ван дер вуда

Работа 2. Генеалогический метод

Изучите символы, наиболее часто используемые при составлении родословных.

Изучите и перепишите особенности родословных при различных типах наследования (рис. 1-5).

I. Для родословных при аутосомно-доминантном типе наследования характерно:

•при достаточном числе потомков признак обнаруживается в каждом поколении;

•наследуется признак примерно половиною детей;

•потомки мужского и женского пола наследуют признак одинаково ча-

сто;

•оба родителя в равной мере передают признаки детям.

Источник